Домой Розы Мимо острова Буяна…или реальные места, описанные в сказках Пушкина. Сказка о попе и о работнике его Балде — Пушкин А.С

Мимо острова Буяна…или реальные места, описанные в сказках Пушкина. Сказка о попе и о работнике его Балде — Пушкин А.С

Часть 3-я, заключительная (1-я часть – , 2-я – )

Всё-таки волнительное ощущение вызывает подход к земле после офшорного перехода. Волнительное не в плане “ах земля, наконец-то!”, а “Как бы не промахнуться мимо моря и не въехать прямиком в эту землю!”
Вроде на навигационном экране и курс проложен, и видно где какие острова, а всё равно мысль из подсознания – а вдруг пока я тут в море болтался, американцы GPS на пару миль сдвинули. Из вредности, ну или из разгильдяйства, опять же (хотя, за разгильдяйством – это лучше к нашим:)). И ведёт меня мой проложенный на электронной карте курс прямиком на скалистые берега вожделенного острова!

Ночные бдения

Вот и сижу глазею в темноту – когда же наконец маяк откроется. Не могли же одновременно и GPS и маяк сломать! А маяк всё не появляется и не появляется! В характеристиках огней написано, что с 12 миль видно его, а мы уже на 7 подошли, а он всё не светится…. И волна 4-5 метровая не способствует хорошему обзору. Когда лодка на гребне волны – в этот миг конечно должно хорошо всё обозреваться. Только в это время надо бы на палубе стоять и в подветренную сторону глядеть. А на палубе сыро и брызги, опять же. Поэтому я в рубке, на низком подветренном борту, на диванчике, силюсь через стекло в солёных разводах огонёк увидеть. Зато сухо и комфортно!

Меняем курс

Ну вот, в 6 милях от Алегранзы (это остров так называется), маяк наконец открылся. Сравнил пеленг на него с электронной картой – вроде похоже. Значит не успела Америка с GPS напортачить, пока я тут в море-окияне болтаюсь:).
После траверза острова увалились на 25 градусов. Наконец-то долгожданный бакштаг. Сразу американские горки галфвинда превратились в качели для барышень в парке у пруда. Появилась только бортовая качка, но она в сравнении с предыдущими двумя днями волны, приходящей под углом 90 градусов, просто цветочки! Ну и ветер уже до 25 узлов уменьшился.
Так глядишь, скоро настоящий яхтинг начнётся – девушки в бикини с шампанским на палубе возникать начнут в шезлонгах… Тьфу, как старпом с юнгами улетели, всякая ерунда в голову лезет. Как бы не огрести по приезду 😉 …

Утро

Утром, после рассвета, добавляю ещё немного парусов. Теперь генуя закручена до 3го рифа. За сутки прошли чуть больше 140 миль. По расчетам к вечеру должны добраться. Но расчеты – наши, а у Посейдона с Бореем могут быть свои планы, так что не загадываем…
После полудня до Гран Канарии остаётся около 40 миль. Встречные и попутные суда стали попадаться гораздо чаще. За час пару раз приходится расходиться с каким-нибудь танкером или сухогрузом. Ветер около 20 узлов, несём полную геную.

Гран Канария

Около 7 вечера добрались-таки до Гран Канарии. Пропустили пару кораблей, выходящих из грузового порта под руководством лоцманского судна, и занырнули в марину. До утра встали у понтона перед офисом. Утром нас уже определят на постоянное стояночное место.
Пройдено 343 морские мили за 60 часов. Двигатель проработал всего 2 часа – выйти и зайти в порт. Всё остальное под парусами, вернее под одной генуей разной степени зарифленности, в зависимости от силы ветра.
Всё описанное основано на реальных событиях, вымышленные персонажи отсутствуют. За время перехода никто из находящихся на территории не пострадал:).
(Из записок капитана)

Великое наследие русского народа, его предания. Слушая простую русскую сказку, мы нередко не понимаем, что в ней нам переданы в аллегоричных формах глубокие знания и исторические факты. Вспомните, хотя бы знаменитый остров Буян, о котором Арина Родионовна поведала Сашеньке Пушкину. Удивительно, но такой остров существовал и существует, по сей день. Это остров Руян, самый большой остров Германии. Еще его называют Роген. Помните полет князя Гвидона? «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана».
«Остров Буян в море-окияне – там, где Камень-Алатырь бел-горюч (горяч) лежит, Прадуб древний неохватен и могуч стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». Вот так описывает древний летописец, остров Руян, древнюю святыню славян-руссов.
Посмотри, читатель, насколько все на поверхности лежит и просится к размышлениям. Как не вспомнить пушкинское Лукоморье, где дуб зеленый и цепь златая на дубе том?
В восточнославянской мифологии Лукоморье - заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо -ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в зачинах народных загово;ров и молитв.
Иногда Лукоморьем называли древнее Северное царство, где люди впадают в зимнюю спячку, чтобы проснуться к возвращению весеннего Солнца - такая трактовка зафиксирована в исследованиях Н. М. Карамзина,А. Н. Афанасьева и А. А. Коринфского. Б. А. Успенский и В. Я. Пропп связывают Лукоморье с представлением об Островах Блаженных, описанных Ефросином в «Слове о рахманех и о предивном их житии».
Ну что же? Я почитал и Ефросина. Удивительная «рассеянность» ученых от истории, ищущих Лукоморье по всему миру и получающих на это огромные гранты. Летописец в простых и доходчивых выражениях описывает современный Руян, прямо указывая, на его местоположение в луке-заливе Балтийского моря. Желающие могут сами провести изыскания и убедиться, что рахманами автор называет славянских кудесников-волхвов, проживавших на этом острове на мысе Аркона.
Остров Рюген-Руян состоит из меловых пород, покрытых буйной растительностью. По легенде, чтобы подтвердить свой титул и право на власть, будущий король русов (хакан) должен был со стороны Варяжского моря подняться от подножия скалы к вершине. Священная белая скала «острова русов» как бы утверждала своим незыблемым величием сакральное право на власть. Память о «белом камне Алатыре» сохранилась в русской традиции именно с той поры. Северная оконечность острова Руяна (Буян русских сказок) далеко выдаётся в Балтийское море. А мыс с отвесными меловыми утёсами ещё в древнее время был назван Аркона. Это слово переводится, как «белая гора» (от инд-европ. ar, arya - «белый, благородный» и конъ - «гора», второй вариант – гора ариев.).
С Рюриком и другими варягами-русами часть традиций Арконского культа сохранилась в Восточной Руси (условное название, как и «Киевская Русь», сами русы называли свою землю – «Русь», «Русская земля»). Так, видимо с Арконы и шире, всех западнорусских земель, пришли такие образы, как: боевой богатырский конь белой масти в русских былинах и сказках, приносящий победу и удачу своему хозяину и одновременно обладающий свойствами оракула-пророка, дающих хозяину подсказки; упоминаемый в героическом эпосе богатырский «меч-кладенец»; магическая уздечка (коня Святовита); подкова на двери для отпугивания нечисти (условный символ белого коня Святовита); персонаж белого коня в обряде Коляды. Языком символов в цикле былин про «Илью Муромца» показана передача силы, меча русскому богатырю Илье Муромцу (Перуну) от Святогора (арконского Святовита) и т. д. Оттуда же пришёл бел-горюч Камень Алатырь, который регулярно вспоминается в славянских заговорах.
Вот так, читатель! Все лежит открыто, и совсем не требует академического образования. Просто достаточно немного подумать над тем, что тебе кажется знакомым и давно известным. А, еще слушать родной русский язык и зная его, понимать названия мировых исторических мест. Тогда Неаполь, станет родным Новгородом, Берлин станет простой славянской берлогой (Бер-медведь, лин –лог), Шотландия – землей скота, а Уэллс – бог Велес.
История руссов безбожно переврана и сделано это специально, нашими холопами – европейскими народами, вышедшими из повиновения Великой империи Руссов, Руси-Орды, Великой Тартарии.
Запомни читатель, славяне, древнейший народ на планете Земля. И тому есть подтверждения исторических авторов.
Папский аббат Мавро Орбини написал «Историографию» в 1601 году. Вот небольшой отрывок из неё: «Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями...».
В Москве в Исторической библиотеке в отделе редких книг хранятся шесть экземпляров книги, изданной в С.-Петербурге в 1722 г. Орбини Мавро (Мауро) «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского. Собрана из многих книг исторических, через господина Мароурбина Архимандрита Рагужского. Переведена с итальянского на российский язык и напечатана в Санкт-Петербургской Типографии, 1722, августа в 20 день».
Мавро Орбини, итальянца, да к тому же говорящего о русских ровно 400 лет тому назад в предвзятости не обвинишь и потому его слова, особенно что «Русский народ является самым древним на Земле народом, от которого произошли все остальные народы», мы должны выбить золотом на самом видном месте.
Европейцы, как люди «особо культурные», наверняка об этом знают или, по крайней мере, наслышаны. Сознание того, что они вторичны по отношению к русским, не дает им покоя, мучаясь в комплексах неполноценности, они не только уничтожают информацию, но ещё и поучают.
Запад в течение многих веков вёл информационную войну против России и масса очень важных русских исторических документов осели в Ватикане. Книга была переведена на русский в 1722 году, а дальше не издавалась не случайно. Ведь история в 1-2 века в те времена была еще не забыта, и о силе славянского оружия многие монархи еще помнили. Кроме того, Петербургской Академии Наук тогда еще не существовало, и норманнская теория, которую нам всучили немецкие историки, в России не доминировала. Позже эту книгу в России уже не издавали. Историографическая война ведется давно. Основная мысль Орбини в начале книги звучит так: «одни воевали, а другие писали историю».
Ватикан уничтожал или прятал сочинения тех самых авторов, на которых ссылался Орбини, потому его обзор для нас как бы повисает в воздухе: мы таких авторов не знаем. Зато Мавро Орбини показал нам наглядно примеры уничтожение исторических источников (эта история во многом повторила деятельность фарисеев, по уничтожению исторических источников, опровергающих «истины торы и талмуда»).
О том, что Россия существовала еще в античное время, ни у кого из историков начала XVII века сомнений не было. Однако в течение этого века Россию убрали не только из античной историографии, но и из историографии медиевистской, в последнем случае на 4 века раннего Средневековья. В этом смысле Мавро Орбини показывает нам европейское понимание истории начала XVII века.
Сенсационность возникла не оттого, что Орбини был новатором, а, напротив, оттого, что он успел опереться на сочинения тех авторов, которые до нас не дошли. Он как бы на миг остановил размывание истории.
Очевидно, что с XII века происходит культурный разрыв между славянскими странами Западной Европы, а также Киевской, Владимирской и Московской Русью. Отсюда и проистекает наша неосведомлённость о славянских авторах Европы и их незнание наших летописцев. Притом, что римские и византийские историки были известны обеим сторонам. Такова начальная фаза информационной войны, применение принципа «разделяй и властвуй».
Неужели, ты славянин, до сих пор не понял, что подло обманут во всем: в своем месте на планете, в религии, в историческом предназначении, в жизненных силах, а главное в своей исторической памяти?
Открой книги и загляни в справочники, поинтересуйся персонажами русских сказок, пойми былины и прислушайся к русским песням. Неужели тебя не тянет к своим истокам испить от них правды и мудрости своих предков? Неужели, не видишь ты в своей жене, не поденщицу, а мать русского народа, берегиню твоего очага и доброе начало человеческого рода? Проснись воин и зодчий, славный ученый и благородный поэт! Поднимись Великий Народ и узри Правду о себе.
Ты не раб Божий, а любимое чадо Его!

Мимо острова Буяна…или реальные места, описанные в сказках Пушкина

Наверное все помнят со школьных времен строчки из стихотворения Пушкина:
«У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том….»
Так вот, сказочное Лукоморье, это не выдуманное место, а вполне себе реальное, было позаимствовано Пушкиным из фольклора восточных славян. Это территория, прилегающая к восточному берегу Обской губы, в районе современной Томской области. И вопреки детской песне со словами «Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути», изображено на многих старинных западноевропейских картах.


Вообще же «лукоморье» в старославянском языке означает «изгиб морского берега», и в древнерусских летописях этот топоним упоминается не на Крайнем Севере, а в районе Азовского и Черного морей и низовьев Днепра. Летописное Лукоморье - одно из мест обитания половцев, которые иногда так и назывались - «лукоморцы». Например, в связке с этими областями Лукоморье упоминается в «Слове о полку Игореве». В «Задонщине» в Лукоморье отступают остатки армии Мамая после поражения в Куликовской битве.
Сказочный Буян также стал широко известен благодаря Пушкину: на острове Буяне хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям, и растет волшебный дуб (Мировое древо). Многие народные заговоры и заклинания начинались со слов: «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Священный камень алатырь в славянской мифологии обозначал центр мира.
Реальный Буян - немецкий остров Рюген на Балтике. В древности на острове жило западнославянское племя руянов, и в их честь остров назывался Руян. На острове находилась Аркона - главное языческое святилище балтийских славян. В последующие века в славянском фольклоре название трансформировалось в Буян.


Вообще, Пушкин очень много интересного описывал в своих произведениях. Ученые, философы, историки и психологи старательно изучают их, и находят множество интересных фактов и открытий. Особенный интерес вызывает сказка о Царе Салтане, поскольку в ней связь с историческим островом Руян просматривается на каждой странице. Так дорога к острову: «Мимо острова Буяна к царству славного Салтана», это не что иное, как знаменитый путь «из варяг в греки» и дальше на восток к Византии, находившейся к моменту захвата острова датчанами под властью турецкого султана.

Так и тридцать три богатыря являются калькой с трехсот воинов храма Свентовита, охранявших остров от врагов, даже тот факт, что тридцать три богатыря являются братьями подчеркивает, связь воинства и братства храма Свентовита на Руяне.

Позднее, традиция по охране города именно тремстами воинами была перенесена в Великий Новгород, в котором верховная власть принадлежала не вечу, как это принято думать, а именно высшему совету из трехсот воинов, которым подчинялся посадник, князь и епископ. Они принимали все важнейшие решения в Новгородской республике, и только потом они выносились на утверждение вечем.

Откуда происходит "руские" слова: буян, буйный, буянить? В легендах, на этот остров ссылали людей которые совершали проступки или которых одолевали негативные мысли и эмоции. Оказывается этот остров о котором писал Пушкин, реально существует.

В Балтийском море, на территории нынешней объединенной Германии, есть довольно большой остров, называемый по немецки Рюген, а по славянски - Руян или Буян. Именно об этом легендарном острове писал А.С.Пушкин: «Мимо острова Буяна, в царство славного Сатана». Остров Рюген можно найти в любом географическом атласе; почему же он вдруг стал легендой?

Во времена юности Пушкина в народе ходило множество сказок, в которых невероятным образом переплетались западноевропейский эпос, библейские сюжеты, арабские сказки и реальные исторические события. Славяне заселили Рюген во втором или третьем веках нашей эры. На северо-восточной оконечности острова, на высокой скале, был построен город-крепость Аркона, который просуществовал до 1168 года, несмотря на все попытки крестоносцев уничтожить его. На территории крепости находился великолепный языческий храм бога Световита (Свантевита, Светобога). Сохранилось описание внешнего вида храма, а во время археологических раскопок на материке были найдены небольшие скульптуры самого божества. Световита изображали в виде мужчины с четырьмя лицами (одно - на уровне груди). Кстати, в этом образе не было ничего устрашающего, что делало бы его похожим на дракона с несколькими головами.

Ежегодно храмовый комплекс посещали тысячи паломников, это вызывало вполне понятную ярость воинствующих христиан. Последние несколько десятилетий существования Арконы стали началом конца: к тому времени крепость была заселена морскими пиратами, которые успешно грабили проходящие мимо суда немцев, шведов и датчан. В свободное от грабежей время пираты ремонтировали храм и предавались нехитрым увеселениям; крепость была почти неприступна со стороны моря, поэтому просуществовала дольше других языческих поселений. В 1168 году правнук Владимира Мономаха, король Вальдемар Первый Датский, разгромил и разрушил до основания крепость Аркона, насильственно окрестив местных жителей. Вскоре после этого произошло нечто странное, выходящее за грань реального: скалистая часть острова постепенно погрузилась под воду, скрыв развалины крепости. Местные жители до сих пор уверены, что туманными ночами город-призрак появляется на прежнем месте во всей своей первозданной красе.

Это была лишь одна из легенд острова Рюген. В русских сказаниях упоминается некий Алатырь-камень, который находится (или находился) на легендарном острове, и его, камень, будто бы охраняла огненная змея Гарафена. Сей загадочный предмет, если к нему прикоснуться ладонями, возвращал людям молодость и здоровье. В этой сказке есть доля истины: прежде чем храм Световита был разрушен, местные жители успели вынести и спрятать каменный алтарь, который стал объектом тайного паломничества славян-язычников. Возможно, древний алтарь сохранился до наших дней, пополнив чью-то частную коллекцию. Но что же представляла собой огненная змея Гарафена? Явление огненной змеи могло быть ловким трюком, устроенным жрецами храма, а что если это - реальное физическое явление? Дело в том, что прямо под островом, под толщей осадочных пород, находится разлом, стык между тектоническими плитами, а такие разломы могут приводить к самым неожиданным природным аномалиям. Например, сильная ионизация воздуха над местом разлома вполне способна порождать светящийся призрак города и все, что подскажет людям их разбуженное воображение.
У бывшей ГДР не было средств на археологические раскопки, однако в настоящее время на острове Рюген ведутся соответствующие исследования. Теперь уже трудно рассчитывать, что ученых ждут сенсационные находки: время и бесчисленные мародеры сделали свое черное дело, да и эпоха уже совсем другая, а прежних кумиров сменили новые.

Часть четвертая

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Их и кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы конями,

Всё донскими жеребцами,

А теперь нам вышел срок -

И лежит нам путь далек:

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана...»

Говорит им князь тогда:

«Добрый путь вам, господа,

По морю по Окияну

К славному царю Салтану;

Да скажите: князь Гвидон

Шлет царю-де свой поклон».

Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.

К морю князь - а лебедь там

Уж гуляет по волнам.

Молит князь: душа-де просит,

Так и тянет и уносит...

Вот опять она его

Вмиг обрызгала всего:

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль - и в щель залез.

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана -

И желанная страна

Вот уж издали видна;

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец

Полетел наш удалец.

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой

Около царя сидят,

Злыми жабами глядят.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо,

И какое в свете чудо?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной -

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско честь;

Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Девки сыплют изумруд

В кладовые, да под спуд;

Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты;

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе поклон».

Царь Салтан дивится чуду.

«Если только жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить.

Усмехнувшись исподтиха,

Говорит царю ткачиха:

«Что тут дивного? ну, вот!

Белка камушки грызет,

Мечет золото и в груды

Загребает изумруды;

Этим нас не удивишь,

Правду ль, нет ли говоришь.

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!»

Гости умные молчат,

Спорить с нею не хотят.

Диву царь Салтан дивится,

А Гвидон-то злится, злится...

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» и тут же окривела;

Все кричат: «Лови, лови,

Да дави ее, дави...

Вот ужо! постой немножко,

Погоди...» А князь в окошко,

Да спокойно в свой удел

Через море прилетел.

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь - поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» -

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает -

Диво б дивное хотел

Перенесть я в мой удел».

«А какое ж это диво?»

Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Князю лебедь отвечает:

«Вот что, князь, тебя смущает?

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай».

Князь пошел, забывши горе,

Сел на башню, и на море

Стал глядеть он; море вдруг

Всколыхалося вокруг,

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

С башни князь Гвидон сбегает,

Дорогих гостей встречает;

Второпях народ бежит;

Дядька князю говорит:

«Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.

Мы отныне ежеденно

Вместе будем непременно

У высоких стен твоих

Выходить из вод морских,

Так увидимся мы вскоре,

А теперь пора нам в море;

Тяжек воздух нам земли».

Все потом домой ушли.

Новое на сайте

>

Самое популярное