Домой Деревья и кустарники Смогут ли компьютеры заменить учителей (сочинение). Возможно, компьютер никогда не заменит учителя Почему компьютеры заменят учителей в будущем

Смогут ли компьютеры заменить учителей (сочинение). Возможно, компьютер никогда не заменит учителя Почему компьютеры заменят учителей в будущем

  • Подписаться на новости
  • В начале 1960-х годов в одной из лабораторий США шла работа над проектом, который имел огромные потенциальные возможности для реформирования образования. Профессор Дональд Битцер, инженер-электрик из университета в Иллинойсе, создает одну из первых в мире обучающих машин. Уже к 1972 году разработанное им программное обеспечение вышло за рамки одного контрольного класса и начинает использоваться по всей Америке.

    С разрастанием таких тенденций в обществе одновременно усилились определенные спекуляции и опасения, сможет ли компьютер заменить преподавателя.

    «Компьютеры в то время рассматривались как гигантские мозги для того, чтобы контролировать нашу жизнь», ‑ говорит историк Брайан Дир. Программное обеспечение, разработанное Битцером, известно как логическое программирование автоматизированных процессов обучения «Платон», ставило своей целью давать учащимся ответы на возникающие вопросы с помощью шестидюймовых черно-белых экранов монитора. (Идея Битцера заключалась в возможности вывода на дисплей не только текстовой, но и графической информации, что существенно расширяло возможности обучения, ‑ ред.)

    Прошло сорок лет, а на повестке дня по-прежнему стоит вопрос о том, сможет ли компьютер вытеснить учителей как устаревший атрибут обучения. Фиона Холландс, старший научный сотрудник педагогического колледжа Колумбийского университета, говорит, что компьютеры в настоящее время используются для решения в классе различных проблем в трех направлениях. Они помогают учащимся освоиться с четкими инструкциями и указаниями учителя в таких моделях обучения, как, например, «cмешанное обучение»; их могут использовать в качестве дополнения в работе учителя в так называемых «гибридных» учебных моделях обучения и полностью заменить учителей в таких моделях обучения, как «виртуальный» класс.

    «Целый ряд государств и регионов создали свои собственные виртуальные школы, а, например, виртуальная школа во Флориде (США) является наиболее известной», ‑ продолжает Холландс, добавляя, что недавно проведенные исследования позволяют утверждать, что не только студенты могут прекрасно обучаться с таким подходом, это также приносит значительную экономию денежных средств.

    В США школы «Rocketship» сократили накладные расходы путем введения в действие большего количества онлайн-классов, что позволяет обходиться меньшим количеством учителей. Эти классы привлекли внимание мировой общественности к такому подходу, который известен как «смешанное обучение», при котором четверть времени учебного дня учащихся отдается под преподавание с помощью компьютера. Учителя в этом случае не имеют полномочий контролировать онлайн-сессии, поэтому квалифицированные преподаватели в основном сосредоточиваются на развитии у учащихся критического мышления. В то же время сэкономленные средства используются для большей оплаты труда действующих учителей.

    Выступая на британском радио в 2014 году, главный исполнительный директор школ «Rocketship» Престон Смит сказал, что компьютеры дали возможность по-новому переосмыслить, что же такое «школьный день». Однако Гордон Лафер, профессор политэкономии из университета штата Орегон, считает, что такие школы предлагают учащимся просто-напросто «урезанную программу обучения».

    Голландские исследователи утверждают, что школы «Rocketship» всего лишь обеспечивают более низкое качество образования малоимущих обездоленных детей. Так, он считает, что довольно трудно, например, работать в одиночку в Интернете, если ваши читательские навыки в английском слабы или, например, если ученик склонен очень легко отвлекаться.

    Британская версия американских школ «Rocketship» ‑ академии «Pioneer» ‑ откроет свои двери в следующем году. Но Кристина Бловер, генеральный секретарь Национального союза учителей, в этом плане настроена довольно скептически. В своей статье в газете «Daily Mail» в прошлом году она сказала, что если дети в конечном итоге сидят перед компьютерами в течение значительного периода времени без постоянного доступа к учителю на каждом уроке, то это «неправильный откат».

    Триша Келлехер, глава фонда Стивена Перса, предупреждает, что компьютерная технология обучения не должна означать конец эры учителей. Скорее ее следует рассматривать в качестве полезного инструмента в арсенале учителя: «Роль учителя не должна сводиться к тому, чтобы он просто встал и раздал инструкции учащимся, поэтому нужно думать о том, что же необходимо изменить для вас как учителя».

    Сугата Митра, профессор образовательных технологий школы коммуникаций университета Ньюкасла, считает, что в будущем роль учителя будет похожа на роль футбольного тренера: «Сейчас дети могут просто выйти в киберпространство, а учитель как товарищ на заднем плане подсказывает им, где они находятся и что им, возможно, необходимо сделать».

    В мае 2013 года Митра создал «школу в облаке». Он разместил компьютеры в специальных киосках трущоб Дели, что позволяло детям свободно использовать их. Он обнаружил, что многие из тех детей, которые никогда раньше не видели компьютер, могут всему обучиться самостоятельно. «Учителя часто спрашивают меня, смогут ли они в такой ситуации потерять работу. И я им отвечаю ‑ нет, потому что ваша работа как учителя будет только усложняться. Это скорее всего будет попросту другая работа. Она будет заключаться в том, что учитель станет мастером, который даст полезную подсказку ученику». И добавляет: «Должно произойти резкое изменение учебной программы учителем, но мы всегда будем рядом с учениками».

    Следует отметить такой существенный момент, который планируется изменить, а именно резкое возрастание потребности в учителях с высокими технологическими навыками. Хосе Пикардо, завуч высшей школы Сурбитона, говорит, что учителя, которые обладают высокими навыками использования компьютерных технологий, заменят тех, кто этого делать не может. Он считает, что такие образовательные инструменты, как видео, позволяют детям обучаться в любой точке, и учителя должны учитывать этот факт.

    Однако в этой сложной дискуссии, уверяет Дэвид Вулли, один из разработчиков программы «Платон», по-прежнему остается главный вопрос: «Так заменят ли компьютеры учителя?». И рассуждает так: «Пока это не случилось, и я сомневаюсь, что это когда-нибудь произойдет. Люди по сути своей являются социальными животными, поэтому наличие личностных связей между учащимися и преподавателями имеет первостепенное значение. Это совсем не означает, что иные средства обучения не представляют собой никакой ценности, но существуют вещи, которые компьютер никогда не будет в состоянии сделать так, как это получается у хорошего учителя-человека».

    П о материалам Гардиан

    "Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства?" (с)
    Вместо эпиграфа

    В последние годы у нас в моду входит квазидистанционное обучение с использованием современных информационных технологий. Приставку "квази" я здесь добавил не случайно; дистанционное обучение - прекрасная штука, когда физический контакт между преподавателем и студентом технически невозможен. В данном же случае речь идет о введении приемов дистанционного обучения в ситуации, когда преподаватель и студент вполне могут (и должны) оказаться в одной аудитории.

    Пример - в одном техническом вузе, где преподает один мой старинный друг, занятия по истории полностью перевели в дистанционный формат. Студенты читают загруженные в сеть тексты лекций и решают тесты. Функции преподавателя минимальны. Другое набирающее популярность направление (правда, в силу дороговизны воплощается оно в жизнь в России весьма медленно) - создание видеокурсов, которые загружаются в Интернет и заменяют обычные лекции в аудитории.

    Отношение к этим нововведениям в преподавательской среде неоднозначное. Одни приветствуют их, другие относятся равнодушно, третьи (и их большинство) глухо выражают недовольство. Аргумент этих третьих прост: дистанционное обучение убивает коммуникацию между преподавателем и студентом, которая и есть самое главное в вузе! Лишь немногие из них признаются: на самом деле, беспокоятся они в глубине души в первую очередь о своих ставках. Ведь чем больше работы будет выполнять компьютер, тем меньше окажется потребность в преподавателях.

    Как я лично отношусь к введению подобных методов? Так же, как к кухонным ножам. Кухонным ножом можно нарезать колбасу, а можно отхватить себе палец. Зависит от того, как им пользоваться. Итак, давайте в первую очередь посмотрим на "плюсы" и "минусы" замены очного обучения дистанционным.

    На всякий случай уточню: да, я веду речь именно о замене , а не о дополнении (против которого трудно что-либо возразить). На практике этот выглядит как замена лекций в аудитории комбинацией видео- и текстовых материалов, замена семинарских занятий выполнением заданий за компьютером (при этом компьютерная программа самостоятельно реагирует на действия студента), наконец, текущая и промежуточная аттестация в форме выполнения заданий, позволяющих проводить автоматическую проверку компьютером.

    1. Очевидная экономия финансов на преподавательских ставках. Тут даже обсуждать нечего. Теоретически благодаря дистанционным методам вместо 100 преподавателей с зарплатой в 30 тысяч рублей можно оставить 30 преподавателей с зарплатой 100 тысяч, которым этой зарплаты хватит для того, чтобы действительно заниматься наукой, а не бегать по приработкам. Как быть с теми, кто "не вписался" - проблема социальная, к высшему образованию как таковому отношения не имеющая.

    2. Удобство для обучающегося. Нет жесткого графика, невозможно проболеть лекцию, проще совмещать работу с учебой. Мне могут возразить, что необходимость посещения занятий дисциплинирует - что же, самодисциплине тоже надо учиться.

    3. Исключение фактора "плохого преподавателя" - то есть ситуации, когда преподаватель регулярно опаздывает, отменяет занятия, травит байки, оценивает как бог на душу положит. Предполагается, что разработчик курса - действительно высококвалифицированный профессионал.

    1. Как я уже писал, любые курсы надо постоянно совершенствовать. Я очень редко читаю два года подряд один и тот же материал без дополнений, и никогда - три года подряд. Готовы ли вузы заново делать, например, качественный видеокурс ежегодно? Нет, потому что это получится слишком затратно. Легче уж допустить меня до студентов. Поэтому однажды сделанный видеокурс будет оставаться без изменений долгие годы. Если он будет сделан хорошо - его будут называть "классическим", если нет - сами понимаете. Переделать его через два года шансов не будет никаких. Выходит, что видеокурс с сопровождающими его текстовыми материалами - это хорошая альтернатива учебнику, а не лекциям.

    2. Как ни крути, а индивидуальный подход к обучающимся необходим. Даже тот условно индивидуальный, который получается при работе в группах по 20 человек. Опять же, когда у меня идут в параллель три семинарские группы по одному и тому же предмету, очень редко получаются два идентичных семинара по одной и той же теме. Одни все схватывают на лету и хотят получить как можно больше, другим надо долго разжевывать основы.
    Говорят, можно придумать хитрые алгоритмы, которые будут учитывать индивидуальные качества каждого обучающегося и адаптировать материал под его способности и особенности. Наверное, это так. Более того, в идеале индивидуальный подход к каждому студенту гораздо эффективнее, чем условно-индивидуальный подход к группе. Но подумайте вот над чем: все эти алгоритмы с множеством дополнительных вариантов кому-то придется заводить в компьютер. Получается, что объем работы возрастает в разы. Там, где опытный преподаватель быстро поймет, как лучше объяснить тот или иной материал, компьютер вынужден будет обращаться к вариантам, хранящимся в его памяти. Там, где человек проявит творческое воображение и найдет новый способ объяснить, машина этого не сделает. Соответственно, качество адаптации системы к индивидуальному студенту будет тем выше, чем больше вариантов будет изначально в нее заложено. И вот тут мы снова сталкиваемся с вопросом стоимости всего этого счастья.
    Мне могут возразить, что стоимость не так важна. В конечном счете, можно делать все не на уровне конкретного вуза. Можно собрать большой коллектив, ухнуть кучу денег и сделать великолепный учебный модуль - один для всей страны. Это все равно получится дешевле, чем платить тысячам преподавателей в сотнях вузов. Тоже верно, но что мы получим в итоге? Один-единственный "канонический" вариант, который будет перерабатываться раз в десять лет (см. п. 1)? Стратегия, во-первых, крайне рискованная (как показывает практика, косяки в таких грандиозных проектах практически неизбежны), во-вторых, на корню убивающая возможность развития педагогических методик путем одновременного творческого поиска множества реально работающих преподавателей.

    3. Если речь идет о подготовке не просто "квалифицированного потребителя" (с) или человека, которому нужно применять уже придуманные кем-то решения, а о формировании исследователя, способного решать нестандартные задачи, огромное значение приобретает личный пример преподавателя. Именно контакт с умными, творческими людьми играет в подготовке студентов огромную роль. Контакт с компьютером этого не заменит. Компьютерная программа может научить, но не может мотивировать.

    4. Компьютерная программа будет испытывать большие сложности и с оценкой студенческих работ. Даже в том случае, если речь идет о точных науках. Программа сможет проверить правильность ответа - но не в состоянии оценить красоту решения. До сих пор помню, как в школе меня хвалили за то, что я в три действия решил задачу, которую учебник предлагал решать в девять. С точки зрения компьютерной программы никакой разницы нет. И это в лучшем случае; в худшем она будет настаивать на том, что, хотя ответ сошелся, правильное решение - в девять строчек, а не в три. Что уж говорить о ситуации, когда речь идет о гуманитарных дисциплинах, оптимальная форма студенческой работы - это текст, который должен оцениваться по множеству параметров и служить основанием для оценки сильных и слабых качеств студента.

    Что же получается в итоге? Получается достаточно сложная картина. Конечный результат во многом зависит от того, какого специалиста мы планируем получить на выходе.

    Если речь идет об обучении некому набору навыков, которыми обучающийся должен овладеть как можно лучше, не пытаясь создавать ничего нового самостоятельно, компьютеризация, действительно, может принести хороший результат. Однако и в этом случае обращаться с дистанционными методами обучения нужно крайне аккуратно.

    Если речь идет о подготовке исследователей, людей, призванных создавать нечто новое, то полный перевод обучения в виртуальное пространство принесет больше проблем, чем выгод. Тем более если мы будем рассуждать не с точки зрения идеальной теории, а с точки зрения российских реалий, где все косяки, которые можно и нельзя допустить, будут допущены. Видеокурсы могут служить очень полезным и нужным дополнением, но не заменой лекций в аудитории. Всевозможные задачи и тесты могут дополнять, но не заменять семинарские занятия.

    МБОУ – «Гимназия №12» г. Белгорода
    Работу выполнили:Воробьева Олеся Васильевна –обучающаяся 10 А класс, Ищенко Екатерина Андреевна–обучающаяся 11 А класс
    Среди обучающихся был проведён опрос на тему: «Смогут ли в будущем компьютеры заменить учителя?»Всего 12% опрошенных согласились с потенциальной возможностью исчезновения профессии учителя, высказав следующие мнения:
    «Учителя – это наши вторые родители, и ничто,и никто не сможет их заменить»Холодова Кристина, ученица 11 «А» класса
    «Учить всё на компьютере скучно, и глаза потом болят»Полянов Данил, ученик 5 «Б» класса
    Мнения обучающихся гимназии.
    «Лучше было бы не сидеть в кабинетах и не решать однообразные примеры, а проникать в суть и пробовать это самим…»Мартиросян А., 9 «А»
    Мнения педагогов гимназии
    «Кто же будет тогда любить детей? Хвалить и поощрять их труд? Успокаивать в случае неудач?»Ефимова Ирина Вилорьевна, учитель истории
    «Никакая техника ни при каких условиях не сможет заменить человеческого общения, будь то учитель или друг».Богомазова Лидия Васильевна, учитель русского языка и литературы, стаж 33 года.
    «Я хоть и представитель старшего поколения, и понимаю всю важность компьютера в современной системе обучения, я уверена, что старого доброго учителя заменить никогда не удастся».Визирякина В.В., учитель математики, стаж 41 год
    Кто поможет ученику разобраться в бурном потоке информации?
    Получить информацию и усвоить её – это не значит научиться мыслить…Учитель помогает «читать между строк»… Он – компас в океане знаний, намечает ориентиры. Думаете, маленькому человеку легко будет разобраться во всём самому, без наставника и руководителя?
    0:1
    Учитель может помимо знаний дать ребенку «раскрепощенность мыслей»- возможность выразить свою точку зрения, возможно даже оспорить ее, а с компьютером дела будут обстоять иначе, тут уж не поспоришь, в компьютере строго: либо «ДА», либо «НЕТ», никакого "МОЖЕТ БЫТЬ" не дано. Заменить высказывание чувств вариантами ответов: а, б, в?Как компьютер будет проверять сочинения учеников? Проверка только на орфографические ошибки? Разве под силу «машине» понять тайну человеческой мысли?
    0:2
    Ребенок, который много времени проводит за компьютером, испытывает трудности в реальной жизни, в общении не может доходчиво выразить свои мысли, становится скованным, ему комфортнее с компьютером, нежели среди сверстников. В процессе общения со своими воспитанниками педагог может воздействовать на них, формировать их личность, а также способствовать развитию навыков коллективной работы. Если всё общение будет связано с компьютером, то люди попросту разучатся разговаривать друг с другом без клавиатуры. У них не будет друзей, и останется только заменить компьютерами родителей, чтобы семьи тоже не стало.
    0:3
    Компьютер способен к логической обработке информации (что также в него заложил человек), но с каждым годом человек добывает информацию не только логикой, но и другими способами, в том числе ИНТУИЦИЕЙ, а компьютерным технологиям этого никогда не будет дано. В подтверждение этого - появление детей Индиго. Учитель наставляет детей и показывает, как правильно вести себя в обществе. Ни одна современная технология не имеет столько человечности, чтобы сделать из простого ученика человека с большой буквы.
    1:4
    В споре: компьютер или учитель? Победил ЧЕЛОВЕК!
    ВЫВОД: Можно долго размышлять на эту тему, насколько наши учителя эмоциональнее компьютеров, и сказать с уверенностью: «Современные машины должны прийти им на помощь, и если не заменить учителей совсем, то хотя бы облегчить их тяжелый труд».
    Машина - это бездушная железка, которой нет дела до самого ученика. У машины стоит своя определённая программа, которая строго её выполняет. Настоящий же учитель может поговорить с учеником, понять суть его проблем, войти в положение и даже помочь с их решением.
    Если б не было учителя,То и не было б, наверное,Ни поэта, ни мыслителя,Ни Шекспира, ни Коперника…
    Список литературы:
    http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&texthttp://pk04.mskcollege.ru/doc/sc_uchitel.pdfhttp://www.stihi.ru/2013/02/26/3972http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522421http://maks-sokolov.narod.ru/ped_mas_suxomlinskogo_v_a.htmhttp://www.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0518.htmlhttp://works.tarefer.ru/64/100274/index.htmlСухомлинский, В.А. "Не только разумом, но и сердцем..." : сб. ст. и фрагм. из работ / В.А. Сухомлинский. - М. : Мол. гвардия, 1986. - 205 с

    В 1977 году американский писатель-фантаст Айзек Азимов выпустил эссе «Новые учителя», в котором он предложил создать для каждого человека специальную обучающую машину, которая сможет анализировать его уровень знаний и, соответственно, автоматически задавать курс обучения.

    Чтобы пожилые люди не теряли воображения и творческих способностей и не стали обузой для постоянно уменьшающегося числа активных молодых людей, я часто выступал с предложениями модифицировать нашу систему образования таким образом, чтобы человек продолжал учиться до конца жизни. Но как это сделать? Откуда взять столько учителей, размышлял Азимов.

    Спустя почти 40 лет этот вопрос остается актуальным. Сейчас мы живем в век инновационных технологий, и с каждым годом появляются новые изобретения, которые вытесняют когда-то незаменимые кнопочные телефоны, деревянные неуклюжие автомобили и перьевые ручки.

    Но должно же остаться что-то незаменимое, проверенное временем и опытом, например, образование, - с этих слов началась конференция, организованная корпорацией Российский учебник на Международном московском салоне образования.

    Во многих отраслях происходит вторжение искусственного интеллекта в деятельность человека. Не избежала этого и школа, в которой ИИ хочет встать на место учителя. Но значит ли это, что в будущем профессии преподавателя уже не будет, а детей станут обучать компьютеры и роботы?

    Кто победит: искусственный или естественный интеллект - вопрос интересный, так как сейчас между ними присутствует некое противостояние. Наши дети все чаще предпочитают проводить выходной с планшетом, чем с родителями на природе, и тут явная победа ИИ. Но если ребенок упал и разбил коленку, он вряд ли побежит к планшету, верно? Так что естественный интеллект не сдает позиций, рассказал «Ридусу» вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию Корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.

    Это напрямую связано и с противостоянием преподавателя и робота: никто не заметит учительской чуткости, личного примера, эмоциональной связи учитель-ученик. Учитель - не аудиокнига, тут важны личностные качества.

    Вместо или вместе?

    Но не все с этим полностью согласны. Например, директор по бизнес-развитию SkyEng Ларьяновский Александр уверен, что учителя можно частично заменить искусственным интеллектом. Конечно, до выражения эмоций роботам еще далеко, но помочь разобраться с рутинной работой и систематизировать данные ему точно под силу.

    Учителям бывает непросто держать под контролем целый класс, заметить у каждого слабое место. Машина это сделает за несколько секунд: проанализирует работу ученика, его ответы, чтобы потом выдать учителю всю информацию «по полочкам». В таком формате ИИ выступает не вместо учителя, а вместе, пояснил «Ридусу» Александр Ларьяновский.

    Если роботы будут сотрудничать вместе с учителями, которые несколько лет обучались в университетах, стажировались и имеют немалый опыт за плечами, то кто будет учить самих роботов?

    Чтобы обеспечить качественную связь ученик-робот-учитель, нужен надзорный орган, который будет контролировать все процессы: исправна ли система ИИ, правильно ли педагог понимает послания компьютера, а главное, нравится ли такой подход к образованию ребенку.

    Для этого Александр Адамский, кандидат педагогических наук и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», предлагает институционально оформить отношения между ИИ, учителем, учеником и его родителями, чтобы были общие нормы и правила.

    Новичок в классе

    Представителям системы образования стоит рассматривать роботов как новых учеников, которым тоже необходимо создать условия для работы.

    Раньше существовала замечательная система парного обучения, когда один ученик помогает другому в учебе. Сейчас для нас роботы или искусственный интеллект - это и есть тот слабый ученик, которому нужно помочь. Причем помочь как ученикам, так и учителям, считает Адамский.

    Если грамотно подойти к этому вопросу, ИИ действительно облегчит и усовершенствует работу учителей. Роботы могут стать своеобразным министерством образования, в котором будет обрабатываться большой поток данных.

    Например, искусственный интеллект сможет дистанционно собирать все данные о ребенке: его успехи в учебе, участие в олимпиадах, оценки, рекомендации учителей, - огромный пласт информации будет доступен для родителей и учителей.

    Учитель с душой

    Рядом со мной на конференции сидела женщина лет 60−65, которая всю лекцию что-то динамично записывала в блокноте. В ее глазах было то полное несогласие со спикерами, то какое-то смирение. Очевидно, тема образования ее очень волновала, и женщина хотела задать вопросы экспертам, но из-за ограниченного времени микрофон ей так и не достался.

    Как оказалось, Инна Ивановна - учительница истории в одной из московских школ. Большую часть жизни она проработала в школе, и как никто другой знакома со старой системой образования, в которой учитель был не просто лектором, а другом и примером для ребенка.

    На конференцию женщина пришла не сама, «направили весь учительский коллектив, деваться некуда» - рассказывает учительница. С новыми технологиями Инне Ивановне приходится сталкиваться постоянно: электронные дневники, интерактивные доски, презентации для урока - ко всему уже привыкли.

    Но понимание того, что скоро место учителя займет робот, пугает старшее поколение.

    Я не против современных технологий, это замечательно. Как когда-то печатный станок создал новую эпоху, сейчас эту эпоху создает робот. Но уместно ли это для школы? Школа - это не контора по предоставлению услуг, это нечто больше. Сможет ли робот обучить ребенка ценностям, дружбе, взаимопомощи, рассказала учительница.

    Инна Ивановна задала хорошие вопросы, на которые сейчас, наверное, ответить невозможно. Для этого должно пройти несколько десятков лет, чтобы дети, выращенные роботами, вышли в социум.

    Уже сейчас есть сотни онлайн-сервисов по изучению языков, подготовке к ЕГЭ и тренировки решения логарифмов, но мне еще не попадались программы по обучению ребенка нравственности и честности. И такие программы вряд ли появятся, так как объяснить это на схеме невозможно. Нужен личный пример.

    А как вы относитесь к новой экосистеме образования? Нужен ли робот в классе?

    Все больше сфер жизнедеятельности человека перемещается в компьютер, и образование не отстает. Технологии XXI века позволяют современным школьникам не повторять подвиг Михаила Ломоносова и учиться, где и когда им удобно. В преддверии нового учебного года мы рассказываем о том, каким бывает дистанционное школьное образование в России и - самое главное - смог ли уже компьютер заменить учителя.

    Новогодний праздник в детском развлекательном центре. Ведущий просит второклассников написать на листочках свои заказы Деду Морозу. Результат оправдывает ожидания: щенки и котята оттеснены на 3−4-е место, гораздо больше школьников мечтает о последней модели айфона (а самые хитрые сразу просят миллион долларов). Новое поколение точно знает, чего хочет, и не представляет себе жизни без современных технологий. Но когда они еще немного подрастут, научатся ценить то, что не принесет им ни один Дед Мороз. И это - время.

    Российские школьники проводят 11 лет в школе. Это минимум шесть часов в день, а с учетом групп продленного дня, домашних заданий и дороги до школы получается гораздо больше. Если же приплюсовать время, потраченное на кружки, репетиторов и прочие дополнительные занятия, рабочий режим получается тяжелее, чем у многих взрослых. Естественным образом встает вопрос о том, можно ли потратить это время более эффективно. Здесь на помощь приходят технологии дистанционного обучения.

    Первыми в интернет-школы переселились старшеклассники, почувствовав возможность сэкономить время для подготовки к поступлению в вузы. За ними последовали школьники-спортсмены и музыканты, которым часто не оставляют выбора постоянные гастроли и сборы. К ним присоединились дети с ограниченными возможностями или просто со слабым здоровьем. Наконец, дистанционное образование стало спасением для детей, эмигрировавших из России, которым нелегко сразу интегрироваться в новой среде или которым ближе российская система обучения. Более того, в последнее время постепенно набирают популярность дистанционное начальное образование и даже подготовка к школе, хотя у этих-то «клиентов», кажется, не должно быть проблем со временем. А это означает, что кроме экономии времени у онлайн-обучения есть и другие преимущества.

    Как это бывает
    Ситуаций, в которых люди выбирают дистанционное образование, много, и каждому нужно свое. Кто-то слушает отдельные лекции в дополнение к школьной программе, кто-то подтягивает «слабые» предметы, а кто-то целиком полагается на онлайн-школы. Интернет откликнулся на этот широкий спектр запросов соответствующим разнообразием форматов. Перед вами подборка разных способов получить полное или частичное образование в интернете.

    1. Интересное понемногу

    Онлайн-образование начинается уже с подготовки к школе и младших классов. Например, в «Академии Ментальной Арифметики» учат быстро считать, читать и удерживать внимание, а в Дистанционной школе «Artium» предлагают развивать дошкольников с помощью виртуальных научных лабораторий и арт-студии.

    Для школьников средней и старшей школы (хотя иногда и младшей тоже), увлеченных теми или иными предметами, разработано множество дополнительных углубленных курсов. За редкими исключениями они бесплатны и общедоступны. Проект «Дети и наука» записывает видео с ведущими учителями Москвы на разные актуальные и непростые научные темы. Портал UniverTV.ru собирает лекции, обучающие видео, новости и просто тематические ролики во многих областях знания, включая школьную программу. За обучающими видео и текстами можно еще заглянуть в «Академию Салмана Хана» - огромный образовательный массив, выросший из простых схем, которые рисовал Хан, чтобы объяснить своей двоюродной сестре непонятные моменты школьных уроков. Большая часть материалов академии на английском, но силами волонтеров множество предметов уже переведены на русский язык и доступны для просмотра. Наконец, для любителей проектной работы открыта платформа «ГлобалЛаб», позволяющая как отдельным школьникам, так и целым классам участвовать в исследованиях разной степени научности.

    2. В поддержку школьной программы

    Для тех, кому оказывается недостаточно школьных уроков, чтобы усвоить базу, существуют ресурсы, дублирующие школьный материал. Они, как правило, лучше систематизированы, чем проекты дополнительного образования, но зато не бесплатны. Для старшеклассников это в основном программы подготовки к ЕГЭ - например, на сайте College.ru собраны плакаты, наглядные модели, конспекты и тесты, имитирующие реальный экзамен. Для школьников других классов это не только подготовка к тестированиям, но и закрепление базовой программы через видеолекции (на порталe Teachpro) или вебинары с преподавателями (Президентская школа). Иногда используется метод «перевернутого класса»: школьники самостоятельно изучают теорию и примеры заданий, и только после этого на вебинаре преподаватель разбирает с ними возникшие сложности - так, например, работает обучение в школе «Знаника».

    3. Сайты-тренажеры

    Помимо сайтов, обеспечивающих школьников дополнительными знаниями и предоставляющих возможность общения с педагогами, появляется немало игровых и тестовых порталов для тренировки и отработки навыков. При этом их можно использовать в разных форматах: ребенок может тренироваться самостоятельно по вечерам или учитель может рекомендовать тот или иной сайт для дополнительных занятий всему классу. В то же время учитель сам может пользоваться этими сайтами во время урока для отработки материала или для автоматической генерации проверочных работ.

    Разнообразие подобных порталов велико. Все начинается с игровых сайтов для дошкольников: «Дети Онлайн» - собрание игр, песен, сказок, развивающих уроков; poskladam.ru представляет свою методику обучения чтению; «Русский язык для наших детей» (проект Института русского языка им. А.С. Пушкина) предлагает учебные материалы по русскому языку, в том числе и для детей-билингвов.

    Школьников постарше ждут более серьезные сайты, где им предстоит обучаться, решая последовательность задач, составленную методистами. Иногда она может сопровождаться теорией. Среди таких порталов - «Учи.ру», «Меташкола» и LogicLike. Их особенность в том, что сами по себе задачи представляют уникальную методику, которая пошагово приводит ученика к пониманию материала. Роль учителя заранее сыграл методист, разработавший систему заданий. В качестве дополнительных стимулов такие сайты часто строят внутренний рейтинг учеников, чтобы каждый мог оценить свой собственный прогресс и уровень по отношению к другим.

    Кроме того, одним из видов обучения могут стать олимпиады. Сейчас их проводит практически каждый обучающий портал (в том числе и большинство вышеперечисленных). С одной стороны, они мотивируют школьника прикладывать усилия к решению трудных заданий, так как в итоге его могут ждать призы и сертификаты (и для некоторых сайтов это становится основной функцией, например для портала Prodlenka). С другой стороны, в приложении к олимпиадам часто дается разбор ошибок или возможных решений задачи, что делает их важным инструментом обучения.

    Наконец, существует множество сайтов, работающих как генераторы заданий. В основном они ориентированы на ГИА и ЕГЭ и представляют собой базы данных по заданиям прошлых лет, из которых они случайным образом генерируют новые варианты. Среди них стоит отметить набирающий популярность портал «ЯКласс» - образовательный проект Сколково. Это масштабный тренажер для школьников разных возрастов, который хранит не конкретные примеры, а их шаблоны. С использованием технологии Genexis сайт каждый раз генерирует задание заново, подставляя в шаблон случайные (или ограниченные каким-либо параметром) данные. Эта система удобна не только для школьников, которым не приходится больше тренироваться на ограниченном наборе задач, так и для учителей, которые могут создавать с помощью «ЯКласса» контрольные с уникальными вариантами для каждого ученика.

    4. Школа в мониторе

    И, конечно же, растет разнообразие возможностей полноценного дистанционного образования. Интернет-школы обычно являются филиалом государственных школ или приписаны к ним, поэтому имеют право выдавать аттестат об обучении. В этом смысле заочное образование не отличается от очного. Что касается технологий обучения, они во всех школах примерно одинаковы: теория в виде учебника или видеоматериала (анимация или лекция преподавателя), домашние задания, которые проверяет индивидуальный учитель, рубежные тесты контроля знаний. Это позволяет работать не только со школьниками на домашнем обучении, но также с детскими домами (проект «РОСТ») и больницами (проект «Учим-знаем» на платформе Мобильной Электронной Школы). Более тонкие различия касаются деталей: обучение построено на вебинарах с большим количество участников (онлайн-школа «Алгоритм») или школьник работает с записью семинара самостоятельно (что удобно, если ученики находятся в разных часовых поясах, как в Центре Интенсивных Технологий Образования).

    Отличаться может и тщательность контроля знаний. Для усидчивых учеников, которые способны освоить программу самостоятельно, или тех, кто предпочитает не тратить на нее много сил и времени, существуют более формальные школы (например, «Обучение в диалоге»), когда достаточно регулярно сдавать проверочные работы. Тем же, кто заинтересован в подробном и тщательном обучении с постоянным контролем, может подойти школа InternetUrok. Освоение каждой темы в ней состоит из шести этапов: просмотр видеоурока или чтение конспекта, изучение соответствующих параграфов из школьных учебников, отработка материала на тестах-тренажерах, вебинар с учителем, дополняющий базовую информацию, выполнение домашнего задания и, наконец, оценка и разбор домашнего задания с учителем.

    Кроме этого, несмотря на то что все онлайн-школы соответствуют государственным стандартам, каждая по-своему ставит акценты в процессе обучения. Дистанционная школа School-inter делает ставку на легкое и игровое обучение, международная «Школа завтрашнего дня» предлагает совместную программу с американской школой из Флориды, а экстернат «Фоксфорда» ориентирован на мотивированных и целеустремленных учеников и их подготовку к олимпиадам и поступлению в ведущие вузы России.

    Чему учит компьютер
    Несмотря на устоявшуюся систему образования, кажется, что можно учиться еще эффективнее. И новые технологии постоянно предлагают новые возможности. Уже сейчас онлайн-курсы позволяют видеть и слышать учителя лучше, чем в школьном классе, а после изобретения виртуальной доски дистанционное общение с учителем перестало отличаться от реального. Во многих школах используют технологию «живой книги»: учитель может постоянно обновлять материал урока, добавляя туда любые виды контента (тексты, схемы, анимацию, видео, аудио, ссылки на другие сайты). С помощью системы Moodle координаторы учебных программ могут отслеживать выполнение заданий и распределять их между учениками. То есть технологии дистанционного обучения уже способны воссоздать полноценную школу в интернет-пространстве. Теперь возникает вопрос: можем ли мы сделать онлайн-образование принципиально более эффективным, чем реальное?

    Ключевое отличие дистанционного образования от обычной школы в том, что оно индивидуально. Каждый школьник учится тогда и так, как ему удобно. Следующий этап - научиться подбирать сами принципы обучения под конкретные особенности ученика. В результате выстраивается индивидуальная образовательная траектория. Среди российских учебных порталов активнее всего это направление развивают создатели сайта Учи.ру. Мы поговорили с PR-директором проекта Георгием Слугиным о том, как работает персонализация обучения.

    Сайт «Учи.ру» создавался не как альтернатива школе, а как дополнение к ней. Он предназначен для закрепления базовых навыков и знаний, полученных от учителя. Основная его цель - ликвидировать пробелы, которые часто возникают у детей, когда они по разным причинам недопоняли ту или иную тему. «Наш курс сделан не исключительно для гениев, - рассказывает Слугин. - У каждого ребенка есть потенциал к усвоению школьной математики. Но если в 1-4-м классе возникли эти пробелы, то дальше это как снежный ком, и потом уже в 5-7-м классе ребенок с математикой не хочет иметь ничего общего».

    Каждый школьник работает с сайтом самостоятельно с первого класса. Ему предлагают пройти разные задания в порядке усложнения. По каждой теме последовательно возникают интерактивные задания попроще и потруднее, и без решения базовых задач доступ к сложным получить невозможно. «Когда мы хотим ребенка чему-то обучить, нам важно понять, что он научился, что он присвоил этот навык, а не просто правильно подобрал ответ», - объясняет Слугин. Система следит за количеством правильно решенных задач по теме - в случае ошибки ребенок должен повторить задание. И это первый этап подстройки под ученика: каждый имеет возможность учиться столько, сколько ему нужно, в своем темпе и с новым количеством повторений. Если оказывается, что школьник решает задания быстро и без ошибок, то система догадывается, что перед ней «отличник», и легкие задачи можно пропустить, перейдя сразу на сложные. Таким образом система старается сохранять интерес сильных учеников, чтобы они не уставали от однотипных «слишком легких» заданий. Но стоит этому «отличнику» ошибиться, как его привилегии исчезают, и он продолжает проходить задания на общих основаниях. Получается, что система заменяет учителя не только в проверке решений, но и реагирует вместо него на скорость обучения школьника.

    Если же ученик с заданиями справляется плохо, то тактика программы другая. Система не выдает правильных ответов, но дает подсказки, предлагает решить задачу с самого начала поэтапно. Получается, что здесь роль учителя заранее выполнили методисты сайта, которые при разработке заданий прописали сценарии ошибок и работы над ними. Но если и с учетом подсказок решение оказывается сложным и школьник продолжает давать неправильные ответы, то система заключает, что он устал или не готов думать. В таком случае ему рекомендуют другой урок (например, геометрию вместо арифметики) или вообще «отправят гулять» - выведут с сайта и предложат вернуться к учебе попозже.

    Чтобы обучить систему отслеживать действия ученика и принимать решения, требуется серьезная работа программистов. «Это уже анализ больших данных, - говорит Слугин. - У нас в системе больше миллиона активных учеников. Все эти карточки прорешены много миллионов раз. И в будущем мы можем в зависимости от времени, количества ошибок и уровня подготовки строить индивидуальную траекторию еще более точно». Если представить себе, на что еще может обращать внимание система, рисуются совершенно удивительные картины. «У современных устройств есть камера, микрофон, если они включены, можно понимать уровень освещенности и шума в помещении, если работает геолокация - то время и даже погоду за окном. И там могут быть интересные вещи. Например, окажется, что в Мурманске зимой дети лучше решают задачи после обеда», - фантазирует Слугин. И несмотря на то, что прямо сейчас этим еще не занимаются, лет через пять, по его словам, это будет уже нормально. «И это не шутка, - продолжает он. - Мы же понимаем, что погода влияет на психологическое состояние. При минус 25 не очень комфортно с первого урока осваивать новую сложную тему - надо разогреться и в себя прийти после улицы. Это какие-то очевидные вещи, но как только наблюдения будут подтверждаться данными - соберем статистику за зимние месяцы и увидим, что при минус 25 ученики медленнее решают и больше ошибаются… Тогда да, может быть, в такие дни нужно давать более легкие задания на повторение или игровые на развитие логики».

    ***
    Но пока учителя переселяются в онлайн, а программисты учат свои сайты подстраиваться под потребности школьников, не стоит забывать еще об одном важном действующем лице, и это - родители. Несмотря на то что в каждой интернет-школе за учеником закреплен куратор, который может помочь и поддержать в трудной ситуации, несмотря на то что задания на большинстве сайтов составлены в игровой форме, несмотря на обилие мотивирующих олимпиад, движущей силой образования, по крайней мере на первых порах, остаются родители. В видеокурсах для первого класса проекта «домашняя школа ИнтернетУрок» учитель даже обращается напрямую к родителям: «Проверьте, что ваш ребенок усвоил такие-то и такие-то правила». В начальных классах ребенку часто сложно в одиночку разобраться с тем, что требуется в задании и по какому принципу работает система. Нужно задать начинающему школьнику определенный режим и объяснить, как устроен процесс обучения, чтобы дальше он мог заниматься сам. Поэтому заменить родителей компьютером пока - к сожалению или к счастью - невозможно. Но оказалось, что и их тоже можно мотивировать: по словам Слугина, родители часами «зависали» на сайте «Учи.ру» в попытках пройти предпринимательскую игру и получить максимум прибыли от продажи лимонада. Век учи, век учись.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное