Домой Полезные советы Олимпиада по русскому языку 6 кл. изменение тела под воздействием внешних сил. нехватка, недостаток чего-либо

Олимпиада по русскому языку 6 кл. изменение тела под воздействием внешних сил. нехватка, недостаток чего-либо

Олимпиада по русскому языку

6 класс

    Расставьте ударения в следующих словах:

Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, милосердие, вероисповедание, ветеринария, трапеза, украинский, зубчатый, принудить.

2. Среди данных предложений укажите сложное (знаки препинания не расставлены).

а) Всем телом чувствуешь холод речушки слышишь далёкое теньканье лесной птицы.

б) Родился ландыш в майский день и лес его хранит

в) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

г) Собаки грызутся между собой тянут сани в разные стороны.

    Произведите морфемный разбор слова происхождение . _________________________________________________________________

    Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных :

банан - ______________ носок – _____________

грабли - _____________ простыня - ___________

грузин - _____________ чулок - ______________

дно - _____________ ясли - _______________

    Заполните левый столбик соответствующими словами из приведённых ниже.

- список литературы по теме.

- доходы от акций

- художественное произведение малого объема.

- общий вид местности.

- художественная литература

- изменение тела под воздействием внешних сил.

- противостояние.

- изъян, недостаток.

- обжалование.

- короткое сатирическое стихотворение.

- нехватка, недостаток чего-либо.

- вежливый.

Дивиденды, дефект, библиография, эпиграмма, корректный, миниатюра, ландшафт, оппозиция, апелляция, дефицит, беллетристика, деформация.

    Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.

А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;

Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;

Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.

    Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс:

а) сгорбившись

б) продвигался

в) разгорясь

г) неразумно

    В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.

    Объясните, что означает выражение блудный сын ? Каково его происхождение? Когда оно употребляется?

    Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:

Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.

Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся.

    В каком предложении употреблён фразеологический оборот?

б) Мальчик учился неважно.

в) Мальчик учился из рук вон плохо.

г) Мальчик учился ремеслу у отца.

    Объясните значение следующих фразеологизмов:

пройти огонь, воду и медные трубы

толочь воду в ступе –

    Какова основная мысль данного отрывка? Как она выражена?

«Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком,

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком».

(С. Данилов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1.Аристокра тия, балова ть, газопрово д, диспансе р, околе сица, премирова ть, совреме нный, чи стильщик, краси вее, милосе рдие, вероиспове дание, ветерина рия, украи нский, зубча тый, прину дить.

3. Про-ис-хожд-ениj-э

Слово происхождение образовано суффиксальным способом.

4. Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней, чулок, яслей.

5. Библиография – список литературы по теме.

Дивиденды – доходы от акций.

Миниатюра – художественное произведение малого объема.

Ландшафт – общий вид местности.

Беллетристика– художественная литература.

Деформация – изменение тела под воздействием внешних сил.

Оппозиция – противостояние.

Дефект - изъян, недостаток.

Апелляция – обжалование.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.

Дефицит – нехватка, недостаток чего-либо.

Корректный – вежливый

8. Артиллерия, интеллект, дрожжи.

9. Блудный сын означает «сын, вышедший из повиновения отцу». В Евангелии есть притча о сыне, покинувшем отца и промотавшем свою долю наследства, а затем вернувшемся с раскаянием в родной дом. В современном языке выражение блудный сын употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», чаще – в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».

10. Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).

12. Пройти огонь воду и медные трубы - пережить жизненные испытания, тяжелые ситуации. Толочь воду в ступе– заниматься бесполезным, пустым делом.

13. Этот отрывок посвящен важности русского языка. Основная мысль выражена посредством употребления слов в переносном значении. Переносное значение имеют слова: ключ - то, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь; вселенная - вся система мироздания, весь мир; всеохватный - охватывающий, включающий в себя, все, всех.

Олимпиада по русскому языку для 6 класса

Задание 1 . Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале . Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б , ] и т. д.

Задание 2 . Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь .

Задание 3 . Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.

Задание 4 . Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением.

Задание 5 . Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.

Задание 6. Отгадай слова:

1) С буквой «Д» я – время суток,

Не сочтёшь во мне минуток.

Коль на «Т» заменишь «Д»,

Буду я с тобой везде.

Стану шастать по пятам,

По дорожкам и кустам.

Куда ты – туда и я,

Не прогонишь ты меня.

2) Часть первая – согреет дом,

Есть в тепловой машине.

Вторая – на лице мужском.

Всё слово – в море синем…

Хотя простое полотно,

Но судно двигает оно.

3) Меня разыскивают все,

Когда дефект есть в колесе.

Шофёру каждому в дороге

Могу я пользу принести.

Но поменяй местами слоги-

И буду я в лесу расти.

Задание 7 . Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

Задание 8 . В какой сказке А. С. Пушкин слово « лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?

Задание 9 . Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных: Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Задание 10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово « язык» употреблялось в разных значениях.

Задание 11 . Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений: Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках .

Ответы на олимпиадные задания для 6 класса

Задание 1 . [в, ф, т, р, м, ч , , с, н, з, б, л , , г] : по 1 баллу за каждые 3 правильно указанных звука из 12 (всего 4 балла).

Задание 2 . Ст а туя, призывн и к, магаз и н, ненав и деть, ср е дства, инструм е нт, килом е тр, стол я р, шоф е р, догов о р, кварт а л, звон и шь: по 0,5 балла за правильное слово (всего 6 баллов).

Задание 3 . Под-зем-н-ый, строй-к-а, при-школь-н-ый, сумоч-ка, вы-куп-а-л-а-сь: по 1 баллу за каждое правильно разобранное слово (всего 5 баллов).

Задание 4 . Вод-а, вод-н-ый, под-вод-ник- □. Вод-и-тель- □, пере-вод-и-ть, вод-и-тель-ск-ий: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово (всего 3 балла).

Задание 5 . Села (от сесть) – сёла (от село), осел (от осесть) – осёл (животное), поем (от поесть) – поём (от петь), смел (от смелый) – смёл (от смести), небо (астрономический термин) – нёбо (анатомический термин): по 0,5 балла за каждое правильно прокомментированное слово (всего 5 баллов).

Задание 6 . 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).

Задание 7 . Батарея, коллекция, жюри, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 4 балла).

Задание 8 . «Сказка о царе Салтане». Из фразы «лебедь белая плывёт»: по 1 баллу за правильный ответ на каждый из 2 вопросов (всего 2 балла).

Задание 9 . По 0,5 балла за каждый член предложения и по 0,5 балла за определение падежа имён существительных (всего 9 баллов).

Задание 10 . Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).

Задание 11 . Старик вернулся домой. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки. Белая мышь умела стоять на задних лапках: по 2 балла за каждое правильно написанное предложение (всего 6 баллов).

Всего за работу – 50 баллов.



Олимпиада по русскому языку 6 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс

1. Этой "кашей" угощали провинившихся и нерадивых учеников в старину.

  • А) гречневая
  • Б) крапивная
  • В) берёзовая
  • Г) липовая

2. Какие из этих слов являются сложносокращенными?

  • А) прогиб, отвертка
  • Б) универмаг, завхоз
  • В) четверть, скрепа
  • Г) сложность, изменение

3. Глаголы изменяются по числам и родам(в единственном числе):

  • А) в прошедшем времени
  • Б) в будущем времени
  • В) в настоящем времени

4. В каком примере глагол употреблен в переносном значении?

  • А) запах усилился
  • Б) вдруг увидел лося
  • В) повеяло теплом
  • Г) море смеялось

5. Укажите, где лексическое значение слова указано неверно:

  • А) мизерный – ничтожно малый, незначительный
  • Б) овация – бурные аплодисменты
  • В) вернисаж – торжественное открытие художественной выставки
  • Г) лексикон – устаревшие слова

6. Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно:

  • А) голова садовая – много возомнить о себе
  • Б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо
  • В) горячая голова – человек вспыльчивый
  • Г) разбить наголову – нанести полное поражение

7. В какой строчке все слова с НЕ пишутся слитно?

  • А) (не)лепый поступок, ничуть (не) интересно
  • Б) почуял что-то (не) ладное, (не) ровная, а ухабистая дорога
  • В) весьма (не) решительный, далеко (не) полезный совет
  • Г) (не) настная погода, (не)благодарный слушатель

8. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?

  • А) допустить ошибку
  • Б) вынести мусор
  • В) нашел грибы
  • Г) не ссориться с друзьями

9. В каком варианте ответа указаны слова, где не пишется слитно?

  • А) (не) большая, а интересная экскурсия
  • Б) (не) щирокая, а узкая дорога
  • В) (не) громкое пение
  • Г) (не) долог, а короток

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Казалось, Пират ждал, что хозяин неожида(1)о появится на том самом месте, откуда так таинстве(2)о исчез,
но за дверью было тихо, только изредка слышался мыши(3)ый шорох и писк.
Скоро настала пора, когда даже его звери(4)ый нос не мог уловить ни одного запаха, оставле(5)ого здесь человеком.

  • А) 1, 4, 5
  • Б) 2, 3, 4
  • В) 1, 2, 5
  • Г) 1, 2, 4

11. Чужая речь, переданная дословно, без изменений, называется:

  • А) прямой речью
  • Б) диалогом
  • В) цитатой
  • Г) косвенной речью

12. В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении?

  • А) тесная дружба, тесная квартира
  • Б) высокие помыслы, высокие гости
  • В) острый язык, острое лезвие
  • Г) свежие цветы, свежее решение

13. Найдите собирательное числительное:

  • А) пять книг
  • Б) пятая задача
  • В) пятеро друзей
  • Г) пятёрка в дневнике

14. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -):

  • А) Овсянников придерж…вался старинных обычаев.
  • Б) Я люб…вался картиной охоты.
  • В) Волны с грохотом разб…ваются о скалы.
  • Г) Ты вслуш…ваешься в рокот прибоя.

15. Найдите литературную форму глагола:

  • А) взглянь
  • Б) не порти
  • В) выйдь
  • Г) высыпь

ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

6 КЛАСС

Максимальное количество баллов - 100

1 . Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, положил, красивейший, хвоя, развитой (язык), копировать, добыча,

баловать, случай

10 баллов

2. Разберите данные слова по составу:

Зелень выносливость загорались огурчик наладчик завьюжило

(по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 6 баллов

3. Сколько раз встречается звук [з] в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе. 2 балла

4. Вставьте пропущенные буквы: акац…я, во…зал, ч…лка, отв…рить (дверь), ц…ганский, ц…новка, выб…ру, деш…вый, з…ря, ш…рох.

(по 1 баллу за каждую правильную букву) - 10 баллов

5. Замените синонимами устаревшие слова:

Очи __________ лик __________ отрок ___________ изречь _____________ внимать ______________

15 баллов

6. Запишите имена существительные в форме родительного падежа

множественного числа

Яблоко, помидор, теленок, килограмм

(по 2 балла за каждый правильный ответ) – 8 баллов

7. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:

Тюль_________________ рояль____________________ кенгуру______________

картофель ____________ шампунь_______________________

(по 3 балла за каждый правильный ответ) - 15 баллов

8. К какой части речи относятся выделенные слова:

На то и печь , чтобы хлебы печь . Снежное покрывало все поле покрывало . Ведро дало течь , и вода стала течь .

(по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 6 баллов

9. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.

А) И песок в пустыне, как волны.

Б) Пустыня как море, только вместо воды песок.

В) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.

Г) Волны песка называются барханами.

а) БГАВ б) АБГВ в) БАГВ г) ГВБА

7 баллов

10. Прочитайте предложения, все они содержат речевые ошибки (лишние слова). Найдите их и зачеркните

    1. На горизонте появились ледяные айсберги.

      Он сидел, облокотившись локтями о стол.

      Караван двигался по песчаным барханам к озеру.

      В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу.

      На Камчатке много горячих гейзеров.

( 2 балла за каждый правильный ответ).

10 баллов

11. Прочитайте текст. Разделите на два абзаца (в самом тексте вертикальной чертой). Вставьте пропущенные буквы и запятые.

В тёмном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и чутко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грус..ную песню журавлей - курлы-курлы, поднимается и говорит: «Пришло мое время. Ул..тают в тёплые края журавли». Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку садится присл..няется к дубу и тихо – тихо что-то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода растёт разв..вается по ветру. Вот она уже прот..нулась по лугу. Стал серым луг. «Осенний туман», - говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.

За правильное членение текста на абзацы: 3 балла

За правильную постановку запятых: по 1 баллу за каждый правильный ответ

За правильно вставленную букву: по 1 баллу за каждый правильный ответ)

11 баллов

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

6 КЛАСС

Ключи

Максимальное количество баллов 100

1 . Т о рты, позвон и шь, полож и л, крас и вейший, хв о я, развит о й (язык), коп и ровать, доб ы ча, балов а ть, сл у чай

2 .Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, огурч-ик-, налад-чик-, за-вьюж-и-л-о.

3 . Три раз

4 . АкацИя, воКзал, чЁлка, отвОрить (дверь), цЫганский, цИновка, выбЕру, дешЁвый, зАря, шОрох

5 . Очи - глаза, лик – лицо, отрок – юноша, изречь – сказать, внимать - слушать

6. Яблок, помидоров, телят, килограммов

7 . Тюль красивый , рояль новый , кенгуру серый , картофель свежий , фамилия чужая , шампунь хвойный

8. На то и печь (сущ) , чтобы хлебы печь (гл) . Снежное покрывало (сущ) все поле покрывало (гл) . Ведро дало течь (сущ) , и вода стала течь (гл) .

9 . БАГВ

10 . «Лишние» слова: ледяные, локтями, песчаным, до конца, горячих

11 . 1. В тёмном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и чутко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грус Т ную песню журавлей - курлы-курлы, поднимается и говорит: «Пришло мое время. Ул Е тают в тёплые края журавли».

2. Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где ходит, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку ( ,) садится ( , ) присл О няется к дубу и тихо – тихо что-то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода

растёт ( , ) разв Е вается по ветру. Вот она уже прот Я нулась по лугу. Стал серым луг. «Осенний туман», - говорят люди. Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.

Новое на сайте

>

Самое популярное