Домой Розы Предмет и специфика социальной философии. Шпаргалка: Предмет социальной философии

Предмет и специфика социальной философии. Шпаргалка: Предмет социальной философии

Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.

Предмет социальной философии — общество в философском подходе. Социальная философия — это раздел, часть философии, и поэтому все характерные черты философского знания присущи и социальной философии.

В социально-философском знании такими общими характерными чертами являются понятия: бытия; сознания; системы; развития; истины и др.

В социальной философии имеются те же основные функции, что и в философии:

— мировоззренческие;

— методологические.

Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые изучают общество:

— социологией;

— политэкономией;

— политологией;

— юриспруденцией;

— культурологией;

— искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками.

Социальной философии помогает развивать свои понятия, разрабатывать глубже свой предмет исследования комплекс наук о природе: биология; физика; география; космология и др.

Социальная философия — это своеобразная область знания (в рамках философии), имеющая самостоятельную логику философских размышлений и специфическую историю развития своих понятий, принципов и законов.

При изучении социальной философии необходимо знать по крайней мере две узкие и непродуктивные в целом стратегии исследования:

1) натуралистскую, которая стремится редуцировать общество к биологическим проблемам;

2) социологизаторскую, которая абсолютизирует социологические факторы в их развитии и в детерминированности сущности человека. Философские объяснения социальной философии, ее задач и предмета останавливаются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни человека.

В социальной философии имеются разные точки зрения почти на каждую проблему и разные подходы к ним.

Самые распространенные подходы: цивилизаци-онный; формационный.

Философия является комплексным видом познания, способы его установки: объективный способ, объективность, которая характеризует науку; субъективный способ, субъективность, которая характеризует искусство; способ общительности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; созерцательность мистического свойства (или «контемплативный способ мышления»). Философское знание является комплексным, интегральным видом знания, оно бывает: естественно-научное; идеологическое; гуманитарное; художественное; трансцендирующее постижение (религия, мистика); обыденное, повседневное.

Основная задача науки об обществе, а именно — социальной философии — заключается в том:

— чтобы понять лучшую для данной эпохи систему общественного устройства;

— чтобы побудить управляемых и правящих понять ее;

— чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию;

— чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую с помощью материалов, которые собрали ученые-специалисты в каждой отдельной области.

Выяснение особенностей социальной философии как специальной отрасли философского знания
очевидным образом опирается на определенное понимание предмета и задач философии в целом. Наше
изложение проблем и методов социальной философии исходит из общего понимания философии как
такого знания, предметом которого является «истина, т. е. то, что есть, бытие»1
. С таким пониманием
задач социальной философии согласуется признание необходимости учета в ее построениях результатов
исследований специальных научных дисциплин, обращенных к различным сторонам жизнедеятельности
человека, — прежде всего таких, как науки о поведении, социология и история. Выступая по отношению
к этим последним как общая методология, социальная философия, в свою очередь, только тогда может
рассчитывать на прочность и достоверность своих положений, когда они представляют собой
корректные обобщения, согласуемые с данными специальных научных исследований. Одна из важнейших особенностей социальной философии связана с тем, что она изучает явления и
процессы, существенно связанные с действиями мыслящих существ — людей. Стало быть, никакое объяснение наблюдаемых в этой сфере событий не может быть достаточным без учета особенностей мотивации человеческого поведения. Данное
положение в той или иной форме разделяет большинство философов и ученых, обращавшихся к
изучению социальных процессов. Они справедливо полагали, что одной из первейших задач социальной
философии является разрешение далеко не тривиального вопроса о принципах и способах учета этой
важнейшей отличительной особенности социальных процессов и вытекающих отсюда методов
интерпретации и объяснения наблюдаемых явлений.

Проблемы социальной философии могут быть разделены на три группы: во-первых, это вопросы
качественного своеобразия социокультурного мира, взятого в соотношении с миром природным; во-
вторых, это изучение принципов структурной организации социальных образований (человеческих
обществ) и установление источников наблюдаемой в истории изменчивости форм этой организации; в-
третьих, это вопрос о наличии закономерностей в историческом процессе и тесно связанный с ним поиск
объективных оснований типологии человеческих обществ.

Общество - особая система объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. С фил точки зрения это обогатившаяся от природы часть материального мира, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д.

Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: 1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. 2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. 3. ценностная — аксиологическая его сторона (от греч. axios — ценный), играющая важную роль в понимании специфики соц.познания, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

Предмет, проблемы и специфика социальной философии. Методы исследования. Социальный детерминизм. Сферы общественной жизни. Общественные законы и общественные отношения. Модели социальной реальности. Типология общества. Социальная динамика. Общество как исторический процесс. Типы социальных теорий. Социальные общности.

Предмет и проблемы социальной философии (СФ). Социальная философияобласть философии, которая постигает всеобщее через изучение наиболее общих закономерностей, тенденций развития и функционирование общества, т.е. (общества, истории, человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий) или иначе – через общество нам по-иному открывается универсум в целом. Социальное бытие – это бытие отношений между людьми, соотнесенность поведения людей по смыслу.

Зачем необходимо и как возможно осмысление социума ? В каждом из нас присутствует одновременно и индивидуальное (уникальное) и общественное (общее с другими). Только через общество человек становится человеком, личностью, т.к. человечность возникает в отношениях между индивидами, в общении, поэтому открытие и осознание социального аспекта является очень важным. Это возможно только: 1) в коммуникации с Другими и 2) овладев культурой сознания , т.е. научившись самостоятельно пользоваться своим разумом и отдавать себе отчет (рефлектировать) в предпосылках и основах своих суждений и оценок той или иной общественной ситуации на основе таких понятий (категорий) как «общественное бытие», «общественные отношения» и т.д. Иначе человек не обретает подлинную свободу взглядов и осмысляет и оценивает общество так, как того хочет государственная власть, а не он сам.

Предметом исследования социальной философии является:

      общество в целом, условия и факторы развития общественного (коллективного) бытия.

      общефилософские методы, применяемые к постижению общества, т.е. само социоморфное видение всеобщего как один из типов видения мира в целом.

Основную проблему социальной философии составляет вопрос о том, что есть общество, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития, открывающиеся по-разному в зависимости от метода исследования.

Специфика социальной философии, различение наук. Общество является объектом исследования многих дисциплин: экономики, политологии, общественной истории, социологии. Разница состоит в том, что именно (предмет) и как (метод) изучается в социуме. Например, экономика исследует закономерности развития производственных отношений, правоведение – закономерностей функционирования права, политология - политических отношений, социология – исследует общество в целом, но не в ценностном аспекте.

Особенности социальной философии:

    Нормативность (или аксиологичность – т.е. ценностность) – социальная философия исследует, проясняет, переводит в слова, культивирует нормы, ценности, идеалы . В этом состоит и главное отличие от социологии , которая исследует то что есть, факты (констатирует наличие общественного института как данности) , а социальная философия говорит и о том, как должно быть , осмысляет эти факты еще и с точки зрения системы ценностей, норм (решаем вопрос о том, обращен ли данный институт к человеку, развитию его сущностных сил или, наоборот, направлен против общества людей ).

    Диалектичность (или антитетичность) – социальная философия предполагает формулировку не только тезиса (некоего положительного утверждения), но и антитезиса (утверждения прямо противоположного тезису), благодаря которой может ставить и не обязательно окончательно решать предельные вопросы общественного бытия и сознания.

Структура социальной философии :

- теоретический уровень : рефлексия социального (описания, прояснения соц. стихии, создание утопий и антиутопий),

- практический уровень (творческое конструирование социальных моделей)

- нормативный уровень (исследование норм и систем ценностей).

Итак, в социальной философии общество является и предметом и средством познания. В этом познании социальная философия, рефлексируя и диалектически сочетая с себе вектора предельных противоположностей (тезис-антитезис) ставит и пытается решить вопросы как существующей социальной реальности, так и должного, ценностно-значимого общественного бытия.

Методы исследования. Исследование общества выстраивается на основе проекции и установлении связи между различными представлениями о социальной реальности и самой реальностью , т.е. между умозрительной системой категорий («общественное бытие», «общественное сознание» и др.) и данной реальностью 41 . В диалоге тезиса и антитезиса реализуется социальное философствование. Диалектичность обнаруживается в трех моментах: 1) два подхода у социуму (трансцендентальная и диалогическая философия), 2) эмоциональное и рациональное понимание, 3) гуманитарный и естественнонаучный подходы.

1. Диалогическое и трансцендентальное видение социума . Трансцендентальное видение социума исходит из противопоставления субъекта и объекта познания (см. Р.Декарт ), причем субъект первичен, он предстает как исходный пункт бытия, отправная точка размышлений, а отношения, в которые он вступает с другими индивидами, - вторичны. И тогда объектом социально-философского познания выступает общество, а субъектом - человек, который целенаправленно отображает в своем сознании (чувствах и мыслях) объективно существующую реальность общественного бытия.

Диалогическое видение восходит к И.Г. Гаману, В. Гумбольдту и Ф.Х. Якоби, в антропологическом плане его развивал Л.Фейербах (человек является собой только в единстве с людьми), продолжали Г. Коген, Г. Марсель, М.Хайдеггер (бытие-с-другими как базовый способ человеческого бытия), К. Ясперс (коммуникация как важнейший посредник и свидетельство о бытии), в диалектической теологии Э. Левинас и М. Бубер. Диалогическая философия исходит из конкретного человеческого бытия и понимания мира, как целостного единства , а не из противопоставлений. Предполагается, что существует некий исходный континуум, который и порождает из себя отдельных индивидов, каждый из которых исходно не знает сам себя в качестве субъекта, субъект не соотносится в миром и не объективирует другие субъекты. Человек здесь воспринимает себя в первую очередь в отношениях с Ты (исходно с абсолютным Ты – Богом), поэтому мир человека – общий мир человеческого совместного бытия, осуществляющийся в совместном между собой говорении, в диалоге, в языке.

2. Эмоциональное и рациональное познание. Эмоциональное познание (интуиция) базируется на образной (картинка, изображение) форме, транслируемой через живопись, кино, телевидение, музыку и восходят к архаическим структурам коллективной души. Исследователь должен не только уметь увидеть, описать различные формы социальной реальности (страх, тревога за будущее, юмор, страдания), но и быть сопереживающим (эмпатийным), сострадающим. Без эмоционального познания была бы невозможна нормативность социальной философии и мудрость как таковая. Исторически культура эмоционального понимания тесно связана с традициями антисциентизма: экзистенциализма, герменевтики, немецкого романтизма .

Рациональное познание (теория) включает: познаваемость, обосновываемость, последовательность, ясность, ориентацию на наиболее предпочтительные нормы. Оно позволяет моделировать социальные процессы и рассматривать сам социум как модель, с помощью которой можно понять мир. Т.о. социальное познание может сочетать различные формы постижения действительности: и эмоциональный и рациональный и потому иметь и научный (теоретическое воспроизведение объекта в логике понятий), и вненаучный характер (практически-обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, магическое знание).

3. Естественнонаучный и гуманитарный подходы . Социально-философский метод представляет собой взаимодействие естественно-научного и гуманитарного подходов к социуму. Естественнонаучный подход исследует общество как мир необходимости , состоящий из реальных людей, оперирующих материальными предметами, техникой, вступающими в материальные отношения. Исследование направлено здесь на повторяющееся, постоянное и основным методом является объяснение. Теоретики этого подхода, который М. Вебер назвал «расколдовывание мира», близки к философии позитивизма, и в конечном счете он приводит к нигилизму и осмыслению общества в понятиях науки – как социальной синергетики.

Гуманитарный подход исследует социум как мир свободы , где люди наделенные свободой воли, в своей деятельности основываются не только на потребностях, но и на ценностях. Этот подход нацелен на уникальное, неповторимое и использует метод понимания.

В зависимости от того или иного подхода формируются и различные модели общества. Исследование общества с помощью естественно-научного подхода (номотетического) формируются натуралистическая и деятельностная модели, а с помощью гуманитарного (идиографического) – реалистическая и феноменологическая.

Процедура типологизации . Типологизация социальных явлений . В форме типологии (классификации) выражается порядок многого как онтологической данности СФ. Представляя себе Другого как тип , мы подводим его под категорию, видим обобщенно, идентифицируем как «русского» или «финна». Также происходит и самоидентификация с социальным классом, группой – «я вхожу в рабочий класс» или «я отношусь к хиппи».

Макса Вебер предложил теорию идеального типа как модель для объяснения социальных фактов и их осмысления, понять «интерес эпохи». Не имея возможности обнаружить рациональность самого мира (см….), мы можем наложить на мир наши рациональные формы мышления и т.о. получить\сконструировать идеальные типы . Природа идеального типа нормативна, он не отражает то что есть, а предписывает то, что должно быть . Например, «немцам присуща точность и аккуратность…» - это конструкция исторической индивидуальности немцев. Это не означает, что абсолютно все немцы точны и аккуратны. И с другой стороны эта сконструированная реальность оказывает нормативирующее воздействие на реального немца – он стремится соответствовать образу точного и аккуратного человека.

Общество как целостная система. Понятие «общество» имеет множество значений (общество филателистов, попасть в дурное общество, философское общество, акционерное общество).

В данном случае под обществом понимается совокупность совместно живущих и взаимодействующих друг с другом людей, объединенных общностью производственного способа жизни, качественно отличающего их от всех остальных существ живой природы. Второе, более узкое значение термина «общество» – отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития.

Отвечая на вопрос о том, самостоятельно ли существует общество или общество всего лишь производное от существования составляющих его индивидов, можно выделить два направления. Представители первого направления (социологический номинализм ) М. Вебер, Н.И. Кареев полагают, что общество – это простая совокупность, сумма индивидов. Они не признают ни классов, ни общества как целого. Второе направлени е (социологический реализм ) понимает общество как целостное качественно новое образование, развивающееся по собственным, только ему присущим законам. К нему относятся Аристотель, Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер . В поиске действительной объективной основы общества нередко прибегали к аналогии между обществом и животным организмом, а иногда и к стремлению уподобить общество биологическому организму. Так сформировалось т.н. органическое направление, где общество – это социоисторический организм или «социор».

Социор как живой организм локализован во времени и пространстве и проходит ряд стадий зарождения, развития и заката, он также может «соединяться» с другими социорами и образовывать социорную систему (французское, английское, польское общества образуют западноевропейское общество) или наоборот единый социоисторический организм может распасться на множество самостоятельных социоров. Каждый социор составляют люди, подчиненные одной публичной власти, поэтому в классовом обществе социорные границы часто совпадают с государственными границами.

Социально-исторические организмы могут быть подразделены на типы по разным признакам, носящим содержательный характер: по социально-экономическому строю (рабовладельческие, феодальные и т.п. общества ), доминирующей сфере экономики (аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества ), форме правления (монархии и республики ), политическому режиму (авторитарные и демократические общества ), господствующей конфессии (христианские, исламские, языческие страны) и т.п.

Социальный детерминизм. Одной из задач социальной философии является исследование детерминизма общественных явлений и движущих сил общественно-исторического процесса. Во-первых, потому что общество и историю, в каком-то смысле, создают сами люди и им необходимо знать, что можно изменить, а что нет. Во-вторых, чтобы раскрыть внутреннюю логику исторического процесса, законы его развития и функционирования.

Различают следующие виды детерминизма :

Географический детерминизм рассматривает вопрос о влиянии географической среды на общественно-политические процессы был поставлен еще античными авторами – Гиппократом, Геродотом, Полибием. Как направление географизм возник в начале XVIII в. в трудах Ш. Монтескье, а продолжили его в XIX в. Г.Бокль, Э.Рекю и др. Этот подход был альтернативным теологическому и социально-идеалистическому объяснению общественных явлений. Теперь история объяснялась не вмешательством Бога и не как случайное стечение обстоятельств, а через материальный фактор. В 30-е гг. ХХ века в Германии возникла школа геополитики. Она оправдывала агрессивную политику Германии (завязывание Мировых войн) стесненными географическими условиями. Л.И. Мечников и Э. Реклю ввели термин «географическая среда» как часть природы, с которой данное общество взаимодействует, она включает 1) естественные средства существования – играли главную роль в доиндустриальный период развития цивилизации (климат, плодородие почв, размеры и равнинность территорий, обилие рыбы, животных, растений) и 2) естественные средства производства - в индустриальный и постиндустриальный период (судоходность рек, наличие лесов, угля, нефти, других полезных ископаемых). Географическая среда влияет на: 1. общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия), размещение и развитие различных отраслей производства 2. производительность труда (погодно-климатичнкие условия определяют результат труда – виноделие) 3. развитие способностей человека (неблагоприятность суровой и однообразной среды) 4. темпы развития данного общества в целом (рост темпов развития Англии в связи с открытием Америки и морского пути вокруг Африки) 5. развитие производственных отношений (у восточных народов земледелие – дело общин, правительства, поэтому они не пришли к частной собственности на землю) 6. возникновение и развитие государства, религии, искусства (разный ритм, напевность в песни разных народов) 7. соц.-психологический облик и настрой общества (разные природные ресурсы стимулируют разные качества – бережливость или расточительность).

Демографический детерминизм – направление, абсолютизирующее роль количества и качества народонаселения в жизни общества. Одним из типичных примеров является мальтузианство (Мальтус Т.Р .) – социально-экономическое учение, основу которого составляет модель избыточного населения, препятствующего повышению уровня жизни, поскольку согласно этой модели производство средств жизни растет в арифметической прогрессии, а численность народонаселения – в геометрической.

Экономический детерминизм (К. Маркс ) – рассматривает производственные отношения в качестве главного фактора общественного развития.

Технологический детерминизм (О. Тоффлер ) - полагает технику и технологию в качестве фундамента целостности общества и главного фактора его развития.

Сферы общественной жизни. В обществе как целостной системе условно выделяют следующие четыр е диалектически взаимосвязанные между собой сферы:

материально-производственную или экономическую (сфера производства, потребления, обмена и распределения),

- социальную (этнические общности людей - род, племя, народ, нация и т.д., различные классы - рабы, рабовладельцы, крестьяне, буржуазия, пролетариат и др.),

- политическую (властные структуры - государство, политические организации, партии и движения и т.д.).

- духовную (философские, религиозные, научные, политические и др. воззрения людей).

Общественные законы и общественные отношения . Социальная реальность – это не мир идей, не мир вещей, а мир отношений. Общество – это качественно новое образование, в котором все элементы связаны между собой и постоянно взаимодействуют. Общественные отношения складываются в процессе совместной жизнедеятельности людей исходя из их потребностей и интересов. Различают материальные и духовные общественные отношения.

Материальные или производственные отношения – отношения, которые складываются в обществе по поводу материальных благ. Они включают в себя:

- производство, т.е. создание предметов соответствующих потребностям (чем выше уровень разделения труда, тем выше уровень производства, тем больше предметов потребеления производится),

- распределение согласно общественным законам (распределение орудий производства, распределение людей по различным отраслям производства, распределение произведенной продукции),

- обмен, т.е. распределение согласно индивидуальным потребностям (деятельностью и способностями индивидов, готовой продукцией),

- потребление т.е. удовлетворение потребностей : производительное (материал для изготовления продукции, орудия труда, жизненные силы человека) и индивидуальное (потребление материальных благ),

- отношения собственности т.е. присвоение индивидом предметов потребления (формы собственности: личная, частная, государственная, общественная). Именно частная собственность порождает столкновения, коллизии в обществе, т.к. владельцы частной собственности эксплуатируют (присваивают себе) чужой труд и тем самым еще больше увеличивают свою собственность.

Духовные отношения – определяются (детерминируются) материальными отношениями, и потому это вторичный уровень общественных отношений. Включают в себя: политические, нравственные, религиозные, правовые отношения.

Объективные, необходимые, внутренние, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения социальной действительности составляют общественные законы . В процессе своей жизнедеятельности общество вынуждено подчиняться этим законам, независимо от того, осознает оно их или нет. В отличие от природных законов, законы общества – это законы сознательной деятельности людей, а не стихийных сил и потому эти законы-тенденции , показывающие направленность развития, они не абсолютны. В этом плане некоторые философы даже вообще не признают никаких общественных законов.

Общественные законы в зависимости от продолжительности их существования и диапазона действия делятся на:

- всеобщие (действуют и в природной и в социальной действительности),

- общие (действуют на протяжении всего исторического движения, например, закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил),

- частные (действуют на протяжении нескольких общественных формаций, например, закон борьбы)

- специфические (свойственны одной формации, например, производство относительного перенаселения).

Т.о. социальная реальность включает в себя :

1. систему общественных отношений, возникающую в процессе разделения труда, сласти, собственности,

2. безличные роли и статусы, фиксирующие место индивидов в таких отношениях

3. системные совокупности ролей, образующие социальные институты

4. надиндивидуальные стереотипы культуры – шаблоны мышления, чувств

Модели социальной реальности. Типология общества. Важной задачей с.ф. является построение системно-структурной модели общества вообще, в которой будут сведены воедино универсальные признаки общественной организации, не зависящие от исторических форм существования социума.

Выделяют всего четыре модели социальной реальности. Первые две из них субстанциалистические: натуралистическая - объясняет социум "снизу", из природы, реалистическая (или идеалистическая ) - объясняет социум "сверху", из Абсолюта, Бога. Две другие антисубстанциалистические, т.е. объясняют социум из него самого, а не из "земли" и не из "неба": деятельностная (например, материалистическая, имеющая марксистскую форму, или культурологическая и т.п.) и феноменологическая .

Реалистическая (идеалистическая) модель сложилась уже в средневековье (Аврелия Августина). Натуралистическая и деятельностная модели - это продукты новоевропейской цивилизации, испытавшие сильное воздействие галилеевской науки. Наконец, феноменологическая модель - порождение новейшего времени, продукт кризиса новоевропейской цивилизации.

Натуралистическая модель исходит из предпосылки, что человечество - это рядовой биологический вид среди других биологических видов (см. Ч.Дарвин и дарвинизм), хотя оно и приспособливается к среде особым образом, с помощью культуры, традиций, этических норм. Культура не противостоит, а всего лишь завершает природное в человеке. Одним из вариантов этой модели является социобилогия. Натуралистическая модель характеризует взгляды Ш.Монтескье, Л.И.Мечникова, концепции Л.Н.Гумилева, С.М.Широкогорова. На натуралистической модели базируется и геополитика : национальная судьба определяется борьбой за жизненное пространство, борьбой за ресурсы.

Идеалистическая или Реалистическая модель реализм» в средневековом смысле слова).Эта модель предполагает, что "истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу" и объясняет социум, обнаруживая в нем высшее духовное начало. Реалистическая модель строится на базе вертикальной устремленности к Абсолюту, к Богу. Каждый человек соединяет эти два мира, поскольку он принадлежит к обществу. С одной стороны, он подчинен закону причинности, с другой - он свободен и в этом смысле не подчиняется закону причинности.

Деятельностная модель предполагает, что именно человеческая деятельность создает новую реальность, специфическую, принципиально не-природную и сверх-природную. Постулируется, что источник общественных изменений в самом обществе, т.е. люди в процессе своей общественной жизни сами создают основы для ее изменения. Впервые заговорил об этом Дж.Вико, утверждая, что люди сами делают свою историю. В развитом виде деятельностные модели социальной реальности появляются в середине XIX веке. Деятельностные модели, как правило, техноморфны. Люди строят социум как мегамашину, которая, раз возникнув, начинает определять их дальнейшую активность, как материальную, так и духовную. Разновидностью деятельностной модели социальной реальности является марксизм (см. исторический материализм).

Феноменологическая модель отказывается от допущения какой-либо субстанции в общественной жизни. Ее представители считают, что нет никакого заранее заданного основания, которое бы определяло социум, которое было бы неизменно, всегда равно самому себе. Во всяком случае, нам о таком основании ничего не известно. Поэтому мы должны воздержаться от суждения на этот счет. Представители: Альфред Шютц, последовательно применивший к социальной сфере феноменологические методы, развивая вышеприведенную мысль, говорит не только о том, что вне признания нет социального мира, но и о том, что социальный мир это мир множества реальностей.

Социальная динамика. Общество как исторический процесс. Социальная динамика рассматривает общество как саморазвивающуюся систему, способную сохранять свою идентичность, изменяя свои качественные состояния. Возможные источники социальных изменений выделяют следующие: 1) в сфере духа (например, согласно М.Веберу капиталистическая экономика – это результат изменения религиозно-этических установок или, по П.Сорокину – философских воззрений на мир),

2) в матерериальной сфере (согласно К.Марксу самовозрастание человеческих потребностей и противоречие между производственными силами и производственными отношениями).

Здесь же встает проблема философии истории: проблема типологизации исторически конкретных форм общественной организации. Типологизация может основываться на 1. факторах культуры (Сорокин), 2. производственно-технологических (У. Ростоу, Д.Белл) или экономических факторах (Маркс).

Общество как исторический процесс. История описывает уникальные события происходящие в жизни тех или иных народов, а философия истории ищет общие закономерности соц развития в пройденном историческом пути человечечства\этносов. Социальная философия стремится увидеть и скрытую логику движений человеческого духа, которые проявляются в событиях мировой истории, цели и смыслы исторического существования. Чтобы сложилась целостная картина социально-исторической реальности, исследуются результаты работы историка и социолога , а также познавательные процедуры, посредством которых добываются эти результаты, т.к. то, что мы видим в истории, зависит от горизонта нашего восприятия социально-исторических явлений, от того как мы смотрим.

Различают несколько видов понимания всемирной истории :

Социальная философия – «философия общественного бытия человека». Предметом социальной философии является общество как целостная социальная система, также законы функционирования и развития общества.

Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.

Выделяют несколько основных функции социальной философии: 1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т. д. 2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом. 3. С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук. 4. Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества. Указанные функции социальной философии проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дисциплина мышления, делающая его строго логическим и четким, что является показателем культуры мышления. В заключение отметим, что все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и теоретическую функции. Только через их целостное единство проявляется специфика и сущность социально-философского знания.

Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект. Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой - это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания. К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т. д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор. Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 22. Предмет и функции социальной философии. Специфика философского познания социальной действительности.:

  1. Сущность, специфика, предмет, структура и функ­ции философии
  2. Предмет и круг проблем современной истории и философии науки.

Прежде чем определить предмет социальной философии, Укажем на основные значения понятия “социальное”. В совре­менной философско-социологической литературе данное по­нятие употребляется в узком и широком смыслах.

В узком смысле “социальное” обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содер­жание так называемой социальной сферы жизни общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей. Эти проблемы касаются социаль­но положения людей, их места в системе общественного разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Все эти проблемы внутри социальной сферы решаются на почве складывающихся здесь специфических социальных от­ношений, понимаемых также в узком смысле. Их специфичес­кое содержание определяется содержанием указанных про­блем, по поводу которых они возникают. Этим они отличаются скажем, от экономических, политических, нравственных, пра­вовых и других общественных отношений.

В широком смысле понятие “социальное” употребляется в значении “общественное”, как синоним данного понятия, со­впадая с ним по объему и содержанию. В этом случае понятие “социальное” (“общественное”) обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе. Другими сло­вами, оно обозначает специфику общественного по отношению к природному, естественному, биологическому. В широком смысле понятие “социальное” употребляется также как проти­воположное индивидуальному. В этом случае оно обозначает то, что относится к социальным группам или же ко всему обще­ству в отличие от того, что касается индивидуальных качеств отдельного человека.

В социальной философии понятие “социальное” употребля­ется как в широком, так и в узком смысле. Другими словами, оно может касаться всех происходящих в обществе процессов, в том числе и в его социальной сфере, но может касаться только тех, которые относятся собственно к данной сфере и выражают ее специфику. Сама же социальная сфера рассматривается в ее взаимодействиях с другими сферами общественной жизни в рамках единого общества.

Предметом социальной философии является общество, взя­тое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная со­циальная система, а также законы функционирования и раз­вития общества. Это значит, что социальная философия рас­сматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфи­ческие особенности, скажем, экономических, политических или же духовных явлений - это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общества та роль, которую они играют в его существовании и развитии.


Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения нахо­дятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъ­ективных сторон, закономерности его развития.

Внимание социальной философии не могут не занимать практическая деятельность людей и их общественные отноше­ния. Ведь именно в процессе своей практической деятельнос­ти - производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической - люди производят необходимые для своего существования матери­альные и духовные блага, преобразуют природу, создают необ­ходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производствен­ных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности об­разуют структуру общества. Ведь общество - это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-фи­лософских теорий, которых мы еще коснемся. В рамках обще­ственных отношений людей реализуются все виды их практи­ческой деятельности, создаются государственные, экономи­ческие, нравственные и прочие социальные институты, разви­ваются все стороны культуры общества.

Таким образом, различные виды деятельности людей и их общественных отношений составляют основное содержание общественной жизни и определяют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии.

Социальная философия исследует как объективные, так и Объективные стороны деятельности и общественных отноше­ний людей. Она исследует объективные побудительные силы деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их Знанию мотивы и цели деятельности. Все эти явления взаимосвязаны между собой и находятся в диалектическом взаимодействии.

1. Предмет социальной философии

В качестве объекта социально-философского анализа выступает общество - локальное или человечество. Общество является объектом анализа разных наук: истории, социологии, философии истории, социальной философии и др. Но каждая из них имеет свой предмет исследования, т.е. свой аспект в изучении общества, а значит, общие и специфические методы социального познания.

Предметом социальной философии является отношение между обществом людей и общественным человеком. В этом отношении общество выступает в качестве общественного бытия, а человек в форме общественного сознания. Последнее означает, что общественный человек - это люди, объединенные в род, этнос, народ, цивилизацию и т.п., а не индивид. При таком подходе общество, его познание и общественное сознание, а также общественная практика приобретают очевидную специфику по сравнению с другими науками и формами мировоззрения, изучающими общество. Таким образом, социальная философия - это составная часть философии, изучающая взаимоотношение между обществом и человеком в форме взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

Предметом социальной философии являются отношения между общественным человеком, с одной стороны, и социальными институтами, общественными сферами, общественными формациями, общественными цивилизациями и т.п. - с другой. Сущностью общественного человека в этом случае выступает общественное сознание и общественная практика, которые осуществляются в перечисленных общественных формах. В этой связи уместно подчеркнуть, что социальная философия изучает не общественное бытие и общественное сознание в их раздельности, а процесс их функционирования и развития в различных общественных формах (институтах, сферах, формациях и т.п.). Поэтому важной проблемой социальной философии является изучение общества как целостной природно-социальной системы, важнейшими элементами которой являются общественное бытие и общественное сознание человека.

В силу сложности изучаемого объекта в истории социальной философии возникло несколько направлений анализа: исторический идеализм, исторический материализм, исторический реализм. Они по-разному решают проблему взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания и другие смежные проблемы. Все эти направления равноценны с точки зрения общественной истинности, т.е. являются гипотезами, имеющими свою познавательную ценность в разных обществах и в разные исторические периоды. Например, исторический материализм господствовал в социалистических обществах, а исторический идеализм в буржуазных. Сейчас и человечество, и социальная философия поднимаются на новую ступень социального познания.

Важной проблемой социальной философии является изучение форм связи между основными сферами общественного организма, т.е. изучение способов интеграции элементов общественного бытия. Такими формами интеграции являются формации обществ (общественные формации), выступающие своеобразными метасистемами. Мы выделяем три типа таких метасистем: политические, экономические, смешанные. Им соответствуют и такие же общества. В рамках этих формаций обществ возникают соответствующие им формы общественного сознания, в которых познается экономическое, политическое, смешанное бытие.

2. Функции социальной философии.

Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях.

Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них.

1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.

2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.

3. методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.

4. прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

Указанные функции социальной философии проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дисциплина мышления, делающая его строго логическим и четким, что является показателем культуры мышления.

В заключение отметим, что все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и теоретическую функции. Только через их целостное единство проявляется специфика и сущность социальнофилософского знания.

3. Общество как предмет философского анализа.

Задача социальной философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека.

Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.

Социальные философы постоянно размышляют над проблемой связи человека и общества. Существует два подхода к этой проблеме - объективистский и субъективистский. Объективизм отличается детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему нужны. Учение известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) может служить примером такого понимания взаимосвязи человека и общества.

Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и действий, которые имеют коллективную природу и обладают таким признаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллективное сознание, общественное мнение направляют поведение индивида, который не может произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Он не волен выбрать свой язык или отказаться от существующей денежной системы. Индивид вынужден подчиняться коллективному сознанию. Дюркгейм обращал внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его объективным проявлениям в различных памятниках культуры: по кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т.п. Субъективистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на понимании общества как суммы автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального действия. Социальное действие - это действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое имеет общественную реакцию, т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию других. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.

Социальная структура общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному. Два основных подхода к ее пониманию: 1) объективистский (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский (А. Шюц, Дж. Мид и другие), сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов (13), рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению - это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

Попытка "примирения" этих противоположных точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.

Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры - социальная дифференциация общества - нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения (4.2). Поэтому социальная дифференциация - это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

Причины социальной дифференциации общества в разных социологических перспективах также трактуются по-разному. По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.

Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям: 1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К. Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция); 2) по социально-историческому типу (М. Вебер, П. Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

4. Суть теории стратификации Питерима Сорокина

Введение

П.А.Сорокин - крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал, лежащий в основе современной науки об обществе.

Элементы общества

· живые человеческие индивиды-субъекты деятельности,

· объект социальной деятельности. - Вещи, “орудия”, Символы, знаки.

“Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге”, выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, Власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение данного явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала.

Экономическая стратификация

Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй - к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении - уменьшении высоты экономической пирамиды.

Политическая стратификация

Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.

Высота пирамиды политической стратификации изменяется о страны к стране, от одного периода к другому.

Профессиональная стратификация

Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации.

Теория социальной мобильности

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, каналы социальной мобильности. важнейшие из них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

5. Карл Генрих Маркс

(1818—1883) — один из самых великих умов в истории духовной культуры человечества. Выскажем лишь некоторые соображения об особенностях этой философии в контексте общего процесса философского развития XIX в.

Прежде всего становление социальной философии К. Маркса — это формирование материалистической философии, исторического материализма. В этом, конечно, ее принципиальная новизна и ценность. В социальной философии К. Маркса произошел окончательный разрыв с политико-центристской тенденцией, существовавшей прежде. Общество предстало как специфически сложное, многослойное образование, основу которого составляют общественное производство, ряд специальных объективных структур. Законы общества определены как объективные, а само развитие общества — как естественно-исторический процесс.

С точки зрения формы выражения социальная философия К. Маркса имеет ряд особенностей. Совершенно бесспорно, что социально-философская концепция К. Маркса, несмотря на свою органическую близость с общефилософскими идеями, имеет четко выраженное содержание. Пожалуй, наиболее концентрированно представлена ее, так сказать, внешнеконституционная часть в известном Предисловии к «К критике политической экономии» (1859). Вместе с тем если сопоставлять наследие Гегеля и Маркса, то нельзя не заметить, что социально-философские идеи К. Маркса менее эксплицированы, выявлены, теоретически оформлены. Во всяком случае, у К. Маркса нет таких законченных социально-философских трудов, как, скажем, «Философия права». Одной из особенностей социально-философского наследия К. Маркса является то, что его идеи зачастую «живут» в своеобразном преломленном виде, опосредуясь в контексте иного анализа, развиваясь не на чисто философской почве.

Определение труда вообще. Труд представляет собой сложное, многокачественное, многоуровневое явление. Естественно, и анализировать его можно с самых различных позиций. К. Маркс, исследуя труд как комплексное социальное явление, выделял его всеобщие характеристики, которые выражаются им в понятиях «труд вообще», «абстрактный труд». Он справедливо показал, что без такого исследования невозможно глубоко раскрыть и социально-специфические черты труда, его конкретно-исторические особенности. Нелишне к этому добавить, что абстрактный труд вообще имеет и исторически конкретные основания в обществе, когда труд в рамках товарного производства приобрел всеобщую, обезличенно-абстрактную форму.

6. Социальный Детерминизм

Важнейшей характеристикой С.Д. является причинно-следственная связь, однако к последней не сводятся все формы детерминации (обусловленности). Среди них следует назвать связи случайные и необходимые, возможные и действительные, прямые и косвенные и т.д. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития. Он имеет две основные формы: во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, во-вторых, понятие "С.Д." относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному субъекту, а классу объектов в целом. Из существовавших в истории социологической мысли представлений о связи социальных явлений можно выделить:

1) механистический С.Д., который предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей, сведение социального целого к его элементам, отказ от включения случайности в цепь причинно-следственных отношений и приводил к отрицанию свободы воли и фатализму (признанию неотвратимой предопределенности событий);

2) статистический С.Д., делавший упор на значении случайности в социальных процессах и выявлении причин на основе фиксации статистических распределений;

3) системный С.Д., подчеркивавший целостность социальных структур, детерминацию социальной системой своих элементов и др. В.А. Балцевич

7. Экономический детерминизм

Теория, согласно которой экономический базис общества детерминирует все др. стороны его жизни. Такой теории придерживался, напр., К. Маркс, социальную философию которого можно определить как соединение линейно-стадиального подхода к истории с Э.д. История проходит, по Марксу, ряд ступеней (общественно-экономических формаций), своеобразие каждой из которых определяется экономической структурой общества, совокупностью производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Переход к следующей, более высокой ступени вызывается тем, что постоянно растущим производительным силам становится тесно в рамках старых производственных отношений. Экономическая структура есть тот реальный базис, на котором воздвигается и с изменением которого меняется юридическая и политическая надстройка.

Под влиянием критики Маркс попытался несколько смягчить положение об однонаправленном характере воздействия экономического базиса на идеологическую надстройку (науку, искусство, право, политику и т.п.) и учесть обратное воздействие надстройки на базис.

8. Биологический детерминизм

Биологическое направление в социологии; тенденция использовать понятия и принципы биологии для описания и объяснения социальных явлений.

9. Технологический Детерминизм

представление, по которому уровень развития техники определяет тип общества, его социальную структуру, уровень потребления и т. д.

10. Типология обществ

Метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

10.1 Вико

Итальянский философ, основатель философии, истории и психологии народов, Д. В. ввел в историю компаративный метод и считал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох:

Век богов - характеризуется отсутствием государства, символическим фиксированием представлением людей о себе, своем обществе и мире в теогонических мифах, в которых доминировали религиозные структуры в управление социокультурными процессами.

Век героев - отмечена господством аристократического государства и символизацией социокультурных представлений в формах героического эпоса.

Век людей - демократическая республика или монархия и историческая форма осмысления социокультурных процессов.

Век богов характеризуют нравы, окрашенные благочестием и религией; Век героев — нравы гневливые и щепетильные; Век людей — услужливые, руководимые чувством гражданского долга. Соответственно, в Век богов право базируется на представлении, что всем управляет Бог; в Век героев — на силе, не сдерживаемой ни моралью, ни религией; в Век людей в основе права лежат установки человеческого разума.

После завершения третьей стадии наступает постепенный распад данного общества. Эта теория эпох (стадий) изложена в работе "Основания новой науки об общей природе нации",

Идеи Вико оказали большое влияние на последующие представления об истории и культуре. Они явились одной из первых попыток увидеть порядок и последовательность в кажущемся хаосе исторических событий. Вико считал открытые им законы развития общества провиденциальными. Их познание и постижение смысла истории вообще становилось как бы проникновением в замыслы Бога. Мысль о возможности такого проникновения - ведущая мысль для мировоззрения Нового времени.

10.2 Жан Антуан Никола Кондорсе

Основываясь на работах своих предшественников, Ж. Кондорсе дает свою собственную периодизацию всемирной истории. Он выделяет в ней девять эпох. Эта периодизация была не самой удачной, ибо выделение эпох производилось по разными признакам. Поэтому она никем принята не была. Но дело не в конкретной картине развития. Труд Ж. Кондорсе интересен тем, что весь пронизан верой в безграничный прогресс человечества.

Как отмечает сам автор, цель его работы состоит в том, чтобы «показать путем рассуждений фактами, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, имеют своей границей только длительность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять...». В будущем ему рисуется «картина человеческого рода, освобожденного от всех его цепей, избавленного от власти случая, как и от господства врагов его прогресса и шествующего шагом твердым и верным по пути истины, добродетели и счастья...».

10.3 Историко - формационнмй подход Гегеля: концепция духовных формаций

С позиций всемирно-исторического процесса развития духа свободы и его объективации в различных формах государства проблему типологии государств трактовал Гегель. «Всемирная история, — писал он, — есть необходимое только из понятия свободы духа, развитие моментов разума и тем самым самосознания и свободы духа — истолкование и осуществление всеобщего духа». Формами такого осуществления мирового духа, по Гегелю, являются «четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское». Эти царства, согласно Гегелю, представляют собой объективно-исторические формации (формообразования) мирового духа, т.е. развития идей разума и свободы во всемирной истории.

Со сменой этих всемирно-исторических царств (формаций мирового духа) происходит и смена соответствующих форм государства: восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам — демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству — монархия Нового времени с представительной системой (свобода всех). «Восток, — писал Гегель, — знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Под «германским миром» Гегель при этом имел в виду страны северо-западной Европы, а под монархией — конституционную монархию с системой представительства и разделением властей.

Таким образом, гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смене во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств, миров), представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы (формы) государства — теократия, демократия или аристократия, конституционная монархия.

10.4 Хантингтон

Главная идея книги достаточно проста - она является полемичной по отношению к тезису Фукуямы о «конце истории», а также по отношению к западоцентристским концепциям, прежде всего ратующим за утверждение в мире глобальных (т.е. западных) ценностей демократии и либерализма. Одним из тех с кем спорит автор, является …С.Хантингтон, автор книги «Третья волна демократизации в современном мире», вышедшей в 1999 году.

Идея «Столкновения цивилизаций» заключается в том, что конфликты современности не завершены и не исчерпаны, а переместились в плоскость противостояния цивилизаций.

Прежде всего, Хантингтона интересует Западная цивилизация, ей он отводит основную роль, как в противостоянии остальному миру, так и в нахождении возможностей выхода из кризиса. Процитируем автора: «Запал - единственная из цивилизаций, которая оказала огромный и временами разрушающий эффект на все остальные цивилизации. Следовательно, взаимоотношения между властью и культурой Запада и властью и культурами других цивилизаций - вот наиболее всеобъемлющая характеристика мира цивилизаций»

Хантингтон дает рекомендации, обращенные, прежде всего к американскому правительству или, шире, к руководителям стран Запада. По его мнению, необходимо утверждать на Западе, прежде всего в Америке, - западную культурную идентичность, противостоя таким образом "внутреннему" мультикультурализму. Ибо последний уже начал нивелировать Запад, как уникальную цивилизацию с лишь ей одной присущими чертами: господством закона, разделением духовной и светской власти, социальным плюрализмом, индивидуализмом, многообразием языков, наследием античности. Зато во внешней политике Хантингтон выступает за отказ от всякого культурного, цивилизационного, политического экспансионизма по отношению к не-Западным цивилизациям: «Будущность США и Запада зависит от американцев, которые вновь подтверждают свою приверженность западной цивилизации. Внутри страны это означает отказ от сеющих распри, чарующих призывов к мультикультурности. На международном уровне это означает отказ от расплывчатых и иллюзорных призывов отождествить США с Азией”

Что же в таком мире может связывать цивилизации? По мнению автора, цивилизации, должны «держаться вместе”, иначе существует возможность не устоять поодиночке против варварства, представленного мафией, преступностью, наркотизацией.

11. Социальное время - пространство

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

11.2 Время, Социальное

Время, характеризующееся и кодируемое в соответствии со значимыми событиями в определенном обществе или культуре. Понятия астрономического времени или часового времени не всегда представляются в этой форме субъективного времени; системой отсчета становятся социальные явления, и, следовательно, такие понятия, как "до" или "после", регистрируются относительно, но таких понятий, как "за какое время до" (или "через какое время после"), не может быть. Шкалы социального времени могут сильно различаться в разных культурах.

11.1 Пространство

В современном мире человечество имеет единое социальное пространство. Все страны и народы так или иначе сотрудничают в области экономики, политики и культуры. Существуют различные международные организации, призванные разрабатывать соответствующие мероприятия по проведению международных форумов, совещаний, спортивных соревнований и т.д. Организация Объединенных Наций, созданная после окончания Второй мировой войны для решения спорных вопросов мирными политическими средствами, включает в свои ряды почти все государства мира. Она представляет собой уникальное политическое образование, которое занимается всеми проблемами, касающимися всех народов и государств. Благодаря современному транспорту в считанные часы можно пересечь океаны и континенты, познакомиться с культурой, традициями и обычаями народов, что позволяет очень быстро освоить мировые духовные ценности. Нынешние средства массовой информации дают небывалую возможность увидеть и услышать происходящее в любой точке земного шара. Влияние масс-медиа чрезвычайно велико. Они формируют планетарное мышление, остро и живо реагирующее на все происходящее в мире. В свое время Ясперс, размышляя над будущим мировой истории, отмечал, что единое историческое пространство должно привести к глобальному единству. "Мотивы на пути к глобальному единству - это, с одной стороны, свойственная нашему времени, как и всякому другому, воля к власти, не знающей покоя, пока ей не подчинится все; с другой - нависшее над всей планетой бедствие, требующее немедленной договоренности великих держав, которые перед огромной грозящей всем опасностью не решаются в отдельности применить силу, а над обоими этими мотивами возвышается идея солидарного в своих стремлениях человечества" . Из глобального единства, считает Ясперс, может возникнуть либо мировая империя, либо мировой порядок. В первом случае будет установлена деспотическая власть, базирующаяся только на насилии и подчиняющая себе всех из единого центра. Она будет формировать конформистское сознание и будет подавлять всякую свободную духовную деятельность. Во втором случае речь идет о мирном демократическом сообществе, находящемся в состоянии постоянного изменения и совершенствования. Этот "мировой порядок являет собой единство без единой власти, за исключением тех случаев, когда она утверждается по договоренности и в силу общего решения. Установленный порядок может быть изменен только законодательным путем на основе новых постановлений. Стороны сообща подчинились этой процедуре и постановлениям большинства, гарантировали общие всем права, которые защищают существующее в каждый данный момент меньшинство и остаются основой человеческого существования в его движении и самокоррегировании" . В мировом порядке нет больше чуждых сил, варварских народов и строго охраняемых государственных границ. Все государства и народы стремятся к тому, чтобы был мир, чтобы не нарушались права и суверенитет государства.

Нельзя не согласиться с немецким мыслителем в том, что становление глобального единства - процесс сложный и трудный. Имея единое социальное пространство, человечество стремится к тому, чтобы иметь также единое экономическое и политическое пространство. Но это движение к мировому порядку сложно и противоречиво. Дело в том, что становление единого экономического пространства требует более или менее одинакового уровня развития экономики всех стран, так как именно такой уровень позволит поддерживать нормальные, на основе взаимной выгоды торговые отношения. Об этом свидетельствует экономическое сотрудничество развитых стран, между которыми бывают и столкновения и разногласия на экономической почве, но тем не менее в результате нормальных коммерческих связей выигрывают все стороны.

12. Особенности современного общества

Наблюдается кризис и в социальной сфере. Много пишут о том, что якобы в современных развитых странах роль стабилизирующего фактора играет средний класс. Причем главным критерием отнесения того или иного индивида к такому классу объявляется уровень доходов. Но этот показатель не может быть главным критерием по той простой причине, что он не учитывает сложившиеся стандарты жизни, традиции, обычаи, профессию и т.д. Возьмем, например, профессора и мелкого служащего, имеющие одинаковые доходы. Можно ли на этом основании отнести их к одному и тому же среднему классу? Нет, конечно. Дело в том, что профессор, кроме удовлетворения материальных потребностей, должен по определению удовлетворять и свои духовные потребности. Поэтому ему требуется более высокий уровень доходов, чем мелкому служащему. Не следует забывать, что потребности людей постоянно растут. А уровень доходов нередко остается одним и тем же. Следовательно, меняется положение представителей среднего класса. Конечно, в целом в развитых странах жизненный уровень улучшается, но тем не менее, факты свидетельствуют о том, что миллионы людей вынуждены влачить жалкое существование. Продолжается эксплуатация человека человеком. Одни все больше и больше богатеют, а другие все больше и больше беднеют.

Современное общество не избавилось от тех негативных черт, о которых еще писали Маркс и Дюркгейм. Напротив, люди все больше и больше отчуждаются друг от друга. Индивидуализм и эгоизм, особенно среди молодежи, нередко доминируют в социальных отношениях. Проституция, наркомания, СПИД и другие пороки овладели миллионами людей. Современная цивилизация никому не дает уверенности в том, что он будет себя чувствовать комфортно или, по крайней мере, более или менее удобно в кругу себе подобных. У людей все чаще и чаще проявляется аномия, то есть безразличие, апатия, неуважение существующих ценностей и т.д.

К социальной сфере относятся и межэтнические отношения. Казалось бы, в современную эпоху, когда мировая цивилизация достигла огромных успехов, когда сформировалось единое политическое и историческое пространство, а также планетарное мышление, всякого рода национальные конфликты должны были уйти в прошлое. Но этого не случилось. Напротив, межэтнические противоречия во многих странах нередко приводят к военным действиям. Такое положение наблюдается не только на территории бывшего СССР, но и в других регионах мира, в том числе в развитых странах. Это говорит о том, что причины межэтнических конфликтов следует искать не только в экономических, но и в других явлениях, в частности в стремлении иметь самостоятельное государственное образование. В этой связи нельзя не вспомнить Гегеля, писавшего, что «народ как государство есть дух в своей субстанциальной разумности и непосредственной действительности, поэтому он есть абсолютная власть на земле; следовательно, каждое государство обладает суверенной самостоятельностью по отношению к другому». Народ без государственного образования не есть политический народ. Поэтому народу очень важно иметь свое собственное политическое образование. Именно в его рамках он может самостоятельно развивать свою культуру, свои традиции и обычаи, вести международные дела, короче, быть суверенным политическим субъектом.

Новое на сайте

>

Самое популярное