Домой Овощи Сальса. Описание, история. Сальса (танец) история названия Сальса чей национальный танец

Сальса. Описание, история. Сальса (танец) история названия Сальса чей национальный танец

Сальса - популярный латиноамериканский танец с острым характером

В некоторых странах сальсу называют «музыкой тропиков», настолько ярко в ней ощущается культура жарких стран Карибского бассейна. Это одновременно простой и непринужденный танец, освоить который не составляет труда практически никому. Но прежде чем перейти к практике, предлагаем узнать больше об этом стиле и прочувствовать его красоту через популярные мелодии.

История сальсы: сначала была музыка

Мог ли Христофор Колумб подумать, что станет главным виновником появления целого созвездия латиноамериканских танцев, и в частности сальсы? Навряд ли. В начале XV века этого первооткрывателя заботила абсолютно иная цель - открыть более короткий морской путь до Азии. Вместе со своей командой он отправился в длительное путешествие на запад и... достиг берегов Кубы. Это событие произошло в 1492 году - кубинскую культуру ждали большие перемены.

Вновь открытые земли поспешили занять испанские колонизаторы. В погоне за территорией они уничтожали коренных индейцев, не задумываясь о том, что огромные площади придется кому-то обрабатывать. Этот вопрос решили с помощью негров: караваны судов с рабами из Африки останавливались возле берегов Кубы и других островов Карибского моря на протяжении почти трех столетий.

Казалось, сама судьба благоволила единению трех культур: европейской, кубинской и африканской. Особенно значимым для этого слияния оказался 1886 год - дата отмены рабства на острове Свободы. С этого момента влияние африканской культуры усиливается, достигнув апогея в 1895 году, когда Кубу признали независимым государством. Танцевальные традиции острова стали развиваться в мире, лишенном расовых предрассудков. Ритуальные ритмы бывших чернокожих рабов незаметно проникли в кубинскую культуру, где балом уже правил английский контраданс. Все это привело к появлению дансона, ча-ча-ча, сона, румбы и других национальных кубинских танцев, которые в дальнейшем были «перевезены» в Америку.

А как же сальса? Ее появление связано с закатом латиноамериканской танцевальной культуру в США. В 60-х годах интерес к кубинским ритмам среди молодежи Испанского гарлема - крупная диаспора латиноамериканцев на Манхэттене - стал угасать. Всему виной был рок-н-ролл, по которому сходили с ума американские юноши и девушки. Нечто нового требовало и латиноамериканское сообщество. Так возник жанр под названием бугалу.

Новому направлению не суждено было существовать долго, несмотря на высокую популярность и современные ритмы. Через три года после своего появления, а это произошло в 1966 году, бугалу уступил место сальсе, которая развивалась параллельно ему. Отцом стиля стал Джонни Пачеко, который вдохновился идеей создать новый латиноамериканский бренд.


В 1962 году Джонни был достаточно известным в своих кругах флейтистом. Но в отличие от других музыкантов он не хотел всю жизнь играть чужие композиции. Своими амбициозными идеями по поводу нового бренда Пачеко поделился со знакомым юристом Джерри Масуччи. Тот заинтересовался и взял на себя финансовый вопрос осуществления мечты Джонни. Так, в 1964 году в Нью-Йорке появилась звукозаписывающая компания Fania Records.


Пачеко сделал ставку на музыкальные традиции Кубы: сон, гуарачу и т.д. Придав уже изжившей себя в Америке кубинской культуре современный окрас, талантливый музыкант привлек внимание латиноамериканского сообщества, которому уже изрядно надоело бугалу, лишенный пикантной нотки острова Свободы.

Получается, сальса родилась в Америке, но ее корни уходят глубоко в историю кубинского народа с его европейскими и африканскими интервенциями. Кстати, играть и танцевать сальсу на Кубе стали уже после ее появления в Нью-Йорке.


От музыки к танцам

Джонни Пачеко создавал музыку в стиле сальса, а воплощением танцевального рисунка занимался народ. При этом «стандартизированного» набора движений, характерного для этого направления в 70 - 80-е годах не существовало. Жители каждого государства, входивших в Карибский бассейн, танцевали сальсу по-своему, со своим национальным оттенком. Поэтому на Кубе стиль напоминает сон, а в Пуэрто-Рико - мамбо.

Поворотный момент в развитии сальсы, как общепринятого танцевального жанра, сыграла опять Америка, точнее Нью-Йорк, где находился популярный танцевальный клуб «Палладиум». Именно здесь латиноамериканцы, включая кубинцев, демонстрировали свой танцевальный талант.

В начале 60-х «Палладиум» посетил 12-летний Эдди Торрес, который захотел научиться танцевать ради одной девочки. Мальчишка остался в восторге от латиноамериканских танцев и стал постоянным участником дискотек, где практиковали этот стиль. Через 8 лет он получил звание одного из лучших танцоров сальсы в Нью-Йорке. Постановка танцев для кино, преподавательская деятельность - вот что ждало Эдди.

В 1995 году Торрес записывает обучающий видеокурс Salsa Nightclub Style, который расходится по всему миру. Немалую роль в популяризации танца сыграл технический прогресс: на то время удивить кого-то наличием бытового видеомагнитофона было сложно. В общем, условия сложились так, что сальса Эдди Торреса стала тем самым стандартом, который принято называть «сальса Нью-Йорк».

Кубинский стиль сальсы формировался под влиянием социально-экономических факторов. Изначально народ острова Свободы вполне обходился без каких-либо стандартов. Они были не нужны, поскольку сальсу танцевали на праздниках у знакомых и друзей. Но поток туристов заставил местное население создать некий эталон жанра, чтобы на этом зарабатывать.

Представить современный танцевальный мир без сальсы практически невозможно. И хотя стиль не входит в обязательную программу латиноамериканских бальных танцев, интерес к нему не угасает. Во многих странах мира открыты школы, где обучают сальсе ценителей жанра всех возрастов. И всему этому мы обязаны кубинскому народу.

Популярные мелодии в ритмах сальсы


    «La Rebelion ». Это одна из самых известных композиций колумбийского музыканта Джо Арройо. Несмотря на то, что в песне звучат слова о вечном рабстве и незавидной участи негров, мелодия пропитана танцевальными и зажигательными ритмами. Под нее хочется танцевать бесконечно.

«La Rebelion» (слушать)

    «La Vida Es Un Carnaval » в исполнении Селии Крус. Кубинка по происхождению, Селия выпустила 20 пластинок и получила две премии «Грэмми». В этой песне она поет о любви к жизни, которую сравнивает с карнавалом.

«La Vida Es Un Carnaval» (слушать)

    «El Cantante ». Композиция была записана в 1978 году пуэрто-риканским певцом Эктором Лаво. Эта песня была его главным хитом и послужила заглавием к одноименному фильму, снятого в честь его.

«El Cantante» (слушать)

    «Idilio ». Эта композиция принадлежит творчеству Вилли Колона, рожденного в Нью-Йорке, в Южном Бронксе. Гармонию латиноамериканских и нью-йоркских ритмов принесла этому певцу известность и популярность.

«Idilio» (слушать)

    «La Cartera » в исполнении Ларри Харлоу, чье творчество хорошо знакомо каждому любителю сальсы. Это легкая и непринужденная композиция, наполненная кубинскими мотивами. Захочется ли вам под нее потанцевать? Однозначно!

«La Cartera» (слушать)

Что же такое сальса?


Это одновременно кубинский народный танец и музыкальный жанр. При этом танцевальные традиции развивались вслед за музыкой. Девушки и юноши просто подстраивались под новый ритм, привнося в уже привычные танцевальные стили новые движения. Какие именно? Это зависит от разновидности сальсы.

    Кубинская или сальса касино. В движениях партнеров угадывается хореография сона - еще одного кубинского танца, прародителя сальсы. Рисунок построен на круговом ведении. Мужчина выполняет множество броских движений руками, как бы имитируя приглаживание волос. Женщина старается танцевать с расслабленными руками.

    Доминиканская сальса. Хореография также строится на круговом ведении. Музыка быстрая, что позволяет в полной мере насладиться «импульсными», ритмичными движениями партнеров. Это главное отличие доминиканской сальсы.

    Сальса Нью-Йорк. Здесь рисунок танца линейный, быстрый и динамичный. Одновременно движения мягкие, плавные, чем-то напоминающие «кошачьи» повадки. Поклонники жанра считают, что эта разновидность призвана показать грациозность и пластику партнерши во всей красе. Связано это с тем, что женщина первая делает шаг вперед.

    Сальса Лос-Анджелес. Это современный стиль, где ценится четкость выполнения всех хореографических элементов. Движения одновременно простые и быстро сменяющие друг друга. Несмотря на это, используются в этом направлении и акробатические па, что придает жанру особую эффектность.

Сальса - это обязательно парный танец. Ведь чтобы рассказать историю, наполненную страстью, романтикой и флиртом, требуется два человека - он и она. Существует несколько версий происхождения названия стиля. Первая отправляет нас в небольшой майамский клуб, со сцены которого льются кубинские мелодии. Музыка острова Свободы настолько завела публику, что та начала скандировать «Сальса! Сальса!». А сальсой, острым соусом, в этом заведении приправляли различные блюда.


Вторая версия переносит нас в США, в Мэдисон Сквер Гарден. Здесь в 60-х годах прошел масштабный концерт, основанный звукозаписывающей компанией Fania Records. Публике была представлена музыка, в которой слышались ритмы бугалу, сона, ча-ча-ча, мамбо и других направлений. Услышав это смешение звуков, Тито Пуэнте, король мамбо, воскликнул: «Esto es una gran salsa!» В переводе на русский эта фраза означает: «Великолепный соус!».

Третий вариант связан с именем Иззи Санабриа, который работал дизайнером в Fania Records. В этой студии мешали различные стили кубинской музыки, не давая конечной мелодии определенного названия. И тогда Иззи решил исправить это положение, назвав новые ритмы сальсой, что в переводе означает соус или дерзкий.

Получается, сальса - это острый, пикантный танец, приправленный раскованностью и чувством свободы.

Интересные факты

    Занимаясь популяризацией сальсы, Джонни Пачеко проявил себя вполне проницательным менеджером. Он понимал, что новая музыка навряд ли будет пользоваться большим спросом в специализированных магазинах из-за высоких наценок. Недолго думая, Джонни и его партнер Джерри Масуччи загрузили багажник автомобиля пластинками, записанными в собственной звукозаписывающей студии, и отправились в народ, в испанский гарлем. В людных местах они включали свою музыку и задешево продавали ее всем заинтересовавшимся.

    Сальса занимает 4-е место после хип-хопа, джаза и степа по благотворному влиянию на здоровье. Таковы результаты исследования Центра по контролю и профилактике заболеваний США.

    Существует легенда, что сальса родилась на тесных латиноамериканских кухнях. Во время больших праздников хозяйкам приходилось лавировать между гостями, совершая эффектные движения телом. Попытки удержать равновесие, не выронив из рук горячих блюд, и стали основой для создания танца. Но это всего лишь интересная версия.

    В 2005 году было проведено первое мировое первенство по сальсе. Центром притяжения поклонников жанра стал Лас-Вегас, который продолжает ежегодно принимать в свои объятия всех, неравнодушных к кубинскому танцу.


    Распространением сальсы в России мы обязаны кубинским студентам, которые стали приезжать в нашу страну в 90-х годах.

    В Великобританию танец привезли колумбийцы в 80-х годах, когда чопорные англичане изменили миграционную политику с целью ликвидации проблемы нехватки рабочей силы.

    В списке самых известных танцоров сальсы звучат следующие имена: Магна Гопал, Шон Бристол, Джонни Васкес, Хуан Матос, Леон Роуз.

    Говорить о сальсе можно часами, но лучше насладиться ею в исполнении различных актеров. В фильме «Певец» (2006) Марк Энтони перепел многие песни Эктора Лаво, одного из самых известных певцов в жанре сальсы. Полюбоваться танцами можно в кинолентах «Рожденный романтиком» (2000), «Королева сальсы» (2001) и «Танцуй со мной» (1998).

Таков краткий экскурс в мир сальсы. В мир, где в каждом движении чувствуется легкость и свобода, страсть и непринужденность, желание танцевать без оглядки на окружающую действительность.

Видео: смотреть сальсу

Основы

Основной шаг

С незначительной поправкой на различные стили сальсы, основные движения состоят из быстрого-быстрого-медленного шагов под четыре ударных ритма (счета, бита) в музыке. Каждый четвёртый счет используется для медленного переноса веса, паузы или, в некоторых стилях, для кика (выброса ноги) или чечетки (удара ногой о пол). Ряд стилей имеет четкое определение начала танца. Лос-Анжелес, Лондон - начинаются на счет «1» - сильную долю. Нью-Йорк (= Modern Mambo = Eddie Torres style = On 2), Пуэрто-Рико, Палладиум и кубинский сон - начинаются на счет «2».

Остальные виды (кубинский, колумбийский, венесуэльский) могут начинаться на любую долю музыки. В некоторых регионах правильной считается сильная доля, в некоторых - tiempo, в некоторых - contratiempo, в каких-то - вообще не закреплено.

Венесуэльский и колумбийский стили также отличаются тем, что в силу специфики ряда элементов в танце может происходить смещение ритма. То есть в течение 1 танца может присутствовать начало движений на «1», и на «2», и на другие счета. Такое происходит после определенных фигур, которые могут менять ритмику танца.

Танец в кубинском стиле может начинаться на любой счет, но рисунок танца не может меняться в середине одного танца.

Сальса в любых стилях как танец привязан к латино-американской музыке с размером 4/4 где активная доля приходится на раз. В силу последнего первое активное движение в танце также начинается на раз будь то шаг либо активный чек в паркет. В виду того что многие стили используют на сильную музыкальную долю (счёт раз)чек в паркет, то окружающие часто ошибочно воспринимают это как активную долю на 2. Тем более активный первый шаг ни коим образом не может начинатся на 3 так как это противоречит всем музыкальным законам и правилам,единственным исключением является синкопирование (дотанцовывание разорванного ритма вследствие сложных движений до следующей активной доли).Ну и конечно танец не может начинаться с последней 4й доли так как это конец музыкальной фразы. Самое главное в танцах латино-американской группы это музыкальность и ритм так как танцующие являются вербальным продолжением полёта души самой музыки.

Стили сальсы

В мире сальса делится на два вида и пять основных подвидов:

  1. «Круговая» сальса, в неё входят: кубинская сальса (касино), венесуэльская (доминиканская) сальса и колумбийская сальса.
  2. «Линейная» сальса или сальса Cross-body style. К ней относится сальса Лос-Анжелес, Лондон, Нью-Йорк (on 2), Палладиум и Пуэрто-Рико.
  3. Отдельным видом в связи с огромной популярностью некоторые выносят и руэда де касино (Rueda de Casino).

Сальса Касино

Стиль основан на традиционной кубинской музыке и разновидностях танца сон - монтуно и гуарача. Базовый шаг начинается на любую долю, в течение всего танца сохраняется ритмика. Геометрический рисунок танца - круговой (центром круга является центр между партнером и партнершей), однако иногда встречаются линейные компоненты - в основном это заимствования из Сона и Румбы.

Во многих странах танцоры сальсы касино используют так называемый теп (короткий и легкий удар носком или пяткой ноги по полу) на счет 4 и 8. Характерные особенности сальсы - размер 4/4, быстрый темп, сложный ритмический рисунок, являющийся комбинацией ритмов тумбао и клаве .

Касино - это кубинский танец, который начал развиваться с середины 20 века. Примерно, в 1956 году в клубе Casino Deportivo, отдельные пары стали отделяться от общей руэды, которую любили танцевать в этом клубе и танцевали отдельно ото всех пар.

Чаще всего танцуется a tiempo - на первую долю, в некоторых провинциях Кубы (например, Камагуэй) сальсу танцуют на contratiempo (на слабую долю, "на два"), в кубинских селах простые люди - на третью долю. Следует заметить, что на Кубе различают варианты танца: "выступательный" или шоу-стиль - Salsa Casino и уличный стиль - Salsa Cubana.

Характерной особенностью шоу-стиля Salsa Casino является обильное наличие узлов (сложные фигуры руками) и особенная пластика, источником которой является Румба и Сон.

Уличная кубинская сальса (Salsa Cubana) - более спокойная и содержит меньше сложных элементов, при этом более ориентируясь на артистичную игру между партнерами. Руки партнера и партнерши иногда разрываются, особенно в уличном касино, но при этом танец все равно сохраняет круговую динамику.

Венесуэльская (доминиканская) сальса

Базовый шаг начинается на любую долю. В течение одного танца может меняться доля для базового шага в силу специфических элементов венесуэльской сальсы. Геометрический рисунок танца - круговой, центром круга как правило является центр между партнером и партнершей. Характерной особенностью венесуэльского стиля является «импульсное» ведение. Музыка сальсы для танца данного стиля - быстрая.

Колумбийская сальса

Базовый шаг начинается на любую долю. В течение одного танца может меняться доля для базового шага в силу специфических элементов колумбийской сальсы. Геометрический рисунок танца жестко не закреплен, могут быть как линейные, так и круговые элементы. Характерной особенностью колумбийского стиля является наличие большого количества footwork и допустимость использования элементов акробатики. Музыка сальсы для танца данного стиля - быстрая.

Сальса Лос Анжелес

Современный стиль сальсы Л. А. создан примерно в 90-х годах в г. Лос Анжелес основателями Луисом Вазкезом, Джоби Вазкез и двумя братьями Луиса - Франциско и Джонни. Базовый шаг этого стиля танцуется на самую сильную долю музыки - на счет 1, геометрический рисунок стиля - линейный и основан на движении cross body lead (перевод партнерши по линии), для сальса Л. А. характерен быстрый и динамичный темп, много быстрых комбинаций, меньше импровизированных соло, но много женского и мужского стиля. Танец направлен на скорость и четкость исполнения, характерно использование акробатических элементов, демонстрирующих и подчеркивающих мастерство танцующей пары.

Сальса Нью-Йорк

Стиль создан в Нью-Йорке Эдди Торресом, который сам называет этот танец как Modern Mambo, на основе кубинского сона (традиционной кубинской музыки и танца являющегося прародителем сальсы). Базовый шаг на слабую долю музыки - на счет 2 партнеры шагают назад. Считается, что так как партнерша начинает с шага вперед, то этот стиль создан, чтобы показать партнершу во всей своей красоте, поэтому в нём очень много движений, где партнерша как бы элегантно дефилирует мимо партнера. Геометрический рисунок стиля - линейный, быстрый и динамичный темп, но в то же время мягкое и деликатное ведение, фигуры делаются короткими импульсами. Характерно наличие сольных композиций, пауз и деликатных акцентов по музыке. В меньшей степени используются акробатические элементы. С виду напоминает «кошачий», мягкий стиль танцевания.

Сальса Пуэрто-Рико

Национальный стиль сальсы в Пуэрто-Рико. Характерным отличием является то, что девушки шагают на 2 не вперед, а назад. Отсюда происходят некоторые особенности в ведении и исполнении различных фигур.

Руэда де касино

Геометрический рисунок танца круговой при участии двух или большего количества пар. Все фигуры исполняются синхронно по команде лидера или певца (cantador). Руэда чем-то напоминает хоровод, но исполняется парами с частой сменой партнеров и партнерш. Для руэды характерны фигуры основанные на узлах с очень четким и аккуратным выходом, не отпуская при этом рук партнерши до момента обмена парами. Партнеры передают партнерш по кругу и импровизируют по музыке. Сейчас на Кубе получила распространение руэда де касино так называемого нового стиля, для которой характерно перестройка из круга в линию в рамках танцевания руэды, формирование нескольких кругов руэды либо рядом, либо один внутри другого и так называемые dua- элементы которые танцуют в рамках руэды по две пары, которые после окончания фигуры снова возвращаются в общий круг, а также использование акробатических элементов. Также для современной фигуры характерна более частая смена партеров и партнерш, так за время исполнения одной фигуры партнеры и партнерши могут смениться несколько раз. Руэда де Касино делится на 2 подвида: Rueda de Cuba и Rueda de Miami. Второй подвид возник в США под влиянием линейных стилей, в связи в чём в танце используется ряд линейных движений.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сальса (танец)" в других словарях:

    Сальса: В Викисловаре есть статья «сальса (значения)» Сальса … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сальса (значения). Сальса Направление: латиноамериканская музыка Истоки: сон, сон монтуно, мамбо Место и время возникновения: Нью Йорк 1969 е … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Парный танец танец, исполняемый двумя партнерами, как правило, мужчиной и женщиной, в противоположность одиночному и групповому танцу. Как правило, партнёры остаются вместе на время танца и, если в танце одновременно участвуют несколько пар … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сон (значения). Сон Направление: латиноамериканские социальные танцы Истоки: Куба, Испания Место и время возникновения: Куба … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Руэда. Руэда (исп. rueda колесо, круг, также rueda de casino) особая, кубинская по происхождению, разновидность танца сальса, исполняемая несколькими парами одновременно (от … Википедия

    Сальса Направление: латиноамериканская музыка Истоки: сон, сон монтуно, мамбо Место и время возникновения: Куба 1960 е Годы расцвета: 1970 е 2000 е Поджанры … Википедия

История сальсы

О том, как родилась сальса, существует множество версий. Но, по крайней мере, в одном все они сходятся: прародителем сальсы следует считать кубинский сон - ритм, возникший в конце XIX века на Кубе.

Вообще, афро-кубинская музыка, к которой принадлежит сальса, имеет свою интересную историю, так как родилась в результате симбиоза двух культур - европейской (испано-арабской) и африканской. От испанцев афро-кубинская музыка унаследовала струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму, а от рабов-африканцев (в основном, выходцев племен банту, йоруба и карагали) - барабаны и различные ударные инструменты, манеру разделения на певца и хор и своеобразный стиль исполнения, при котором хор повторял несколько раз estribillo (припев).

Коренные жители, индейцы, на музыку не повлияли никак, т. к. были истреблены колонизаторами на Кубе почти полностью. Известно только о индокубинских Areítos, символе музыкального, танцевального и религиозного коллективного протеста коренных жителей, но такого индейского влияния, как на Юге и в Центральной части Южной Америки, на Кубе не наблюдалось.

Изначально сон был распространен в основном в восточной части Кубы, особенно в самом Сантьяго и Сьерра Маэстра, а также в провинции Гуантанамо, и звучал на проводившихся там праздниках Changüí. Приобретать популярность это музыкальное течение стало с 1892 г. благодаря исполнителю Нене Манфугас (Nene Manfugas), исполнявшему его вместе со своей группой, Montuno, на проводившихся в Сантьяго карнавалах. Инструмент, на котором играл Нене, представлял собой деревянный ящичек с тремя струнами и назывался tres. И в настоящее время этот инструмент считается одним из символов сона. Сам же припев, представляющий собой повторение в разных вариациях ключевой фразы песни, стал именоваться montuno. Основными инструментами, используемые тогда при исполнении сона, были упомянутый ранее трес, гитара (как наследие испанцев), бонго, маракас, клаве (два последних обычно использовал солист) и, наконец, маримбула и ботиха (позже замененные контрабасом).

В 1909 г. сон распространяется по всей территории Кубы, а в 20-х годах повсеместно исполняющие сон квартеты преобразуются в секстеты. Новое звучание в конце второй декады XX века ритм приобретает, когда к стандартной группе инструментов присоединяется труба, и секстеты становятся септетами. Так произошло, например, с знаменитым «Sexteto Habanero», который стал септетом, хотя название осталось прежним.

В 30-е годы огромное влияние на сон оказывают карибские ритмы, затем, по мере его распространения в Южной и Северной Америке, североамериканские и латиноамериканские, постепенно подводя его к тому, что мы сейчас называем сальсой. Таким образом, сама сальса представляет собой сплав ритмов, таких как:

  1. кубинские : сон (основа), дансон и его производные, румба;
  2. североамериканские : джаз, рок, свинг;
  3. карибские : бомба, плена, кумбья;
  4. южноамериканские : самба, танго.

Есть несколько версий происхождения названия «сальса». Общеизвестно, что salsa обозначает «соус». По одной из версий, в одном маленьком клубе Майами выступала однажды вечером группа, исполнявшая кубинскую музыку, и эта музыка настолько «завела» присутствовавший народ, что все дружно принялись кричать: «Salsa! Salsa!», подразумевая, что музыка была так же остра и горяча, как соус, которым приправляли блюда в этом заведении.

По другой версии, название произошло от очень популярного в начале века сона «Echale Salsita». Согласно этой версии, в конце 60-х в США в Мэдисон Сквер Гарден состоялся грандиозный концерт, организованный Fania All Stars, на котором латиноамериканские исполнители представили свое «новое изобретение» - ритм boogaloo - ничто иное, как модернизированный кубинский сон, смешанный с меренге, боссановой, кумбьей, ча-ча-ча, мамбо и буги-вуги. Глядя, как люди с разных концов Америки самозабвенно танцуют под новый ритм, Тито Пуэнте, вспомнив слова старого сона, изрек: «Esto es una gran salsa!», что дословно переводится как «Великолепный cоус!». Великий сонеро подразумевал, что как и в соусе, в ритме перемешались различные ингредиенты, рождая необыкновенно «вкусную» смесь.

Слово понравилось больше, чем первоначальное название, и быстро распространилось по всей территории Америки. В настоящее время под воздействием современных ритмов сальса также претерпевает изменения. В конце XX столетия, в частности, возникли два таких направления как «salsa dura» и «salsa nueva» (вслед за «tango nuevo» и «nuevo flamenco»).

Существует и еще одна версия...

В 1928 году кубинец Игнасио Пинейро произнес слова «Эчале сальсита!» («Добавим огоньку!») и сделал их названием своей новой песни. Вскоре эта фраза трансформировалась просто в «сальсу» и одноименный танец стал безумно популярным. «Сальса» по-испански - еще и «соус». До начала 1970-х словом «сальса» обозначали смесь самых различных латиноамериканских стилей и ритмов, включая гуарачу, ча-ча-ча, пачангу, румбу, мамбу и еще много другое. Простое запоминающееся слово стало товарным знаком латиноамериканской танцевальной музыки.

Позже, вслед за музыкой появился и танец. Сальса - это смесь различных музыкальных жанров и танцевальных традиций стран Карибского бассейна, Центральной и Латинской Америки. Ее ритмы и фигуры сочетают в себе весь колорит Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Пуэрто-Рико и Кубы, которая считается колыбелью Сальсы. Именно там в начале 20 века и зародились эти мелодии.

Отмечают, что сальса – более медленная и элегантная версия румбы, при которой танцоры почти никогда не соприкасаются – была в прежние времена любима латино-американской белой буржуазией.

Все изменилось в 40-е годы. Произошло это в Нью-Йорке. В то время латиноамериканская община завоевывала запад Манхэттена. Именно нью-йоркские южноамериканцы – пуэрториканцы, панамцы, кубинцы, колумбийцы – смешали Сальсу с ритмами джаза и блюза. Новый жанр, названный «Сальса- метрополитен», в 70-е годы был «вывезен» из Нью-Йорка и с бешенным успехом распространился по планете, став самым популярным танцем латиноамериканского происхождения.

Характер сальсы проявляется в ее основном шаге. Он возникает за счет неподвижности верхней части тела и переноса акцента на ноги и на талию. Движения ног крайне важны, так как они задают характерное для сальсы движение бедер.

На клубных латиноамериканских вечеринках никто не будет подходить и спрашивать: «Что ты танцуешь, сальсу, меренгу, ча-ча-ча или румбу?» Люди просто погружаются в атмосферу зажигательных ритмов, танцуют и получают удовольствие.

Сальса, объединившая разные направления латиноамериканских танцев, как все они не отличается сложной техникой. Главное требование – не быть равнодушным, а выражать свои эмоции и чувства открыто. Сальса - не просто механическое выполнение движений: здесь присутствует элемент интриги. Слишком близко расположены партнеры друг к другу, возникают эмоции и чувства, танец становится игрой: здесь есть элементы ухаживания и отказа, обольщения и страсти, но в любом случае, танец становится творчеством двух людей, появляется интимность, и в этом плане каждый танец неповторим. Можно знать немного движений, но каждый раз, с другим партнером или партнершей, под новую мелодию будет рождаться что-то уникальное, неповторимое, со своими эмоциями и страстями.

Правила защиты информации о пользователях сайта сайт
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила являются официальным документом И П Собирай Павел Евгеньевич (далее - Администрация Сайта), и определяют порядок обработки и защиты информации о физических лицах, пользующихся услугами интернет-сайта (далее - Сайт) и его сервисов (далее - Пользователи).
1.2. Целью настоящих Правил является обеспечение надлежащей защиты информации о пользователях, в том числе их персональных данных, от несанкционированного доступа и разглашения.
1.3. Отношения, связанные со сбором, хранением, распространением и защитой информации о пользователях Сайта, регулируются настоящими Правилами, иными официальными документами Администрации Сайта и действующим законодательством Российской Федерации.
1.4. Действующая редакция Правил, являющихся публичным документом, доступна любому пользователю сети Интернет при переходе по ссылке . Администрация Сайта вправе вносить изменения в настоящие Правила. При внесении изменений в Правила Администрация Сайта уведомляет об этом пользователей путем размещения новой редакции Правил на Сайте по постоянному адресу не позднее, чем за 10 дней до вступления в силу соответствующих изменений.
1.7. Используя Сайт, Пользователь выражает свое согласие с условиями настоящих Правил.
1.8. В случае несогласия Пользователя с условиями настоящих Правил использование Сайта и его сервисов должно быть немедленно прекращено.
2. Условия пользования Сайтом
2.1. Оказывая услуги по использованию Сайта и его сервисов (далее - Услуги Сайта), Администрация Сайта, действуя разумно и добросовестно, считает, что Пользователь:
обладает всеми необходимыми правами, позволяющими ему осуществлять регистрацию и использовать настоящий Сайт; указывает достоверную информацию о себе в объемах, необходимых для пользования Услугами Сайта; ознакомлен с настоящими Правилами, выражает свое согласие с ними и принимает на себя указанные в них права и обязанности.
2.2. Администрация Сайта не проверяет достоверность получаемой (собираемой) информации о пользователях, за исключением случаев, когда такая проверка необходима в целях исполнения Администрацией Сайта обязательств перед пользователем.
3. Цели обработки информации
Администрация Сайта осуществляет обработку информации о Пользователях, в том числе их персональных данных, в целях выполнения обязательств Администрации Сайта перед Пользователями в отношении использования Сайта и его сервисов.
4. Состав информации о пользователях
4.1. Персональные данные Пользователей Персональные данные Пользователей включают в себя:
4.1.1. предоставляемые Пользователями и минимально необходимые для регистрации на Сайте: имя, фамилия, номер мобильного телефона и/или адрес электронной почты;
5. Обработка информации о пользователях
5.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе принципов:
а) законности целей и способов обработки персональных данных;
б) добросовестности;
в) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Администрации Сайта;
г) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
5.1.1. Сбор персональных данных
Сбор персональных данных Пользователя осуществляется на Сайте при оплате услуги.
Персональные данные, предусмотренные п. 4.1.1. настоящих Правил, предоставляются Пользователем и являются минимально необходимыми при идентификации.
5.1.2. Хранение и использование персональных данных
Персональные данные пользователей хранятся исключительно на электронных носителях и обрабатываются с использованием автоматизированных систем, за исключением случаев, когда неавтоматизированная обработка персональных данных необходима в связи с исполнением требований законодательства.
5.1.3. Передача персональных данных
Персональные данные Пользователей не передаются каким-либо третьим лицам, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящими Правилами.
При указании пользователя или при наличии согласия пользователя возможна передача персональных данных пользователя третьим лицам-контрагентам Администрации Сайта с условием принятия такими контрагентами обязательств по обеспечению конфиденциальности полученной информации, в частности, при использовании приложений.
6. Меры по защите информации о Пользователях
6.1. Администрация Сайта принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных Пользователя от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.
7. Ограничение действия Правил
Действие настоящих Правил не распространяется на действия и интернет-ресурсы третьих лиц.

Если провести опрос и попросить людей назвать самый страстный танец, то многие вспомнят о сальсе, которая подразумевает раскрепощенные движения и тесный контакт с партнером. Танец сальса выглядит, будто партнеры заигрывают друг с другом, имея возможность для импровизации.

Сальса – история танца

Исторической родиной этого латиноамериканского танца является остров Куба, где он считается национальным. Он уже давно распространился на другие континенты и стал популярным. История возникновения танца сальса указывает, что прародителем является кубинский сон – ритм, появившийся в конце XIX века. В сальсе нет строгих правил и ограничений по возрасту, главное – . Есть ряд особенностей, которые отлично характеризуют танец сальса:

  1. Сальсу можно танцевать даже с незнакомыми людьми, но, главное, чтобы чувствовалось некое притяжение и интерес. Важно, чтобы было полное взаимодействие.
  2. Главная роль в паре у мужчин, которые должны вести партнершу, которая в большей степени служит украшением композиции, добавляя в нее сексуальности и страсти.
  3. Во время танца человек должен избавиться от всех своих комплексов и уметь взаимодействовать с разными людьми.

Виды танца сальса

Существует два основных вида сальсы: круговая и линейная. Из названия понятно, что они указывают на то, как двигаются люди во время танцы. Существуют разные элементы танца сальса, характерные для некоторых стран, поэтому выделяют еще несколько подвидов. Круговая сальса разделана на кубинскую, венесуэльскую и колумбийскую. Что касается линейной группы, то здесь выделяют пять подвидов, зависящих от места распространения: Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Палладиум, Пуэрто-Рико и Лондон.

Танец соло-сальса

Многие считают, что сальса является исключительно парным танцем, но это не так. Есть женщины, которые предпочитают танцевать соло, демонстрируя себя в полной красе. Танцы соло-сальса требуют сил и энергии, поскольку в большинстве случаев движения и элементы меняются быстро и делать их нужно четко и «со вкусом». Девушки могут импровизировать и выполнять женскую партию из парных танцев. Танцевальные помогают женщинам раскрыть в себе сексуальность, чувственность и артистизм.

Уличные танцы сальса

Уже упоминалось о том, что существуют разные виды сальсы и для уличного исполнения был придуман стиль колумбия, который исполняют по кругу. Красивый танец сальса наполнен многочисленными поворотами и мелкими движениями. Во время его исполнения партнеры часто меняются местами относительно другу друга. К характерным особенностям уличного стиля можно отнести наличие footwork, быстрый темп, исполнение элементов акробатики и выполнение партнершей многочисленных движений тазом.

Свадебный танец сальса

Традиционно на свадьбах принято исполнять вальс, но есть пары, которые хотят чего-то более энергичного и страстного. Этим критериям отвечает самый красивый танец сальса, который сможет подчеркнуть индивидуальность и позволит проявить чувства. Считается, что для свадебного торжества лучше всего подходит стиль казино, для которого характерно выполнение движений по кругу. Если хочется больше романтики, тогда лучше остановиться на стиле Нью-Йорк, в котором акцент делается на плавности и легкости движений.

Танец сальса – обучение

Есть несколько способов обучиться энергичному и страстному танцу.

  1. Школа сальса танцев или студия считается самым доступным вариантом обучения, где можно постепенно освоить движения, шаги и другие особенности и правила этого танцевального направления. Кроме этого, здесь можно найти много единомышленников, потанцевать с разными партнерами, пройти мастер-классы и так далее.
  2. Понять, как танцевать танец сальса, можно на индивидуальных уроках, где результат будет достигнут намного быстрее и эффективнее. Индивидуальный подход поможет тренеру вовремя выявлять ошибки и корректировать ученика.
  3. Можно заниматься и развиваться самостоятельно, изучая полезную информацию и просматривая видео-уроки. Достигнуть идеального результата этим способом сложно и лучше использовать его, как дополнительную методику.
  4. Рекомендуется посещать разные мастер-классы и вечеринки, где собираются единомышленники и просто танцуют.

Новичкам сложно освоить новый танец, но нужно двигаться шаг за шагом и результат будет достигнут. Есть определенные советы, которые помогут в этом деле:

  1. Уроки танцев сальса должны быть регулярными, иначе прогресса не будет. Специалисты рекомендуют танцевать при любой возможности. Для самосовершенствования рекомендуется посещать мастер-классы, просматривать видео и тому подобное.
  2. Выбирайте для танца разных партнеров, и чем они будут опытнее, тем лучше будет результат. Опыт можно получить от танцоров, имеющих свой стиль.
  3. Усовершенствовать танец сальса можно, если отрабатывать движения перед зеркалом, благодаря чему можно будет заметить ошибки и правильно отработать движения.
  4. Сначала рекомендуется выучить несколько основных шагов и на их основе научиться импровизировать.
  5. Запоминайте название фигур, чтобы можно было их использовать во время танца, меняя местами и добавляя разнообразия.
  6. Тренироваться рекомендуется под разную музыку, развивая тем самым не только тело, но и слух.
  7. Основной акцент в сальсе приходится на каждый четвертый шаг, причем сначала ногу нужно ставить на носок, а затем опускать на подушечку и только потом на всю стопу. На четвертый счет упор делается на пятку. Важно учитывать, что ногу следует ставить носком наружу, а не внутрь.
  8. В танце сальса ведет только мужчина, а вот партнерша подчиняется. Это страсть, чувства и общение телами.
  9. Основное движение осуществляется бедрами, но оно не должно выглядеть вульгарно. Во время танца все части тела должны двигаться в едином темпе.
  10. Для парного танца большое значение имеет абсолютное взаимодействие, которое должно проявляться в движениях и взгляде. Важно чувствовать друг друга, чтобы пара выглядела, как одно целое.
  11. Нужно заниматься поиском собственного образа в танце, вырабатывая неповторимый и со своими фишками.

Одежда для танцев сальса

Выбирать одежду для занятий следует, исходя из собственного комфорта. Она должна быть изготовлена из синтетического дышащего материала, который будет пропускать воздух и хорошо впитывать влагу. Мужчины в большинстве случаев выбирают брюки и футболку/рубашку, а вот у женщин вариантов куда больше. Удобно заниматься в ласинах и топе или футболке, но можно выбрать и что-то более красивое.

Платье для танца сальса не должно быть длинным, чтобы не мешать выполнять движения, но и короткие модели будут некомфортными. Оптимальный вариант – обтягивающее платье средней длины. Перед покупкой обязательно примерьте выбранную одежду, чтобы она была удобной и не мешала движениям. Проверьте качество швов, чтобы они не натирали и не стали причиной порчи наряда.

Обувь для танцев сальса

Чтобы заниматься танцами, рекомендуется обзавестись специальной обувью. Для мужчин подойдут классические туфли с небольшим каблуком и кожаной подошвой, чтобы можно было лучше чувствовать паркет. Движения танца сальса требуют устойчивой подошвы, поэтому девушкам лучше подойдут классические босоножки или туфли с удобной колодной и обязательной фиксацией ноги. Пара ни в коем случае не должна натирать и вызывать какой-либо дискомфорт. Подошва должна быть легкой и тонкой.

Сальса – музыка для танцев

Чтобы научиться танцевать, нужно понять ритм и услышать . Для новичков это непросто, поскольку в треках наблюдается гармоничное звучание сразу нескольких музыкальных инструментов. Есть несколько полезных советов для новичков:

  1. Рекомендуется слушать композиции для сальсы не только на уроках и репетициях, но и в другое время. Старайтесь выделять звучание разных инструментов, следить за темпом и паузами.
  2. Песня для танца сальса имеет определенную эмоциональную установку, которую нужно прочувствовать и передать движениями тела.

Новое на сайте

>

Самое популярное