Домой Розы Крестный ход для чего он. Что такое крестный ход на самом деле? Император во власянице

Крестный ход для чего он. Что такое крестный ход на самом деле? Император во власянице

Через некоторое время начнется Крестный ход, в ходе которого предстоит пройти около 20 км. Как правильно себя вести во время этого события? Об этом нам рассказал ответственный за организацию и проведение II регионального Тихвинского крестного хода – исполнительный директор РОО «Русская община Калининградской области» Максим Юрьевич Макаров.

К участию в крестном ходе допускаются все желающие, внешний вид и поведение которых соответствуют смыслу события и православным традициям.

Участники крестного хода используют православные канонические иконы. Использование икон с изображением не канонизированных Церковью людей или событий не допускается.

Крестный ход - это не самочинное шествие, а вид церковного богослужения, поэтому, участвуя в нем, нужно не забывать о нескольких важных правилах:

  • если вы не можете пройти весь маршрут и хотите присоединиться к крестному ходу позднее, когда он уже начался, то не стоит обгонять идущих или идти отдельно. Дождитесь, когда пройдут хоругвеносцы и священнослужители, а затем присоединяйтесь к колонне;
  • крестный ход – это молитвенное шествие. Желательно для крестоходца участвовать в общем молитвенном пении, или хотя бы не мешать молящимся посторонними разговорами;
  • будьте внимательны к идущим рядом. Если вам или вашим сомолитвенникам станет плохо, обратитесь за помощью к участникам крестного хода, которые позовут врачей из сопровождающей крестный ход машины скорой помощи или предложат пострадавшему пересесть в сопровождающий крестный ход автобус;
  • маршрут крестного хода достаточно продолжительный – 20 км. Время в пути - около 4-5 часов. Заранее продумайте, какую часть маршрута вы сможете преодолеть без ущерба здоровью. Помните, что главное – это духовная польза от совместной молитвы, а не количество пройденных километров;
  • подумайте, какую удобную, по возможности непромокаемую обувь надеть, чтобы ноги не устали. Если прогноз погоды будет неблагоприятным, лучше взять с собой дождевик, а не зонт;
  • не забудьте взять с собой необходимые вам лекарства.

Дети до 18 лет идут в крестный ход только с родителями или попечителями. Запрещается участие в крестном ходе лиц находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Любые публичные действия во время крестного хода, противоречащие духу и смыслу праздника, не допускаются. При совершении правонарушений во время крестного хода нарушители будут задержаны сопровождающими крестный ход сотрудниками полиции (ГИБДД) и к ним будут применены меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Во время крестного хода не проводится публичная политическая агитация, не используется символика политических партий. Не допускаются любые лозунги, флаги, флайеры, агитационные предметы, содержащие призывы к национальной или религиозной розни.

В начале июля начался самый масштабный православный крестный ход не только для Украины, но для всей Русской Православной Церкви. Всеукраинский Крестный ход, который пройдет по епархиям Украинской Православной Церкви. На востоке страны он начался из Свято-Успенской Святогорской Лавры. На западе – из Свято-Успенской Почаевской Лавры – он начнется 9 июля. 27 июля, в канун празднования дня Крещения Киевской Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира, эти Крестные ходы встретятся в г. Киеве на Владимирской горке и вместе пройдут в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

Цель Всеукраинского Крестного хода, проводимого по благословению митрополита Киевского и вся Украины Онуфрия - молитва за мир, за единство и взаимопонимание в Украине: ход призван объединить православных во всех регионах.

***

  • Десять итогов Всеукраинского Крестного Хода 2016 года - Вячеслав Пиховшек

***

Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки.

"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.

Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

***

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархия Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.

Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.

Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.

Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.

Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.

Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.

Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.

Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.

Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.

Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.

Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.

Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Их прообразы совершали цари Давид и Соломон. В древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, для поспешения которого нужна была молитва всего народа, устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.

В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим - образец крестного хода, данный самим Господом,который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову ».

В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности. Константин Великий (III-IV вв.) отправлялся на войну не иначе как в сопровождении священников, а перед сражениями совершал крестный ход. Император Юстиниан (V-VI вв.), зная чудодейственную силу крестных ходов, законодательно определил время и порядок совершения крестных ходов, отмечая особо его необходимость перед строительством храмов и монастырей, а также запретил совершать крестные ходы без епископов и священников.

В дальнейшем всякое выдающееся событие Церкви ознаменовалось крестными ходами: основание и освящение храмов, перенесение мощей и церковных святынь, встреча народом и духовенством архипастырей и царей, торжественные и государственные празднества - всегда сопровождались общими молитвами с крестными ходами. Не только во дни радости, но и во дни скорби проводились крестные ходы. Так, во время трехмесячного землетрясения, постигшего Константинополь, прошел умилостивительный крестный ход под предводительством императора Феодосия Младшего и патриарха Прокла .

На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична.

Да и история Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом: первым крещениям киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения - реке Днепр . Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории: Крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба .

Не раз Москва - сердце России была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными кодами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия Ахмата .

Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери. К 2000-летию Рождества Христова через всю страну прошел многомесячный крестный ход.

Крестные ходы бывают обыкновенные, поместные и чрезвычайные. К обыкновенным относятся шествия вокруг храма в Пасхальную утреню и каждый день в Пасхальную неделю после литургии; в праздник Богоявления для освящения воды в водоеме. Поместные ходы в честь местночтимых святых и великих событий церковной важности. К таковым крестным ходам можно отнести крестный ход на Иргень , где покоятся мощи местночтимых святых - иргенских воинов-мучеников.

Чрезвычайные крестные ходы проводятся по разрешению епархиального начальства в особо важных случаях церковной жизни. Также может быть разрешен чрезвычайный крестный ход во время голода, засух, болезней, войн. В 2007 году в Чите проходил чрезвычайный крестный ход в защиту Православной веры и России, направленный против католической экспансии на канонической территории Русской Православной Церкви.

Впереди крестного хода несут фонарь - символ Божественного света, разрывающий мрак греховности.

За фонарем несут запрестольный образ Божией Матери и запрестольный крест. Далее двумя рядами попарно идут хоругвеносцы и свещеносцы со свечами в больших церковных подсвечниках, диаконы со свечами и кадильницами, а за ними священники. Священники несут святые иконы, напрестольные кресты. Последняя пара священников несут один Евангелие, а идущий справа - крест. За священниками шествует архипастырь, сопровождаемый иподиаконами с символами епископской власти - дикирием и трикирием . Далее следуют хор и миряне.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди.

Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Юлия Биктимирова

(10 голосов : 5.0 из 5 )
  • Азбука паломника
  • иерей Евгений Пуртов

Кре́стный ход – благоговейное шествие верующих с , крестами, и другими христианскими святынями, организуемое с целью прославления , испрашивания у Него милости и благодатной поддержки. Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный выражает торжество Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством , иконы которых несут впереди.

Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огонь). Это происходит от икон, осенения всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Когда установилась традиция совершать Крестные ходы?

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Уже в первые века существования христиане организовывали по разным случаям особые торжественные, благодарственные или умилостивительные ходы.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими , содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов ().

Что символизирует Крестный ход?

Прежде всего каждый участник Крестного хода в отдельности и все они в совокупности выражают готовность следовать по стопам Христовым. В этом значении современные Крестные ходы сближаются по внутреннему содержанию с шествием верующих, сопровождавших Христа на , с шествием ко Гробу Спасителя.

Вместе с тем символика Крестного хода может иметь и более частные значения. Так, например, шествие по замкнутому маршруту очерчивает образ, напоминающий круг - символ Божественной вечности и бесконечности.

Десять лет тема крестных ходов так или иначе будоражит православную Россию. Не исключение и этот год. Милостью Божией, автор заметки более пяти лет сам участвовал, организовывал и проводил их. Первый переход состоялся на Урале из в 2001 г. из Ныроба в Екатеринбург, в 2002 г. из Екатеринбурга в Кострому, следующий - в честь 100-летия прославления прп. Серафима Саровского из Курска в Дивеево и двухгодичный по местам боевой славы из Пскова через Белоруссию на Прохоровку и Куликово поле.

Крестные хода "совершаются для того, чтобы освятить людей и всё, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное" (Скрижали). Они бывают традиционные и новые, однодневные и многодневные. Мы будем говорить о специально организованных, благословлённых архипастырями длительных крестных ходах по новым маршрутам.

За последние годы они проявили себя как особая, очень нужная (скажу даже - незаменимая) часть нашей духовной жизни, а дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, нравственность... Утерян дух - и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа - значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения - церковном, государственном или личном - слова прп. Серафима Саровского о стяжании духа, как смысла жизни, не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению.

Крестный ход - дело церковное и потому должно быть всецело подчинено этой задаче. Бывает, стратегическая цель не всегда достигается полностью, но если нет понимания стратегии, не будет верной и тактика. Как стяжать дух? Условием восприятия и действия благодати, по святым отцам, является выполнение заповедей Божиих и Церковных уставов . Это необходимое условие Его помощи в любом деле: крестный ли это ход, семья, приход или державное строительство. А без Бога всякое дело превращается в одну только видимость, в правдоподобную подделку, в свою противоположность.

В наше лукавое время крестные хода оказались живым, настоящим свидетельством веры. Проходя через епархии, края и республики, они способствуют глубокому воцерковлению участников, научают исполнению заповедей, вдохновляют на молитву, приводят в Церковь многих людей. Благая весть как и прежде приходит к людям и сколько их в русской глубинке крестилось, исповедалось - не счесть. Люди хотят в них участвовать и всегда участвуют - от мала до велика: встречают, проявляют радушие, странноприимство, сами идут, молятся, в т.ч. дети, молодежь, женщины, старики. Прихожане, простые наши соотечественники, стараются обеспечить крестный ход всем необходимым - ночлегом, баней, продуктами со своего сада, огорода. Это их посильный вклад, жертва Христу. Здесь слово Божие для многих становится образом жизни. Через крестный ход и дела, ему сопутствующие, через доброделание и соучастие, явственно возрождается чаемый нами дух христианства .

Во все времена это был всенародный праздник, торжество Православия. Святитель Иоанн Златоуст так описывает величие этого духовного делания: "Что мне сказать? Я весь исполнен радости, я... летаю, ликую и ношусь восхищенный; я совершенно упоен духовным веселием. Итак... о чем говорить? Об усердии ли города?.. О стечении ли начальников? О посрамлении ли дьявола и поражении демонов? О силе ли Креста? О торжестве ли Церкви? О чудесах ли Распятого? О славе ли Отца, о благодати ли Духа? О радости ли всего народа и веселии города? О сборе ли монахов, ликах дев и чинах священников? О множестве ли мирян, рабов, свободных, начальников, подчиненных, убогих, богатых, чужестранцев, здешних граждан? Поистине прилично теперь спросить: "Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?..".

Но так бывает не само собой, не всегда, а только если всё делается по Церковным правилам, здравому рассуждению и при тщательной подготовке.

Крестный ход начинается с благословений. Чтобы узнать волю Божию, перед началом испрашивается благословение духоносных старцев. Их, настоящих, - единицы (хотя стариков, как ещё о. Кирилл (Павлов) говорил, много). Далее, получая благословение архиереев, - получаем от Господа благодать и повеление Его святую волю исполнить. Если Бог через старцев и архиереев благословил, это уже - послушание, им нельзя пренебречь: Проклят всякий, творящий дело Божие небрежно (Иер 48,10). Его или нужно делать хорошо, или не надо начинать вовсе.

Не всякое перемещение людей есть крестный ход. Очевидные требования: постоянно должен идти хотя бы один священник, который обязан служить, наставлять, исповедывать - окормлять, должен соблюдаться общецерковный или сугубый пост, устав, особые правила (см. ниже), движение - с молитвой и пешком.

Христос повелел: Идите ... и проповедуйте (Мк 16, 15). Главная задача крестного хода сродни апостольской - проповедь. Проповедь словом Божиим, молитвой, тщательно подобранной духовной литературой, проповедь личным примером, образом жизни, правдой. Комфортные полёты, плавание и езда по своей сути не есть крестный ход, их духовная польза значительно ниже.

Старец Паисий Святогорец говорил: "Нынешней ситуации можно противостоять только духовно, а не по-мирски... Мы должны с дерзновением исповедывать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно. А что невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна".

Известно, что молитва, подкреплённая телесным утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию - это очень сильное оружие в битве за веру и Россию. Тут каждый шаг - как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и всегдашней нашей просьбой помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием двунадесяти языков, с пьянством и безбожием некогда православной страны.

Создание крестного хода - это созидание на время особого рода православной церковной общины, монастыря "на ногах". Трудности выявляют и обостряют духовные немощи идущих, лечить их нужно вовремя, тут священник просто незаменим, и не один - батюшки тоже устают и болеют. Поиск духовников для крестного хода - отдельная, обязательная и очень важная задача. Под их началом необходимо выстроить правило и стараться его соблюдать: утренние и вечерние молитвы, молебны, панихиды. Чрезвычайно важным является научение всех правильному пению вслух Иисусовой молитвы во время движения. Где двое-трое во имя Божие - там Он посреди нас. Есть разные варианты такой молитвы, она была нам благословлена старцами, пустынниками и письменно - архиереями. Без молитвы крестный ход теряет свою силу. Запевы и распевы хороши при вхождении и исхождении из храма, но на марше должен быть боевой гимн воинства Христова и ничто другое так не подходит, как Иисусова молитва. Опытные ходоки могут научить, тут есть особенности - темп и длина шага, чтобы он был одинаково удобен братьям и сестрам, сильным и немощным, всем. На практике в некоторых епархиях местные священники пытаются воспрепятствовать такой молитве - Бог им судья. Во имя мира не надо конфликтов (и не только по этому вопросу), но при первой возможности снова нужно молиться вместе и вслух, бить врага главном оружием крестного хода - именем Божиим!

Само по себе ничего не бывает, всё нужно готовить. Ориентироваться только на карту нельзя - слишком мало информации и она не вся достоверна. Предполагаемый маршрут необходимо проехать и, бывает, не одиножды. График движения, переходов, стоянок, служб, входов и выходов из больших городов, должен быть заранее разработан организаторами и согласован с архиереями, благочинными, губернаторами, ГАИ, СМИ. Спортивные марш-броски и многотысячные расстояния хороши для немногих, у нас - другие задачи. Пять дней идём, молимся, на праздник - стоянка, служба, причастие, отдых, стирка, лечение, встречи, беседы. Длина переходов обычно от 25 до 40 км. Сильные могут идти и больше, и быстрее, но спасаться всем надо, и пожилым, и немощным. А те, кто покрепче, по прибытии могут помочь развернуть лагерь, истопить баню, помочь на кухне, поработать на послушаниях.

Пообщаться с местным населением тоже могут, но не все. Не многие будьте учителями , сказал апостол. Бич крестных ходов - самочиние, ревность не по-разуму, просто элементарное незнание, самодеятельность участников, вещающих как бы от имени крестного хода и не только местным бабушкам, но и разного рода СМИ, часто неправославным.

Для решения этих и других проблем, были разработаны и благословлены у архиереев несложные Правила крестного хода (см. ниже). Любой храм, приход, монастырь обязаны иметь и выполнять свой устав, а в нашем случае - правила, которые ограничивают своеволие начальников и анархию толпы, это основа дисциплины и ответственности, критерий правильности действий, условие помощи Божией. Приходят и уходят участники, руководители и священники, но выполнение задач, преемственность, должны соблюдаться неукоснительно. В крестном ходе руководитель и духовник решают все вопросы.

А их, встречающие и идущие, задают много: что происходит? с кем спасаться? что такое - покаяние? В общем, извечно русские вопросы "что делать" и "кто виноват". Мы попробовали их систематизировать, выделили главное, печатали и раздавали небольшой сборник "Русский крест". Возможно, скоро он будет дополнен и переиздан под названием "На крестном пути".

Как православная вера постигается делами веры, так и крестный ход - только изнутри, из опыта непосредственного участия. Значительная часть проблем - от отсутствия у организаторов и участников такого опыта или от их безответственности; от привнесения в Церковь мирского духа, привычек и страстей, а значит иных - коммерческих, тщеславных, политических - целей. Тогда идут "на авось", без священников, без исповеди и проповеди, без молитвы, не распространяют книги или торгуют всем и подороже. Случается курят, стыдно сказать, ругаются и пьют. Даже без благословений ходят. Тогда дух крестного хода истощается до противоположного и сеется дурная слава.

Поэтому важно, чтобы руководитель, священник, еще хотя бы несколько человек, были духовно зрелыми, опытными и добровольными единомышленниками. Все должны быть единомышленниками - во Христе, оставив хотя бы на время губительные привычки.

Старец Паисий как-то заметил: "Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать (или просто ходить - авт.). Если у проповедника нет личного опыта, то его проповедь не доходит до сердца, не изменяет людей. Православно думать - легко, но для того, чтобы православно жить, нужен труд". Нужен пост, молитва, смирение, исполнение заповедей и церковная жизнь, чтобы научиться правильно понимать и делать всякое Божье дело.

Нужен духовный труд, удивительным примером которого является настоящий крестный ход. В нём, как в жизни, важно всё. Верность Христу с малого начинается и "мелочами" доказывается (см. Лк 16, 10). Идут, в основном, простые, обычные наши соотечественники, те, кого, как и во все времена, земля кормит. Выходить надо, когда земля тёплая, люди смогли её обработать, засеять. Когда уже можно переночевать в палатках и в школах, где начинаются каникулы; когда легче накормить всегда непредсказуемое количество людей и искупаться в реке (если вечером не смыть пот, завтра он станет "наждачной бумагой"). Много всего надо продумать, если делать хорошо, каждый ход - разный, но во главу угла должна быть поставлена забота о человеке. "Не мучайте людей", - говорил о. Кирилл (Павлов).

Специальное планирование и проведение крестных ходов зимой, ранней весной, в Великий пост, особенно в Страстную седьмицу - не от большой любви к людям. В пост особые богослужения, холодно, трудностей и так хватает, куда-то ходить без большой нужды духовники не советуют.

Нам надо использовать любую возможность, которую даёт Господь, для свидетельства веры и своего спасения, но - по здравому рассуждению и силам. "Расположение к добру -... хорошо, но необходимо ещё духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало узколобие" (Старец Паисий).

Помимо крестных ходов, бывают также паломнические переходы, обычно по своей или в соседние епархии. Они проводятся несколько проще: благословения надо иметь, но не обязательно письменные, нет жесткого графика переходов, служб, не всегда есть священник. Но всегда есть старший, есть писаный и неписаный Устав, за пренебрежение которым нарушитель рискует остаться один в чистом поле.

В походах, на службах, дома, в келиях, мы молимся: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Нас всех - и тех, кто идёт, и тех, кто помогает, и тех, кто по какой-то причине не смог. На самом деле, вся наша православность измеряется тем, сколько мы можем отдать за другого человека своих сил, средств, времени, молитвы, здоровья, своей крови, самой жизни. "Молиться - кровь проливать", - говорил прп. Силуан Афонский. Говорил, наверное, о другом, но "попал" в крестный ход. Тут на молитве ноги стираются в кровь и не по разу - за себя и "за того парня". За всех.

Потому здесь всё - настоящее. Потому крестный ход, особенно в глубинке, воспринимается многими как образец, как кусочек истинного, почти идеального Православия - сердце не обманешь.

Дай Бог сил и спасения всем, кто ходил, кто идёт сейчас и будет идти.

Федор Тютчев написал, сам того не ведая, замечательные стихи про Крестный ход:
"Отягчённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя".

Пойдём и мы за Христом!

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КРЕСТНОГО ХОДА


Благословен грядый во имя Господне!

Крестный ход от начала и до конца - православная церковная служба, творимая каждым участником независимо от чина, должности или звания со вниманием, благоговением, тщанием и послушанием.

Руководитель (священник или мирянин) обеспечивает всю организацию и управление (регламент, финансирование, порядок и режим движения, питание, ночлег, охрану, распределение послушаний, прочие необходимые действия).

Из числа участвующих в Крестном ходе священников старший по чину или хиротонии, или, при необходимости, избранный участниками как духовник, организует должные богослужения и требы во взаимодействии со священнослужителями епархий, по которым проходит Крестный ход.

Все желающие участвуют с благословения своих духовников, настоятелей и духовника Крестного хода.

Крестный ход проводится во славу Божию, а не человеческую. Не благословляются политическая агитация, реклама партий, движений, союзов или их лидеров; не допускаются национальная исключительность, рознь и нетерпимость.

Крестный ход движется пешком. Впереди мужчины по очереди несут крест, хоругви и главную икону. Далее следуют священники, потом мужчины с прочими иконами, затем женщины, транспорт сопровождения. Постоянно в движении поется молитва: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас".

Все делается только с разрешения руководителя и по благословению духовника.

Участники, которые не могут идти или нарушают указанные правила, пост, "сухой закон", дисциплину, уклоняются от послушаний, курят, сквернословят - должны покинуть Крестный ход сами или по решению руководителя.

По окончании все организованно и, по возможности, за свой счет возвращаются домой.

БАРДИЖ Андрей Анатольевич ; адрес для писем: 142403 Московская обл., г.Ногинск-3, до востр. Бардиж А.А.

Новое на сайте

>

Самое популярное