Домой Деревья и кустарники На какие 3 государства распалась чехословакия. Чехословакия: на какие страны распалась? Государственный строй и политика

На какие 3 государства распалась чехословакия. Чехословакия: на какие страны распалась? Государственный строй и политика

Прошло 10 лет после распада Чехословацкой федеративной республики. Сейчас, по прошествии стольких лет, можно смело говорить о том, что разделение было успешным политическим шагом. Во всяком случае, так считают президенты Чехии и Словакии - Вацлав Гавел и Рудольф Шустер. 1 января 1993 для Словакии и Чехии стало одной важнейших дат в их истории. 10 лет назад прекратила свое существование Чехословацкая федеративная республика, а народы Чехии и Словакии избрали путь самостоятельного развития.

Распад Чехословакии в 1992 году войдет в историю как пример мирного разделения государства без кровопролития, межнациональных конфликтов и международной напряженности. В то время образование нового государства нередко сопровождалось военными конфликтами.

Словацкая республика появилась по политической карте Европы 1 января 1993 года. Послушаем мнения тех, кто непосредственно участвовал в процессе разделения Чехословакии и в образовании независимого Словацкого государства. Бывший председатель Федерального собрания, а впоследствии первый президент СР Михал Ковач считает, что решающую роль в разделении Чехословакии сыграли депутаты федерального собрания, а не лидеры двух самых сильных в то время политических субъектов чешского ОДС и словацкого ХЗДС - Вацлава Клауса и Владимира Мечиара, которым до сих пор приписывается этот исторический акт. Политическая воля о разделении государства, по словам Ковача, могла осуществиться только в Федеральном собрании. И депутаты, которые голосовали за разделение ЧСФР, по мнению, первого президента СР, заслуживают высоких государственных наград. На вопрос, какие чувства тогда испытывали словацкие политики, Михал Ковач ответил:

- Кроме ощущения радости, счастья от того, что мы сумели договориться с чешскими партнерами о разделении федерации и о создании двух самостоятельных государств, у нас было чувство ответственности и долга за судьбу своего народа.

Не все в Словакии приветствовали разделения Чехословацкой федерации. Михал Ковач будучи в то время председателем Федерального собрания так оценивал сложившуюся ситуацию:

- Разумеется, я понимал, что словацкое общество было разделено минимально на две части с точки зрения политического спектра. Одни заявляли, что Словакия должна обрести суверенитет, другие полагали, что еще рано говорить о самостоятельном развитии Словакии и требовали сохранения общего государства чехов и словаков на федеративном принципе.

Разделение Чехо-словацкой федеративной республики по мнению бывшего председателя Нацинального Совета СР Ивана Гашпаровича не было легким, но это был очень важный шаг, который в дальнейшем определил место словаков в Европе.

- Однозначно говорить о том, что разделение было неизбежным, нельзя, - говорит Иван Гашпарович. В Словакии существовало мнение, что мы должны сделать все возможное для того, чтобы освободиться от административной и экономической зависимости чехов: почти все ключевые посты в ЧСФР, в том числе и в предсавительствах за рубежом, занимали граждане чешской национальности. В то время мы хотели создать единый высший орган федерации, который бы выполнял внешнеполитические задачи, включая оборону общего чешско-словацкого государства. Что касается экономических отношений, то по нашему мнению, каждая из республик должна была их строить самостоятелно. Но чешская сторона это предложение не приняла. На последнем совещании в Братиславе, бывший премьер ЧСФР Вацлав Клаус заявил, Чехословакия должна быть унитарным государством, а если нет, то пусть возникнут две самостоятельные республики. Его слова впоследствии привели к распаду Чехо-словацкой федерации. Но в Европе и во всем мире к этому решению отнеслись с пониманием.

Большая заслуга в разделении Чехословацкой федерации принадлежит лидеру ХЗДС - Движения за демократическую Словакию Владимиру Мечиару. Как он видел эту проблему со своей позиции. «У нас есть уже свое государство, что же дальше? - такой вопрос я получал чаще всего в 93 году. Я всегда был убежден в том, что разделение Чехословакии произойдет мирно. Я категорически опровергал утверждения некоторых западных политиков, что отделяясь от чехов, я хочу освободить словаков из-под их гегемонии и вернуть в Словакии тоталитарной режим. Но это было не так. Я всегда считал, что Словакия достойна самостоятельного развития и процветания, и что она является неоьъемлемой частью Европы, а потому в 1992 году вышла из Федерации и объявила о своей независимости. Что касается проведения референдума по вопросу о разделении Чехословакии, то я никогда не был против. Люди имеют право, данное им Конституцией, высказаться по этому поводу. Но всё было решено на основе политических договоренностей».

И в Словакии, и в Чехии существует мнение о том, что вопрос о разделении государства должны были решать не политики, а граждане во всенародном референдуме и что распад ЧСФР не принес пользы ни одной, ни другой стороне. Действительно ли это так? Вот что по этому поводу говорит действующий президент СР Рудольф Шустер:

Президент Шустер в своем выступлении по случаю 10 летия образования независимой СР сказал, что взаимодействие с нашим чешским соседом имеет особое для нас значение, потому что с Прагой нас связывает большая историческая эпоха.

- Надо признать, что Прага была местом, где был отменен Варшавский договор. С этой инициативой выступил Вацлав Гавел. Нельзя забывать, что в свое время он был и нашим президентом в рамках ЧСФР. Символичным является и то, что 10 лет спустя, после разделения Чехословакии, ни где-нибудь, а именно в Праге на саммите НАТО, СР была приглашена в Северо-атлантический альянс.

Оглядываясь назад, нужно признать, что в чешско-словацких отношениях были разные периоды. Не обошлось без упреков и взаимных претензий в процессе разделения имущества и полномочий. Пережили наши страны и малый «ледниковый» период, когда на официальных встречах тон был весьма сухим и холодным, а сотрудничество на всех уровнях оставляло желать лучшего. Но будем надеется, что это безвозвратно ушло в прошлое. Уже не за горами то время, когда Чехия и Словакия будут в составе большой европейской семьи, безопасность которой будет гарантирована со стороны НАТО.

Прежде чем перейти к распаду Чехословакии, обратимся к истории образования двух государств. К началу Первой мировой войны у чешских и словацких политиков сложилась достаточно ясная концепция будущего государства чехов и словаков. Эта идея была предложена русскому царю в начале войны и он одобрил создание Чехословацких легионов. С чешской стороны главными представителями были Томаш Масарик и Эдуард Бенеш, а со словацкой - Милан Штефаник. В 1915 году Масарик официально представил план создания Чехословакии в Женеве. В октябре этого же года эмигрантские организации чехов и словаков в Кливленде подписали совместную декларацию. Окончательное соглашение было подписано 31 мая 1918 года в Питтсбурге. Первое временное правительство заседало в Париже. Чешским национальным советом 28 октября 1918 года была провозглашена независимая Чехословакия, а 30 октября Словацкий национальный совет в г.Турчански-Свети-Мартин (совр. Мартин) заявил об отделении Словакии от Венгрии и создании чехословацкого государства (так называемая Мартинская декларация). 14 ноября 1918 года президентом Чешской Словацкой Республики стал Томаш Масарик. Совместное государство было воссоздано на основе объединения двух народов после десяти веков разделения, но вопрос о четких взаимоотношениях между ними оставался открытым. В конституционных дебатах победу одержала централистская тенденция, получившая поддержку большинства чехов. Чехословакия была провозглашена единой и неделимой республикой. Идея единой нации, использующей общий язык, нашла поддержку и в Праге, и у части словацкого населения. И все же централистский характер новой республики не устраивал многих граждан Словакии, в первую очередь сторонников Народной партии Глинки, а также Йозефа Тисо, выступавших с требованием полной автономии для этой части страны и получивших 32% голосов словаков на выборах 1925 года. Часть голосов в Словакии получили также более умеренные партии, выступавшие против автономии. Ведущую роль в более экстремистских движениях играли католики. В результате словацкий вопрос превратился в центральную проблему нового государства, а антагонизм и напряженность в отношениях между чехами и словаками часто заслоняли подлинные достижения в развитии Словакии.Некоторые из ее наиболее умеренных лидеров занимали высокие посты в чехословацком правительстве. В 1935 году президент Масарик уходит в отставку и его сменяет Эдвард Бенеш. 28 сентября 1938 года в Мюнхене было подписано Мюнхенское соглашение 1938 года, по которому Судетская область была передана Германии, а Тешинский край Польше. В 1938 после Мюнхенского соглашения многие словаки из числа экстремистского крыла автономистов выступили с требованиями полного отделения от чехословацкого государства. Вследствие этого соглашения возобладала линия на расчленение Чехословакии; Венгрия и Польша присоединили к себе части территории Словакии. 6 октября 1938 года словацкие политики в Жилине провозгласили автономию Словакии в рамках Чехословакии. Правительство было вынуждено это одобрить и назначило Йозефа Тисо премьёр-министром автономного правительства. 2 ноября 1938 в результате Венского арбитража Венгрия и Третий рейх отторгли от Словакии южную её часть. 13 марта 1939 года Гитлер на встрече с Тисо предложил ему провозгласить самостоятельность Словакии, в противном случае Словакия бы была разделена между Польшей и Венгрией. 14 марта 1939 года была провозглашена Первая Словацкая республика, а на следующий день немецкие войска оккупировали Чехию, Моравию и чешскую Силезию. Был провозглашён так называемый "Протекторат Чехии и Моравии", которым «Управлял» Эмиль Гаха. 21 сентября 1944 года Красная армия перешла границу Чехословакии у Медзилаборец. 19 января 1945 года была освобождена Братислава - Первая Словацкая республика пала, а 9 мая была освобождена Прага. В 1946 году состоялись первые выборы. В Словакии их выиграла Демократическая партия, в Чехии Коммунистическая партия. В феврале 1948 года разразился политический кризис, демократические министры подали в отставку, президент Бенеш под давлением коммунистических демонстраций создал правительство в котором преобладали коммунисты. 9 мая 1948 года была принята конституция и после смерти Бенеша президентом стал Клемент Готвальд при котором стала социалистическим государством. 1 января 1969 года, после закона о федерализации, Чехия стала федеральной республикой в рамках Чехословакии, которая называлась Чешская социалистическая республика.

Огромные достижения чехословацкого социализма в 1969 - 1989 гг в сопоставлении с текущим спадом продолжавшаяся более 20 лет так называемая нормализация привела к огромному подъему в науке, экономике, политике, идеологии, культуре и общественной жизни.Без малейшего колебания можно смело утверждать, что именно в 1969 - 1989 гг. Чехословацкая Советская Социалистическая Республика добилась наибольших успехов на протяжении всей своей истории. В качестве примера приведу один-единственный факт. В 1989 года внутри валовая продукция (ВВП) в бывшей Чехословакии составляла почти 9000 $ на душу населения, тогда как сегодня менее 3000 $, или, иначе говоря, Чехословакия 16 лет назад завоевала 11-е место во всём мире, среди всех, в том числе и высокоразвитых промышленных стран. Сегодня не стоит даже говорить про это, один смех сквозь слёзы - где-то 80 место. Задолженность ЧССР до ноября 1989 года была самой маленькой среди всех стран социалестического лагеря (кроме Румынии, у которой долгов не было) - 2,5 миллиарда долларов (Венгрия - 10 миллиардов, Польша - 40 миллиардов долларов). Речь шла о всей Чехословакии, нынешняя задолженность только Чешской республики без малого 50 миллиардов долларов. Чешская промышленность, бывшая гордостью страны, окончательно умирает. После переворота только в одной Чехии был потерян один миллион рабочих мест. Грань между уровнем жизни сельского населения и городского стиралась при коммунистах слово в слово. Сельское хозяйство выполняло продовольственный план родины в целом настолько успешно, что даже через 10 лет после переворота французы оценили чехословацкое социалистическое сельское хозяйство в качестве наиболее развитого во всей Европе. Ввиду прихода горбачёвской перестройки в СССР завершился в Чехословакии социалистический путь развития событиями ноября 1989 года, когда правящая номенклатура оказалась неспособной в отсутствие внешней поддержки противостоять растущему давлению прокапиталистических сил и практически без боя уступила им власть. Многие молодые партийные работники в обмен на возможность участия в приватизации части общенародной собственности и сохранение в политико-экономической "элите" страны пошли на постыдную измену собственной совести. Формально это выразилось в их участии в так называемом "переходном коалиционном правительстве" (декабрь 1989 - май 1990 года), запустившем все основные либерально-рыночные реформы. Тем не менее возврат капиталистических порядков не мог не вызвать к жизни и политической активности представителей действительно марксистских сил, которые сохранились и в КПЧ, и вне её. Уже на чрезвычайном съезде в декабре 1989 года, несмотря на огромное давление буржуазной реакции и панические настроения части партийного актива, было отклонено предложение о самороспуске партии. XVIII cъезд КПЧ определил тактику работы партии в новых политических условиях (подготовка к парламентским и местным выборам, "завоевание позиций" в профсоюзах, борьба против "возврата" собственности прежним владельцам и против ликвидации сельскохозяйственных кооперативов, борьба против монополии властей и новых собственников в средствах массовых информации и т. д.) и ближайшие организационные задачи (перевод партийных организаций с предприятий и учреждений на "территории" по месту жительства, создание новых форм первичных организаций по профессиональному и функциональному признаку и по интересам, формирование "союза молодых коммунистов", материальное обеспечение политической деятельности и прочее). В том же 1990 году, исходя из объективных процессов ослабления чехословацкой федерации, из всплеска буржуазного национализма (в первую очередь словацкого), приведшего в 1993 году к разделению страны на Чехию и Словакию, была создана Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ). Моравия, это восточная треть Чешской респ., название вытекает из одноимённой и вливающейся в реку Дунай реки, куда вошли парторганизации работавшие в чешских землях. Несмотря на постоянное давление буржуазных партий, средств массовых информации (СМИ), государственного аппарата. КПЧМ ныне является первой по численности политической партией Чехии, стабильно получающая на любых выборах, начиная с 1990 года, свои 15, а в последнее время без малого 19 процентов голосов. КПЧМ - единственная парламентская партия, отстаивающая интересы людей труда и выступающая против вовлечения страны в НАТО и в "европейские структуры". В Словакии действует правопреемница КПС (председатель Йозеф Шевц). Её политическое развитие, идеология и практика во многом схожи с КПЧМ, схожи и методы борьбы с левыми, к которым прибегает буржуазия в этих двух странах. Понятно, что в современных условиях административно-политическое давление, и постоянное появление в СМИ представляют собой неотъемлемое слагаемое борьбы правых против чешских и словацких коммунистов. На этом месте следует упомянуть некую "странность" на чешской политической сцене, это создание с последующей государственной регистрацией организации - двойника, являющейся собой "карикатурой на коммунизм", как часто говорят с претензией на остроумие в адрес этого двойника многие, не только правые противники. Речь идёт о КПЧ (название, порядок съездов и организационная структура до сих пор соответствуют компартии до переворота - теперешний генеральный секретарь Мирослав, членская база которой состоит, в основном, из бывших «нормализаторов» - готвальдовцев, исключенных из КПЧ еще в 1989-1990 годах.Демонстрации в ноябре 1989 положили конец коммунистическому правлению. В Чехии возникло движение Гражданский форум (ГФ), а в Словакии - Общественность против насилия (ОПН). Страна получила новое название - Чешская и Словацкая Федеративная Республика. На выборах 1990 ОПН и Христианско-демократическое движение (ХДД) набрали наибольшее число голосов. 29 декабря 1989 года новым президентом Чехословакии стал лидер оппозиции В. Гавел, причем за него проголосовали даже многие коммунисты. А через полгода в стране прошли первые свободные выборы в национальный парламент, победу на которых одержала коалиция Гражданского форума Чехии и «Общественность против насилия» Словакии. Примечательно, однако, что немало голосов получила и партия, заметно обновленная после исключения из не более 20 прежних руководителей. Остальные же партии (Христианско-демократическая уния, Социалистическая партия, Словацкая национальная партия и Движение за самоуправляемую демократию) потерпели поражение и практически не принимали участие, во-первых, социально-экономических и общественно-политических реформах.В конце 1990 федеральный парламент предоставил Словакии право распоряжаться своим бюджетом, не решив при этом вопроса о гарантиях ее суверенитета. В 1991 федеральные, чешские и словацкие правительственные круги провели серию встреч, на которых рассматривались вопросы предоставления автономии Словакии, однако соглашение не было достигнуто. Движение ОПН раскололось, в частности по вопросу о сепаратизме, а на выборах 1992 новая организация патриотических сил - Движение за демократическую Словакию (ДЗДС, основано в 1991) - получила большинство мест в словацком законодательном органе. В июне 1992 лидеры федерального, чешского и словацкого правительств пришли к соглашению о мирном разделении Чехословакии.1 января 1993 возникли два самостоятельных государства: Чешская Республика и Словацкая республика. Очередной этап серьезных политических и экономических реформ наступил в Чехословакии только через два с лишним десятилетия после разгрома Пражской весны. Программу экономических реформ новое правительство представило парламенту уже к сентябрю 1990 г., т. е. почти сразу же после своего формирования. А с января 1991., то есть буквально через четыре месяца началась реализация этой программы. Надо заметить, что в Чехословакии, как в любой другой стране, проходящей через реформы, имела место дискуссия между сторонниками осуществления быстрых преобразований и теми, кто предпочитал градуализм. Самым ярким представителем первого подхода был министр финансов Вацлав Клаус. К моменту начала реформ он достиг пятидесятилетнего возраста. Это был реформатор совершенно иной волны, нежели те, кто стояли во главе государства во время Пражской весны. Если О. Шик впервые посетил страну развитого капитализма в зрелом возрасте, будучи уже одним из руководителей, то Клаус прошел научную стажировку в Италии еще в двадцать пять лет, когда писал свою кандидатскую диссертацию. После защиты стажировка в Соединенных штатах Америки. Несмотря на то, что Клаус имел непосредственное отношение к событиям Пражской весны и даже был в 1970 г. уволен из института экономики за свои реформаторские взгляды, его подходы к реформированию оказались совершенно иными, нежели у Шика. Если Шик прославился, помимо всего прочего, своими поисками третьего пути, несовпадающего ни с капитализмом, ни с социализмом, то Клаус стал во многом известен благодаря своей крылатой фразе: “Третий путь -- это путь в третий мир”. Он стремился к тому, чтобы поставить точку на социализме и сделать из Чехословакии образцовую, эффективно функционирующую капиталистическую страну. Клаус в реформаторской деятельности откровенно ориентировался на жесткость, характерную для тэтчеризма, и старался всячески делать упор на принадлежность своей страны к западному миру, в котором доминирует рынок. Министром финансов Клаус стал еще в конце 1989 г., т. е. сразу же после бархатной революции. Уже в это время он был одним из ведущих деятелей Гражданского форума, объединявшего демократические силы Чехословакии.Главным противником Клауса оказался директор Института прогнозирования экономики Вальтер Комарек, занявший в первом посткоммунистическом правительстве должность вице-премьера. Под руководством Комарека Институт прогнозирования подготовил документ, в котором предлагалась концепция постепенного вхождения в рынок с сохранением государственного регулирования. Комарек резко протестовал против шокотерапии и занимал позиции, характерные для левого центра, для социал-демократии. В этой политической борьбе явную победу В. Клаус. Если двумя десятилетиями раньше Чехословакия была пионером реформ, то теперь в Праге практически полностью ориентировались на те подходы, которые годом раньше применялись в Варшаве. Правда, положение Чехословакии отличалось по многим важным параметрам от положения, в котором находилась Польша, что и определило тактическое различия реформ. В первой половине 1990-х гг. безработица в Чехии держалась на уровне, примерно в три раза более низком, чем в Венгрии, и в четыре раза более низком, чем в Польше. С одной стороны, это было вроде бы неплохо. Однако, с другой стороны, проблема переходной экономики в значительной степени определялась тем, каковы причины столь высокого уровня занятости. Ведь Чехия сумела поддержать занятость, так и не пройдя через структурную трансформацию. В январе 1991 г. в Чехословакии были применены практически все элементы польской стратегии шокотерапии, хотя некоторые из них -- в явно смягченном варианте. Интересно, что правительство не только не пыталось затушевать жесткость своего подхода, но, напротив, активно подчеркивало тот факт, что оно осуществляет именно шокотерапию. Итак осуществляется следующим образом: Во-первых, произошла либерализация цен. Наверное, темпы ее были в Чехословакии наиболее высокими среди всех стран региона. Во-вторых, чехословацкие власти попытались применить жесткую финансовую политику для того, чтобы воспрепятствовать развитию инфляции. Впрочем, как отмечали наблюдатели, реализация заявленной программы шокотерапии в Чехословакии была менее болезненной, нежели в любой другой стране Центральной и Восточной Европы. В-третьих, после значительной девальвации кроны была обеспечена ее внутренняя конвертируемость. Крону зафиксировали и привязали к корзине валют. Использование польского сценария реформ сделало и результаты чехословацких преобразований в значительной степени похожими на польские. Реформаторы ожидали, что ВВП в первый год упадет на 5 %. На практике же сокращение производства было огромным. ВВП упал за год на 15 %. Спад продолжился и на будущий год и составил 6,4 %. В 1993 г. в Чехии он оказался практически преодолен (падение меньше 1%), тогда как в Словакии был еще замечен. Чехословацкие экономисты, естественно, задавались вопросом о том, мог бы этот спад быть менее существенным, если бы реформы шли по градуалистскому сценарию. К. Коуба проводил сравнение венгерских и чехословацких реформ. Он отмечал, что если объем промышленного производства в каждой из этих стран в 1985 г. принять за 100 %, то окажется, что в 1991 г. в Чехословакии промышленность находилась на уровне 78,8 %, а в Венгрии -- на уровне 72,3 %. Иначе говоря, венгры просто растянули свой спад по сравнению с чехами и словаками, которые получили все его “прелести” буквально за один год. Это показывает, что и в России огромный спад был неизбежен.Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер, институциональных перемен и структурной политики, в том числе приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию, восстановить финансовое равновесие, обеспечить предпосылки создания стабильной макроэкономической ситуации. Либерализация внешних связей должна была помочь выйти на оптимальный уровень цен и внести на внутренний рынок необходимую дозу конкуренции.Наиболее тревожным и неожиданным для восточноевропейских стран стал «переходный» спад, проявившийся в сокращении производства и занятости до уровней значительно более низких, чем в дореформенный период. Общий спад производства за период 1989-1993 гг. оказался действительно очень крупно масштабным, сравнимым, пожалуй, только с Великой депрессией 1929-1933 гг. Спад достиг особой глубины в Болгарии и Румынии - странах, по общему мнению, хуже подготовленных к немедленным рыночным реформам и меньше продвинувшихся по пути реформ, нежели Чехословакия, Венгрия и Польша. Обращает на себя внимание и тот факт, что во всех рассматриваемых странах падение промышленного производства оказалось заметно глубже (приблизительно более чем наполовину) падения ВВП. В Болгарии и Румынии спад промышленного производства составил к концу 1993 г. 50%. Специалисты тем не менее сейчас склонны представлять происшедший спад как вполне естественный и неизбежный. Одним из основополагающих предположений явилось то, что почти полная занятость в централизованно планируемой экономике обеспечивалась слабой трудовой дисциплиной, идеологической догмой о полной занятости при социализме и низкой зарплатой. Соответственно предсказывались широкомасштабные увольнения в переходный период. В то же время предполагалось, что возросший спрос на труд в сфере услуг и частном бизнесе поглотит значительную часть избыточной рабочей силы в промышленности, так что общий уровень безработицы останется умеренным. На практике в большинстве восточноевропейских стран незанятость существенно превысила 1/10 численности трудоспособного населения и остается на высоком уровне, несмотря на некоторое оживление экономики.Поскольку основной причиной высокой безработицы был «переходный спад», оживление экономики в принципе должно было бы открыть возможности для решения или, по крайней мере, смягчения этой проблемы. К сожалению, взаимосвязь между уровнями производства и занятости не столь проста. Рассчитывать, что намечающееся в середине 90-х гг. экономическое оживление радикально изменит ситуацию на рынке труда, нельзя, поскольку масштабы создания новых рабочих мест будут в целом перекрыты притоком новых безработных из сферы образования (выпускников школ и вузов), перенаселенной деревни и сужающегося госсектора. В результате, восточноевропейским странам, видимо, придется жить с двузначным уровнем безработицы еще несколько лет. Причем доля долгосрочной безработицы (более 12 месяцев) постепенно растет, в Польше и Болгарии она уже близка к 50%. Другой тревожный факт - растущая незанятость молодежи, такая тенденция грозит им надолго остаться безработными.Большую роль в процессе чехословацких экономических реформ играла приватизация. Приватизация может делать упор на продажу имущества, в результате чего оно, как правило, сразу переходит в руки эффективного собственника, способного осуществить реструктуризацию предприятия и обеспечить необходимые инвестиции. Либо приватизация может обеспечивать бесплатную передачу имущества широкому кругу лиц, что создает иллюзию достижения социальной справедливости. В Чехословакии, где не было столь длительного периода рыночного развития экономики, как в Венгрии, и где не было такого сильного частного сектора, как в Польше, реформаторам пришлось в наибольшей степени вести приватизационный процесс по компромиссному пути. Примерно таким же образом обстояло дело и в России. А потому российская модель приватизации оказалась в значительной степени похожа на модель чехословацкую с той только разницей, что сравнительная слабость государства вынудила российских реформаторов в большей степени пойти на уступки директорам, фактически уже контролировавшим свои предприятия, и трудовым коллективам. В России, как и в Чехословакии, в той или иной форме в процесс приватизации были вовлечены практически все граждане страны, а не только предприниматели. В Праге авторы приватизационной стратегии любили прибегать к сравнению своей позиции с шахматной партией. В начале игры шахматист может иметь лишь самые общие представления о том, как он будет действовать в середине партии, и совершенно не иметь конкретных идей относительно своей стратегии в эндшпиле. Важно выиграть партию. Точно так же главная задача реформаторов -- осуществить приватизацию. Важно по возможности сделать это быстро и не допустить наименее эффективного с экономической точки зрения развития событий -- приватизации в пользу трудовых коллективов. Все более частные вопросы -- это сфера конкретных поисков, находок и возможных компромиссов. Главной формой компромисса в Чехословакии стало использование ваучеров. Тем или иным способом контроль за предприятиями через посредство ваучерного механизма сосредоточился в руках инвестиционных фондов, что устранило власть трудовых коллективов, но создало в дальнейшем иные проблемы.На начальном этапе экономических преобразований Чехия отличалась наибольшей политической стабильностью среди всех посткоммунистических стран. В 1992 г. Клаус, опираясь на те особенности риторики и политики, о которых шла речь выше, сумел, находясь во главе своей гражданско-демократической партии (ГДП), выиграть парламентские выборы с большим преимуществом. Эта победа ознаменовала окончание борьбы между двумя крыльями Гражданского форума. Технократы, ведомые Клаусом, смогли сформировать правящую коалицию, в которую вошли также неолибералы из гражданского демократического альянса и представители христианско-демократического союза. Коалиция имела прочные позиции в парламенте и спокойно правила страной на протяжении четырех лет.Клаусу не пришлось сразу же после осуществления радикальных преобразований испытать на себе ту переменчивость народной любви, которую испытали Лешек Бальцерович в Польше и Егор Гайдар в России. Клаусу единственному среди политиков либеральной ориентации удалось провести реформы и сохранить власть, не проиграв на выборах левым силам. В июле 1992 принята Декларация о суверенитете Словакии. В ноябре 1992 парламентом был принят федеративный законно прекращении существования чехословацкой федерации к 1 январю 1993 г. Чехословакия разделилась на две самостоятельные республики -- Чехию и Словакию. Разделение произошло, в отличие от разделения Югославии, абсолютно мирным путем. А в отличие от разделения СССР, оно произошло уже после того, как основные необходимые шаги реформ оказались осуществлены. Тем не менее, чрезвычайно важные для завершения модернизации преобразования должны были идти и после 1993 г. С этого момента реформы в Чехии и Словакии осуществлялись независимо друг от друга.Таким образом, «бархатная» революция и распад СССР косвенно или прямо привел к распаду единого государства. Мирный раскол Чехословакии означает конец идей чехословизма, существовавший не один десяток лет. Она предполагала с одной стороны, единство чехов и словаков, а с другой - их уникальность как единственной в Центральной и Восточной Европе группы славян, приверженным принципам демократии.

В 1989 г., перед крушением коммунистического режима, политическое, экономическое и социально-психологическое положение в Словакии было иным, нежели в Чешской Республике. Большая часть словаков относительно хорошо адаптировалась к социально- экономическим условиям «реального социализма». Словацкое общество не считало - в отличие от чешского - сорок лет «реального социализма» однозначным шагом назад. Словацкая республика развивалась это время в лучшую сторону, жизненный уровень повышался. Словакия в 1989 г. не была достаточно готова к радикальным общественным

переменам, но лишь к определенному варианту перестройки.

В 1992 г. словацкие граждане ретроспективно оценивали коммунистический режим положительнее, чем чехи. В Словацкой Республике меньшинство опрошенных видело в существующем строе больше преимуществ, чем в предыдущем - коммунистическом, в то время как в Чешской Республике так считало большинство 12 .

Новые демократические институты пользовались в Словакии меньшим доверием, чем в Чешской Республике. Словаки гораздо больше, чем чехи, опасались угроз на этнической почве; большой процент словацкого населения был озабочен возможностью гражданской войны вследствие неспособности политиков решить проблему чехословацкого государственного строя 13 . В Словакии были также громче призывы к сильной личности политического лидера. Граждане Словакии были заметно более недовольны политическим и экономическим развитием после 1989 г. 1 , что было обусловлено частично тем, что социально-экономические условия в Словакии были хуже, чем в Чешской Республике.

Фундаментальное значение приобрели различия отношений к рыночной экономике и приватизации. Большинство чехов придерживались мнения, что только рыночная экономика обеспечит успех экономического развития. В Словакии сторонники рыночной экономики составляли только треть. Чехи в своем большинстве приветствовали приватизацию, большинство словаков ее отвергали 13 . Эти различия решающим образом влияли на поведение электората на выборах в обеих частях Чехословакии. Чехи голосовали на парламентских выборах 1992 г. преимущественно за реформы, словаки - против. Это привело к тому, что представители чехов и словаков, которые были избраны в парламент 1992 г., придерживались диаметрально противоположных политических и экономических концепций. Итоги этих выборов придали чехо-словацкой дилемме взрывную динамику, которая в течение немногих привела к политическому решению о разделе единого государства.

Адаптационный кризис при переходе к демократии и рыночной экономике. Переход от централизованной государственной к рыночной экономике и от однопартийной диктатуры к плюралистической системе не мог не сопровождаться экономическими и социальными кризисами. Экономически коммунистическая система разрушалась уже много лет, сохраняя политическую стабильность. Она распалась лишь тогда, когда все ресурсы были исчерпаны. Новый оборот событий не мог не повлечь за собой дальнейшего ухудшения жизненного уровня населения, усугубить социальные проблемы, унаследованные из коммунистической эры. Этот процесс шел в Словакии намного драматичнее, чем в чешской части государства. Экономические трудности Словакии привели к непризнанию организованных Прагой рыночных реформ.

Еще одним фактором раздела стало образование в процессе трансформации в Чехии и в Словацкой Республике 1990-1992 гг. двух полностью автономных партийных систем. Обособлению словацкой и чешской партийных систем содействовал составленный с серьезными ошибками избирательный закон, позволяющий политической партии входить не только в Национальный совет соответствующей республики, но и в Федеральное собрание, если она получала определенный процент голосов избирателей лишь в одной из двух республик.

Граждане Чехословакии - и новая политическая элита - не имели в начале девяностых годов опыта демократии, что негативно сказалось

на дальнейшем политическом развитии. Демократия неизбежно связана с конфликтами, которые должны решаться публично. Граждан раздражали длительные споры и разногласия политиков в различных комиссиях, их неспособность найти консенсус в отношении нового государственного устройства отношений между чехами и словаками. Они просто приравняли в известной мере чехо-словацкую дилемму к конфликтам, желая быстрого государственно-правового разрешения вопроса. Разделу также в негативном плане способствовали средства массовой информации. Их анализ причин и вероятных последствий раздела был поверхностным. Они некритично повторяли мнения политиков и в основном защищали мнимые интересы «своего» народа. СМИ ответственны за по-

с? 133

ляризацию общественного мнения чехов и словаков.

Фактором раздела стала деформация политической культуры, обусловленная господством в предшествовавший период коммунистической идеологии и разрывом преемственности исторического развития в эру коммунизма «Посткоммунистическая паника», беспомощность граждан в политической ориентации после распада авторитарных структур, - типичны для поставторитарных обществ. Атомизация общества породила спрос на харизматического вождя. Это было время решительных популистских политиков таких как Владимир Мечиар и Вацлав Клаус, крайне неохотно допускавших компромиссы. Новый национализм, коллективно-идеологическая функция которого сменила коммунистическую доктрину, также способствовал развитию в этом направлении.

Чехословакии после ноября 1989 г. пришлось столкнуться со сложной ситуацией в плане своей конституции. Федерация Двух конституирующих единиц весьма неблагоприятный вариант федеративного государства 13 . Институционально решающая проблема заключалась в том, что не удалось своевременно, к началу девяностых годов принять новую - демократическую и одновременно действенную - конституцию. Конституция времен «пражской весны», продолжавшая действовать и после перелома, абсолютно не подходила для облегчения поиска демократического консенсуса. Ее положение, обеспечившее абсолютное право вето одной десятой части выбранных в одной из республик депутатов Федерального собрания, запрограммировало конституционный кризис. Авторы конституционного закона чехословацкой фе-

дерации 1968 г. не рассчитывали (и в тот момент, очевидно, и не могли рассчитывать) на то, что в Чехословакии в будущем могут состояться выборы, в которых чехи и словаки проголосуют за противоположные политические ориентации и разные модели чехо-словацкого государственного устройства. Положения конституции требовали вновь и вновь добиваться единства коалиции чехов и словаков в парламенте, что стало обстоятельством, из-за которого после выборов 1992 г. Чехословакия разрушилась.

Чешская и словацкая политические элиты несут совместную ответственность за то, что до выборов 1992 г. не был достигнут консенсус в отношении нового устройства государственно-правовых отношений обоих наций и что не была использована возможность создания адекватных конституционных механизмов, делавших возможным дальнейшее существование единого государства. Активно за раздел выступали словацкие политики, руководство Движения за Демократическую Словакию (ДЗДС), возглавляемого Владимиром Мечиаром. Оно воспрепятствовало избранию президентом государства единственной сильной личности, способной интегрировать федерацию, Вацлава Гавела. ДЗДС инициировало в словацком Национальном совете объявление независимости и принятие словацкой конституции, не учитывает федеральную конституцию. Делегация ДЗДС потребовала после выборов 1992 г. на коалиционных переговорах с чешской Гражданской Демократической Партией (ГДП) полной независимости и субъектности Словакии в соответствии с международным правом, что было равносильно требованию раздела государства.

Столкнувшись с действиями руководства ДЗДС, учитывая соотношение политических сил и угрозу конституционного кризиса, чешская сторона не могла воспрепятствовать разделу. Когда стал очевидным раздел государства, чешские политики настаивали на том, чтобы это произошло быстро, по возможности, без насилия и осложнений («цивилизованно»).

Раздел Чехии и Словакии был, мотивирован интересами вышедшей из выборов 1992 г. словацкой властной элиты. В новом словацком государстве имелись несколько тысяч высоко оплачиваемых должностей во вновь создаваемых министерствах, посольствах, центральном банке и других институтах, которые сторонники ДЗДС и их партнеры по коалиции разделили между собой. Вся государственная собственность, которая была приватизирована в независимой Словацкой Республике, за часть реальной цены перешла в собственность тех, кто лично или политически стоял близко к новой правительственной команде . Продажи по символическим ценам лицам, близким к одной из трех партий правительственной коалиции, были во время Мечиара практически единственным методом приватизации 13 .

Чешская сторона несет свою часть ответственности, корни которой следует искать в истории. Чехи рассматривали Чехословакию как свое национальное государство, которое дополнено словацкой территорией. Они не обеспечили обещанную словакам автономию, исторические шансы конституционного уравнивания. В течение чувствительной фазы после поворота федеральные органы в Праге, в которых доминировали чехи, с трудом уступали соответствующую часть их компетенций словацким органам в Прессбурге и учитывали в федеральной политике желания словацкого населения.

Новые страны появляются с пугающей регулярностью. В начале 20-го века на планете было всего несколько дюжин независимых суверенных государств. А на сегодняшний день их уже почти 200! Если уж страна образовалась, то это надолго, поэтому исчезновение страны встречается крайне редко. За прошлый век таких случаев было совсем немного. Но если уж какая-то страна распадается, то она полностью исчезает с лица Земли: вместе с флагом, правительством и всем остальным. Ниже приведены десять самых известных стран, которые когда-то существовали и процветали, но прекратили своё существование по той или иной причине.

10. Германская Демократическая Республика (ГДР), 1949-1990

Созданная после Второй Мировой войны в секторе, контролируемом Советским Союзом, Германская Демократическая Республика была лучше всего известна своей Стеной и тенденцией отстреливать людей, которые пытались перебраться через неё.

Стена была снесена с распадом Советского союза в 1990 году. После её сноса Германия объединилась и снова стала целым государством. Однако вначале, из-за того что Германская Демократическая Республика была довольно бедной, объединение с остальной Германией чуть не разорило страну. На данный момент в Германии всё наладилось.

9. Чехословакия, 1918-1992


Созданная на развалинах старой Австро-Венгерской империи, за время своего существования Чехословакия была одним из самых ярких демократических государств в Европе до Второй Мировой войны. Преданная Англией и Францией в 1938 году в Мюнхене, она была полностью оккупирована Германией и исчезла с карты мира к марту 1939 года. Позже она была занята Советами, которые сделали её одним из вассалов СССР. Она входила в сферу влияния Советского Союза до его распада в 1991 году. После распада она опять стала процветающим демократическим государством.

На этом и должна была окончиться эта история, и, наверное, государство было бы целостным и по сей день, если бы этнические словаки, живущие в восточной половине страны, не потребовали отделения в независимое государство, разделив Чехословакию надвое в 1992 году.

На сегодняшний день Чехословакии больше нет, на её месте есть Чехия на западе и Словакия на востоке. Хотя, учитывая тот факт, что экономика Чехии процветает, Словакия, у которой дела идут не так хорошо, наверное, сожалеет об отделении.

8. Югославия, 1918-1992

Также как и Чехословакия, Югославия была продуктом распада Австро-Венгерской империи в результате Второй Мировой войны. Состоящая в основном из частей Венгрии и изначальной территории Сербии, Югославия, к сожалению, не последовала более интеллигентному примеру Чехословакии. Вместо этого, она была чем-то вроде самодержавной монархии до того как нацисты вторглись в страну в 1941 году. После этого она находилась под оккупацией Германии. После разгрома нацистов в 1945 году, Югославия не вошла в состав СССР, но стала коммунистической страной под руководством диктатора-социалиста Иосипа Броз Тито (Marshal Josip Tito), лидера армии партизанов во время Второй Мировой войны. Югославия оставалась неприсоединившейся авторитарной социалистической республикой до 1992 года, когда внутренние конфликты и непримиримый национализм вылились в гражданскую войну. После неё страна распалась на шесть маленьких государств (Словению, Хорватию, Боснию, Македонию и Черногорию), став наглядным примером того, что может случиться, если культурная, этническая и религиозная ассимиляция пойдёт не так.

7. Австро-Венгерская империя, 1867-1918

В то время как все страны, оказавшиеся на стороне проигравших после Первой Мировой войны, оказались в неприглядном экономическом и географическом положении, ни одна из них не потеряла больше, чем Австро-Венгерская империя, которая была обглодана как жареная индейка в приюте для бездомных. Из распада когда-то огромной империи появились такие современные страны как Австрия, Венгрия, Чехословакия и Югославия, а часть земель империи отошли Италии, Польше и Румынии.

Так почему же она распалась, в то время как её соседка, Германия, осталась целой? Да потому что у неё не было общности языка и самоопределения, вместо этого в ней жили различные этнические и религиозные группы, которые мягко говоря, не ладили друг с другом. В целом, Австро-Венгерская империя перенесла то, что претерпела Югославия, только в гораздо большем масштабе, когда её разорвала на части межнациональная ненависть. Разница состояла лишь в том, что Австро-Венгерскую империю разорвали на части победители, а распад Югославии был внутренним и спонтанным.

6. Тибет, 1913-1951

Хотя территория, известная как Тибет, существовала более тысячи лет, она не смогла стать независимым государством до 1913 года. Однако, будучи под мирной опекой целого ряда Далай-лам, он, в конце концов, столкнулся с коммунистическим Китаем в 1951 году и был оккупирован силами Мао, завершив, таким образом, своё краткое существование в качестве суверенного государства. В 50-х годах Китай оккупировал Тибет, в котором росло всё больше и больше волнений, до тех пор, пока в 1959 году Тибет, наконец, не взбунтовался. Это привело к тому, что Китай аннексировал регион и распустил тибетское правительство. Таким образом, Тибет перестал существовать как страна и вместо этого превратился в «регион», вместо страны. На сегодняшний день, Тибет является огромной туристической достопримечательностью для китайского правительства, даже несмотря на то, что между Пекином и Тибетом существует распри, из-за того, что Тибет опять требует вернуть ему независимость.

5. Южный Вьетнам, 1955-1975


Южный Вьетнам был создан путём насильного изгнания французов из Индокитая в 1954 году. Кто-то решил, что разделить Вьетнам на две части примерно по 17-й параллели будет хорошей идеей, оставив Коммунистический Вьетнам на севере и псевдодемократический Вьетнам на юге. Как и в случае с Кореей, ничего хорошего из этого не вышло. Ситуация привела к войне между южным и северным Вьетнамом, в которую, в конце концов, были вовлечены Соединённые Штаты. Эта война стала для Соединённых Штатов Америки одной из самых опустошающих и дорогих войн, в которых Америка когда-либо принимала участие. В итоге, раздираемая внутренними разногласиями, Америка вывела войска из Вьетнама и предоставила его самому себе в 1973 году. В течение двух лет, Вьетнам, разделённый на две части, воевал, пока Северный Вьетнам, поддерживаемый Советским Союзом, не захватил власть над страной, навсегда устранив Южный Вьетнам. Столица бывшего Южного Вьетнама - Сайгон (Saigon), была переименована в Хошимин (Ho Chi Minh City). С тех пор Вьетнам является социалистической утопией.

4. Объединённая Арабская Республика, 1958-1971


Это ещё одна неудавшаяся попытка объединить арабский мир. Египетский президент, ярый социалист, Гамаль Абдель Насер (Gamel Abdel Nasser), счел, что объединение с дальним соседом Египта, Сирией, приведёт к тому, что их общий враг - Израиль, будет окружён со всех сторон, и что объединённая страна станет супер-силой региона. Таким образом, была создана недолго просуществовавшая Объединённая Арабская Республика - эксперимент, который был обречён на провал с самого начала. Будучи разделённым несколькими сотнями километров создание централизованного правительства представлялось невыполнимой задачей, плюс ко всему, Сирия и Египет никогда не могли договориться о том, в чём же состояли национальные приоритеты.

Проблема разрешилась бы, если бы Сирия и Египет объединились и уничтожили Израиль. Но их планам помешала неуместно начавшаяся Шестидневная война 1967 года, разрушившая их планы о совместной границе и превратившая Объединённую Арабскую Республику в поражение библейского масштаба. После этого дни союза были сочтены, и, в конце концов, ОАР распалась со смертью Насера в 1970 году. Без харизматичного египетского президента, который поддерживал хрупкий альянс, ОАР быстро распалась, восстановив Египет и Сирию как отдельные государства.

3. Османская империя, 1299-1922


Одна из самых великих империй за всю историю человечества, Османская империя развалилась в ноябре 1922 года, после своего довольно продолжительного срока существования в течение более 600 лет. Когда-то она простиралась от Марокко до Персидского залива и от Судана до Венгрии. Её распад был результатом долгого процесса дезинтеграции в течение многих столетий, к началу 20-го века от неё осталась лишь тень былой славы.

Но даже тогда она оставалась влиятельной силой на среднем Востоке и Северной Африке, и, скорее всего, оставалась бы ею и сегодня, если бы не участвовала в Первой мировой войне на стороне проигравших. После первой Мировой войны она была расформирована, самая большая её часть (Египет, Судан и Палестина) отошли Англии. В 1922 году, она стала бесполезной и, в конце концов, полностью распалась, когда турки победили в своей войне за независимость в 1922 году и устрашили султанат, попутно создав современную Турцию. Тем не менее, Османская империя заслуживает уважение, за свое, столь продолжительное существование несмотря ни на что.

2. Сикким (Sikkim), 8 век н.э.-1975

Неужели вы никогда не слышали об этой стране? Где же вы были всё это время? Ну, серьёзно, как можно было не знать о маленьком, не имеющем выхода к морю Сиккиме, надёжно притулившимся в Гималаях между Индией и Тибетом...то есть, Китаем. Размером с ларёк по продаже хот-догов, это была одна из тех неизвестных, забытых монархий, которым удалось продержаться до 20-го века, до тех пор, пока её граждане не поняли, что у них нет особой причины оставаться независимым государством, и не решили объединиться с современной Индией в 1975 году.

Чем же было примечательно это маленькое государство? Да тем, что, несмотря на свой невероятно маленький размер, у него было одиннадцать официальных языков, которые, наверное, создавали хаос при подписании дорожных знаков - это если предполагать что в Сиккиме были дороги.

1. Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз), 1922-1991


Сложно представить историю мира без участия в ней Советского Союза. Одна из мощнейших стран на планете, которая распалась в 1991 году, семь десятилетий она являлась символом дружбы народов. Она была образована после распада Российской империи после Первой Мировой войны и процветала в течение многих десятилетий. Советский Союз разгромил нацистов тогда, когда усилия всех остальных стран оказались недостаточными, чтобы остановить Гитлера. Советский Союз едва не начал войну с США в 1962 году, это событие получило название «Карибский кризис».

После того как Советский Союз распался, после падения Берлинской стены в 1989 году, он разделился на пятнадцать суверенных государств, создав, таким образом, самый большой блок стран с распада Австро-Венгерской империи в 1918 году. Сейчас основным преемником Советского Союза является демократическая Россия.

Начало перестройки в СССР оказало непосредственное влияние на Чехословакию. Возможности, открытые либерализацией в СССР, были использованы сторонниками реформ в Чехословакии. Прологом «бархатной революции» стала разрешённая властями студенческая демонстрация 17 ноября 1989 года, закончившаяся разгоном и массовыми арестами участников. Реакция на них последовала почти мгновенно — по стране прокатилась волна демонстраций протеста, в организации которых важную роль сыграл созданный в Чехии 19 ноября «Гражданский форум», одним из лидеров которого был Вацлав Гавел.

На территории Словакии также была создана аналогичная общественная организации — «Общественность против насилия». Кульминацией деятельности оппозиции стал многотысячный митинг протеста в Праге. Результатом этих событий стала мирная капитуляция коммунистического правительства и формирование нового коалиционного правительства. Данные события вошли в историю как «бархатная революция». Президент Гусак подал в отставку. 29 декабря 1989 года Федеральное собрание избрало своим председателем А. Дубчека, а президентом Чехословакии — В. Гавела.

20 апреля 1990 года государство было переименовано в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (ЧСФР). С территории страны были выведены части Советской Армии. В июне 1990 года в ЧСФР были проведены первые с 1946 года свободные выборы в парламент, на которых кандидаты от «Гражданского форума» и «Общественности против насилия» одержали победу, получив 170 из 300 депутатских мандатов. Гавел и Дубчек были переизбраны на свои посты. В Чехословакии началась глубокая трансформация политической системы.

Переговоры между представителями Чехии и Словакии по поводу разграничения властных полномочий в рамках федерации начались в конце лета и продолжались до осени 1990 года. Их результатом стало подписание конституционного акта о передаче основных полномочий республикам.

В марте 1991 года начался раскол двух крупнейших общественных движений Чехии и Словакии, которые выступали движущей силой «бархатной революции». На основе «Общественности против насилия» образовалось Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), которое выступало за продолжение процесса разделения двух республик. Раскололся и «Гражданский форум» в Чехии. Его преемником стала Гражданская демократическая партия (ГДП), выступившая за скорейшее проведение экономических реформ. В июне 1991 года переговоры между представителями Чехии и Словакии возобновились, однако ещё до их завершения чешские и словацкие политики стали склоняться к варианту «развода» двух республик.

В июне 1992 года состоялись всеобщие выборы. ДЗДС во главе с Владимиром Мечиаром получило большинство голосов в Словакии, а ГДП — в Чехии.

Премьер-министр Чехии Вацлав Клаус, представитель победившей в Чехии «Гражданской демократической партии», и премьер-министр Словакии Владимир Мечиар открыли переговоры по поводу будущего Чехословакии. Клаус и Мечиар придерживались различных политических и экономических стратегий реформирования. К концу августа 1992 года правительства Чехии и Словакии приняли решение о прекращении существования ЧСФР. 1 сентября 1992 года Национальный совет Словакии утвердил конституцию независимого государства. 25 ноября федеральный парламент с перевесом в три голоса принял конституционный закон о прекращении существования государства Чехословакия, в котором определялось время мирного «развода» двух государств — 31 декабря 1992 года.

Новое на сайте

>

Самое популярное