Домой Заготовки на зиму Научное и техническое творчество. Элементы теории и методологии научно-технического творчества кафедра электронных. Выбор методов обучения

Научное и техническое творчество. Элементы теории и методологии научно-технического творчества кафедра электронных. Выбор методов обучения

Донбасский Государственный Технический Университет Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество имеет место в научной, технической, художественной, политической и других сферах деятельности человека. Научное творчество связано с познанием окружающего мира. Техническое творчество имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Мотивацией творчества служат биологические, социальные и идеальные потребности. Биологические потребности (например, принцип экономии сил) лежат в основе житейской изобретательности и совершенствовании навыков, но могут приобрести и самодовлеющее значение, превратившись в лень. Социальные потребности – стремление к материальному вознаграждению, к почёту и уважению в обществе. Идеальные потребности – потребность познания в широком смысле. Они ведут своё происхождение от потребности в информации, изначально присущей всему живому. Существует потребность в информации как стремление к новому, ранее не известному. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Источники и механизм творчества: Творческое мышление начинается там, где создаётся проблемная ситуация, которая предполагает поиск решения в условиях неопределённости, дефицита информации. Определяющим механизмом творчества является не логика, а интуиция. Интуиция (лат. intuitio - созерцание) - способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Интуиция. Логике просьба не вмешиваться… Своими открытиями во многом обязаны интуиции Эйнштейн, Эдисон, Маркони и Генри Форд. Вид извивающейся змеи подсказал химику Фридриху Кекуле классическую формулу бензола, обыкновенная паутина навела инженера Брауна на мысль о висячем мосте. Знаменитый Джордж Сорос по приступам боли в спине узнавал, что сейчас ситуация сложится не в его пользу. Правило № 1. «Удаче предшествует радость» Правило № 2. «Оговорки по Фрейду» - не случайны Правило № 3. «Я знаю точно наперед…» Правило № 4. «Имеющий глаза да увидит» Правило № 5. «Что-то заставило» Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Эффективность интуиции зависит от природных данных индивидуума, которые исследователь должен развивать путём самосовершенствования, усиливая в себе шесть главных интеллектуальных свойств: 1) эрудицию – исходный объём знаний, интеллектуальный потенциал; 2) память – накопление полученной информации, ассоциирование прошлых наблюдений; 3) здравый смысл (фронезис) – способность оценивать без предвзятости, жертвовать чем-то ради достойной цели, понимать другие точки зрения; 4) воображение – способность видеть ещё не существующий образ; 5) ясность изложения мысли – умение формулировать умозаключения понятно для других; 6) увлечённость – умение радоваться удачам, переносить неудачи и преодолевать трудности. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Интеллект (Intellectus – понимание, разум, рассудок, ум) - способность к мышлению, рациональному познанию. Различают: - интеллект личности; - коллективный интеллект - искусственный интеллект. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Исследователь Компьютер Воля, настойчивость Управление Микро- процессор Оперативная память Система программ Препятствия внешние, внутренние (температура) Интеллект Система специального образования (профессия), культуры, воспитания Препятствия внешние (условия работы, противники) Внутренние (болезни, лень) Оперативная память Система обучения Работоспособность Надежность Долговременная память Здоровье Схема работы компьютера и исследователя в режиме решения сложных задач Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Основные проявления интеллекта: 1) любознательность (пассивная – эрудиты, активная – исследователи); 2) неудовлетворённость к собственным результатам, 3) оптимизм (как способность к риску – не путать с самоуверенностью), 4) умение сформулировать вопрос (поставить задачу). Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет К дополнительным признакам интеллекта часто относят: § особенности письменной и устной речи человека; § чувство юмора; § остроумие; § простота принимаемых решений. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет К числу факторов, отрицательно влияющих на развитие творческого мышления относятся: § отсутствие гибкости мышления; § сила привычки; § узкопрактический подход; § чрезмерная специализация; § влияние авторитетов; § боязнь критики; § страх перед неудачей; § чересчур высокая самокритичность; § лень. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Классификация учёных-исследователей (Х. Гоу и Д. Вудворт): 1. Фанатик – увлечён наукой до самозабвения, считает её содержанием жизни, любознательный, неутомимый, требовательный, часто плохо уживается с коллективом. 2. Пионер – инициативный, работоспособный, честолюбивый, хороший организатор и учитель, открыватель новых путей, кладезь творческих идей. 3. Диагност – умный критик, способный сразу обнаружить сильные и слабые стороны работы. 4. Эрудит – обладает хорошей памятью, легко ориентируется в различных областях знания, но натура не творческая, легко поддающаяся авторитету других. 5. Техник – логик и стилист, умеет придать законченность чужой работе, сознаёт ограниченность своих возможностей, отлично уживается в коллективе. 6. Эстет – увлекается изящными решениями, несколько пренебрежительно смотрит на работающих не так «тонко» , не очень терпелив и работоспособен. 7. Методолог – хорошо владеет методологией и математическим аппаратом, любит обсудить с другими свои научные планы, терпимо относится к чужим взглядам. 8. Индивидуалист – избегает работы в коллективе и административных функций, умён, наблюдателен, упрям, увлечён своими идеями, но не проявляет особой энергии для внедрения их в жизнь. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Коллективный интеллект - общий интеллект научных работников, совместно разрабатывающих проблему под руководством наиболее авторитетного учёного. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет При формировании научного коллектива необходимо применение следующих принципов: § привлечение специалистов из различных областей знания; § умелое сочетание учёных различных возрастов; § способность людей к совместному труду; § соответствие структуры коллектива фактическому соподчинению в зависимости от личных способностей; § непрерывность формирования состава; § свободное высказывание идей всеми членами коллектива; § поощрение публикацией, упоминанием заслуг, ссылками на труды, официальными поздравлениями и т. п. ; § сквозное планирование от научного поиска до внедрения; § разумная проверка результатов. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Успех коллективного научного исследования зависит от того, создана ли руководителем научная школа. Научной школой называют возглавляемый крупным учёным коллектив научных работников, имеющих единую идею, единое мировоззрение, непрерывно выражающееся в исследовательской деятельности. Пример научных школ: - научная школа академика Йоффе, - научная школа академика Алферова. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Иоффе Абрам Фёдорович Абра м Фёдорович Ио ффе (29. 10. 1880, Ромны - 14. 10. 1960, Ленинград) - российский и советский физик, обыкновенно именуемый «отцом советской физики» , академик (1920), вицепрезидент АН СССР (1942 -1945), создатель научной школы, давшей многих выдающихся советских физиков, таких как А. Александров, Я. Дорфман, П. Капица, И. Кикоин, И. Курчатов, Н. Семенов, Я. Френкель и другие. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Иоффе Абрам Фёдорович Первая работа Иоффе (магистерская диссертация), была посвящена элементарному фотоэлектрическому эффекту и кругу классических исследований по определению заряда электрона. Он доказал реальность существования электрона независимо от остальной материи, определил абсолютную величину его заряда, исследовал магнитное действие катодных лучей, представляющих собой поток электронов, доказал статистический характер вылета электронов при внешнем фотоэффекте. Следующим обширным исследованием Иоффе было изучение упругих и электрических свойств кварца, что легло в основу его докторской диссертации. Иоффе были получены важные результаты в области физики кристаллов, которые обобщены в известной книге «Физика кристаллов» , написанной по материалам лекций, прочитанных им в 1927 во время длительной командировки в США. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Иоффе Абрам Фёдорович В начале 1930 -х годов по инициативе Иоффе начались системати -ческие исследования новых в то время материалов – полупроводников. Получило объяснение выпрямляющее свойство такого контакта «металл-полупроводник» в рамках теории туннельного эффекта, получившей развитие 40 лет спустя при описании туннельных эффектов в диодах. Показано, что полупроводники способны обеспечить эффективное преобразование энергии излучения в электрическую энергию, что послужило предпосылкой к развитию новых областей полупроводниковой техники – созданию фотоэлектрических генераторов (в частности, кремниевых преобразователей солнечной энергии – «солнечных батарей»). Создана методика определения основных свойств полупроводниковых материалов. Изучение термоэлектрических свойств полупроводников послужило началом развития новой области техники – термоэлектрического охлаждения, которая нашла широкое применение во всем мире для решения ряда задач в радиоэлектронике, приборостроении, космической биологии и т. д. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Алфёров Жорес Иванович Родился 15 марта 1930 года в Витебске. В 1952 году с отличием окончил Ленинградский электротехнический институт имени В. И. Ульянова (Ленина) по специальности "электровакуумная техника". Действительный член (академик) Российской Академии наук, вице-президент РАН, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, директор Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН. Депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по образованию и науке. Работал в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе АН СССР инженером, младшим, старшим научным сотрудником, заведующим сектором, заведующим отделом. С 1987 года - директор института. Главный редактор журнала "Физика и техника полупроводников". В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию по исследованию мощных германиевых и кремниевых выпрямителей. В 1970 году защитил по результатам исследований гетеропереходов в полупроводниках диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. В 1972 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Алфёров Жорес Иванович Крупнейший ученый, автор фундаментальных работ в области физики полупроводников, полупроводниковых приборов, полупроводниковой и квантовой электроники. При его активном участии были созданы первые отечественные транзисторы и мощные германиевые выпрямители. Основоположник нового направления в физике полупроводников и полупроводниковой электронике - полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе. Автор 50 изобретений, трех монографий, более 350 научных статей в отечественных и международных журналах. Лауреат Ленинской (1972) и Государственной (1984) премий СССР. С 1989 года - председатель президиума Ленинградского - Санкт. Петербургского научного центра РАН. С 1990 года - вице-президент Академии наук СССР (РАН). Лауреат Нобелевской премии 2000 года. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Королев Сергей Павлович Серге й Па влович Королёв (12. 01. 1907, Житомир – 14. 01. 1966, Москва) - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, отец советской космонавтики. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года. В школьные годы Сергей Королев отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1921 познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке. Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ). Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Королев Сергей Павлович За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. В сентябре 1931 С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осовиахима общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты. В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную - с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную – с жидкостным ракетным двигателем. В 1938 С. П. Королёв был арестован по обвинению в участии в троцкистской организации и во вредительстве (нецелевое расходование средств) и приговорён НКВД к 10 годам в ИТЛ. В 1939 попал на Колыму, где был занят на т. н. «общих работах» . Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Королев Сергей Павлович Осенью 1940 он был переведён в новое место заключения - московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 в другое КБ тюремного типа – ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя. В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная Стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения. Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей. 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый истории человечества ИСЗ. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Королев Сергей Павлович В 1959 году создаются и запускаются три автоматических аппарата к Луне. Первый и второй - для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы. 12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1» , он реализует первый в мире полёт человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» , пилотируемых космонавтами А. Г. Николаев и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» . За ними - с 12 по 13 октября 1964 года - в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход» . 18 марта 1965 г. во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Объект, обладающий искусственным интеллектом, должен выполнять следующие функции: - запоминать сообщенную ему информацию; - осуществлять логический анализ; - быть способным образовывать новые понятия и т. д. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Приемы интенсификации интеллектуального поиска: § аналогия; § инверсия; § эмпатия; § мозговой штурм. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Прием аналогии используют как для преодоления, так и для увеличения инерции мышления. Инерция мышления полезна, если стоит задача с наибольшей точностью повторить решение, найденное ранее в прототипе, внося изменения чисто количественно. Для разрушения инерции мышления аналогию необходимо искать между далёкими по характеру задачами, выбирая в целях конструктивного решения аналогию из какой-либо далёкой области (например, идея вскрытия герметичного корпуса модуля путём надрыва шва заложенной в шов проволокой взята из конструкций консервной банки). Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Приём инверсии основан на взгляде на явление с иной, часто противоположной стороны. Например, обращение вреда в пользу при устранении самоотвинчивания резьбовых соединений: попадание краски в резьбу затрудняет разборку резьбового соединения, но именно поэтому может быть использовано для законтривания. Приём эмпатии (вживание в образ) позволяет конструктору ощутить мельчайшие подробности работы узла или протекающих в нём процес-сов, для того, чтобы обнаружить недочёты, неразличимые со стороны. Например, ощущение себя тепловым потоком, текущим от мощного, закрепленного на печатной плате транзистора, позволяет образно пред-ставить, ощутить преграды на его пути: неплотности и переходные слои в зоне контакта транзистора и платы, тепловое сопротивление самой платы при растекании теплового потока, неплотности в зоне прижима платы к массивному теплостоку. Одновременно с этим конструктор мо-жет «ощутить» конвективное рассеяние тепла и такие важные физичес-кие явления, как взаимное перемещение сопрягаемых деталей из-за различия коэффициентов расширения или накапливания внутренних напряжений при нагреве и Кафедра ЭС охлаждении.

Донбасский Государственный Технический Университет Приём мозгового штурма направлен на возбуждение коллективного генерирования новых идей по преодолению тупика в процессе выработки решения при создании конструкций. 1. Назначается временная (на 2 -3 часа) группа специалистов (5 -8 чел.), зарекомендовавших себя творчески способными, работающими в различ-ных подразделениях предприятия. 2. Перед группой, собранной в специальной комнате, ставится конкретная задача: как преодолеть возникшее техническое противоречие. 3. Члены группы по очереди кратко (1 -2 минуты) высказывают любые идеи. Разрешается развивать высказанные другими предложения, но без слов критики или одобрения. На этом работа группы заканчивается. 4. Запись выступлений передают для тщательного анализа в подразделение, которое сделало заявку на мозговой штурм. В результате мо -гут быть найдены удачные идеи, подлежащие более детальной проработке. Но даже если все выдвинутые идеи будут в конечном счёте отвергнуты, моз-говой штурм будет содействовать преодолению инерции мышления и выд-вижению в последующем продуктивных идей самими конструкторами данного подразделения. Кафедра ЭС

Донбасский Государственный Технический Университет Пример. Для мозгового штурма была выдвинута задача: предложить улучшение конструкции электрического контакта в зоне герметичного разъемного шва между крышкой и корпусом СВЧ-модуля, т. к. применяемая уплотняющая резино-вая прокладка из электропроводящей резины (резина с порошкообразным прово-дящим наполнителем) имеет повышенное электрическое сопротивление, осо-бенно в диапазоне сверхвысоких частот, когда под действием поверхностного эф-фекта электрический ток протекает в тонком поверхностном слое толщи-ной примерно десять микрометров. Из-за повышенного сопротивления в зоне шва между крышкой и корпусом недопустимо ухудшается экранирование модуля. Во время мозгового штурма было предложено обернуть резиновую проклад-ку тонкой металлической фольгой. Фольга должна быть настолько тонкой, чтобы не повлиять на эластичную деформацию резиновой прокладки, но обеспе-чить хороший металлический контакт между крышкой и корпусом. Анализ предложения навел на мысль заменить прокладку из электропроводя-щей резины прокладкой из изоляционной резины, покрытой тонким слоем металлизации (химическим или вакуумным способом). В результате обеспечивается герметичность уплотнения, что нарушалось в «штурмовом» предложении с фольгой. Кафедра ЭС

Техническое творчество наиболее сложно и ответственно, т.к. связано с большими инвестиционными затратами, рисками и потерями. Это принципиально меняет психологию творчества, где целью является коммерческая и производственная необходимость или целесообразность, а не желание души. Техническое творчество предназначено для зарабатывания больших денег в условиях, когда резко ограничены временные рамки, материальные и человеческие ресурсы. Поэтому творцов-гуманитариев миллионы, а истинных изобретателей лишь тысячи у человечества.

Как создаются изобретения?

Технология технического творчества начинается с осмысливания технического или технологического задания заказчика. Уточняются параметры разработки и требования к продукции, определяется уровень техники на сегодняшний день по странам мира путём проведения патентно-коньюнктурных исследований, находятся аналоги и прототипы, формулируется изобретательская задача и чем корректнее и изящнее она будет поставлена, тем совершеннее и оптимальнее будет изобретение. Этот этап является наиболее важным в проектировании и изобретательстве, т.к. здесь приходит к разработчику понимание сути того, что должно быть. Как только пришло понимание, то начинается генерация вариантов идей и образов будущего изделия или технологии. Поставленная задача передаётся в подсознание и решается там автоматически круглосуточно с выдачей в сознание проблесков вариантов решений. Сознание в это время обращается к освоенным человеком знаниям, выбираются приемлемые для использования в конкретном случае законы природы (естествознания), подбираются физические, химические, геометрические эффекты и принципы действий из базы известных науке знаний в данной области техники. Если они выявлены и подобраны, то компилируется или синтезируется новая техническая система с существенными отличительными признаками от всего созданного ранее, совокупность которых и обеспечивает появление новых функций и свойств, которые были заданы в техническом задании заказчика, появляется новая совокупность упорядоченно взаимодействующих, заново разработанных для конкретного случая, взаимосвязанных элементов (деталей, узлов) с их оригинальным размещением в пространстве с новыми отношениями и связями.

Однако, если уровень существующих знаний оказывается недостаточным для синтеза новой технической системы, то появляется необходимость проведения научно-исследовательской работы для их получения, вернее добычи как в бою. Таким образом, перед изобретением, т.е. решением технической задачи техническими средствами, нужно сделать открытие новых знаний в этой области естествознания. Истинные наиболее значительные изобретения основаны на результатах открытий, построены на новых принципах действия или функционирования, что даёт скачёк в уровне развития техники. Но большинство изобретений, а особенно полезных моделей – это устранение недостатков прототипа известными, но оригинальными способами. Это массовое инженерное творчество, близкое к ремеслу, которое совершается на уровне сознания с использованием логики и причинно-следственных связей.

Очень часто бывают случаи, когда задача кажется неразрешимой. В этом случае у профессионалов появляются азарт и здоровая злость, страстное, жгучее желание достичь цели, одновременно возникает вера в успех и ощущение, что решение где-то близко – эмоциональное состояние приближается к вдохновению.

Технология такого технического творчества предполагает совместную работу души, сознания и надсознания, куда подключается интуиция профессионала, ведущая как лоцман по узкому фарватеру к цели. В таком состоянии изобретатель пытается построить в сознании образ будущего продукта или процесса, но возникают лишь фрагменты целостной системы (как туманный образ произведения у гуманитариев). Сознание обращается через душу в надсознание, которому доступна информация и знания Космоса. Из надсознания ответ на поставленную душой задачу приходит в сознание (в самый неожиданный момент) в виде образа недостающих фрагментов и их взаимосвязей. Момент прихода решения задачи из надсознания в сознание очень ярок и его невозможно пропустить. Это известное профессионалам явление называют озарением или инсайтом. Сознанию остаётся только выполнить синтез новой целостной технической системы в виртуальном виде и описать эту возникшую структуру словесно, дополняя схемами, знаками, символами, рисунками в статическом состоянии, а затем и в динамике, т.е. описать её работу, принцип действия и функционирования, оптимальные параметры работы, формы и габариты, применимые материалы и виды энергий.

Материализация виртуального образа путём словесного описания весьма трудная задача, т.к. здесь требуется хорошее знание языка изложения и писательское умение. Именно этого и не хватает «технарям» и они часто остаются непонятыми, несмотря на великолепное решение технической задачи. Следовательно, инженеры должны быть по совместительству и гуманитариями, чтобы, великолепно владея языком, доводить свои произведения до потребителей, убедительно доказывая пользу от использования предлагаемой разработки.

В отличие от гуманитарных произведений, технические произведения, например, изобретения по структуре и форме написания строго регламентированы, а кроме технического описания сути разработки содержат юридически значимую часть, называемую формулой изобретения. Формула изобретения является, по сути, информационной моделью (фреймом) новой разработки и необходимо владеть патентоведческим и писательским искусством одновременно, чтобы словами одним предложением изящно изложить созданное техническое произведение. Поэтому профессиональных талантливых изобретателей весьма мало.

Весь труд изобретателя может оказаться напрасным, если патентное ведомство, проведя квалификационную экспертизу, не признает разработку изобретением по причине несоответствия критериям охраноспособности: мировой новизне, изобретательскому уровню, промышленной применимости.

Только в техническом творчестве удовлетворение и удовольствие от достигнутого результата не сравнимо ни с чем – это торжество разума и души высшей пробы. Несколько похожее состояние бывает у души от победы тела на спортивных соревнованиях, когда устанавливается мировой рекорд.

Научное творчество

Третий вид творчества – это научно-исследовательское творчество, которое предназначено для добычи новых знаний, обогащающих базу фундаментальной, теоретической и прикладной науки.

Научное творчество носит поисковый характер и не акцентировано на коммерческий результат. Высшими достижениями научного творчества являются открытия, наиболее значимые из которых отмечаются Нобелевскими премиями. Права на открытия не патентуются, что подчёркивает их общечеловеческое достояние, а авторам выдаётся лишь диплом, удостоверяющий их заслуги и приоритет.

В научном творчестве главный труд заключается в создании новых методик постановки экспериментов и их проведения, обработки полученных данных, синтезе из них новых гипотез, теорий, законов, закономерностей, явлений природы, физических эффектов и другой научной продукции. Как и у изобретателей, у учёных также бывают озарения и феноменальные догадки – это апофеоз творчества.

Научное творчество носит общественный характер и учёные, как правило, объединены в специализированных институтах и лабораториях академий наук и отраслевых институтах для выполнения конкретных тем научно-исследовательских работ, целевых научно-технических программ, в том числе международных и других заказов, как правило, государственных. Инструментарий фундаментальных исследований весьма сложный и дорогостоящий, уникально и всё метрологическое обеспечение, поэтому в отличие от изобретателей-одиночек, учёных-одиночек не бывает. Учёным профессионалам присваивают учёные степени и звания, а наиболее талантливые, трудолюбивые и успешные, стартуя младшими научными сотрудниками, становятся академиками.

Результаты исследований и разработок по законодательству принято считать произведениями науки, главные из которых: монографии, рукописи диссертаций, научно-техническая литература, отчёты о выполненных научно-исследовательских работах, статьи, обзоры и др.

Полученные новые теоретические знания передаются отраслевой науке, инновационным менеджерам и венчурным капиталистам для реализации в конкретных продуктах или услугах с целью выявления, формирования и удовлетворения спроса на рынке.

Эпоха экономики основанной на знаниях – наступила. Результаты творческой деятельности человека юридически правильно оформленные превращаются в интеллектуальную собственность – главный товар цивилизованного мира.

Изучением творческой деятельности, ее механизмов и закономерностей занимаются многие науки: философия, психология, педагогика, искусствоведение, кибернетика, информатика и т.п.

И, несмотря на то, что до создания единой науки о творчестве еще далеко, потребность в ней ощущается достаточно остро, особенно в разделе разработки методов творческого (продуктивного) мышления.

И в средних, и высших учебных заведениях большое внимание уделяется развитию способностей к генерированию новых нетривиальных идей в процессе решения творческих задач – эвристических способностей. Развитие этих качеств у будущих ученых, техников, менеджеров является важным фактором в преодоление инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач.

Творчество выступает как средство обновления, развития, совершенствования человека, общества, форм и условий жизни людей. Основными его видами по традиции считаются художественное, научное, техническое творчество. Однако кроме них существуют и многие другие виды творчества: социальное, политическое, идеологическое и т.д.

Результаты творчества возникают в человеческой голове как духовные, идеальные образования – замыслы, представления, идеи, теории, художественные образы. Но окончательное выражение они получают в какой-то материальной, чувственно воспринимаемой форме – в словах, знаках, произведениях искусства, технических конструкциях.

В исторической традиции наука о творческой деятельности называется эвристикой (греч. «heurisko» – отыскиваю, открываю). Она формируется в виде суммы методов и приемов оптимизации индивидуального творчества.

Первоначально эвристика возникла в Древней Греции в виде метода обучения, в котором посредством наводящих вопросов учителя ученик приходил к правильному ответу. Искусство наведения на новое решение Сократ (469 – 399 г. до н.э.) назвал майевтикой (повивальным искусством)

Само слово «Эврика» появилось в лексиконе более 2000 лет назад. «Эврика!» – это по легенде восклицание древнегреческого ученого Архимеда (ок.287 – 212 г. до н.э.). Он создал учение о методах решения задач, выдвижения и обоснования гипотез, описал способы создания новых технических объектов из известных элементов. Термин «эвристика» ввел древнегреческий математик Папп Александрийский в III в. н.э. Обобщив труды античных математиков, он объединил творческие методы решения математических задач, отличные от чисто логических.

В Новое время первую попытку описать логику изобретения сделал Г.В. Лейбниц (1646 – 1716). Путь достижения цели он видел в расчленении понятий на элементарные ячейки – азбуку мысли – и последующем комбинировании. Его современник Х. Вольф (1679 – 1754) предложил ряд правил искусства изобретательства, а чешский математик Б. Больцано (1781 – 1848) описал различные методы и эвристические правила.

В России в начале ХХ в. ряд исследователей начинали создавать теорию творчества, среди них особенно выделяется инженер П.К. Энгельмейер, отстаивающий мысль о том, что процесс изобретательства, вопреки распространенному мнению, является тоже творческой деятельностью. Психологические исследования, проведенные в 20-30-е гг. выявили сходство когнитивных механизмов при решении творческих задач в разных областях деятельности (науке, искусстве, технике). Поэтому тщетны попытки деления творчества на высшие и низшие типы.

Основной признак творчества – новизна получаемых результатов. При этом речь идет не просто о новизне во времени, а о качественной новизне. Новым во времени является, например, каждый экземпляр серийной продукции, но по своим качественным характеристикам он представляет собой более или менее точную копию изготовленных до него экземпляров. Новизна творческого результата – это качественная новизна, связанная с его оригинальностью, своеобразием, неожиданностью, непохожестью на все, что существовало до сих пор . Чем больше качественно нового содержит творческий результат, тем выше уровень творчества.

В техническом творчестве, например, выделяют два уровня творческих достижений: рационализаторские предложения, в которых содержатся уже известные, но новые для данного предприятия творческие решения, и изобретения, представляющие собой оригинальные технические решения, имеющие мировую новизну.

В науке различают открытия разных уровней: открытие технически предсказанного явления; открытие явления непредсказанного, но вписывающегося в существующие теории; открытие существенно нового явления, требующее пересмотра имеющихся теорий.

Различными уровнями новизны характеризуются результаты и в других областях творческой деятельности.

Определение меры новизны творческого результата нередко является трудным делом и требует специальной экспертизы.

Новизна может быть объективной и субъективной. Объективная новизна предполагает, что результат является новым для человечества, что он получен в истории общества впервые. Субъективная же новизна имеет индивидуально-психологический характер; полученный субъектом результат нов для него, но на самом деле повторяет уже известное другим. Деятельность является творческой, если результат ее обладает хотя бы субъективной новизной. Но, конечно, общество выше оценивает творчество первооткрывателя, чем того, кто вторично «изобретает велосипед».

Другой основной признак творчества –социальная значимость (ценность, важность для общества) его результатов. Они должны представлять интерес не только для того, кто их получил, но и для других людей. Если продукт деятельности имеет ценность для его создателя, то он обладает индивидуальной значимостью. Но пока результат не станет известным другим людям, его социальная значимость остается под вопросом.

Общественная ценность творческих результатов определяется тем, какова их действительная роль в развитии тем или иных областей человеческого бытия. А это выясняется со временем. Известно, что многие выдающиеся творцы в течение жизни страдали от непонимания их творчества современниками и даже подвергались гонениям и насмешкам. Однако, в конце концов, история ставит все на свои места, и подлинно творческие достижения рано или поздно получают всеобщее признание.

Практическая и теоретическая ценность результатов творчества, их полезность и эффективность, их влияние на общество зависят не только от их сущности, но и от того, как общество их использует. Творчество инженеров способно вести к последствиям, имеющим в одних отношениях полезный, а в других – вредный характер. Научные открытия (например, в области ядерной энергетики) могут использоваться в интересах общества, и вопреки им. Социальная значимость результатов творчества может быть позитивной и негативной.

Между двумя указанными признаками творчества – новизной и социальной значимостью – существует сложная и противоречивая связь. Новый результат, как правило, не имеет еще социальной значимости: требуется время, чтобы его значение выявилось. Напротив, социально значимый результат – это результат, уже получивший общественное признание и, следовательно, переставший быть новым. Новизна и значимость – противоположности: новое еще не значимо, а значимое еще не ново . Парадоксальность творчества состоит в том, что оно соединяет эти противоположности. Творец не просто создает нечто новое, но и предчувствует заранее его будущую значимость. Творческий дар есть не только способность созидания – он есть еще и способность предвидения.

Таким образом, творчество – это деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам .

Процесс творчества отличается большим своеобразием. Он складывается из нескольких этапов:

Постановка творческой задачи;

Поиск решения;

Рождение идеи, которая дает ключ к решению задачи;

Разработка концепции (плана, проекта, сценария), ведущей к искомому конечному результату;

Материализация результата – воплощение его в форму, доступную для восприятия другими людьми (текст, чертеж, изделие и т.д.)

Творчество часто связано с особым психологическим феноменом состоянием вдохновения, творческого экстаза, в котором субъект ощущает огромный прилив сил и проявляет удивительную активность и работоспособность. В творческом процессе большую роль играют неосознаваемые или плохо осознаваемые впечатления, импульсы, ассоциации, совершаемая бессознательно мыслительная работа.

Второй этап творческого процесса (поиск решения) иногда сопровождается явлением инкубации: человек отвлекается от творческой задачи, но в подсознании его продолжается поиск ее решения, подспудно вынашивается и созревает идея, ведущая к нему. На следующем этапе итоги такого неосознанного движения мысли в результате внезапного, неожиданного интуитивного озарения – «инсайта» – вдруг всплывают в сознании. И тогда субъекту представляется, что интуиция непонятным образом как бы подсказывает ему искомый результат.

Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура – это почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура – продукт творчества .

Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличивают потребность общества в творческом труде. В современную эпоху развитие творческой активности людей во всех областях деятельности становится одной из важных социальных задач. И чем больше общество заинтересовано в прогрессе, тем больше почитается и поощряется в нем творчество.

Творчество по самому своему существу есть свободная деятельность. Где нет свободы творчества, там неизбежно угасание творческой активности. Творческий труд не терпит принуждения. Для творчески одаренной личности характерны самоотдача и преданность своему делу, стремление к совершенству в нем.

Общество нуждается в особо тонком социальном управлении, которое должно регулировать не только легко учитываемые общественные параметры, но и трудно фиксируемые, порой весьма неуловимые характеристики.

Вопросы управления и регуляции научно-технического творчества уже давно обсуждаются в литературе. Накопление большого эмпирического материала, создание разнообразных методик, эвристик, алгоритмов поиска новых решений, с одной стороны возродило целый ряд философских проблем, с другой – поставило новые задачи. Например: можно ли вообще управлять творческим актом? Если можно, то каковы механизмы этого процесса? Работают ли они только на организационно-административном уровне или возможно вмешательство и индивидуально-личностный поиск решения? Правомерно ли вообще считать технический проект, полученный с помощью эвристических средств, считать творческим продуктом?

В настоящее время известно около 40 различных методик, общей целью которых, несмотря на существенные различия в содержании, является оптимизация мыслительной деятельности субъекта или коллектива, решающего некоторую техническую проблему. Сами же методики классифицируются и ранжируются, систематизируются и сравниваются.

Со времени создания первой из известных методик – морфологического анализа Ф. Цвикки – прошло больше 50 лет и можно с полным основанием утверждать, что все они выступают, в первую очередь, средствами борьбы с психологической инерцией мышления ,которая является одним из главных тормозов при решении не только творческих, но и любых задач. Конечно, когда мысль ученого или изобретателя постоянно направлена на решение какой-либо проблемы, эффект психологической инерции снижается в течение определенного времени. Но вряд ли кто-нибудь будет возражать против ускорения этого процесса.

Однако сегодня достаточно очевидно, что вопрос об оптимизации творчества нельзя решать только на основе выявления, систематизации пусть даже и очень важных приемов, возникших в творческой деятельности. Методики поиска новых решений, ориентированные в основном на обобщение опыта, вряд ли могут надежным образом способствовать появлению принципиально новых идей. Наиболее выдающихся творцов прошлого и настоящего характеризует обычно независимость мышления и полная самостоятельность в определении направления поиска. Методики же творческого поиска регламентируют создание нового путем движения в поле уже сложившихся творческих методов.

С определенной степенью условности методы стимулирования эвристического поиска в решении нестандартных задач можно разделить на две группы:

1. Рациональные методы, систематизирующие проблемную ситуацию;

2. Психологические методики, активизирующие продуктивное мышление человека.

Психологические факторы продуктивной деятельности связаны с потенциальными способностями человека, трудно поддаются контролю и медленно меняются.

Творчество – процесс внутренне противоречивый. Вовлекаясь в этот процесс, личность одновременно должна занимать противоположные позиции и выполнять несовместимые друг с другом действия.

В процессе творчества человек должен, с одной стороны, решать поставленную задачу, а с другой – рефлектировать над своими действиями по ее решению, обдумывать и оценивать их. Но если человек анализирует свое мышление, то он мыслит о своем мышлении, т.е. предметом его мысли становится само мышление, а вовсе не та задача, на которую оно направлено. Парадоксальность ситуации состоит в том, что хотя человек в момент творческого вдохновения не может заниматься рефлексией, он вместе с тем и не может творить без нее. Ибо задача рефлексии – построение и фиксация тех нормативов, которые обеспечивают функционирование систем, разработка методов оперирования конкретными объектами, методов решения конкретных задач. И если творчество предполагает не использование готовых алгоритмов, а нахождение новых методов, то рефлексия составляет его необходимый компонент.

Творческая деятельность требует от человека полной самоотдачи, страстной увлеченности делом, глубокой преданности ему. И вместе с тем творческая личность должна быть способна «отделять от себя» результаты своей деятельности, отстраняться о них, смотреть на них посторонними глазами, чтобы представить их реальную, социально значимую ценность.

В истории известно немало случаев, когда самооценка творцом своих произведений оказывалась более верной, чем их оценка современниками, и они, невзирая на неприятие со стороны общества, продолжали следовать своим принципам (например, художники В. Ван Гог, П. Гоген, Т. Руссо). Но случалось и так, что из-за недостатка заинтересованности и увлеченности человек неверно оценивал перспективы своей работы и бросал ее на полпути. Например, Ньепс де Сен-Викторза 30 лет до Беккереляобнаружил, что урановая соль испускает лучи, засвечивающие фотопластинку, но он не придал этому значения – и прошел мимо открытия радиоактивности. А из-за неспособности беспристрастно оценить свою работу некоторые ученые «открывали» то, чего не самом деле не было, и при этом искренне верили в свои «открытия». Так, французский физик Р. Блондлов начале ХХ в. «обнаружил» несуществующие Х-лучи и опубликовал множество работ, посвященных их исследованию.

Принципиально новые и наиболее социально значимые результаты творчества получаются вследствие того, что творец подчиняет свою деятельность требованиям, выдвигаемым развитием культуры, но проявляющимся еще столь незаметно и в столь непривычных формах, что их, кроме него, никто не видит.

Но чтобы отступать от заданных культурой норм, творцу надо освоить их, и притом освоить значительно глубже, чем это делает просто потребитель культуры. А гениальные творения, улавливающие «ветер перемен» по его легким дуновениям, требуют этого в особой мере. Гений, как и все, – дитя своего времени, но чрезвычайно одаренное, любопытное и отважное.

Творческое мышление неалгоритмично . Для него не существует готовых, заранее известных канонов, образцов, рецептов, которым оно должно следовать. Оно движется по неизведанным путям, а потому его повороты непредсказуемы. Оно то и дело, как отметил Эйнштейн, «грешит против разума», совершая странные с точки зрения здравого смысла маневры и «безумные» скачки. Это вовсе не значит, что творчество предполагает нарушение законов логики. В конечном счете, оказывается, что ход творческого процесса им не противоречит. Когда дело сделано, тогда становится особенно ясной логическая неизбежность избранного творческим гением пути, а впоследствии учащиеся даже начинают недоумевать, почему столь простые и очевидные истины когда-то открывались с большим трудом.

Но абсолютная неуправляемость процесса творчества – не более чем иллюзия. Эта иллюзия порождается тем, что во время творческого «везения», когда все удается, от личности действительно не требуется никаких специальных усилий для нахождения способов развития мысли, и не требуется как раз потому, что используемые в это время способы мышления обеспечивают успех. Отсюда и впечатление, будто то, что он ищет, появляется «само собой».

На самом деле никакое творчество невозможно без управления творческим процессом. Даже самые неожиданные догадки и находки появляются не на пустом месте. Ведь творчество не сводится одним только актам «озарений» и «прозрений». Это кульминационные моменты творческого процесса, но не с них он начинается и не ими кончается. Они могут совершиться только после того, как на предшествующих этапах его была продумана постановка задачи, накоплена и освоена необходимая для ее решения информация, испытаны многие пути решения, оказавшиеся неудачными. А действительная ценность идей, рождающихся в эти моменты, выявится лишь тогда, когда на последующих этапах творческого процесса созданная на их основе концепция приведет к решению задачи. Творческая работа, которая делается до и после «озарений», сознательно и целенаправленно планируется и регулируется. Да и сами вспышки интуитивных «озарений» подчиняются некоторым закономерностям и происходят не помимо воли автора: если бы его разум не был озабочен поисками идеи, она бы не появилась.

Творческий процесс хотя и не алгоритмичен, но и не хаотичен. Творец фактически использует в своей деятельности целый ряд регулятивов, которые направляют ход его мысли, – принципов, методов, правил и т.д. Их можно разделить на две группы.

К первой относятся регулятивные средства, которые творческая личность получает «в готовом виде» (хотя освоение их и требует иногда немалого труда) из культуры своей эпохи :

Заданные существующей в данной сфере деятельности традицией методы, приемы, правила постановки и решения задач (парадигмальные нормы ), которые прочно вошли в практику и стали для тех, кто работает в той области, привычным рабочим инструментарием. Например, принципы и методы общепризнанной научной теории или господствующего художественного стиля.

Обобщающие имеющийся опыт эвристические приемы и методики , которые помогают искать решения задач, хотя, в отличие от четких алгоритмов, не определяют однозначно ход рассуждений и не гарантируют получение искомого результата. Например, методика мозгового штурма, синектика, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Альтшуллераи др.

Вторую группу регулятивов творчества составляют индивидуально-личностные установки и склонности , которые определяют поле поиска решений, отбор используемой информации, выбор способов действия и т.д. Таким образом, в творчестве наряду с сознательно и обдуманно применяемыми методами значительную роль играют регулятивы, которые используются субъектом непреднамеренно и безотчетно, не рефлектируются и не вербализуются.

Однако не следует преувеличивать роль подсознания в творчестве. Как она ни значительна, но творчество – это царство разума (интуиция есть тоже одно из проявлений разума). И если творец не всегда осознает путь, по которому он пришел к результату, то из этого нельзя делать вывод, что сознание его не участвовало в творческом процессе.

  • Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания
  • Вопрос №18. Специфика научного познания. Отличие научного и обыденного познания действительности. Методы и формы научного познания

  • Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

    Определение

    Творчество - особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.

    Техническое творчество - это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.

    Классификация

    Существует несколько видов профессионального научно-технического творчества. Перечислим их:

    1. Изобретательство, при котором открывается оригинальный способ решения проблемы.
    2. Рационализаторство, когда человек улучшает уже готовый механизм.
    3. Конструирование, или создание устройства в соответствии с выданным техническим заданием.
    4. Дизайн, предполагающий построение объекта с определенными функциональными, а также эстетическими характеристиками.

    Особое место при этом отводится под которой понимается допрофессиональное творчество детей и юношества. В отличие от взрослых коллег, они решают простые задачи, заново открывают уже известные способы действий. Главной целью в этом случае становится не общественная польза изобретения, а развитие исследовательского мышления и инициативы у школьников и студентов.

    Детское техническое творчество

    Быть изобретателем непросто. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности. На заре индустриализации бытовало мнение, что подобные качества присущи от рождения небольшому числу одаренных инженеров.

    Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.

    Решаемые задачи

    Техническое творчество - это процесс, в ходе которого:

    • происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;
    • развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств);
    • формируется интерес к изобретательству;
    • усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.;
    • воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение;
    • формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями;
    • растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.

    Возникающие проблемы

    Во времена СССР много внимания уделялось техническому творчеству молодежи. Первые секции авиамоделирования возникли еще в 20-е годы XX века. Постепенно круг деятельности расширялся. Школьники включались во внеучебную деятельность, конструировали ракеты и сельскохозяйственные машины, электроприборы и автоматику. Любительские кружки действовали повсеместно. Открывались клубы и станции юных техников, проходили выставки и конкурсы, на которых учащиеся получали награды. Многие конструкторы и новаторы посещали подобные занятия в детстве.

    Однако с началом перестройки большинство учреждений технического направления перестало функционировать. Сказалось прежде всего отсутствие финансирования. Ведь техническое творчество требует специального оборудования, материальная база устаревает, выходит из строя. До сих пор многие кружки существуют только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Недостаток современного оборудования ведет к снижению качества услуг. Между тем спрос на них остается устойчивым. Сегодня в регионах этот вопрос пытаются решить на местном уровне. Другой проблемой является то, что техническое творчество перестало быть доступным для учащихся из семей с низким достатком.

    Формы организации

    Рассмотрим, какими способами сегодня детей стараются приобщить к техническому творчеству. Их несколько:

    • Уроки технологии. Они проводятся уже в начальной школе и предусматривают знакомство с моделированием, техникой, изготовление простых изделий.
    • Кружки. Они могут функционировать на базе школы или учреждений дополнительного образования. Дети, посещающие кружок, глубоко изучают отдельные технические вопросы, занимаются исследовательской работой.
    • Олимпиады, выставки, конкурсы. Они позволяют школьникам продемонстрировать свои достижения, привлечь внимание к себе, обменяться полученным опытом с увлеченными сверстниками.
    • Центры детского технического творчества. Как правило, на их базе функционирует несколько секций по различным направлениям. Образовательные программы разработаны для детей разных возрастов. Регулярно проходят конференции, на которых учащиеся демонстрируют собственные проекты и приобретают опыт публичных выступлений.

    Дидактические требования к кружкам и секциям

    Развитие технического творчества детей будет протекать успешно, если соблюдаются следующие условия:

    • Выбранный кружок интересен ребенку, занятия проводятся с учетом его подготовки.
    • Учащиеся понимают, для чего они приобретают те или иные знания и навыки.
    • Выдерживается оптимальное соотношение между изучением теоретической информации и практическими занятиями.
    • Материальное обеспечение отвечает современным требованиям.
    • Используемые методы прежде всего направлены на развитие самостоятельности учащихся, способствуют их творческой самореализации.
    • Систематически дети участвуют в показах или выставках, демонстрируют свои достижения, видят результаты и собственный прогресс.

    Этапы технического творчества

    В центрах и кружках деятельность учащихся строится по определенному алгоритму. Он включает в себя 4 этапа:

    1. Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые приборы, видеофильмы, опыты, рассказывают о значении изучаемого механизма, его практическом применении.
    2. Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты, игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает новую информацию. Иногда дети сами изучают литературу, а затем организуются дискуссии, конференции, обсуждение небольших докладов.
    3. Поиск решения. Плохо, если дети постоянно изготавливают приборы по образцам, занимаясь механическим копированием. Необходимо развивать конструкторские навыки учащихся, поощрять их инициативу, учить творчески применять полученные знания, видеть различные варианты решения проблемы.
    4. Реализация решения. Важно правильно подобрать объекты для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с минимальной помощью взрослого.

    Выбор методов обучения

    Техническое творчество - это процесс, в ходе которого человек исследует задачу и самостоятельно находит ее решение. Логично, что при обучении этому педагог постоянно прибегает к проблемно-поисковым методам. Их суть состоит в том, что перед детьми ставится которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и переделывать работу несколько раз.

    Не менее сложной является для ребенка ситуация выбора, когда можно воспользоваться несколькими способами действия или средствами оформления поделки. При этом нужно осознать свои желания, верно оценить возможности. Дети с трудом принимают самостоятельные решения, и их необходимо целенаправленно обучать этому.

    Использование активных методов обучения не означает, что можно забыть про привычные таблицы, рассказы и объяснения, демонстрацию фильмов, опытов. Все это необходимо при знакомстве с изучаемым материалом.

    Развитие технического мышления

    Чтобы активизировать учащихся, могут применяться специальные методы. Например, такие:

    • Мозговой штурм. Группа детей выдвигает различные гипотезы решения проблемы, включая самые абсурдные. К их анализу переходят лишь тогда, когда предположений наберется значительное количество.
    • Внезапные запрещения. Отказаться от привычных шаблонов позволяет запрет на использование определенных механизмов или деталей.
    • Новые варианты. Педагог просит детей придумать несколько решений одной и той же проблемы.
    • Метод абсурда. Перед учащимися ставится невыполнимая задача (ярким примером может служить изобретение вечного двигателя).

    Техническое творчество - это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и учителям, если они хотят вырастить высококвалифицированных специалистов.

    Способность увидеть то что не укладывается в рамках ранее усвоенного. Способность кодирования информации нервной системой. Способность к свертыванию мыслительных операций. Человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Лекция 4. Особенности

    научно-технического творчества

    Особенностью научно-технического творчества является:

    1. Зоркость в поисках проблем. Способность увидеть то, что не укладывается в рамках ранее усвоенного. Способность кодирования информации нервной системой. Задача развития творческих способностей состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя, т.е. понять, какие символы, какой код. Информации для него доступны и приемлемы. Тогда мышление его будет максимально продуктивным и доставит высшее удовлетворение.

    2. Способность к свертыванию мыслительных операций. Человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Процесс свертывания мыслительных операций – это частный случай проявления творческой способности к замене нескольких понятий одним, к использованию более емких в информационном отношении символов.

    3. Способность к переносу опыта , умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, а также способность к выработке обобщающих стратегий и умения видеть аналогии.

    4. Боковое мышление. Боковое мышление оказывается действенным и помогает найти решение проблемы при одном непременном условии: она должна стать устойчивой целью научно-технической деятельности, доминантой творческого процесса. Свойство мозга формировать и длительно удерживать в состоянии возбуждения нейронную модель цели, направляющую движение мысли, есть, по-видимому, одна из составных частей таланта.

    5.Цельность восприятия. Это способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (в отличие от восприятия мелкими независимыми порциями). Умение опознавать образы, реагировать на сходные объекты независимо от индивидуальных различий – одно из фундаментальных свойств мозга, с него начинается мышление. Физиологической основой образа служит нейронная модель или совокупность нервных клеток и их связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу. Нейронная модель – кодовое обозначение объекта или события. Структура модели имеет сходство со структурой отражаемого объекта.

    6. Сближение понятий. Легкость ассоциирования понятий и их отдаленность, смысловое расстояние между ними. Такая способность ярко проявляется, например, в синтезе острот. Мыслительный процесс отличается от свободного ассоциирования тем, что мышление – это направленное ассоциирование. Фактором, направляющим его и превращающим в мышление, является цель.

    7. Готовность памяти. Готовность памяти выдать нужную информацию в нужную минуту – один из компонентов сообразительности.

    8. Гибкость мышления. Это способность быстрого и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Сюда входит и умение вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.

    9. Способность к оценке. Умение выбирать одну из многих альтернатив по ее проверке.

    10. Способность к сцеплению. Свойство объединять воспринимаемые раздражители.

    11. Легкость генерирования идей. Чем больше идей выдвигает человек, тем больше вероятность, что среди них будут ценные. Для того чтобы возникла мысль, необходимо возбуждение, по крайней мере, двух хранящихся в мозгу моделей. Мысль, идея – не нейронная модель, а движение, последовательная активация и сопоставление моделей.

    12. Способность предвидения. Генерирование научно-технических идей неотделимо от фантазии или воображения человека. Принято различать три типа воображения:

    а) логическое выводит будущее из настоящего путем логических преобразований;

    б) критическое ищет, что именно в современной технике, системе образования, общественной жизни; в) интуитивное – на основе жизненного опыта, высокой степени чувствительности к развитию тех или иных объектов.

    13. Способность к доработке. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к мучительной и кропотливой доводке первоначального замысла.

    14. Готовность к риску – еще одна особенность творчества в научно-технической, научной и технической деятельности. Человек, имеющий много идей, должен уметь смело высказывать и отстаивать их.

    15. Уровни научно-технической деятельности. К области научно-технического творчества относятся:

    а) открытия – это установления неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в познании;

    б) изобретение – новое и обладающее существенными различиями техническое решение задачи в любой области экономики, социального развития, культуры и обороны страны, дающее положительный эффект;

    в) рационализаторское предложение – это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение технологии производства или конструкции изделий, применяемой техники или состава материала.

    Формы творчества, в той или иной мере присущие различным видам научно-технической деятельности по созданию новой техники, характеризуются своим научно-техническим содержанием и соответствуют разным уровням новизны. Их можно разделить на несколько групп, основанных на разработке качественно иных принципов или процессов, ведущих к коренному преобразованию техники и, как правило, к качественным сдвигам в развитии науки и техники.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    12142. Информационная система мониторинга научно-технического потенциала региона 17.24 KB
    Информационная система представляет собой программноинформационный комплекс предназначенный для оперативного аналитического учета и контроля показателей научнотехнического потенциала на основе данных различных статистических показателей анализируемых по авторской методике. Разработанная прикладная ИС обладает следующими преимуществами: адаптируемость для широкого класса показателей преемственность новых информационных технологий автоматизация значительного числа функций осуществляемых при оценке научнотехнического потенциала. Продукт...
    2712. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе 25.65 KB
    Как известно в экономической науке обычно различается пять типов инноваций: введение нового продукта; введение нового метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья и полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. Поэтому при определении региона и исследования особенностей механизма...
    5400. ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА РЕЛИГИОЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 130.08 KB
    Научно-популярный текст непосредственно связан с научным, их схожесть в том, что оба текста отражают научную проблему, новое знание, но они по-разному его преподносят читателям. Научный текст более формализован, насыщен терминами.
    16018. Система управления качеством технического обслуживания и технического ремонта 4.05 MB
    Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: - провести анализ системы предоставления услуг в автосервисе Автоплюс; - представить финансово-экономический анализ деятельности автосервиса Автоплюс; - охарактеризовать описание процессов организации в автосервисе Автоплюс; - разработать рекомендации по совершенствованию системы управления процессами предоставления услуг по ремонту автомобилей в Автоплюс; - представить оценку результативности процессов организации в автосервисе Автоплюс; -...
    2194. Основные понятия психологии творчества 225.11 KB
    Креативность от англ. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.
    11242. Психологические ресурсы творчества в структуре диссинхронии одаренных 6.88 KB
    Среди разноплановых научных поисков, связанных с исследованиями одаренности, нам представляется интересным и необходимым изучение интуитивных и дискурсивных компонентов мышления. Основной нашей гипотезой является предположение о том, что наличие у субъекта диссинхронного соотношения этих компонентов задает импульс творческого мышления...
    17746. Педагогика изобразительного творчества: история и основные тенденции развития 25.96 KB
    Задача контрольной работы рассмотреть понятие детского художественного творчества выявить исследования выдающихся педагогов и психологов и истории становления детского художественного творчества. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки лепка устное и письменное художественное слово мелодии драматизации танцы а также хоровое пение театральные постановки декоративно-прикладные работы резьба кукольный театр рисованные и игровые фильмы и...
    19460. Разработка программного обеспечения информационной системы «Дом детского творчества» 1.08 MB
    Программное обеспечение – это программа, которая управляет работой компьютера или выполняет какие либо расчеты или действия. Это могут быть внутренние команды, управляющие оборудованием или программа, выполняющая какие либо действия в ответ на вводимые с клавиатуры команды. Программное обеспечение ПК может быть с открытым исходным кодом или являться собственностью компании разработчика.
    20113. Своеобразия западноевропейского и русского символизма в творчества Блока и Верлена 36.82 KB
    Русский и зарубежный символизм Специфика зарубежного символизма Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции когда группа молодых поэтов в 1886 сплотившаяся вокруг С.Белый определял символ как соединение разнородного вместе. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма – в романтической приверженности высшему принципу идеальному миру. Картины природы человеческие деяния все феномены нашей жизни значимы для...
    11136. Планирование и оценка затрат на организацию детского дома творчества 34.82 KB
    Организация детского дома творчества затрагивает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное