Домой Заготовки на зиму Исследования зоопсихологии. Методы зоопсихологических исследований методы зоопсихологии методы зоопсихологии. Субъективный метод, по Вагнеру2

Исследования зоопсихологии. Методы зоопсихологических исследований методы зоопсихологии методы зоопсихологии. Субъективный метод, по Вагнеру2

Тема №1 Предмет задачаи и методы зоопсихологии. Взаимосвязь с другими науками.doc

Предмет, задачи и методы зоопсихологии. Взаимосвязь зоопсихологии с другими науками. Зоопсихология и этология.

План:


  1. Зоопсихология как наука. Предмет и объект зоопсихологии.

  2. Методы зоопсихологии.

  3. Значение и роль зоопсихологии в системе наук.

  4. История развития зоопсихологических знаний.

Дидиктические единицы: Эволдюция психики, эволюция психики человека в филогенезе.

Зоопсихология – наука, занимающаяся изучением психической деятельности животных во всех ее направлениях. Современная зоопсихология – изучает поведение животных на основе нескольких компонентов:

1. Наблюдение за животным в естественных условиях;

2. Экспериментальный подход, который предполагает постановку поведенческого эксперимента в стандартных условиях, с использованием стандартных тестов и статистического анализа поведения животных.

^ Предмет зоопсихологии можно определить как предмет науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто – и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Кроме того, предметом зоопсихологии является происхождение и развитие психической деятельности у животных, а как следствие этого – предпосылки возникновения и развития человеческого сознания. Говоря о предмете зоопсихологии, Вагнер считал, что зоопсихология является частью сравнительной психологии, где в качестве второй составной частью включает в себя психологию человека. Сравнительная психология – это наука о закономерностях происхождения и развития психики животного и человека и выявления различий в их психической деятельности.

^ Объектом зоопсихологии является поведение животных. Кроме зоопсихологии, поведение животных изучают и другие науки, например этология, нейрофизиология, физиология ВНД.

Под поведением животных понимается совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Ученый – зоопсихолог изучает весь комплекс проявлений поведения и психической деятельности животного, рассматривая процесс психического отражения как продукт его внешней активности.

Рассматривая объект зоопсихологических исследований – поведение животных, следует указать на то, что зоопсихология в отличие от классической психологии, где всего один объект исследований – человек, имеет огромное количество объектов, число которых достоверно до сих пор неизвестно. Ежегодно в мире описывается сотни новых видов животных. Каждый вид имеет свои биологические, а соответственно и психологические особенности, поэтому для создания полной более или менее базы зоопсихологических данных надо тщательно исследовать хотя бы по одному представителю семейства, а в лучшем случае и рода. Однако современные зоопсихологи далеки от этой цели, так как обстоятельно и достоверно изучены только несколько десятков видов насекомых, рыб, птиц и млекопитающих, а о поведении подавляющего большинства видов имеются лишь обрывочные сведения.

^ Методы зоопсихологии.

Психологический анализ поведения животных осуществляется во время подробного изучения движений подопытного животного в процессе решения конкретных задач. Задачи следует подбирать таким образом, чтобы по движениям животного наиболее точно можно было судить о конкретном психическом качестве. Нельзя забывать и о физиологических состояниях животного, условиях проведения опыта, а также о любых внешних факторах, способных исказить чистоту эксперимента. Необходимо также использовать непосредственные наблюдения за поведением животных в естественных условиях.

Методы зоопсихологических исследований разнообразны, но все они в целом сводятся к постановке перед животным определенных задач.


  1. ^ Метод лабиринта. Основная задача для животного – найти путь к цели, которая непосредственно им не воспринимается. Конечной целью может служить как пищевая приманка, так и убежище, половой партнер. В случае заметного отклонения от цели может применяться наказание животного. Самый простой лабиринт имеет вид Т – образного коридора или трубки. При правильном выборе поворота, животное получает награду, при неправильном – наказывается. Могут быть и более сложные лабиринты. Результаты животного оцениваются по числу совершенных им ошибок и скорости достижения конечной цели. С помощью данного метода изучают такие вопросы как способность животного к научению, проблемы пространственной ориентации, в частности, роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, формирование чувственных обобщений.

  2. ^ Метод обходного пути – здесь для достижения цели необходимо обойти одну или несколько преград. В отличие от метода лабиринта, конечная цель непосредственно воспринимается объектом на протяжении всего пути. При оценке учитываются скорость и траектория движения животного при обхождении преграды.

  3. ^ Метод дифференцировочной дрессировки – направлен на выявление способности животного к различению нескольких объектов или признаков. Правильный выбор вознаграждается, в случае ошибки применяется наказание. Постепенно уменьшая различия между объектами, можно выявить пределы их дифференцировки теми или иными животными. С помощью этого метода можно получить сведения, характеризующие особенности зрения у животных изучаемого вида. Данный метод применяется для изучения процессов формирования навыков, памяти, способности к общению.

  4. ^ Метод выбора на образец – животному предлагается сделать выбор среди различных объектов, ориентируясь на определенный образец. Правильный выбор вознаграждается. Метод используется для изучения сенсорной сферы животных.

  5. ^ Метод проблемного ящика (клетки) – в процессе эксперимента животное должно с помощью различных приспособлений (рычаги, педали, щеколды) выйти из закрытой клетки или, напротив, проникнуть в нее. Иногда применяются запертые шкатулки, внутри которых лежит лакомство. Эксперимент можно усложнить – в этом случае запоры открываются в определенной последовательности, которую животное должно выучить. С помощью этого метода исследуется сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Чаще всего он используется при изучении поведения животных с развитыми хватательными конечностями, например, крыс, обезьян, енотов. Эксперименты служат в первую очередь для выявления высших психических способностей животных.
В ряде экспериментов изучается применение животными (особенно обезьянами) разных типов орудия. Например, с помощью палки животное должно подтянуть к себе лакомство, отодвинуть задвижку, привести в действие какой – либо механизм.

Кроме этого, в зоопсихологических исследованиях применяется анализ обычно манипулирования различными предметами, не подкрепляемый никакой наградой. Изучение такого поведения позволяет делать выводы об игровом поведении животных, ориентировочно – исследовательской деятельности, способностях к анализу и синтезу и некоторых других факторах, позволяющих пролить свет на ранние стадии эволюции человека.

^ Значение зоопсихологии.

Данные, полученные в ходе зоопсихологических исследований, важны для решения коренных проблем психологии, в частности, для выявления корней психологической деятельности человека, закономерностей происхождения и развития его сознания. В детской психологии зоопсихологические исследования помогают выявить биологические основы психики ребенка, его ее генетические корни. Зоопсихология вносит свой вклад и в педагогическую психологию, так как общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение (олигофрения, ДЦП – лошади, аутизм, индиго - дельфины). В медицинской практике исследования расстройств психической деятельности животных помогает изучать и лечить болезни людей. Применяются данные зоопсихологии и в сельском хозяйстве, звероводстве, охотничьем хозяйстве. Благодаря зоопсихологическим исследованиям становится возможным подготовить эти отрасли ко все возрастающему воздействию на естественную среду. Так, в звероводстве с помощью данных о поведении животных можно уменьшить стресс животных при в клетках и загонах, увеличить продуктивность, компенсировать различные неблагоприятные условия. Данные зоопсихологии необходимы и в антропологии, особенно при решении проблемы происхождения человека. Изучение поведения высших приматов, данные о ВПФ животных крайне важны для выяснения биологических предпосылок о основ антропогенеза, а также для изучения предыстории человечества и зарождения трудовой деятельности, общественной жизни и членораздельной речи.

^ История зоопсихологии.

В настоящее время зоопсихология переживает период активного развития. Традиционно принято разделять историю зоопсихологии на два периода: 1. до создания Ч.Дарвина эволюционного учения в 1859г.

2. период после Ч.Дарвина

Одним из основных вопросов, который занимал умы исследователей античности, был вопрос о том, существуют ли различия между сложной деятельностью животных и разумной деятельностью человека. Именно по этому поводу происходили первые столкновения философских школ. Древнегреческий философ Эпикур (341-270г.до н.э.)и его последователи (Лукреций (5в. До н.э. «О природе вещей») утверждали, что животное также как и человек, обладает душой, но при этом со своей определенностью отстаивали положение о материальности такой души.

^ Сократ (470-399г. до н.э.) и Платон (427-347 г. до н.э.) рассматривали душу как божественное явление, не связанное с телом. Души человека и животных различны, так как душа человека обладает чисто мыслительной силой. Животным же присуща только низшая форма души- побуждение, влечение. Позднее на основе этого учения были сформированы первые представления об инстинктах.

Аристотель (485-423 г. до н.э. «О душе») считал, что только душа оживляет тело, но лишь тело способно к чувственным впечатлениям и влечениям. В отличие от человека, наделенного разумом, способностью к познанию и свободной волей, у животных имеется лишь сметная «чувственная душа». Однако Аристотель делал оговорку для млекопитающих, считая, что все животным с красной кровью (у кузнечика – белая, у лобстера - голубая) и рождающим живых детенышей присуще те же пять чувств, что и человеку. Уникальность учения Аристотеля в том, что при изучении поведения животных он опирался на конкретные наблюдения (активность муравьев зависит от освещения, птенцы иначе поют если их отлучить от родителей).

Ж.О.Леметтри (1709-1751)считал, что инстинкты представляют собой совокупность движений, выполняемых животными вынужденно, вне зависимости от размышления и опыта. Инстинкты направлены в первую очередь на выживание вида и имеют строгую биологическую приспособленность.

Э.Б.Кондильяк (1715-1780 «Трактат о животных»)считал, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения сознания, то есть в основе любого инстинкта лежит разумное деятельность, которая за счет постоянных упражнений переродилась в привычку, а затем в инстинкт.

^ Ж.Л Бюффон (1707-1788) доказал, что многим поступкам животных нельзя подобрать адекватные «человеческие объяснения». Он считал, что животным свойственны разные формы психической деятельности, например, ощущения и привычки, но не понимание смысла своих действий. Кроме того, животное способно общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания.

Ж.Б.Ламарк (1744-1829 «Философия зоологии») полагал, что внешняя среда действует на животный организм опосредованно, путем изменения поведения животного. В результате этого воздействия возникают новые потребности, которые в свою очередь влекут за собой изменения в строении организма путем большего упражнения одних и неупражения других органов.

^ Ч. Дарвин (1809-1882) использовал сопоставление инстинктов у животных и человека, пытаясь на базе этого сопоставления доказать общность их происхождения. Он отделял разумные действия, связанные с опытом, от инстинктивных действий, предаваемых по наследству. Дарвин также подчеркивал и большую роль естественного отбора в формировании инстинктов. Но он в своих исследованиях уделял мало внимания индивидуальному научению, так как не признавал его существенного значения для исторического процесса становления инстинктивного поведения. В своих трудах «Происхождение видов» и «Выражение эмоций у человека и животных» он классифицировал инстинкты также, как системы органов животных, подчеркивая, что естественный отбор сохраняет полезные изменения врожденного поведения и упраздняет вредные.

Эволюционное учение Дарвина было положительно воспринято немецким биологом Э.Геккелем (1834-1919), английским биологом и педагогом Т.Г.Гексли (1825-1895), немецким физиологом, психологом и философом В.Вундтом (1832-1920) и многими другими.

^ Зоопсихология в России.

Одним из крупных российских эволюционистов был профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814-1858) доказывал, что инстинкты являются неотъемлемой частью жизнедеятельности животных и их следует изучать наравне с анатомией, физиологией и т.д. Особенно он подчеркивал взаимосвязь инстинктов со средой обитания животных. В качестве примера сложного инстинкта, изменяющегося на протяжении всей жизни животного, Рулье приводил перелеты птиц. Вначале птицы летят только в силу инстинктивных процессов, которые они усвоили еще от родителей, и, ориентируясь, на взрослые особи в стае, улетая еще до наступления холодов, но постепенно, накапливая опыт и знания, уже сами могут вести за собой птиц.

^ В.А Вагнер (1849-1934 «Биологические основания сравнительной психологии») основываясь на полевых и экспериментальных данных дал глубокий анализ проблеме инстинкта и научения. Его эксперименты затрагивали как позвоночных, так и беспозвоночных, что позволило ему сделать выводы о возникновении и развитии инстинктов в разных филогенетических группах. Он пришел к выводу, что инстинктивное поведение животных возникало в результате естественного отбора под воздействием внешней среды и что инстинкты нельзя считать неизменными., то есть инстинктивная деятельность – это развивающаяся пластическая деятельность, подверженная изменениям под действием внешних факторов среды.

^ Севрецев А.Н . (1866-1938 «Эволюция и психика», «Главные направления эволюционного процесса») анализировал принципиальное различие изменчивости инстинктивного поведения и приобретенного поведения.

К.Э.Фабри (1923-1990) изучал онтогенез поведения и психики животных, эволюции психики, психической деятельности приматов, этологических и биопсихологических предпосылок антропогенеза. Разработал курс

Зоопсихологическому эксперименту должно предшествовать наблюдение за животными в природных условиях. Предпочтительнее эксперимент в природных условиях. Оптимальный вариант - наблюдение за повседневной жизнедеятельностью животных в условиях естественного эксперимента, поставленного самой природой. Допустимы исследования в искусственно созданных экспериментатором ситуациях, при условии их экологической адекватности.

В современной зоопсихологии доминируют представления о мультифункцио-нальной обусловленности поведения (и психического функционирования). Особое значение придается факторам, значимым для процесса информационной ассимиляции животными ресурсов и условий биотопа обитания как особого обстоятельства использования трофической и топической составляющих экологической ниши. Освоение информационного «ресурса» среды тесно связано с приспособительным поведением - функцией психической деятельности животных. Эмпирически выявлено, что связь между интенсивностью двигательных реакций гомойо-термных животных и факторами внешней среды, вариации которых не выходят за границы стойкости для данного вида, носит, как правило, линейный характер.

Так, к примеру, с точки зрения математического моделирования, поведение особи, наблюдаемое по следам её жизнедеятельности, представляет собой пассивный эксперимент с рядом независимых переменных, которые не регулируются наблюдателем. В качестве модели такого процесса (Гринин, 2003; Пузаченко, 2004), предлагается уравнение регрессии, имеющее вид:
У = a0 + a1 Х1 + a2 X2 + - + anXn , (1)
где y - двигательные реакции, x1, x2, x3,...xn - факторы, определяющие поведение, al - вес фактора.

Считается, что в зоопсихологической и этологической научной схеме необходимо учитывать действие на поведение особи видовой (x1), возрастной (x2) и половой (x3) принадлежности, физиологического (x4) и мотивационного (x5) состояния, реализуемой в данный момент времени формы функциональной активности (x6). Также подлежит учету комплекс биосоциальных отношений, сложившихся в популяции: (x7), (x8). Следует, кроме того, принимать во внимание постоянно меняющееся взаимодействие пороговых и подпороговых стимулов (x9), действующих на особь или группу в разных модальностях восприятия: оптической, акустической, ольфакторной, тактильной. Непрерывный поток поведения животных должен быть формализован в этологической модели так, чтобы появилась возможность обобщать и сравнивать данные полевых наблюдений, полученные в разное время (суточная и сезонная активности) - (x10), (x11), а также данные, полученные в различных биотопах (условия микростаций, уровень антропогенной нагрузки) - (x12), (x13).

Также модель, описывающая поведение млекопитающих в естественных условиях, должна принимать во внимание характеристики самого процесса двигательной активности: продолжительность однотипных поведенческих блоков, их повторяемость, взаимодействие доминантной и субдоминантной активностей, тенденции перехода одного функционального типа активности в другой.

Очевидно, при детальных исследованиях список факторов, влияющих на поведение, может быть продолжен. Кроме того, некоторые из факторов могут оказаться взаимозависимыми. Тем не менее, решение проблемы построения комплексной, динамической и воспроизводимой этологической модели, пригодной для целей экологии, то есть модели, описывающей жизнедеятельность животных в природных биоценозах с максимальным учетом действующих факторов, имеющих достаточный вес, возможно. Для этого необходимо учитывать результативное воздействие перечисленных выше факторов по двигательным реакциям особи. Иными словами, разработку «функциональной» модели следует заменить разработкой «эмпирической» модели, которая согласуется «с опытными данными лучше, чем функциональная», а также «практически свободна от ограничений, в то время как возможности функциональной модели ограничиваются положенными в ее основу допущениями, даже если она содержит хорошо регулируемые параметры» (Гринин, 2003, с. 14).

К аналогичному выводу, изучая поведение копытных, пришёл Л.М. Баскин. Он пишет: «Опыт наблюдений за животными показывает необходимость учета нескольких групп явлений: поведения животного, его вероятного побуждения, прошлого опыта, воздействий среды, в том числе присутствия соседей и их поведения. Однако нам приходится оценивать все это по самому поведению животного - нет другого критерия, чтобы установить, имеет ли данный фактор какое-либо влияние на него» (Баскин, 1976, с. 7).

При полевых исследованиях, проведенных в снежное время года методом детальных троплений, с одновременным учетом параметров знакового поля, регистрируется поведение особи за период времени, сопоставимый с её суточной активностью. Тогда в уравнении 1 будут функционировать несколько слагаемых (частных регрессионных моделей), описывающих поведенческие реакции, реализованные в ответ на динамику факторов внешней среды. Прежде всего, сюда относятся реакции, отражающие мотивационное состояние особи и воздействие стимулов, соответствующее доминирующей мотивации. Значимость той или иной частной регрессионной модели определяется по значению F-критерия (Пузаченко, 2004).

Значение коэффициентов в данной модели определяется с помощью метода наименьших квадратов (Гринин, 2003). Некоторые слагаемые многомерной регрессионной модели окажутся постоянными (т.е. не определяющими Y на отрезке наблюдений данной протяженности), и полевой исследователь может их зарегистрировать при описании условий исследования как константы - факты, имеющие значение для дальнейших сравнений. Для хищных млекопитающих константами могут оказаться популяционные характеристики выборки, знаковое поле которой изучается. В общем случае, включение той или иной переменной в модель определяется продолжительностью наблюдений и объемом выборки.

Итак, поведение животных в естественной среде обитания определяется, в основном, двумя группами факторов: 1) особенностями среды обитания, включая следы других зверей, и 2) состоянием самой особи, поведение которой изучается. Сюда относятся: видовая принадлежность особи, врожденные разрешающие способности её рецепторов, индивидуальные особенности поведения (приобретенные рефлексы и навыки, тип нервной системы), половая и возрастная принадлежность особи, мотивация и контекст поведения, осуществляемого в данный момент времени. Кроме того, на поведение отдельной особи влияет весь комплекс биосоциальных отношений, сложившихся в популяции и биоценозе.

Зоопсихологические методы предполагают целостный, аутэкологический и, для таксонов позвоночных животных и некоторых беспозвоночных, синэкологический подход. Аутэкология изучает связь отдельной особи со средой обитания. Синэкологический подход к изучению психологии животных шире аутэкологического, входящего в синэкологический подход составной частью. Синэкологический подход предполагает, что особь живет не «сама по себе», а в популяции и, более того, в коадаптивном комплексе близких видов. Коадаптация - совместная адаптация (приспособление). Никто из психологов не станет отрицать такой очевидный факт, что психология человека определяется всей совокупностью общественной практики. И только в последнее время, изучая млекопитающих, зоопсихологи стали учитывать влияние совокупной животной практики (практики популяции, стаи, семейной группы, коинформативного комплекса видов) на формирование образа мира у животных.

Животные, как и люди, обладают групповым опытом. Групповой опыт животных включает не только научение, но и весь комплекс непосредственного и опосредованного средой обитания воздействия группы на особь. Кроме инстинкта, в природе есть, по крайней мере, два пути передачи и ассимиляции группового опыта животными. Первый способ - научение посредством подражания. Второй способ - научение посредством влияния внешней среды, видоизмененной деятельностью других животных. Среда обитания изменяется животными, упорядочивается, структурируется в ходе их жизнедеятельности и служит для новых поколений «биологическим сигнальным полем» (рис. 1). Понятие «сигнальное поле» ввел Н. П. Наумов (1977): «Животные обитают в природе, несущей следы обитания других животных».

Животные действуют под влиянием как внешних (знаковых), так и внутренних импульсов. В практике полевой работы, первые, в ряде случаев, могут быть реконструированы по следам животных с высокой долей вероятности. В каждом конкретном случае исследователь делает предположение о том, какой знаковый объект внешней среды вызвал то или иное движение животного. При этом он принимает решение, исходя из следового рисунка, состояния окружающей среды и общего контекста наблюдаемого поведения, то есть биологического смысла адаптивной активности животного.

Изучение знакового поля методом детальных троплений заключается в следующем. Полевой биолог внимательно изучает следовую дорожку животного на снегу. Определяет видовую, половую и, по возможности, возрастную принадлежность особи, оставившей следы, направление движения, доминирующую мотивацию. Чаще всего зимой животные реализуют пищевую или территориальную мотивацию. По направленности приспособительной деятельности различают следующие мотивационные формы: локомоция, кормовое (пищедобывательное) поведение, поведение, направленное на поиск оптимального температурного режима, защитное (угроза, бегство), манипуляционное, исследовательское, гигиеническое, игровое, репродуктивное (ухаживание, выведение потомства), социальное поведение и другие.

Аккуратно двигаясь вдоль следовой дорожки, не затаптывая её, зоолог распознаёт элементарные двигательные реакции, совершённые животным. Если это видно по следам, исследователь соотносит рисунок следовой дорожки с внешними объектами, инициировавшими ту или иную элементарную реакцию. Чтобы получить данные, характеризующие количественные особенности поведения животного по следовой дорожке на снегу, непрерывную цепочку следов отдельной особи следует разделить на элементарные двигательные реакции. Элементарная двигательная реакция - поведенческая активность небольшой временной протяженности, которая может быть распознана по следам. Она представляет собой однотипное движение, имеющее характерные черты, позволяющие отграничить данную элементарную реакцию от предыдущей и последующей. Элементарная реакция стереотипна для данного вида животных, выражается специфическим «рисунком» следовой дорожки и является инвариантным элементом функциональной поведенческой активности.

Например, в качестве элементарных реакций лисицы обыкновенной (рис. 1) фиксировались: прямолинейные векторы передвижения особи (локомоция), маркировочная, ориентировочная реакция, челночный ход (ход «змейкой»), стереотип кормежки и, в частности, поимки добычи, перемена формы аллюра (рысь, галоп, предвижение шагом), начатая и прерванная животным попытка передвижения, ориентировочная, тергоровая и комфортная реакции, заход с грунта на валежник или спуск с возвышения на грунт и т. д. Элементарные реакции, вызванные передвижением (локомоцией) и ориентировкой, а также реакции, составляющие кормовой поиск, складывают большую долю общей поведенческой активности животного.

Количество элементарных двигательных реакций, проявленных особью на один внешний объект или событие, так же, как и прочие особенности адаптивного поведения, может быть проанализировано. Этот показатель свидетельствует, с зоопсихологической точки зрения, о степени детализации животным характеристик данного объекта среды. С экологической точки зрения, количество элементарных реакций, проявленных на один объект, свидетельствует о соответствии биологической мотивации особи внешним условиям (в частности, о потенциальной возможности данного объекта удовлетворить какие-либо потребности животного, актуальные на данный момент).

Одновременно с подсчетом числа объектов, определяется их функциональное качество. Так, например, объект может быть пищевым, ориентировочным, способствующим скрытному или более удобному передвижению и т. д. Тем самым уточняется функциональный характер ответной поведенческой реакции. Пройдя по следам заранее определенную дистанцию, например, 1000 м, зоолог подсчитывает общее количество объектов, на восприятие которых животные ответили движением (анизотропность знакового поля), количество элементарных двигательных реакций, проявленных особью (напряженность поля, она же равна сумме ценностей отдельных объектов), и количество функциональных классов объектов внешней среды, вызвавших какую-либо двигательную реакцию (величина знакового поля) (Мозговой, Розенберг, 1992).

Таким образом, в ходе полевых наблюдений производится аналитическая работа по соотнесению воспринятых особью знаковых объектов и «ответных» двигательных реакций. Анализ начинается с вычленения элементарной двигательной реакции в непрерывной цепочке следов, поскольку из прошлого опыта известны «рисунки» основных двигательных паттернов данного вида животных.

Отличия психического функционирования людей и животных наиболее наглядно проявляются в особенностях знаковой деятельности, характерной для них. До недавних пор в науке имело широкое хождение определение знака, согласно которому знак представляет собой «конвенциальный транслятор значений от отправителя к получателю» (Никитин, 1997). Однако мотивация следования социальной конвенции не характерна для животных. Животные, включая обезьян, в ходе своей индивидуальной и групповой приспособительной активности не способны использовать средства коммуникации, обладающие всей полнотой функций, присущих знакам естественного языка человека. «Само понятие «знаковой функции» возникает лишь с появлением естественного языка человека и только этот язык дает образцовое воплощение названной функции», считает Эмиль Бенвенист, исследователь языка людей. С этой точки зрения, у животных «истинной знаковости» нет, а имеются только упрощенные варианты знаков - «чистые сигналы» или «сигналы-признаки» (Симкин, 1976).

Тем не менее, определение и функции знака могут быть рассмотрены с позиций зоосемиотики (Morris, 1971). При этом знак понимается не как средство коммуникации, а как средство ситуативной адаптации, одной из форм которой, при необходимости, может быть коммуникация. В этой трактовке знак представляет собой специфический вариант ассоциативного процесса, особенности которого зависят от текущей мотивации и памяти пользователя знака. В биологии познанные характеристики знаков могут указать исследователю на скрытые от прямого наблюдения намерения и апперцепции животных. Что касается цитаты из трудов замечательного лингвиста Эмиля Бенвениста, то следует иметь в виду, что понятие «знаковая функция», как любое научное понятие, - инструмент познания людей, но сама знаковая функция не является прерогативой человека, а появилась в мире живых существ раньше (Степанов, 1971; Мельников, 1978; Мечковская, 2004; Pierce, 1958; Morris, 1971; Uexkull, 2001; Sebeok, 2001). Применение знаков животными способствует не столько их коммуникации, сколько приспособлению и самоорганизации особей и внутрипопуляционных групп. Для эколога такой подход не только открывает замечательные возможности в сфере научной рефлексии, но также, к примеру, пригоден для осмысления материалов полевых исследований поведения животных, полученных методом зимнего тропления следов, согласно теории знакового поля.

«Сигнал - знак, физический процесс (или явление), несущий сообщение (информацию) о каком-либо событии, состоянии объекта наблюдения либо передающий команды управления, указания, оповещения и т. д. (напр., световой сигнал светофора)» (Советский энцикл. словарь, 1984, с. 1199). «Знак - материально-чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения» (Там же, с. 464). Таким образом, слово «сигнал» - частичный синоним слова «знак».

В семиотике (науке о знаках), знак, как «проводник» ассоциативного процесса, выступает средством адаптивной активности животных (и людей, как высших из живых существ, использующих знаки): «... животные реагируют на некоторые вещи как на знаки чего-то другого, но такие знаки не достигают той сложности и совершенства, которые обнаруживаются в человеческой речи, письме, искусстве, контрольных приборах, медицинской диагностике, сигнальных устройствах» (Моррис, 1983, с. 45). Знаки, используемые животными, тождественны языковым и неязыковым знакам людей по отдельным характеристикам, существенным для практического применения понятия «знак» в науке. Этот подход к сущности знака предполагает, что решающую роль в определении, является ли объект (или событие) знаком, или не является, играет сам процесс использования этого объекта в знаковой функции. Поведение пользователя знака (интерпретатора), несущее признаки знакового процесса (семиозиса), маркирует наличие знака. Приведем несколько определений понятия «знак», пригодных для экологических целей: а) знак - то, что стоит вместо чего-либо для мотивированной особи, имеющей опыт взаимодействия с внешним миром (знак замещает что-либо в определенном смысле или качестве (к примеру, следы полевки на снегу выступают для мышкующей лисицы знаком самой полевки); б) знак - то, что отсылает пользователя знака к чему-либо, отличающемуся от самого знака; в) знак - то, что вызывает представление о чем-либо, отличающемся от воспринятой формы; г) знак - движение от воспринятой формы (от означающего) к некоторому содержанию (означаемому) из видового или индивидуального опыта пользователя знака; д) знак - то, что побуждает к деятельности, соответствующей доминирующей мотивации (намерению) пользователя, с вероятностью менее ста процентов. Если «знак» однозначно вызывает какую-либо деятельность - мы имеем дело не со знаковым, а причинно-следственным взаимодействием (Vladimirova, Mozgovoy, 2003, p. 86).

Знаковое поле представляет собой среду обитания, в которой млекопитающие с помощью знаков или непосредственно осуществляют свою жизнедеятельность, в результате чего среда приобретает признаки структурированности, то есть становится функционально неоднородной для последующего использования (Мозговой, Розенберг, 1992). Биологическое сигнальное поле, в смысле Н.П. Наумова (1977), является коммуникативной составляющей частью знакового поля (рис. 3).

Будут необходимы при изучении курса зоопсихологии, т.к. позволят студентам выбрать метод исследования для оценки особенностей психики животных. Полученные знания могут использоваться в курсе возрастной и практической психологии.

Основные понятия: лабиринт, метод дифференцировочной дрессировки, проблемная клетка, метод «обходного пути», метод «ширмы».

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Методы зоопсихологических исследований и исследований в сравнительной психологии (наблюдение, эксперимент).

2. Экспериментальные методы исследования в зоопсихологии: метод «лабиринта»; метод «обходного пути»; метод дифференцировочной дрессировки ; метод «выбора по образцу»; метод «проблемной клетки»; метод орудийных действий; метод исследования генетики поведения.

3. Модели, изученные классической этологией: комплексы фиксированных действий (КФД); сверхстимул (суперстимул).

4. Методы зоо– и сравнительной психологии по В.А. Вагнеру: субъективный метод; биологический метод; филогенетический; онтогенетический; биогенетический.

Вопросы для самоконтроля:

– проблемы, которыми занимается зоопсихология,

– значение зоопсихологии для психологических наук, для медицины и

народного хозяйства,

– этология и зоопсихология, модели изученные классической этологией,

– метод наблюдения в зоопсихологии.

– метод «лабиринта» его возможности, теория проведения и оценки,
– метод «обходного пути»,

– метод «дифференцировочной дрессировки, возможности метода,

выработка дифференцировки, виды дифференцировочной дрессировки,

– метод «проблемной клетки», его возможности, особенности проведения

исследования методом «проблемной клетки».

– метод «ширмы»,

– метод орудийных действий.

– методы исследования генетики поведения.

Рефераты:

1. Метод дифференцировочной дрессировки «выбор по образцу».


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В своем труде «Биопсихология и смежные науки» (Петроград, 1923). В.А. Вагнер выделил следующие методы зоо– и сравнительной психологии: субъективный, биологический, филогенетический, онтогенетический, биогенетический.

Субъективный метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в измерении психики животных масштабом психики человека.

Основная формула субъективного метода была дана Вундтом: она гласит, что единственное правило, на основании которого мы и можем судить о действиях животных, состоит в том, чтобы мерить их психику масштабом нашей собственной психики. В. Вагнер считал эту формулу, безусловно, ошибочной и понимал задачу как раз наоборот: «Мы никогда не должны судить о действиях животных, меряя их только масштабом собственной психики, если хотим получить научные заключения, а не собрание очерков и сообщений, которые, быть может, несколько резко, осторожные натуралисты называют «анекдотической зоологией».

Биологический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении психики группы живых организмов на основе сравнения их поведения с поведением тех живых существ, которые предшествуют в эволюции данной группе и которые следуют за ней. Метод этот исходит из совершенно противоположной субъективному методу точки отправления (не от человека, а к человеку) и держится других приемов сравнения.

Ученый, желающий придерживаться в своих исследованиях этого метода, должен помнить, что животные организмы, в смысле их психологии, не являются существами изолированными; они связаны между собой многочисленными нитями. Поэтому для понимания психики одного из них, или одной группы, необходимо сравнение ее представителей не с конечной формой животных существ – не с человеком, а с формами, непосредственно предшествующими данной группе и за ней следующими. Другими словами, необходимо и в области сравнительной психологии делать то же, что делает для решения одной части своих задач сравнительная анатомия, подвергая сравнению структуру органов родственных форм между собой и идя от простого к сложному. Этот прием изучения вопросов сравнительной психологии еще не исчерпывает собой, однако, объективного биологического метода науки; недостаточно сравнения явлений психики одних животных с другими в их конечном развитии , необходимо еще друг с другом, начиная с первых моментов ее проявления и до последних ее моментов.

Отсюда по В.А. Вагнеру два пути сравнительного изучения предмета объективным методом:

1) сравнения делаются по материалу, в основе которого лежат факты из жизни вида; в этом случае руководящей нитью исследования будут данные учения о генеалогическом родстве организмов, с которым связана и эволюция психики в царстве животных (изучение сравнительной психологии таким приемом биологического метода можно назвать филогенетическим);

2) сравнения делаются по материалу, в основе которого лежат факты из жизни особи, с момента, когда она начинает психически реагировать на воздействия среды, до ее смерти (такой прием биологического метода в изучении сравнительной психологии можно назвать онтогенетическим: эволюция психики индивида составляет его ближайшую задачу).

Филогенетический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении истории развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у различных представителей животного мира. Метод этот, как известно, в сравнительной психологии является в такой же степени могущественным и важным, как и в вопросах эволюции животных форм вообще. И там и тут материал исследования существенно один и тот же: если не все, то многое из того, что нарождалось, что изменялось, как изменялось, что и как атрофировалось и что заменялось новым, – представлено в той или другой группе животного царства сегодня, как тысячи лет назад. Подобно тому, как законы развития и природу языка европейцев мы можем познать, располагая для этого живым языком людей земного шара, так законы сравнительной психологии мы можем познать путем изучения ее живых элементов у современных нам представителей животной жизни. Для этого необходима такая масса фактического материала, что до настоящего времени филогенетический метод в сравнительной психологии является скорее теоретически желательным, чем практически осуществленным.

Такая масса материала необходима потому, что изучение предмета этим методом требует следующих ступеней сравнения. Первая ступень – самая важная и безусловно необходимая, без которой никакие научные выводы невозможны, – это сравнительное изучение явления в пределах самого вида, у которого оно исследуется; чем больше сделано в этом отношении для понимания и выяснения явления, тем вернее и научнее можно считать устанавливаемые по его поводу заключения. Вторая ступень – изучение явления путем сравнения его в пределах родов одного семейства. Эта ступень в изучении явлений также очень важна для установления правильных заключений. Третья ступень – изучение явления путем сопоставления семейств, отрядов и классов. Наконец, последняя, четвертая ступень – подобное же изучение типов животного царства.

Это допустимо лишь по отношению к организмам, подлежащим сравнению с человеком на основании данных иного порядка, определяемых методом сравнительной анатомии. Как только этот последний указатель свидетельствует нам о глубоком различии сравниваемых организмов, так аналогии на почве психических явлений тем самым утрачивают всякое значение и не должны иметь места.

Собрав необходимое количество материала и получив возможность расположить его в один или несколько генетических рядов, есть возможность ответить на вопрос о том, с какого конца этого ряда следует начинать. Например, ученый указывает ряд форм: а, Ь, с, d, e, и, доказав их генетическую связь между собой, делает заключение о том, что развитие их шло от а к е. Однако конечное резюме автора о том, что развитие шло от а к с, признать доказанным нельзя. Ряд есть, но где его начало и конец – это вопрос спорный и требует для своего решения хорошо обоснованных данных, которых для этого может быть недостаточно.

Таковы главнейшие затруднения, которые ожидают исследователя при решении вопроса сравнительной психологии на основании данных филогенетических инстинктов.

Но ни ошибки, ни затруднения не могут, разумеется, отнять у генетического метода исследования того огромного значения, которое он может и должен иметь в решении самых сложных вопросов нашей науки, и не могут умалить важности заключений, которые уже удалось в ней установить.

Онтогенетический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни . Метод онтогенеза, как и метод филогенетический, дает неоценимый материал для выяснения многих вопросов зоопсихологии. Под онтогенетическим методом изучения психики животных понимают изучение предмета по материалу, который представляется этой психикой в разные периоды жизни особи, начиная с момента, когда она начинает психически реагировать на воздействия среды до её смерти. Эволюция психики индивида – это зона ближайшей её задачи.

Биогенетический метод по В.А. Вагнеру в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении развитии особи, которая повторяет собой развитие вида (онтогенез повторяет филогенез).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задания для самоконтроля:

Задание 1. Установите общее и различное в методах зоопсихологии и сравнительной психологии:

Сравнительная характеристика методов зоопсихологии

и сравнительной психологии

Задание 2. Охарактеризуйте методы зоо– и сравнительной психологии по В.А. Вагнеру.

Методы зоо– и сравнительной психологии по В.А. Вагнеру

Работа 1.Эксперимент по изучению поведения мышей в лабиринте.

Провести эксперимент по изучению поведения мышей в лабиринте. Обозначьте элементы поведения символами. Поместите в одну из «комнат» лабиринта пищу. Выпустите со стартовой площадки мышь. Пронаблюдайте поведение мыши до момента нахождения пищи. Повторите попытку. Постройте график элементов поведения животных. Оцените время находки пищи в первой и второй попытках. Повторите исследование со вторым животным.

Зоопсихология – наука, занимающаяся изучением психической деятельности животных во всех ее проявлениях. Предмет зоопсихологии можно определить как предмет науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто– и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Кроме того, предметом зоопсихологии является происхождение и развитие психической деятельности у животных, а как следствие этого – предпосылки возникновения и развития человеческого сознания.

Объектом зоопсихологии является поведение животных. Кроме зоопсихологии, поведение животных изучают и другие науки, например этология, нейрофизиология, физиология высшей нервной деятельности, бионика. Под поведением животных понимается совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Ученый-зоопсихолог изучает весь комплекс проявлений поведения и психической деятельности животного, рассматривая процесс психического отражения как продукт его внешней активности. При изучении этого процесса он никогда не ограничивается только поведением животного, стараясь рассмотреть весь психический аспект возникновения и развития именно этого типа поведения.

Рассматривая объект зоопсихологических исследований – поведение животных, следует указать на то, что зоопсихология в отличие от классической психологии, где всего один объект исследований – человек, имеет огромное количество объектов, число которых до сих пор достоверно неизвестно. Ежегодно в мире описываются сотни новых видов животных. Каждый вид имеет свои биологические, а следовательно, и психические особенности, поэтому для создания более или менее полной базы зоопсихологических данных надо тщательно исследовать хотя бы по одному представителю семейства, а в лучшем случае – и рода. Однако современные зоопсихологи весьма далеки от этой цели, так как обстоятельно и достоверно изучены только несколько десятков видов насекомых, рыб, птиц и млекопитающих, а о поведении подавляющего большинства видов имеются лишь обрывочные сведения. В современной психологии термин «животное» можно употреблять только в сравнительно-психологическом понимании, когда речь идет о низких уровнях организации психики в целом.

Следует более подробно остановиться на понятиях, которыми часто оперируют зоопсихологи, а именно: психика, поведение и психическая деятельность животных.

Психика зарождается только на определенном этапе развития органического мира и является высшей формой отражения объективной реальности. Выражается психика в способности высокоорганизованных живых существ отражать своим состоянием окружающий мир. Возникновение психики напрямую связано с появлением животной формы жизни, так как при изменении условий жизнедеятельности появилась потребность качественно нового отражения объективной действительности. Психика позволяет живому организму соотносить свою активность с компонентами среды, поэтому для обеспечения нормальной жизнедеятельности в меняющихся условиях среды у подавляющего большинства животных появился единый центр контроля нервной деятельности организма – головной мозг.

Психика животных тесно связана с поведением, под которым понимаются все проявления внешней (двигательной) активности, направленные на установление связей с окружающей средой. Психическое отражение осуществляется на основе этой активности в ходе воздействий животного на окружающий мир. Отражаются не только компоненты среды, но и само поведение животного, а также изменения в окружающей среде, произведенные в результате этого воздействия. В психике высших позвоночных наиболее полноценное и глубокое отражение окружающих предметов совершается именно в результате их изменений под воздействием поведенческих актов животного. Как писал К. Фабри, «справедливо считать психику функцией животного организма, состоящей в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и результате направленной на этот мир активности, т. е. поведения. Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство и могут лишь условно расчленяться для научного анализа. Как показал еще И.М. Сеченов, психика зарождается и умирает с движением, поведением».

Поведение – первопричина психического отражения, но хотя психика и является производной поведения, именно она, корректируясь, направляет внешнюю активность организма в нужное русло взаимодействия со средой обитания. Адекватно отражая окружающий мир с помощью психики, животное приобретает возможность ориентироваться в нем, строить свои отношения с компонентами среды.

Единство психики и поведения обычно выражают понятием «психическая деятельность». Вот что писал по этому поводу К. Фабри: «Под психической деятельностью животных мы понимаем весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животного. Такое понимание психической деятельности, неразрывного единства психики и поведения животных открывает перед зоопсихологией путь к истинному познанию их психических процессов и к плодотворному изучению путей и закономерностей эволюции психики. Поэтому, учитывая примат поведения в психическом отражении, мы будем при обсуждении отдельных аспектов психической деятельности животных исходить прежде всего из анализа их двигательной активности в конкретных условиях их жизни».

Именно появление поведения вместе с животной формой жизни обусловило переход от неопосредованной (допсихической) внешней активности к психическому отражению, т. е. активности, опосредованной отражением предметной деятельности. Поле деятельности зоопсихолога находится на стыке допсихического и психического отражения, на уровне первых проявлений чувствительности, выраженных у наиболее примитивных организмов. Далее, исследуя психическую деятельность животных, находящихся на разных ступенях эволюции, зоопсихолог доходит до рубежа человеческого сознания. Психика человека по сравнению с психикой животных представляет собой качественно иную категорию, связанную с психикой животных генетически. Хотя в поведении человека продолжают играть важную роль общие с животными биологические факторы, на его сущность значительное влияние оказывают также общественно-трудовая деятельность, членораздельная речь и некоторые другие факторы, отсутствующие у животных.

Одновременно с психологическим изучением поведения животных довольно широко, особенно в последние десятилетия, изучаются его общебиологические основы и закономерности. Наука, изучающая эти явления, называется этологией. Ученых-этологов поведение животных интересует в первую очередь как фактор их приспособления к условиям среды в ходе индивидуального развития и в процессе эволюции. Кроме того, этологи пытаются выявить закономерности изменения поведения в ходе филогенеза и зарождения новых форм поведения. Таким образом, этологи в первую очередь обращают внимание на биологические корни поведения и его адаптивное значение в процессе эволюции. Зоопсихология и этология дополняют друг друга: первая наука изучает психические аспекты поведения животных, вторая – биологические. Эти два аспекта невозможно разделить, поскольку психика животных является необходимым компонентом как онтогенеза, так и филогенеза, регулирующим отношения организма со средой.

Весьма существенны связи зоопсихологи с нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности. В отличие от зоопсихолога физиолог изучает не само психическое отражение, а процессы в организме, обусловливающие его возникновение. При изучении поведения физиолог в первую очередь обращает внимание на функции нервной системы, в частности головного мозга, основная его задача – изучение деятельности систем и органов, участвующих в поведении животного как целостного организма.

Основные методы зоопсихологических исследований. Психологический анализ поведения животного осуществляется зоопсихологом во время подробного изучения движений подопытного животного в процессе решения конкретных задач. Задачи следует подбирать таким образом, чтобы по движениям животного можно было наиболее точно судить о конкретном психическом качестве. Нельзя забывать и о физиологическом состоянии животного, условиях проведения опыта, а также о любых внешних факторах, способных исказить чистоту эксперимента. Необходимо также использовать непосредственные наблюдения за поведением животных в естественных условиях. В этом случае важно проследить изменения, наступающие в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде, что позволяет судить како внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных функциях последней.

При изучение поведения животных крайне важно также проводить количественные оценки как внешних факторов среды, так и поведения животных. Необходим и учет биологической адекватности условий проведения опыта и применяемой методики. Как правило, для проведения экспериментов с тем или иным видом животных подбирается определенная методика. В противном случае, если опыт проводится без учета специфических особенностей биологии изучаемого вида и естественного поведения в экспериментальной среде, результаты, полученные в процессе работы, могут не соответствовать действительности.

Методы зоопсихологических исследований разнообразны, но все они в целом сводятся к постановке перед животными определенных задач. Большинство из этих методов разработаны еще в начале XX в., и с тех пор с успехом применяются в большинстве зоопсихологических лабораторий.

Метод лабиринта. Основная задача для животного – найти путь к цели, которая непосредственно им не воспринимается. Конечной целью может служить как пищевая приманка, так и убежище, половой партнер. В случае заметного отклонения от цели может применяться наказание животного. Самый простой лабиринт имеет вид Т-образного коридора или трубки. При правильном выборе поворота животное получает награду, при неправильном повороте – наказывается. Более сложные лабиринты складываются из различных комбинаций Т-образных элементов и тупиков, заход в которые расценивается как ошибки животного. Результаты животного оцениваются по числу совершенных им ошибок и скорости достижения конечной цели. Метод лабиринта весьма популярен в зоопсихологических исследованиях. С его помощью можно изучать как вопросы, связанные со способностью животногокнаучению, такипроблемы пространственной ориентации, в частности роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, формирование чувственных обобщений и многие другие.

Другой не менее популярный метод зоопсихологических исследований получил название метод обходного пути. Здесь для достижения цели животному необходимо обойти одну или несколько преград. В отличие от метода лабиринта конечная цель непосредственно воспринимается объектом на протяжении всего пути. При оценке учитываются скорость и траектория движения животного при обхождении преграды. Известный российский зоопсихолог Л.В. Крушинский (1911–1984, «Формирование поведения животных в норме и патологии», 1960; «Биологические основы рассудочной деятельности», 1979; «Проблемы поведения животных», 1993) немного модернизировал данный метод и с успехом использовал его при изучении способности разных видов животных к экстраполяции (см. следующие разделы).

Метод дифференцировочной дрессировки направлен на выявление способности животного к различению нескольких объектов или признаков. Правильный выбор вознаграждается, в случае ошибки применяется наказание. Постепенно уменьшая различия между объектами, можно выявить пределы их дифференцировки теми или иными животными. С помощью этого метода можно получить сведения, характеризующие особенности зрения у животных изучаемого вида. Данный метод применяют для изучения процессов формирования навыков, памяти, способности к общению. В последнем случае, увеличивая различия последовательно предъявляемых объектов, выявляют способность животного ориентироваться по отдельным общим признакам этих объектов.

Метод выбора на образец – одна из разновидностей вышеописанного метода. Животному предлагается сделать выбор среди различных объектов, ориентируясь на определенный образец. Правильный выбор вознаграждается. Метод используется для изучения сенсорной сферы животных.

Метод проблемного ящика (проблемной клетки). В процессе эксперимента животное должно с помощью различных приспособлений (рычаги, запоры, педали, щеколды и т. п.) выйти из закрытой клетки или, напротив, проникнуть в нее. Иногда применяются запертые шкатулки, внутри которых лежит лакомство: животному предлагается извлечь его, отперев замки. Эксперимент можно усложнить – в этом случае запоры открываются в строгой последовательности, которую животное должно выучить. С помощью этого метода исследуются сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Чаще всего он используется при изучении поведения животных с развитыми хватательными конечностями, например крыс, обезьян, енотов. Эксперименты служат в первую очередь для выявления высших психических способностей животных.

В ряде экспериментов изучается применение животными (особенно обезьянами) разных типов орудия. Например, с помощью палки животное должно подтянуть к себе лакомство, отодвинуть недоступную задвижку, привести в действие какой-либо механизм. В ряде экспериментов с человекообразными обезьянами используются ящики и другие предметы, из которых они должны соорудить «пирамиды», чтобы достать высоко подвешенный плод. И в этом случае наибольшее значение имеет анализ структуры предметной деятельности животного в ходе решения задачи.

Кроме этого, в зоопсихологических исследованиях применяется анализ обычного манипулирования различными предметами, не подкрепляемый никакой наградой. Изучение такого поведения позволяет делать выводы об игровом поведении животных, ориентировочно-исследовательской деятельности, способностях к анализу и синтезу и некоторых других факторах, позволяющих пролить свет на ранние стадии эволюции человека.

Значение зоопсихологии. Данные, полученные в ходе зоопсихологических исследований, важны для решения коренных проблем психологии, в частности для выявления корней психологической деятельности человека, закономерностей происхождения и развития его сознания. В детской психологии зоопсихологические исследования помогают выявить биологические основы психики ребенка, ее генетические корни. Зоопсихология вносит свой вклад и в педагогическую психологию, ибо общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение. В результате такого общения устанавливаются сложный психический контакт и взаимодействие между обоими партнерами, что может быть эффективно использовано для умственного и нравственного воспитания детей.

В медицинской практике исследование расстройств психической деятельности животных помогает изучать и лечить нервные и психические болезни людей. Применяются данные зоопсихологии и в сельском хозяйстве, звероводстве, охотничьем хозяйстве. Благодаря зоопсихологическим исследованиям становится возможным подготовить эти отрасли ко все возрастающему воздействию человека на естественную среду. Так, в звероводстве с помощью данных о поведении животных можно уменьшить стресс животных при содержании в клетках и загонах, увеличить продуктивность, компенсировать различные неблагоприятные условия.

Основные эмпирические методы
зоопсихологии:
Наблюдение;
эксперимент

Требования к методам зоопсихологии

1. Задачи для животного должны ставиться таким образом,
чтобы по движениям животного можно было сказать с
наибольшей точностью об изучаемом психическом качестве
(опыты с явлениями экстраполяции);
2.При проведении исследования должно учитываться
физиологическое состояние животного и внешние условия;
3.Необходимы точные количественные оценки поведения;
4. Высокая наблюдательность экспериментатора;
5. Биологическая адекватность условий проведения опыта
и применяемой методики.

Метод наблюдения в зоопсихологии

Метод наблюдения - один из основных эмпирических методов
психологического
исследования,
состоящий
в
преднамеренном,
систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с
целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и
отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Метод наблюдения в зоопсихологии используется для наблюдения за
естественным поведением животных в местах их обитания и в искусственно
создаваемых условиях, а в сравнительной психологии - для наблюдения за
поведением животных и человека с целью выявления схожих и различных
особенностей.
Наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания
дополняются изучением их отношения к различным, отчасти специально
подбираемым экспериментатором предметам, которые иногда предъявляются
подопытному животному и в искусственно создаваемых ситуациях;
анализируются
формы
манипулирования
этими
предметами.
В
зоопсихологических экспериментах изучается поведение животных в ходе
решения различных задач.

Метод эксперимента в зоопсихологии

Метод эксперимента является одним из основных методов научного
познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается
от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны
исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или
несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих
изменений в поведении изучаемого объекта. Метод эксперимента в
зоопсихологии применяется для экспериментального изучения поведения
животных в ходе решения ими различных задач (метод лабиринта, метод
обходного пути, метод проблемной клетки и др.).
Метод эксперимента в сравнительной психологии используется для
экспериментального изучения общих и различных особенностей поведения
животных
и
человека
при
решении
аналогичных
задач.
Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований
отличаются большим разнообразием, хотя все они сводятся к постановке
перед животным определенных задач. Приведем лишь несколько основных
методов.

Метод «лабиринта»

Подопытному животному ставится задача нахождения пути к определенной,
непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой является чаще всего
пищевая приманка, но может быть и убежище («дом») или другие благоприятные
условия.
При отклонении от правильного пути в отдельных случаях может применяться
наказание животного.
В простейшем виде лабиринт имеет вид Т-образного коридора или трубки. В этом
случае при повороте в одну сторону животное получает награду, при повороте в
другую его оставляют без награды или даже наказывают. Более сложные лабиринты
слагаются из разных комбинаций Т-образных (или им подобных) элементов и тупиков,
заход в которые расценивается как ошибки животного.
Результаты прохождения животными лабиринта определяются, как правило, по
скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок.
Метод «лабиринта» позволяет изучать как вопросы, связанные непосредственно со
способностью животных к научению (к выработке двигательных навыков), так и
вопросы пространственной ориентации, в частности роль кожно-мышечной и других
форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в
новые условия, к формированию чувственных обобщений и др.

Лабиринт с коридорами (рисунок)

На рис.а изображен лабиринт с коридорами. На схеме показано, как
крыса может проходить через лабиринт. Поколебавшись на развилках и
обследовав тупики, животное доходит до того места, где находится пища,
т.е. достигает цели (рис.б). После ряда попыток крыса научается
проходить через лабиринт без ошибок.

Метод «обходного пути»

В этом случае животному приходится для достижения "цели" обойти одну или несколько преград.
В отличие от метода "лабиринта" животное в данном случае непосредственно воспринимает
объект (приманку), на который направлены его действия уже в начале опыта.
Учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения при поиске обходного пути
вокруг преграды. В несколько измененном виде Л.В. Крушинский использовал метод "обходного
пути" для изучения способности разных животных к экстраполяции.

Дифференцировочная дрессировка

Дифференцировочная дрессировка направлена на выявление способности подопытного
животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их
признаков. Выбор животным одного из попарно (или в большем числе) предъявляемых
объектов вознаграждается (положительная дрессировка), в других случаях одновременно с
подкреплением правильного выбора наказывается неправильный (положительноотрицательная дрессировка).
Последовательно уменьшая различия между признаками объектов (например, их размеры),
можно выявить пределы различения (дифференцировки). Таким образом, можно получить
сведения, характеризующие, например, особенности зрения у изучаемого вида животных (его
остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм и т.п.).
Этим же методом изучаются процессы формирования навыков (в частности, на различные
сочетания раздражителей), память животных (путем проверки сохранения результатов
дрессировки спустя определенный промежуток времени), способность к обобщению. В
последнем случае, как правило, постепенно увеличивают несходство последовательно
предъявляемых объектов (фигур), выявляя способность животного ориентироваться по
отдельным общим признакам этих объектов.
Вариантом дифференцировочной дрессировки, применимым лишь к высшим животным,
является метод "выбора на образец". Животному предлагается произвести выбор среди ряда
объектов, руководствуясь образцом, который показывается ему непосредственно
экспериментатором или в специальном аппарате. Правильный выбор подкрепляется. Этот
метод применяется преимущественно также для изучения сенсорной сферы животных.

Метод «проблемной клетки» (ящика)

Метод «проблемной клетки» (ящика) разработан Э.Торндайком.
Перед животным ставится задача или открыть для себя выход из
клетки, приводя в действие различные приспособления (рычаги,
педали, затворы и т.п.), или же, наоборот, проникнуть в клетку, где
находится подкорм, отмыкая запирающие устройства.
Иногда применяются и небольшие ящики или шкатулки с затворами,
отмыкание которых дает подопытному животному доступ к корму.
При более сложной постановке эксперимента все механизмы и
устройства
действуют
лишь
в
строго
определенной
последовательности, которая должна усваиваться и запоминаться
животным.

10. Метод употребления орудий

Метод употребления орудий применяется при решении задач с помощью посторонних
предметов, которые должны включаться в экспериментальную ситуацию между животным и
целевым объектом -приближение приманок палками или веревками, составление пирамид из
ящиков и т.д. Особенно удобно применять этот метод, естественно, для изучения животных с
развитыми хватательными конечностями -крыс, енотов, обезьян и др. Это относится и к
постановке экспериментов, в которых животным приходится пользоваться орудиями для
достижения прикорма. Эти эксперименты также служат преимущественно для выявления
высших психических способностей животных.
Элементы орудийных действий отчетливо выступают уже в опытах с применением
привязанной к веревке приманки: животное может овладеть кормовым объектом, лишь
притянув его за веревку к себе. Усложняя ситуацию различными сочетаниями веревок и
варьируя их взаимное расположение, можно получить ценные данные не только об
эффекторных, но и о сенсорных (зрительных и осязательных) компонентах интеллекта
животных.
Чаще всего в качестве орудия в экспериментах применяются палки (простые или составные),
с помощью которых животные (обычно обезьяны) могут придвинуть к себе или сбить
кормовой объект. Широко применяются в опытах с обезьянами (особенно
человекообразными) ящики и другие предметы, из которых они должны соорудить
"пирамиды" для доставания высоко подвешенного плода. И в этом случае наибольшее
значение имеет анализ структуры предметной деятельности животного в ходе решения
задачи.

11. Метод открытого поля

Метод открытого поля заключается в предоставлении животному возможности
свободного выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и
по мере надобности усложняемом структурными компонентами (предметами,
убежищами и т.д.).
В зоопсихологических исследованиях большую роль играет анализ обычного,
неподкрепляем ого манипулирования различными предметами. Такие исследования
позволяют судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочноисследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и
синтезу и др., а также проливают свет на предысторию трудовой деятельности
человека.
Во всех зоопсихологических исследованиях широко применяется фото- и киносъемка,
звукозапись и другие средства фиксации поведения животных. Однако никакие
технические средства не могут заменить зоркий глаз исследователя и живой
человеческий ум, от которых в первую очередь зависит успех в работе с животными.
Основоположник научного изучения психической активности животных Владимир
Александрович Вагнер в своем труде "Биопсихология и смежные науки" (Петроград,
1923) выделил следующие методы зоо- и сравнительной психологии: субъективный,
биологический, филогенетический, онтогенетический, биогенетический.

12. Субъективный метод, по Вагнеру1

Субъективный метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в измерении
психики животных масштабом психики человека.
Основная формула субъективного метода была дана Вундтом: она гласит, что единственное правило, на
основании которого мы и можем судить о действиях животных, состоит в том, чтобы мерить их психику
масштабом нашей собственной психики. В. Вагнер считает эту формулу безусловно ошибочной и понимает
задачу как раз наоборот: мы никогда не должны судить о действиях животных, меряя их только масштабом
собственной психики, если хотим получить научные заключения, а не собрание очерков и сообщений, которые,
быть может, несколько резко, осторожные натуралисты называют "анекдотической зоологией", а Вундт
"охотничьими рассказами".
На основании целого ряда фактов Вагнер делает вывод о том, что субъективный прием разработки вопросов
зоопсихологии "от человека" научного значения не имеет, как не имеют значения и устанавливаемые путем
такого исследования предмета выводы.
Когда построения по субъективному методу "от человека", или, говоря иначе, построения монистов "сверху"
были опрокинуты, ученые обратились к другой крайности-, они начали искать не источник психики, а самую
психику в свойствах протоплазмы. Деятельность всех систем и тканей организмов, а с этим вместе и нервной
системы является лишь продуктом этих свойств и ничем более.
Исходя из этих соображений, монисты "снизу" в конце концов пришли к заключению, что деятельность
человека совершенно в такой же степени автоматична, как и деятельность инфузорий.
В. Вагнер замечает, что если познание одноклеточных способно пролить некоторый свет на познание
животного мира в целом, то лишь в сфере определенных видов вопросов и менее всего в вопросах психологии,
так как психика является продуктом специализации клеток, их дифференцировки, разделения и координации
функций, т.е. явлений, которых познать путем изучения одноклеточных животных нельзя, как бы тщательно не
производилось изучение.

13. Субъективный метод, по Вагнеру2

Совершенно так же неосновательно поэтому, как стремление монистов "сверху" навязывать
одноклеточным психические элементы, свойственные животным, обладающим нервной системой,
так и стремление монистов "снизу" навязывать этим последним автоматизм первых.
Подводя заключение о том направлении в зоопсихологии, которое можно назвать монизмом
"снизу", В.Вагнер формулирует сказанное путем сопоставления этого направления с монизмом
"сверху".
Два течения отличаются друг от друга по всем основным вопросам науки, начиная с метода
исследования.
В то время как монизм "сверху", исследуя психику животных, мерил ее масштабом человеческой
психики, монизм "снизу", решая вопросы психики человеческой, меряет ее, наравне с психикой
всего животного мира, мерою одноклеточных организмов.
Монисты "сверху" везде видели разум и "сознание", которое в конце концов признали разлитым во
всей Вселенной; монисты "снизу" везде видят только автоматизм.
Для первых животный мир психически активен, а его представители видят и стремятся найти
лучшее, более целесообразное, прогрессивное; для вторых животный мир пассивен, его
представители ничего не ищут, а их деятельность и их судьба сполна предопределены физикохимическими свойствами их организации.
Монисты "сверху" в основу своих исследований клали "суждение по аналогии", монисты "снизу" в
эту основу кладут лабораторные исследования; у монистов "сверху" жизнь животных заслонялась
жизнью человека, у монистов "снизу" она заслоняется ретортами, химическими формулами и
экспериментами.

14. Биологический метод по Вагнеру

Биологический метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит
в изучении психики группы живых организмов на основе сравнения их поведения с
поведением тех живых существ, которые предшествуют в эволюции данной группе и
которые следуют за ней. Метод этот исходит из совершенно противоположной
субъективному методу точки отправления (не от человека, а к человеку) и других приемов
сравнения.
Ученый, желающий придерживаться в своих исследованиях этого метода, должен помнить,
что животные организмы, в смысле их психологии, не представляют существ
изолированных, что они связаны между собою многочисленными нитями, из чего следует,
что для понимания психики одного из них, или одной их группы, необходимо сравнение ее
представителей не с конечной формой животных существ - не с человеком, а с формами,
непосредственно предшествующими данной группе и за ней следующими. Другими
словами, необходимо и в области сравнительной психологии делать то же, что делает для
решения одной части своих задач сравнительная анатомия, подвергая сравнению структуру
органов родственных форм между собой и двигаясь от простого к сложному. Этот прием
изучения вопросов сравнительной психологии не исчерпывает объективного
биологического метода науки; недостаточно сравнения явлений психики одних животных с
другими в их конечном развитии, необходимо еще сравнение этих явлений жизни одного
животного в разные стадии его развития друг с другом, начиная с первых моментов ее
проявления и до последних ее моментов.

15. Два пути сравнительного изучения предмета объективным, по Вагнеру, методом

1.
2.

жизни вида; в этом случае руководящей нитью исследования будут
данные учения о генеалогическом родстве организмов, в связи с
которым стоит и эволюция психики в царстве животных. Изучение
сравнительной психологии таким приемом биологического метода
можно назвать поэтому филогенетическим.
Сравнения делаются по материалу, в основе которого лежат факты из
жизни особи, с момента, когда она начинает реагировать психически
на воздействия среды, до ее смерти, вследствие чего такой прием
биологического метода в изучении сравнительной психологии можно
назвать онтогенетическим: эволюция психики индивида составляет
его ближайшую задачу.

16. Филогенетический метод по Вагнеру 1

Филогенетический метод, по Вагнеру, в зоопсихологии и сравнительной психологии состоит в изучении истории
развития психики живых существ и выявлении ее качественных отличий у различных представителей животного мира.
Метод этот, как известно, в сравнительной психологии является в такой же степени могущественным и важным, как
и в вопросах эволюции животных форм вообще. И там, и тут материал исследования по существу один и тот же: если не
все, то многое из того, что нарождалось, что изменялось, как изменялось, что и как атрофировалось и что заменялось
новым, - представлено в той или другой группе животного царства сегодня, как тысячи лет назад. Подобно тому, как
законы развития и природу языка европейцев мы можем познать, располагая для этого живым языком людей земного
шара, так законы сравнительной психологии мы можем познать путем изучения ее живых элементов у современных нам
представителей животной жизни. Для этого необходима такая масса фактического материала, что до настоящего времени
филогенетический метод в сравнительной психологии является скорее теоретически желательным, чем практически
осуществленным. Изучение предмета этим методом требует следующих ступеней сравнения.
1.
Первая, самая важная и, безусловно, необходимая - это сравнительное изучение явления в пределах самого вида, у
которого оно исследуется; чем больше сделано в этом отношении для понимания и выяснения явления, тем вернее, тем
научнее можно считать устанавливаемые по его поводу заключения.
2.
Вторая ступень - изучение явления путем сравнения его в пределах родов одного семейства. Эта ступень в изучении
явлений также очень важна для установления правильных заключений.
3.
Третья ступень - изучение явления путем сопоставления семейств, отрядов и классов.
Наконец, последняя, четвертая ступень - подобное же изучение типов животного царства.
Установленные таким сравнительным путем выводы могут подлежать сопоставлению и оценке как таковые.
Сопоставление научно установленных и законченных для данного класса животных заключений может повести и
неизбежно поведет к установлению новых выводов, все более и более общих.
Таким образом, исходным пунктом филогенетического метода служит идея о том, что организмы, в смысле их
психологии, представляют cущества не изолированные, а связанные друг с другом непрерывною цепью фиксированных (у
представителей животных разных классификационных единиц) психических признаков; что, вследствие этого, для
понимания одного из них или одной из их групп необходимо изучение не изолированного организма или группы, а в
связи с психологией групп родственных: видов, родов, семейств и классов.

17. Филогенетический метод по Вагнеру 2

Изучение психических актов должно начинаться точно так же, как изучаются чисто физиологические функции организма, без
всякой попытки давать этим актам психологическое толкование; другими словами, их должно описывать так же объективно,
как описываются, например, физические явления магнетизма, электричества и т.п. И лишь затем уже, когда факты, добытые
путем такого изучения явлений жизни животных, составят материал, количественно достаточный для его обработки, перейти к
общим
выводам
и
заключениям.
Но и тут толкования явлений должны представлять собою простое заключение из фактов, поскольку оно возможно, а отнюдь
не перевод этих фактов на язык психологии человека, по аналогии соответствующих действий.
Такая аналогия допустима лишь по отношению к организмам, подлежащим сравнению с человеком на основании данных
иного порядка, определяемых методом сравнительной анатомии. Аналогии на почве психических явлений утрачивают всякое
значение и не могут иметь места, если этот последний указатель свидетельствует нам о глубоком различии сравниваемых
организмов.
На пути к решению задач филогенеза могут встречаться затруднения, вытекающие из свойственных этому методу
особенностей исследования предмета.
Первое из них заключается в том, что пытаясь установить генетический ряд явлений, связанных между собою, натуралист,
особенно в случае недостатка материала, пользуется данными их внешнего сходства, которые далеко не всегда оказываются
для того достаточными.
Второе затруднение заключается в том, что, даже собрав необходимое количество безукоризненного фактического материала и
получив возможность расположить его в один генетический ряд, исследователь не всегда может ответить на вопрос: где начало
и где конец этого ряда. А от решения этого вопроса зависит иногда целый ряд других, стоящих с данными в более или менее
тесной связи.
Другим источником ошибок в заключениях при решении тех же вопросов зоопсихологии методом филогенетическим, может
быть следующее обстоятельство.
Собрав необходимое количество материала и получив возможность расположить его в один или несколько генетических рядов,
есть возможность ответить на вопрос о том, с которого конца этого ряда следует начинать. Например, ученый указывает ряд
форм: а, b, с, d, e, и, доказав их генетическую связь между собою, делает заключение о том, что развитие их шло от а к е.
Однако, конечное резюме автора о том, что развитие шло от а к е, признать доказанным нельзя - как нельзя купить квартиру в
Киеве без денег, имея лишь убеждения, что Вам квратира нужна.. Ряд есть, но где его начало и конец - это вопрос спорный и
требует для своего решения хорошо обоснованных данных, которых для этого может не доставать.

18. Онтогенетический метод по Вагнеру

Онтогенетический метод, по Вагнеру, в зоопсихологии
и сравнительной психологии состоит в изучении
изменений психики у конкретного представителя живых
существ в процессе его жизни.
Метод онтогенеза, как и метод филогенетический, дает
неоценимый материал для выяснения многих вопросов
зоопсихологии.
Под онтогенетическим методом изучения психики
животных подразумевают изучение психики в разные
периоды жизни особи, начиная с того момента, когда она
так или иначе психически реагирует на воздействия
среды и до ее смерти.

19. Биогенетический метод по Вагнеру

Биогенетический метод, по Вагнеру, в
зоопсихологии и сравнительной психологии
состоит в сравнении филогенеза и онтогенеза
психики живых существ.
Как сравнительная морфология имеет основания
утверждать, что развитие особи повторяет собою
развитие вида или что онтогения повторяет
филогению, так точно то же устанавливает и
сравнительная
психология.

Новое на сайте

>

Самое популярное