Домой Заготовки на зиму Какие проверки проводит гит. Что проверяет трудовая инспекция. Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Какие проверки проводит гит. Что проверяет трудовая инспекция. Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Проверки трудовых инспекторов, которые осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, затрагивают всех работодателей — как организации (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), так и физических лиц.

Предприниматель может постараться предварительно выяснить, что проверяет ГИТ при внеплановой проверке, но, как правило, предметом проверки является не только общее соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений, а также контроль за проведением мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Что нового предлагают?

До конца июля 2019 года депутаты Госдумы обещают рассмотреть законопроект , который уточнит сроки проведения проверок юридических лиц, у которых имеются филиалы, представительства и обособленные структурные подразделения. Авторы инициативы предлагают дополнить ч.4 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилом, что общий срок плановой проверки не может превышать 60 рабочих дней в течение трех лет.

Отметим, что в законодательстве подобную норму в отношении некоторых видов государственного и муниципального контроля ввели еще в 2011 году. Но из-за расплавчатости формулировок ситуация, когда компанию с обособленными подразделениями в разных регионах проверяют несколько раз и с превышением установленного срока в 60 дней, не изменилась. Чаще всего нарушают правило Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС, иногда затягивает сроки и Роструд, выяснили в Госдуме.

Чтобы снизить административную нагрузку на организации, которые имеют филиалы в различных субъектах РФ, в законе № 294-ФЗ предлагается четко указать, какие предусмотрены сроки проверки трудовой инспекции: в новом варианте они не могут превышать 60 рабочих дней независимо от наличия обособленных подразделений. И эта норма будет распространяться на все без исключения виды муниципального и государственного планового контроля.

Виды проверок

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности, связанной с выполнением работ или предоставлением услуг, требующих предоставления уведомления о начале такой деятельности. В частности, речь идет о гостиничных и бытовых услугах, сервисах общественного питания, розничной и оптовой торговле, некоторых видах услуг по перевозке пассажиров и грузов. Подробный список этих видов деятельности можно найти в утвержденном Правительством РФ Перечне работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

До 31 декабря федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети Интернет. Найти списки проверок можно по адресам: http://git78.rostrud.ru/plan/ , https://proverki.gov.ru , http://plan.genproc.gov.ru/ . Это единственно достоверный способ, как узнать о проверке трудовой инспекции и неспешно подготовиться к ней.

Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, — законно ли это включение.

В соответствии со статьей 26.1 , с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ, мораторий на проверки продлили до 31.12.2020, хотя есть и некоторые особенности. В частности, проверки, организованные надзорными органами, перешедшими на риск-ориентированный контроль, не запрещены.

Исключения остались те же: компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, надзорные каникулы не распространяются на организации, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок.

Компания вправе подать в орган государственного контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагает, что проверка включена в план в нарушение положений указанной статьи. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления определен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка трудовой инспекции — это способ органов контроля «потушить пожар», быстро отреагировать на проблему, на нарушение закона. Поэтому надзорные каникулы на внеплановые проверки не распространяются.

Внеплановая проверка осуществляется:

  • если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • если в инспекцию труда поступили:
    • обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
    • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ ;
  • если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

ВАЖНО!

С 01.01.2017 при рассмотрении указанных обращений и заявлений, информации о фактах должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На практике это должно означать, что при регулярных жалобах на компанию либо если ранее уже были вынесены предписания или привлечены к ответственности компания или руководитель, по отношению к этому работодателю пропадет понятие презумпции невиновности. Однако механизм еще не разработан, и как это будет происходить в реальности, сейчас сказать затруднительно.

Что проверяет инспекция по труду при внеплановой проверке? В первую очередь, инспекторы должны найти подтверждение нарушения прав работников или в целом трудового законодательства. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение законодательства о труде, должностным лицом трудовой инспекции может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но предоставление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение, должностное лицо трудовой инспекции подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Как узнать о внеплановой проверке трудовой инспекции? Самостоятельно найти такую информацию невозможно. Но в законе указано, что о проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

  • о плановой проверке — не позднее чем за три рабочих дня до ее начала;
  • о внеплановой проверке — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Документарные проверки

Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводиться по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

Выездные проверки

При выездной проверке, которая также может оказаться как плановой, так и внеплановой, проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.

Предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него Федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки запрещено законом в следующих ситуациях:

  • когда внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений о фактах нарушений, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • когда такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

ВАЖНО!

С 01.01.2017 при проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемых предоставления документов и информации, которые были предоставлены ими в ходе проведения документарной проверки. На практике это означает, что после проведенной документарной проверки трудовая инспекция должна опираться на документы, предоставленные ей ранее, а не требовать их снова и снова.

Срок проведения проверки трудовой инспекцией

Срок проверки трудовой инспекцией не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия — 50 часов. Однако на сроки проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией, если речь идет о выездных и документарных проверках, такое исключение не действует: их срок строго ограничен 20 днями.

При необходимости инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Если решение о продлении сроков проверки принято, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Что проверяет трудовая инспекция

Какие документы и за какой период вправе проверять инспекция по труду?

В ст. 357 ТК РФ указано, что в ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

Инспекторы вправе запросить все обязательные кадровые документы и документы по охране труда. В первую очередь проверке подвергнутся трудовые договоры с работниками. Правильность их оформления, содержание, оформление всех произошедших изменений — все это будет внимательнейшим образом проверяться.

Также будут проверяться приказы по кадрам: прием, перевод, увольнение, отпуска. Все приказы должны иметь номер, документальное основание, подпись работника об ознакомлении.

Обязательно инспектор запросит штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, локальные положения (например о материальном стимулировании сотрудников), журналы ознакомления с локальными актами, журналы по охране труда, журнал учета и движения трудовых книжек.

Причем закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Что касается глубины проверки, то ограничения могут быть лишь в отношении сроков хранения документов. Следовательно, работодатель не обязан предоставлять документы, срок хранения которых истек.

Кадровые документы должны храниться в организации в соответствии со сроками, которые установлены в утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности (п. 1.2 Перечня, Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11).

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

Работодатель имеет право:

  • быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
  • потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
  • получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
  • потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
  • запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
  • присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
  • обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
  • отказаться от оплаты проверки;
  • ознакомиться с результатами проверки;
  • предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
  • обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
  • оспорить применение административного наказания по результатам проверки.

При выездной проверке работодатель обязан:

  • предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
  • организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
  • обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
  • вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.

Результат проверки

Как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Штрафы по результатам проверки

Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.

Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).

Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке, подробно расскажем в этом материале, а также разъясним, как формируется план проверок ГИТ, где с ним ознакомиться и какие полномочия имеются у проверяющих.

Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции

Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:

  • конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
  • глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
  • Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
  • Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
  • Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).

Что проверяет ГИТ при плановой проверке?

Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).

Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:

  • их надлежащего оформления;
  • оплаты труда;
  • заключения коллективного договора;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • предоставления гарантий и компенсаций;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты;
  • оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
  • соблюдения трудовых прав женщин и т. д.

На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.

ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.

Как узнать, когда будет плановая проверка ГИТ в 2018 году?

Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:

  • Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
  • Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).

На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ). Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:

  • проверяющие органы;
  • предмет проверки;
  • месяц начала проверки;
  • срок проверочных мероприятий.

Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.

Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Ранее проверки ГИТ проводились не чаще, чем 1 раз в 3 года. С февраля 2017 года при осуществлении надзора в сфере труда применяется риск-ориентированный подход (п. 17 Положения). Планы проверок на 2018 год были сформированы уже с учетом этого подхода.

Суть подхода в том, что всем организациям и предпринимателям присваивается определенная категория риска. Порядок ее присвоения урегулирован Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В зависимости от категории риска устанавливается частота проверок:

  • высокий — 1 раз в 2 года;
  • значительный — 1 раз в 3 года;
  • средний — 1 раз в 5 лет;
  • умеренный — 1 раз в 6 лет.

ВАЖНО! Плановые проверки предприятий с низким риском не проводятся. Если категория риска не была присвоена, предприятие считается обладающим низким риском.

Сведения о компаниях с первыми двумя категориями риска публикуются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, любое предприятие может узнать свою категорию риска по письменному запросу в Государственную инспекцию труда. Ответ направляется в течение 15 рабочих дней с момента поступления запроса. Имеется возможность подать заявление об изменении категории риска.

В отношении предприятий, ведущих деятельность в сферах здравоохранения, электроэнергетики, образования и некоторых других, установлены особые сроки проверок вне зависимости от категории риска (см. ч. 9 ст. 26.1 закона 294-ФЗ; Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944). Их могут проверять даже чаще, чем 1 раз в 2 года.

Принципы формирования плана проверок ГИТ

Исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых проверок трудовой инспекции установлен в ч. 8 ст. 9 закона 294-ФЗ. Ими являются истечение обозначенных выше сроков со дня:

  • Регистрации организации или предпринимателя.
  • Окончания предыдущей плановой проверки.
  • Начала ведения предприятием определенных видов предпринимательской деятельности.

В случае проведения безосновательных проверок одновременно наступают следующие последствия:

  • результаты их недействительны;
  • виновные должностные лица подлежат административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.1 закона 294-ФЗ плановые проверки до конца 2018 года не проводятся в отношении субъектов малого бизнеса. Есть 2 исключения:

  1. Компании, для которых установлены особые сроки проверок (о них мы упоминали ранее).
  2. Предприятия, которые по итогам предыдущей плановой проверки, проведенной в течение 3 предшествующих лет, привлекались к административной ответственности за грубые нарушения законодательства либо понесли наказание в форме приостановления/отзыва лицензии, дисквалификации, приостановления деятельности.

Необоснованно включенные в план проверок субъекты малого предпринимательства имеют право подать заявление об исключении из этого плана.

Отметим, что наличие оснований для плановой проверки еще не означает, что компанию непременно включат в план. И если она не попала в утвержденный план, то включение ее туда в последующем не допускается. Исчерпывающие основания для корректировки плана содержатся в п. 41 Регламента. Касаются они лишь исключения из плана и изменения сведений о проверяемых.

Полномочия инспекторов при проведении проверок

Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
  • запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
  • отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.

Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.

Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).

Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:

  • проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
  • запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
  • распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
  • предлагать оплатить контрольные мероприятия;
  • требовать информацию до начала проверки и т. д.

Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.

Какие документы может потребовать ГИТ?

Представители трудовой инспекции вправе требовать от работодателя любые документы, относящиеся к предмету проверки. Среди них:

  1. Устав организации, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговой инспекции, положение о филиале и т. д.
  2. Кадровые документы: трудовые и коллективные договоры, трудовые книжки, приказы, штатное расписание, табели учета рабочего времени и др.
  3. Локальные нормативные акты: об оплате труда, о персональных данных, командировках, правилах внутреннего трудового распорядка, об охране труда и т. д.
  4. Бухгалтерские документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы: платежные ведомости, лицевые счета, расчетные листки и т. д.
  5. Журналы инструктажей по технике безопасности, по учету несчастных случаев и пр.

ВАЖНО! Инспектора не имеют права запрашивать сведения, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия: сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, данные о состоянии расчетов по страховым взносам и т. д. (п. 8 ст. 15 закона №294-ФЗ, п. 51.1 Регламента).

Закон не устанавливает ограничений по периоду, за который проводится проверка. Вместе с тем возможно, что срок хранения документов истек и они были уничтожены. Тогда работодатель может не предоставлять эти документы, направив письменные объяснения о причинах их отсутствия. Отметим, что сроки хранения кадровых документов и прочих документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в перечне, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.

Плановые контрольные мероприятия ГИТ направлены на выявление, пресечение нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности. Проверка может быть посвящена как общим институтам трудового права, так и специфическим. Узнать заранее, какие документы заинтересуют надзорный орган, невозможно. Работодателю рекомендуется ежегодно знакомиться с планом проведения проверок, чтобы встретить инспекторов во всеоружии.

План проверок на 2019 год трудовая инспекция разработала еще до конца 2018 года. В нашей статье мы расскажем, где можно найти упомянутый план проверок, а также познакомим читателя с основными правилами его составления и коснемся иных важных вопросов, относящихся к данной проблеме.

Проверки трудовой инспекции на 2019 год: основные сведения

Федеральный госнадзор за исполнением трудового законодательства производится государственной трудовой инспекцией (далее — ГИТ) согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Данная функция реализуется ГИТ посредством осуществления проверок работодателей — плановых и внеплановых (ст. 9 закона «О защите прав юрлиц...» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон № 294-ФЗ; п. 7 положения..., утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, далее — постановление № 875).

Срок осуществления проверок ограничен 20 днями (п. 12 постановления № 875). Для субъектов малого бизнеса предусмотрены более короткие сроки: не более 50 и 15 часов для малых и микропредприятий соответственно.

Круг полномочий инспекторов ГИТ регламентирован п. 13 постановления № 875.

Важно! Является обязательным использование уполномоченными сотрудниками ГИТ при произведении проверок специальных проверочных листов, содержащих ряд определенных контрольных вопросов (постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080).

Данный перечень вопросов является исчерпывающим, и выходить за его рамки сотрудникам ГИТ запрещено. Содержание таких чек-листов для проверок трудовой инспекции на 2018 — 2019 год можно в приказе Роструда от 10.11.2017 № 655.

График проверок трудовой инспекции на 2019 год: правила формирования

Выделяются следующие основные этапы составления, согласования и утверждения графика проверок в течение года, за которым непосредственно следует период проверок (ст. 9 закона № 294-ФЗ, п. 29-42 административного регламента..., утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н):

  • С 1 июня проводится анализ практики и формирование перспективных планов осуществления надзора на следующий год, включая подготовку плана проверок. При этом учитываются результаты проверок и риск-ориентированный подход (о нем см. ниже).
  • В срок до 1 сентября проверки на 2018 — 2019 год планируются Рострудом и направляются на проверку в органы прокуратуры (п. 6 ст. 9 закона № 294-ФЗ).
  • С 1 октября по 1 ноября проводится корректировка плана в соответствии с замечаниями прокуратуры.
  • В срок до 1 декабря информация передается в Генеральную прокуратуру для составления сводного плана проведения плановых проверок.
  • До 31 декабря Генпрокуратура публикует сводный план проверок на своем официальном сайте для ознакомления с ним неограниченного круга лиц. Для поиска по нему информации о том или ином субъекте на сайте государственного органа имеется специальный сервис .

Порядок подготовки такого плана, его направления в органы прокуратуры, процесс согласования и типовая форма регламентированы правилами подготовки..., утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Плановые проверки трудовой инспекции на 2019 год: где скачать график

Плановые проверки на 2019 год трудовая инспекция будет проводить по графику, который можно найти по следующим ссылкам:

  • Сводный план проверок Роструда на 2019 год. В данном разделе на официальном портале названного госоргана в регламентированные законом сроки (см. выше по тексту) будет размещен график на 2019 год.
  • Сводный план проверок субъектов предпринимательства на сайте Генпрокуратуры РФ. Здесь размещен сервис для поиска данных о субъекте экономической деятельности, внесенном в ежегодный сводный план проведения плановых проверок (необходимо выбрать соответствующий период).
  • Сводный план плановых проверок для Москвы. Схему для иных субъектов РФ можно найти по аналогии на сайте территориальных органов Роструда по соответствующему региону.

Обратите внимание! С помощью данных ресурсов можно также посмотреть графики проверок на текущий период или получить сведения о контрольных мероприятиях за прошедшие годы.

План проверок Роструда на 2019 год: кто будет в него внесен

В график плановой проверки на очередной год по общему правилу подлежат включению юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП) (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ):

  • срок с момента регистрации которых составляет не менее 3 лет;
  • последняя плановая проверка которых производилась более 3 лет назад;
  • начавшие более 3 лет назад предпринимательскую деятельность по одному из направлений, по которым требуется уведомление о ее начале (подробности читайте в статье на сайте Уведомление в Роспотребнадзор о начале предпринимательской деятельности (образец)).

План проверок включает указание названия (Ф. И. О.) и адреса проверяемых лиц, сроки и цели проверок.

Важно! В ежегодный график проверок трудовой инспекции с 01.01.2019 по 31.12.2020 не могут быть включены некоторые субъекты малого предпринимательства (ст. 26.2 закона № 294-ФЗ).

Проверки Роструда 2019 года: что такое риск-ориентированный подход

Использование т. н. риск-ориентированного подхода при проверках с 01.01.2018 стало обязательным (см. закон «О внесении изменений...» от 13.07.2015 № 246-ФЗ). Его суть сводится к тому, что основные параметры проверки, включая периодичность, будут определяться исходя из того, к какой категории риска отнесен конкретный проверяемый субъект (ст. 8.1 закона № 294-ФЗ).

Отнесение работодателей (как юрлиц, так и ИП) к конкретной категории риска осуществляется согласно правилам..., утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806, и на основании такого параметра, как показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (см. приложение к постановлению № 875).

В зависимости от установленной категории риска определяется и допустимая частота реализации плановых проверок (п. 2 постановления № 875):

  • при категории высокого риска — 1 раз в 2 года;
  • значительного риска — 1 раз в 3 года;
  • среднего риска — не более 1 раза в 5 лет;
  • умеренного риска — не более 1 раза в 6 лет;
  • низкого риска — контрольные мероприятия не проводятся.

Присвоение указанных категорий происходит по решению (п. 18 постановления № 875):

  • главного госинспектора труда РФ — при отнесении к категории высокого риска;
  • главного госинспектора труда субъекта РФ — в остальных случаях.

Внеплановые проверки Роструда в 2019 году

Помимо плановых проверок, существуют также внеплановые.

Основанием для проведения последних могут выступить (п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ):

  • истечение срока, отведенного конкретному хозсубъекту на выполнение предписаний об устранении обнаруженных нарушений;
  • заявление самого юрлица или ИП, желающего приобрести определенный правовой статус или получить разрешение на ведение того или иного вида деятельности, если это недопустимо без проведения проверки ГИТ;
  • поступление жалобы от госоргана, хозсубъекта или гражданина;
  • выявление при осуществлении проверки деятельности хозсубъекта неких параметров деятельности, значение которых или отклонение от которых выступает закрепленным нормативно основанием для проведения такого вида проверки;
  • распоряжение руководителя органа структуры Роструда, изданное в соответствии с поручением президента РФ, правительства РФ или требованием прокурора. Внеплановая проверка также подлежит согласованию с органами прокуратуры (см. порядок согласования..., утв. приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93), за исключением случаев, предусмотренных абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ.

Обратите внимание! С 11.01.2018 применяется новое основание: обращения физлиц и юрлиц о фактах уклонения от оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора между работодателем и работником (п. а ч. 1 закона «О внесении изменений» от 31.12.2017 № 502-ФЗ).

Итак, проверки Роструда в 2019 году осуществляются по плану, который размещен на официальном сайте Роструда.

Кроме того можно воспользоваться специальным сервисом поиска субъектов экономической деятельности в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок на официальном интернет-портале Генпрокуратуры России.

Использование чек-листов и риск ориентированного подхода при проведении проверок ГИТ стало обязательным.

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании. Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска. Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя. Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2016 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом , — это проверочные листы. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655. Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2018 года, и уже сейчас можно проверить себя.

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные акты

Подзаконные нормативные акты

  • Российской Федерации
  • Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон (ред. ФЗ от 3.07.2016 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2017 № 197)
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. ТК РФ). Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона , который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля.

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.
  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав. Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма , через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.
  4. Тематические проверки. Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. ТК РФ). В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.

Помним об обязанностях, не забываем о правах

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора. Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника.

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке ( Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона , необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права ( Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

Периодичность трудовых плановых проверок зависит от категории риска деятельности организации или предпринимателя. Чем выше категория, тем чаще будет проверяться конкретный работодатель. Чтобы организации и предприниматели смогли узнать свой класс риска и подготовиться к визиту контролеров, Роструд опубликовал на своем сайте информацию об отнесении работодателей к категориям высокого и значительного рисков .

Напомним, что с 1 марта 2017 года при государственном контроле в сфере труда применяется так называемый риск-ориентированный подход (постановление Правительства РФ ). Это означает, что деятельности каждого работодателя присваивается категория риска (их всего пять). И в зависимости от категории периодичность проведения плановых проверок следующая:

  • для категорий высокого риска — 1 раз в 2 года;
  • для категорий значительного риска — 1 раз в 3 года;
  • для категорий среднего риска — не чаще чем 1 раз в 5 лет;
  • для категорий умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

А организациям и ИП, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки вовсе не грозят.

Если по результатам плановой проверки административные санкции за нарушение норм трудового права отсутствуют, то принимается решение о понижении категории риска (она понижается до следующей категории риска). При наличии смертельного несчастного случая на производстве за 3 года, предшествующих текущему, категория риска повышается до категории высокого риска (подробнее см. « »).

Кроме того, специалисты Роструда сообщили, что организации и предприниматели вправе подать заявление с просьбой изменить категорию риска.

Заявление должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
  • информацию о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
  • адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

Новое на сайте

>

Самое популярное