Домой Заготовки на зиму Концерт посвященный дню снятия блокады ленинграда сценарий. Сценарий праздника, посвященного дню снятия блокады ленинграда. И головой на край стола

Концерт посвященный дню снятия блокады ленинграда сценарий. Сценарий праздника, посвященного дню снятия блокады ленинграда. И головой на край стола

Зоя Валерьевна
Сценарий мероприятия «День снятия блокады Ленинграда»

Виды детской деятельности :

игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная.

Цели и задачи :

Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде ;

Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;

Воспитывать любовь к родному краю;

Развивать устную речь.

Предварительная работа :

Чтение художественных произведений по теме;

Прослушивание песен и музыки военных лет;

Чтение и разучивание стихов о блокадном городе ;

Просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;

Рассматривание картин о войне.

Сценарий праздника «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»

НА мониторе слайд 1.

(Дети под музыку (1) входят в музыкальный зал выполняют перестроения с по окончанию встают в рассыпную

Ведущий :

Сегодня день особенный , ребята,

День памяти – торжественный, святой.

День снятия блокады

Отмечает город наш родной.

В тот день , прорвав кольцо блокады ,

Наш город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда ,

И в яростных сраженьях победил.

Музыка 2 «Бесмертный Ленинград »

Давным-давно, более 310 лет назад, царь Петр Первый заложил на пустынных берегах Невы город (Слайд 2) . Назвал он его своим именем. Так появился Петербург. Петербург несколько раз менял свое название. Санкт-Петербург он сменил сначала на Петроград, а затем на Ленинград , затем опять на Санкт-Петербург. Но именно имя Ленинград навсегда останется в памяти людей как символ мужества и патриотизма. Он сдержал натиск фашистов и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Стих 1 ребёнок.

Хотели враги Ленинград уничтожить ,

Стереть этот город с земли.

Сломить этот город, прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Ведущий : Было 22 июня 1941 года. (Слайд 3) . Воскресное утро выдалось солнечным,

теплым, тихим.

Музыка 3 «Вальс» (группа «Жемчужинки» )

Мальчики подходят к девочкам и приглашают на вальс. Исполняют вальсирующие движения

Вдруг резко обрывается музыка, дети застывают

Ведущая. Но вдруг объявили страшную весть : Германские войска напали на нашу страну.

Началась Великая Отечественная война.

Звучит песня «Священная война» (Слайд 4,5,6) (1 куплет и 1 припев)

в это время дети показывают мини сценку «набор на войну» после садятся на стульчики

Ведущий :

В июле – сентябре 1941 года немецко – фашистские войска, имея превосходство в силах, преодолели упорное, героическое сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру , отрезав город от страны. 900 дней город Ленинград находился во вражеском кольце.

Ребята, давайте с вами вернёмся в то время, когда наш город назывался Ленинградом , а ваши прадедушки и прабабушки были ещё совсем юными, но на их долю выпали тяжкие испытания.

Стих 2 ребёнок (Жемчужинки)

Мы вспомним те годы, блокадные годы ,

Тяжёлые ночи и трудные дни,

Людей, что погибли во имя народа,

Ведь подвиг большой совершили они.

Стих 3 ребёнок (Осьминожки)

В Ленинграде белые ночи ,

Июнь сорок первого года.

Выдалось жаркое лето

К утру отдыхает природа.

Спит Летний сад, свет зари над Невой,

Розы, фиалки цветут.

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы

Вмиг тишину оборвут.

Миниатюра танцевальная Музыка №4 (Осьминожки)

Стих 4 ребёнок (Осьминожки)

Враги окружали наш город,

В блокадном кольце Ленинграда .

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Стих 5 ребёнок (Осьминожки)

Рано зима в этот год наступила.

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно беда.

ПЕСНЯ «Стояли со взрослыми рядом» - все дети.

Встают у стульчиков, обдразуют полукруг

Слайды 7,8,9 (слайды меняются на каждый куплет)

ТЕКСТ песни

В далеком, тревожном военном году,

Под гром батарей у страны на виду.

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда .

На парте осталась раскрытой тетрадь

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь двенадцать

Но были они ленинградцы !

Ведущий :

(берёт кусочек хлеба)

Сколько испытаний принесла блокада ! Город был изолирован от Большой земли. Поэтому катастрофически уменьшалась нормы выдаваемых продуктов. Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день .

Ведущая- Голодная смерть косила людей. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода . Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой.

Слайд 11 Это была обычная большая ленинградская семья . Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала : «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня» . Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся.

Стих 6 ребёнок (Морские звёзды)

Цену хлеба знает каждый ленинградец ,

Маленький кусочек-125грамм.

Не сдаётся Ленинград . Город выживает,

Урок отваги, мужества преподносит нам.

Ведущий : В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Стих 7 ребёнок (Морские звёзды)

Девочка руки протянула, уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не проронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон… Слайд 12

Музыка 5. Мама не плачь. Миниатюра. (Морские звёзды) 2 девочки - одна дочь, другая мама. Они идут медленно, вдруг девочка падает, «мама» обнимает и горюет, потом другие люди подходят

Ведущий :

Блокада не могла остановить творческую жизнь города. В труднейших условиях проходили концерты, актёры играли спектакли, художники выпускали плакаты, операторы снимали кинохроники. Слайд. 13

Стих 8 ребёнок (Морские звёзды)

Смерти назло и блокаде

Музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович.

Симфония в зале звучит.

Музыка 6 Шостакович Дети слушают и перелистывание слайд 14

Стих 9 ребёнок. (Морские звёзды)

Эта музыка жить будет вечно,

Как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской » ,

По праву мы гордимся ей.

Ведущий :

Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по льду Ладоги назвали «Дорогой жизни» . Слайд 15. Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков – всех тех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни» .

Музыка. 7 Эх Ладога, родная Ладога

Ведущий :

Давайте песню мы о Ладоге споём, поют воспитатели.

Ведь эту песню любят все и знают.

Она как символ мужества людей.

И пусть нам наши песни подпевают.

Во время пения песни слайды 16,17 о Ладоге.

«ПЕСНЯ О ЛАДОГЕ»

Сквозь шторм и бури, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду ,-

Родней дороги не найти!

Эх, Ладога, родная Ладога!

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржой

Грузили мы и в шторм, и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, штормы, грозная волна.

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

Недаром Ладога родная

"Дорогой жизни" названа.

Ведущий :

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда . Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев . 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944 года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады .

Музыка 8. «слова Левитана»

Стих 10 ребёнок. (Морские звёзды)

За город шли жестокие бои.

За Родину солдаты воевали

И в январе, разбив врага,

Кольцо блокадное прорвали .

Стих 11 ребёнок

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду ,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда !

Ведущий :

Есть в нашем городе мемориал.

Он памятью народной стал.

В граните застыла Родина – мать,

Чтоб павших покой всегда охранять.

Вечный огонь никогда не погаснет,

Как память о тех, кто наш город сберёг,

О тех, кто работал, сражался отважно

И для Победы сделал, что мог.

Ведущий :

Давайте встанем, помолчим,

Почтим героев Ленинграда ,

Всех, чьи жизни унесла

В суровый час блокада .

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Пусть будет мир на всей планете,

И войны не знают дети.

Пусть дети учатся, мечтают,

Ни горя, не беды не знают!

Наш город дорогой, любимый,

Ты гордый, сильный и красивый.

Этот город над Невой

Очень любим мы с тобой.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Аист на крыше. (Морские звёзды) Музыка 9

Стих 12 ребёнок

Пусть летят столетья,

Пусть летят года –

Город наш великий

Будет жить всегда.

Ты – слава России,

Город-герой.

Расти, процветай –

Мы гордимся тобой!

Исполняется песня «Мой город – герой» .

Зима сорок первого года,

В блокадном кольце Ленинград .

Обстрелы, бомбёжки и голод,

Суровые лица солдат.

Застыло холодное утро

Над скованной горем Невой.

Ты выдержал всё,

город мой победитель,

Город – герой.

2. Вы гордость страны, ленинградцы ,

Кто город родной не сдавал,

Кто сбрасывал с крыш зажигалки,

Работая, ночи не спал.

Вы все отстояли победу

Высокой самой ценой,

Чтоб жил Ленинград –

город мой победитель,

Город – герой!

Ведущий : Вот и подошёл к концу наш досуг, посвящённый полному освобождению Ленинграда от блокады . Я надеюсь, в ваших сердцах навсегда сохранится память о ваших прадедушках и прабабушках. Ведь благодаря именно им, мы сейчас живём в таком красивом и процветающем городе!

Сценарий праздника, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.

Звучит фоновая музыка…………………………………трек

Музыка затихает, выключается

Выходят ведущие

Здравствуйте, дорогие ветераны, уважаемые учителя, гости и учащиеся!

Каждый год 27 января мы отмечаем великий день - День освобождения Ленинграда от фашистской Блокады.

Это одна из самых трагических и печальных страниц истории нашего города, только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде был битвой за собственную жизнь, битвой за Ленинград.

Ведущий 1 : Ранним утром 22 июня 1941 года на нашу Родину напали фашистские полчища!!!

Ведущий 2 : Спустя 2 месяца начались бои у стен Ленинграда. Фашистские войска понесли большие потери, и перешли к обороне. Тогда Гитлер уготовил ужасную участь городу – 8 сентября немецкие войска блокировали город, он был охвачен кольцом осады и не имел никакой связи с внешним миром. Началась блокада Ленинграда…

Ведущий 1 : Тысячи людей остались без еды, работы и средств к существованию. Длился этот ужас 900 дней….это почти 3 года! Смерть входила во все дома. Тысячи ленинградцев погибли от голода… Это время – одно из самых жутких в истории Отечества.

Ведущий 2 : И сегодня наше мероприятие посвящается….

Ведущий 1 : В память о тех, кто город спасал,

Ведущий 2 : В память о тех, кто его защищал,

Ведущий 1 : В память о тех, кто в нем умирал,

Ведущий 2 : Но город родной фашистам не сдал…

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

2 ведущий

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадкой и мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.

Ведущий: 900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода. 3 зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем стояли ленинградцы. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» ни на час не прекращали работы заводы: умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест труженики. Стояли насмерть бойцы.

    На Ленинград, обхватом с трех сторон,
    Шел Гитлер силой сорока дивизий.
    Бомбил. Он артиллерию приблизил,
    Но не поколебал ни на микрон.
    Не приостановил ни на мгновенье,
    Он сердца ленинградского биенье.

    И, видя это, разъяренный враг,
    Предполагавший город взять с разбега,
    Казалось бы, испытанных стратегов
    Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
    И те пришли, готовые к победам,
    А третий, Голод, шел за ними следом.

    Во тьме казалось: город пуст,
    Из громких рупоров – ни слова,
    Но неустанно бился пульс,
    Знакомый, мерный, вечно новый.
    То был не просто метроном,

    В часы тревоги учащенный,
    Но наше твердое «Живем! »
    Не дремлет город осажденный.
    Да, мы не скроем – в эти дни
    Мы ели клей, потом ремни,
    Но. Съев похлебку из ремней,
    Вставал к станку упрямый мастер,
    Чтобы точить орудий части,
    Необходимые войне.
    И он точил, пока рука
    Могла производить движенья.
    А если падал - у станка,
    Как падает боец в сраженье.

Ведущий:

    Блокада – далеко как это слово
    От наших с вами мирных светлых дней.
    Произношу его и вижу снова
    Голодных умирающих детей.
    Как опустели целые кварталы,
    И как трамваи вмерзли на пути,
    И матери, которые не в силах
    Своих детей на кладбище нести.

    Счастливо улыбаясь, мама
    На санках – видно, в детский сад –
    Везла дочурку утром рано.
    Кружил неслышно снегопад.
    Снежинки шубой серебристой
    Одели невский парапет.
    И на реке широкой льдистой
    Зима свой оставляла след.

    Мне вспомнилась зима иная:
    Блокадным стянута ремнем,
    Другая мать, от слез слепая,
    Брела под вражеским огнем.
    На санках – ветер шквальный с моря-
    Ребенка в госпиталь везла,
    Не от мороза, а от горя
    Застыла невская волна.

    И девочка, синее льдинки,
    Головку свесила на грудь,
    Казалось, тяжестью снежинка
    Ей жизнь могла перечеркнуть.
    И мать брела упорно, прямо,
    Тянула свой бесценный груз.
    Прошли года… И тоже мамой
    Девчушка стала. Не боюсь
    Я высшей мерою измерить
    Тот подвиг наших матерей.
    Пока я жив, я буду верить.
    Что мать сильнее всех смертей…

Ведущий 1 : В память об этом времени великие композиторы написали музыку, режиссеры сняли немало фильмов, поэты – посвятили стихотворения. И никто не забыт и ничто не забыто.

1 номер: ______________4б__________________________

Ведущий

Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.

Дети ждали хлеба.

«Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.

Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.

Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины.

Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни.

Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно. И несмотря на бомбежки, город остался непобедим!

Ведущий

…на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И дрогнут, и молчат, и ждут,

Прислушиваются тревожно:

К заре, сказали, привезут…

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
И было так, на всем ходу
Машина задняя осела,
Шофер вскочил, шофер на льду
«Ну, так и есть, – мотор заело».
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза, да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет 16000 ленинградцев!
И вот, в бензине руки он смочил.
Поджог их от мотора –
И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей пайки получат на заре –
125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

Ведущий: В военное время Песня поддерживала боевой дух солдат и в память о наших бойцах сейчас прозвучит песня военных лет.

4в ________________________________________

Ведущий 1: История того страшного блокадного времени не только в воспоминаниях, написанных книгах. История в письмах которые шли на фронт и возвращались в город на Неве.
Выходят почтальоны.

Сын, тебя я под сердцем носила,
Я тобою гордилась, любя,
И со всей материнскою силой
Я теперь заклинаю тебя:
«Бей врага, чтобы он обессилел,
Чтобы он захлебнулся в крови,
Чтоб удар твой был равен по силе
Всей моей материнской любви! »

«Дорогой боец советский,
Я письмо тебе пишу.
Очень, очень, очень крепко
Об одном тебя прошу:
Не скучай, не унывай,
Больше немцев убивай! »

Мы отомстим за все: за город наш,
Великое творение Петрово,
За жителей, оставшихся без крова,
За мертвый, как гробница, Эрмитаж,
За виселицы в парке над водой,
Где стал поэтом Пушкин молодой.

За гибель петергофского «Самсона»,
За бомбы в Ботаническом саду,
Где тропики дышали полусонно
(Теперь они дрожат на холоду) .
За все, что накопил разумный труд,
Что немцы превратили в груды груд.

Враги кричали: «Нет конца
У ленинградского кольца! »
Мечом рассек его боец –
И вот кольцу пришел конец.
И первой победы отрада
Сияла на лицах бойцов.
Мы поняли: у Ленинграда
Разорвано нами кольцо…
Во имя Родины и долга –
На бой! Сегодня наш черед.
Мы ждали молча, ждали долго
И слово сказано: «Вперед! »
И, как всегда, у Ленинграда
Простое, строгое лицо.
Вперед, орлы, ломай блокаду,
Ее железное кольцо!

Ведущий 1: Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.

Ведущий 1: Ребята, священное место для каждого Ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Там похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил… Горит вечный огонь….

Выступает 4а_____У обелиска

В память о погибших в блокаду, на полях сражений, трудившихся в тылу, не покладая рук, объявляется минута молчания. Прошу всех встать.

Люди!
Покуда сердца стучат, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, -
Помните!

О тех кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди земли!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю: Помните!

Улицы, ограды, парапеты,
Толпы… толпы… Шпиль над головой.
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.
Гром орудий, но не грохот боя.
Лица… лица. Выраженья глаз.
Счастье, радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город.
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил!

Люди воевали, страдали, рисковали жизнью…

Утром 26 января 1944 года Гатчина была освобождена. К этому времени наши войска уже очистили от врага Красное Село, Пушкин, Павловск.

27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. А полгода спустя, после разгрома нашими войсками финской армии, завершилась и битва за Ленинград, длившаяся свыше трех лет.

и 27 января 1944 года – наступил день великого ликования Ленинградцев! Город выстоял и победил!!!

Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали «Ура!», поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта!

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

Ведущий 1: Благодарность нашим ветеранам не выразить словами. Хочется пожелать вам крепкого здоровья и внести частичку тепла в вашу жизнь.

И сейчас для Вас _песня в исполнении учащихся 4а класса

Ведущий 2: Дорогие наши ветераны! Спасибо вам за победу, за мирное небо над головой Пусть Вас хранит Бог!

Звучит музыка на выход____

Сценарий ко дню снятия блокады города Ленинграда

1-й чтец:

Город Петра-

Гордость России и слава,-

Устоявший в не слыханном прежде бою,

Третий орден тебе

Приколола держава

На защитного цвета гимнастёрку твою.

2-й чтец:

В истории-не первая осада,

Не первый голод, холод и пожарищ дым;

О том, что пережили люди Ленинграда,

Теперь все знают-было по плечу лишь им.

3-й чтец:

27 января 1944года в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.

4-й чтец:

Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди.

5-й чтец:

С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград- символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.

6-й чтец:

Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев.

7-й чтец:

За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжёлых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.

8-й чтец:

Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания.

9-й чтец:

Почти треть жилья стала непригодной для проживания. Общий ущерб от всех разрушений и повреждений составил 26 миллионов рублей.

10-й чтец: (читает стихотворение Ю. Воронова «Из писем на Большую землю.»):

Наш город в снег

До пояса закопан.

И если с крыш

На город посмотреть,

То улицы

Похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть.

Вагоны у пустых вокзалов стынут,

И паровозы мёртвые молчат,-

Ведь семафоры

Рук своих не вскинут

На всех путях,

Ведущих в Ленинград.

Луна

Скользит по небу одиноко,

Как по щеке

Холодная слеза.

И тёмные дома стоят без стёкол,

Как люди,

Потерявшие глаза.

Но в то, что умер город наш,-

Не верьте!

Нас не согнут

Отчаянье и страх.

Мы знаем

От людей, сражённых смертью,

Что означает:

«Смертью

Смерть

Поправ». Мы знаем:

Клятвы говорить не просто.

И если в Ленинград ворвётся враг,

Мы разорвём:

Последнюю из простынь

Лишь на бинты,

Но не на белый флаг!

1-й чтец:

Очень тяжёлым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие-по 125 граммов хлеба.

2-й чтец:

Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было всё, что можно было съесть. Сейчас «голодные пайки» блокады выставлены как экспонаты в Музее истории Ленинграда.

3-й чтец:

В городе были и другие очень тяжёлые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.

4-й чтец:

Истощённые голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами, а зимой было -41, за водой, ходили, к Неве.

5-й чтец: (читает отрывок из стихотворения О.Берггольц «Февральский дневник»):

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слёзы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не даёт.

Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединяет, греет и ведёт.

О том, чтоб не прощала, не щадила,

Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

Ко мне взывает братская могила

На Охтинском, на правом берегу.

6-й чтец:

Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: город жив! Сердце его бьётся! Совестью блокадного города называли замечательную поэтессу Ольгу Берггольц. Уже после войны Константин Шевелев посвятит ей следующие строки…

7-й чтец: (читает стихотворение К. Шевелева):

В пустых

Сырых квартирах

Ленинградцев,

Когда

Стук метронома

Замолкал,

Сострадания

И братства,-

Как пробужденье к жизни,

Вновь звучал.

Негромкий

Блокадницы-

Такой же,

Как и мы,

Переносившей всё:

Обстрелы,

Голод

И холод

Нескончаемой зимы.

8-й чтец:

И всё же никакие муки и лишения не смогли сломить мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом.

9-й чтец:

Шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 6-7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.

10-й чтец:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

1-й чтец:

По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей-всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.

2-й чтец:

Молодёжь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных.

Их доставляли в больницы. За другими -ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.

3-й чтец:

У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.

4-й чтец:

Тот, кто меня слушает, должен понять,

Что это серьёзное дело:

Мальчишка, как ты, не хотел умирать,

А чтобы рабочий паёк получать,

Вставал он к станку неумело.

Рядом стояли такие ж, как он.

Но дело не только в краюхе,

А в братстве, и в чести, и в духе,

5-й чтец:

После разгрома фашистских войск на Волге 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на самом узком месте блокадного кольца, где расстояние между нашими обоими фронтами было 12-15 километров.

6-й чтец:

Соединение наступающих войск ожидалось в центре Синявинских болот. Рано утром в 9 часов 30 минут советская артиллерия открыла огонь по врагу. 67 армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы ещё не видели!

7-й чтец:

И первой победы отрада

Сияла на лицах бойцов.

Мы поняли: у Ленинграда

Разорвано нами кольцо.

8-й чтец:

Через шесть дней кольцо Блокады было прорвано. Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом; прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.

9-й чтец:

Бессмертен подвиг Ленинграда!

Но такова его цена,

Что лучше детям знать не надо

Слова «Блокада» и «Война».

Но надо знать, что до салюта

Над Питером, над невским льдом

Пришлось всем круто, ох, как круто

Под, страшным вражеским огнём.

10-й чтец:

Мы, жители нашего города,

Помним и чтим подвиг ленинградцев.

Спасибо вам, ленинградцы блокадных дней, за подвиг, за то, что вы отстояли наш красивый город от фашистских полчищ. Мы будем достойны Вас!

1-й чтец:

Мы не слышали взрывов, грохота,

Мы не видели эту Блокаду,

Но мы знаем, как трудно было

Осаждённому Ленинграду.

2-й чтец:

Каждый год, в день рождения своей матери, наша соседка приходит на Пискарёвское кладбище и кладёт на её могилу сто граммов чёрного хлеба. Во время Блокады Ленинграда эти бесценные граммы, означавшие для людей жизнь, мать отдавала дочери. Умерла сама, но спасла от смерти девочку. И вот теперь, спустя много лет, дочь возвращала ей не просто символический поёк. Она приносила к могиле память о своём огромном человеческом долге, свою ничем невосполнимую боль, низкий, до земли поклон, своё, быть может, обещание делать и поступать так, чтобы трагические страницы прошлого никогда не повторялись.

3-й чтец (Читает стихотворение О.Чупрова «Прости, Ленинград…»):

Я в море людском

Иду Пискарёвкою снова,

Где Вечная Скорбь

Торжественна так и сурова.

И горе, и гнев-

Мне с ними во век не расстаться!

Шепчу, побледнев:

«Простите меня, ленинградцы…»

Кладу я в тиши

Цветы на гранитные плиты.

А брат мой лежит,

Под самым Берлином зарытый!

Мечтал он, солдат:

«Как только добудем Победу-

Тогда в Ленинград,

Хоть на день,

Но всё же приеду»

А люди идут,

И нет в этом море отлива!

У всех на виду

Стою в стороне молчаливо.

Стою, как солдат,

За брата принявший награду!

Прости, Ленинград,

Что не был с тобою в Блокаду.

4-й чтец:

Память о погибших ленинградцах обязывает нас ко многому.

5-й чтец:

Мы будем примером для всей страны в учёбе и в работе.

6-й чтец:

Мы будем честны и справедливы.

7-й чтец:

Мы будем борцами за правду и счастье.

8-й чтец:

Мы сделаем всё, чтобы война не повторялась.

9-й чтец:

Мы помним, мы-ленинградцы!

10-й чтец (Читает отрывок из поэмы З.Шишовой «Блокада»):

Стой, как стоял, наш город величавый,

Над свежею и светлою Невой,

Как символ мужества, как воплощенье славы,

Как разума и воли торжество!


Самое страшное, что может случиться с человеком – это война. Она отбирает все родное и близкое: дом, семью, друзей. Тех, кто не пожалел жизни для спасения родной страны, смело можно назвать героями. Их подвиг навеки останется в сердцах людей, для которых они это сделали.

Цель:

Воспитание любви к Родине, уважения к героям Отечества.

Оформление:

Красные флаги, фотографии героев, иллюстрации жизни в Ленинграде во время осады.

Роли:

  • Ведущий

Ход мероприятия

Песня «Не надо войны».

Ведущий: Война… Самое ужасное не только для отдельного человека, но и для всей страны. Что же такое война?

Ученик 1: Это ужасное пламя, которое стремится объять все вокруг себя… но эти обжигающие объятия приводят к неминуемой гибели…

Ученик 2: Это оглушающий грохот артиллерийских снарядов, свист пуль, которые стремятся достичь живой цели…

Ученик 3: Это ужас, застывший на лицах детей, и беспомощность матерей, которые не могут предотвратить страшные события…

Ученик 4: Это трупы близких и родных, которые еще вчера мечтали о счастье и любви…

Ведущий: 22 июня 1941 года рано утром на спящий Советский Союз напали фашисты, управляемые Адольфом Гитлером. В его планы входило быстрое завоевание: через полтора месяца он мечтал вернуться домой с победой. Чего он добивался?

Ученик 1: От большей части народов нашей страны Гитлер хотел избавиться.

Ученик 2: Остальным была уготована судьба рабов в военных поселениях.

Ученик 3: Детям не предполагалось делать никаких поблажек, обучать грамоте их не было нужды, ведь их ждала такая же участь рабов, как и взрослых.

Стихотворение «Первый день войны» (Ю. Инге).

Ведущий: Через два с половиной месяца фашисты оказались у стен Ленинграда, хотя намеревались оказаться там не позже, чем через 3 недели. Адольф Гитлер распорядился даже о банкете в честь будущей победы. Однако его мечты оказались далеки от реальности: Ленинград не собирался сдаваться, он готовился дать врагу отпор.

Ученик 1: На стенах зданий стали появляться плакаты, призывающие защищать город, Родину.

Ученик 2: Организовывались батальоны ополченцев, которые отправлялись на оборонительные рубежи.

Стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…».

Ведущий: Ленинграду фюрер готовил страшную участь он решил его сравнять землей. Достигнуть цели Гитлер планировал путем обстрела из разнокалиберных орудий, а также постоянной бомбежкой. К 8 сентября Ленинград был окружен со стороны суши…

Ученик 1: Блокада длилась ровно 29 месяцев.

Ученик 2: Если поделить количество сброшенных снарядов на длительность блокады, то получится, что каждый день в городе звучало 300 взрывов.

Ученик 3: Зима 1941 года оказалась для ленинградцев суровым испытанием не было ни воды, ни электричества, ни топлива, перестал работать транспорт.

Ученик 4: Голодные, замерзшие, почти без сил, жители города ходили за водой к рекам и каналам.

Стихотворение Г. Семенова «Мужество».

Ученик 1: К началу зимы запасов еды оставалось меньше, чем на месяц. Единственной ниточкой, связывающей город со страной, была Ладога, по которой в Ленинград переправляли еду и воду.

Ученик 2: Когда она замерзла, связь была нарушена. Жителям было неоткуда ждать помощи.

Ученик 3: К концу осени остался только хлеб, да и он выдавался только по карточкам, а нормы его выдачи постоянно сокращались.

Ученик 4: Жители получали очень низкие нормы хлеба. К примеру, рабочие получали 250 г, а остальные жители – в 2 раза меньше.

Ученик 1 (показывает кусочек хлеба): Вот такой кусочек хлеба выдавался детям на целые сутки!

Ученик 3: Таким образом, была проложена военно-автомобильная дорога.

Ученик 4: Ее еще называют «дорогой жизни» – именно от нее зависело спасение ленинградцев.

Стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге».

Ведущий: И все же, несмотря на тяжести и лишения, город не переставал жить. Не смогли фашисты поколебать уверенности жителей в победе, не смогли сломить их боевого духа!

Ученик 1: Даже в самые тяжкие дни работали без перерыва школы.

Ученик 2: На чердаках и крышах были организованы постоянные дежурства для борьбы с зажигательными снарядами.

Ученик 3: Был организован противопожарный полк, роты которого находились во всех районах города.

Ученик 4: Люди старались помочь друг другу, поддерживали в самые трудные минуты.

Ученик 1: Кроме этого, не переставала работать промышленность, создавая танки, самолеты, боевые орудия и снаряды.

Ученик 2: На заводах трудились подростки, которых ранее выпустили из училищ.

Ученик 3: Они работали в ужасных условиях до 14 часов в сутки.

Ученик 4: И вносили неоценимый вклад в разгром фашистской армии.

Песня «Ленинградские мальчишки» в исполнении школьников.

Ведущий: Очень много людей умерло в своих домах, на улице, на рабочем месте…

Стихотворение Ю. Воронова «В школе». Затем – видео или показ слайдов «Из дневника Тани Савичевой».

Ведущий: После того, как не стало мамы, Таня собрала свои записи и ушла из дома. Ее определили в детский дом. Ужасная война отняла у нее всех родных, сделала ее сиротой…

Ученик 1: Враги считали, что тяжелые времена пробудят в жителях Ленинграда низменные инстинкты, которые превратят их в животных.

Ученик 2: Они мечтали о том, что голодающие и замерзающие люди будут ссориться из-за каждого кусочка хлеба, из-за топлива. Думали, что итогом блокады будет легкая победа, что люди рано или поздно сдадутся.

Ученик 3: Гитлер, объясняя свою тактику, даже произнес такие слова: «Ленинград вызреет самого себя».

Ученик 4: Однако он глубоко ошибался – люди Ленинграда не боялись смерти…

Ведущий: 27 января 1944 года случилось счастливое для жителей города событие – армии удалось отбросить фашистские войска от города, положив конец блокаде.

Стихотворение Е. Вечтомовой «Блокада прорвана!».

Ученик 1: Этот день стал самым радостным днем в жизни ленинградцев.

Ученик 2: Позади остались ужасные дни, пришло долгожданное освобождение.

Ученик 3: И в то же время день был самым печальным.

Ученик 4: Ведь с выжившими разделить радость не смогли их близкие и родные, павшие во время блокады.

СЦЕНАРИЙ урока «ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ

ГОРОДА ЛЕНИНГРАДА (1944 ГОД)»

Составила: Гапеева С.А.

с.Туманово

Оформление: сцена затянута черной тканью. На порталах, стенах и в глубине наклеены белые бумажные кресты (диагональю, так клеили во время бомбежек). На одной из стен надпись: «При обстреле эта сторона улицы особенно опасна». Тишина. Из этой тишины возникает стук метронома и становится все громче (запись на магнитофон и постепенное прибавление звука), потом постепенно уходит. Выходят ведущие.
1-й ведущий . Наверное, кое-кто из переживших блокаду помнил о той последней мирной белой ночи, когда тысячи молодых ленинградцев, только что окончивших школу, после выпускного бала бродили по широким проспектам и гранитным набережным, проходили мимо прекрасных дворцов и знаменитых памятниках и мечтали вслух о будущем, строили планы. И не знали счастливые юноши и девушки, что в ту самую минуту фашистские полчища перешли государственный рубеж и устремились к Ленинграду. 2-й ведущий . Уже погасли белые ленинградские ночи, но не зажигались на улицах фонари: с заката до восхода фронтовой город жил в темноте. И в этой напряженной темноте, в непривычной для большого города тишине особенно четко слышались шаги рабочих отрядов. Прямые, как стрелы, знаменитые ленинградские проспекты в эти дни превратились во фронтовые дороги. Они начинались в центре города и заканчивались в пригородах, там, где ленинградцы под непрерывным обстрелом и бомбежками возводили оборонительные укрепления. В этих работах участвовало более миллиона человек. 1-й ведущий . Одновременно с оборонительными работами велись работы по сохранению исторических и культурных памятников города. 2-й ведущий . Одновременно с подготовкой к обороне Ленинграда началась его эвакуация. Гитлеровцы уже усиленно бомбили и обстреливали из дальнобойных орудий город. От бомбежек и артобстрелов страдали главным образом женщины и дети. Их в первую очередь и решили эвакуировать. За короткий срок из Ленинграда вывезли более 600 тысяч жителей, выехали научные учреждения, музеи, театры. Однако полностью осуществить необходимую эвакуацию не удалось. 1-й ведущий . После кровопролитных боев гитлеровцы вышли к ближним пригородам Ленинграда, а вскоре, захватив станцию Мга, окружили город. Все линии железных дорог были перерезаны. 2-й ведущий . 7 сентября враг начал генеральное наступление на Ленинград. Фашисты настолько были уверены в своей победе, настолько вопрос о взятии Ленинграда для них был решен, что они назначили срок банкета в гостинице «Астория» и даже отпечатали и разослали приглашения. Гитлеровцы уже распределили дворцы и лучшие здания города между своими генералами и офицерами. 1-й ведущий . В жестоких боях гитлеровцам удалось потеснить наши войска и продвинуться вперед. До города оставались считанные километры. Но пройти их фашисты так и не смогли. 2-й ведущий. Ленинградцы дрались с такой беспримерной храбростью, с таким беззаветным героизмом, что не только нанесли гитлеровцам колоссальные потери, но и вселили в них страх. Фашисты больше не помышляли, по крайней мере, в ближайшее время, наступать на Ленинград. В бессильной ярости они обрушивали на город лавину огня. 1-й ведущий . Выполняя приказ Гитлера, фашистские летчики с сентября по декабрь 1941 года сбросили на город около 100 тысяч зажигательных и 4 тысячи фугасных бомб. 2-й ведущий. Бомбежки и обстрел разрушали жилые дома, предприятия. Только за сентябрь пострадало около 30 крупных предприятий. Но городу нужны были боеприпасы, необходимо было ремонтировать оружие, изготавливать новое. И заводы продолжали работать под бомбами и снарядами. Большинство рабочих ушло на фронт – их заменили женщины и подростки. 1-й ведущий . С каждым днем все труднее становилось ленинградцам: приближалась зима, надвигался голод. Еще в июле месяце была установлена нормированная выдача продуктов, особенно хлеба. Но запасы в городе были слишком малы, и они катастрофически сокращались. Голодали не только ленинградцы, но и воины Ленфронта. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма – 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125 граммов на карточку служащего и иждевенца.
(Учащиеся зачитывают выдержки из дневников жителей Ленинграда).

    Сентябрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль… Настает голод… Завтра мне должно было бы быть 16 лет. Мне – 16 лет! Мама дала мне 5 рублей. Решил себя порадовать и купил шахматный учебник… Немцы танками прут, а нас учат бороться не танками, а связками гранат. Ну и дела!» Октябрь 1941 г., Г.А.Князев: «Сто двадцать второй день войны. Ухудшается продовольственное положение Ленинграда. За вторую декаду иждивенцы при хлебном пайке в 200 г получили 100 г мяса, 200 г крупы, 50 г сахара, 100 г конфет и 100 г растительного масла. На деньги купить ничего нельзя, и потому они не ценятся». Юра Рябинкин: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал… Сказывается отсутствие хлеба… Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норм, а ведь это обязательно будет… Зачитался романом Дюма «Графиня Монсоро» - увлекательная вещь. Мама две бутылки пива выменяла на 400 г хлеба… На фронтах положение дрянь… Ноябрь. Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно… Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох… Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 г сливочного масла и 500 г колбасы из конины с соей… Хлеба дают теперь на человека 125 г в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба. Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 году». Декабрь, Лидия Охапкина: « Один раз на рынке-толкучке мне удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели.. Другой раз инее удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла». Декабрь 1941 г., Юра Рябинкин: « Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству… выхода нет. Тупик… Голод… Страшный голод… Какой страшный голод! Но я хочу жить!.. Я потерял свою честность… я постиг свой удел… Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел… Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором… Я недостойный сын своей матери». 3 января 1942 г.: … Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза… Я весь обовшивел… Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить, жить… Нет никакой надежды». Последняя запись в дневнике Юры, 6 января: «Я совсем почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил… силы уходят, уходят, плывут. А время тянется… О господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я…»
2-й ведущий. Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея студень. В городе не было топлива, стекла почти во всех домах были выбиты, а тут еще ударили 30-40 градусные морозы. Погас электрический свет, город погрузился во тьму. Замерз и перестал работать водопровод, улицы покрылись снежными сугробами, ледяными торосами. Чтобы достать немного воды люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал неимоверных усилий. 1-й ведущий . Смерть шла по городу. Уже в ноябре она унесла 11 тысяч человек, в декабре – 52. Люди падали от слабости на улицах, у станков и уже не могли подняться. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших.
1-й чтец. СОТЫЙ ДЕНЬ
Вместо супа – Бурда из столярного клея, Вместо чая – Заварка сосновой хвои. Это б все ничего, Только руки немеют, Только ноги Становятся вдруг не твои.

Только сердце Внезапно сожмется как ежик, И глухие удары Пойдут невпопад… Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, Слышишь: Город клянется, что враг не пройдет! … Сотый день догорал. Как потом оказалось, Впереди Оставалось еще восемьсот.
2–й ведущий . Единственным «окном», соединявшим Ленинград с «большой землей», было Ладожское озеро. 23 ноября первая колонна грузовиков с 33 тоннами продовольствия прибыла в город по льду Ладожского озера. С этого дня непрерывным потоком пошли колонны автомашин по «дороге жизни», как прозвали ладожский лед ленинградцы. Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду уходили машины с грузами, людьми. 1-й ведущий . Но, несмотря ни на что, город жил! Обессиленные, больные люди под артобстрелом и бомбежками писали стихи и книги, сочиняли музыку, учили и учились – во время блокады работало 100 школ, и в них занималось около 100 тысяч ребят!
2-й чтец. Юрий Воронов БЛОКАДА
В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?.. Нам в сорок третьем Выдали медали И только в сорок пятом – Паспорта.
И в этом нет беды. Но взрослым людям, Уже прожившим многие года, Вдруг страшно оттого, Что мы не будем Ни старше, ни взрослее, Чем тогда.
2-й ведущий . Наступила весна 1942 года. Враг продолжал держать город в железном кольце. Фашисты еще мечтали войти в Ленинград. А ленинградцы знали – этого не будет никогда! И они вышли на улицы, чтобы убрать свой город, привести его в порядок. В апреле сошел лед на Ладожском озере, но «дорога жизни» продолжала существовать. 1-й ведущий . Все это срывало планы гитлеровцев, приводило их в ярость, но они не потеряли надежды овладеть городом. К прорыву блокады бойцы Ленинградского фронта начали готовиться еще осенью 1942 года. Разгром фашистов под Сталинградом облегчил ленинградцам задачу. И вот 12 января 1943 года ленинградцы услышали гул канонады. Семь дней шли кровопролитные бои. 2-й ведущий . С востока наступали части Волховского фронта. И вот 18 января в 11 часов утра войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, блокада была прорвана! Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады. В январе 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев. 1-й ведущий . На Пискаревском кладбище похоронены сотни тысяч ленинградцев, отстоявших город. Давайте почтим их память минутой молчания.
3-й чтец. … И вот в послевоенной тишине К себе прислушалась наедине.
Какое сердце стало у меня, Сама не знаю – лучше или хуже: Не отогреть у мирного огня, Не остудить на самой лютой стуже.
И в черный час зажженные войною Затем, чтобы не гаснуть, не стихать, Неженские созвездья надо мною, Неженский ямб в черствеющих стихах…
… И даже тем, кто все хотел бы сгладить В зеркальной, робкой памяти людей, Не дам забыть, как падал ленинградец На желтый снег пустынных площадей.
И как стволы, поднявшиеся рядом, Сплетают корни в душной глубине И слили кроны в чистой вышине, Даря прохожим мощную прохладу, - Как скорбь и счастие живут во мне – Единым корнем – в муке Ленинграда, Единой кроною – в грядущем дне.
И все неукротимей год от года К неистовству зенита своего Растет свобода сердца моего – Единственная на земле свобода.
(Начинает тихо звучать Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича . Ведущие возлагают цветы и зажигают свечи под музыку).
2-й ведущий. В память о погибших ленинградцах и людях, боровшихся за его освобождение, объявляется минута молчания.
4-й чтец . К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди Земли. Убейте войну, прокляните войну, люди Земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда, - Заклинаю – помните!

10.07.1941 г. – 09.08.1944 г. –Битва за Ленинград

10.07.1941 г. – Начало героической обороны Ленинграда.

08.09.1941 г. – 27.01.1944 г. – Ленинград в кольце блокады.

22.12.1942 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР

учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

18.01.1943 г. – Прорыв советскими войсками блокады Ленинграда.

27.01.1944 г. – Полное снятие блокады.

09.08.1944 г. – Полное освобождение Ленинграда от врага.

26.01.1945 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР

Ленинград награжден орденом Ленина.

08.05.1965 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР городу-герою

Ленинграду вручена медаль «Золотая Звезда».

Новое на сайте

>

Самое популярное