Домой Розы Упражнения по развитию памяти у взрослых. Как развить память и внимание. Тренировка памяти и внимания у взрослых

Упражнения по развитию памяти у взрослых. Как развить память и внимание. Тренировка памяти и внимания у взрослых

Прекрасная память - ценнейший инструмент жизнедеятельности человека в любом его возрасте, но в большинстве случаев, ценить этот инструмент люди начинают лишь тогда, когда возникает острое понимание того, насколько важна хорошая память и как сильно портят жизнь забывчивость и рассеянность. С возрастом любые тренировки становятся сложнее.

Так, для того чтобы без особого труда удавалось запоминать любую информацию, детям необходима заинтересованность, подросткам - высокий уровень мотивации, взрослым людям - регулярные тренировки. И вместе с тем постоянные тренировки этого психического процесса влекут за собой и поддержание активности мозга, а, значит, полноценную жизнь взрослого человека на всем её протяжении.

Виды памяти

Психологи классифицируют память следующим типам:

  1. Зрительный тип . В случае преобладания этого типа полученную информацию человек лучше запомнит, если у него будет возможность увидеть событие своими глазами или прочитать информацию в каком-либо источнике.
  2. Слуховой тип . При преобладании слухового типа человеку бывает достаточно услышать один раз, и он уже будет способен даже спустя какое-то время воспроизводить услышанную информацию. Так, людям с более развитым слуховым типом памяти, для лучшего запоминания текстов, рекомендуется проговаривать их вслух.
  3. Двигательный (моторный, тактильный) тип предполагает способность человека «автоматически» запоминать все часто осуществляемые действия. Например, при уверенном вождении автомобиля с механической коробкой передач работает именно этот вид памяти, точно так же, как и в случае с навыками написания текста. В случае преобладания двигательного типа индивиду необходимы ассоциации с двигательной физической активностью. Так, например, прекрасно владея «слепым» методом печати, человеку с двигательным типом памяти достаточно сложно воспроизвести на бумаге всю последовательность расположения букв на клавиатуре, до тех пор, пока он не начнёт с помощью движения рук вспоминать о том, где какая буква расположена.
  4. Смешанный тип . В этом случае, отсутствует единственный приоритетный способ запоминания, но активно используются два типа или (что случается значительно реже) способности к запоминанию распределяются равномерно по всем типам памяти.

Кроме этого, выделяют кратковременный и долговременный виды памяти.

Кратковременный тип возникает в результате реакции на происходящие события и способна храниться в голове не дольше 3 месяцев. На этом этапе происходит анализ полученных данных и на уровне работы нейронов головного мозга принимается решение о том, нужно или нет «переносить» данные сведения в долгосрочный тип. Благодаря этому свойству, человеческий мозг не переполняется неактуальной информацией.

Долговременный тип обеспечивает сохранность информации в течение длительного времени, часто на протяжении всей жизни. Вся имеющаяся информация в долговременной памяти может воспроизводиться неограниченное количество раз. Этот тип памяти позволяет в нужный момент времени вспомнить необходимую информацию и применить имеющиеся сведения в жизни.

У каждого человека преимущественный тип памяти зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей. Этот параметр считается врождённым и не меняется в течение жизни. И точно зная о том, какой из типов памяти наиболее развит, можно не только с большим успехом запоминать полученную информацию и пользоваться ей в профессиональной или повседневной деятельности, но и развить способности к запоминанию, и тренировать память в более «слабых» местах.

Приёмы тренировки памяти

Существует огромное количество методов и способов тренировки памяти. Суть любого из методов заключается в возможности переноса получаемой информации в долговременную память, для дальнейшего использования этой информации при необходимости. Практически все упражнения предназначены для тренировки того типа памяти, который развит у конкретного человека в наименьшей степени. Наиболее распространённые методики тренировки памяти можно классифицировать следующим образом.

  • Метод взаимосвязи внимания и впечатления . Здесь имеется в виду, что наилучшим образом запоминается те сведения, которые интересны человеку и на чём он сконцентрирован больше всего. Таким образом, для того чтобы научиться лучше запоминать какую-либо информацию, важно освоить способ концентрации на ней и научиться получать эмоциональную отдачу. Например, чтобы запомнить все нудные правила дорожного движения, нужно чётко определить для себя пользу от полученных знаний и для окраски эмоционального фона можно добавить элемент игры или азарта. Скажем, чем быстрее и точнее будут выучены правила, тем быстрее можно будет сдать экзамен в ГАИ, получить водительское удостоверение и наконец-то, сесть за руль автомобиля.
  • Метод использования ассоциаций . Ассоциации позволяют сконструировать воображаемую связь между сведениями, уже имеющимися в долгосрочной памяти и информацией, которую необходимо запомнить. Использование этого метода позволяет запоминать больший объем данных за меньшее количество времени. Так, для успешного запоминания нового материала необходимо найти соответствующие яркие ассоциации, способные помочь воспроизвести усвоенный материал. Главное правило этого метода - ассоциация должна быть необычной, понятной, лёгкой для запоминания и воспроизведения.
  • Метод структурирования . Прекрасный способ для целенаправленного запоминания. Он заключается в разделении информации на тематические блоки, основанные на логике и ассоциативном мышлении. Основное правило метода структурирования заключается в необходимости создания удобной и логичной структуры изучаемой информации. Здесь выделяют следующие способы структурирования:

  1. Способ римской комнаты (цепочка Цицерона). Суть метода заключается в мысленном расположении запоминаемых объектов в хорошо знакомом помещении в строго зафиксированном порядке. Для последующего воспроизведения информации необходимо вспомнить помещение и «что где лежит».
  2. Способ ментальных карт Бьезена (диаграмма связей, ассоциативная карта, майндмэппинг) - использование блок-схем для изображения структуры запоминаемого материала.
  • Метод повторения - самый простой и привычный метод тренировки. Для того чтобы информация надолго сохранилась в памяти взрослого человека, необходимо время от времени возвращаться к когда-то выученному материалу. И чем свежее изученная информация, тем чаще необходимы повторения для наилучшего запоминания. В дальнейшем просто необходимо периодически «освежать» когда-то усвоенную информацию. Этот нехитрый приём позволяет не только закрепить в голове полученные знания, но и развить функцию памяти.
  • Мнемотехника или использование совокупности перечисленных выше методов для запоминания определённых типов сведений. Под определёнными типами сведений в этом случае понимается объединение информации в условные группы, например, «имена и лица», «цифры и числа», «иностранные слова» и т. д. Основными инструментами мнемотехники считается использование свободных ассоциаций и условного кодирования.

Так, например, чтобы выучить новые иностранные слова, можно использовать метод ассоциаций или созвучия с русскими словами и, безусловно, метод повторения.

Замечено, что очищение ума, улучшает, как память, так и когнитивные способности в целом . Используйте самую быструю для этой цели систему – .

Тренировка памяти в повседневной жизни

  1. Рекомендация о ежедневном чтении и извлечении из этого занятия новой для себя информации была, есть и будет актуальной во все времена.
  2. Пересказывайте прочитанные книги - не только способ мотивировать ближайшее окружение к прочтению, но и прекрасное упражнение для тренировки слухового типа памяти.
  3. Один из лучших «бытовых» приёмов развить способность к запоминанию - изучение иностранного языка, новых иностранных слов, пословиц, устоявшихся выражений.
  4. То же самое можно сказать о ежедневном разучивании новых стихов и песен.
  5. Очень эффективно для ежедневной тренировки памяти упражнение по запоминанию телефонных номеров, номеров проезжающих мимо машин и т. д.
  6. Это же относится и к запоминанию точных дат дней рождения родственников, друзей, коллег и т. д.
  7. Отправляясь в магазин, список необходимых покупок можно держать в голове, безусловно, храня «в рукаве» заранее подготовленную шпаргалку.
  8. Возвращаясь из магазина, полезно вспоминать все совершённые покупки и их стоимость.
  9. Отправляясь спать, полезно вспомнить и «прокрутить» в голове в мельчайших деталях события прошедшего дня, вплоть до того, из каких продуктов состояло сегодняшнее меню в течение дня.

Англичанин Доминик О`Брайан, обладает невероятной способностью. Победитель Чемпионата мира по памяти 1994 года, способен за час выучить более 300 иностранных слов, а спустя несколько дней, говорить на новом языке. При этом, О`Брайану запрещено появляться во всех казино мира, уникально развитая память, помогает считывать оставшиеся в колоде карты и срывать огромный денежный куш.

Приведённые в данной статье методы и техники рассчитаны главным образом на взрослого человека, лично заинтересованного в улучшении качества своей памяти. В случае необходимости развития памяти у детей, психологи и педагоги рекомендуют проводить занятия в форме игр. К счастью, сегодня достаточно информации о развитии любых детских способностей, в том числе и о совершенствовании памяти.

Но независимо от возраста, для укрепления памяти абсолютно всем одинаково полезны свежий воздух, качественный полноценный сон и употребление продуктов питания, благоприятствующих улучшению работы психических процессов, связанных с безупречной работой этой до сих пор малоизученной области человеческого мозга.

Как очищение ума влияет на память и когнитивные способности

  • негативные эмоции (страхи, тревоги, обиды, ревность, злость и т.д.)
  • комплексы (напр.: я толстая, у меня кривые ноги/зубы и т.д.)
  • ограничивающие убеждения (“я это не смогу”, “так не делается” и т.д.)
  • негативные установки (у многих людей есть целые мета-программы по самоуничтожению, которые провоцируют вредные привычки, разрушительный образ поведения и т.д.)
  • и многое другое

А ведь это только вершина айсберга. Известно, что эмоции поглощают огромное количество биоэнергии. Так какая же связь очищения ума с улучшением памяти и когнитивных способностей?

Во-первых: человек, в подавленном или подпорченном настроении, имеет способности к запоминанию хуже (как, впрочем, и когнитивные в целом); во-вторых: ограничивающие убеждения и представления ограничивают когнитивные способности; в-третьих: ментальный мусор, подъедая ваши энергетические запасы, опять же, ограничивает способности к мышлению и запоминанию, ведь чем больше у вас энергии, тем легче происходит запоминание и тем лучше мышление вообще.

Для ускоренного очищения ума используйте систему – . Система хороша тем, что задействует ресурсы подсознания и фактически, перекладывает основную часть работы на него. А вам, в основном, остается только зачитывать готовые инструкции для подсознания. Безусловно, интересная штука.

Мозг нуждается в тренировках, так же как и тело. Собрали для вас пять упражнений и лайфхаков, которые помогут развить память и внимание.

Телесные папки

Запомнить длинный список продуктов или имена ваших новых знакомых помогут папки… на вашем теле. Представьте, что какая-то часть вашего тела, - папка для хранения информации. В книге «Развитие мозга» приводятся такие примеры телесных папок:

  1. Стопы (ваших ног)
  2. Ваши бедра.
  3. Ваши ребра.
  4. Ваш живот.
  5. Ваш лоб.


Каждая часть вашего тела - папка для хранения информации.

Как работать с этими папками? Попробуем «расфасовать» в них продукты из списка для магазина. Каждую покупку «кладите» в ту или иную телесную папку и мысленно представляйте этот процесс.

  • подсолнечное масло;
  • авокадо;
  • грецкие орехи;
  • семгу;
  • шпинат;
  • чернику;
  • бобовые;
  • брокколи;
  • зеленый чай.

Запоминайте расположение продуктов минуту-две, а затем через некоторое время попробуйте по памяти вспомнить, где что «лежит». Вы удивитесь, насколько легко запоминать по этой простой системе.

Арифметические примеры

В книге «Одна привычка в неделю» есть глава, посвященная работе мозга. Если вы введете себе привычку тренировать память, внимание каждый день, то быстро почувствуете результаты.

Самое доступное и простое упражнение - решение математических примеров.

Арифметические вычисления помогают быстрее думать и анализировать. Рассчитывая в уме примеры, вычисляя чаевые в ресторане или обдумывая, насколько выгодной будет скидка в сезон распродаж, мы тренируем мозг.

Смысл теста Струпе - называть вслух цвет слов, делая это как можно быстрее. Будьте внимательны: вы должны не читать слова, а называть их цвет. Если ошибетесь, назовите цвет еще раз.

Система

Хорошее упражнение для памяти, которое научит запоминать числа и формы. Представьте, что вы шпион и вам передали секретный код для досту­па к зашифрованному файлу. Посмотрите на эти де­вять символов. Как быстро вы сможете их запомнить?

Вот вам способ запомнить их мгновенно из книги «Как запоминать (почти) все и всегда» . Для начала нарисуйте сетку для игры в «крестики­ нолики».

Теперь начните с верхнего левого угла и идите сверху вниз в каждой колонке. Узнаете форму? Чтобы запом­нить девять символов, нужно лишь представить сетку для «крестиков­ноликов» и идти сверху вниз в каждой колонке.

Видеть систему в хаотичном, на первый взгляд, наборе цифр или форм - умение, которое можно развить практикой.

Запоминание слов

В течение двух минут постарайтесь запомнить как можно больше записанных ниже слов. Затем запишите все слова, которые вспомните, и сосчитайте. Повторяйте упражнение каждый день, следите за прогрессом.


Представьте, что вы можете избирательно запомнить всё что угодно. Телефон девушки, Дни рождения всех друзей и коллег, количество забитых шайб в каждом матче этого сезона НХЛ. Вы поражаете окружающих кругозором и эрудированностью, а они даже не подозревают в чем ваш секрет.

В популярном сериале «Форс-мажоры» одному из главных героев удалось сделать головокружительную карьеру именно за счет феноменальной памяти. И этот сюжет не так уж далек от реальности. На что способна ваша память? Как развить ее до феноменальных показателей с помощью 2-3 упражнений? Об этом далее.

Как мы запоминаем информацию и почему забываем ее

С научной точки зрения память – это процесс получения, хранения и воспроизведения информации. В ходе запоминания какой-либо информации наш мозг сначала получает ее, потом кодирует и отправляет на хранение, чтобы воспроизвести в момент, когда эти данные будут необходимы. Замечаете сходство с компьютерами? Ведь они записывают, хранят и воспроизводят информацию точно по такому же алгоритму. Только вот машины способны воспроизводить данные наверняка (если процессор работает корректно), а люди нет. Почему так происходит? Почему мы забываем то, что заучиваем и отчаянно стараемся запомнить?

Наш мозг – не компьютер, и многие из происходящих в нем процессов до сих пор не изучены на 100%. Существует ряд гипотез, которые пытаются объяснить феномен «забывчивости». Здесь речь идет о забывании того, что мы смогли «записать» в свой мозг, то есть запомнить. Самая популярная – теория извлечения. По ней забывание – это не всегда утрата информации из памяти. Просто отсутствуют стимулы и эффекты, позволяющие извлечь данные. Соответственно вспоминание зависит от ключей – это может быть запах, звук, образ и многое другое.

На что способна человеческая память

  • Китаец Чао Лу смог запомнить все цифры числа «пи». Это 67980 цифр, которые 24-летний студент воспроизводил в течение суток, не отвлекаясь даже на посещение уборной.
  • Художник-аутист Стивен Уилтриш смог в деталях изобразить на холсте вид Лондона, который открывается со смотровой площадки, расположенной на высоте 224 метра.

И это лишь два примера феноменальной памяти савантов – именно так называют людей, чьи способности к запоминанию принято считать фантастическими. Эти феномены пока не может объяснить наука. Среди савантов есть здоровые люди и те, кто страдает от различных заболеваний, в частности от психических. При этом четырехкратный победитель соревнований по запоминанию в США, Нелсон Деллис, говорит об отсутствии какой-либо уникальности в его личности. Мужчина уверяет, что никогда не отличался феноменальной памятью и все достигнутое им – результат регулярных и упорных тренировок.

Ученые из института биологических исследований Солка провели ряд экспериментов и создали компьютерную модель работы гиппокампа – участка мозга, который отвечает за хранение запомненной нами информации. После комплексных расчетов им удалось установить конкретные величины: один нейрон гиппокампа может хранить примерно 4.7 бита информации.

Наш мозг способен вместить в себя объем данных, сопоставимый со всей размещенной в Интернете информацией. То есть в теории, мы можем уместить в своей памяти всю Всемирную сеть.

Как развить память взрослому человеку

Прежде всего, определить цель: вы должны понимать, для чего хотите развивать память. Конкретная цель обуславливает мотивацию, которая необходима для эффективного запоминания и одновременно служит стимулом для ее дальнейшего воспроизведения. Например, вы хотите улучшить память, чтобы повысить качество ответов на экзамене или перестать забывать покупать все необходимое в магазине. Это примеры конкретизированных целей, которые вам необходимы.

  • Упражнения для развития памяти.
  • Мобильные приложения.
  • Комплексные методики.
  • Модели поведения.

Наука пока не дает точных ответов и не объясняет, как быстро развить память. Мы можем руководствоваться только человеческим опытом и говорить о методиках, упражнениях, моделях и программах, которые помогли улучшить память миллионам людей. Однако никаких гарантий в этом случае быть не может: многое будет зависеть от индивидуальных особенностей вашей памяти, от образа жизни и вида запоминаемой информации. В любом случае, говорить об эффективности каждого конкретного упражнения можно только после его «тестирования» в течение 1-2 месяцев.

Самые эффективные методики

  • Бытовая . Эта методика предполагает некоторые перемены в образе жизни. Предлагается отказаться от списков покупок, от записных книжек – необходимо стараться запоминать и пытаться вспомнить всё, что необходимо. Перечень покупок, номера телефонов, Дни рождения друзей и прочее.
  • Изучение иностранных языков . По мнению психологов, изучение языка одновременно развивает память, быстро и интенсивно. Некоторые специалисты даже рекомендуют учить одновременно 2 языка. Но об эффективности такого обучения они умалчивают.
  • Книги и стихи . Читайте больше книг – в момент чтения мозг всегда концентрируется на деталях и запоминании. Не менее эффективно заучивание стихов и текстов песен. Идеально, если они будут на иностранном языке.
  • Не сдавайтесь . Не спешите открывать телефонную книжку, если забыли номер телефона. Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы вспомнить его, а потом сверьтесь с точной информацией. Делайте так постоянно.
  • Считайте . Решайте в уме максимально сложные арифметические задачи, на которые вы способны. Складывайте цифры на номерах автомобилей, которые вы встречаете в потоке (но только если вы не водитель). Считайте количество птиц в пролетающей стае. Чем больше вы будете считать, тем лучше для вашей памяти.

Упражнения развивающие память и внимание

Как развить память и внимание у взрослого при помощи упражнений? Выполнять их регулярно. Также важно подобрать упражнения, которые бы вам нравились и не вызывали интуитивного отторжения. Если вы будете пытаться улучшать память, одновременно страдая и оказываясь в состоянии стресса — занятия будут выводить вас из себя и ничего не выйдет. Мы подобрали для вас несколько наиболее эффективных, по мнению специалистов, упражнений.

Таблицы Шульте

Они помогают не только улучшить память, но и освоить скорочтение. Наибольшее распространение получила таблица Шульте, представляющая квадрат с 25 клетками, в которой в хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25. Необходимо беззвучным счетом найти все числа по порядку максимально быстро. Для каждой тренировки нужно использовать новую таблицу с другим расположением чисел.

Метод Айвазовского

Сложно представить, как Айвазовскому удавалось мысленно останавливать движение волны и переносить его на картину. Ваша задача изначально будет более простой: в течение нескольких моментов смотрите на объект, после чего закрывайте глаза и пытайтесь представить его во всех деталях. Постепенно усложняйте задачу: если для начала вы решили запомнить электрический чайник, то после нескольких тренировок постарайтесь воспроизвести в памяти сложные барельефы здания, которое вы увидели воочию или на фотографии.

Кинолента

Суть этого упражнения заключается в ежедневных попытках вспомнить все, что происходило с вами за день. Обеспечьте тишину, разбейте день на временные отрезки (для начала на часы, потом на каждые 10-15 минут). Не пропускайте отрезки сразу – прилагайте максимум усилий, чтобы вспомнить каждый телефонный звонок и каждое чаепитие.

Игра в отличия

Помните детские развивающие игры, в ходе которых ребенку предлагают найти отличия на двух картинках? Оказывается, что они максимально эффективны для развития памяти и внимания. Причем масса таких упражнений ориентирована на взрослых – найти отличия здесь невероятно сложно. Вы без труда найдете их в сети на профильных ресурсах и даже в мобильных приложениях.

Запоминание блоков информации

Не только упражнение, но и частая необходимость. Это случаи, когда нам необходимо запомнить блок информации, например, в ходе подготовки к экзамену. Здесь важно задействовать механическую память. Соответственно слова и фразы рекомендуется изображать, показывать жестами. При этом информацию необходимо проговаривать или переписывать. Важно, чтобы в ходе запоминания вы меняли обстановку – например, переходили из комнаты в комнату, из одной аудитории в другую и так далее.

Как развивать мозг и память, меняя образ жизни

Ученые убеждены: наша способность к запоминанию, хранению и воспроизведению информации во многом зависит от физического и психического состояния.

Ваш мозг должен находиться в «боевой готовности» и располагать всеми необходимыми ресурсами для эффективной работы. И чтобы развить феноменальную память часто необходимо поменять образ жизни. Вот что нужно сделать в первую очередь:

  1. Правильно питаться. Получать достаточное количество белков и сложных углеводов – включить в рацион каши, орехи, овощи и фрукты.
  2. Высыпаться. Не стоит ограничивать сон часами – спите столько, сколько необходимо вашему организму. Если вы хотите спать спустя час после того, как встали – вы не выспались.
  3. Избавиться от стрессов. Часто стоит сменить нелюбимую работу, перестать общаться с раздражающими вас людьми, выходить из конфликтов. Словом, делать все возможное, чтобы не подвергать себя стрессам.

Как развить память человека, который постоянно находится в состоянии стресса, сидит на кофейной диете, ограничивает себя в углеводах и хронически не высыпается? Никак. Вашему мозгу нужно отдыхать и находить ресурсы для работы. Эти ресурсы – питательные вещества и витамины. Питайтесь правильно, не истощайте организм взятыми из Интернета диетами и регулярно высыпайтесь. Только тогда упражнения будут максимально эффективными.

Тренируйтесь регулярно

Практика показывает, что только систематические тренировки приносят результат. Об этом говорят не только исследования, но и опыт победителей чемпионатов разных стран по запоминанию. Все они отмечали средние качества своей памяти до момента, пока не начали тренировать регулярно.

Делайте то, что нравится

Если вас раздражает упражнение – не выполняйте его. Найдите методики, которые не будут вас напрягать. В сети сотни вариантов, для смартфонов разработаны десятки приложений. Ищите упражнения, которые будут вам по душе. Важно, чтобы вам нравилось заниматься.

Развивайте внимание и логическое мышление

Это так же важно, как читать и учить стихи. Логическое мышление построено на поэтапном восприятии. Откройте учебник по логике – он во многом поможет вам не только направить мышление в правильное русло, но и улучшит память, внимание, концентрацию.

Тренируйтесь и чаще гуляйте

Для хорошей памяти крайне важно качество мозгового кровообращения. Оно, в свою очередь, напрямую зависит от кислорода. Поэтому рекомендуется выполнять как можно больше аэробных упражнений (бег, приседания) и чаще гулять.

Ставьте цели

Важно понимать, для чего конкретно вы тренируете память. Поставьте четкие цели, определите проблемы, которые сможете решить. Мотивация очень важна не только для регулярности тренировок, но и для их эффективности.

Резюме

Не каждый человек может развить феноменальную память – запомнить все цифры числа «пи» могут лишь единицы даже при условии регулярных тренировок. Но пока процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации не изучены наукой в деталях, нельзя определить перспективы. Вы сможете узнать о перспективах только опытным путем.

Начните тренировки, чтобы понять, на что вы способны. Прогресс будет заметен уже через 1-2 месяца, но только при условии, что вы сможете обеспечить регулярность занятий, и будете хорошо чувствовать себя во время тренировок. Не забывайте, что вы должны правильно питаться, хорошо высыпаться и как можно реже попадать в стрессовые ситуации.

Евгения Кузинер

Редактор портала Info-Profi, сотрудник центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Спб, специалист по профессиональной ориентации.

Мозг - такая штука, которая очень любит лениться. Чуть подвернулась возможность, он «отключается» и начинает «маяться дурью».

Чтобы его немного попинать и потренировать память, предлагаю несколько интересных упражнений из книги Анхельс Наварро «Память не изменяет».

Упражнение 1

Сложность **


Запоминайте в течение минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строках.


Упражнение 2

Сложность *


Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте их и ответьте на предложенные вопросы.


Ответьте на вопросы:
1. Какая цифра соответствует снеговику?
2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Упражнение 3

Сложность *


Рассматривайте в течение 20 секунд фигуру слева. Затем, не глядя на нее, скажите, какая из четырех фигур справа ей идентична.

Упражнение 4

Сложность *


Запоминайте в течение необходимого вам времени список покупок. Затем, не глядя на него, скажите, какой из представленных внизу списков - правильный. Обратите внимание на то, что очередность могла измениться.


Упражнение 5

Сложность ***


Запоминайте группу животных, изображенную на картинке, в течение одной минуты.


Затем, не глядя на рисунок, запишите на листе бумаги названия животных в алфавитном порядке.

Упражнение 6

Сложность ***


Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему из правой и запомните их.

Посмотрите на колонки, которые расположены ниже, и вслух назовите слова, которых не хватает.

Память – это сложный процесс накопления, организации и сохранения полученных знаний, опыта, навыков. Именно память лежит в основе нашего обучения и развития, именно она связывает наше прошлое и настоящее. Памятью в той или иной степени обладаем мы все.

Да, у одних из нас она развита лучше, у других – хуже, и преобладающий вид памяти может отличаться: кто-то лучше воспринимает информацию на слух, а кто-то – зрительно, но все-таки памятью обладаем мы все. Часто нам бывает сложно вспомнить, то есть извлечь информацию из памяти, другими словами, мы не всегда умеем пользоваться своей памятью.

Всегда есть причины, по которым мы что-то запоминаем, а что-то упускаем, и если мы не можем вспомнить – значит, что-то пошло не так. Возможно, информация не заинтересовала, или подсознательно Вы понимали, что она не нужна, или Ваше внимание было отвлечено на что-то другое, или причина кроется в чем-то ещё. Важно другое: если Вы что-то запомнили, значит, Вами были применены правильные методы запоминания, использованы правильные приёмы, неважно, сознательно Вы их применили или нет. Не запомнили – значит, в процессе запоминания была «прореха». Подробнее о правилах и секретах запоминания можно прочитать .

Поскольку именно мозг отвечает за классификацию, сохранение и поиск нужной информации, то память, как одна из функций мозга, может развиваться благодаря специальным упражнениям для улучшения памяти. Важно научиться управлять своей памятью, и это возможно, но для этого следует приложить усилия, потому что развивается только то, что тренируется. Советы о том, как улучшить память и работу мозга, можно прочитать .

Упражнения для тренировки памяти

Для улучшения внимания и памяти специалисты рекомендуют перед умственной работой выполнять следующие упражнения:

Подготовка. Хорошенько, энергично потрите ладони друг о друга; разогрейте, разотрите кисти такими движениями, словно Вы их намыливаете и моете. Запястья также охватите вниманием. Их следует растереть, скользя вокруг запястья. Затем разомните, разотрите пальцы, от кончиков до оснований.

Упражнение 1. Для улучшения мозгового кровообращения, действуя одновременно обеими руками, надавливайте кончиками больших пальцев попеременно на кончики указательных; затем – на кончики средних; затем – на кончики безымянных и, наконец, на кончики мизинцев. Повторяйте надавливания по 15 раз.

Упражнение 2. Кончиками больших пальцев надавливайте на основание каждого пальца с тыльной стороны ладони, заставляя палец выпрямиться и наклониться к ладони под углом примерно 90 градусов. Не торопитесь. Выполняйте упражнение одновременно на обеих руках, всего 15-20 раз на каждый палец.

Упражнение-разминка для повышения внимания. Обе руки расположите на уровне груди. Одну из них сожмите в кулак, на второй пальцы выпрямите и подведите к кулаку, так чтобы безымянный палец и мизинец второй руки «смотрели» на боковую поверхность мизинца первой, сжатой в кулак. А теперь попеременно меняйте положение рук, то есть выпрямляйте сжатую и сжимайте выпрямленную. Такое упражнение помогает сосредоточиться, и долго его выполнять нет необходимости, достаточно 10-12 раз. Желательно каждую перемену рук сопровождать коротким резким, но тихим выдохом.

Как вариант такого упражнения, выполняют растирание большого пальца, сначала на одной руке, а затем на другой.

Свойство пластичности мозга, его способность создавать новые нейронные связи и восстанавливать разрушенные до глубокой старости, доказывает, что зрелый возраст – не помеха для развития. Упражнения для развития памяти у взрослых обязательно принесут свои плоды, нужно только тренироваться и не сомневаться в успехе.

А теперь готовы позаниматься, выполняя упражнения, направленные на развитие памяти?

Упражнения для развития памяти у взрослых

Упражнение 1. Прочитайте следующий список из 20 слов: лилия, портрет, клубника, столб, паровоз, решетка, стул, яблоко, игла, телефон, медведь, бабочка, кастрюля, слон, пианино, подушка, окно, дворник, машина, сундук.

Уделите изучению слов примерно полторы минуты. После этого постарайтесь вспомнить по порядку все слова, а если и не все, то столько, сколько сможете. Запишите и посчитайте, сколько слов было запомнено правильно, не обращая внимания на их порядок.

Итоги: 18-20 слов – отлично; 15-17 – хорошо; 10-14 – удовлетворительно; менее 10 – плохо, Вы пока не умеете пользоваться своей памятью.

Запомните, а лучше запишите свой результат.

Упражнение 2. Постарайтесь вспомнить, чем Вы занимались вчера, по минутам. Если в памяти образовался пробел, просто отложите вспоминание, но через 20-30 минут возобновите попытку вспомнить.Для начала можете записывать воспоминания о вчерашнем дне, но потом Вы с легкостью научитесь делать это в уме.

Важно! Обязательно верьте в свою память, не сомневайтесь в ней. Пока мы в неё не верим – мы её не нагружаем, а без нагрузок и тренировок ей не развиться.

Упражнение 3. Оно направлено на умение сосредоточить внимание. Для этого вспомните лицо человека, которого видите довольно часто. Постарайтесь вспомнить его как можно чётче. Если детали ускользают – при встрече обратите на них внимание. Упражнение повторяйте до тех пор, пока воспоминание не станет детальным и четким.

Совет психолога: если создать условный рефлекс, занимаясь в одно и то же время в одном и том же месте, мозг будет входить в особое состояние повышенной работоспособности в это время и в этом месте. Внимание будет легче концентрироваться, материал – легче усваиваться, а усилия минимизируются.

Память устроена особым образом: чем больше она востребована, чем сильнее загружена, тем она эффективнее работает. Но и это еще не всё. Важно и то, что чем сильнее загружена Ваша память информацией, тем легче будут создаваться новые связи, тем легче новые сведения будут запоминаться, цепляясь за старые, уже существующие.

Используйте ассоциации, чтобы запомнить важное дело. Это и один из приемов мнемоники, и одновременно упражнение, направленное на развитие памяти. Например, завтра Вам следует забрать из починки сапоги, и это важно. Представьте себе огромный сапог, перегораживающий Вам дорогу в определённом месте, перед обувной мастерской. Или, если Вы знаете сапожника в лицо – попробуйте представить в этом месте его гигантскую фигуру – огромную, мимо не пройдешь, в кожаном фартуке, с улыбающимся лицом. Как вариант, можно связать событие, которое нужно сделать завтра (или в среду, к примеру), с тем событием, которое Вы неизбежно будете выполнять в этот день. Например, пойдёте покупать хлеб? Представьте буханку в залихватском сапоге. Или свяжите ассоциацию с зеркалом, в которое обязательно посмотритесь, или с дверью, в которую непременно войдёте. Нужно купить овсянку, сметану и батон? Представьте себе «мультик»: пакет овсянки моргает и улыбается, в одной «руке» у него сметана, а в другой – батон. То откусит, то запьет. Забудете такую картину? Вряд ли!

Помните упражнение 1? Если бы Вы привлекли к запоминанию ассоциации, то результат был бы намного лучше. Например, Вам помог бы такой «мультфильм»: заросли лилий, среди них стоит портрет большеглазой клубники, портрет опирается на столб, по столбу вверх ползет паровоз, гудит и упирается в решетку. За ними стоит стул, на стуле лежит румяное яблоко, в него воткнута игла, эта игла разговаривает по телефону с медведем, на ухо медведя садится бабочка с кастрюлей в тонких лапках, на бабочку с любовью смотрит слон и играет на пианино, сверху на пианино лежит подушка. На ней нарисовано окно, из окна выглядывает дворник, который ругается, глядя на проезжающую мимо машину, а на машине громоздится пузатый сундук.

Очень хороший способ упражнений для тренировки памяти, внимания, восприятия и мышления – ежедневные пятнадцатиминутные занятия на . Такие упражнения строятся по принципу постепенно возрастающей нагрузки, а ведь развитие происходит только когда мы выходим из «зоны комфорта», когда приходится прилагать усилия – немного «через силу». Кроме того, наглядность, соревновательность, система наград и поощрений способствуют мотивированности ежедневных занятий и получению лучших результатов.

Но развивать память можно начать гораздо раньше, и для занятий с детьми мы также подобрали для Вас несколько упражнений.

Упражнения для развития памяти у детей

Упражнение 1. Оно подойдет для малышей с 3-х летнего возраста. Это скорее «игра в магазин». Ребенок – «покупатель», Вы – «продавец». «Покупатель» должен пойти в «магазин» и что-то там «купить». Никакой предварительной подготовки и предметов-подсказок. Нужно, чтобы ребенок вспомнил, что продается в магазине. Чем больше слов он назвал правильно, тем лучше (от 3 до 7 – это уже прекрасный результат). Не забудьте поощрить ребенка!

Упражнение 2. «Повтори за мной». Оно предназначено для развития двигательной памяти у малышей. Поначалу взрослый располагается за спиной ребенка и выполняет несколько движений его тела – например, разводит его руки в стороны, или поднимает одну руку, или ногу, или прикасается кончиком палица ребенка к его уху, и т.д. Всего 2-3 движения. Более сложный вариант – стать лицом к ребенку, выполнить самому несколько движений и попросить его повторить. Потом поменяйтесь местами. Теперь Вам придется повторять движения, которые придумает ребенок.

Упражнение 3. «Вспомни пару». Заранее подберите 10 слов, к каждому из них найдите «пару» – слово, как-то связанное по смыслу. Например, солнце – луна, ложка – вилка, лимон – апельсин, стол – стул, чашка – тарелка, волк – медведь, утка – лебедь, камень – скала, береза – сосна, яблоня – груша. Прочитайте все слова, выделяя пары интонацией. сделайте это трижды, с небольшими паузами. Через короткое время (примерно через 20 секунд) прочтите ребенку только первые слова из каждой пары, попросив ребенка вспомнить слово-«пару». Так тренируется кратковременная слуховая память. Хотите поработать и с долговременной? Тогда попросите парные слова назвать через полчаса.

Упражнение 4. Это упражнение для развития памяти у детей несколько похоже на предыдущее, но предназначено для детей постарше. Это упражнение развивает ассоциативную память, активизирует зрительную. Понадобятся пары картинок, между которыми есть какая-то связь. Например, одинаковы цвет изображения на одной и фон на другой; или на одной – цифра 3, а на другой – изображение трех предметов; или на одной – заяц, а на парной – волк (или морковка, на Ваше усмотрение). Другими словами, нужно подобрать и вырезать, подготовить парные картинки, всего 10 штук для одного занятия, взять 5 пар и правильно их разложить. Затем ребенок должен рассмотреть их и запомнить (50 секунд) и отвернуться. Перемешайте карточки 2-го ряда, а после этого попросите ребенка по памяти правильно восстановить картинки-«пары».

Упражнение 5. «Кто больше вспомнит?» Оно также подходит для детей старшего дошкольного возраста. За одну минуту ребенка просят вспомнить 5 предметов, объединённых одной темой или одним признаком. Например: «назови 5 животных», «назови 5 предметов круглой формы», «назови 5 предметов желтого цвета». Повторы не засчитываются.

Надеемся, что среди предложенных упражнений и советов Вы найдете те, которые станут Вашими помощниками на пути к совершенствованию своей памяти. Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Новое на сайте

>

Самое популярное