Домой Деревья и кустарники Город Старый Самбор (Украина). Старый самбор старые фотографии Город старый самбор

Город Старый Самбор (Украина). Старый самбор старые фотографии Город старый самбор

Старый Самбор - город на западе Львовской области, районный центр, расположенный на берегах Днестра . Город находится в 98 километрах от областного центра по автодороге Н-13 и железной дороге Львов - Ужгород . Происхождение топонима «Самбор» неизвестно, хотя имеется как минимум пять версий.

История

Старый Самбор назван так неслучайно. В Ипатьевской летописи под 1071 годом упоминается местечко Самбор. Его разрушили в 1241 году орды хана Батыя. Уцелевшие жители покинули эти места и переселились в селе Погонич, которое переименовали в Новый Самбор (впоследствии просто Самбор). Спустя некоторое время в покинутый Самбор вернулись жители, и поселение получило название Старый Самбор. Под таким наименованием город упоминается уже в 1301 году. Уже тогда здесь находилась резиденция Льва Даниловича, правителя Галицко-Волынского княжества.

В 1553 году Старый Самбор получил магдебургское право и, соответственно, торговые привилегии. Город сделался важным торговым центром в регионе. Несмотря на войны, эпидемии и прочие напасти, Старый Самбор процветал. Лишь от землетрясения 1837 года, разрушившего город, город не оправился. С той поры роль регионального центра перешло к соседнему Самбору . В первой половине 20 века Старый Самбор был еврейским местечком: 80% населения составляли иудеи и лишь около 20% - украинцы. После Второй Мировой войны еврейской общины «благодаря» усилиям нацистов не стало. В 1939 году Старый Самбор стал районным центром в составе Дрогобычской области УССР.

Из-за частых пожаров, сотрясавших город во второй половине 19 - начале 20 века, в Старом Самборе уцелело немного старинных построек. К утерянным памятникам архитектуры относится ратуша, построенная ещё в 1668 году. Она считалась одной из старейших в Украине , но не пережила Второй Мировой войны. На её месте построили кинотеатр. Уцелела, но находится в состоянии разрушения еврейская синагога конца 19 века.

Достопримечательности

К сохранившимся объектам Старого Самбора относятся костёл святого Николая 1890 года, здание железнодорожного вокзала, отдельные дома-каменицы (то есть построены на старых каменных фундаментах), имеются фахверковые дома. Достопримечательностью считается одно из старейших еврейских кладбищ, что появилось ещё в 16 столетии.

Когда я была в Самборе, то узнала, что это название дали переселившиеся жители во время татаро-монгольского нашествия в память о сожжённом врагом городе. Первоначальный Самбор несколько раз горел и восставал из пепла, становясь Старым Самбором. И не удивительно, ведь основан он в 11 веке. Как же теперь живёт Старый Самбор на пороге своего 1000-летия?

И вот я в старинном провинциальном городе, который включен в Государственный список исторических населённых пунктов Украины, иду по главной улице, названной в честь короля Руси Льва Галицкого, чья резиденция была здесь в 13 веке.

Немного меня расстроили внезапно набежавшие грозовые тучи, а зонтик я ношу только в солнечные дни, и как только я его выкладываю из сумки, то обязательно меня настигает в пути дождь. Пришлось забежать в магазин и купить еще один зонт, который уже через 2 минуты был сложен — ливень так же внезапно закончился, как и начался. И второй зонт будет в сумке носиться так же в ясные дни.

Город сразу привлек внимание покрашенными в разные цвета фасадами домов.

Как мне нравится, когда указаны даты постройки на зданиях! Вот сразу видно, что это здание построено в 1914 году, и по 1946 год было детским приютом, о чем свидетельствует табличка. Теперь тут разместился детский сад.

В небольшом парке есть детская площадка и парковая скульптура ушедшей эпохи. То, что это памятник чабану, можно догадаться, ведь рядом с ним белая овечка.

И еще один скверик с необычными лавочками и ограждениями.

Молодые старосамборцы обучаются в этом колледже.

Церковь святого Николая построена в 1832 году, но основана более 700 лет назад. Стены украшены витражами и мозаикой, изображающие библейские сюжеты.

Службы правят поочередно православная и греко-католическая общины. Староста Евгений готовился к службе, был очень любезен и разрешил мне сфотографировать внутри помещение храма.

Евгений рассказал о святыне и о памятном знаке, который находится на церковной территории. При строительстве храма обнаружили остатки старых захоронений. Что это за могилы, никто не скажет. Старый Самбор не обходили стороной войны, восстания и эпидемии. В память о погибших земляках установлена мраморная плита.

Старую деревянную церковь разобрали и на её месте построена часовня.

У входа на кладбище — сразу 2 часовни, одна из них частная.

Поднимаясь по дороге в гору, я оглядывалась, любуясь открывающейся панорамой по ту сторону Днестра. Вдали виднелись генераторы ветряных электростанций.

Случайно обнаружила кладбищенскую часовню, построенную в 1907 году. Она отреставрирована, сохранилась надпись на польском языке..

В этот день была панихида по погибшим защитникам Украины, и к мемориалу воинам УПА, находящемуся в конце кладбища, сходились люди, много было военных.

Спускаясь с горы, можно было снова глядеть — не наглядеться на бескрайние просторы Прикарпатья, но я спешила в исторический центр города.

На площади Рынок было тихо и безлюдно. А в средние века здесь шумели ярмарки, ведь Старый Самбор был торговым центром. Досадно, что не сохранилась самая древняя ратуша Украины, не пережившая военное лихолетье.

У городских дворняг — сиеста на новой тротуарной плитке. А совсем недавно площадь была вымощена брусчаткой из речного камня.

Архитектурной доминантой площади является костёл, построенный в 1890 году на месте своих предшественников. Ведь город был и религиозным центром. Сейчас святыня очень плотно зажата другими постройками. Костёл был закрыт, и, на мой взгляд, несколько запущен.

Музей «Бойкивщина», к сожалению, был тоже закрыт. Видимо, нужно заранее звонить и предупреждать о посещении.

У казначейства представительный вид.

Фахверковая конструкция, что редко встретишь в Украине, использована при строительстве здания, где сейчас расположен магазин.

Ещё один зелёный уголок с памятником Т. Г. Шевченко назван в честь нашего национального поэта.

Зная, что в Старом Самборе есть полуразрушенная синагога, я пошла на поиски этого религиозного объекта. Это одно из немногих культовых сооружений, что не разрушились во время Второй мировой войны. Но теперь синагога в забвении. Построенная в конце 19 века, она, как говорится, немой свидетель трагических событий и истории еврейского народа.

Кинотеатр имени Т. Г. Шевченко построен в 1953 году на месте сгоревшей в начале 20 века городской Ратуши. Со двора напоминает какое-то фортификационное сооружение. Не знаю, как он теперь задействован, но заросли травы перед крыльцом зрители не вытоптали.

Я ещё раз пожалела, что не удалось попасть в музей, где можно было бы узнать городские краеведческие подробности.

Потом я пошла в другую часть города, по пути запечатлев фотоаппаратом школу и Народный дом.

Прошла по мосту через Днестр, берущего начало в этих краях, и ещё только набирающего силу, пока без больших порогов и водоворотов. Но даже на такую, не очень полноводную реку, я не могла наглядеться.

Небольшая церковь находится в глубине построек. Была закрыта. Или такой день выпал мне, что все двери закрыты?

Сфотографировала для коллекции понравившийся колодец возле церкви.

На обратном пути остановилась возле железнодорожного вокзала 1904 года постройки. Это двухэтажное кирпичное здание, крыша с заостренным кверху фронтоном и украшена элементами в стиле барокко. Такие вокзалы часто можно увидеть в Прикарпатье, где железная дорога была построена в конце 19 — начале 20 века. На данный момент на этой станции пассажиропоток немногочисленный из-за отсутствия поездов дальнего следования. Отсюда можно уехать электричкой во Львовском направлении или в Солотвино Закарпатской области.

Вот, кажется, всё увидела, но не везде удалось зайти. Город мне понравился, чистый и тихий, а впечатлениями делюсь с вами.

Старый Самбор, действительно один из старейших населенных пунктов Западной Украины, город тяжкой судьбы. Впервые упоминаемый не то в 1071, не то в 1199 году, в 1241-м тогда еще просто Самбор дотла сжигают татаро-монгольские захватчики. Часть оставшихся в живых жителей, расстроенных случившимся, предпочли переселиться на 15 км северо-восточнее, в район села Погонич и начать жизнь заново. Неизвестно, как к этому отнеслись погоничане, но их было по всей видимости меньше, чем понаехавших, потому как Погонич сначала волюнтаристски переименовали в Новый Самбор (а Самбор в Старый Самбор), а потом прилагательное "Новый" и вовсе куда-то потерялось. Так, на карте Львовской области появилось сразу два города, два райцентра, два Самбора.

В Новом (том, который сейчас просто) Самборе я был осенью 2009 года и даже успел разродиться . Он крупнее (36 тыщ душ vs 5,6) и конечно интереснее, но для порядка жизненно важно было побывать в Самборе изначальном, откуда топоним пошел есть, что и было осуществлено в августе 2011 года в ходе карпатско-закарпатского трипа.

1. Сначала как обычно еще едем, собирая по дороге въездные знаки. Вот самборский, которого в 2009-м я не видел по причине передвижения на фиолэтовом "Эталоне", а не на персональном "Крайслере" с водителем.

2. Никакой системности в установке въездных знаков в Украине нет. Могут стоять и между районами, а могут отсутствовать даже при въезде по оживленной трассе в немаленький город. Всех замороченных путешественников это жутко огорчает. Вот здесь например, меня обрадовал Старосамборский район и опечалил простоСамборский. Кроме этого, хорошо видно качество дорог на Львовщине. Это, впрочем, еще цветочки.

3. Но Старому Самбору зачет. Несмотря на крохотные размеры (он конечно длинный, но узкий), тут установили целую бетонную бабу с хлебом-солью. Это сразу настроило меня на позитивный лад и расположило к городу.

4. Тем более, что одной приветливой грудастой женщиной дело не обошлось. Компанию ей составляет пилон с гербом и сообщением, что Старый Самбор отнесен к перечню исторических городов Украины.

Структурно Старый Самбор представляет собой любимейший мной тип городов. Расположился он в долине реки Днестр (той самой), вытянут вдоль нее и по сути является городом одной улицы. Т.е. для его осмотра в принципе достаточно высадиться из автомобиля на въезде и попросить компаньонов подождать тебя на выезде. Никаких хаотичных метаний аки сраный веник по размазанному на трех квадратных километрах центру.

5. Центральная улица носит имя Льва Галицкого. Лев I Данилович с 1264 по 1301-й был 2-м королем Галицкой Руси и почему-то любил Старый Самбор, несмотря на то, что во второй половине XIII века тот только начал отстраиваться после татаро-монгольского нашествия. Лев имел здесь резиденцию и был похоронен в Лавровском монастыре в окрестностях города.

6. Недалеко от въезда со стороны Львова первая из двух городских площадей, новая со зданием районной администрации.

7. Кроме райисполкома здесь расположен и городской рынок, и вокзал, и автостанция. Общественная жизнь в общем-то наверное кипит, если бы не воскресенье.

8. Железная дорога пришла сюда в 1870-м и вокзал приятно старорежимен. Вид со стороны путей.

9. Станция "Старый Самбор" в сторону Ужгорода.

10. Та же станция в сторону Самбора-Львова. Как видите, это уже предгорья Карпат.

11. От привокзальной площади отправляемся вглубь города. Улица Льва Галицкого зелена и малоэтажна, многоэтажки (силикатные) тоже имеются, но они спрятаны за первой линией домов справа.

14. Тут я зачем-то свернул к железной дороге и естественно тут же на нее вышел.

15. Южная горловина станции "Старый Самбор". Имеется даже маневровый тепловоз.

16. Убедившись, что кроме индивидуальной застройки и некоторого количества промышленных предприятий за железной дорогой ничего нет, я вернулся на улицу Л.Галицкого. Она практически не изменилась.

17. Архитектурное детище начала 1960-х и пивной кабак "Кварта". Интересно, есть ли хоть в одном нашем 5-тысячном городе пивной кабак? Ну кроме адски злачных баров типа лиозненского "На хвілінку".

18. Частный сектор и двух-, трехэтажные капитальные здания, таким запомнился Старый Самбор. Перед Первой мировой войной город почти полностью сгорел и исторической застройки здесь уцелело немного.

19. Как насчет отвести детишек посмотреть на "Гоп компанию"?

20. Маленький скверик. Эй, что там белеет слева?

21. Для овцепаса с трубой наверняка ей какое-то специальное украинское слово, но я его не знаю. :(

22. Ближе к площади Рынок появляются редкие довоенные здания.

23. Вот еще пара экземпляров.

25. Типовой районный почтамт (тысячи их!). Улица Галицкого забирает вправо и вверх.

27. В административном здании ("1954 року", как написано на фронтоне), больше похожем на сельпо, умудрились разместиться городское отделение общества "Просвіта", Союз украинок и общественная приемная "Нашей Украины".

28. Греко-католическая церковь, довольно изящная на фоне остальных западноукраинских новоделов.

29. Ограда сквера по соседству.

30. Еще нечто как минимум довоенное. Интересно, что районная больница в Старом Самборе находится прямо на площади Рынок.

31. Так выглядит исторический центр города с севера...

32. ... и с юга.

33. На старосамбирском Рынке сохранилось некоторое количество исторических зданий, в т.ч. даже фахверковых.

35. Имеется бывший центральный универсам, второй этаж которого ныне заброшен.

36. Здесь же и кинотеатр, традиционно названный в честь Шевченко, хотя казалось бы, какое Кобзарь имеет отношение к кино.

37. Кинотеатр между тем занимает место городской ратуши, между прочим 1668 года, сгоревшей вместе с остальным Старым Самбором перед Первой мировой. Фото 1903 года.

38. Наконец, напротив кинотеатра костел св. Николая.

39. Костел построен в 1903 году и сейчас на удивление вновь принадлежит католической церкви. Польша недалеко, католики еще имеются.

41. За монументальную скульптуру в Старом Самборе отвечает новенький Бандера...

42. ... и кто бы вы думали, кто бы вы думали?..

43. Нет, не позабытый уже ВОЛШЕБНЫЙ КРОЛИК, а конечно Тарас Григорьевич, куда ж без него.

44. За площадью Рынок застройка Старого Самбора резко теряет городской характер.

46. По инерции я еще прошел с километр, но понял, что дело это бесперспективное, и пора сворачиваться.

47. Нам в этот день надо было еще форсировать Карпаты.

Мы отправились в Старый Самбор . Правда, ничего особенного от него не ожидая. И оказались правы.

Перепетии с переименованиями Самбора и Старого Самбора я уже рассказывал. Так что можно смело взятьcя за период истории Старого Самбора после 1241 года.

Город, основанный в 1199 году, после нашествия татар 1241 года стал понемногу приходить в себя, отстраиваться. В 1375 году Старый Самбор стал, можно скзать, райцентром. С 1553 года город получил Магдебургское право . Стали развиваться цеха, например ткаческий и кузнечный. В 1628 году, по заверению Википедии, здесь было уже 43 мастера. Это не так-то и мало, не забываем о простых рабочих, которых считать было в то время не принято. Каждую неделю в городе проходили небольшие торги, а два раза в год — довольно крупные.

Город брал Хмельницкий , он горел, терпел нашествия саранчи , эпидемии чумы . В общем, жил обычной для того времени жизнью.

Во время Первой Мировой город поддерживал австро-венгров, и это неудивительно. Русская армия не очень-то способствовала любви к завоевателям.

Во время украинско-польской войны в городе была сформирована бригада Сечевых Стрельцов «Старый Самбор» . До сих пор патриотические настроения в городе сильны, и это неудивительно. В центре города, напротив костела, стоит памятник Бандере .

Об истории города, в общем-то, можно мало что сказать. После многочисленных ударов времени он так и не возродился, и посмотреть в городе можно разве что на Николаевский костел .

Первые упоминания о католицизме в Старом Самборе принято относить к самому началу 16 века. Первые версии костела были деревянные, а значит, горели. По каким причинам — дело десятое. Не исключена и межконфессионные отношения. Но во времена Боны вместо деревянного был построен каменный костел. Так говорят местные жители, а они, как известно, любят преувеличивать.

Что бесспорно — так это участие короля Августа ІІІ в постройке костела. Участие денежное, разумеется. В окрестностях города находились солеварни (название села Старая Соль намекает нам об этом), принадлежащие королю. Вот на деньги от этих-то солеварен и был построен костел святого Николая , который был освящен епископом Вацлавом Сераковски м в 1753 году.

Но костел, который мы видим сегодня, имеет косвенное отношение к тому, 18-го века. В 1881 году храм одряхлел настолько, что его закрыли, а со временем и вовсе разобрали. Католическая община собрала деньги на новый костел быстро, и в 1890 году костел отстроили по-новому, и освятил его уже другой епископ - Лука Солецкий .

После Второй Мировой войны имущество костела было вывезено - частично в Польшу , частично в другие города Украины. В помещении костела же был фабричный цех. В общем, обычная участь архитектурных памятников при советской оккупации. Лишь в 1991 году храм был передан верующим.

Вот такие виды за костелом. В 2008 году, насколько я знаю, этот костел был ограблен — украли Евангелие 19 века. Не знаю, нашли его или нет.

Старый Самбор, 2015

Львовская область

Населённый пункт под названием Самбор возник в период Древнерусского государства в 1071 г. и входил в состав Галицкого, а с 1199 года - Галицко-Волынского княжества. Во время монголо-татарского нашествия он был разрушен захватчиками, после чего часть его жителей переселилась в посад Погонич. За последним постепенно закрепилось название Новый Самбор, а позднее Самбор , а старый населённый пункт получил название Старый Самбор, или Старый Город.
В Старом Самборе находилась резиденция галицкого князя, а впоследствии короля Руси Льва Данииловича Галицкого. Он был похоронен в 1301 году в Спасском монастыре, недалеко от города.

В 1553 году город получил магдебургское право. Старый Самбор являлся королевским городом и центром волости, в XV-XVIII вв. входил в состав Перемышльской земли Русского воеводства.
После первого раздела Польши в 1772 году Старый Самбор в составе Королевства Галиции и Лодомерии отошёл к Австро-Венгрии. В 1782-1867 гг. он входил в Самборский округ, а с 1867 года стал центром уезда.
В 1837 году землетрясение полностью уничтожило город. С этого времени он перестал играть значительную роль в регионе.
Во время первой мировой войны в конце сентября 1914 года Старый Самбор был занят частями 8-й русской армии и находился в её руках до начала 1915 г.
С 1919 г. город под юрисдикцией Польши, с 1939 г. - в составе УССР.

Первая информация о евреях Старого Самбора отностися к 1519 г., когда король Зигмунд I сообщает самборскому старосте, вместе с другими старостами, что евреям разрешается жить везде, где они пожелают. Поэтому они смогли поселиться и в Старом Самборе. Две еврейские общины - Самбора и Старого Самбора - будучи удаленными друг от друга на 20 километров, не прерывали связи между собой. В Старом Самборе не было ни еврейской больницы, ни средней школы, поэтому евреи лечились и учились в Самборе. Евреи называли город Altstadt (идиш - Старый Город).

В 1553 г. город получает Магдебургское право и становится еврейским центром для окружающих его штетлов и сел - Хирова, Старой Соли, Фельштына, села Стрелки.

Перед Первой мировой войной главой еврейской общины был Ицхак Горовиц. В 1920-х гг. в Старом Самборе проживало около 500 еврейских семей, и еще 500 эмигрировали в США. Тогда в городе около 90% жителей были евреями, 18% - украинцы и 2% - поляки.

Несмотря на общую бедность, было в Старом Самборе несколько успешных еврейских семей, например, семьи Лам и Авердам, которые разбогатели в австрийские времена, потому что имели определенные концессии от австрийского правительства за проезд через город. Семья Лам имела даже частную синагогу, которая была размещена в их доме в центре города. Ее называли «Ламовкой». Доктор Йосеф Лам, член Первого Кнессета в Израиле, происходил из этой известной в Старом Самборе семьи.

Учитывая значительное численное превосходство еврейского населения, городскими головами этого штетла были евреи. На рубеже веков, вплоть до Первой мировой войны, мэром был Аарон Авердам. Во время войны он уехал в Вену, а когда вернулся в Галичину, то поселился в Самборе. Когда город отошел к Польше, польские власти стали назначать мэром поляка.

Еще до захода в город немцев местные националисты убили около 10 евреев на еврейском кладбище. 30 июня 1941 года Старый Самбор был захвачен немецкими войсками. Все еврейское население было депортировано в гетто Самбора, где почти все - 2 300 человек - погибли. Спаслось лишь 15 человек.

В 1910 г. в Старом Самборе было основано общество «Сафа Брура», которое организовало еврейскую библиотеку и еврейскую школу. Участники общества начали сионистское движение в Старом Самборе. В 1918 г. было организовано отделение партии Поалей Цион.

В межвоенное время в Старом Самборе активно развивалось молодежное еврейское движение. В 1928 г. здесь было основано отделение га-Шомер га-Цаир. Другая молодежная организация га-Ноар га-Циони, основанная в 1930 году, сразу насчитывала около 50 молодых людей. В том же году Михаэлем Фроммом в Старом Самборе была основана Сионистская трудовая партия Гитахдут, а в 1933 году она основала и свое молодежное отделение Гордония.
В 1935 г. основывается отделение ревизионистской партии и ее молодежного отделения Бейтар.

В межвоенное время раввином Старого Самбора был рабби Хаим Ицхак Ерухам (похоронен в Самборе). Он сделал Старый Самбор хорошо известным в еврейском мире. Хасидским Адмором перед II Мировой войной был рабби Альтер Сафрин, который активно распространял хасидизм в окрестностях, особенно в селах.

Каждый год в курортную местность Спас возле Старого Самбора на отдых приезжал хасидский Адмор с Садгоры Аарон Фридман. По субботам у него собиралось огромное количество хасидов со всей округи и даже из-за границы.

Новое на сайте

>

Самое популярное