Домой Полезные советы Причины кризиса 90 х. Экономический кризис в россии. Моделирование фаз кризиса

Причины кризиса 90 х. Экономический кризис в россии. Моделирование фаз кризиса

В основе экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения предложе­ния и спроса товаров и услуг в масштабе макро­экономики. Такое нарушение может предстать в двух вариантах. В первом варианте, который мы уже рассмотрели, производство и предложение товаров значительно обгоняют спрос населения. Теперь нам предстоит проанализировать второй вариант, при котором платежеспособный спрос обгоняют предложение. Во втором случае наступает необычный для высокоразвитых стран кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в 90-х годах. Чем он объясняется?

Первая причина заключается в том, что вСССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее напо­стоянной нехватке средств производства для гражданских отраслей хозяйства, в том числе для изготовления предметов потребления. Что же удивительного в том, что логическим продолжением и завершением такого дефицита явился кризис недопроизводства?

Другой причиной кризиса стала глубокаядеформация струк­туры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация - следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития II подразделения и сферы услуг.

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства. Предпосылки кризиса недо­производства возникли еще в 70-х годах, когда экстенсивный путь стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на сни­жении темпов экономического роста. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966-1970гг. составили 7,8%, то в 1971-1975гг. - 5,7, в 1976-1980гг. - 4,3, в 1981-1985 гг.- 3,2 и в 1986-1990 гг. - 1,3%.

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, продукция которого служит исходной основой более 2/3 фондов текущего потребления в составе национального дохода. В течение 70-80-х годов урожай зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находился на неизменном уровне. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания до­стиг 1/3 объема их производства.

Замедленный рост количества предметов потребления на про­тяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали со­ставлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35-45% объема индустриального производства).

Третьей причиной кризиса недопроизводства явиласьглубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во вто­рой половине 80-х годов и начале 90-х годов. Эта политика была направлена на все большее увеличение денежных выплат насе­лению. Она полностью противоречила реальному состоянию эко­номики, поскольку производство товаров для населения не уве­личивалось. В 1986-1990гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение валового национального продукта. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обра­щения. Пришли в движение своеобразные “ножницы”, лезвия которых - производство, предложение товаров и покупательский спрос - все более удалялись друг от друга. В результате налицо было обострение кризиса недопроизводства, который переплелся с глубоким структурным кризисом.

Каково же течение экономического кризиса в России периода реформ?

Во-первых, во время реформ не был преодолен кризис недо­производства. В 1997 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 60%, объем промышленного производства - 49% и объем продукции сельского хозяйства - 64%. Все это сказалось на снижении места экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мек­сика и Бразилия. По объему промышленного производства Рос­сия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешнее течение кризиса недопроизводства в ходе реформ несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко и сильно снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падает. Покупательский спрос в значительной мере покрывается за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г. товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992-1994 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал.

Чтобы выйти из тяжелого кризисного положения, государство призвано осуществить систему крупномасштабных мер, в том числе:

привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства;

изменить всю воспроизводственную структуру макроэконо­мики (поднять сельскохозяйственное производство, создать вы­сокоразвитый индустриальный потребительский сектор, прово­дить конверсию оборонной промышленности, значительно раз­вить сферу услуг);

оказать всемерную помощь отечественным товаропроизво­дителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления;

наладить устойчивый рост макроэкономики на основе все­сторонней интенсификации, эффективного использования но­вейших достижений научно-технической революции.

§ 2. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ

Описание работы

По меньшей мере с конца 70-х годов в кругах советской интеллигенции, а затем и в широких народных слоях укреплялось мнение о кризисе советской социалистической системы. Потребовалось около 10 лет для того, чтобы идея смены модели экономического устройства общества овладела большинством населения. Апокалиптические видения в случае сохранения прежней модели тиражировались средствами массовой информации в таком масштабе, что люди просто потеряли ориентацию. Это было замечательное время для демагогов и прохвостов всех мастей от хорошо знакомого красного большевистского цвета до нежно голубого демократического. Разум уступил место эмоциям

Введение
Понятие кризиса и их виды.
Анализ кризисных явлений в советской экономике.
«Перестройка» и ее итоги.
Положение сельского хозяйства в конце 1980-х – начало 1990-х годов.


4. Причины и особенности экономического кризиса в России в 90-е годы. Пути выхода из него.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Курсовая работа по экономической теории

« ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 90-Х ГОДОВ В РОССИИ.

ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ »

Выполнил: студентка Ф-2-2

Берченко Е.Г.

Проверил: д.э.н., профессор

Шишкин А.Ф.

Воронеж 2007

Введение

  1. Понятие кризиса и их виды.
  2. Анализ кризисных явлений в советской экономике.
  3. «Перестройка» и ее итоги.
    1. Положение сельского хозяйства в конце 1980-х – начало 1990-х годов.
    2. Состояние экономики в конце 1991г.
    3. Начало экономических реформ в России.

4. Причины и особенности экономического кризиса в России в 90-е годы. Пути выхода из него.

Заключение

Список литературы

Введение

По меньшей мере с конца 70-х годов в кругах советской интеллигенции, а затем и в широких народных слоях укреплялось мнение о кризисе советской социалистической системы. Потребовалось около 10 лет для того, чтобы идея смены модели экономического устройства общества овладела большинством населения. Апокалиптические видения в случае сохранения прежней модели тиражировались средствами массовой информации в таком масштабе, что люди просто потеряли ориентацию. Это было замечательное время для демагогов и прохвостов всех мастей от хорошо знакомого красного большевистского цвета до нежно голубого демократического. Разум уступил место эмоциям. Между тем четкого представления и понимания о состоянии и механизмах советской экономики, о возможных вариантах развития ни у кого не было. То, что случилось с нашей страной и нами тогда, относится к сфере психотерапии. Недаром на конец 80-х годов как раз и пришелся бум увлечения психотерапевтами. Советская экономика была больна множеством болезней, и эти болезни необходимо было упорно и долго лечить. Однако, масштабного, всеобъемлющего кризиса до 1990 г. экономика СССР не знала. Этот кризис ей был, выражаясь языком психотерапевтов, внушен. А затем уже и реализован демократическими силами общества.

Если мы хотим вывести Россию из нынешнего состояния нищеты и униженности, то нам следует детально рассмотреть и проанализировать условия и причины нашей национальной трагедии. Для этого нужно выявить причины возникновения кризиса, разобраться и определиться в терминах. В свою очередь это повлечет за собой анализ форм проявления экономических законов в различных экономических системах. Не обойтись без изучения влияния различных подходов к отношениям собственности на экономическое развитие России и других стран.

Понятие кризиса и их виды.

Всеобщая экономическая система развивается по спирали, также по спирали развиваются все ее составные элементы, в том числе и каждая конкретная экономическая система. А это, в свою очередь, означает, что также развиваются и все составляющие их элементы. Развитие по спирали имеет конкретную форму проявления в виде циклического развития.

Цикличность является глобальной и всеобщей формой движения всех экономических процессов вне зависимости от того, к каким уровням экономики они относятся.

Движущим мотивом циклического развития было и остается противоречие между быстрорастущими и обновляющими потребностями общества и его ограниченными ресурсами для их удовлетворения. Осознание данного противоречия толкает на поиски вариантов его решения. Для этого привлекается весь доступный научно-технический потенциал, создающий новые направления развития в технике и технологиях, приводящих к более рациональному, эффективному и многофакторному использованию природных ресурсов и уже известных, применяемых сырьевых материалов.

Теория воспроизводства выясняет, какие условия необходимы для нормального, бесперебойного хода производства, для полной реализации совокупного общественного продукта. Однако реализация товаров и расширение производства не происходит непрерывно, они прерываются кризисами. Теория кризисов должна ответить на следующие три основных вопроса: 1) почему кризисы возможны; 2)почему кризисы неизбежны;

3) почему кризисы происходят периодически?

Экономический кризис – это более или менее регулярно повторяющиеся, а также нерегулярные временные падения производства, возникающие в капиталистическом хозяйстве на основе противоречия между общественным характером производства и частным капиталистическим присвоением.

В истории капитализма среди экономических кризисов главное место занимают регулярные циклические кризисы общего перепроизводства, которые возникают периодически. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы.

Общей основой возможности кризисов является присущее ещё простому товарному производству противоречие между частным и общественным трудом. Частные собственники производят товары без предварительного учёта общественных потребностей. Поэтому вполне возможно, что товары будут произведены в излишнем количестве по сравнению со спросом на них и не найдут сбыта.

Главной причиной экономических кризисов является основное противоречие капитализма - противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения.

Суть этого противоречия состоит в следующем. На предприятиях продукты производятся не в одиночку, а коллективным трудом множества рабочих. Это обобществление труда на предприятиях достигает высшей ступени при крупном машинном производстве. Однако общественному характеру производства противостоит частная форма присвоения. Это означает, что продукты общественного производства не принадлежат всему обществу, а являются частной собственностью отдельных лиц или компаний. Это порождает диспропорциональность общественного производства.

Важным противоречием капиталистического способа производства, которое также обуславливает неизбежность экономических кризисов, является противоречие между производством и потреблением. Расширению капиталистического производства не соответствует рост платежеспособного потребительского спроса. Ограничение покупательной способности тормозит реализацию товаров потребительского назначения, т.е. продукции 2 подразделения. В результате предприниматели 2 подразделения получают меньше средств и не могут купить средства производства в 1 подразделении. Возникает экономический кризис, который приобретает характер всеобщего производства товаров.

К нарушению пропорций воспроизводства ведут и другие противоречия капиталистического способа производства. Здесь необходимо выделить:

1) противоречие между растущим органическим строением капитала и относительным уменьшением доли переменного капитала;

2) противоречие между наемным трудом и капиталом;

3) противоречие между производством и обращением;

4) противоречие между четкой организацией производства на отдельных предприятиях и стихийностью производства во всем обществе.

Экономические кризисы представляют собой способ временного разрешения противоречий общественного воспроизводства.

Экономические кризисы повторяются регулярно, через определенные промежутки времени.

Период, отделяющий один кризис от другого, называется промышленным циклом. Промышленный цикл включает в себя четыре основные фазы: 1) кризис, 2) депрессия, 3) оживление, 4) промышленный подъем.

Характерными чертами кризиса как фазы промышленного цикла являются:

  1. перепроизводство товаров;
  2. резкое падение цен;
  3. резкое сокращение размеров производства;
  4. массовые банкротства предприятий;
  5. резкий рост безработицы и падение заработанной платы;
  6. потрясение кредитной системы.

Обесценение товаров, безработица, прямое уничтожение части основного капитала – все это означает огромное разрушение производительных сил общества. Путем банкротства массы предприятий и разрушения части производительных сил кризис насильственно приспособляет размеры производства к уровню платежеспособного спроса и восстанавливает на некоторое время нарушенные пропорции воспроизводства.

Экономические кризисы имеют две стороны. Одна из них – разрушительная. Она связана с решительным устранением сложившихся ненормальных пропорций в хозяйстве. Рост издержек производства, падение цен на готовую продукцию ведет к снижению прибыли и падению объемов производства.

Другая сторона – оздоровительная. Она неизбежна, поскольку во время депрессии падение цен делает производство невыгодным: оно не дает обычной, средней прибыли. Выходу из этого тупика помогает обновление основного капитала (его активной части – машин, оборудования). Это позволяет удешевить изготовление продукции, сделать ее в достаточной степени прибыльной. Депрессия как фаза промышленного цикла характеризуется следующими чертами:

  1. рассасыванием товарного избытка;
  2. приостановкой резкого падения цен;
  3. прекращением спада производства;
  4. падением ссудного процента.

Фаза депрессии характеризуется застоем в промышленном производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. В этот период создаются предпосылки для последующего оживления и подъема производства.

Оживление и подъем как фазы промышленного цикла характеризуются следующими чертами:

  1. быстрым ростом производства;
  2. значительным повышением товарных цен;
  3. сокращением размеров безработицы;
  4. повышением заработной платы;
  5. кредитной экспансией.

В фазе оживления предприятия, оправившись от кризисных потрясений, доводят объем производства до прежнего уровня. В фазе подъема производство превышает высшую точку, достигнутую в предыдущем цикле накануне кризиса. Это ведет к расширению торговли за пределы платежеспособного спроса населения. Создаются предпосылки для очередного экономического кризиса производства.

Кризис является важнейшей фазой промышленного цикла. Он имеет определяющее значение во всем цикле. Каждый кризис служит исходным пунктом для следующих за ним фаз цикла и создает условия для них. В свою очередь, каждый подъем, как правило, обрывается новым кризисом.

Циклический характер капиталистического воспроизводства.

Обратим внимание на то, что при анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить три основных подхода.

Во-первых, природу экономических циклов пытаются объяснить внешними факторами, лежащими вне рамок экономической системы. Это природные явления, политические события, психологическая заданность. Среди внешних факторов можно отметить:

Войны, революции и другие политические потрясения;

Открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и других ценных ресурсов;

Освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;

Мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.

Во-вторых, цикл рассматривают как явление внутреннее, присущее экономике. Внутренние факторы могут вызвать как спад, так и подъем хозяйственной активности через определенные промежутки времени. Одним из решающих факторов является цикличность обновления основного капитала. В частности, начало экономического бума, сопровождающегося резким увеличением спроса на машины и оборудование, очевидно позволяет предположить, что он повторится через определенный период времени, когда эта техника физически или морально износится, устареет.

Среди внутренних факторов выделяют:

Физический срок службы основного капитала;

Личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;

Инвестирование, т. е. вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;

Экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.

Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями в отличие от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе, факторов.

В-третьих, причины циклов усматривают во взаимодействии внутренних состояний экономики и внешних факторов. Согласно такой точке зрения внешние факторы рассматриваются в качестве первичных источников, провоцирующих вступление в действие внутренних факторов, которые трансформируют получаемые импульсы от внешних источников в фазовые колебания экономической системы. К внешним источникам нередко относят государство.

Политический и экономический кризис в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов достиг своего апогея. Непоследовательные и половинчатые хозяйственные реформы конца 80-х годов, попытки соединить планово-административную, экстенсивную советскую экономику и рыночный механизм были обречены на провал и привели к углублению кризиса. Жизнь требовала радикальных мер, но руководство СССР так и не решилось перейти к изменению экономической основы советского государства из-за осложнения политической ситуации в стране и опасаясь социального взрыва.

Политические реформы в СССР в конце 80-х - начале 90-х гг., провозглашение курса на создание социалистического правового государства, создание советского парламентаризма, созыв нового высшего органа власти – съезда народных депутатов, введение института Президента СССР, формирование многопартийности – привели к демократизации общества и сделали неизбежным обострение, казалось, давно «решенного» национального вопроса. Форсированная интернационализация без учета национальных интересов привела к серьезным просчетам в национальной политике.

Напряженность, годами накопившаяся в национальных отношениях, нежелание системы менять национальную политику при начавшемся реформировании общества в середине 80-х годов привели к открытому столкновению административно-командной системы с обществом. Известно, что политическая жизнь Казахстана в советское время определялась теми установками, которые диктовались из центра. Стремление «Москвы» проводить в республиках единую и предсказуемую политику в своих интересах, формировать верхние эшелоны власти на местах исключительно из центра уже не принимались безоговорочно на местах.



Тоталитарная власть впервые натолкнулась на открытый протест, когда в декабре 1986 г. сменила первого руководителя Казахстана. Мирный митинг казахской молодежи 17-18 декабря 1986 г., которая выражала свое несогласие с подобным игнорированием интересов республики и политикой центра в отношении национальных кадров, закончился трагическими последствиями. В основе декабрьских событий 1986 г. в Алма-Ате лежит комплекс исторических, социально-экономических и политических факторов.

Определяющим направлением развития общественно-политической жизни в Казахстане в конце 80-х гг. была ее демократизация, лейтмотивом духовной и культурной жизни республики стала гласность. Именно гласность, превратившаяся из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определила необратимый характер перемен. Активизация процессов национального возрождения привела к развитию неформальных общественно-политических организаций («Адилет», «Азат», «Единство», «Желтоқсан» и др.), и формированию политических партий: Социал-демократической, «Алаш», Народный конгресс Казахстана, деятельность которых концентрировалась вокруг идеи национального развития Казахстана.

Начало 90-х годов в СССР прошли под знаком доминирования национальной парадигмы – кризис административно-командной системы, недовольство национальной политикой центра на первый план выдвигает проблему национальной независимости и государственного суверенитета республик. Этот процесс сопровождался усилением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам. Образованный в 1922 году СССР, задуманный как федеративное государство, на деле превратился в унитарное, где союзные республики имсли ограниченные права и не имели реального суверенитета и где игнорировалось право республик на национальную государственность и суверенитет.

18 мая 1989 г. Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило союзное руководство ускорить разработку нового Союзного договора. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству.

Прежде всего нужно обратить внимание на политическую обстановку в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов, подчеркнуть нарастание центробежных сил. В этот период союзные республики стали объявлять о своем суверенитете. В 1990 и 1991 гг. в числе главных проблем стала проблема подписания нового Союзного договора. 17 марта 1991 г. прошел референдум по вопросу: быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство проголосовало за сохранение СССР. Не участвовали в голосовании прибалтийские республики, Молдова, Грузия и Армения.

Этот процесс сопровождался усилением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 и Баку в 1990 гг., Нагорном Карабахе, столкновения между киргизами и узбеками в Ошской области, вооруженные конфликты между Грузией и Южной Осетией в 1991г.) В результате межнациональных конфликтов в 1991 г. в СССР насчитывалось свыше 1 миллиона беженцев различных национальностей.

Зрели опасения неуправляемого распада СССР. Весной и летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение «9 ч-1», т.е. 9 республик и центра (за исключением прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдовы), которые решили подписать новый Союзный договор. Его подписание было намечено на 20 августа.

Путч так называемого ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положюению). 19-21 августа ускорил распад СССР. ГКЧП) – самопровозглашённый орган власти в СССР, существовавший с 18 по 21 августа 1991 года. Был образован из первых государственных и должностных лиц Советского правительства, которые выступили против проводимых Президентом СССР М.С.Горбачевым реформ «перестройки» и создания вместо Советского Союза конфедеративного Союза Суверенных Государств, куда планировалось вхождение только 9 из 15 союзных республик. Действия ГКЧП привели к событиям, ставшими известными как «Августовский путч».

С 22 по 29 августа 1991 года бывшие члены распущенного ГКЧП и лица, активно содействовавшие им, были арестованы, но c июня 1992 года по январь 1993 года все они были отпущены под подписку о невыезде. В апреле 1993 началось судебное разбирательство. 23 февраля 1994 года подсудимые по делу ГКЧП были амнистированы Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, несмотря на возражение Б.Н.Ельцина. Один из подсудимых, Валентин Иванович Варенников (Герой Советского Союза, генерал армии, депутат Государственной думы), отказался принять амнистию и над ним продолжился суд, который он, в конечном итоге, выиграл.

После путча события развивались ускоренным темпом. 23 августа 1991 г. Н.А.Назарбаев заявил о своем выходе из состава Политбюро ЦК КПСС, сложил с себя обязанности Первого секретаря ЦК КП Казахстана.

В рядах Компартии Казахстана на конец 1990 г. числились 800 тыс. коммунистов. Продолжали работать областные, городские и районные комитеты. Но в средствах массовой информации усилилась критика КПСС. Авторитет партии падал. Неудавшаяся попытка государственного переворота, руководимая высшими чиновниками КПСС, привела к ее развалу.

28 августа 1991 г. Пленум ЦК КП Казахстана констатировал: «КПСС в результате действий центральных руководителей окончательно потеряла свой авторитет перед народом, прекратила свое существование как единая структура, поэтому Компартия Казахстана не может более оставаться в прежнем своем виде». Пленум вынес решение о созыве чрезвычайного съезда Компартии Казахстана.

Чрезвычайный съезд КП Казахстана 7 сентября 1991 г. принял решение о роспуске Компартии Казахстана и создании вместо нее новой партии – Социалистической.

В сентябре 1991 г. Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР признал независимость прибалтийских республик.

Руководители семи республик – России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных Государств (ССГ). Но этого не произошло. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Брестом главы России, Украины и Беларуси подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В нем заявлялось, что СССР как субъект международного права прекратил свое существование.

12 декабря 1991 года в Ашхабаде произошла встреча руководиелей Среднеазиатских республик и Казахстана, где было заявлено, что в создании СНГ можно участвовать только тогда, когда будет признано равноправие всех постсоветских республик, которые намерены добровольно войти в состав СНГ.

21 декабря 1991 г. в Алматы руководители 11 государств (кроме Грузии) подписали Декларацию об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ – Содружества Независимых Государств.

25 декабря 1991 г. М. Горбачёв заявил о своем уходе с поста Президента СССР. Таким образом, 1991 г. ознаменовался эпохальными событиями: неудачная попытка государственного переворота, ликвидация КПСС, распад империи под названием СССР.

В заключение нужно остановиться на основных причинах распада СССР. О них сказано в работе Н.А. Назарбаева «На пороге XXI века». Н.А.Назарбаев называет развал СССР драматичным, безусловно, глобальным явлением конца столетия.

По мнению Н.А.Назарбаева, фундаментальными причинами распада СССР являются: растущее технологическое отставание экономики, да и общества в целом, огромное бремя наложила гонка вооружений на развитие СССР и национальный вопрос, который не решался долгие годы. Национальные отношения стали не только неуправляемыми, но и взрывоопасными.

Так как в последнее время мне уже неоднократно задавали такой вопрос, значит, пришло время поразмышлять и над этим.

Безусловно, сегодня трудно себе представить, что может быть тяжелее, чем в годы того экономического кризиса. Но это - эмоции, они плохо помогают в обоснованности оценок.

Уровень жизни.

У начала того кризиса - кризиса переходного периода к рыночной экономике - и кризиса нынешнего совершенно разные исходные позиции с точки зрения жизненного уровня россиян. Тогда к началу рыночных реформ страна, что называется, дошла до «ручки» - до пустых прилавков. Невозможно было купить даже самое элементарное. Причем это было уже и в Москве, что уж говорить о всей стране. К началу рыночных реформ люди уже жили, мягко говоря, небогато. И вот начались реформы, безусловно, запоздалые и небезупречные. Жить стало еще хуже, значительно хуже, потому что уж больно сильно все было запущено до того.

Сейчас ситуация иная. В 2000-х годах благодаря бешеным ценам на нефть не все нефтедоллары потратили, реализуя грандиозные мегапроекты, уводя из экономики в резервные фонды и т.п. Кое-что досталось и народу, жизнь стала богаче. Правда, могла бы быть она значительно богаче, ибо, повторюсь еще раз, слишком много денег было потрачено бездарно.

Таким образом, исходное состояние с точки зрения уровня жизни россиян тогда, в начале 90-х, и сегодня совершенно разное. Тогда, от плохого пошли к еще более плохому, сегодня - от хорошего (нет, от удовлетворительного) также покатились вниз (к примеру, за январь–июль 2015 года реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 2,9%, а реальные зарплаты - на 8,8% по сравнению с январем–июлем 2014 года).

Значит ли это, что в сегодняшней ситуации кризис не может быть столь же тяжелым, как был тогда? Нет, конечно. Можно ведь от хорошего (нет, все-таки удовлетворительного) состояния скатиться до плохого достаточно быстро.

Таким образом, у нынешней ситуации есть важное преимущество - значительно лучшая исходная позиция, не гарантирующая, однако, то, что в нынешние времена в конечном итоге будет легче. Более того, по прошествии некоторого времени ощущение кризиса (да и не только ощущение) может стать даже еще более тяжелым. Тогда многим казалось, что хуже быть не может, и людям, по большому счету, было нечего терять. Сегодня, опять же для многих, есть что терять. Получили в 2000-х «хлеба и зрелищ», а теперь «хлеба» становится меньше. Со «зрелищами» тоже как-то все не беспроблемно.

Цены на нефть.

Ключевое значение для российской экономики как тогда, так и сегодня имеют мировые цены на нефть. Все 1990-е годы - это период низких мировых цен на нефть. В среднем на протяжении почти всего того периода они были около 15 долларов США за баррель.

Сегодня в этом плане ситуация во многом схожая. Да, это уже около 40 долларов США за баррель, но если учесть долларовую инфляцию более чем за двадцать лет, а также возможные перспективы снижения мировых цен на нефть и ниже 40 долларов за баррель, то ситуация примерно та же.

Примерно такая же, потому что быстрого отскока вверх цен на нефть не будет. Сформировался целый ряд факторов, воздействие которых в ближайшие годы будет держать цены на нефть на низком уровне. Среди этих факторов: успешная реализация сланцевых перспектив добычи нефти в США; выход на мировой рынок нефти Ирана после снятия с него санкций; замедление роста экономики Китая, означающее снижение с его стороны спроса на дополнительные энергоресурсы; скорое повышение основных ставок со стороны Федеральной резервной системы США, что означает удорожание доллара и, соответственно, удешевление нефти; планируемое снятие запрета на экспорт нефти из самих США и т.д.

Таким образом, на смену суперциклу высоких цен на нефть 2000-х годов пришел суперцикл низких нефтяных цен. Собственно говоря, то же самое было и в конце прошлого века. Значит, это довод в пользу того, что в этот кризис может быть не легче.

Резервы.

Тяжесть кризиса во многом предопределяется тем, были ли у страны накоплены резервы для преодоления возможной непростой экономической ситуации. Тогда, в начале 1990-х, молодой России практически ничего не досталось от развалившегося СССР. В конце 1991 года золотовалютные резервы снизились до ничтожно малой величины - менее 3 млрд долл. США. Казна была пуста.

Сегодня, к счастью, ситуация пока другая. Международные резервы Банка по состоянию на 01.09.2015 составляют 366,3 млрд долларов США. Но резервы эти, несмотря на желание их сохранить, уже существенно уменьшились (по состоянию на 01.01.2014 они составляли 509,6 млрд долларов США). Понятно, что если ситуация будет ухудшаться, то реальных резервов скоро может и не остаться.

Международная помощь и сотрудничест во.

А вот в этом плане нынешняя ситуация на порядок хуже прошлой. В связи с известными геополитическими событиями России трудно рассчитывать в этот кризис на какую-либо, даже гуманитарную помощь.

Не приходится на что-либо хорошее надеяться и во внешнеэкономической деятельности в условиях санкций. Мощные ограничения на международных рынках капитала уже крайне негативно сказываются на российской экономике.

Теряется даже сотрудничество между странами СНГ. Да какое там сотрудничество, когда в желании реанимировать СССР мы сегодня имеем ситуацию разваливающегося Союза независимых государств.

Таким образом, фактор международной помощи и внешнеэкономического сотрудничества в целях выхода из кризиса явно проигрывает, является более слабым по сравнению с тем, что было в 90-х годах.

Понимание сути проблем, профессионализм власти, готовность к реформам.

Когда сегодня слышишь в очередной раз о том, что самое плохое в экономике закончилось, что «пора переходить к повестке развития», что экономика достигла «дна», что все это мы уже проходили в 2008–2009 годах, что экономический рост вот-вот начнется и т.п., то думаешь: власти не понимают природу, существо, причины нынешнего экономического кризиса. В антикризисной политике они опять делают ставку на спасение банков, хотя нынешняя ситуация - не повторение 2008–2009 годов. Говорятся правильные слова о необходимости структурных реформ, но особой конкретизации, не говоря о действиях, мы по-прежнему здесь не видим.

В начале 90-х годов реформаторы, несмотря на тяжелые ошибки, в целом верно представляли то, что необходимо делать. Другое дело, что издержки того, как делали, были подчас неоправданно высокими. Они были лучше подготовлены и в профессиональном плане. Во всяком случае, тогда не задумывались о том, как, к примеру, ограничить поголовье сельскохозяйственных животных и птицы в личных подсобных хозяйствах. Тогда не принимались решения об уничтожении продовольствия, пусть и контрабандного. А ведь тогда проводить рыночные реформы было неимоверно сложнее, потому что все делалось впервые, что называется, с чистого листа.

Таким образом, «управленческий» фактор - явно не в пользу нынешней власти.

В целом же сравнительная картина набирающего силу нынешнего экономического кризиса и кризиса 90-х годов с точки зрения анализа факторов, которые предопределяют тяжесть таких периодов, получается следующей: исходный жизненный уровень населения и резервы у страны сегодня выше, чем это было в 90-х годах; мировые цены на нефть будут достаточно долго на сопоставимо низком уровне (получается, что здесь ситуация примерно одинаковая); международный и управленческий факторы явно уступают тому, что было в 90-е годы.

Картина получается такая: два фактора - в пользу того, что в этот кризис будет легче, один (нефть) - одинаковый, два фактора - в этот раз будет тяжелее.

Так, ответ на вопрос «будет тяжелее, чем в кризис 90-х годов?» пока не очевиден. Идем дальше в анализе. Попробуем оценить перспективы каждого из факторов. Уровень жизни - снижается, финансовые резервы - в общем-то, тоже. Цены на нефть остаются достаточно долго низкими. Санкции, антисанкции и т.п. - и это остается в обозримом будущем. Рассчитывать на резкое повышение профессионализма и ответственности властей не приходится.

Получается, что если ничего не изменится, то уже в достаточно обозримой перспективе (два-три года) не останется факторов, которые бы говорили о том, что в этот кризис будет все-таки легче.

Значит, если упустить и это время, то нынешний кризис вполне может оказаться даже тяжелее, чем это было в прошлом веке. Но это надо очень постараться, я бы даже сказал - умудриться. Однако умудрились же мы вляпаться в нынешний кризис, когда европейская и мировая экономики растут, а трудности Китая - это всего лишь замедление темпов экономического роста.

январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

11 июня 1992 - постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»

июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

с 17 августа 1998 - экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.

1. Экономическая трансформация

Затянувшийся более чем на десятилетия экономический кризис породил к концу 90-х годов множество объяснений этого катастрофического явления. Но этот кризис, возникший задолго до начала либерализационных реформ в России, стал заметен еще в конце 1970-годов. Сами рыночные реформы, так же как и выделение из СССР независимой России, стали результатом кризиса советской экономики.

Продолжительность периода, в течение которого происходят изменения, зависит от первоначального состояния экономики, от эффективности экономической политики, социальной направленности реформ, от регулирующей роли государства. За прошедшие с 1992 года преобразовании российской экономики монетаристскими методами в стране произошли существенные изменения: осуществлена либерализация цен, сформировался частный сектор, появились финансовые рынки, магазины наполнились товарами, в основном, зарубежного производства. С другой стороны, вместо развития реального сектора экономики наблюдается спад производств (за исключением сырьевого сектора), безработица, резкое снижение жизненного уровня народа, социальная деградация, развал научного, трудового, технологического и производственного потенциала страны.

Трансформация экономических систем означает, что рушится старая и формируется новая экономическая система. Процессы разрушения и формирования могут быть как естественными, так и искусственными. Это означает, что смена экономических систем представляет собой совокупность естественных и искусственных процессов. Она может осуществляться двумя путями: эволюционным, при котором в процессе трансформации преобладают естественные экономические процессы, и революционным, когда в процессе трансформации преобладают искусственные политические процессы.

Направление трансформаций характеризуется системой приоритетов социального и экономического развития. Оно определяется содержанием социально-экономического фактора трансформации экономических систем, в соответствии с которым формируется система ценностей, цели общества. Диалектическое изменение структуры ценностей и целей является проявление процесса видоизменения и характеризует ее направление.

1.1 Экономические реформы 1992-1993 гг.

Сложная ситуация сложилась в экономической сфере. В то время обсуждалась проблема, какая экономическая система должна быть создана в результате всех преобразований: рыночный социализм, капитализм или социально-ориентированная система хозяйства с сильным социальным государством. Вопросы трансформации социалистической системы хозяйства стали подниматься с середины 80-х годов, когда была сформулирована концепция "ускорения" развития товарно-денежных отношений, предоставления предприятиям некоторой самостоятельности. В экономической науке стали дискуссироваться вопросы о рыночном социализме. В начале 90-х годов эти вопросы выносились на семинары, конференции в нашей стране и за рубежом. Проблемы системной трансформации и выбора модели рыночной экономики были вынесены на страницы экономических журналов ("Вопросы экономики", "Экономический журнал", "Общество и экономика", "Мировая экономика и международные отношений" и др.). Обсуждались различные точки зрения относительно выбора модели рыночной экономики, методов рыночных преобразований, роли государства в этих процессах.

Начало так называемых экономических реформ - шоковый скачок цен и ужесточение бюджетной политики - не только сопровождалось усилением кризиса, но и качественно изменило его механизм. Если раньше производство сталкивалось с ограниченностью ресурсов, то теперь с ограниченностью спроса. Наиболее сильный инфляционный удар пришелся по инвестициям. Ускорилось сокращение основных производственных фондов и их износов. Экономика России вплотную столкнулась с перспективой затяжной стагнации из-за низкого уровня инвестиций и кризиса фондов, попав в стагфляционную ловушку.

В 1992 - 1993 гг. в промышленности России обозначились "зоны спада", где тенденция сокращения производства преобладает над тенденцией стабилизации. К ним относится добыча топлива, выпуск машин и оборудования, производство стройматериалов, пластмасс, химволокна, товаров легкой промышленности, мясомолочной продукции. В то же время наметились секторы, где ситуация относительно стабилизировалась. Это автомобилестроение, некоторые производства в химической промышленности, прокат. Но в целом явно наметился структурный сдвиг в сторону топливного и аграрного секторов экономики. Он поддерживался, главным образом, двумя факторами: а) уменьшением спроса на инвестиционные товары (оборудование, конструкционные материалы и т.д.), который переплетается с ухудшением финансового положения производителей и высокими темпами инфляции; б) переориентацией производства на внешний рынок (через экспорт и привязку внутренних цен к валютномц курсу), где преимущественно имеют топливный комплекс и производство промежуточных товаров.

В результате начавшихся в экономике России структурных перемен усугубляется еще больше равновесие между отраслями. Спад в производстве сопровождается быстрым ростом энергоемкости конечного продукта: в 1991 г. она выросла на 2 %, в 1992 г. - на 9%, в 1993 г. - на 5%. За относительно умеренным спадом в сельском хозяйстве стоит усиление диспропорций между зерновым, кормообеспечивающим и мясомолочным комплексами. Сокращается база животных. При этом все большую долю своих доходов граждане тратят на продукты питания. Структура личного потребления в России быстро приближается к структуре потребления в слаборазвитых странах.

Выбор макроэкономической модели "стабилизации" в 1991 - 1992 гг. определялся политическим "вакуумом", который возник в результате распада системы власти СССР: давлением топливно-сырьевого сектора, новых финансово-посреднических фирм, требованиями иностранных кредиторов. Это давление было направлено на перераспределение национального дохода в их пользу за счет "сброса" бремени расходов на ВПК, науку, образование и "избыточные" общедоступные социальные гарантии. Политика финансовой "стабилизации" устранила препятствие для развертывания инфляции издержек. В условиях российской экономики рост все в большей степени определялся удорожанием затрат, а не "избыточной" денежной массы. Вклад денежного фактора в рост оптовых цен во втором квартале 1992 года составил всего 9%, а в третьем - 22-27% и к началу 1993г. вновь снизился до 12-16 %. После "шока" января - февраля 1992 г. главными факторами инфляции стали: а) удорожание первичных ресурсов (топливо, сельхоз-сырье); б) деформация системы цен, обусловленная структурным неравновесием экономики; в) вытеснение рубля твердыми валютами из сбережений и активов предприятий, банков и населения; г) падение курса рубля, стимулирующее рост цен через удорожание импорта и подталкивание внутренних цен на "конвертируемые" ресурсы (топливо, цветные металлы и др.) до мирового уровня.

Ортодоксальная денежная "терапия" резко обострила среднесрочные структурные проблемы экономики. Макрорегулирование замкнулось только на косвенных рычагах управления (эмиссия, кредиты и дотации, налоговые льготы и экспортные лицензии), с помощью которых в принципе нельзя решить среднесрочные задачи модернизации и структурной перестройки. К тому же их возможности парализованы инфляцией, дефицитом бюджета и валютных резервов.

экономическая трансформация реформа россия

В результате либерализации хозяйственных отношений и разрушения централизованных ведомственных корпораций предприятия оказались брошенными на волю волн стагнаций. Они стали не столько субъектами, сколько объектами рынка и кризиса. Вместо вертикальной иерархии в экономике стали складываться горизонтальные неформальные отношения (контрактные) поддерживающие сложные цепочки технологических и хозяйственных связей. Это проявилось в бартере, ценовых скидках постоянным контрагентам, взаимных кредитах и технической помощи.

В условиях жестокой монетарной политики многие предприятия фактически стали банкротами.

Либерализация усилила монополизм в экономике России, придав ему более "рыночную" форму. Вместо одной административно - ведомственной монополии появляется множество отдельных, но еще более бесконтрольных монополий.

Произошло сокращение продовольственной базы России. Темпы снижения плодородия почв (из-за недостаточного количества минеральных удобрений) утроились по сравнению с серединой 80-х гг. Катастрофически снизились инвестиции в сельское хозяйство (на 60% в 1992 г.).

Наконец, внешний долг России превзошел уровень, после которого он уже растет автоматически и регулируется в основном кредиторами (в 1993 г. отсрочка выплат по обслуживанию долга позволила сохранить его на уровне 80 миллиардов долларов; если бы такая отсрочка не была получена, внешний долг России увеличился бы к концу 1993 г. до 95-97 миллиардов долларов) Маркова А.Н Всемирная история/ А.Н.Маркова, Г.Б. Поляк. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000..

Новое на сайте

>

Самое популярное