Домой Деревья и кустарники Язык есть исповедь. «Язык есть исповедь народа…. И пусть несут нам дар гонцы

Язык есть исповедь. «Язык есть исповедь народа…. И пусть несут нам дар гонцы

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной .

П.А Вяземский.

30 марта в главном корпусе Чувашского Государственного университета им.И.Н. Ульянова состоялась открытие проекта «Диалог языков и культур».

Участниками праздника стали иностранные студенты ЧГУ им. И.Н. Ульянова, ЧГПУ им. Яковлева, обучающиеся Чебоксарского кооперативного института и Чебоксарского медицинского колледжа.

Руководитель проекта - Алексеева Евгения. Студентка 4 курса историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова.

Данный проект проводится в первый раз, - пояснила нам Евгения, - в дальнейшем планируется в течение года проводить подобные мероприятия.

На вопрос, что вдохновило на создание такого проекта, Евгения ответила:

Желание помочь иностранным обучающимся в адаптации. Многие из них испытывают определенные трудности вдали от родины.

На данном мероприятии были представлены культуры разных народов мира с их яркими творческими номерами, национальными танцами, песнями и стихотворениями.

Особо впечатлило стихотворение Уильяма Шекспира, прозвучавшее на русском и арабском языках.

Бурю аплодисментов вызывали национальные танцы. Каждый представитель нации старался поддержать своих соотечественников. А во время исполнения зажигательного таджикского танца ребята из зрительного зала не устояли и, покинув свои места, пустились в пляс!

Многие студенты были одеты в свои национальные костюмы. В этот весенний день зал пестрил обилием ярких красок. Было приятно видеть счастливые лица иностранных студентов. Море улыбок и позитива передавалось каждому находящемуся в этом зале.

Нам удалось до начала концертной части побеседовать с некоторыми из ребят, которые оставили свою родину и приехали в наш город получать образование.

Многие из них после получения диплома планируют уехать на Родину. Говорят там мама, папа…. Там Родина. Но есть и те, кто хочет остаться в России. Говорят: здесь хорошо, люди добрые, понимающие иностранцев.

Елена Ильдеркина

Эссе «Деловая игра.Успех моей будущей профессии»

Мелькаева Кристина

Эссе: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной»

Почему исповедь? В древнерусском языке было слово «видати» – знать, иметь. От него и возникло слово «поведать» – сообщить, рассказать. И вот исповедь – откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и о самом сокровенном. В таком значении и употребил это слово в сочетании «исповеди народа» Петр Андреевич Вяземский. Он хотел подчеркнуть, что язык открывает все тайники, отражает все, что было в жизни народа…

Действительно, в языке народ сохраняет и через язык передает не только факты истории, но и характер, систему нравственных ценностей. А это и есть то, что называется менталитетом. Принадлежность человека к определенной культуре определяет его менталитет. Менталитет с наибольшей полнотой проявляется в словаре, в лексиконе. В “Энциклопедическом словаре культуры” дано определение: “Ментальность - глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира, доминирующий в толще общества…”

« Каждое слово – «живой свидетель» истории. Все стороны жизни народа отражаются - и выражаются! - в языке», - эти слова принадлежат известному русскому публицисту К. Д. Ушинскому. Действительно, язык – необходимое условие существование человека и нации, универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без языка невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, журнал, газету и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку, поэтому можно смело утверждать, что язык есть исповедь народа.

Примером является библейская легенда о Вавилонской башне, смысл которой в том, что потеря единого языка не дала людям осуществить их общий замысел. Язык – это общественное явление, на котором основывается существование нашей цивилизации.

История языка неотделима от истории народа; он, как зеркало, отражает все этапы развития общества. С помощью языка сохраняются и передаются последующим поколениям знания, опыт, культурные традиции. Это отражается в сохранении в языке древних диалектов, географических названий, имен – таким образом, осуществляется связь предков и потомков.

Язык является важнейшим средством передачи и хранения информации. Он дает нам возможность мыслить, строить предложения, выводить суждения. Невозможно мыслить без слов, то есть не молча, а в прямом смысле – без участия знакомых средств. Но язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека. Они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью.

Подготовил: ученик 11 класса КГУ «Кировская средняя школа», Нуринского района, Карагандинской области Сагинтаев Сагингазы

Руководитель: Арнгольд А.В.


Самая большая ценность народа - язык, на котором он говорит и думает. Вся сознательная жизнь, вся история народа проходит через язык.

Прислушаешься к человеку, к тому, как он говорит, - многое поймёшь об этом человеке. Д.С. Лихачёв писал: «Язык человека - это его мировоззрение и его поведение».

Академик РАМН Лихачёв Д.С.


Тема исследования актуальна , потому что в последнее время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у одних специалистов в области языка. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, речь становится не только средством коммуникации, но и мощным энергетическим зарядом, оказывающим скрытое воздействие на психику человека и весь окружающий мир.





  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка, провести пропаганду соблюдения речевых норм.
  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка,
  • выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка,
  • провести пропаганду соблюдения речевых норм.






Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).



Многие заимствования совершенно обрусели и не имеют эквивалентов, являясь единственными наименованиями соответствующих реалий (вспомним пушкинское: Но панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет ...).


В разные периоды развития русского литературного языка оценка проникновения в него иноязычных элементов была неоднозначной. Кроме того, с активизацией процесса лексических заимствований обычно усиливается и противодействие ему. Так, Петр I требовал от своих современников писать "как можно вразумительнее", не злоупотребляя нерусскими словами.

Пётр I


М. В. Ломоносов в своей "теории трех штилей", выделяя в составе русской лексики слова различных групп, не оставил места для заимствований из неславянских языков. А создавая русскую научную терминологию, Ломоносов последовательно стремился находить в языке эквиваленты для замены иноязычных терминов, подчас искусственно перенося подобные образования в язык науки.

М.В. Ломоносов


Против засорения русского языка модными в то время французскими словечками выступали и А. П. Сумароков, и Н. И. Новиков.

А.П. Сумароков

Н.И. Новиков


Однако в XIX в. акценты сместились. Представители карамзинской школы, молодые поэты во главе с Пушкиным вынуждены были бороться уже за использование лексических заимствований на русской почве, поскольку они отражали передовые идеи французского просветительства. Не случайно царская цензура вытравляла из языка такие заимствованные слова, как революция, прогресс.

Н.М. Карамзин

А.С. Пушкин



В наше время вопрос о целесообразности использования заимствований связывается с закреплением лексических средств за определенными функциональными стилями речи.

Наблюдается настоящий наплыв англицизмов и часто неправильное их употребление.



Языковые нормы – явление историческое . Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.


Языковая норма - это совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. Но в то же время она не статична, а изменчива во времени.

Не все члены общества восприняли эти реформы положительно. Многие люди высказались за сохранение традиционных языковых норм, являющихся частью национальной культуры.





«Язык есть исповедь народа…»

(П. Вяземский).

Вводный урок русского языка в 10 классе.

Если прилежно поищешь в книгах

мудрости, то найдёшь великую пользу

душе своей. «Повесть временных лет».

Задачи:

1. Обогащать лингвистический кругозор учащихся, способствовать формированию их языковой компетенции;

2. Развивать навыки лингвистического анализа текста;

3. Воспитывать любовь к русскому слову, русскому языку, своему отечеству.

Исповедь народа! Почему…исповедь? В древнерусском языке было слово «в дати» - «знать, иметь». От него возникло слово «поведать» – «сообщить, рассказать». И вот исповедь – «откровенный рассказ обо всём, что есть, в том числе и самом тайном». В таком значении и употребил это слово в сочетании «исповедь народа» Пётр Андреевич Вяземский, известный русский критик и поэт XIX века. Употребляя это сочетание, он хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники, отражает то, что было в жизни народа, его создавшего.

И это глубоко верно. «Народ отражает себя всего полнее в языке своём. Народ и язык один без другого представлен быть не может» ,- так сказал крупнейший учёный и филолог XIX века Измаил Иванович Срезневский.

Мы сегодня поговорим о самом великом чуде, которое нам дано, - слове.

Ученик читает стихотворение Я. Козловского.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Словакак звёзды. Они по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь. Именно с помощью слов мысли и чувства другого человека становятся достоянием другого или других. «…Человек, лишённый с первых лет жизни возможности развивать свои силы языком своей отчизны, среди чужих принимает их язык будто родной: так сирота, воспитываясь в чужой семье, природняется к ней и чувством родственным…Изучением языка родного <…> начинается и поддерживается развитие духовных сил человека», - писал И. И. Срезневский.

Слова светят нам не только холодным, отчуждённым светом, но и жаром полуденного солнца: они способны выразить всё многообразие наших эмоций, настроений, нашего отношения к людям, вещам, событиям.

Ученик читает стихотворение Н. Веселовской.

Люблю твердить названия народные!

Душе светлей становится от слов:

Дурман-трава, калужница болотная,

Гусиный лук, речной болиголов.

Иван-да-марья – брачные соцветия,

Чистяк весенний, чина, череда,

Татарник – красный памятник столетия,

Когда деревни грабила орда…

Бессмертник – вечный символ упования,

Фиалка-любка – стройная свеча.

Живой водой от каждого названия

Напьёмся, как от чистого ключа.

Поля, леса, трясины непроходные –

Всё обошла родимая молва…

Пока звучат названия народные,

Жив наш язык. И Родина жива.

Слова, как и звёзды, не терпят одиночества, они тоже соединяются в своеобразные «созвездия»: тематические, синонимические, антонимические.

Да всех и не назовёшь сразу. И в любой такой группе слово будто звезда в созвездии, занимает строго определённое место, предназначенное ему его значением и стилистической характеристикой. И здесь нельзя не увидеть одной яркой особенности таких словесных «созвездий»: исчезновение какого-то слова никогда не оставляет неизменными отношения между оставшимися словесными группами. Ведь если слово из языка ушло, значит, остаётся без наименования какой-то предмет, процесс, действие или признак. А как же вы спросите или сообщите о предмете своей мысли, если у вас не будет для него названия?

Вот отчего вместо исчезнувшего слова язык непременно или создаст новое слово, или (что, надо сказать, случается чаще) какое-то уже существующее слово языка берёт на себя дополнительную смысловую нагрузку, то значение, в котором выступало вышедшее из употребления слово

Сообщение ученика.

Значение слова не есть раз и навсегда закреплённое, оно может изменяться, и иногдаочень сильно. Об этом напоминает стихотворение В. Солоухина.

Очаг.

Безнадёжно испорчено слово очаг,

Эти плоские камни в убогом жилище,

Где огонь в непогожие ночи не чах,

Чтоб согрелась семья и поджарилась пища.

Добрый, тёплый огонь.

Он в гнезде из камней

Прожил тысячи лет – огнепёрая птица.

Был округлым очаг,

Чтобы людям тесней

Вкруг огня в непогожую ночь разместиться.

Но не только огонь и не камни – очаг.

Есть на свете семья, и в теченье столетий

Тосковал мореходец о добрых очах,

Об объятьях жены и о маленьких детях.

Тосковал мореходец,

Рыбак,

Зверолов,

Всё мечтал поскорее домой воротиться.

Он вернётся домой, и устал, и суров,

И забьётся в камнях огнепёрая птица.

«Очаги ТБЦ», - говорят доктора,

Над больным распрямляя усталые спины.

Захворал у соседей ребёнок вчера,

И назвали его очагом скарлатины…

На таком очаге не сготовишь еды,

На ночлеге степном он тебе не приснится.

Там расправила чёрные крылья беды

И готова взлететь смертоносная птица.

Летуны разлетались в ненастных ночах.

Спит дочурка моя, одеяльцем укрыта…

Как жестоко испорчено слово очаг,

Теплота,

Доброта очага позабыта.

В Солоухин вспоминает исконное основное значение слова. Очаг был очень важен в жизни человека. Большой знаток русских народных обычаев, учёный XIX века А. Н. Афанасьев писал: «В отдалённое время язычества огонь, разведённый в домашнем очаге, почитался божеством, охраняющим обилие дома, спокойствие и счастье всех членов семьи или рода. От огня, возжигаемого на очаге, обожание должно перейти на самый очаг; оба эти понятия действительно слились в одно представление родового пената…Очаг домашний был самое священное место; от него религиозный характер перешёл на всё жилище, в стенах которого возжигался на очаге обожествлённый огонь… Изба была первым языческим храмом.»

Интересно отметить в стихотворении и слово летун . В начале развития авиации ещё не было твёрдо установившегося наименования лётчика. Называли по-разному: летун, летак, лётчик. Победило слово лётчик , а летунами стали называть тех, кто часто меняет место работы.

Слово рассеянный мы воспринимаем сегодня как невнимательный. Между тем рассеянный во времена А. С. Пушкина означало совсем иное: наполненный развлечениями, удовольствиями; ведущий жизнь, полную развлечений, удовольствий.

Ещё в середине XIX века это значение было весьма распространено.

«Рассеянная жизнь и общество, где он… старался сыграть роль светского человека, всё это уносило его далеко от труда и мыслей.» (Н. В. Гоголь. «Портрет»).

В это же время существовали и слова рассеяние и рассеянность – приятное времяпровождение, развлечение.

«В Оренбурге делать тебе нечего; рассеяние вредно молодому человеку». (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»).

Итак, мы можем убедиться в справедливости мысли И. И. Срезневского, который писал: «Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, язык хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, - ни умножиться, ни растратиться». («Мысли об истории русского языка»).

Ученик читает стихотворение С. Острового «Первородство».

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

- Извини меня! –

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Своё пространство. Свои рубежи.

И кода я слышу:

- Обереги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня!

Это значит:

- Спрячь меня под щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Когда отживёт звезда и погаснет, свет от неё ещё многие-многие годы мчит к нам на землю, и мы не подозреваем даже, что в беспредельных просторах Вселенной звезды этой уже давно нет. Её нет, но она всё ещё согревает наше сердце, радует нас, а может быть, заставляет грустить кого-то или настраивает на философские размышления.

Так и слово! Вот уже кажется, мы или наши предки совсем перестали его употреблять в речи, запамятовали его значение, забыли, что оно и вообще-то существовало. Что ж умерло слово? Нет, наши далёкие пращуры не торопились справлять тризну над словами, думая, что есть в них особая, живительная сила.

Что же это за сила, способная продлевать словам жизнь на многие сотни и тысячи лет? «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ… вымер язык в устах народа – вымер и народ» , - утверждал К. Ушинский.

Звёзды живут до тех пор, пока светят Вселенной.

Слова живут, пока живёт создавший их народ. Недаром А. А. Ахматова создала удивительное стихотворение.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль.

И долговечней царственное слово.

Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления. Доказали, что и возникли они, и совершенствуются одновременно, - ведь для того, чтобы облечь мысль в форму слова, нужно как минимум осознать, понять то, что хочешь сказать.

Поэтому речь человека (его произношение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. И значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, - это и та одежда, по которой встречают, и тот ум, по которому обычно провожают.

Заметьте – и то и другое вместе! Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»

Характеризует человека его словарь, то есть сколько слов он знает – мало или много. Так, писатели И. Ильф и Е. Петров, решив создать образ примитивной мещаночки Эллочки Щукиной, прежде всего рассказали о её словаре: «Словарь Вильяма Шекспира по подсчёту исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Вот слова и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка.

1.Хамите.

2.Хо-хо (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворённость).

3.Знаменито.

4.Мрачный.(По отношению ко всему. Например: «Мрачный Петя пришёл; « мрачная погода»; «мрачный случай»; «мрачный кот».

5.Мрак.

6.Жуть.

7.Парнишаи т.д.

Её подруга мадмуазель Собак слыла культурной девушкой: в её словаре было около ста восьмидесяти слов».

Образ Эллочки стал символом крайне примитивного человека, и способствовал этому один признак – её язык. Конечно, это сатира писателей на человеческую глупость и невежество. Человек не может знать только 30 или 180 слов. Так сколько же слов всё же нужно человеку для повседневного общения?

Предположим, иностранец приехал к нам в страну на 1 –2недели. Для того, чтобы спросить, как проехать, где находится театр или как купить билет на самолёт и т. д. достаточно знать всего 500 – 600 слов.

В качестве примера приведу типичный диалог.

- Вы говорите по-русски?

- Я немного понимаю по-русски.

- Скажите, пожалуйста, где здесь остановка автобуса?

- Вот она.

- Спасибо.

- Пожалуйста.

Как видим, здесь очень простое построение предложений и не очень большое количество слов.

А вот длятого, чтобы понимать следующий текст,потребуется знание

20 000 слов.

К полудню

Или же поздней ещё,

Ни в коем случае

Не ранее,

Набрякнут над землёй

подснежники.

Их выбирают

С замиранием.

Их собирают

Непоспевшими

В нагорной рощице

дубовой,

На пальцы дуя

Покрасневшие,

На солнцепёке,

Где сильней ещё

Снег пахнет

Молодой любовью…

(А. Вознесенский. Уже подснежники).

Учёные считают, что активный словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10 000 – 12 000 слов. А в книжной речи человек использует 20 000 – 24 000 слов. Пассивный же запас человека, то есть те слова, которые он знает, но практически не употребляет в своей речи, составляет 30 000 слов.

Владея пассивно 30 000 слов и активнопримерно 10 000, человек имеет в своём распоряжении всю лексическую систему языка в свёрнутом виде, готовую в любой момент, если в этом возникнет необходимость, расширить словарный запас человека.

Так сколько же слов в русском языке? Даже если мы ограничимся общелитературной лексикой, то всё равно не сможем ответить на этот вопрос. Словарное богатство неисчерпаемо. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова.

Французский просветитель XVIII века, выдающийся деятель культуры Вольтер заметил, что чужой язык можно выучить за полгода, родной же – нужно изучать всю жизнь. Хочу добавить: и не всегда успеешь познать всё богатство этого безбрежного океана. «Трудно представить себе человека, - писал И. И. Срезневский, - который знал бы свой язык в такой мере, что ему вовсе уже не нужно пособие словаря для объяснения слов, не часто употребительных, устаревших, простонародных, технических».

Речь каждого из нас и всех нас вместе, как и всё в природе, не существует сама по себе. Она питает язык художественных произведений писателей, а язык писателей, в свою очередь, оказывает влияние на развитие литературного языка. Стало быть, заботясь о точности, правильности и выразительности собственной речи, каждый из нас выполняет патриотическую миссию сохранения и совершенствования языка своего народа.

Родное слово помогает нам жить, помогает узнавать себя и других. Не жалейте времени на изучение языка, ваши усилия не пропадут даром – они окупятся сторицей.

Ученик читает стихотворение И. А. Бунина.

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

Так пусть же будет успешным ваш путь познания Слова, потому что «В начале было Слово…».

Домашнее задание : написать сочинение на тему: «Я русский бы выучил только за то…».

Я русский бы выучила только за то…, что это мой родной язык. Как можно не знать языка, на котором разговаривали твои предки?

Я горжусь тем, что мой язык очень богат. Фраза, на других языках звучащая сухо, невыразительно, на русском языке звучит ярко и изысканно.

Русская грамматика не укладывается в жёсткие рамки: свободный порядок слов в предложении, подвижное ударение в словах… «Могучий простор для мечты и для жизни». Свободный и великий язык! Вряд ли можно его просто выучить. Сначала надо его понять и полюбить…

Приходько Виолетта9А класс

В языке нашего народа отражается необъятная природа России: он словно соткан из одинокого ветра, жёлтой молнии, ясного морозного утра, пленительного восхода горящего солнца, горьковато-сладкого привкуса лугового тысячелистника.

«Великий и могучий» русский язык будто создан для истории своего народа. Только этот язык можетярко рассказать о подвигах славян, их оглушительных победах и горьких поражениях. Он повествует нам о храбрости и доблести русских воинов.

Нина одном языке мирани одна книга не звучит так, как на русском языке. Этот язык под пером мудрого художника слова делает живыми героев, которые являются лишь выдумкой автора, а мы переживаем за их вымышленные судьбы, грустим и радуемся вместе с ними. Мы наслаждаемся благоуханной прозой И. Бунина, А. Куприна, А. Н. Толстого, изящной поэзией А. Блока, Н. Гумилёва, А. Ахматовой…

Я русский бы выучила только за то, что он является ключом к познанию природы, истории и культуры нашей Отчизны.

Мойсеюк Полина9А класс

Я не могу представить своей жизни без знания русского языка, потому что это язык великой страны с многовековой историей, неповторимой культурой, бытом традициями. Я учу мой родной язык, чтобы получать удовольствие от раскрытия его тайн. И хотя изучение русского языка – огромный труд, умение говорить на нём – радость, а знание его в совершенстве – счастье.

Новикова Анастасия9А класс

Сейчас модно учить другие языки, вставлять в свою речь иностранные слова. Это, конечно, нужно. Но прежде всего необходимо знать свой родной язык, потому что это язык Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, моего любимого поэта А. С. Пушкина, который называл его «гибким и мощным, богатым и прекрасным».

Безуглова Анастасия9А класс

Я часто сравниваю русский язык с бездонным морем, поверхность которого известна каждому, но опуститься до самых его глубин дано очень немногим. И всё же я хочу набраться терпения и погрузиться в океан родного языка.

Песков Максим9 А класс

И пусть несут нам дар гонцы

Ученья мудрости и слога!

Язык наш – светлая дорога,

И пусть завидуют глупцы!

Штыкарь Алиса9А класс

Библиография.

1. Абрамов В. П.Созвездия слов: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.

2. Гвоздарёв Ю. А.Язык есть исповедь народа…: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.

3. Григорян Л. Т.Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.

4. Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров: Кн для учащихся 8 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1993.

5. Розенталь Д. Э.и др. Русский языкдля школьников 5 – 9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995.

6. Срезневский И. И. Русское слово. Избранные труды. М.: Просвещение, 1986.

Игра рассчитана на детей 13-16 лет. Класс делится на 2 команды.

Ход игры

1 тур. Слова.

Слово толковое стоит целкового.

Задание 1. Представление команд: эмблема, название, девиз. (Можно в качестве домашнего задания.)

Задание 2. Отгадайте слово по лексическому значению и запишите на доске с прилагательным. Кто быстрее? Определите, из какого языка заимствовано слово (можно по словарю). Пока участники от каждой команды выполняют основное задание, команда работает со словарем иностранных слов.

  • Часть города, ограничивающаяся улицами. Одновременно: четвертая часть года – 3 месяца. (Квартал)
  • Собрание засушенных растений. (Гербарий)
  • Устройство с раскрывающимся куполом для прыжка с самолета. (Парашют)
  • Книга, в которой перечислены в последовательности все дни года. (Календарь)

Задание 3. Прочитайте слова, назовите заимствованные.

Команда получает список слов, представитель команды выполняет задание (можно после предварительной подготовки). Приложение 1.

1 команда.

2 команда.

2 тур. Пословицы.

Пословица недаром молвится.

В языках разных народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу. Задание 1. Найдите русские аналогии иностранным пословицам и поговоркам. Команды получают корточки, в которых нужно соединить синонимичные пословицы. Приложение 2.

Маленький, да удаленький.
В тихом омуте черти водятся.
Молчанье - золото.
Шила в мешке не утаишь.

Задание 2. Продолжите пословицу. Ведущий читает начало пословицы, а команды по очереди говорят продолжение. Если команда не справляется, другая команда получает шанс ответить правильно. Встречают по одежке... (провожают по уму).

  • Рыба ищет, где глубже... (а человек, где лучше).
  • С миру по нитке... (голому рубаха).
  • Сколько волка ни корми... (он все в лес смотрит).
  • Заставь дурака Богу молиться... (он и лоб расшибет).
  • Не плюй в колодец... (пригодится воды напиться).
  • Не родись красивой... (а родись счастливой).
  • Не зная броду... (не суйся в воду).
  • Задание 3. Составь пословицы. Для выполнения задания командам раздается по четыре пары слов на карточках. Приложение 3.

    • Дело - безделье. (Маленькое дело лучше большого безделья.)
    • Дружба - служба. (Дружба - дружбой, а служба - службой.)
    • Лает - кусает. (На смелого собака лает, а трусливого кусает.)
    • Журавль - синица. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
    • Язык - дело. (Не спеши языком - торопись делом.)
    • Шило - мешок. (Шила в мешке не утаишь.)
    • Коса - камень. (Нашла коса на камень.)
    • Свет - тьма. (Ученье - свет, а неученье - тьма.)

    3 тур. Фразеологизмы.

    Без лишних слов.

    Задание 1. Найди аналогии иностранных фразеологизмов в русском языке. Командам раздаются карточки, в которых надо соединить синонимичные пословицы. Приложение 4.

    (польск.) Теплая галушка. Мокрая курица.
    (польск.) Как псу муха. Как слону дробина.
    Как кур в ощип.
    Как свинья в апельсинах.
    Покупать кота в мешке.
    (чеш.) Рука в рукаве. Дело в шляпе.
    (чеш.) Записать за ушами. Зарубить на носу.
    Когда рак на горе свистнет.
    Сор из избы не выносят.
    (нем.) Ехать по-черному. Ехать зайцем.
    (нем.) Промокший пудель. Мокрая курица.
    Отмочить номер.
    Как сыр в масле кататься.
    Попасть пальцем в небо.
    (фр.) Король не кузен. Черт не брат.
    При царе горохе.
    Куры не клюют.

    4 тур. Конкурс капитанов.

    Приложение 5.

    Язык есть исповедь народа,
    В нем слышится его природа,
    его душа и быт родной...
    (П.Вяземский)

    По окончании игры жюри подсчитывает баллы и объявляет победителей.

    Приложение 1.

    • Ателье, досуг, звонить, километр, конечно, музей, пустячный, столяр, тест, теннис, яичница, углубить, алфавит, доска, у доски, на доску.
    • Кашне, квартал, магазин, модель, облегчить, партер, портфель, тема, что, щавель, начать, чтобы, булочная, цемент, каучук, свекла.

    Приложение 2.

    (афр.) Сын леопарда тоже леопард. Обжегшийся на молоке дует и на воду.
    (англ.) После обеда приходится платить. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    (фр.) Ошпаренный петух от дождя убегает. Яблоко от яблони недалеко падает.
    (англ.) Маленький горшок хорошо нагревается. В тихом омуте черти водятся.
    (вьетн.) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. Большому кораблю - большое плаванье.
    (греч.) Бойся тихой реки, а не шумной. Любишь кататься - люби и саночки возить.
    (исп.) Большая рыба живет в больших водах. Молчанье - золото.
    (герм.) Молчаливый рот - золотой рот. Шила в мешке не утаишь.
    (польск.) Пика не кладется в мешок. Маленький, да удаленький.

    Приложение 3.

    • Дело - безделье
    • дружба - служба
    • лает - кусает
    • журавль - синица
    • язык - дело
    • шило - мешок
    • коса - камень
    • свет - тьма

    Приложение 4.

    (польск.) Теплая галушка. Как кур в ощип.
    (польск.) Как псу муха. Покупать кота в мешке.
    (польск.) Как козел в колодец. Сор из избы не выносят.
    (польск.) Как заяц в ананасах. Зарубить на носу.
    (чеш.) Ему о козе, а он на возе. Как слону дробина.
    (чеш.) Покупать зайца в мешке. Как свинья в апельсинах.
    (чеш.) Рука в рукаве. Отмочить номер.
    (чеш.) Записать за ушами. Мокрая курица.
    (болг.) Когда в желтых тапочках вскарабкается на грушу. Ехать зайцем.
    (нем.) Что дома сварено, должно быть дома съедено. Когда рак на горе свистнет.
    (нем.) Ехать по-черному. Ему про Фому, а он про Ерему.
    (нем.) Промокший пудель. Как сыр в масле кататься.
    (фр.) Отрезать хвост своей собаке. Черт не брат.
    (фр.) Как петух на откорме (жить). При царе горохе.
    (фр.) Принять пузыри за фонари. Куры не клюют.
    (фр.) Король не кузен. Попасть пальцем в небо.
    (фр.) Когда королева Берта пряла. Мокрая курица.
    (фр.) Приютить черта в кошельке. Дело в шляпе.

    Приложение 5.

    Ни дня без строчки! Мини-сочинение.

    Объяснить смысл названия нашей игры: “Язык есть исповедь народа”.

    Язык есть исповедь народа,
    В нем слышится его природа,
    его душа и быт родной...
    (П.Вяземский.)

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное