Домой Розы Дуа которое читал пророк чаще всего. – Лёгкость в исполнении нужд. Мусульман ский календарь

Дуа которое читал пророк чаще всего. – Лёгкость в исполнении нужд. Мусульман ский календарь






Происхождение тюбетейки Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье татары, башкиры. Наряду с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров.




Орнамент тюбетейки. Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья


Назначение тюбетейки С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».




Формы тюбетейки Российские татары носят тюбетейки с плоским или заостренным верхом. Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Тюбетейки шьют обычно из бархата, вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже – бисером, стеклярусом, жемчугом.




Каляпуш и такия Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и одевали тюбетейку. Существуют тюбетейки двух видов - каляпуш и такия. Такия по форме схожа с вязанной шапкой, сшитой из четырёх частей. У татар тюбетейку принято называть каляпуш. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».







Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил про поминание Аллаха (зикр) следующее: «Не говорите много без поминания Аллаха, ибо от многих разговоров без поминания Аллаха черствеет сердце, а самый далекий от Аллаха – тот, у кого черствое сердце» (Тирмизи).

Он также сказал: «Дом, в котором поминают Всевышнего, и в котором не поминают – подобны живому и мёртвому». (Муслим)

В этой статье мы собрали некоторые из самых важных молитв, а также хадисы, которые Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал нас часто использовать.

1. Лучший зикр

Наилучшая форма поминания Аллаха: «Ля иляха илляЛлах» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха).

Лучшая форма восхваления Аллаха: «АльхамдулиЛлях» (Вся хвала принадлежит Аллаху). (Тирмизи)

2. Лучшая мольба для восхваления Аллаха

«СубханАллахи ва бихамдихи адада халкихи ва ридда нафсихи ва зината аршихи ва мидада калиматихи»

(слава и хвала принадлежат Аллаху столько, сколько Его творений, столько, сколько будет довольно Ему, столько, сколько весит Его Трон и столько, сколько чернил для Его слов).

3. Наилучшая молитва (дуа)

«Раббана атина фид-дунья хасанатау ва филь-ахирати хасанатау ва кыйна газабаннар».

(О, наш Господь! Даруй нам благ в этой жизни и в предстоящей, спаси нас от мучений Ада!)

4. Лучшая молитва для покаяния

В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), переданном Шададдом ибн Авсом, говорится:

«Самая совершенная молитва о покаянии - обращение раба к своему Создателю:

« Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана аля ахдикя, ва ваъдикя мастатаъту. Аузу бикя мин шарри ма санаъту, абуу лякя би – ниъматикя алейя ва абуу ляка бизанби фагфир лии фа – иннаху ля йагфируз – зунуба илля анта » .

(Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя, достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе к защите от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи).

5. Лучшая молитва для защиты

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тому из вас не будет причинено ни малейшего вреда, кто трижды утром и вечером произносит, обращаясь к Аллаху:

«БисмиЛляхи ллязи ля ядурру маасмихи шайун филь арды ва ля фи ссамаи ва хува Ссамиуль Алим».

(С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он – Слышащий, Знающий!).

6. Лучшая молитва от депрессии

Пророк Юнус, находясь в чреве кита, обращался к Аллаху со следующей молитвой:

«Ля иляха илля анта субханака инни кунту мин аз-залимин».

(Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из притесняющих! (Сура «Аль-Анбийа»,аят 87).

«Без сомнения, если мусульманин не обращается с этой молитвой ни к кому, кроме Аллаха, его молитва будет принята». (Тирмизи)

7. Лучшая мольба для достижения внутреннего спокойствия и умиротворения

Абу Муса (пусть будет доволен им Аллах!) сообщил: «Посланник Аллаха обратился ко мне: «Не привести ли мне тебя к одному из сокровищ Рая?».

Я ответил: «Да, о Посланник Аллаха!». На что он (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«Повторяй: «Ля хауля ва ля куввата илля биллях» (Сила и мощь принадлежат только Аллаху).

Жизнь наша соткана из трудностей. Некоторых они ломают, а других делают сильнее. Исход зависит от человека. Он решает прогнуться ему или принять их как часть замысла Аллаха и попытаться решить их. Самым достойным примером того, как преодоление трудностей делают нас сильнее, набожнее и успешнее, является жизнь пророков. Они постепенно решали все проблемы, трудности, сопутствующие пророческой жизни, преодолевая и обращаясь к Всевышнему с молитвой.

Молитва пророка Мухаммда (мир ему)

Пророк Мухаммад (мир ему) является примером для каждого мусульманина. Его уроки - самые ценные, а его пример - самый достойный.

После того, как покинули мир дядя Пророка (мир ему и благословение) Абу Талиб и жена Хадиджа, курайшиты стали еще сильнее притеснять и преследовать Посланника (мир ему и благословение).

Разочаровавшись в них, он отправился в Таиф с надеждой, что они уверуют в религию Аллаха.

Прибыв в Таиф, Пророк (мир ему и благословение) призвал к Исламу, но жители ответили очень агрессивно. Они забросали пророка камнями так, что ноги у него были в крови. Пророка Мухаммада (мир ему) сопровождал Зайд сын Хариса. Он как мог прикрывал пророка своим телом, и получил несколько ранений в голову. Им пришлось уйти из Таифа. Они дошли до сада Утбата. Уставший и ослабевший от ран, Пророк (мир ему) сел под деревом, поднял голову и прочитал дуа:

«О Милостивый из всех милостивых! Ты Господь слабых, Ты и мой Господь. На кого Ты меня оставляешь: на врага, который смотрит на меня со злобой, или на врага, который властвует надо мной? [все связывается со Всевышним. Не то чтобы кто-то виноват] Если Ты не разгневался на меня [эти трудности и проблемы - как часть жизни, через, что нужно достойно пройти, а не проявление твоего гнева], тогда никаких проблем [ это все я пройду], однако то, что ты даешь жизненные силы - выше всего. Сиянием Твоего величия, осветившим темень, которым улучшились мирские и ахиратские дела, я ищу защиты от Твоего гнева надо мной, и от ниспослания его на меня, нет силы и мощи, кроме как от Тебя».

В очень тяжелый момент, когда количество сподвижников исчислялись всего лишь десятками, когда любимые люди покинули этот мир, когда люди отталкивали от себя истину, забрасывая камнями и выкрикивая слова унижения, пророк не стал сетовать, заклинать тех нехороших безбожников, насылая на них тысячи бед и проклятий, а всего лишь сказал: "Если Ты не разгневался на меня [эти трудности и проблемы - всего лишь часть жизни, через, что нужно достойно пройти, а не проявление твоего гнева], тогда никаких проблем [ это все я пройду]".

Пророк (мир ему) не стал искать виновников, не стал тратить сил на обвинения. Он знал, что все от Аллаха. И ему в этот момент было важно знать только одно - Аллах не разгневан на него. Для него страшен только гнев Аллаха, а не камни, брошенные язычниками.

Молитва пророка Аюба

Пророк Аюб (мир ему) был очень богатым, набожным, щедрым и добрым. У него была прекрасная большая семья: преданная жена и 14 прекрасных детей (7 мальчиков и 7 девочек). Всевышний очень любил его и всячески расхваливал перед ангелами. Из-за этого Иблис (шайтан) возненавидел Аюба и говорил, что Аюб не служил бы Аллаху так верно, если был бы нищим.

«Если все его имущество передадут мне, я уверен, он перестанет поклоняться Ему» , - говорил Иблис.

Тогда Всевышний сказал Иблису: «Я даю тебе власть на его имущество» . Иблис тут же поспешил на поля. Он уничтожил весь скот, поджег все посевы, которые попадались на его пути. Затем он пришел к Аюбу (мир ему) сообщить о том, что Всевышний сжег все его владения. Но тот сдержанно ответил:

Тогда Иблис решил, что Аюб отвернется от Всевышнего как только потеряет свое главное богатство - семью. И тут Всевышний дал Иблису власть над детьми Аюба. Шайтан подошел к дому, в котором были дети Аюба (мир ему), и тряхнул его так, что обрушилась крыша, и все, кто был в доме, оказались под завалом. И тут он поспешил к Аюбу с сообщением, о том, что Всевышний убил всех его детей. И тут Аюб ответил лишь:«Хвала Аллаху, Он забрал то, что Сам дал».

Но Иблис не остановился на этом и попросил у Всевышнего власть над телом Аюба. И на этот раз Аллах дал ему разрешение. Тогда Иблис навел на пророка такую болезнь, которая истощила его и сделала абсолютно бессильным.

После всех этих несчастий все родственники, друзья и последователи Аюба отвернулись от него. Осталась с ним только его верная жена. И эти тяготы и трудности продолжались у Аюба (мир ему) в течение 7 лет. И на пике всех этих трудностей пророк Аюб в обращении к Аллаху сказал лишь:

«Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных».

(Св. Коран 21:83)

Задумайтесь над этой молитвой!!! Он лишился всего, что имел: богатства, детей, авторитета и влияния в обществе. И после всех этих лишений Аюб произносит лишь: "Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных".

Какой же верой, набожностью, терпением, мудростью нужно обладать, чтобы произнести эту молитву на пике тягот и лишений.

Мы спешим в молитвах пожаловаться Всевышнему о том, как нам тяжело, слезно просим у него разрешить эту, эту, эту и эту ситуацию. В деталях и подробностях описываем наши тяготы, будто Всевышний не знает о них. Какая же убежденность должна быть у человека в Мудрости и Всеосведомленности Всевышнего, чтобы сказать лишь: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных».

После 7 лет трудностей и тягот Всевышний дал ему выздоровление и вернул семью и богатство.

Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется.

(Св. Коран 21:84)

Поистине, мы полностью принадлежим Аллаху и, поистине, все мы к Нему возвращаемся. Всевышний, дай нам жизненной энергии, мудрости и терпения. Аллах, ты стираешь и утверждаешь то, что пожелаешь, если Ты предопределили мне несчастья, помоги мне справиться с ним, или замени его счастьем.

«Доволен я Аллахом – как Господом, исламом – как религией и Мухаммадом – как пророком!»

رَضِيتُ بِاللهِ رَبًّا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا، وَبِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَبِيًّا،

((Разиту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан ва би-Мухаммадин салля Ллаху аляйхии ва салляма расулян))

Есть множество хадисов, в которых рассказывается об огромной пользе, величии и достоинствах этого дуа.

В хадисе, переданном Абу Салямом от слуги Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عَنْ أَبِي سَلَّامٍ، عَنْ خَادِمِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ: مَنْ قَالَ: رَضِيتُ بِاللهِ رَبًّا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا، وَبِمُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَبِيًّا، حِينَ يُمْسِي ثَلَاثًا، وَحِينَ يُصْبِحُ ثَلَاثًا، كَانَ حَقًّا عَلَى اللهِ أَنْ يُرْضِيَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Тому, кто утром три раза и вечером три раза скажет: ((Разиту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан ва би-Мухаммадин салля Ллаху аляйхии ва салляма расулян)) - «Доволен я Аллахом – как Господом, Исламом − как религией и Мухаммадом − как Посланником», Всевышний Аллах обязательно проявит Своё благоволение в день Воскресения».

Передаётся также от Са’да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وعن سعدِ بن أَبي وقَّاصٍ - رضي الله عنه - عن النبي - صلى الله عليه وسلم - أنَّه قَالَ: «مَنْ قَالَ حِيْنَ يَسْمَعُ المُؤَذِّنَ: أشْهَدُ أَنْ لاَ إلَه إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، وَأنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ، رَضِيتُ بِاللهِ رَبًّا، وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولًا، وَبِالإسْلامِ دِينًا، غُفِرَ لَهُ ذَنْبُهُ». رواه مسلم

«Тому, кто, услышав слова азана, скажет: ((Ашхаду алля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху, разыту би-Ллахи Раббан, ва би-Мухаммадин расулян ва би-ль-ислами динан)) – «Свидетельствую, что нет бога, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник. Доволен я Аллахом – как Господом, Мухаммадом - как посланником, а Исламом - как религией», – простятся грехи его ». (Муслим)

От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) также передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن أبي سعيد الخدري رضي الله عنه، أن رسول الله -صلى الله عليه وسلم- قال: مَنْ قَالَ رَضِيتُ بالله ربا، وبالإسلام دينا، وبمحمد -صلى الله عليه وسلم- نبيًّا ورسولًا؛ وَجَبَتْ لَهُ الجَنَّةُ

«Обязательно войдёт в рай тот, кто скажет: ((Разиту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан ва би-Мухаммадин салля Ллаху аляи ва салляма расулян)) – «Доволен я Аллахом – как Господом, Исламом − как религией и Мухаммадом − как Посланником ». (Абу Давуд)

Передают также со слов Саубана (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن ثوبان رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: مَنْ قالَ حِينَ يُمْسِي: رَضِيتُ بالله رَبَّاً، وبالإسلام دينا، وبمحمد صلى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم نَبِيَّاً، كانَ حَقّاً على الله تعالى أنْ يُرْضِيَهُ

«Аллах Всевышний непременно проявит Своё благоволение по отношению к тому, кто по вечерам станет говорить : ((Разиту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан ва би-Мухаммадин салля Ллаху аляи ва салляма набиййан)) – «Доволен я Аллахом как Господом, Исламом − как религией и Мухаммадом − как пророком». (Тирмизи)

В одной из версий (риваятов) этого хадиса, приводимой Абу Даудом и другими мухаддисами, сказано: «...и Мухаммадом – как Посланником ((...ва би-Мухаммадин расулян))», тогда как в версии Тирмизи сказано: «...как Пророком ((...набиййан))». Таким образом, желательно объединять эти слова и говорить: «...как Пророком и Посланником ((...набиййан ва расулян))». Но если человек ограничится только одним из них, будет считаться, что он поступил согласно тому, что сказано в этом хадисе.

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

عَنِ الْعَبَّاسِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ، أَنَّهُ: سَمِعَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «ذَاقَ طَعْمَ الْإِيمَانِ مَنْ رَضِيَ بِاللَّهِ رَبًّا، وَبِالْإِسْلَامِ دِينًا وَبِمُحَمَّدٍ نَبِيًّا» رَوَاهُ مُسْلِمٌ فِي الصَّحِيحِ، عَنِ ابْنِ أَبِي عُمَرَ

«Почувствовал сладость имана (веры) тот человек, который доволен Аллахом как Господом, Исламом – своей религией, Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) – своим Пророком ». (Муслим)

От Абу Саида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من قَالَ رضيتُ بِاللَّه ربّاً وَبِالْإِسْلَامِ دينا وَبِمُحَمَّدٍ صلى الله عَلَيْهِ وَسلم رَسُولا وَجَبت لَهُ الْجنَّة قَالَ فَفَرِحت بذلك وسررت بِهِ

«Обязательно войдёт в рай тот, кто скажет: ((Разиту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан ва би-Мухаммадин салля Ллаху аляйхии ва салляма расулян)) – «Доволен я Аллахом – как Господом, Исламом − как религией и Мухаммадом − как Посланником». Абу Саид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я очень обрадовался этому ». (Нисаи)

Итак, достоинства этого дуа заключаются в том, что тому, кто прочитал его в той или иной ситуации, Всевышний Аллах

1. проявит к нему Свое благоволение в день Воскресения;

2. простит его грехи;

3. введёт его в рай;

4. этот человек почувствует сладость имана (веры).

«Молитва является лучшим видом поклонения»

(Абу Дауд).

Передается, что вся жизнь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) была наполнена поклонением и молитвами, обращенными к Господу.

Ниже мы кратко приводим молитвы, часто читаемый Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует).

  1. «Господь мой, прошу Тебя направить меня на истинный путь» (Муслим).
  2. «Господь мой, направь меня на истинный путь, даруй мне благочестие, воздержанность и богатство» (Муслим).
  3. «О Аллах! Ты меняешь наши сердца! Сделай наши сердца послушными тебе» (Муслим).
  4. «Аллах, даруй мне истину и защити меня от зла моей души (нафса)» (Тирмизи)
  5. «О Аллах! Ты – Тот, Кто меняет наши сердца. Укрепи мое сердце в Твоей религии» (Ат-Тирмизи).
  6. «Господь мой! Я прошу у Тебя полезного знания, приятной жизни (ризк) и тех дел, которые будут приняты Тобой» (ибн Масуд).
  7. «Господь, прости меня, будь милосерден ко мне. Даруй мне здоровье и ризк» (Муслим).
  8. «Господь мой, прости мне мой грехи, будь милосерден ко мне, даруй мне здоровье и ризк» (Муслим).
  9. «Господь мой, я прибегаю к Твоей защите от зла, которое я совершил и не соверешил» (Муслим).
  10. «Я прибегаю к защите Аллаха от бедствий, несчастий, злого рока и козней врагов» (Бухари-Муслим).
  11. «Господь мой, даруй нам благо в этом мире и в мире вечном. Защите нас от мучений Ада» (Бухари-Муслим).
  12. «Господь мой, я прибегаю к Твоей защите от огня Ада, мучений Ада и зла от бедности или богатства» (Абу Дауд).
  13. «Господь мой, я прибегаю к Тебе от голода. Это очень плохой друг. Я прибегаю к Тебе от предательства. Это очень плохой попутчик» (Абу Дауд).
  14. «Господь мой, я прибегаю к Тебе от того, чтобы Твое благословение покинуло меня. Я прошу тебя сохранить дарованное мне Тобой здоровье. Я прибегаю к тебе от внезапных мучений и любой боли» (Муслим).
  15. «Господь мой, освети мое средце. Даруй свет моему языку, моим ушам, моим глазам, всему, что позади меня, передо мной и подо мной. Господь мой, увеличь мой свет» (Бухари-Муслим).
  16. «Аллах, Я ищу помощи только у Тебя Одного! Приведи в порядок мою жизнь и не оставляй меня наедине с моим нафсом даже на мгновение ока» (Хаким).
  17. «Господь мой, я прошу у тебя таких дел, которые даруют мне Твою Любовь, любовь тех, кого Ты любишь и любовь к Тебе. Господь мой, сделай мою любовь к Тебе дороже для меня, чем мои желания и страсти, моя семья или холодная вода» (Ат-Тирмизи).
  18. «Господь мой, прибегаю к тебе от слабости, трусости, старости и скупости. Я прибегаю к тебе от мучений могилы. Я прибегаю к тебе от беспокойств этой жизни и смерти» (Муслим)
  19. «Господь мой, благодарю Тебя. Даруй мне благо от этой вещи и благо от того, что сделано ради нее. Я прибегаю к Тебе от зла этой вещи и зла, сделанного ради нее» (Ат-Тирмизи).
  20. «Господь мой, я прошу у Тебя того, что дарует Твою милость и Твое прощение. Я прошу Тебя удалить меня ото всех грехов и достичь самого лучшего, достичь Рая и быть спасеным от Ада» (Муслим).
  21. «Господь мой, улучши мою религию, которая защищает все, то я делаю. Улучшь мой мир, который обеспеивает мое существование. Улучши мою вечную жизнь, куда я отправлюсь после смерти. Господь мой, пусть Ты будешь средством поиска всех благ этой жизни для меня. Спаси меня ото зла смерти» (Муслим).
  22. «Во имя Аллаха. Я полагаюсь на Аллаха. Господь мой! Я прибегаю к Тебе от того, чтобы потерять свой путь и стать причиной того, что кто-то другой потеряет свой путь. Я прибегаю к тебе от того, чтобы быть униженным или унижать кого-либо. Я прибегаю к тебе от того, чтобы быть притесненным или притеснять кого-либо. Я прибегаю к тебе от невежества и от того, чтобы оставить кого-либо невежественным» (Ат-Тирмизи).
  23. «Вся моя благодарность принадлежит Аллаху. Достаточно мне Аллаха. Вся хвала Аллаху. Аллах дарует мне пропитание. Он дарует мне все блага и я благодарен, что Аллах сделал меня самым почитаемым из всего человечества». Я прошу Тебя защитить меня от Огня!» (Абу Дауд).
  24. «Господь мой, я подчиняюсь Тебе, верю в Тебя, я полагаюсь на Тебя, я молю Тебя и обращаюсь к Тебе. Прости меня за все ранее совершенное и прости меня за то, что я совершу. Прости меня за все, что я сделал открыто и тайно. Ты Единственный, кто может ускорить и отложить. Нет Бога, кроме Тебя» (Бухари-Муслим).
  25. «Господь мой, я прибегаю к Твоей защите от слабости, лени, скупости, старости и мучений могилы. Господь мой, очисти мой нафс и сделай меня богобоязненным. Только Ты можешь очистить меня наилучшим образом. Ты создатель и хозяин моей души. Господь мой, я прибегаю к Тебе от бесполезного знания, бесстрашного сердца, ненасытного нафса и молитв, которые не принимаются» (Муслим).
  26. «Господь мой, даруй мне здоровье в этом мире и мире вечном. Господь мой, даруй мне здоровье и прощение в моей религии, моей жизни, моей семье и моем имуществе. Господь мой, прикрой мой позор. Освободи меня от моих страхов. Защити меня от них спереди, сзади, справа, слева и надо мной. Я прибегаю к Твоему величию от страхов, которые находятся подо мной» (Абу Дауд).
  27. «Господь мой, прости мне мои ошибки и мое невежество. Прости мне мое излищество в моих делах. Прости мне то, о чем Ты знаешь лучше, чем я. Господь мой, прости мне то, что я сделал намеренно и ненамеренно. Господь мой, прости мне то, что я оставил на потом и то, что я не сделал. Прости мне то, что я совершил явно и тайно. Прости мне то, о чем Ты знаешь лучще. Ты решаешь судьбу сего» (Бухари-Муслим).
  28. «Господь мой, Ты – мой Господь. Нет Бога, кроме Тебя. Ты создал меня и я Твой раб. Я буду соблюдать договор, заключенный с Тобой, пока мои силы не покинут меня. Я прибегаю к тебе ото зла, которое я совершил. Тебе принадлежат все блага, которые я приобрел. Я признаю свои грехи. Защити меня и прости меня. Никто, кроме Тебя не простит мои грехи» (Бухари).
  29. «Господь мой, вся благодарность Тебе. Ты – свет этой земли, небес и всего того, что есть в них. Благодарю Тебя. Только Ты контролируешь землю, небеса и все, что есть в них и между ними. Вся хвала принадлежит Тебе. Поистине, мы вернемся к Тебе. Рай и Ад – истина. Пророки – истина. Судный день – истина. Гоподь мой, я подчиняюсь Тебе, я верю в Тебя, я полагаюсь на Тебя, я обращаюсь к Тебе. Я приношу свое покаяние Тебе, я борьсб во имя Тебя. Ты мой Судья. Прости мне все мои грехи. Прости мне грехи, совершенные в прошлом и настоящем. Прости мне грехи, совершенные открыто и тайно. Ты – мой Господь. Нет Бога, кроме Тебя. Нет мощи и силы, кроме как у Всеславного Аллаха» (Бухари-Муслим).
  30. «Создатель небес и земли, Тот, Кто ведает о видимом и невидимом, Господь всего сущего, владыка и властелин Аллах! Я всидетельствую, что нет Бога, кроме Тебя. Я прибегаю к Тебе ото зла моего нафса, шайтана и его последователей. Я прибегаю к Тебе, Аллах, ото зла моего нафса и его порывов совершать преступления против мусульман» (Ат-Тирмизи)

Новое на сайте

>

Самое популярное