Домой Розы Диагностика по развитию творческих способностей. Диагностики на выявление творческих способностей у младших школьников. Общая характеристика исследований

Диагностика по развитию творческих способностей. Диагностики на выявление творческих способностей у младших школьников. Общая характеристика исследований

Особенности диагностики:

*Снят лимит времени.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика творческих способностей детей»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Каменск-Уральский педагогический колледж»

Сообщение

«Диагностика способностей младших школьников»

Выполнил:

студент группы 46

специальности

«Коррекционная педагогика

в начальном образовании»

Халтурина Екатерина

Преподаватель: Казанцева Л.В.

Каменск-Уральский

Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.

Особенности диагностики:

*Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.

*Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.

*Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.

*Игра, тренинги являются основными методами.

*Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.

*Снят лимит времени.

При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке.

Художественно-эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток.

    Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

    Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

Продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

Гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

Оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

Разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

3) Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

4) Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.

ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

Особенности ребёнка

1

2

3

4

5

Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует

Точно, правильно использует много слов в своей речи

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов

Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми

Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

Легко справляется с загадками и может их придумывать

Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление

Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями

Понимает значение чисел от 1 до 10

Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники

Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции

Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки

Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники

Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети

Проявляет острую наблюдательность

Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

Диагностика - 5.

I задание.

Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».

Почему их так зовут?

Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежит?

Какой цвет подойдёт каждой фигурке?

Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.

Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.

II задание .

Разворот учебника Музыка «Три подружки»

Дай прозвище к портрету – зеркалу каждому персонажу (Например, Мямлик, Шустрик, Плакса, Трансформер и т.д.)

Определить характеры по позе, жесту (схематично)

Покажи походку каждого. Кто как разговаривает.

По музыкальным фрагментам определи, какой персонаж подходит к музыкальному отрывку.

Дай имена, созвучные характеру персонажа.

III задание.

«Клее» - название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.

Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».

IV задание.

Методика Роршаха «Чернильные пятна».

Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.

Оценка в баллах:

1 балл - ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;

2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;

3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.

Диагностика – 6

Анкета для родителей

    Ф. И. ребёнка

    Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).

    Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?

    Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?

    Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?

    Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

    Всегда ли доделывает свою работу до конца?

    Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

    Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

    Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

7. Творческое задание «Три краски»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Луч­ше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и за­полнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему не­много дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

8. Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

9. Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.


Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе

Творческие способности позволяют нам создавать что-то новое в процессе преобразования исходного продукта или ситуации. К творческим способностям относятся способности к преобразованию (способности оперирования отношениями противоположности) и способности к символизации (символическому опосредствованию).
Способности к преобразованию необходимы для творческого решения задач в различных сферах действительности. Благодаря этим способностям дошкольники преобразуют имеющиеся у них представления об обычных, знакомых предметах, ситуациях и создают новые образы, планируют пути изменения ситуации. Развитие способностей к преобразованию происходит тогда, когда ребенок разрешает противоречивые ситуации, узнает отношения противоположности. Развитие ребенка как активной творческой личности начинается с развития этих способностей.

Методика 1

Цели: выявление уровня развития способностей к преобразованию (определению начала и конца истории).
Текст задания:
Задание 1. Посмотри на картинку. Здесь нарисована история, которая произошла с одним человеком. Для того чтобы рассказать ее, нужно догадаться, где начало истории, где – середина, где – конец. Отметь крестиком картинку, изображающую начало истории. (Правильным считается выбор картинки с изображением ребенка)

Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Для рассматривания используется картинка с изображением цыпленка. (Правильным считается выбор картинки, на которой нарисовано треснувшее яйцо)

Задание 3. Проводится так же, как и задания 1 и 2. Для рассматривания используется картинка с изображением мальчика, надувающего шарик. (Правильным считается выбор картинки, на которой нарисован ребенок с ненадутым шариком в руках)
Оценка:




Интерпретация:
Оценка 3 балла – ребенок видит динамику всех событий (историй), выделяет их начало, а также может представить развитие события: его середину и конец.
Оценка 2 балла – ребенок видит динамику некоторых событий, выделяя их начало. В основном ребенок ориентируются в тех событиях, о которых имеет конкретное представление.
Оценка 1 балл – ребенок затрудняется в анализе динамики события, в установлении его начала.

Методика 2
Цели: выявление уровня развития способностей к преобразованию (определению промежуточного состояния изменяющегося объекта).
Текст задания:
Задание 1. Посмотри на фигуры. Они расположены в два ряда. Посмотри на фигуры в верхнем ряду. Сначала фигура была такой (первая фигура), а стала такой (третья фигура). Выбери из фигур нижнего ряда ту, которая подойдет на место пропущенной фигуры и отметь ее крестиком. (Правильным считается выбор второго круга в нижнем ряду)

Задание 2. Проводится аналогично. (Правильным считается выбор серого кружка)

Задание 3. Проводится аналогично. (Правильным считается выбор двух треугольников)
Оценка:
Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов всех трех заданий.
3 балла – ребенок правильно выполнил все три задания.
2 балла – ребенок правильно выполнил 1 – 2 задания.
1 балл – ребенок не выполнил ни одного задания
Интерпретация:
Оценка 3 балла – ребенок имеет дифференцированные представления о динамике событий, видит не только их начало, но и промежуточные состояния.
Оценка 2 балла – ребенок имеет недифференцированные представления о динамике некоторых событий, видит только их начало.
Оценка 1 балл – ребенок не имеет представления о динамике событий, об их начале и промежуточных состояниях.

Методика 3
Цели: выявление уровня развития способностей к преобразованию (отражение циклических изменений объектов).
Текст задания:
Задание 1. Посмотри на картинки. Они расположены в два ряда. Посмотри на стаканы в верхнем ряду. Сначала сахар был таким (первый стакан с сахаром), а стал таким (стакан без сахара). Выбери из картинок нижнего ряда ту, которая подойдет на место пропущенной картинки и отметь ее крестиком. (Правильным считается выбор картинки с изображением стакана, на дне которого видны следы растворяющегося сахара (первая или последняя картинка в нижнем ряду))
Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Правильным считается выбор средней картинки с изображением стакана, на дне которого видны два куска сахара.
Оценка:
Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов двух заданий.
3 балла – ребенок правильно выполнил два задания.
2 балла – ребенок правильно выполнил 1 задание.
1 балл – ребенок не выполнил ни одного задания.
Интерпретация:
Оценка 3 балла – ребенок имеет представление о том, что изменение событий может носить циклический характер. Он понимает, что движение события в одном направлении приводит к одному промежуточному состоянию, а движение в обратном направлении – к другому промежуточному состоянию. Например, ребенок знает, что между летом и зимой бывает осень, а между зимой и летом – весна.
Оценка 2 балла – ребенок видит промежуточное состояние события, развивающегося только в одном направлении.
Оценка 1 балл – ребенок не имеет представления о цикличности события и не выделяет промежуточные состояния.

Методика 4
Цели: выявление уровня развития способностей к преобразованию (определению последовательности событий в истории).
Текст задания: (Карточки должны быть разрезаны) Посмотри на картинки. Что было сначала, а что потом? Разложи картинки по порядку.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – более 2 ошибок.

Символические способности позволяют ребенку использовать символические средства, с помощью которых он может выражать свое отношение к действительности, событиям, человеческим чувствам, литературным персонажам и т.д. С помощью символических средств ребенок может обобщать свой эмоционально-познавательный опыт, культурно выражать свои эмоции, отыскивая для этого подходящий образ. Символические способности ребенок использует не только для решения творческих задач, но также для выхода из конфликтной, или другой сложной эмоционально-насыщенной ситуации. Высокий уровень развития символических способностей позволит первокласснику быстро сменить ведущий вид деятельности, перейти от игры к обучению.

Методика 5
Цели: оценка уровня развития творческих способностей, позволяющих ребенку выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений (способность к символизации).
Текст задания: Посмотри на картинки. Поставь крестик рядом с той картинкой, которая более всего подходит к тому, что я сейчас скажу.
Задание 1. Какая картинка больше всего подходит для спорящих людей?

Задание 2. Какая картинка больше всего подходит друзьям?

Задание 3. Какая картинка больше всего подходит для новогодней открытки?

Задание 4. Какой предмет больше всего подходит первокласснику?

Задание 5. Какая маска больше всего подходит Бармалею?

Задание 6. Материал какого цвета больше всего подходит для платья Бабы Яги?

Задание 7. Какая картинка больше всего подходит, чтобы передать настроение грустного мальчика?

Оценка и интерпретация:
Оценка 3 балла – ребенок самостоятельно и без ошибок обозначает с помощью символов эмоциональное состояние, свое отношение к ситуации и персонажу.
Оценка 2 балла – ребенок не всегда может с помощью общепринятых символов правильно обозначить свое эмоциональное состояние, отношение к литературному персонажу и жизненной ситуации.
Оценка 1 балл – ребенок не имеет четкого представления о культурно принятом символическом обозначении эмоциональных состояний и отношений, ориентируется на внешние, второстепенные обстоятельства ситуации.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати.

Доказано, что творческие способности теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитиютворческих способностей в начальных классах, снижаются качественный уровень обучения.

Исходя из вышеперечисленного, в процессе прохождения преддипломной практики апробирована система кружковых занятий по изобразительному искусству, посвященных выполнению декоративной работы с целью развития воображения. Опытную работу можно разделить на 3 этапа:

1) констатирующий;

2) основной (формирующий);

3) аналитический (контрольный)

На первом этапе проводилась входная диагностика на определение уровня творческих способностей учащихся.

В педагогике и психологии исследованиями в области детского рисунка занимались многие ученые. В результате были разработано множество художественно-графических тестов, в которых оценивается творческое воображение по определенным критериям.

У А.Л. Венгера есть тест «Несуществующее животное». Ребенку предлагается нарисовать то животное, которое он не видел в жизни, придумать свое. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения. По количеству разнообразных деталей определяется уровень развития воображения [Психологический словарь: http://www.edudiс.ru/psi/348/].

Э. Торренс разработал тест креативности «Завершение картинок».

Предлагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

- оригинальность;

- уникальность.

Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются. В ходе адаптации данной методики были составлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, позволяющие оценивать уровень развития креативности у данной категории лиц. Показатель «оригинальность» подсчитывается по формуле. Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.



В интернете также можно найти множество тестов на выявление уровня творческих способностей (без фамилии автора). Но они имеют больше игровую форму и не дают четкой градации уровней. Тест «Я его слепила из того, что было». Ребенку предлагается за 5 мин слепить из пластилина какую-либо поделку. Исходя из оригинальности, проработанности и количества деталей начисляются баллы. Но не дается четкой принадлежности к определенному уровню развития творческих способностей. К тому же, такие методики сложно проводить в большой группе человек (в общеобразовательной школе).

Множество методов оценки креативности может быть разделено на несколько групп. Одна из них включает в себя подходы, направленные на изучение дивергентного мышления. Дивергентное мышление исследуется с помощью заданий, где респондентам необходимо генерировать идеи в ответ на вербальный или фигуральный стимул. Эти идеи затем оцениваются по четырём основаниям - оригинальность (редкость ответа), количество придуманных ответов, гибкость (насколько придуманные идеи различны между собой) и степень проработки ответов (насколько они применимы к реальности).

К данному классу могут быть отнесены следующие широко известные методики: тест креативности Дж. Гилфорда, тест креативности Е. Торранса, которые имеют широко известную модификацию - тест Торранса и Гилфорда, апробированный на русской выборке, созданный Е. Туник. Метод оценки уровня творчества Уолласа и Когана также должен быть включен в перечень подходов оценки креативного мышления [Туник Е., 2004].

Существуют различные модификации этих методов, которые были использованы в современных исследованиях. Например, Е. Л. Григоренко и Р. Дж. Штернберг измеряли уровень творческого мышления, попросив участников описать мир глазами насекомых и придумать, кто может жить, и что может произойти на планете под названием «Priumliava». В другом исследовании Штернберга были использованы мультфильмы. Участникам предлагались пять мультфильмов, откуда были вырезаны реплики героев, и из них необходимо было выбрать три для продумывания реплик и названия. Также ученые использовали метод написания эссе, которые могли быть созданы под одним из заданных заголовков: «Пятый шанс», «2983», «за край» и т.д.



Последний тип модификаций Штернберга – метод «устных историй», участникам были представлены пять листов бумаги, каждый из которых содержит набор от 11 до 13 изображений, связанных общей темой. После выбора одной из страниц участникам давалось 15 минут для формулировки рассказа, а также для того, чтобы надиктовать его в диктофон в течение ограниченного времени. Другой метод, который также можно отнести в эту группу, - метод свободных ассоциаций З. Зиверта. Он включает в себя инструкцию, в которой респондента просят дать несколько интерпретаций для картинок (автор Фанталов) как можно быстрее.

Следующая группа методов была разработана для оценки конвергентного мышления или «умения сузить количество возможных решений проблемы с помощью логики и имеющихся знаний». Тест вербальной креативности С. Медника может быть примером такого рода методик. В тесте даны три слова и респондентам необходимо предложить одно - объединяющее данные. Он был адаптирован к русской выборке Т. Б. Галкиной, Л. Г. Алексеевой и Л. Г. Куснутдиновой.

Широко известной является группа методов, в которой респондентам предлагается что-то изобразить. Данный подход находит своё отражение в тесте Баррона-Уэлша, основанном на теории З. Фрейда. В нем респондентам предлагается нарисовать картинки, которые оцениваются по шкалам в зависимости от степени выраженности в картинках первичных процессов, таких как эго-функционирование и либидозные драйвы, а также символизации и замещения. На изображениях также построен тест креативного мышления «создание рисунка», разработанный Ю. Урбаном. Тест состоит из пяти фрагментов фигур, расположенных в большом по площади квадрате, сбоку от него находится небольшая не зарисованная площадь. Участникам предлагается представить себе, что художник начал рисунок, но его прервали, и респондентов просят продолжить этот неполный рисунок.

Близким к данному классу является метод «индивидуальной фотографии», разработанный Зиллером и модифицированный Доллингером и Кланси. В нём респондентам предлагается выбрать или взять 20 фотографий, отвечающих на вопрос «Кто я?», и дать устное и письменное описание причин, почему именно эти фотографии отвечают на заданный вопрос.

Другая важная группа методов содержит в себе оценку креативного поведения. Зачастую все пункты данных методик содержат описание типов поведения, которые связаны с креативностью. Респонденту необходимо указать, какое из предложенных типов поведения им используется, либо насколько каждый из типов для него характерен. Методом, принадлежащим к данной группе, является шкала креативного поведения, которая состоит из 93 пунктов, связанных с аттитюдами «открытости дивергентному мышлению», сопутствующими креативному поведению.

Другой метод в данной группе - шкала креативных поведенческих диспозиций, инструмент с множеством показателей, основанный на концепции трансактуализации, которая расширяет понятие самоактуализации с точки зрения креативности и дизайна личного пространства.

Шкала креативности в повседневной жизни измеряет 5 показателей креативности: выразительная креативность, характеризующаяся спонтанностью и свободой выражения; техническая креативность, характеризующаяся профессионализмом и навыками; изобретательная креативность как проявление изобретательности в удобном сочетании материалов; инновативная креативность, или модификация и развитие идей; неотложная креативность, включающая разработку жизненно важных идей.

В данную группу также входит опросник творческих деятельностей, который был модифицирован. Данный опросник состоит из шкалы четырех компонентов креативности, пиковой креативности и степени вовлеченности в креативную активность.

Опросник областей применения креативности предлагает семь из них: представление, наука (математика), разрешение проблем, артистично-визуальная, артистично-вербальная, предпринимательская и взаимодействия с другими. Более современная версия данного опросника - новый опросник областей применения креативности - состоит из 21 пункта, основанных на четырех факторах: драма (актерская игра, пение, письмо), математика (наука) (химия, логика, компьютеры), искусство (прикладное искусство, рисование, дизайн) и взаимодействие (обучение, лидерство). Каждый пункт данной анкеты необходимо оценить по шестибалльной шкале от «Совсем не креативно» до «Очень креативно».

Последняя группа методов позволяет исследовать свойственное человеку поведение, связанное с креативной деятельностью, которое подвергается влиянию социально-культурного контекста (демографии, религиозности, этнической самобытности, ценностей). Рассмотрим данную группу методов более подробно.

Опросник креативных достижений СAQ, разработанный Карсон, измеряет креативность в 10 областях: изобразительное искусство, музыка, танец, архитектурный дизайн, креативное письмо, юмор, изобретения, научные открытия, театр и кино и кулинарные искусства. Для каждой области в опроснике представлены восемь пунктов, отражающие содержание определённого креативного поведения.

Эти пункты пронумерованы от 0 до 7, что отражает увеличивающийся уровень проявляемой в них творческой активности. Для всех сфер деятельности первый пункт (под номером 0) указывает на отсутствие подготовки, опыта или достижений в данной области. Остальные пункты с возрастанием предлагают всё более редкие виды креативной деятельности, которые логически связаны между собой так, что выбор каждого следующего пункта подразумевает и выбор предыдущего. В данной методике намеренно за каждым пунктом закреплён определённый вес, а также они не рассматриваются как взаимозаменяемые элементы. Кроме того, восемь пунктов не являются независимыми: если респондент не выбирает нулевой пункт (он же первый по счёту), что указывает на отсутствие достижений в этой области, то другие пункты этой сферы деятельности также оцениваются в ноль баллов. Аналогично, если кто-то выбирает «высокий» элемент, то все предыдущие пункты также должны быть отмечены как свойственные респонденту. Так, исследование Альфа Кронбаха внутри каждой из сфер не представляется необходимым.

Эта анкета широко используется в различных исследованиях, которые показали, что шкала действительно отражает различия в достижениях в области креативности. Карсон и его коллеги в первой статье на тему данной методики отмечают, что люди с более высокой общей оценкой по данной методике находят более интересные решения для создания коллажей, имеют более высокие оценки дивергентного мышления, а также более открыты новому опыту. Показатель «открытость новому опыту» был надежным предиктором баллов по опроснику креативных достижений в нескольких более поздних работах.

Общие оценки по данной методике не выявляют значимых корреляций с тревожностью, депрессией или симптомами социальной тревожности, но коррелируют с результатами методики оценки творческого поведения, которая описана ниже, с методикой оценки повседневной творческой активности и дивергентным мышлением.

Ещё одним методом, который был отнесён нами в данную категорию, является методика биографического анализа креативного поведения BIСB. Эта методика содержит 34 пункта, оценивающих повседневную креативность через широкий круг возможных областей, например, таких как искусство, ремесла и творчество, но они также охватывают и социальную креативность, которая выражается в лидерстве, наставничестве. Эта шкала использует формат ответов «да/нет». В инструкции респондентов просят выбрать из предложенного списка те деятельности, в которые он или она были активно включены на протяжении последних 12 месяцев. Что касается доказательства надежности, то в последних работах был выявлен показатель Альфа Кронбаха, равный 74, 78 и 76 . Что касается доказательств валидности методики, то она положительно коррелирует с дивергентным мышлением и с открытостью опыту, т.е. с факторами, которые обычно являются маркёрами креативности.

Последним из методов, принадлежащих к данной группе, является методика оценки творческого поведения СBI, которая впервые была разработана Д. Хокавар, а затем модифицирована в более короткую версию С. Дж. Доллингер. Исследователь исключил наименее надёжные пункты и оставил вопросы, результаты ответов на которые наиболее значимо коррелировали с остальными показателями. Краткая форма содержит пункты относительно такого поведения как создание костюма, написание стихов и песен, рисование эскизов. Краткую форму следует считать мерой повседневного творчества, в то время как длинная форма охватывает как повседневное творчество, так и выдающиеся творческие достижения. В инструкции респондентов просят отметить степень вовлеченности их в различные виды активности по 4-балльной шкале от «никогда не делал этого» (0 баллов) до «делал это более чем пять раз» (3 балла).

Изначальный вариант методики использовался в первые несколько лет сбора данных, что впоследствии дало возможность вычислить корреляции между результатами, полученными с её помощью, и данными короткой формы.

Внутренняя согласованность короткой формы является эквивалентной согласованности длинной формы. Для первых и последних лет сбора данных краткая форма данной методики была валидизирована таким образом, чтобы отличаться от изначального варианта.

Для проведения исследования нами были выбраны модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как тест Дивергентного Мышления, «Опросник для учителей по оценке творческого потенциала ребенка», тест на самооценку творческих способностей.

Рассмотрим подробней данные методики. Тест дивергентного мышления направлен на диагностику креативности и оценивает все характеристики связанные с творческим мышлением. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

П. Торренс также в сфере диагностики художественно-творческих способностей выделил критерии воображения:

Беглость;

Гибкость;

Оригинальность;

Разработанность;

Характеристика основных показателей творческого воображения.

Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов, образов, идей.

Разработанность – тщательность, детализация образов – фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи.

Беглость – количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.

Гибкость – отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

По вышеперечисленным конкретным критериям мы подобрали следующие методики, которые наиболее подходят для нашей диагностики. Они не столь сложные в обработке результатов (нет формул, которые затрачивают много времени на подсчет), соответствуют выбранному нами возрасту младшего школьника и ближе к изобразительной деятельности (Таблица 1).

Методики исследования Таблица 1

Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональномплане жизнь.

Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Необходимо заметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в процессе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Диагностика творческих способностей детей

1. ( Дж. Рензулли, Р.Хартман).

Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим

параметрам:

проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично

отстаивает его;

склонен к рискованным действиям;

обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях,

которые другим не кажутся смешными;

чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические

характеристики вещей, предметов;

не боится отличаться от других;

Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих

параметров, а попытаться различить степень их выраженности: очень слабая,

слабая, средняя, сильная, очень сильная. Так можно составить общее

представление о творческом потенциале ребёнка.

2. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкая)

Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;

3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены

деталями;

4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;

5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.

3. Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1). Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

2). Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных

незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных

изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3). Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основные показатели креативности:

Продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

Гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи,

переходить от одного аспекта проблемы к другому;

Оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых

необычных, неочевидных идей;

Разработанность (степень детализации ответов) - характеризует

способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

4) Творческое задание «Покажи: как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Например: изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д. Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система:

высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;

средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный;

низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.

5) Творческое задание « Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников,

подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, об образном мышлении и художественном восприятии.

6) Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно, какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

7) Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

4.Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер).

В опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.

ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку.

Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда;

2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

Особенности ребёнка 1 2 3 4 5

    Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

    Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует.

    Точно, правильно использует много слов в своей речи.

    Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов.

    Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми.

    Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

    Легко справляется с загадками и может их придумывать.

    Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление.

    Легко справляется со счётом, простыми арифметическими действиями

    Понимает значение чисел от 1 до 10.

    Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем

его ровесники.

12)Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их функции.

13) Проявляет большое желание учиться, приобретать новые знания, навыки.

14) Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания втечении большого периода времени, чем его сверстники.

15) Легко схватывает и удерживает большое количество информации.

Запоминает больше подробностей, чем другие дети.

16) Проявляет острую наблюдательность.

17) Проявляет одарённость в области музыки, рисования идругих областях искусства.

лариса макарова
Методы и методики изучения творческих способностей

Методы и методики изучения творческих способностей

Разработала : воспитатель старшей группы МКДОУ «Д/с № 1 «Светлячок» Макарова Л. А.

Для изучения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, я решила провести исследования по следующим методикам .

В исследовании участвовало 24 ребенка МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» , 12 из которых вошли в контрольную группу, 12 вошли в экспериментальную группу.

В ходе исследования решались следующие задачи :

Выбор диагностических методик для исследования особенностей творческого мышления старших дошкольников;

Подбор и организация групп испытуемых;

Проведение диагностического исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников;

Разработка и апробация развивающей программы, для развития творческих способностей старших дошкольников;

Проверка эффективности разработанной программы;

Само исследование особенностей творческих способностей старших дошкольников проводилось в несколько этапов.

На подготовительном этапе мы изучали психологическую литературу, подбирали методы исследования , выбирали группы испытуемых.

На основном этапе исследования мы провели констатирующее диагностическое изучение особенностей творческих способностей старших дошкольников до проведения развивающей программы в экспериментальной группе.

На этапе эксперимента в экспериментальной группе детей была проведена специальная работа.

На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности развивающей программы, разработанной для развития творческих способностей старших дошкольников.

На заключительном этапе проводили обработку данных, формулирование выводов.

Для исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников было необходимо подобрать диагностические методики , которые могли бы выявить определенные творческие способности , с учетом тех его возрастных изменений, которые происходят в старшем дошкольном возрасте.

Для уровня выявления развития творческих способностей будут использованы диагностические методики , ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей . Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.

При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики , предложенные автором Э. П. Торренсом, а также В. Синельниковым, В. Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно .

Тест № 1 : «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс) .

Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность) .

Материал : Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш

Испытуемому предлагалось :

Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов :

При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.

Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам : 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов , раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка , его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями , хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест №2 : «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс) .

Для исследования образной креативности использовался данный тест. Он позволит изучить параметры творческого мышления

Материал : Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей .

Оценка результатов : Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы) .

3. Методика «Солнце в комнате» (авторы : В. Синельников, В. Кудрявцев) .

Цель : выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Показывается ребенку картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание : "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе :

1. Отсутствие ответа, непринятие задания (не знаю, как исправить, картинку исправлять не нужно) - 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - солнышко на улице) -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - сделать из солнышка лампу) - 4 балла.

4. Конструктивный ответ, т. е. отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации (картинку сделать, нарисовать окно, посадить солнышко в рамку и т. д.) -5 баллов.

4. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев) .

Материал : игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов .

Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?

После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.

Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?» ) или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.

Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей

Таким образом, анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить , любят выполнять различные творческие работы , но отдают предпочтение двум видам деятельности : изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству . Следует сказать о тех детях, которые предпочитают не специально заданные творческие занятия , а творческую самостоятельную деятельность в течение дня в детском саду. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.

Все это говорит о том, что воспитатель в своей работе должен уделять больше внимания тем видам деятельности. Педагог должен создать для выполнения с детьми специфических работ (рисования, лепки, аппликации) атмосферу творчества и сотрудничества . Это повысит желание детей участвовать в специфических детских деятельностях, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы , разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе педагогического эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности : низкий, средний, высокий.

Эмпирические исследования выявления творческих способностей детей дошкольного возраста

Проанализировав результаты диагностики уровня творческих способностей у старших дошкольников до начала исследования мы установили, что :

1. из 12 обследуемых детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни творческих способностей :

Средний уровень : 6 детей – 50%

Ниже среднего уровень : 4 ребенка – 33,3%

2. В экспериментальной группе на начало исследования были выявлены следующие уровни развития творческих способностей :

Высокий уровень : 2 ребенка – 16,7%

Средний уровень : 7 детей – 58,3%

Ниже среднего уровень : 3 ребенка – 24%

Предъявим данные в таблице (Таблица 1)

Таблица 1

Результаты изучения уровней творческих способностей у страших дошкольников на момент начала исследования

Группы Уровни

высокий средний ниже среднего

контрольная 1 чел.

экспериментальная 2 чел.

Для проведения сравнительного анализа результатов исходного уровня творческих способностей детей дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, отобразим данные в диаграмме (рис. 1) .

Рис. 1. Диаграмма по результатам изучения уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» до начала исследования

Итак, изучив исходный уровень творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в МКДОУ №1 детского сада «Светлячок» мы выявили, что в контрольной и экспериментальной группе уровень почти одинаковый, разница составляет 8,3% в среднем и 4,3% в ниже среднем уровнях.

Далее мы перешли ко второму этапу экспериментальной работы (формирующему эксперименту) . Для этого мы разработали программу, которая направлены на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

С целью изучения проблемы использования данного комплекса занятий при развитии творческих способностей у старших дошкольников, нами был проведен комплекс занятий поданной программе в контрольной группе.

По окончанию эксперимента, мы перешли к контрольному этапу экспериментальной работы.

После чего осуществили повторную диагностику уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, где получили следующие данные :

1. В контрольной группе :

Высокий уровень – 2 ребенка – 16,7%

Средний уровень : 6 детей – 50%

Ниже среднего уровень : 4 ребенка – 33,3%

2. В экспериментальной группе :

Высокий уровень : 5 ребенка – 41,7%

Средний уровень : 7 детей – 58,3%

Ниже среднего уровень : 0 ребенка – 0%

Для проверки эффективности использования данного комплекса занятий в развитии творческих способностей у дошкольников и сопоставив уровни развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп, на момент проведения нашего исследования : мы определили, что в уровне развития творческой способности детей экспериментальной группы произошли положительные изменения. В группе было выявлено 5 детей, у которых уровень развития творческой способности высокий (41,7%, из них у двоих детей на начало исследования был средний уровень, а у одного ниже среднего уровень развития творческой способности . Произошли количественные изменения в уровне ниже среднего. Один ребенок с уровнем ниже среднего развития творческой способности поднялся до среднего уровня.

Предъявим результаты нашего исследования в таблице (табл. 2) .

Таблица 2

Результаты изучения уровней развития творческой способности

Группы Уровни

высокий средний ниже среднего

контрольная 2 чел.

экспериментальная 5 чел.

Рус. 2. Динамика уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на момент проведения нашего исследования

Итогом целенаправленной работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников на занятиях в экспериментальной группе является положительная динамика роста развития .

Таким образом, на основании положительной динамики, происходящей в результате использования разработанных нами занятий для развития творческих способностей в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что применение данного комплекса занятий способствуют эффективному развитию творческих способностей старших дошкольников.

Мы разработали программу, направленную на развитие творческих способностей у детей старшего школьного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой.

Программа развития творческих способностей детей «Развитие творчества в игре » (далее – Программа) разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л. С. Выготского, научных идей развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца.

Основной целью Программы «Развитие творчества в игре » является выявление и развитие творческих способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей , их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий.

Предлагаемая Программа предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

К старшему дошкольному возрасту, в связи с развитием воображения детей, увеличившимся их опытом и знаниями, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни, а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

В своих играх дети старшего дошкольного возраста уже почти не используют предметы-заместители, так же как и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем изображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

Творческие игры детей старшего дошкольного возраста уже более сложные как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни, так и по их организации. Часто это длительные творческие игры , то есть, игры, в которые дети играют долгое время (неделю, две, месяц и т. д., постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие. Содержание этих игр преимущественно связано с современной жизнью или с наиболее любимыми сказками, рассказами, мультфильмами.

Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних образов элементами других, - это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения . И мы, взрослые – родители, психологи, воспитатели и др. - должны поддерживать и поощрять его развитие.

Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления и воображения игры-путешествия, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, – что дети читают стихи, поют песни. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

http://www.schoolage.ru

Новое на сайте

>

Самое популярное