Домой Розы Конспект фразеологизмы. Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление. Рефлексия учебной деятельности

Конспект фразеологизмы. Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление. Рефлексия учебной деятельности

Урок № ________

Тема: « Фразеологизмы»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи: предметные: знать определение фразеологизмов; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

метапредметные : формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;

личностные : воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

    Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

    Актуализация опорных знаний.

Лексический терминологический диктан т (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.

1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу - слово. (Лексикология )

2) словарный запас одного человека (лексикон );

3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы );

4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы );

5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы );

6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы );

7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы );

8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы ).

У учеников в тетради должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.

Взаимопроверка.

    Мотивация УД.

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

Определите тему урока.

Анализируют, осмысливают.

Прогнозируют тему урока.

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

    Работа над темой.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.

Работа над новым материалом. Работа с учебником – прочитать материал учебника.

«Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению.

Задание : найдите (устно) и запишите запомнившиеся фразеологические обороты в тексте стихотворения В. Суслова и объясните их значение.


Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло .
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

Запись в тетрадь.

Работают в парах.

    Физкультминутка

Ухо – нос. Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук.

Выполняют разминку.

    Работа над темой.

Задание : найдите объяснение каждому фразеологизму

Клевать носом ; идти в ногу ; вставлять палки в колёса ; заячья душа ; играть первую скрипку ; заблудиться в трёх соснах .

Для справок. Трусливый человек ; дремать ; мешать ; быть самым главным ; действовать согласованно ; не суметь разобраться в чём-то простом .

Задание : синтаксический разбор предложения.

Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились. (А.П. Чехов)

Вывод : Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

История появления фразеологизма.

Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Вы тоже на следующий урок найдете историю наиболее понравившегося фразеологизма.

Записать фразеологизмы, устно объяснить значение, записать кратко толкование.

    Закрепление материала.

Задание : ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. Взаимопроверка
Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.

Коллективная работа.

Ответ : кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано.

    Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох , - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши , а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей !
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время .
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому . Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано , поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.

Задание : творческий диктант:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не …

Ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

    Рефлексия.

Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

Чему научились?

Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Заключительное слово учителя:

Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам

    Домашнее задание

23, упр.179-180

Найдите историю наиболее понравившегося фразеологизма.

Запись в дневник.

Приложение к уроку

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

9) душа в душу 9) одержать победу

10)засучить рукава 10)на всех парах

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика:

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

9) душа в душу 9) одержать победу

10)засучить рукава 10)на всех парах

Сценарий урока в 6 классе

по теме «Фразеологизмы»

Цели урока:

Обучающие:

Обучать правильному употреблению фразеологизмов в речи;

Научить:

Подбирать фразеологические синонимы и антонимы;

Исправлять неточности во фразеологизмах

Подбирать фразеологизмы по определенной теме

Объяснять происхождение некоторых фразеологизмов.

Развивающие:

Развитие речи;

Развитие мышления;

Воспитывающие:

Воспитание чувства взаимопомощи;

Воспитание дисциплины на уроке.

Тип урока : урок закрепления полученных знаний

Оборудование: изображения грибов, карточки со словами, бумажные кленовые листья, юмористические картинки фразеологизмов; проектор, компьютер, презентация, карточки с заданием, 2 корзины.

План урока

Ход урока

1.Орг.момент

Здравствуйте, ребята!

Ребята, я сейчас шла на урок и услышала такой разговор: «Наш Алеша на уроке сел в калошу». А второй мальчик ответил: «Это ложь, нет таких калош».

Как вы думаете, о чем шла речь? Почему они не поняли друг друга? (ответы)

2. Актуализация опорных знаний

Кто скажет, как называется наука, изучающая фразеологизмы? (Фразеология). Слайд 1 (приложение 1)

Что такое фразеологизмы? (Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. В предложении является одним членом предложения)

Что же такое «устойчивое сочетание слов»? Как это понять?

Словосочетания. Слайд 2

Свободные

Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза.

(намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)

Несвободные

За двойку по литературе папа мне намылил голову.

(намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения)

Слайд 3 - давайте посмотрим, чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний

Какие вы знаете фразеологизмы? (Примеры).

Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую. Слайд 4

Например: Алеша ломал голову над задачей. (Алеша решал задачу).

Сравните эти предложения. Что можем сказать о первом предложении (решал очень трудную задачу, долго мучился, может, так и не решил). А второе предложение о чем – то нам говорит?

Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи)

Сегодня мы будем говорить с вами о фразеологизмах.

И нашей главной целью будет – закрепить имеющиеся знания о фразеологизмах.

Записываем число и тему урока.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по стране Фразеология. Путешествие будет увлекательным, работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил.

Слайд 5 Итак, не будем бить баклуши,
Вы засучите рукава.
Задание приготовьтесь слушать,
Чтоб не шла кругом голова.

Как вы думаете, что обозначают эти фразеологизмы?

Чем по отношению друг к другу являются бить баклуши(бездельничать) и засучить рукава(много работать)? (Антонимами)

3.Закрепление полученных знаний

Слайд 6 Перед вами карта нашего путешествия. На ней есть различные островки. Чтобы успешно продвигаться по ним, нам нужно хорошо выполнять задания.

Слайд 7 Городские ворота.

Итак, мы оказались у Городских ворот, возле которых стоит стража и не пускает без пароля. Но выход есть. Перед нами стихотворение. Вставьте пропущенные фразеологизмы, пользуясь подсказками в таблице.

Когда от забот________,

То лучше прогуляться с другом.

Пройдет он ________,

У________не будет________,

Он _______даже_______,

Что только _______,

Да, вас ________...

Но ______такого друга________.

Ответы:

1. голова идет кругом

2. сквозь огонь и воду

3. у моря ждать погоды

4. не покажет вида

5. проглотил обиду

6. водой не разольешь

7. днем с огнем не найдешь

Что обозначают эти фразеологизмы?

Слайд 8 Зоопарк

Правильно, это препятствие преодолели. И мы попадаем в зоопарк. Вы знаете, что такое зоопарк? Но наш зоопарк необыкновенный, а фразеологический. Да, вот беда: убежали все животные. Наша задача - поймать и вернуть их на место.

Пишет как_________лапой.

Делить шкуру не убитого _______.

Носа не подточит.

Не все______масленица.

Денег______не клюют.

( Из представленных на доске картинок животных выбрать нужную).

Какие вы знаете фразеологизмы со словом "кошка"? (на сердце кошки скребут, знает кошка, чье сало съела).

Слайд 9 Город мастеров

Шли-шли и добрались до города мастеров. Все кругом стучит, звучит, свои слова говорит. Слова не простые, а профессионализмы. Что это такое?

(Профессионализмы - это слова, употребляющиеся в определенной профессии).

Вот и наши мастера употребляют такие фразеологизмы. Хотя теперь они стали общеупотребительными. Мало кто знает, откуда они пришли. Давайте отгадаем. Соедините фразеологизм с той профессией, откуда он пришел?

Заварить кашу

парикмахер

Играть первую скрипку

шофер

Стричь под одну гребенку

портной

Шито белыми нитками

кузнец

Между молотом и наковальней

артист

Завестись с полуоборота

повар

Молодцы! Теперь мастера будут нам благодарны. Нужно помогать людям.

Составьте с некоторыми из этих фразеологизмов предложения. Работаем у доски и в тетради.

Итак, сначала слово каша употребляли в значении званый обед, праздник по поводу крестин, свадьбы», а затем и в значении «беспорядок», «суматоха», «сумятица», «путаница». «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай»

Фразеологизм «Первую скрипку играть » значение

Это то же, что «быть запевало и», «играть первую роль». Так мы говорим про людей, явно главенствующих, руководящих другими.

стричь всех под одну гребенку

( иноск. ) - относиться к людям, обращаться с разными лицами одинаково, не принимая во внимание существенную разницу между ними

Шито белыми нитками что . Разг. Пренебр. Грубо подделано; неловко, неумело скрыто что-либо. - Несерьёзно же всё это, несерьёзно! - В голосе дрогнуло то самое отвращение, которым был переполнен сам Бахирев. - Белыми же нитками всё это шито! За кого вы нас принимаете, в самом деле?

(быть, находиться, оказаться, очутиться и т.п. ) между молотом и наковальней - (Книжного стиля.) (Чаще в знач. сказуемого.)(Употребляется при подлежащем со значением лица или отвлеченного предмета.) Быть в трудном, опасном положении, когда неприятности угрожают с двух сторон.

Разг. Ирон. 1. Быстро приходить в состояние возбуждения, эмоционального напряжения. 2. Будучи несдержанным, остро и болезненно реагировать на замечания, критику, сердиться из за пустяков

Каким членом предложения являются фразеологизмы? (Они всегда являются одним членом предложения).

Слайд 10 Лес синонимов и антонимов.

Помогли одним, теперь давайте поможем другим. Впереди - лес антонимов и синонимов. Дремучий лес, и была в нем сильная буря. Деревья вывернуло с корнем. (Раздаются бумажные кленовые листья, с написанными на них фразеологическими антонимами.)

Ваша задача - найти антонимы, соединив кленовые листочки.

Что такое антонимы? (Антонимы - это слова с противоположными значениями.)

Найдите антонимы, и дерево оживет.

кричать вовсе горло

денег куры не клюют

рукой подать

набрать в рот воды

ни гроша за душой

черепашьим шагом

наговорил с три короба

язык проглотил

бежать во все лопатки

за тридевять земель

А что такое синонимы? (Синонимы - это слова, одинаковые по смыслу, но различающиеся оттенком лексического значения.)

Слайд 11 Перед нами две корзины с надписями "мало", "быстро". Из грибов нужно выбрать фразеологические синонимы и разложить в корзины. (по одному берут гриб и кладут в опред.корзину)

Раз-два и обчелся

во весь опор

Всего ничего

со всех ног

Кот наплакал

во весь дух

на всех парах

С гулькин нос

сломя голову

Слайд 12 Переправа

Добрались до переправы. Вода быстрая, шумная. Того гляди замочит, если не исправим быстро предложения. Если исправим их, то построим мостик.

1. Он никогда не откладывал дела в длинный (долгий) ящик.

2. Он начал рассуждать, и заигрался (заблудился) в трех соснах.

3. В общении с другими людьми большое значение (большую роль) играет ваше умение вести беседу.

В чем ошибки? Когда так говорят?

Пора и отдохнуть. Физкультминутка нас зовет. (Приложение2)

Следующая станция Мир книг. Слайд 13

Ребята, а как вы думаете, употребляют ли наши писатели и поэты в своих произведениях фразеологизмы? Да. Сейчас вам предстоит найти фразеологизмы в отрывках произведений писателей и в русско-народных сказках. Работаем в парах. (раздаются тексты)

1 Некуда нос высунуть

Некуда выйти

2 ума палата

Иметь много ума

3 ни в сказке сказать, ни пером описать

чудное

4 Как белка в колесе

проворно

5 Держи карман шире

надеяться на что-либо, чего не может быть

6 Смерть у него на носу

близко

7. Гляди в оба

внимательно

8 век бы глаз от нее не отвел

Смотрел долго

9 ни в сказке сказать, ни пером описать

Красивое. Чудное, необычайное

10.Спустя рукава, засучив рукава

Бездельничать, работать

А что называется крылатым выражением? (Устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности). А Васька слушает да ест; а воз и ныне там)

Слайд 14 - Откуда взяты данные примеры? (Из басен И.А.Крылова. Учёные дали название таким фразам по фамилии известного русского баснописца) (Приложение 3)

Слайд 15 Музей

В каждой стране есть музей. Как вы знаете, многие фразеологизмы пришли из разных источников: из профессий, мифов, легенд, художественных произведений. Давайте узнаем, что же они обозначали раньше. (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о следующих фразеологизмах).

- кричать во всю Ивановскую (Ивановская - площадь на территории Московского Кремля. Свое название она получила от находящейся на ней колокольни Ивана Великого - самого высокого сооружения старой Москвы.

В XVI-XVII веках на этой площади были расположены центральные правительственные учреждения России, которые назывались приказами. Их можно сравнить с современными министерствами.

Тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни Интернета - того, что сейчас называется средствами массовой информации. Новости просто объявлялись вслух собравшейся толпе. Основную информацию люди могли получить на Ивановской площади, на которой специальные глашатаи зычными голосами читали народу правительственные указы и приказные постановления. В переносном смысле оно означает: "очень громко кричать" или попросту "орать во все горло".

- отложить дела в долгий ящик

Есть предположение, будто это словосочетание, означающее "дать делу длительную отсрочку", "надолго задержать его решение", возникло еще в Московской Руси, триста лет назад.

Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решений было очень не легко; часто до того проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот "длинный" ящик в "долгий".

    Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари - раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребёнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время.

Однако более вероятным появлением данного фразеологизма считается следующий факт: Помимо обрубок древесины, баклушами называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами.

Слайд 16-18 Мастерская художника: Портрет на память.

Вот и подходит к концу наше путешествие. Но у людей от каждого события остается память. Вот и нам на память художник оставил "портреты фразеологизмов". Попробуем их отгадать. (Дети отгадывают фразеологизмы и составляют с ними предложения).

1. Как с гуся вода (все сойдет быстро и легко)

2. Отложить дела в долгий ящик (отложить надолго)

3. Сесть в калошу (оказывать в нелепом смешном положении)

3. Носить в решете воду (Выполнять ненужную, напрасную работу ).

4. Цыплят по осени встречают (Погодите, не торопитесь)

5. По щучьему велению (без вмешательства кого-либо)

6. Битый небитого везет

А сейчас мы с вами попробуем выпустить книжку фразеологизмов.

Я раздаю вам фразеологизм, а вы попытайтесь сделать к нему рисунок. Потом мы все листочки соединим, и у нас получится книжка. А два человека-художника у нас займутся обложкой.

4.Итог урока

5. Рефлексия

Домашнее задание

О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)

Что такое фразеологизм?

Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)

Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)

Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)

Ребята, на экзамене в 9 классе у вас будет задание, найти фразеологизмы в предложении. Посмотрим, сможем ли мы справиться с этим заданием? (задание из ГИА по слайдам) (Приложение 4)

Слайд 19-22

Ответы:

Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. Молодцы! Слайд 23

Я надеюсь, теперь вы будете использовать фразеологизмы в своей речи, чтобы сделать ее богатой, красивой и правильной.

На уроке я был(а):

    Участником (поднимаем красный кружок)

    Наблюдателем (поднимаем синий кружок)_

Выставление оценок

    Найди историю возникновения любого фразеологизма.

    Придумай игру с использованием фразеологизмов.

Этот материал войдет в вашу книжку фразеологизмов.

Приложение 3

1.Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – всё нельзя, да не позволено, да не ваше! (Дикий помещик» Салтыков-Щедрин)

2.А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать. («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

3.И каких страхов он, старый пескарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда - не знает. Видит, что у него с одного боку - щука, с другого - окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они - не трогают...

(«Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

4.Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе. («Белка» Крылов)

5.- В жизни первенствующую роль добро играет, - разглагольствовал карась, - зло - это так, по недоразумению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается.

Держи карман!

Ах, ерш, какие ты несообразные выражения употребляешь! "Держи карман"! разве это ответ?

Да тебе, по-настоящему, и совсем отвечать не следует. Глупый ты - вот тебе и сказ весь!

(«Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин)

6.Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

7. "Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!" («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

8. Царский советник одну ногу через порог занес, а другую не переносит, замолчал и про свое дело забыл: стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от нее не отвел, все бы смотрел да смотрел. (из русско-народной сказки)

9. На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать! («Конек-горбунок» Ершов)

10. За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава. (В. Викторов)

Приложение 4

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) А эта кисочка Машенька улыбнулась ему и промурлыкала: - Оч-чень р-реалистично нар-рисовано.

2) – Гений и злодейство есть вещи несовместные, - сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг.

3) Он же хочет получше нарисовать, а за это вот всю дорогу горит синим пламенем.

4) – Вот вы все убиваете в нем художника, - обличал он своих ребят.

2 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) За спиной висел чудовищный ранец из волосатой и пегой коровьей шкуры

2) В ранце тарахтел пенал, горсть грецких орехов, литой чёрный мяч и арифметика

3) На ногах - «броненосцы»

4) Тетя Варя в ужас пришла.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)

2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)

3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.)

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)

3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.)

4) Ветер подхватил горящую солому и швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)

    Морочить голову.

    Не в своей тарелке.

    медведь на ухо наступил

    гнаться за двумя зайцами

    Делать из мухи слона

    Сесть в калошу

    Подложить свинью

    Кот наплакал

    Водить за нос

    Волосы дыбом

    Вот где собака зарыта!

    Дело в шляпе

    Зарубить на носу

    МАЛО

    БЫСТРО

Цели.

  • Вспомнить определение фразеологического оборота, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.
  • Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.
  • Повышать речевую культуру школьников.

Ход урока

I. Организационный момент

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Они, по словам Белинского, составляют “народную физиономию языка” (обращаемся к эпиграфу). Сегодня мы проведём занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам фразеологические обороты.

II. Подготовка к обобщению понятий по изучаемой теме

Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Ребёнок не знал, что в языке есть фразеологизмы. А вы, ребята, уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же такое фразеологизмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

III. Обобщение изученного

Умеете ли вы отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний?

Давайте сыграем в игру “Аплодисменты” .

Отметьте хлопком фразеологический оборот.

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

В работе над темой нам поможет Тетрадь по фразеологии , в которой мы выполним ряд заданий.

Вспомните лексическое значение фразеологических сочетаний, данных в задании 1.

Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании 2 фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши –
Водить за нос –
Зарубить на носу –
С гулькин нос –

Слова для справок : лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите в задании 3 фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –

Слова для справок : расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

Очень часто мы неверно объясняем значения фразеологизмов. Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов. Выполните 4 задание и 6 задание.

  • тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
  • наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
  • заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
  • кот наплакал – довести кота до слёз
  • подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
  • показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
  • кот наплакал – много
  • спустя рукава – прилежно
  • мартышкин труд – бесполезная работа
  • знать назубок – наизусть
  • во весь дух – очень медленно
  • от доски до доски – от начала до конца
  • с гулькин нос – мало
  • горе луковое – талантливый человек
  • при царе Горохе – очень давно

– О каких фразеологизмах напомнили вам фотографии животных?

Ученики, правильно назвавшие фразеологизм, выходят к доске и читают о том, почему мы так говорим, приводят примеры употребления фразеологизмов в речи.

Погнаться за двумя зайцами – преследовать две разные цели, выполнять несколько дел сразу.

  • Паша хватается за несколько дел сразу, ни одно до конца не доводит, забывает народную мудрость: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.

Ты знаешь пословицу: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ? Именно она и дала жизнь фразеологизму погнаться за двумя зайцами .

Глухая тетеря – глухой или плохо слышащий человек; так говорят о человеке, который что-то прослушал, недослышал.

  • Вот глухая тетеря, пять раз повторил, а ты не слышишь.

Оказывается, в выражении глухая тетеря отразился важный для прошлой жизни трудовой процесс – охота. По наблюдениям охотников, тетерева во время токования не слышат ничего вокруг, даже приближения к ним людей.

Эй, глухие вы тетери,
Дверь откройте поскорее!
Здесь стоим уж пять минут,
Ждём, когда нам отопрут.

Вертеться как белка в колесе – быть в постоянных хлопотах, заботах; суетиться.

  • Целый день мать крутилась как белка в колесе; варила обед, стирала, убирала.

Ты читал басню И.А.Крылова “Белка”? Белка, посаженная в колесо-клетку, своим бегом вертит его, но сама нисколько не продвигается вперёд. Из басни и пошло выражение вертеться как белка в колесе .

У Агаты день рожденья,
Будет полон дом друзей.
Много нужно ей успеть,
Всех хлопот не перечесть.
Вот и вертится Агата,
Словно белка в колесе .

Работа в группах

Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!

Бить баклуши

Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).

– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

  • Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
  • С этим овощем дружит горе. Что это?
  • В какой посуде чувствуют себя неловко?
  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
  • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
  • В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
  • Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
  • Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
  • Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
  • Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
  • Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
  • Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

Работа в группах. Кроссворд “Фразеологизмы”.

– Какие слова пропущены в этих выражениях? Подсказка: эти слова – имена прилагательные.

По горизонтали:

1.Горе … . 6. По … велению. 7. … вопрос. 9. Во всю … . 12. … строка. 13.Через час по … ложке. 14. … верста. 18. … угол. 20. Вывести на … воду. 21. … труд. 22. Глаза на …месте. 23. … тетеря.

По вертикали:

2. … слёзы. 3. Плясать под …дудку. 4. С … нос. 5. Отложить в … ящик. 8. … доля. 10. Шут … . 11. … коню в зубы не смотрят. 15. На … небе. 16. … память. 17. На … ногу. 19. Избушка на … ножках.

Работа с текстом

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

Работа в парах

Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.

Задание.

Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина.

З амести следы, и грать на нервах, м артышкин труд, а хиллесова пята. Картина “Зима”.

Картинная галерея

По рисунку отгадай фразеологизм (мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально).

Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке.

Самостоятельная работа

Очень часто в ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, в которых требуется найти предложение с фразеологизмом.

1. В каком случае выражение является фразеологизмом?

1) чёрный муравей
2) белая ворона
3) белый заяц
4) рыжий лев

2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) капля в море, как с гуся вода
4) воспрянуть духом, повесить голову

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?

1) от случая к случаю
2) от нечего делать
3) от чистого сердца
4) от корки до корки

IV. Итоги урока

Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”.

V. Домашнее задание

Я раздам вам буклеты с заданиями по фразеологии, а вы выполните понравившиеся задания. Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.

Тема урока: Фразеологизмы .

Цель урока: 1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,

«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

II . Актуализация

Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.

Кстати, а что такое лексика?

1) Какие слова мы называем заимствованными? СЛАЙД 1

Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов парами.

* При проверке было выявлено немало дефектов. (дефект|недостаток)

* Он пишет мемуары.

* Ваши аргументы убедительны. (доводы)

* Все работали с энтузиазмом.(энтузиазм|азарт|воодушевление|восторг|горячность)

* Мы гордимся нашим голкипером. (вратарь)

Чем являются слова в каждой паре? Докажите.

2) Найдите устаревшие слова и замените современными. СЛАЙД 2

* Горят румянцем свежие ланиты.

* Построен град великий над Невой.

Почему вы смогли это сделать? (Архаизмы) А какие еще виды устаревших слов вы знаете?

3) По предложенному отрывку отгадайте, о какой профессии идет в нем речь. СЛАЙД 3 Записать.

* Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

* Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

* - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

Что с ним?

Инфильтрат в левом легком под ключицей.

А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?

Пятьдесят два. Роман Борисович.

Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).

Почему вам удалось так быстро справиться с заданием? Какие слова помогли? Что такое профессионализмы?

4) О каких изученных в этом разделе словах мы не упомянули? НЕОЛОГИЗМЫ. Что это за слова? Приведите примеры.

IV . Формирование новых понятий и способов действия

Фразеологизмы-

Кот в мешке - то, что покупают, приобретают и т. п., не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого; псу под хвост, как кошка с собакой, палить из пушки по воробьям (Использовать чрезмерные средства для решения простых задач).

Работа по учебнику стр. 128-129

V . Применение. Формирование основных навыков и умений

Упр. 458 найдите Ф. Докажите. Как поняли смысл? С одним из них составьте предложение, запишите.

Мы увидели волка и задали стрекача. Запись на доске.

Давайте сделаем синтаксический разбор этого предложения. Но прежде узнаем, какую синтаксическую роль играют Ф? Правило стр. 129

1 ученик подчеркнет на доске.

Посмотрим, знакомы ли вы с Ф.

З а д а н и е №1 (устно) Запись.

Что не вырубишь топором? СЛАЙД 4

(Что написано пером, не вырубишь топором)

Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Как вы думаете, почему Ф называют крылатыми выражениями?

Задание № 2 Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «. У доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)

«Кататься как сыр в масле»,

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют»

неимоверно много даже с избытком

Как кот наплакал».

Очень мало

После дождичка в четверг

неизвестно когда исполнится.

Знать назубок

превосходно выучить что-либо

Где раки зимуют

Проучить, жестоко наказать кого-либо

Запишем эти фразеологизмы.

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется - фразеологический.

Задание № 3

Выборочный диктант

. 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой - «обманывать», 3-ий - «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

Задание 3 № (слайд) Зоологическая страничка. вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

Голоден, как …(волк) -- Труслив, как...(заяц) -- Здоров, как …(бык) -- На ухо наступил… (медведь) -- Смотрит, как …(баран) на новые ворота -- Грязный, как … (свинья) -- Колючий, как … (еж)

А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями (Н-р Хитёр как лиса

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением (у доски один человек).

Задание № 4 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант - антонимы)

(Задание 4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Задание № 5 . Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах ).

5. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя исамостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

V . Этап информации о Д\З

П. 25 , продолжить рассказ.

Мир Зацепочкина.

Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был - как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть , как вырос сынок, пора в школу отправлять.

В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней - надпись: «Зовут его Антошка - зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух , а на уроках молчит, как рыба . Зато на бабушку рычит, как лев , с сестрой он - крокодил, а перед директором дрожит, как заяц . Но вокруг мамы ходит, как лиса , потому что мама покупает ему игрушки!»

Да, на уроках наш герой бил баклуши , …..

VI . Этап рефлексии

Оценки за урок

Чему был посвящен наш урок?

Что такое Ф?

Что вы о них узнали?

А на следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся Ф по своему происхождению. Будем учиться различать их.

Конспект урока по теме «Фразеологизмы».

Тип урока: комбинированный.

Цели: познакомить учащихся с новым лексическим понятием; показать отличительные

особенности фразеологизмов;

научить различать фразеологизмы и похожие на них словосочетания;

показать богатство средств выразительности в русском языке;

тренировать учащихся в употреблении фразеологизмов, развивать их культуру

Оборудование: презентация.

Ход урока.

    Проверка знаний учащихся по теме «Лексика» (мини -тест).

Вопросы теста.

1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?

а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.

2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?

а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.

3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?

а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.

4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:

а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.

5.Какие слова передают отношение говорящего к предмету его речи:

а)Диалектные, б) эмоционально окрашенные, в)жаргонизмы.

6.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной средой или возрастной группой,- это:

а) диалектизмы, б) неологизмы, в) жаргонизмы.

7.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.

8.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?

а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.

9. Какие из перечисленных ниже групп находятся за пределами литературного языка:

а) заимствованные, б) диалектные, в)жаргонизмы, г)историзмы.

10.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?

а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы.

11.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:

а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

12. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?

а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы.

Ключ к тесту.

2.На доске написано новое слово. Попробуем отгадать его смысл, читая по частям. (Фразе созвучно слову фраза, выражение. Корень лог известен вам: наука. Как же теперь объясните значение непонятного слова?).

Заглянем в учебник, чтоб проверить правильность нашего вывода.

Что нового подсказал вам учебник? Какие слова в определении являются ключевыми?

Продолжим чтение параграфа.

Перескажите друг другу содержание параграфа.

2. Проверим, как поняли, что такое фразеологизм. Выписать из предложений в столбик через запятую только фразеологизмы.

Слайд №1.

1.В футболе нельзя бить рукой по мячу. 2.Часы бьют полночь. 3.Друзья, договорившись о сделке, бьют по рукам. 4.Бью челом к Вашей милости! 5. Бить детей –непе-дагогично.6. Наши спортсмены побили все рекорды.7.Дети нечаянно побили посуду, когда хотели накрыть на стол. 8.Газеты начали бить тревогу по поводу ЕГЭ.9.Что толку биться лбом об стенку, когда можно поискать другой выход! 10. Русские воины привыкли биться с врагом насмерть, удивляя его своим мужеством.

Постарайтесь теперь подобрать к словосочетаниям синонимы или дайте их толкование Запишите их рядом с фразеологизмами через тире.

Проверьте себя!

Почему мы можем утверждать, что выписанные словосочетания являются синонимами?

3. Слайд №3.

Дайте толкование фразеологизмов, которые положены в основу картинок. Выписать фразеологизмы и синонимы к ним.

›…фразеологизмов_и_детские_тексты..

Примерные ответы: обманывать, довериться, злобиться, дремать, преувеличивать, умолкнуть, болтать, кокетничать, испытывать неловкость.

4. Аудирование. Выпишите в ходе чтения стихотворения фразеологизмы. (Текст читается сначала весь, затем – медленно по четверостишиям.

Не вешай нос в любой беде

И не криви душой трусливо!

Пусть эти правила везде

С тобой пребудут, друг мой милый!

Как говорят, держи в узде

Ты чувств своих поток горячий,

Но нелегко жить на земле

С душой холодной и незрячей.

Будь скромен, добр, трудолюбив,

Не чти копейку больше жизни!

Свою гордыню усмирив,

Служи с достоинством Отчизне!

(Не вешай нос, не криви душой, держи в узде, усмирив гордыню).

Устная проверка.

5. Сочиняем стихи сами!

Слайд № 4.Подумайте, какие фразеологизмы можно вставить на месте пропусков, записать их, чтоб затем можно было прочитать стихотворение в законченном варианте.

Немало способов придумал

Народ, чтоб речь обогатить!

Мы говорим о слабых людях:

«……………………………………….. .. .. »

Того, кто много обещает,

Но мало делает всерьёз,

Такая фраза осуждает:

« ……………………………….. »

О том, кто лжёт без всякой меры-

И по нужде, и просто так,

Все скажут: «……………….. » ,

Связался с ним - …………..

И если нет у человека

Совсем ни капельки стыда,

То говорят о нём извеку:

«………………………..»

О том, кто друг-приятель с ложью,

Вам скажут даже первачки

(И убедиться в том несложно!),

Что он …………………

Таких народ не уважает,

О них не стнут песни петь,

И право, Бог сам разрешает

На негодяев ………

Для вставки: верёвки можно вить, водит всех за нос, врёт как сивый мерин, попал впросак, как с гуся вода, втирает всем очки, зуб иметь.

6. В оставшееся время предлагаю выбрать любую из картинок и написать небольшой рассказ, из 3-4 предложений, употребив соответствующий фразеологизм.

    Собака на сене.

    Умный не по годам

Иллюстрации к фразеологизмам

7. Чтение работ, составленных учащимися.

8. Подведение итогов, самооценка своей деятельности на уроке.

9. Задание на дом: параграф учебника; задание по рядам: 1 ряд - подготовить сообщение о происхождении фразеологизма Мамай прошёл, 2 ряд - всемирный потоп, 3 ряд - прописать ижицу кричать на всю ивановскую поставить в тупик бить баклуши.

    Иллюстрации к фразеологизмам

Конспект

Конспект урока русского языка в 6 классе (2 часа) Грамматическая тема : Повторение по разделу «Лексика и фразеология». Тема высказывания: ... определите стиль речи. О происхождении какого фразеологизма рассказывается в тексте? Подберите к нему слово...

  • Конспект

    Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы » (второй урок ). Цели урока : углубить и расширить знания о фразеологизмах ... Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы ). - Многие фразеологизмы имеют литературную основу. ...

  • Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку и литературе на 2013-2014 учебный год для 6-А, 9-А, 10-Б, 11-а класс

    Календарно-тематическое планирование

    ... . Фразеологизмы . Понятие о фразеологии. Фразеологический словарь. Фразеологизмы , источники появления фразеологизмов . ... интерпретационных диалогов. Обобщающий урок по теме «Бессоюзное сложное предложение... выписки, тезисы, конспект . Развитие речи. Жанры...

  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное