Домой Заготовки на зиму Игры для детей на улице летом: большая подборка. Подвижные игры на свежем воздухе материал (старшая группа) на тему Подвижные игры на открытом воздухе

Игры для детей на улице летом: большая подборка. Подвижные игры на свежем воздухе материал (старшая группа) на тему Подвижные игры на открытом воздухе

Оксана Руднева
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом

Описание работы : Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей , а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника . Она вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества) .

Цель : формировать навыки здорового образа жизни, повышение социальной активности, развития быстроты и ловкости у детей старше дошкольного возраста в рамках ФГОС .

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи :

Обучающие :

1. Приобретение знаний, умений и навыков предшествующие к игровой деятельности.

2. Развитие мотивации к игровой деятельности.

3. Воспитывать интерес к играм на свежем воздухе ;

Развивающие :

1. Развивать внимание, логическое мышление, ловкость, быстроту, координацию движений;

2. Активизировать творческий потенциал.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки и умения.

Воспитывающие :

1. Формировать культуру общения друг с другом.

2. Воспитывать аккуратность, честность, вежливость.

3. Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни

Описание материала : материал будет полезен педагогам-психологам и воспитателям при организации летнего досуга с детьми старшего дошкольного возраста . Рекомендуется провести на летней площадке в начале лета.

Оборудование : мяч, мел, скалка, обруч, маленькие резиновые мячики, шнурок (лента, веревка, повязка на глаза, метла, стулья, швабры и т. д.

Организовать практически любую детскую игру не сложно,если :

1) объясните детям правила выбранной игры ;

2) напомните о безопасности и внимательном отношении друг к другу;

3) выберите ведущего для первой игры - и можно начинать .

Летом очень удобно организовывать проведение различных подвижных игр и упражнений на свежем воздухе . Физические упражнения на природе чрезвычайно благоприятны для совершенствования многих движений детей , развития их двигательных качеств. Широкий простор позволяет двигаться активно, свободно, непринужденно, что способствует развитию сноровки, ловкости, выносливости ребенка.

Игра «Найди»

Цель : развитие внимания.

Ход игры : найди, где здесь стоит красная лопата? А синюю ведерку найдешь? А где грибочки растут? Найди черную птицу? И т. п. Эти незамысловатые задания хорошо развивают внимание ребенка. Начинать можно с простых заданий, и постепенно усложнять описание предметов,которые нужно найти :

Игра «Змейка»

Цель : развитие координации движений.

Ход игры : дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры ,на бегу описывает разнообразные фигуры : по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем раскручивает её. Змейка останавливается, затем закручивается вокруг ведущего.

Игра «Прыжки с мячом»

Цель : развитие мускулатуры ног и развитие координации движений.

Ход игры : ребенок прыгает вдоль линии с зажатым между ног мячом в разные стороны, с помощью прыжков продвигаясь вперед до конца отмеренной дистанции. При этом мяч должен оставаться между ногами и не выпадать, затем взять мяч в руки и бегом вернуться назад к старту .

Игра «Прыжки через скакалку» - веселая детская игра со скакалкой на выносливость и координацию движений.

Цель

Ход игры : взрослый держит веревку в руках и медленно поворачивается на 180° вокруг своей оси. Ребенок должен при приближении скакалки (веревки) подпрыгивать, чтобы она не касалась его ног. Если ребенок не успевает подпрыгнуть - следует начать играть сначала.

Игра «У медведя во бору»

Цель : развитие быстроты и ловкости.

Ход игры : на одной стороне площадки - берлога медведя (круг, на другой (за чертой) - дом детей . Они выходят из дома и идут к берлоге,приговаривая :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит играющих. Дети убегают в свой дом. (Дети имитируют движения : собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются, переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги, подлезают под корни деревьев (подлезание боком, срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх) .

Игра «Охотники и зайцы» - подвижная , веселая игра для большой группы детей .

Цель : снятие психоэмоционального напряжения.

Ход игры : с помощью считалки выбирают двух "охотников", которые берут в руки по маленькому резиновому мячику. Остальные дети - "зайцы", они сидят в "норке" - на противоположной стороне площадки за начерченной чёрточкой. Охотники обходят площадку, притворяясь, что ищут добычу, потом прячутся за двумя стульчиками или просто приседают в уголке площадки.

На слова воспитателя "Зайчик прыг-скок в зелёный лесок" зайцы выбегают на середину площадки, начинают прыгать. На сигнал "Охотники!" зайцы убегают в свои убежища, а охотники охотятся на них - целятся мячиками под ноги. В кого попадут - те дети становятся охотниками. (Надо следить, чтобы охотники бросали мяч как правой, так и левой рукой и лишь под ноги зайцам).

Игра «На поляне» - динамичная игра с мячом.

Цель : развитие координации движений, ориентации в собственном теле.

Ход игры : На расстоянии 3 м от малыша устанавливается обруч.

Ребенок бросает мячики, стараясь попасть в цель (на обруч) . При попадании засчитывается очко. Расстояние можно менять в зависимости от успехов ребенка.

Игра «Куры в огороде»

Цель : развитие координации движений; повышение активности.

Ход игры : с помощью шнурка (скакалки, мела) ограничивается небольшое пространство. Это «огород» . Недалеко от него ставится стул - «будка» сторожа. Роль «сторожа» сначала выполняет воспитатель. Дети - «куры» . Как только «сторож» садится на стул, «куры» пробираются в «огород» и начинают там бегать, клевать, кудахтать. «Сторож» замечает «кур» и гонит их из огорода - хлопает в ладоши,приговаривая : «Кыш! Кыш!» . «Куры» убегают. «Сторож» обходит «огород» и снова садится. Игра возобновляется.

Игра «Жмурки» - динамичная игра, хорошо развивающая слух, внимательность, координацию и реакцию у ведущего игрока и ловкость и реакцию у остальных игроков.

Цель : развивать внимание и логическое мышление.

Ход игры : Выберите гонящего. Наденьте ему повязку на глаза. Он должен ловить остальных детей , которые передвигаются как можно тише, и дают знать гонящему о своем местонахождении хлопками, голосом или другими сигналами. Если гонящий поймал кого-либо, он должен, не снимая повязки, постараться отгадать , кто это. Если не отгадал, то продолжает водить. А если отгадал правильно, пойманный становится гонящим.

Игра «Танцоры» - активная игра для развития ловкости, раскрепощенности, координации движений для детей старше дошкольного возраста .

Цель : развитие координации движений; повышение активности.

Ход игры : под различные мелодии можно попросить детей танцевать разными способами : зажав мяч (яблоко) между лбами; верхом на метлах; со стульями; со швабрами и т. д.

Игра «Эстафета парами» - динамичная, веселая игра.

Цель : способствовать сплочению коллектива.

Ход игры : Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположном стороне площадки (на расстоянии 6 - 8 м.) поставлены какие-либо предметы (кубы, деревянные чурбачки) . По сигналу взрослого первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта , убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары.

Выигрывает та колонна , игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.

Вывод : Лето - это чудесное время, когда дети почти все свое время проводят на улице. В то же время, для того, чтобы лето стало для детей по-настоящему веселой и интересной порой, важно правильно организовать их досуг, найти те игры для детей летом , которые по-настоящему понравятся им. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей . Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Когда детская компания собирается на даче или в частном доме, на лесной полянке или берегу речки, а, может быть, на летней площадке кафе, взрослые обязательно столкнутся с проблемой: чем весело и увлекательно занять ребятню, оторванную от привычных гаджетов? Особенно если речь идет не просто о дружеском общении, а о детском празднике, например, дне рождения или выпускном из начальной школы.

С помощью проверенных годами, а также осовремененных забав на свежем воздухе можно так увлечь детей совместным времяпрепровождением, что они долго будут вспоминать этот праздник и страстно просить о повторении!

Мы предлагаем вашему вниманию подвижные игры и конкурсы для детей для проведения праздника на природе летом или весной. В зависимости от разношерстности детской компании, особенностей и интересов маленьких гостей, организаторы могут комбинировать конкурсы из разных групп.

Включайте фантазию! Многие конкурсы можно адаптировать под тему вашего праздника. Например, игры на основе догонялок совсем не обязательно должны называться «кошки-мышки»: может быть, это команда щенков гонится за КОТОстрофой , акула за маленькими рыбками или колдунья за принцессами !

Для ряда игр нужен несложный реквизит, большинство из которого всегда под рукой, но лучше побеспокоиться о нем заранее:

  • веревочка;
  • кегли или утяжеленные водой, фасолью или горохом пластиковые бутылки;
  • мяч (мячи);
  • воздушные шары;
  • кусок ткани, тюля, длинный шарф;
  • камушки;
  • каштаны;
  • овощи и фрукты;
  • водяные пистолеты.

Не забудьте позаботиться о призах и сувенирах для юных победителей в конкурсах!

Игры-единоборства

Эти конкурсы основаны на том, чтобы победить в определенном поединке. И пусть сражение шуточное, победа – всегда победа, и она должна быть поощрена призом.

  1. «Петухи» . Дети разбиваются на пары. К лодыжке каждого ребенка привязывается воздушный шарик. Задача: лопнуть шарик противника, наступив на него, при этом не дав лопнуть свой. Во время игры непременно нужно включить веселую музыку.
  2. «Царь горы» . Возможны различные вариации этой популярной игры. Можно попытаться сбить «царя» с бревна длинным воздушным шариком или подушкой. А если не сбивать, а попытаться снять огромную корону и надеть ее на себя? Или посоревноваться, кто дольше удержит равновесие, стоя на мяче? Или удерживая на кончике пальца воздушный шар?
  3. Турнир . Эта шумная и веселая игра доставит массу удовольствия детям (и, как правило, приводит в ужас взрослых!) Дайте детям наволочки с горсточкой перьев в каждой, надутые воздушные шарики, бумажные «бомбочки» с водой и предложите победить команду противника! Можно устроить водяные «Казаки-разбойники»: при попадании в руку стрелять этой рукой уже нельзя, при попадании в ногу придется прыгать на одной, ну, а если попали в голову, что поделать, выбываешь! Тут нужен арбитр. Зато можно осуществить замечательно веселое сражение двух армий! Пусть дети получат удовольствие, да и взрослые с ними вместе.
  4. «Папарацци» . Игра основана на том, что у современных детей очень часто присутствуют при себе мобильные телефоны со встроенной камерой. Пусть пара участников возьмет в руки «оружие». На спину каждому прикрепляют «секретный знак» – какую-нибудь яркую картинку, например, цветок, животное, радугу. Задача – сфотографировать знак соперника быстрее, чем он сфотографирует твой, пока звучит музыка. Представляете, какой веселый «танец» увидят окружающие? А победителя легко будет определить по получившимся снимкам.

Игры – бегалки и прыгалки

1. Эстафеты .

Дети очень любят по очереди бегать за различными предметами и выполнять замысловатые действия. В зависимости от тематики праздника и наличии реквизите можно предложить самые разные сценарии эстафет, творчески их обыграв и разделив детей на две или три команды:

  • оббежать цепочкой выставленные на дорожке кегли или бутылки и вернуться;
  • накормить зайку (ежика, собачку…) морковкой (яблоком, косточкой и т.п.): на финише лежит игрушка, которой надо носить «лакомство» по одному;
  • бег с палочкой, на которую на финише надо нанизать листочек и вернуться, а следующий продолжит общий «шашлычок»;
  • совместный бег в разных интересных вариациях: положив руку на плечо впередистоящего, держа согнутую ногу того, кто стоит позади, или просто «паровозиком», присоединяясь по одному;
  • расставить детей из разных команд по маршруту, и начинается бег с передачей эстафетной палки, мяча или игрушки: главное, не передать палку сопернику из другой команды!

2. Различные салки .

Всякие вариации на основе «догони-поймай». Ловить можно того, на ком нет одежды определенного цвета («цветные салки»). Можно присоединять к себе пойманного игрока и дальше ловить уже вдвоем, удлиняя цепь.

А если дать двум водящим длинный шарф или веревочку, то остальных будет интересно ловить, загоняя в «петлю».

Забавными могут быть «салки улиток» – догонять придется ползущих участников, накрытых картонными коробками. Или «одноногие салки» – и ловящий, и убегающие прыгают на одной ножке!

3. «Самолеты» .

На дорожке нарисованы мелом или выложены из веревочек круглые «посадочные площадки», их на 1 меньше, чем игроков. Один из участников – диспетчер. Он водит цепочку «самолетов», задавая маршрут, командуя помахать правым или левым крылом, комментируя, что находится прямо по курсу.

При команде «Погода нелетная!» нужно быстро занять посадочную площадку. Диспетчер тоже пытается это сделать. Кто не успел – станет диспетчером вместо водящего.

4. Осовремененные «резиночки» .

Помните игры детства наших мам, когда двое стояли, держа на щиколотках или коленках длинную резинку, а третий прыгал, соблюдая определенную «программу»?

Если придумать различным способам прыгания интересные современные названия, например, «лабутены», «робокарчики» и др., можно попробовать увлечь этой игрой небольшую компанию, особенно девичью. Кто прошел по программе дальше всех, не наступив на резинку, получает приз.

5. «Олимпиада» .

В эту игру можно сыграть с помощью тех же резиночек, что и в предыдущем конкурсе. Два участника держат за края конструкцию в виде бантика (резинка, концы которой связаны в круг, перекрещивается).

С возгласом «Олимпиада!» держащие придают конструкции определенное положение, а остальные участники должны пересечь ее, не коснувшись резинки. Можно попытаться перескочить через верх или пролезть в образовавшееся отверстие. Кто коснулся резинки – занимает место одного из держащих.

Победителю «олимпиады» (тому, кто смог пролезть больше всех раз подряд, установив новый рекорд) полагается медаль!

6. «Вышеножка» .

Вариант догонялок, при котором нельзя ловить того, кто встал на какую-нибудь возвышенность одной или обеими ногами. Если убегающий повис на турнике, он тоже вне игры!

Заранее нужно позаботиться о наличии на площадке скамеек, пеньков, перевернутых ведер и т.п.

7. «Заветное место» .

Еще одна игра для тех, кто не хочет выпускать мобильные телефоны из рук. Игра начинается, как обычные прятки.

Оборудуйте «заветное место»: например, скамеечку под кустом сирени, где водящий считает, пока игроки не спрячутся. Затем он идет всех искать, а игроки должны попытаться незаметно пробраться в «заветное место» и сделать там селфи.

Если водящему удалось найти их раньше или успеть сфотографировать в «заветном месте», он выиграл! А кадры останутся на память.

Игры на ловкие умения

Эти игры-конкурсы основаны на возможности произвести какие-нибудь трудные, неудобные и при этом смешные манипуляции с различными предметами. Победит тот, кто сделает это лучше и быстрее остальных. Веселее, когда в таких играх участвует большое количество детей, но некоторые можно проводить и с двумя-тремя участниками.

1.Подержал? Передай соседу.

Разными способами можно передавать друг другу, стоя рядком, те или иные предметы, например:

  • мячик под подбородком;
  • картонный градусник в подмышке;
  • палочку в зубах;
  • мягкую игрушку, зажав коленками;
  • в паре – перенести мяч, зажатый между спинами или между лбами.

2. «Руки прочь!»

Приготовьте небольшие предметы, овощи и фрукты, только позаботьтесь об их чистоте. Это могут быть яблоки, апельсины, морковка, огрурцы, а также мячики, каштаны, карандаши, некрупные игрушки и даже листики.

Разложите их вперемешку на столике. Задача детей – перенести предметы, каждый в свою корзину, расположенную на некотором расстоянии. Носить можно любым способом, кроме как используя пальцы рук! В ход пойдут локти, зубы, подбородок… Уронил – на 1 предмет в твоей корзинке будет меньше… Победит тот, у кого в корзинке в конце игры будет больше всех предметов.

3. «Каша для лисички» .

Обыграть этот конкурс можно любым удобным сценарием, для маленьких любителей «Колобка» подойдет такой: чтоб Лиса не съела Колобка, нужно накормить ее кашей!

Котелки для каши уже стоят на пенечке, а крупу в них нужно насыпать ложкой, которую юные «колобки» будут держать в зубах. Зачерпнул крупу из общего мешочка – и неси в свой котелок! Приз получит тот, чья лисичка окажется самой сытой.

4. «Фламинго» .

Полянка будет водной гладью, а босые дети, ступающие по травке – фламинго. Чтобы было интереснее, можно раздать бутафорские клювы или розовые накидки. По полянке разбросаны каштаны – это будут рыбки.

Фламинго должны их ловить – естественно, босыми ножками!– а потом относить и складывать в центр полянки, где будет «гнездо».

5. Полет «По приборам» .

Эта игра – для ребятишек постарше. Приготовьте «полосу препятствий»: веревочка, которую нужно будет переступить, кегли, чтобы их обходить, скамеечка, которую надо перелезть и т.п.

По очереди каждому игроку завязывают глаза, и он идет «по приборам», то есть следуя указаниям остальных. Можно допустить веселый гвалт, когда советовать будут все одновременно. Или внести нотку порядка, проведя первого игрока самостоятельно, а затем объявив, что каждый, кто только что преодолел полосу, становится диспетчером.

А если вы незаметно уберете часть препятствий, и игрок будет старательно преодолевать свободную дорожку, будет еще смешнее!

6. «Неудобное лакомство» .

Всем известно, как трудно съесть яблоко, висящее на нитке. А попробуйте-ка достать зубами конфету из миски с мукой или выпить воду из пластикового стаканчика без помощи рук!

Игры на одном месте

Когда все набегались и напрыгались, можно поиграть во что-то столь же веселое, но не требующее значительных перемещений. Такие игры немного успокоят детей и одновременно внесут дополнительное разнообразие.

  1. Выставка чудовищ . Предложите детям, пока играет музыка (выберите трек минут на 5), из всего, что они смогут найти на площадке, соорудить чудовище и дать ему название. Конечно, нужно, чтобы рядом имелись сухие ветки, веревочки, пустые ведерки, кастрюльки, пеньки и другой подобный реквизит. А затем пусть каждый создатель представит свое чудовище заинтересованной публике.
  2. «Съедобный подарок» . Для малышей эта игра не подойдет. Если дети веселятся в саду, где уже поспевают различные плоды, можно предложить им соорудить «съедобный подарок». Для этого надо найти и скомбинировать разные виды съедобных растений. Например, в яблоке вырезать отверстие и спрятать туда вишенку. Или завернуть клубничку в лист щавеля. Одариваемый должен определить, какие компоненты входят в подарок, и съесть хотя бы кусочек от каждого.
    Строгое правило – никаких несъедобных компонентов (поэтому игра – для сознательных детишек). Кто кому будет дарить подарок, определяется жеребьевкой или просто желанием детей.
  3. «Шумовой оркестр» . Как здорово, когда можно шуметь, не опасаясь потревожить соседей. Детям это удается так редко! Позвольте им соорудить «оркестр» из подручных материалов. Вы можете предложить им выбрать из ваших вариантов (барабан, бубен, свисток, музыкальный молоток и др.) или креативить по полной (кастрюля с крышкой, старая батарея и палка, штакетины забора, тыква вместо барабана). Чтобы дети лучше вошли в образ оркестрантов, наденьте каждому бумажный галстук-бабочку, выберите дирижера, вооружив его, например, огурцом или морковкой в качестве палочки. Для исполнения выберите песню, известную всем, и, конечно, не забудьте сфотографировать оркестр в полном составе!
  4. «Паровоз отходит!» Разбейте детей на пары и поставьте на расстоянии 70-80 см один от другого (например, по разные стороны дорожки). Один из них «уезжает на поезде», а другой его «провожает». Дорожка – это перрон, разделяющий их, а стекло «вагона» – звуконепроницаемое. Вы объясняете правила: провожающий вспомнил, что до отхода поезда нужно сообщить отъезжающему важную вещь (он прочтет ее на карточке). Но никаких звуков издавать нельзя, диалог придется вести жестами… Но вот незадача – поезд отойдет через три минуты!
    Когда ведущий объявляет «Поезд отходит!», можно будет выяснить, что же хотел передать первый игрок и что понял второй. Задания на карточках могут быть следующими: «Привези лекарство для бабушки», «У тебя остались мои ключи от квартиры», «Ты забыл кошелек», «Не беспокойся, я буду гулять с твоей собакой» и др.
  5. «Арбузный конструктор» . Если в угощении присутствовал арбуз, не спешите сразу выбрасывать корки – их можно использовать для еще одного очень интересного конкурса. Детям, умеющим обращаться с острыми предметами, дают зубочистки и задание: собрать из арбузных корок… Ну, кого вы хотите? Крокодила, корабль, самолет? Обязательна выставка поделок и призы для лучших «инженеров зеленых корок».

Детские квесты

Все популярнее становятся игры, основанные на поэтапном прохождении заданий или поиске спрятанных сокровищ. Такой конкурс, конечно, требует предварительной подготовки, но зато позволяет надолго занять детей, и к тому же, его легко привязать к любой тематике праздника. Различные вариации зависят от возраста и возможностей детей, а также вашего таланта организатора.

  1. «Волшебная лотерея» . Спрячьте «лотерейные шары» (коробочки от киндер-сюрпризов, разноцветные мячики, деревянные яйца, каштаны с написанными маркером номерами) в самых различных местах, где дети смогут их найти: под крыльцом, к зарослях малины, в дупле или между корнями старого дерева. Объявите поиск, а затем разыграйте полученные номера, за каждый вручив интересный приз.
  2. «Кладоискатели» . Изготовьте «пиратскую карту», следуя которой, дети смогут найти спрятанный «клад». Карта может быть одна или две разных для командного соревнования. Предусмотрите сложный маршрут с промежуточными пунктами, в которых нужно будет что-то выполнить, чтобы двигаться дальше. Например, «десять шагов на север от беседки» – а как определить, где север? Положите на столике в беседке компас, пусть сами догадаются им воспользоваться. Или подскажите им после отгадывания загадки. В финале «клад» можно будет выкопать (позаботьтесь о лопатках) или вытащить в сундуке из какого-нибудь тайника. «Кладом» послужат сувениры или сладости для всех гостей.
  3. «Следопыты» . Тут подготовка будет поосновательней. Маршрут поиска нужно определять на самой местности: стрелки, выложенные из веток, перевернутые и сдвинутые камушки, указания на стволах деревьев… Можно поступить немного проще: выкрасить гальку белой краской, нарисовать на каждом камушке стрелочку, и эти камушки-указатели спрятать на всей протяженности маршрута. Пусть дети ищут, куда же им двигаться дальше! Рискните усложнить путь обманными стрелками.
  4. «Разгадай и иди дальше» . Путь квеста будет отмечен загадками, в каждой из которых зашифрован определенный пункт поисков. Все зависит от того, какие загадки вы сможете найти или придумать: отгадкой должно служить то или иное место, например, пенек, садовая фигурка гнома или гриба, крыльцо, калитка, яблоня, собачья будка и т.п. Для старшей компании можно предложить дополнительные конкурсы на каждом пункте: чтобы получить следующую загадку, нужно, к примеру, отгадать ребус, что-то смастерить, спеть песню и т.п.
  5. «По фотографиям» . Можно раздать детям пронумерованные фотографии, на каждой из которых изображено определенное место. Конечно, снимки должны быть фрагментарными, чтобы ребятам пришлось подумать, а от какого дерева, к примеру, эта ветка, под которой спрятана следующая подсказка?
  6. «Зашифрованный финиш» . Выполняя задания на различных объектах, дети получают кодовую букву. В конце из полученных букв собирается слово – конечный пункт поисков.
  7. «Собери по списку» . Задача детей — принести все предметы из списка, который вы составите заранее. Список должен выглядеть, как загадка: «Что-то зеленое, что-то на букву К, что-то, состоящее из двух частей». А можно, чтобы дети вытянули из мешочка каждый по 5-7 букв и принесли предметы на каждую букву. Искать предметы можно на площадке, в саду, на именинном столе…

В любой комбинации предложенные конкурсы будут обязательно пользоваться у детей популярностью. А организатор всего этого великолепия заслужит любовь и благодарность детишек и их родителей, а также огромное желание снова прийти к вам в гости на интересный детский праздник. Ведь для детей возможность весело провести время гораздо ценнее угощения и даже подарков!

Игры на свежем воздухе не только полезны для здоровья, они также развивают в детях коммуникабельность. Ребятишки начинают понимать, что такое взаимопомощь, как иногда важно подчинять свои желания общим интересам, а это всё им пригодится во взрослой жизни.

Активные игры на свежем воздухе насыщают организм ребёнка кислородом, а это улучшает и мышечную работу, и мозговую активность. Играть можно на детской площадке во дворе, а также в парках, зонах отдыха. Чтобы дети быстро не уставали, лучше чередовать подвижные игры с более спокойными.

1. Коснись мяча

Дети становятся в круг, их задача - передавать мяч на вытянутых руках, чтобы водящий, который стоит за кругом, не достал мяч. У кого в руках мяч «запятнан», становится вместо водящего. По правилу: мяч кидать друг другу нельзя и если кто-то мяч роняет, то выбывает из игры.

2. Паровозик

Дети становятся друг за другом, держатся за впереди стоящего. Во главе паровозика ведущий - машинист, который ведёт его по своему маршруту. Дети должны следовать за ведущим, повторять его движения. Если тот подпрыгивает, то стоящие за ним ребята, должны подпрыгивать один за другим тоже, если поворачивает вокруг дерева, то «паровоз» следует за ним. По правилу: дети не должны отцепляться друг от друга, ведущему же не разрешается бегать быстро.

3. Пчелки

Детишки становятся в линейку, перед ними метров 15-20 мелом рисуется линия. Это домик пчёлок. Два-три человека (пчёлки) становятся за линию и по команде ведущего начинают не спеша двигаться по направлению к ребятам со словами: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Глянь — дупло высокой елки. Вылетают злые пчёлки!» Пчёлки начинают кружиться. В это время игроки произносят слова: «Нам не страшен пчёлок рой, убежим сейчас домой» и пытаются пробежать за линию, которая находится за спиной пчёлок. Те же пытаются поймать ребят, «ужалить». Кого «ужалила» пчела, в следующем кону становится вместо неё.

4. В лес за ягодами

Выбирается водящий - мишка. Он «спит» в обозначенном месте - берлоге. Дети выходят из дома (очертить кружок) в лес за ягодами (вместо ягод можно использовать любые лёгкие предметы). Они произносят: У медведя во бору грибы, ягоды беру. Медведь постыл, на печи застыл». По знаку ведущего медведь внезапно просыпается и бросается ловить детей на поляне. Побеждает не только тот, кто убежал от мишки, но и принёс домой больше ягод. Кого водящий поймал первым занимает его место в следующем кону.

5. Кошки-мышки

Дети становятся в круг, берутся за руки, в центре - «мышонок». За кругом на небольшом расстоянии находится «кошка». Руки детей подняты вверх, при приближении кошки, руки опускаются - ворота закрываются. Если кошка пытается пробраться через низ, то дети приседают, не давая кошке забраться в круг. Если же ей удаётся пробежать сквозь заслон, противоположная сторона быстро выпускает мышонка из круга, закрыв затем проход для кошки. Эта игра на внимание и быструю реакцию.


6. Воробьи

Очерчивается круг - диаметром 3-4 м, внутри него стоит водящий - «сокол». Остальные дети - «воробышки». Их задача - «клевать зерна», которые находятся внутри круга. Поэтому они запрыгивают и выпрыгивают из круга таким образом, чтобы сокол не запятнал их. До кого сокол дотронется - становится водящим в следующем туре.

7. Тише едешь, дальше будешь

Рисуется две черты на расстоянии примерно 5 м. Выбирается водящий. У одной черты становится игрок, у второй - спиной к игроку водящий. Водящий произносит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп» и резко оборачивается. В это время, двигающийся в его направлении игрок должен остановиться. Если он не успел «застыть», то становится вместо водящего. В игре могут принимать участие несколько человек.

8. Львы и зебры

Выбирается место - степь, где пасутся зебры, линиями обозначается река. Дети - зебры. Выбирается водящий - лев, который становится на возвышение (его логово) и произносит: «На охоту вышел лев, очень страшен его гнев! Раз, два, три, игру начни». Лев пытается поймать «добычу», зебры убегают. Они могут «перескочить» через реку, там безопасное место, где лев их не достанет. Если лев поймал зебру, он забирает её в своё логово.

9. «Король любит»

Выбирается водящий - король. Проводится линия, на ней король становится спиной к игрокам и произносит две фразы: «Король любит…» и «Король не любит…», называя при этом два цвета. Например, если король говорит: «Король любит синий цвет», то дети в одежде синих оттенков проходят рядом с королем спокойно. Если он говорит: «Король не любит красный», то ребята в одежде с красными вставками или рисунками должны пробежать мимо короля за линию, чтобы он до них не дотронулся.

Игры на свежем воздухе

для детей старшего дошкольного возраста

«Быстро по местам»

Играющие строятся в колонну по одному и вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящего. По команде воспитателя (руководителя) «Убежали!», все должны разбежаться в разные стороны. По команде: «Быстро по местам!», все должны построиться в и. п., положив руки на плечи впереди стоящего. Проигрывает тот, кто занял место последним.

Правила:

1.Нельзя толкаться, но надо быстрее найти своё место.

2.Руки обязательно надо положить впереди стоящему игроку.

«Салки-руки на стену»

Выбирается водящий, который встаёт посередине. Все остальные располагаются в произвольном порядке. Большую площадку необходимо ограничить. Водящий - «салка»- поднимает руки и громко говорит: «Я салка!». После этого все разбегаются в пределах площадки, а «салка» старается догнать кого-либо из убегающих. Игрок, которого «салка» коснулся рукой, считается осаленным и становится «салкой».

Правила:

1.Водящий может ловить только после того, как скажет «Я салка!».

2.Новый водящий не имеет права сразу ловить бывшего водящего.

3.Нельзя салить того, кто успеет положить обе ладони на стену.

«Продавец зверей»

На одном конце площадки обозначается место для дома, в котором «живёт» покупатель. В 14-20 шагах от дома обозначается место для продавца. Ещё дальше в 3-5 шагах от места нахождения продавца проводится стартовая черта. Перед ней выстраиваются игроки, которые принимают названия животных, например: собака, петух, курица, кот, корова, конь, овечка, коза и т. д. Названия известны продавцу, но неизвестны покупателю, находящемуся в своём домике. Покупатель подходит к продавцу и спрашивает: «Можно мне купить у вас коня?». Продавец отвечает: «Да, можно. Он стоит 10 рублей». При этих словах игрок под названием «конь» бежит к дому покупателя, а оттуда обратно на исходное место. Покупатель уплачивает цену за «коня» соответственно этой цены числом ударов по протянутой руке продавца и после этого бежит за своим животным. Если покупатель догоняет, то животное становится его, если нет, возвращается на исходное место и получает новое место (новое название животного). После поимки покупателем всех животных игра заканчивается.

Правила:

1.Нельзя назначать цену выше 10 рублей.

2.Если игрок достигает дома покупателя раньше его, то и покупатель должен добежать до дома, прежде чем ему дозволено ловить возвращающегося игрока.

«Удочка командная»

Для игры требуется верёвка с ленточкой на конце или просто скакалка. Играющие делятся на 2 команды. Все игроки становятся в круг, а водящий с верёвкой –в середину круга. Водящий, стоя в середине круга, вращает верёвку так, чтобы конец верёвки (скакалки) скользил под ногами подпрыгивающих игроков. Участники игры внимательно следят за движением верёвки и подпрыгивают в тот момент, когда верёвка окажется около ног. Задевший проигрывает верёвку проигрывает очко. После каждой ошибки счёт громко объявляется. Выигрывает команда, сделавшая меньше всего ошибок, т. е. набрав меньшее количество очков.

Правила:

1.Пойманым считается тот, чьей ноги коснётся верёвка не выше щиколотки.

2.При вращении верёвки уходить от него своего места не разрешается. Нарушив это правило счёт увеличивается на 1 очко.

«Эстафета зверей»

Играющие делятся на 2-4 команды равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Игроки в командах принимают названия зверей. Допустим: 1-медведи, 2-волки, 3-лисы и т. д. Каждый запоминает, какого зверя он изображает. Руководитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого зверя выбегают вперёд, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются на место. Тот, кто первым прибежит назад, выигрывает очко для своей команды. Руководитель зверей в разбивку, по своему усмотрению. Некоторых может вызывать несколько раз. Прибежавшие игроки каждый раз встают на свои места. Побеждает та команда, которая зарабатывает больше очков.

Правила:

1.Если оба (все) игрока прибегут одновременно, очко не присуждается никому.

2.Если игрок не добежит до конечного пункта, очко зарабатывает его партнёр из другой команды.

«Прыгающие воробышки»

На полу (асфальте) чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий –«кошка», которая приседает или встаёт в середине круга. Остальные игроки –«воробышки» находятся вне круга. По сигналу руководителя «воробышки» начинают впрыгивать и выпрыгивать из круга. «Кошка» старается поймать «воробышек», не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга. Можно сажать пойманных на скамейку рядом с кругом. Когда «кошка» поймает 3-4 «воробьёв» из не пойманных «воробьёв» выбирается новая «кошка». Пойманные, становятся «воробьями» и вступают в игру. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Правила:

1.Кошка может ловить «воробьёв» только в круге.

2.Воробей считается пойманным, если кошка коснётся рукой хотя бы одной ногой, находящегося в круге. Тот, кто пробежал через круг считается пойманным.


Эстафета с ложкой

Для игры необходимы две ложки и два любых круглых предмета (деревянные яйца, пинг-понговые шарики, картофелины и т.п.).

По сигналу дети должны дойти (добежать) до определенного места с ложкой в руках, в которой лежит круглый предмет, и вернуться назад.

Яйцо не должно упасть. Если оно упадет, его надо поднять и продолжить путь. Яйцо нельзя придерживать рукой.

Получает награду тот, кто первым придет к финишу. Соревноваться могут и команды.

Сюрприз

Для игры необходимо ведро или кастрюля и платок для завязывания глаз.

Выбирают водящего, завязывают ему глаза, дают в руки палку и ставят в середину круга.

Невдалеке от водящего на пол кладут какую-нибудь награду или утешительный приз и накрывают его емкостью. Проделывают это тихо, чтобы водящий ничего не слышал.

Водящего можно покружить вокруг себя. Он должен обойти круг и с помощью палки нащупать емкость.

Воспитатель следит за тем, чтобы водящий двигался с осторожностью, не размахивал палкой.

Как только водящий обнаружит емкость с кладом, ему разрешается снять повязку и вытащить сюрприз.

Попади в цель!

Для игры необходим картонный круг диаметром около 1 м, в середине которого имеется отверстие диаметром около 15 см, а также три мяча — тряпичных или теннисных.

Круг устанавливают под углом к полу на подставке или шесте. На круге можно нарисовать что-нибудь забавное, к примеру мордочку обезьяны, широко разинувшую рот, и т.п.

Играющие становятся на расстоянии 3—5 м от круга. Каждому дают три попытки, чтобы забросить мяч в отверстие на круге. За каждое попадание играющие получают по жетону, за которые по окончании игры выдается соответствующее вознаграждение. Расстояние можно при необходимости сократить.

В группе малышей расстояние до цели надо уменьшить.

Кольцеброс

В дерн или песок надо воткнуть две палки на расстоянии 2 м друг от друга.

Играющие становятся по очереди на линии, проведенной на расстоянии 2—3 м от палок. Каждый получает по три кольца, которые надо постараться накинуть на палки.

Величина колец и расстояние до палок от того, кто бросает кольца, должны соответствовать возрасту, росту и возможностям детей.

Бросание в цель

Несколько ярко раскрашенных жестяных банок надо подвесить на веревке, протянутой между стойками или деревьями.

Дети должны теннисными или тряпичными мячами попасть в банки.

Донести листок

Необходимы листки плотной бумаги размером с ладонь по числу играющих.

Эстафета проводится в безветренный день на участке или в помещении без сквозняков.

Играющих разбивают на две команды. Они строятся параллельно друг другу. Первому ребенку в каждой команде кладут на ладонь по листку плотной бумаги. Во время игры листок нельзя ничем придерживать. По команде воспитателя первые дети добегают до стульев (кеглей и т.п.), обегают их и бегут назад. Добежав до команды, перекладывают лист на ладонь следующего ребенка, а сами встают в конец ряда.

Если листок упадет, его нужно поднять и продолжить бег.

Эстафета продолжается до тех пор, пока не дойдет очередь до первого ребенка. Побеждает самая быстрая команда.

Вместо листков можно взять игрушечные автомобили на веревке, на которые ставят пластмассовый стакан, наполненный водой.

Суперэстафета

Для проведения эстафеты потребуется множество самых разных вещей: два передника, две кофточки, две шляпы и т.п.

Дети делятся на две команды, каждый член которой поочередно выполняет разные задания, приготовленные на определенном отрезке пути от старта до финиша: надеть и аккуратно завязать фартук сзади; переобуть обувь; надеть на себя кофту и застегнуть все пуговицы; надеть шапку и завязать завязки. Это могут быть и другие задания: одеть и причесать куклу; нагрузить и разгрузить игрушечную коляску; довезти на машине кубики; построить из кубиков башенку и т.п.

Выигрывает команда, которая наиболее быстро и правильно справится с заданиями эстафеты.

Нет! Да!

По команде воспитателя дети начинают свободно бегать по площадке и громко-громко кричать: «Нет! Нет!» Встречаясь, они заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат: «Нет! Нет!»

По команде воспитателя дети продолжают бегать, но кричат уже: «Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.

Прогулка по ручью

На полу или асфальте мелом рисуется извилистый ручеек с разной шириной в разных местах. Дети-«туристы» выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впередистоящему, расставляют ноги на ширину ручья и его истока.

Дети медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

Ритм ходьбы можно задавать стихотворением Е. Алябьевой «Веселый ручеек»:

Ручеек в лесу бежал

И зайчонка повстречал.

Тра-та-та-та, тра-та-та-та —

Громко тот по пню стучал.

Ручеек зайчонку вторит:

Дзынь-дзынь-дзынь, дзынь-дзынь-дзынь.

Колокольчик их услышал:

Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

Белочка спустилась с ветки

И орешками — хрум-хрум.

Тук-тук-тук — с березы дятел.

Ах, какой поднялся шум!

Футбол вслепую

В землю вбивается кол, к нему привязывается двухметровая веревка, а к концу веревки — футбольный мяч в сетке.

Играющему, находящемуся в 5—6 м от мяча, завязывают глаза, предлагают сделать полный поворот кругом, а затем подойти к мячу и ударить по нему ногой.

Кто попадет ногой по мячу, тот и выиграл.

Золотое зернышко

Играющие становятся в круг попарно, одна пара недалеко от другой. Один из играющих — водящий. Он подходит к какой-либо паре и говорит:

— Добрый день тебе! Что у тебя?

— Золотое зернышко, — отвечает ребенок из пары.

— Что за него?

— Гору снега и озеро воды...

При этом стоящие в паре разбегаются в разные стороны. Спрашивающий становится на их место. Игроки, обежавшие круг с разных сторон, стремятся занять прежние места. Кто добежит первым, тот и становится в паре с водящим, а опоздавший начинает водить, отправляясь с вопросами к другой паре.

Игру можно усложнить. Например, игроки, бегущие навстречу друг другу, должны при встрече взяться за руки, покружиться на месте и затем продолжить бег. Или: присесть, похлопать друг друга по ладоням, вскочить и продолжить бег. Можно придумать и другие усложнения, которые доставят удовольствие участникам игры.

Новое на сайте

>

Самое популярное