Домой Розы Ашрам аммы 300 рупий в день. Ашрам Обнимающей Аммы. Личный опыт. Примерный распорядок дня

Ашрам аммы 300 рупий в день. Ашрам Обнимающей Аммы. Личный опыт. Примерный распорядок дня

03 /13/ 12

Поездка в Ашрам Аммы Амританандамаи (Ashram of Mata Amritanandamayi)

2 комментария

Из Варкалы я доехала на электричке в Коллам. На вокзале в Колламе я сразу же пошла искать prepaid taxi, т.е вернее рикшу. До Амритапури ехать было примерно 30 км. Торговалась с водителями рикш довольно долго, в общем дешевле 450 рупий не получилось скинуть. Ехали правда довольно долго, больше часа.
Вообще оказывается есть речной катер который идет из Коллама в Амритапури каждое утро в 10:40, но для меня это все равно было не актуально, т.к дело было к вечеру.
В Ашрам Аммы Амританандамаи (Ashram of Mata Amritanandamayi) я приехала как раз вечером в канун католического рождества 24 декабря 2011 года вечером. Первое что удивляет при входе в ашрам это колличество людей! Около глвного входа со стороны океана находится европейская столовая и кафе (платное). Народ шумно общался и кушал. Я узнала куда пройти и узнать про размещение в ашраме. Отдел по размещению иностранцев находится на втором этаже храма. Как точно туда пройти лучше уточнять по дороге.

Я думала что большая очередь на размещение будет, но было всего несколько человек. Обслуживание очень приветливое и быстрое. Нужно заполнить данные паспорта, сам паспорт отнимают до конца проживания. Дают карточку с кодом от замка входной двери комнаты. Одноместных или двухместных комнат практически нет, тем более в праздники. Стоимость проживания 200 рупий в день +бесплатная еда в индийской столовой.
Мне дали комнату в корпусе “F” на шестом этаже с тремя другими девушками. Корпус F не оснащен лифтом, хорошая зарядка каждый день ходить пешком по лестнице:). Замок на двери открылся только с помощью девушек из соседней комнаты. Надо чтобы кто-то показал как им пользоваться. Сама комната совсем небольшая, метров 12 примерно, есть 2 небольших стола, 4 железные кровати с тонкими матрасами и один стул. Санузел очень старый и грязный, вода только холодная. Людей просят после себя убирать, но это наверное не всегда срабатывает.
В общем конечно сразу появилось желание бежать из этого ашрама, но я решила что на одну ночь стерпеть такие условия можно.

Постельное белье выдается бесплатно в другом корпусе. Но, как я заметила, белье все привозят с собой.
Всем новоприбывшим выдают талончик с номерком на даршан в день прибытия. Даршан Аммы Амританандамаи — ее объятие.
Я бросила вещи в комнате и пошла смотреть что происходит вокруг… Ну в общем, везде корпуса и много людей. Есть центральная площадь около храма, там лавочки, народ тусуется. Почти все одеты в белое (цвет сари самой Аммы). Иностранцы в основном из Европы, разного возраста, много семей с детьми. Индусов тоже очень много.

Главный зал, где на сцене Амма всех обнимает поражает своими размерами. В зале есть стулья, ближе к сцене люди сидят просто на полу. Под сценой сидит оркестр с ситарами, дудками и прочими инструментами и поют бхаджаны (индийские песнопения воспевающие богов). Музыка очень приятная.
На самой сцене сидят тоже куча людей, часть из них ждут своей очереди на даршан, часть ждут в очереди чтобы подать прасад и часть просто сидит чтобы быть поближе к Амме. На сцене есть распределитель мест. К нему можно обратится по поводу времени и бронирования места на сцене. Каждый человек имее право посидеть там пол часа. Прасад Аммы Амританандамаи это леденец завернутый в пакетик с вибхути (священный пепел). Т.е можно съесть леденец, а потом намазать на голову пепел, или наоборот:)

Желающие помочь Амме с передачей прасада должны вложить прасад аккуратно в ее руку когда она ее протягивает. Т.е получается что люди по очереди дают Амме прасад, а она передает его по очереди тем, кто получает даршан.
Меня долго инструктировали как правильно подавать прасат, потом я простояла в очереди и когда зашла на сцену увидела как это все происходит и сколько там желающих сделать это, я подумала что без меня вполне обойдутся.

При подходе к сцене продают поднашения для Аммы — гирлянды на шею из искусственных цветов, корзинки с искусственными цветами, корзины с фруктами. Гирлянда стоит 100 рупий. Она одевается на шею Аммы, а потом аккуратно снимается. Все поднашения возвращаются обратно к продавцам и так по кругу. Суть происходящего — пожертвования на благотворительность.
У меня эти искуственные гирлянды и цветы кислотных расцветок вызвали недоумение и прямую ассоциацию с принятыми у нас могильными венками и цветами. Для благотворительности есть и другой способ — коробочка Donations в информационном центре (второй этаж храма на территории ашрама).
Амма Амританандамаи дейтвительно очень активно занимается благотворительностью. Подробней про ее проекты можно почитать в брошюрах, которые можно взять около информационного центра или почитать на сайте ашрама. Её организация строит социальное жилье для бездомных, университеты, больницы, помогает в случаях бедствий разным странам. В Индии между прочим такие учреждения как ашрамы не могут например быть проверены налоговой инспекцией.

В самом ашраме постоянно живут несколько тысяч людей оставивших свою мирскую жизнь чтобы убежать от проблем и заселиться в месте где их всегда обнимут и накормят. Многие из них пожертвовали все свое имущество ашраму Аммы. И очень хочется верить что все пожертвования действительно идут на нужды неимущих. Ведь сама Амма — это просто очень хорошая женщина, которая почти всю жизнь проводит обнимая людей — 4 раза в неделю с 11 утра до 2х часов ночи. В три три оставшихся дня она тоже не отдыхает — обучает медитации и поет в большом зале. Так что непосредственно следить за своей организацией она не в силах. Вся глобальная благотворительная организация по сути управляется какими-то людьми и только отчасти самой Аммой.
В большом зале, где проводятся даршаны и концерты висят угрожающие плакаты “берегите свои вещи от воров!”. Как кражи могут проиходить в присутствии Божественной матери?
Насчет возможности появления аватара в нашем мире я задумалась непосредственно в Индии…Ну и судя по своим ощущением и интуиции склоняюсь к мнению что аватар на сегодня только один. Это .
Амма Амританандамайи, при всем моем уважениии к тому что она делает для людей, это просто обычная женщина полная радости и любви ко всем и всё!. Она совсем не Божественная мать и не пророк. Нет никаких чудес — ничего сверхъестественного! Женщина выглядит на свой возраст — 60 лет. Целый день обнимая людей по 12-14 часов она действительно или входит в особое состояние сознания или получает энергию от людей или и то и другое. В общем, все это вполне объяснимо. Кроме того, что она обнимает людей, к ней еще со всех сторон лезут индусы со своими жизненными вопросами и она им очень бодро отвечает.

В конце церемонии даршана оркестр играет особые бхаджаны. Индусы одевают на Амму золотые ткани, омывают ее ступни, посыпают лепестками, надевают золотые сандали на ноги, корону на голову и цветочные гирлянды на шею. Затем кормят амму из ложки различными кушаньями. Все это заканчивается зажиганием священного огня к которому выстраивается очередь когда Амма покидает зал. Т.е индусы действительно поклоняются ей как живой Богине — Матери. Чистое идолопоклонство, которое не порицается самой Аммой. Похоже на очень древний культ происходящий в наше очень современное время! Особенно ритм барабанов оркестра, нагнетающий кульминацию шоу в конце представления (в те дни когда сама Амма поет бхаджаны. Все это очень напоминает ритуальные племенные церемонии древнего мира.
Ничего гового в истории уже не придумать… время циклически повторяется, ритуалы тоже, всегда найдется воплощение Божественной матери и люди которым это большое шоу необходимо.

В ашраме много мужчин и женщин, даже возможно мужчин немного больше. Наверное это та часть земного населения, у которых были проблемы с матерью или с женщинами. Недостаточно ласки получали, их возможно мало обнимали. Встречаются в Ашраме Амритапури и семьи с детьми. Дети между прочим ведут себя очень естественно и многие капризничают и плачут в присутствии Аммы. Т.е о “божественном” успокоительном влиянии “Матери Вселенной” можно призадуматься.

Если остаться в ашраме на более чем 2 дня, к двери прикрепляют записку с просьбой обратиться в информационный офис “севы”. Сева (sewa) это обязательная работа в ашраме.
Я встречала людей которые берут на себя несколько разных обязательных работ в день. Например можно с утра что-нибудь строить, днем резать овощи, а вечером мыть посуду. На самом деле обязательна только одна “сева” в день. Занимает она стандартно 3 часа.
В первый раз я записалась на резку овощей после обеда (для ужина). Выжимала лаймы и потом их резала. На следующий день решила поработать более усердно и записалась на мытье посуды в европейском кафе (при входе в ашрам). Посуда была в основном из самой кухни где готовят еду и собранная со всего ашрама посуда оставленная людьми. В ашраме принято мыть за собой посуду после еды и потом вытирать ее.
Еда в ашраме трех видов.

  1. Европейское кафе — платная еда похожая на европейскую. Например можно купить пиццу нескольких видов или картошку фри. В обеденное время готовят разные 3-4 блюда. Это суп, гарнир, салат и десерт. Выпечка очень вкусная! Стоимость трапезы примерно 80-120 рупий.
  2. Бесплатная индийская еда: тоже 3-4 блюда и рис к ним. Иногда бывают очень вкусные вегетарианские овощные рагу. Мне очень понравился кислый супчик из простокваши со специями, он не острый, желтоватого цвета. Наливать его удобно в стаканчик. Можно все попробовать и взять часть блюд из индийской, а часть из европейской столовой.
  3. Платная индийская еда: кафе с другой стороны большого зала. Мне там понравился чай за 5 рупий из автомата. Сама еда не очень, на мой вкус бесплатная даже лучше.

На территории ашрама днем открыт ларек где можно купить свежевыжатые соки, печенья и фрукты. Соки стоят 30 рупий, но они не совсем свежевыжатые — утром готовят концентраты из фруктов на весь день а потом из них уже соки делают.
В ашраме еще есть несчастный слон, которого приводят на площадь на несколько часов чтобы люди покормили его фруктами. Бедный зверь закован в цепи.

На втором этаже храма, там где информационный центр есть офис ведического астролога. Это оказалась американка, к которой я так и не попала. Слышала что есть еще очень профессиональный индус-астролог на третьем этаже храма, который все очень правильно расказывает про основные тенденции и события в жизни.
Мне астролог был очень срочно нужен и я попала к тому астрологу у которго офис находится прямо рядом с коровником. Этот астролог более известен как консультант по вопросам духовного развития. На приеме мне показалось что он горворит всем одно и тоже. Мне рекомендовал слушать сильные мантры, больше общаться с людьми, заниматься благотворительностью, волонтерской работой и тд. Другому человеку который тоже приходил к нему на прием он рекомендовал медитировать.

К территории ашрама также относится кусок пляжа. На берегу находится мусороперерабатывающий комплекс, один из корпусов самого ашрама и часть пляжа где люди из ашрама приходят медитировать. Иногда Амма устараивает там групповую медитацию. Я была на двух таких медитациях. Оба раза Амма спрашивала людей про их планы на следующий год. Люди в свою очередь пытались узнать у “Божественной матери” стоит ли бояться наступления 2012 года. Амма на этот вопрос ответила очень уклончиво: ”Все время в мире что-то меняется и это естественно, природа находится в постоянной трансформации”. Отвечала как умные политики, которые хорошо уходят от неприятной темы.


Позиция Аммы насчет религии очень правильна и проста: все они хорошие и нет призывов для выяснения которая лучше и их сравнения. Амма призывает помогать бедствующим, бережно использовать ресурсы нашей планеты и стараться жить простой и радостной жизнью, довольствуясь малым. Своим позитивным настроем она подает действительно очень воодушевляющий пример.

Интернет в ашраме на втором этаже храма открыт в определенные часы. Стоит 1 рупия за минуту. Больше получаса пользоваться им нельзя. Всегда очень много людей в очереди. Очень рекомендую пользоваться интернет-кафе которой находится вне территории ашрама. Нужно выйти в сторону реки, там где мост. Перейти через мост и на другой стороне дороги будет интернет кафе справа от моста.

Все корпуса ашрама кроме корпуса “В” закрываются в 23:00 в дни когда нет даршана. В дни когда проходит даршан закрываются по его окончании.
Пройти в свою комнату когда корпус уже закрыт практически невозможно. Мы как-то опоздали и не вспомнили что корпуса закрываются. Попросили помощи у охранника, он подошел к запертой двери нашего корпуса и получил отрицательный ответ. Пришлось поворачивать в сторону корпуса “В” в котором есть круглосуточные ночлежки. Неуспели мы пройти несколько шагов, как к дверям нашего корпуса подъехала машина с большой индийской семьей. Индусам двери конечно же открыли:), а мы прошли среди них надев на головы какие-то платки, одолженные у этой семьи чтобы наш европейский вид не заметели.

На рождество в ашраме пели рождественские песни, ходил Санта Клаус и всем раздавали рождественский шоколадный пирог. В новый год всем дали только по конфетке hershy’s . В полночь включили записанное обращение аммы по поводу экологической обстановки в мире. Отчета времени и феерверков не было. Аммы только отвлеклась на некоторое время от даршана и спела несколько религиозных песнопений. Люди радостно плясали, поднимали руки вверх и кричали “Jay” (слава).

Каждому новоприбывшему в ашрам дают буклет с основными правилами. О них лучше заранее знать и стараться соблюдать. Правила следующие:
1. Не курить и не пить алкоголь нигде не территории ашрама.
2. Не отпускать детей гулять по ашраму без взрозлых.
3. Быть в комнатах в 11 вечера (если нет даршана)
4. Желательно не выходить за пределы ашрама после 18:30 (я выходила, на самом деле ничего страшного в соседней деревне нет).
5. Не кушать за пределами ашрама. (с едой в Индии вообще опасно)
6. Одеваться скромно — закрывать плечи и колени.
7. Нельзя снимать фото и видео на территории ашрама.
8. Избегать контакта с местным населением (в деревне рядом). Они часто подходят и просят деньги на нужды каких-нибудь жерт например наводнения. Я все равно давала.
9. Не кормить животных.
10. Соблюдать правила этикета.(practice Brahmacharya). В Индии непринято открыто проявлять знаки внимания. Нельзя обниматься, целоваться и даже держаться за руки. Еще рекомендуется побольше молчать, но этого точно мало кто в ашраме соблюдает:)

Каждое утро в храме Кали на территории ашрама проходит церемония чтения 1000 имен божественной матери. Я сама не ходила, но слышала что мантры очень сильные, народ там колбасит:)
На территории ашрама также есть бассейн, несколько аюрведических врачей, аптека и центр аюрведического массажа. Также можно купить различную религиозную и сувенирную продукцию: четки, диски с мантрами, часы, книги, открытки, куклы (кукла Амма) ручной работы, футболки, сумки и тд.

Только после отъезда из ашрама я поняла что побывала в очень хорошо организованной секте. Как жизненный опыт это было очень интересно.

Спустя восемь дней я покинула ашрам на катере который отчаливает каждый день от причала за мостом. Время отправления 13:30. Это катер который плывет из Коллама в Аллепи с нескольким остановками. Одна из них и есть Амритапури. Стоимость 400 рупий. Приезд в Аллепи в 18:00. Есть одна остановка на обед примерно в 16 часов.

May 3rd, 2017

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Ашрам «Амритапури» (Amritapuri), штат Керала. На карте

Амма дает даршан в среду, четверг, субботу и воскресенье.
Расписание поездок Аммы. Даты, когда Аммы точно не будет в ашраме.
Ежедневное расписание ашрама.

До ашрама можно доехать с ж/д станции Каранугапалли (Karunagapalli) - тук-тук около 200 рупий, со станции Каямкулам (Kayamkulam) - 280 рупий. Ближайшие крупные города Тривандрум и Кочин.

От станции я взяла тук-тук и доехала на нем до входа в ашрам, который у океана. Есть еще другой вход, у моста. Мост через реку соединяет ашрам с материком. Если вы берете тук-тук до моста, это будет дешевле, но тогда придется идти с вещами через мост. Или взять лодку рупий за 5-10.

По приезду лучше сразу взять талон с номером на даршан. Вам скажут в каком часу это будет. Похоже, что время сдвинется на более позднее. У меня был талон на 18, я попала после 21.

После этого нужно заселиться (если вы не на один день). Офис регистрации иностранцев «International office» находится напротив входа в большой храм Кали. Работает не круглосуточно и с перерывами днем. Заполняете анкету, если раньше не заполнили ее на сайте .

Паспорт при регистрации остается в офисе до отъезда. Оплата 250 рупий/сутки при выезде. На руки дают распечатку с «адресом» комнаты. Спросите где это здание. Мой корпус был первым подъездом здания. Второй подъезд относился уже к другому корпусу. Поэтому гости до меня не доходили, они просто проскакивали мой подъезд, который выглядел как вход в служебное помещение. Я попросила заселить меня с русскими, так и сделали. В офисе выдадут памятку с расписанием даршанов, баджинов, сатсангов и правилами. Уточните во сколько вам проведут экскурсию. Это дает лучшее понимание происходящего, правил и территории. У меня была в 15. Проводила чудесная полячка, хорошо говорящая по-русски.
Постельное белье выдают за углом «International Accommodation office».

Корпуса разной высотности, от 17 этажей и ниже. Если селитесь на верхних этаж, готовьтесь ждать лифт. В комнате или двухярусные кровати, или матрасы на полу. У меня были две кровати. Номера под крышей (верхний этаж) лучше не брать. За день комната нагревается так, что никакой вентилятор не спасает. В итоге, мы с соседкой попросили переселить нас на другой этаж.

Питьевая вода в кранах по всей территории. Нужно искать надпись около крана «Drinking water». У нас такой был на первом этаже.

Мусор можно выбросить в «мусорные комплексы» на территории - несколько баков под навесом, на каждом указано для какого мусора он предназначен - пищевой, бумага, пластик и пр.

Еда. Есть бесплатная столовая в большом холле. Завтрак 9-10, обед 13-14, ужин 20-21. Дают тали - рис с разными подливами и лепешки. Тарелку под рис можно взять там же (потом вымыть и положить на место), а вот ложку лучше захватить свою, иначе придется есть руками.
В 6 утра наливают бесплатный чай. Слева за большим холлом. Место можно найти по стекающимся туда людям.
На территории есть платные индийская и европейская столовые. Находятся рядом друг с другом. В европейской есть кофе и пироженки. Цены где-то от 40 рупий.
Также есть «сокишная» - свежевыжатые соки по 40 рупий и молочные коктейли по 20. Здесь же можно купить фрукты-овощи. Отдельно продают кокосы.
Купить фрукты и поесть также можно за пределами ашрама.

На территории несколько магазинов, банкомат, прачечная, кафе с вай-фаем, библиотека, информцентр, туалеты, массаж, доктор, йога, интернет-центр. И, наверное, еще масса чего, нужно спрашивать. Есть даже бассейн. Для купания нужно иметь одеяние, похожее на ночную сорочку. Можно купить в магазине.

Сева-центр «Seva Centre» находится на втором этаже храма Кали сразу напротив лестницы. Он тоже работает с перерывами.

Расписание поездов, автобусов и маршруты можно посмотреть в синей папке, которая лежит в кармане на стене справа от информационного центра на втором этаже храма Кали.

Одежда в ашраме закрытая и свободная. Никаких топиков и шорт. Последователи носят белые одежды.

Фотографировать на территории ашрама запрещено.

Любовь, сострадание, сочувствие и терпимость – под давлением современной жизни эти качества почти что исчезли. Своим любящим объятием и благотворительной деятельностью Шри Мата Амританандамайи Дэви (Которую нежно называют Амма, или Мать) исцеляет сердце мира, возрождает любовь и взаимное уважение и пробуждает людей, направляя их к их основополагающему единству.

Своими исключительными деяниями любви и самопожертвования Амма вызвала любовь к Себе у миллионов живых существ. Нежно лаская Своих "детей", которые приходят к Ней, прижимая их к Своему сердцу в любящем объятии, Амма разделяет безграничную любовь со всеми. Молодой или старый, больной или здоровый, богатый или бедный – каждый приходящий к Ней получает ту же самую безусловную любовь.

Для сострадания Аммы не существует никаких барьеров национальности, расы, касты и религии. Она основала обширную сеть благотворительной деятельности, которая привлекает внимание людей во всём мире. В основе этого служения лежит учение Аммы о том, что божественное пребывает во всём – в каждом человеке, растении и животном. Восприятие этого единства – это сущность духовности и средство прекращения всех страданий.

Посредством этой простой и всё же могущественной вести Амма преобразовывает наш мир с каждым Своим объятием. За последние 33 года Амма физически обняла более 24 миллионов людей. Учение Аммы универсально. Всякий раз, когда Её спрашивают о Её религии, Она отвечает, что Её религия – Любовь. Она не просит никого верить в Бога или менять свою веру, но просит только исследовать собственную истинную природу и верить в себя.

Амма родилась в бедной рыбацкой деревне в Керале в Южной Индии в 1953 г. Её отец зарабатывал на жизнь продажей рыбы. Её мать рассказывала, что этот ребёнок родился не плача, как обычные младенцы, но с сияющей улыбкой на Её лице. Амме дали имя Судамани – "Дивное ("нектарное”) сокровище".

Даже когда Она ещё была маленьким ребёнком, было ясно, что Она уникальна. В шесть месяцев Она могла ходить и говорить, и к трём годам Она постоянно пела. К пяти годам Она сочиняла прекрасные необычные наполненные глубоким смыслом песни и стихи, посвящённые Её любимому .

Судамани очаровывала и вызывала восхищение у каждого, кто находился рядом с Ней. Но по мере Её роста. Божественные состояния сознания Аммы, включая частые медитативные состояния, пение и экстатические танцы на берегу моря начали раздражать Её семейство. В раннем возрасте пяти лет Судамани уже стала объектом жестокой ругани. Когда Ей было девять лет, Её мать заболела. Хотя Судамани была самой способной ученицей в Её классе, Амма была вынуждена бросить школу и заботиться обо всём Её семействе.

В Её юные годы Судамани пребывала в переживании внутреннего блаженства. К 1975 году – в возрасте 22 лет – Амма полностью утвердилась в состоянии запредельной Любви. Знаменательный случай произошёл в сентябре 1975 года, который приподнял одну из завес, скрывающих Её божественность. Однажды, когда Судамани шла домой, неся на голове связку травы, Амма случайно услышала заключительные стихи Шримад Бхагаватам, зачитывавшиеся в соседнем доме. Чтение подошло к концу, и как раз началось пение бхаджанов (религиозных песен).

Судамани внезапно остановилась и, казалось, стала пристально слушать пение. Внезапно Амма подбежала к тому месту, где собрались преданные. Судамани переполняло божественное блаженство, и Её внутреннее отождествление с Господом Кришной преобразовало Её облик и движения в таковые Господа.

Безграничное сострадание – природа Бога. Он не отвергает никого. Его сердце подобно необъятным небесам, объемлющим вселенную со всеми её существами. Никогда не прекращающийся поток Его любви и сострадания охватывает каждое существо в мире.

Все великие святые и мудрецы прошлого и настоящего – это воплощения божественной Любви и Сострадания. Тот, кто встречается с Аммой, может испытывать эту всепоглощающую и всеобъемлющую любовь к Богу. Следующая история – трогательное свидетельство этой бесконечной любви и сострадания.

Прокажённый Даттан

Даттан родился и вырос в деревне Перумпалли около г. Каямкулама в Керале. Когда он был ещё совсем молодым, он стал жертвой ужасной болезни – проказы. Его собственные родители и родственники выгнали его из дома. Не найдя никакого другого способа зарабатывать на жизнь, Даттан стал нищим. Прося милостыню, он проводил свои дни и ночи во дворе храма. По мере развития болезни всё его тело покрывалось инфицированными ранами, из которых выделялся гной.

Даттан рассказывает: "Моё зрение было практически потеряно. Вместо моих глаз были только две маленьких щёлки. Волосы на моей головы выпали. Никто не давал мне никакой еды. Мне не позволяли ездить в автобусе. Я обычно покрывал своё тело куском ткани, но даже Амма прилипала к моему телу и воняла из-за гноя и крови, выделявшихся из издававших гнилостный смрад ран. Даже друзья-нищие не позволяли мне есть или спать около них. Насекомые всегда летали вокруг меня, причиняя мне беспокойство.

Даже просто завидев меня, люди зажимали свои носы и съёживались. Годами я не слышал ни единого любящего слова и не видел ни одного сострадательного лица. Все ненавидели меня и плевались, видя мои уродливо выглядящие тело и лицо. Я вёл ужасно несчастную и полную отчаяния жизнь. Все мои надежды угасли.

Затем я услышал об Амма из Валликаву. Я пошёл увидеть Её в день бхава-даршана, но никто не позволял мне войти в храм. Питая омерзение, люди понуждали меня "Уходи, уходи!", ибо мои раны источали отвратительный запах. Но Амма позвала меня подойти к Ней, утешала меня и обращалась со мной как с собственным ребёнком – точно так же, как Она обращается и со всеми остальными".

Для тех, кто наблюдал это исцеление, это было леденящим кровь зрелищем – видеть Святую Мать вылизывающей его инфицированные гноем раны и высасывающей гной и кровь из них. Каждый день бхава-даршана Она мыла его, выливая горшки воды на его голову. Амма намазывала священный пепел на всё его тело и обращалась с ним с той же любовью и состраданием, которые Она выказывала другим преданным. Вид милосердного служения Святой Матери по отношению к нему у одних преданных вызывал рвоту, другие падали в обморок, а остальные наблюдали со страхом и почтением, рыдая с любовью и преданностью от осознания того, что они сидели в святом Присутствии Самой божественной Матери.

Кто кроме Неё мог выказывать такую любовь? Амма сказала о Даттане: "Кто же ещё позаботится о нём и будет любить его? Мать не смотрит на его внешнее тело. Она видит только его сердце. Я не могу отвергнуть его. Он – Мой сын, и Я – его мать. Разве может мать отказаться от своего сына?"

Теперь Даттан преобразился. Почти все его раны зажили. Слюна Аммы – его божественное лекарство. Его глаза открылись, и теперь он может ясно видеть. Волосы выросли снова на его голове. Он может ездить в автобусе, и люди готовы разговаривать с ним и подавать ему пищу. Хотя шрамы ужасной болезни всё ещё остаются на теле Даттана, из них больше не вытекает кровь или гной, равно как и нет никакого гнилостного смрада. Он может носить рубашку или набедренную повязку, и она не прилипает к его телу и соответственно не причиняет ему боли. Он счастлив. Амма дала ему новое рождение. Он нашёл смысл и радость жизни благодаря Её благословениям.

Амма благословила много семейных пар, которые оставались бездетными много лет, наделив их ребёнком посредством Своего божественного намерения (санкальпы). Такие пары часто принимали прибежище у стоп Святой Матери. Искренняя молитва и непоколебимая вера при любых обстоятельствах – два наиболее важных фактора, которые позволяют просителям получить плод их заветного желания. Они также должны обладать уверенностью в себе, умственной силой и преданностью, чтобы стойко выдерживать все испытания, с которыми они могут сталкиваться во время беременности.

Амма очень строга в выборе людей, которые заслуживают этого редкого дара. Её решение всецело определяется различными тонкими соображениями, которые находятся за пределами человеческого интеллекта. Ниже приводятся истории четырёх пар, которым удалось получить это большое благословение Святой Матери.

Каждое утро около девяти часов Святая Мать приходит встретиться с преданными, которые приходят в большом количестве для получения Её даршана. Обращаясь к каждому находящемуся рядом с Ней, Она внимательно выслушивает их проблемы. Амма говорит: "Дети, Мне не нужно от вас ничего, кроме бремени ваших страданий. Мать здесь для того, чтобы взваливать его на Себя". Она сидит там, пока каждый не будет принят и утешен. Почти каждый день Она завершает даршан только к двум или трём часам пополудни. Возвращаясь в Свою комнату, Мать просматривает всю почту или даёт предписания жителям ашрама.

Амма даёт необходимые советы в отношении эффективности работы ашрамной администрации. Даже во время еды Она даёт предписания кому-то или читает чьё-то письмо. Нередко Она зовёт семейство или человека, который пришёл на даршан слишком поздно. Если это день бхава-даршана, то Амма снова выходит около пяти часов вечера, чтобы вести программу пения песен преданности Господу. После пения начинается бхава-даршан, который может длиться до трёх или четырёх часов следующего утра. До этого времени Святая Мать сидит в храме, принимая преданных одного за другим и выслушивая их проблемы, будь они духовными или мирскими.

Она не только выслушивает их, но также и разрешает их проблемы простым прикосновением, взглядом или посредством чистой санкальпы (решения). Святая Мать Амританандамайи – уникальный феномен даже для этой священной земли Индии. Являя бхаву Ади Парашакти, или Изначальной Запредельной Энергии, Она неустанно выполняет служение Творению Господа с каждым Своим дыханием. В духовной истории Индии Амма бесподобна в Своём безграничном проявлении Милости и Сострадания к заблудшему человечеству. Пусть Её божественная жизнь служит путеводной звездой для всех тех, кто стремится к осознанию запредельного Покоя и Блаженства Самореализации.

Вопрос к зашедшему йогину(не):

Бывали ли вы на лекциях Аммы?

(которую чаще зовут просто Амма) - современная святая Индии из Кералы, основавшая , и дарящая свою индийцам и иностранцам. Амма значит Мать, но она также известна как Обнимающая, так как Амма обнимает своих преданных и других людей, давая свое благословение таким образом.
Говорят, что Амма обнимала прокаженных и вылечивала их, много еще чего рассказывают, но один факт неоспорим - Амма почитается как святая, а святая это скорее исключение, чем правило.

Итак, ашрам Амритапури расположен на побережье близ Валликаву, между Колламом и (Аллепеи).
Далее я приведу цитату с сайта ашрама, которая поставит все точки.

Мероприятия в Амритапури
Во время своего пребывания в Амритапури, Амма, как правило, проводит даршан по средам, четвергам, субботам и воскресеньям. Бескорыстное служение (сева) является одной из основных практик, которую исполняют проживающие в нашем ашраме помимо своей остальной духовной деятельности. Предлагаем бесплатные занятия по медитации и йоге (в зависимости от наличия преподавателей). Приглашаем гостей принять участие во всех видах ежедневной деятельности ашрама.

Предупреждайте заранее!
Просьба иностранным посетителям сообщать заранее о своём приезде, регистрируясь по адресу www.amritapuri.org/v... . Индийских посетителей просим послать письмо элекронной почтой на адрес [email protected] . Если вы едете группой от шести человек, просьба сообщать о приезде не менее, чем за 7 дней до прибытия.

Регистрация и питание
Для супружеских пар предоставляются, по возможности, отдельные комнаты. Остальные посетители селятся в общих комнатах. Все комнаты очень простые, как правило, с матрацем на полу и санузлом с душем.

Помимо проживания вам предлагается питание – простая индийская и европейская кухня.

Внимание! Для пребывания в ашраме нужно обязательно иметь при себе загранпаспорт, а также его копию и копию визы.

Бытовые принадлежности
Большая часть необходимых для быта принадлежностей (в том числе простыни, подушки, матрацы, вёдра) предоставляется ашрамом. Однако вы можете привезти с собой кое-что из вещей первой необходимости (надувной матрац, беруши, замок на багаж, и т.д.), если планируете сопровождать Амму в её поездках по Индии. Советуем также захватить с собой витаминные и протеиновые добавки и необходимые вам . Многие другие предметы повседневного обихода -одежду, туалетные и другие бытовые и хозяйственные принадлежности- вы сможете приобрести в магазине ашрама.

Услуги, предоставляемые в Амритапури:
Банк (обмен валюты, получение наличных денег по карточке, денежные переводы)
Оздоровительные учреждения: холистические процедуры, аюрведический госпиталь, аюрведические медицинская клиника и аптека, клиника аллопатической

Город Тируванамалай, штат Тамил Наду, Индия и все та же священная гора Аруначала. То что находишь у подножья этой горы священо, те встречи которые происходят вблизи Аруначалы — навсегда остаются в сердце.

Первый мой сатсанг, молчаливый даршан, который случился раньше, чем , прошел в небольшом Ашраме. Давала даршан просветленная женщина, Амма (Ammaiyar, Sivasakthi, Шри-Шакти Шива Ammaiyar, Шри-Шакти Шива Ammaiyar ). Да, у нее много имен, как и у самого Господа Бога, но и суть Одна. Сейчас ей, как говорят некоторые источники, 68-69 лет, потому что глядя на нее не возможно определить возраст. Она длительное время медитировала в пещере и сохраняла мауну (молчание) и встречи с людьми в ее уютном ашраме проходят тоже в тишине, без слов и объяснений.

Начало даршана в 10:00. Мы пришли на полчаса раньше. Я заняла место в первом ряду, там еще было свободно и погрузилась в медитацию. После 5 дней в Индии, достаточно шумных и насыщенных переездами и приключениями, тишина и медитация были очень кстати. Сквозь медитацию доносились звуки, люди продолжали подходить и усаживаться тихо, спокойно. Я не знаю сколько прошло времени, но что то поменялось в пространстве, я явно почувствовала изменения сквозь тишину…

И приоткрыла глаза, не успев их поднять я наткнулась на шаги миниатюрных стоп Аммы. Каждый шаг — присутствие — медленный, уверенный, точный, в моменте… Ни одно слово не в состоянии описать ее движение. Я так и не смогла поднять глаза, слезы градом катились, освобождая от накопленного страдания. Я слышала как она проходит рядом, вдоль ряда, как останавливается и смотрим, чистым взглядом присутствия, тогда, в первый раз я мне не хватило смелости с ним встретится.

15 минут длится молчаливый сатсанг, после, когда Шива Шакти покинула помещение, я еще какое то время сидела в тишине, после эмоционального всплеска, проявилась тишина и умиротворение . Это был первый опыт сатсанга, первый опыт встречи с силой присутствия, встречи с источником.

В течении всего пребывания в Тиру, я приходила на даршан к Шива Шакти, глядя в глаза самой себе, распуская лотос необусловленной радости жизни в сердце, все отчетливее и все с больше спокойствием наблюдая как растворяется личность и эго в бесконечности бытия. Встреча с этой женщиной стала первой в истории под название Адвайта в моей жизни. Но как бы это ни называлось, я благодарна что она произошла и продолжает случаться.

После Даршана

Может быть именно поэтому, уже будучи на Украине в один из не простых дней, когда сила эмоции, необузданный страх захватили все существо. С просьбой о помощи я интуитивно открыла сайт с фотографией Аммы и за несколько минут, произошла смерть, оставляя сиять чистое сердце ничем не омраченное. Склоняю голову: Ом Шива Шакти, Ом Амма.

Новое на сайте

>

Самое популярное