Домой Деревья и кустарники Классный час о доброжелательности. Классный час "Добрые поступки" классный час (4 класс) на тему. Слушание учащимися древней китайской сказки

Классный час о доброжелательности. Классный час "Добрые поступки" классный час (4 класс) на тему. Слушание учащимися древней китайской сказки

Тема: «Добрые поступки»

Цели: - научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Способствовать формированию нравственных качеств

Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Способствовать пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.

Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания обучающихся.

Оборудование: карточки с пословицами, записи на доске, листики, фломастеры, картинки с изображением хороших и плохих поступков.

Ход классного часа:

Сказка по лесу идёт – сказку за руку ведёт,

Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт,

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Кто-то догадался, почему я прочитала в самом начале отрывок из стихотворения? Как обычно заканчиваются сказки? (отв.дет.)

(В сказках добро побеждает зло)

Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Добро и зло всегда идут рядом, также как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Почему? (Ответы детей)

Основополагающим качеством, ведущим к любви, является доброта. Но сначала надо определить: что такое добро? Что такое зло? Что такое доброта? Что такое злоба?

Продолжите фразы:

Доброта – это … Злоба – это …

Добро – это … Зло – это …

(Дети выбирают фразы и заканчивают определения)

(Открывается доска и зачитываются записи на ней учениками.)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Злоба – это чувство злости, недоброжелательства к кому-нибудь.

Доброта – это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Добро начинается с любви ко всему живому.

Добрый человек – тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

Тема нашего классного часа «ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ»

Какие пословицы и поговорки вы знаете о добре? (отв.дет.)

(прикрепляются карточки на доску):

  1. Доброе дело и в воде не тонет.
  2. Добро не умрет, а зло пропадет.
  3. От добра добра не жди.
  4. Доброта без разума пуста.
  5. Добро помни, а зло забывай.
  6. Добрый гость всегда в пору.

Как вы их понимаете? (отв.дет.)

Сейчас я вам предлагаю определить, где выражения соответствуют добру, а где злу, зачитываю, а вы отвечайте:

1. умение сопереживать

2. умение радоваться удачам других

3. умение сочувствовать

4. всё, что губит душу человека

5. зависть и жадность

6. умение сострадать

7. преследование людей другой национальности, другого цвета кожи (скинхеды, фашисты). А кто такие скинхеды и фашисты? (отв.дет.)

8. младшие не уважают старших

9. война и предательство

10. помощь другому человеку не ради выгоды, бескорыстно

11. умение прощать и просить прощение

12. взрослые не заботятся о детях

13. сильный защищает слабого.

Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях.

А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»

Как вы считаете, о чём думал Петя? (отв.дет.)

«И, наконец, он принял правильное решение».

Какое решение принял Петя? (отв.дет.)

Как оценить его поступок? (отв.дет.)

Вывод: Доброта – это помощь людям, животным, растениям.

А какие добрые поступки совершали вы? Перед классным часом вам задавалось на дом – описать один из своих добрых поступков. И сейчас некоторых мы прослушаем.

(пересказы нескольких детских работ)

Какую цель вы преследовали, когда это делали? (отв.дет.)

Итак, хорошие поступки совершили ваши одноклассники? (отв.дет.)

А с остальными работами вы сможете познакомиться позже, когда они будут вывешены на стенде.

- Давайте рассмотрим рисунки на доске и прокомментируем их.

(работа с картинками)

Мальчик увидел старушку, которая никак не решалась перейти дорогу. Он предложил ей помочь. При расставании старушка захотела поблагодарить мальчика, но не успела…

Почему не успела старушка сказать добрые слова? (отв.дет.)

Какая пословица больше подходит к рассказу: «доброе дело делай смело», « скромность всегда украшает»?

А сейчас мы проведем упражнение «Пять добрых слов».

Вам необходимо разбиться на группы по 5 человек. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу. (работают)

Отлично, и теперь каждый из вас узнает, что о вас думает ваш одноклассник.

Сейчас послушайте текст:

«Дети играли в песочнице. Мимо проходила собака, она была старая и большая. Шерсть висела на ней клочьями: собака линяла.

Фу, какая противная собака, - сказал Игорь.

Так и хочется в неё чем-нибудь кинуть, - сказала Надя.

И дети принялись кидать в собаку камни».

Как оценить поступок детей? А вы сами так делали когда-нибудь? (отв.дет.)

Да, верно, это плохой поступок, злой. А что же такое зло?

«Зло» – это причинение вреда и боли людям, животным и т.д.

Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали? (отв.дет.)

На доске написаны несколько примеров,а вам надо определить - какие из них являются добрыми делами, а какие – злыми? К доске выходят два человека, один определяет хорошие и ставит галочку напротив, второй выделяет плохие, и ставит минус напротив. А остальные проверяют их.

  1. Играть в футбол на газонах.
  2. Рисовать на стенах в школе.
  3. Посадить растения возле школы.
  4. Подложить кнопку на стул.
  5. Метко плюнуть жвачкой в товарища.
  6. Поиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин.

(работают, сидячие проверяют и комментируют)

А как проверить добрые вы дети или нет? Какое доброе дело мы можем совершить в школе?

Я раздам листики, а вы ответите на это письменно. Потом зачитаем.

(выполняют)

  1. Убрать территорию вокруг школы.
  2. Провести уборку в кабинете.
  3. Убрать свои рабочие места и т.д.

Чтение стихотворения Ачох Юлианны «Добрые люди»

Добрых людей, как всегда, не хватает...

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые - щедро больным помогают,

Добрые - дарят тепло и уют,

Добрые - в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

Пришло время подвести итоги классного часа.

Давайте вспомним, о чем мы говорили?

Какие качества добра вам известны? Зла?

Почему нужно совершать добрые дела?

Домашним заданием будет – найти песни о добре и принести тексты песен.


В современном мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры. Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Поэтому в школе с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся. Данное занятие воспитательной работы поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях, природе,

формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом, развивать эмоционально-ценностную сферы учащихся.

В современном мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры. Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Поэтому в школе с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся. Данное занятие воспитательной работы поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях, природе, формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом, развивать эмоционально-ценностную сферы учащихся.

В современном мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры. Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Поэтому в школе с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся. Данное занятие воспитательной работы поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях, природе, формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом, развивать эмоционально-ценностную сферы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Час доброты"»

Методическая разработка классного часа на духовно-нравственную и гражданско-патриотическую направленности

Тема классного часа: «Час доброты»

Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

Задачи:

Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

Воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

Развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;

Содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: презентация, карточки с ситуациями, пословицы о добре для групповой работы, таблицы с анкетой, толковый словарь Ожегова.

Аннотация

В современном мире мы видим огрубелость чувств, различные проявления эмоциональной ограниченности, жестокость, агрессивность, замкнутость на собственных интересах. Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Что ни день, общественное мнение потрясает информация об очередном злодеянии, совершенном несовершеннолетними. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты, переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства массовой информации, компьютерные игры. Потрясает количество детей, которые, совершив гнусный поступок не испытывают ни сожаления, ни угрызений совести. Такие поступки делают детей бесчеловечными. Поэтому в школе с начальных классов необходимо проводить регулярную работу по всестороннему воспитанию учащихся. Данное занятие воспитательной работы поможет сформировать у учащихся потребность заботиться об окружающих людях, природе, формировать этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом, развивать эмоционально-ценностную сферы учащихся.

Ход занятия

    Актуализация

Учитель: Здравствуйте, дорогие мои юные друзья. Я очень рада новой встрече с вами. Как мы уже знаем, 19 января Православная церковь праздновала Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник этот отмечается в воспоминание о крещении Иисуса Христа на реке Иордан. В наше время при обряде крещения на водоемах прорубь называется «иордань» именно честь этой реки.

Накануне отмечается крещенский сочельник. И в крещенский сочельник, и в день Крещения – Святого Богоявления – проводится водосвятие воды. Освещенная вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. В этот день на водоемах принято принимать обряд крещения – опускаться в прорубь «иордань». Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дурных мыслей. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте. Да, вы правильно поняли тему занятия, сейчас разговор у нас с вами пойдет именно о доброте как о важнейшем качестве чистой человеческой души.

Учитель: Предлагаю всем встать в круг. Возьмитесь за руки. Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения. (Слайд 1) Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите это хорошее настроение в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и приятно становится вашей душе...

Спасибо. А теперь я предлагаю вам выбрать любой лепесток (отличаются по цвету), и я приглашаю вас занять свои места за столами с вашим цветом, приклейте лепестки вокруг кружочков и у вас получится цветочек, который объедения вас в группу. Вот мы и разделились на группы, чтобы дружно поработать на занятии.

Основная часть

Учитель: Доброта… Что означает это слово? (Ребята объясняют, как они понимают это слово, делают вывод.)

Работа по словарю.

Читает ученик . По определению Сергея Ожегова, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Учитель: - Ребята, продолжите предложение «Добрый человек тот, кто…» Только попробуйте не повторяться. Спасибо, ребята, за добрые слова.

Кто себя считает добрым человеком? (Высказывания детей)

Разбор ситуации

Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (Дети соглашаются, кто-то молчит.) Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищённость) Как вы считаете, справедливо с вами поступили? (Ответы детей)

А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.) А сейчас поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же? (Дети, конечно же, ответят отрицательно)

Мы с вами на уроках Основы православной культуры изучили заповеди. Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: Как вы это понимаете?

Ученик: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Это ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО этики.

ТЕСТ

Учитель: Каждый ребёнок хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нём. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости. Сейчас мы проведем тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек.

Поставьте напротив каждого вопроса ответ «да» или «нет»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчёт очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков . Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

(Результаты не оглашаются, каждый сам себе делает вывод)

Учитель: Я очень надеюсь, что у многих получилось больше 8 очков.

Составление слов.

Учитель: Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

Да, солнце всех озаряет своими лучами. Что мы ощущаем от этих лучей? (Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…) В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.

А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.

Работа по группам.

доброта сердце добросердечный

сосед добрососедство

совесть добросовестный

нрав добронравный

душа добродушный

воля доброволец

порядок добропорядочный

(Каждая группа на каждый лучик (заранее приготовленные полоски бумаги желтого цвета) записывает слова, приклеивают вокруг солнца)

Проверим наши добрые слова.

Ответы на вопросы

Кто в своей жизни совершали добрые дела?

А какие вы совершали добрые дела?

Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?

Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.

Разбор ситуации

Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно. Давайте разберем такую ситуацию.

Чтение по ролям.

Парень: Куда тебе ехать, бабка? – спросил её парень.

Бабушка : А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.

Парень: Садись уж, раз едешь.

Бабушка: Спасибо, милок.

Парень: И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А?

Учитель : Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

Учитель: А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

Учитель: А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Учитель: Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?

Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

Повторение добрых слов.

Учитель: Теперь, ребята, ответьте мне на такой вопрос. – Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (дети дают ответы) Конечно же, это добрые вежливые слова. Назовите примеры таких слов. («доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры» и так далее.

Учитель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда). Добрые слова – это цветы человеческой души, не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра «Добавить доброе слово»

Давайте, мы немного поиграем. Каждый из вас по очереди прочитает стихотворения, а задача остальных – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Ученик 1.

Придумано кем-то, просто и мудро -
При встрече здороваться: … («Доброе утро!»)
– Доброе утро! – Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится, добрым доверчивым,
И доброе утро, продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … («Добрый день!»)

Ученик 2.

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит встречаясь:… («Здравствуйте!»)

Ученик 3.

Растает ледяная глыба

От слова доброго… («Спасибо!»)

Ученик 4.

Когда бранят за шалости,

Мы говорим:… («Прости, пожалуйста!»)

Ученик 5.

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы:… («Спасибо!»)

Ученик 6.

Всем вам с большой любовью

Желаю … («Крепкого здоровья!»)

Работа с пословицами.

Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

1. Соберите, пожалуйста, пословицы из предложенных частей.

1) Доброе слово и кошке приятно.

2) Добрая слава лежит, а худая бежит.

3) Доброе слово лечит, злое калечит.

4) Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

5) Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

6) Делай другим добро - будешь сам без беды.

7) Доброе дело питает и душу и тело.

8) Добрый человек в добре живет век.

9) Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

2. Презентация полученных пословиц.

Учитель: Итак, христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Итог занятия

Учитель: Предлагаю всем встать в круг, посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки, и, глядя в глаза, скажите что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руку, а твой сосед дальше передаст свою и твою доброту, а ты, который первым передал свое добро – больше всех получишь тепла и радости. Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Рефлексия

Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз. Всего вам доброго! До следующих встреч.

Описание работы : данный материал будет полезен для учителей начальных классов при проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Возраст детей 8-10 лет, 2-3 класс.

Цели:

Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга.

Задачи:

Развивать представление учащихся о добре, воспитывать стремления совершать добрые дела, развить самооценку; речь, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения.

Оборудование:

Доска, компьютер, ватман с рисунком «Планета добра», фигурки для аппликации, буклет «Правила дружбы»,карточки со словами.

Выставка рисунков о дружбе

Музыкальное сопровождение:

песня «Улыбка », слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского

«Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.

План.

I .Организационный момент

Актуализация знаний

II. Беседа

1. Групповая работа «Каким должен быть друг?»

2. Разберем ситуацию

3. Выполнение теста. «Добрый ли Я?»

4. Игра: «Сказочный герой - добрый или злой?»

5. Работа со словами. Беседа о вежливых словах.

IV. Заключение

Игра-тренинг “Планета добра”.

V. Итог занятия.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Актуализация знаний

Учитель: Ребята сегодня мы с вами будем говорить о доброте и о добрых делах.

Доброта. Что означает это слово?

Объяснение детей, как они понимают это слово.

Это всё хорошее, светлое, солнце, улыбки.

2. Вводная беседа

Звучит песня «Улыбка ».

Учитель: Какого человека можно назвать добрым?

Ученики: Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель: А как вы думаете с чего начинается дружба?

Ученики: С улыбки

Учитель: Так же думает и поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка» .Послушайте её, а кто знает подпевает.

Что же такое доброта?

Обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный.

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали.

Скажите, какие чувства вы при этом испытывали?

Ученики: Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.

Учитель: Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили?

А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Работа в группах.

Дети работают в группах по 5 чел.

Учитель: Каким должен быть друг?

Ответы детей.

Я вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которым должен обладать друг.

Какие качества вы выбрали? Почему?

Ученики: Общительность, отзывчивость,доброта, справедливость и т.д

Учитель: Какие оставили слова? Почему?

Ученики: Злоба, жадность, эгоизм, хвастовство…

Сейчас мы с вами вывели правила дружбы

Правила дружбы

Уступать

Не грубить. Не злиться

Не жадничать.

Помогать друг другу.

Быть честным

Соблюдайте эти правила и не когда не потеряете друзей.

3. Разберем ситуацию.

Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

Учитель: С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?

Ответы детей.

4. Выполнение теста.

Учитель:Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я”

Каждый из вас сможет проверить, - какие вы, всегда ли внимательны и добры к окружающим?

давайте рассмотрим бланк ответов

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

Вопросы (см.приложение)

У. - Теперь давайте посмотрим, как правильно подсчитать баллы

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта — вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

5. Игра: Сказочный герой - добрый или злой?”

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой - топаете ногами.

Иван - царевич, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная шапочка, Баба - яга, Золушка, Мальвина.

6. Работа со словами

Учитель: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо

Зло - добро

Война - мир

Жадность- щедрость

Грубость - вежливость

Жестокость - ласка

Ложь - правда

Предательство - преданность

Учитель: Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Беседа о вежливых словах.

Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?

Ученики: это добрые, теплые слова.

Учитель: Конечно же, это добрые, теплые слова.

Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.

Учитель: Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов?

Ученики: С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Игра:

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

8. Работа над пословицами

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость!

Вспомните некоторые из них:

1. Доброе слово

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

4. Не хвались серебром,

а хвались добром.

5. Кто добро творит,

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет,

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -

ищи доброты.

9. Заключение

Игра-тренинг «Планета добра».

Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении планету добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Итог

Звучит музыка «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук»

Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми - смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро - это здорово.

А теперь откройте глаза.

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно доброе дело создадим нашу планету добра.

На лист бумаги дети приклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, дети, солнце и т.д.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этого класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Тест «Добрый ли, я»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Дорога Добра

Из телефильма «Маленький Мук»

Слова Ю. Энтина

Музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведёт себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь - не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

Правила дружбы

Уступать

Не боятся просить прощения, если обидел друга

Не грубить. Не злиться

Не жадничать.

Помогать друг другу.

Быть честным

Литература: песня «Улыбка », слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского «Дорога Добра» из телефильма «Маленький Мук», слова Ю. Энтина, М. Минкова.

Классный час «Что такое доброта?»

Цель: воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие.

Оборудование: ноутбук, проектор, плакат с ромашкой, 2 бабочки для каждого ребенка (1 белая, 1 цветная)

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее?
Начнём скорей урок!

2. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, определите, о чем пойдет речь на нашем занятии. Прослушайте притчу (слайд 2)

«Осколки доброты»

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Вы совершенно правы. Сегодня мы поговорим о доброте и добрых поступках.

3. Работа по теме классного часа.

Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? Давайте вставим слова, которые нам помогут объяснить это понятие в цветик- семицветик. Помогите мне. (слайд 3)

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

О доброте писали и говорили многие знаменитые люди. Давайте прочитаем их изречения. (слайд 4)

Доброта… Что же все таки означаетэто слово? Давайте обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.(слайд 5)

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

А сейчас для вас следующее задание. Подберите однокоренные слова к слову «добрый».

Проверим, что у вас получилось. (слайд 6)

Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о добре? Приведите примеры.

Молодцы! А теперь выполним следующее задание. Вам надо соединить начало и конец пословицы. Будьте внимательны! Начинаем! (слайд 7)

4. Физминутка.

Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. Вы можете встать и подвигаться под музыку, потанцевать. (слайд 8)

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому - то, кому - то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.)

У каждого человека в жизни бывают ситуации, когда он проявлял доброту по отношению к окружающим людям. Но как часто это происходит? Действительно ли вы являетесь добрым человеком или только делаете вид? Ответить на эти вопросы нам поможет тест "Добрый ли вы?" (слайд 10-12)

Добры ли Вы, и внимательны ли к окружающим? Способны ли Вы отдать последнюю рубашку тому, кому она нужнее? На эти вопросы вам поможет ответить наш тест.

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Можете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли выслушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь засчитайте себе по 1 очку за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...

Молодцы! Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко». Но для этого вам надо вспомнить вежливые, добрые слова. Готовы? Начинаем!

Растает ледяная глыба

От слова доброго ….(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте),

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(прости, пожалуйста)

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас…(благодарю).

В завершении нашего классного часа, я хотела бы подарить вам стихотворение Татьяны Кузовлевой «Не жалейте сердца», которое мне очень нравится.

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих призрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
Жизнь - она всегда сплошные траты.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Не жалейте сердца. Пусть недолго
Бьется, беспокойное, оно,
Все ж от своего земного долга
Сердце отступаться не должно:
От тревог за всех, кто рядом дышит,
И от дум, что отгоняют ночь,
И от страха: вдруг да не услышит
Чью-то просьбу тихую - помочь.
Торопитесь все отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой Родине припасть.(Татьяна Кузовлева)

5. Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили?

Что нового вы для себя вынесете с нашего занятия?

Какие выводы мы можем сделать?

6. Рефлексия

Ребята, на доске вы видите плакат с изображение ромашки, а на партах у вас лежат бабочки. Прикрепите цветную бабочку к ромашке, если вы узнали что-то новое и интересное сегодня на занятии, и белую, если вам было не интересно. (Пока дети выполняют это, звучит песня о ДобротеТатьяны Мухаметшиной. (слайд 13-23)

Источники:

1 http://detskij-dvorik.ru- стихи о доброте

2 Ожигов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, М.,1997.

3. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник В.Даля в 2-х томах., М., «Художественная литература», 1984 г.

4. http://pritchi.ru/id_4106- притча «Осколки доброты»

Тема «Доброта творит чудеса».

Цели. 1. Формировать у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках, показывать их ценность.

2. Учить находить у людей, такие качества личности как доброта, щедрость, отзывчивость.

3. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

Ход классного часа

Добрый день, дорогие гости, учителя, ребята! Наш сегодняшний классный час посвящен извечной теме, но тему нашего классного часа вы узнаете чуть позже.

Эпиграфом нашего классного часа послужит высказывание Бернарда Шоу

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди».

Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?

Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.

А сейчас я предлагаю вам послушать одну легенду.

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила она обратиться к старому, седому волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю свою жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда запоют первые птицы и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь на условленное место…

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость, другую – Удача, третью - Красота, четвертую – Печаль, а пятую – Доброта.

Они все прекрасны,- сказала Любовь – не знаю кого и выбрать…

Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но сейчас выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Ребята кого бы выбрали вы,если бы были на месте этой девушки?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту?

Итак, вы догадались, о чем мы с вами будем говорить? (о доброте)

Прежде, чем перейти непосредственно к теме нашего классного часа, мне бы хотелось прочесть следующее стихотворение:

В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить засучив рукава.

(Булат Окуджава. Избранное.)

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Ученик 1.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.

Ребята, сегодня мы поговорим о доброте. Тема нашей встречи «Доброта творит чудеса».

Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна ли доброта или нет? Полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Именно доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и не прощёных обид.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

Учитель: Каждый из вас имеет свою индивидуальность, характер, темперамент, а вместе мы - классный коллектив, который не может не существовать без доброты, взаимоуважения и взаимовыручки. .

Мы постараемся, разобраться, какую роль в жизни каждого из нас играет доброта? Может ли каждый из вас сотворить чудо?

А сейчас я предлагаю вам немного поработать. Перед вами чистые листы, положите на него свою руку и обведите. В центре, на ладошке напишите слово ДОБРОТА. А на пальчиках напишите качества, которые характеризуют вас как добрых людей.

Легко или трудно быть добрым?.

Так как мы определили тему, а как думаете вы, что такое доброта… (ответы детей)

А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добро- всё положительное, хорошее, полезное. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Какого человека можно назвать добрым?

(Добрый человек это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережет природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша помощь. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы посадим этот сад.

Дерево первое «Пословицы о добре»

Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них. Я попрошу вас выполнить задание- собрать пословицы и попытаться объяснить их значения.

1.Доброе слово … и кошке приятно.

2.Не одежда красит человека, … а его добрые дела.

3.Торопись на доброе дело,…а худое само приспеет.

4.Не хвались серебром, …а хвались добром.

5.Кто добро творит, … того Бог отблагодарит.

6.В ком добра нет, …в том и правды мало.

7.Не ищи красоты-…ищи доброты.

Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево.

К большому сожалению, в современном мире такие понятия, как доброта, отзывчивость, уважение уходят на второй план. Злоба, жадность, безразличие формируют сегодня нравственную сторону многих людей. Часто можно наблюдать неуважение к старшим, товарищам, близким.

Дерево 2. «Добрые герои сказок»

Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если он добрый, вы поднимаете руки вверх, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали:

Иван –царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Красная – Шапочка, гуси – лебеди, водяной, баба- яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Снежная королева.

Молодцы, ребята! Ещё одно дерево прижилось.

Дерево 3. «Добрые чувства»

Мы с вами знаем, что чувства есть добрые, а есть, к сожалению злые.

А сейчас, я вас попрошу отделить злые чувства от добрых.

(Ребята выходят к доске и размещают чувства, написанные на карточках в два столбика)

Добрые чувства Злые чувства

Любовь. Безразличие

Дружба Равнодушие

Доверие Злоба

Радость Ненависть

Внимание Вражда

Забота Недоверие

Понимание Антипатия

Симпатия Раздражение

Дерево 4 «Наши поступки».

А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.

  1. Твой друг заболел, не ходит в школу,как ты поступишь?

(буду навещать его, расскажу о жизни в школе, принесу задание, объясню, помогу выполнить его,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение)

  1. Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия?

(разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)

  1. Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься?

(Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне не нравится такое поведение.Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили)

  1. Расскажи, как в нашем классе мальчики относятся к девочкам? Есть ли у нас рыцари в классе?

(Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками, поможет открыть дверь, пропускает девочек вперед, помогает во всем)

Ребята, а ваши взаимоотношения в классе являются добрыми?

Каких добрых поступков от мальчиков ждут наши девочки? Запишите на сердечках, которые лежат у вас на партах. Мальчики запишут свои пожелания, адресованные девочкам. Обменяйтесь сердечками.

Ребята, а какие добрые дела совершали вы?

(Ответы учащихся.)

Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.

Классный руководитель. Да, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.

Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

Классный руководитель. А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?

Ученики. МАМА.

Составить Ромашку Доброты.

Учитель . Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в природе? Запишите их на лепесточках ромашки и соберите ее? (Ответы учащихся).

Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.

Примерные ответы:

  • Помочь по дому
  • Помочь товарищу в школе
  • Сказать кому-то доброе слово
  • Пожалеть кого-то
  • Сходить за хлебом для слабой старушки
  • Покормить бродячего щенка
  • Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжёлую сумку..
  • Когда кто-либо приходит к вам, помоги снять куртку.
  • Если кто-то что-либо уронил, подними.
  • Старайтесь маме или бабушке помочь по хозяйству.
  • В школе и дома не мусори.
  • Уступи место в троллейбусе, трамвае, автобусе пожилым людям.
  • Пишите письма домой и друзьям, когда уезжаете.
  • Защищайте девочек, маленьких детей.
  • Старайтесь во всем помочь ближнему.
  • Не допускайте грубости.
  • Будьте добрым человеком!

Классный руководитель. Вот таким у нас получилось дерево доброты. Я надеюсь, что все ваши пожелания от чистого сердца.

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.

– Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.

В заключении давайте встанем все в круг и возьмемся за руки. Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла оборвать на себе, не пускать ее дальше по кругу.

Я хочу вам подарить закладки с правилами, которые помогут вам всегда оставаться добрыми.

Правила доброты.

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

В заключение хочется

Всем пожелать здоровья,

Надежды, веры, доброты.

Пусть будет дом согрет любовью

И все исполнятся мечты!


Новое на сайте

>

Самое популярное