Домой Комнатные цветы Производство материальных благ и основы жизни человеческого общества. Производство материальных благ – основа общественного развития

Производство материальных благ и основы жизни человеческого общества. Производство материальных благ – основа общественного развития

Производство - это целесообразная деятельность лю­дей, направленная на удовлетворение их потребностей, В этом процес­се взаимодействуют основные факторы производства - труд, капи­тал, земля, предпринимательство. В современной экономической на­уке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, на­званные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное пред­ставление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицирован­ного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства? А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производ­ственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одеж­ды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.).

Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

^-Потребности человека можно определить как состояние неудовлет­воренности,-или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятель­ность. Классификация потребностей отличается огромным разнообрази­ем. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полоч­кам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, выдаю­щийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что по­требности можно подразделять на абсо­лютные и относительные, высшие и низ-__________

шие, неотложные и могущие быть отло- 1 Маршалл А. Принципы эко- Женными, прямые И косвенные, настоя- номической науки, М., 1993, т. 1.

4 Курс экономической теории

Щие и будущие и др.1 В учебной ЭКОНОМИ- С. 153.

ческой литературе часто используется деление потребностей на первич­ные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребно­сти связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятель­ностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно; роскошная одежда «но­вого русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так на­зываемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребнос­тей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого от­дельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «че­ловек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду не­развитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье зало­жена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельству­ют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Мар­шалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую челове­ческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, ко­торые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал, что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами».1 Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание об­ращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Мен- гер. Так, например, корень женьшеня способен поднять жизненный то­нус человека. Но пока людьми не была поставлена в причинно-след­ственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими сло­вами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается боль­шим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критери­ев классификации.

Экономические и неэкономичес­кие блага. С точки зрения ограниченнос­ти благ по отношению к нашим потребно­
стям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, кото­рые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими (см. подробнее гл. 5).

Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высше­го порядка, или предметы потребления и средства производства. По­требительские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла выше. Производ­ственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные на­выки и квалификация).

Частные и общественные блага. Для понимания различий меж­ду названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыноч­ного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить не­которые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве. Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров обществен­ных благ национальную оборону, законотворчество, общественный по­рядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения гражда­не страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага - поездки на метро, посещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.). Подробнее различие между частными и общественны- миблагами будет обсуждаться в гл. 15 и 17.

До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имею­щих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказа­ние материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразуме­вает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.

Когда А. Смит писал свое знаменитое произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», господствующим в экономи­ческой теории и в обыденном сознании было представление о матери­альных благах как воплощении богатства.

Хотя уже в XVIII - начале XIX ав. высказывались предположения о иных формах благ - нематериаль­ных. Так, Ж.-Б. Сэй причислял к благам и адвокатские конторы, и круг покупателей купца, и славу военного предводителя. Особое внимание Нематериальным благам уделял и А. Маршалл. Действительно, потреб­ности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях Материальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цир­ковое представление удовлетворяют определенные человеческие по­требности, и потому мы можем говорить о производстве нематериаль­ных благ. Значение этого рода деятельности неизмеримо возросло во второй половине XX века по сравнению даже с веком XIX, не говоря уже о более ранних стадиях человеческой цивилизации. Таким образом, со­временное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ.

Факторы производства, или ресуры (труд, капитал, земля, предпринимательство) будут подробно охарактеризованы в гл. 11-14. В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производ­ственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг.

Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «обще­ственное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве по­нятия «производство» недостаточно для того, чтобы уяснить необходи­мость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъек­тами, а в обществе, в системе общественного разделения труда (см. гл. 5, § 1). Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он дей­ствует полностью независимо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Здесь же можно отметить, что метод Робинзонады, когда в качестве примера рассматривается отдельный человек (один из наиболее широко приме­няемых методов исследования в неоклассической экономической тео­рии), живущий на необитаемом острове, не противоречит утверждению об общественном характере производства. «Робинзонада» помогает лучше уяснить механизм рационального экономического поведения от­дельного человека, но этот механизм не перестает действовать, если от модели Робинзона мы переходим к реалиям не индивидуального, а об­щественного выбора. Может показаться, что с изучением общественно­го производства связана только макроэкономика, а микроэкономика имеет дело только с отдельными хозяйствующими индивидуумами. Дей­ствительно, при изучении микроэкономики нам чаще всего придется ис­пользовать в качестве примера отдельного производителя или потреби­теля. Но при этом нужно помнить, что упомянутые субъекты действуют в системе ограничений, налагаемых общественными институтами (например, институтом собственности, морали и иными формальными и неформальными правилами).

Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощен­ный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествую­щих и настоящего поколений. Но современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содер­жании богатства. Иные времена - иной подход к пониманию этой кате­гории: богатство - это все, что люди ценят. Такое определение бо­гатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и при­родные ресурсы, и природные способности человека, и свободное вре­мя. С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позво­ляет высветить многие грани этой экономической категории. Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопостав­лениях национального богатства, такое широкое понимание богатства делает затруднительным (если вообще возможным) конкретные цифро­вые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной форме, следо­вательно, изменение ценности самих денег может привести и к различ­ным оценкам одного и того же количества материальных благ (подроб­нее об этом - в гл. 16). Изменение оценок людей может привести к из­менению реальных размеров богатства той или иной страны. Так, в быв­шем Советском Союзе производилось в год такое количество обуви, ко­торое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вме­сте взятых. Абсолютные размеры производства цемента, металлорежу­щих станков и др. также превосходили показатели развитых промыш­ленных стран. Но было ли действительно создание всех этих вещей созданием богатства, если, например, отечественную обувь потребите­ли покупали лишь тогда, когда не находили импортной? Богата или бед­на Россия? Можно услышать прямо противоположные ответы на этот вопрос. Да, мы бедны, потому что у нас не хватает отечественного про­довольствия, отечественной одежды, жилищ по доступным ценам для большинства населения страны и т. д. Да, мы богаты, потому что облада­ем огромными запасами природных ресурсов, квалифицированными кад­рами, приоритетом во многих фундаментальных научных исследованиях. Иногда вопрос ставится и так: если мы так богаты, то почему мы так бедны? Стали ли мы богаче, если, например, увеличили добычу нефти И газа ценой загрязнения окружающей среды?

Еще раз подчеркнем, что понимание богатства зависит от оценок людей. Это - во многом нормативная категория и вне суждений челове­ка о ценности того или иного блага не существует. Можно дать и такую характеристику понятия богатства: богатство - это все, что расширяет выбор человека, или его альтернативные возможности. С этой точки зрения, и вещи, и деньги, и знания, и природные ресурсы, и свободное время расширяют наш выбор и могут расцениваться как богатство.

Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетво­рения потребностей человека. Так, если материальные и нематериаль- лые блага имеются в количестве, способном удовлетворить наши по­требности до полного их насыщения и эти блага нам доступны, можно говорить, что мы богаты. Но вновь и вновь мы обращаем внимание на

нормативный оттенок в определении категории богатства. Богат ли йог, обходящийся минимумом пищи и сосредоточенный на постижении Бога? Богат ли миллионер, прикованный параличом к постели и потерявший умственную и физическую дееспособность? Что означает широко распространенное выражение «главное богатство - здоровье»? Или «главное богатство - свобода»? Возможно ли быть свободным, не об­ладая тем количеством материальных благ, которое признано прожиточ­ным минимумом?

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

x

x


материальное, процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества; преобразование и "... присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством неё" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 713). П. представляет собой естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов деятельности. П. существует на всех ступенях развития человеческого общества. Его содержание определяет процесс а, который предполагает следующие три момента: целесообразную деятельность, или самый труд; предмет труда, т. е. всё то, на что направлена целесообразная деятельность человека; средства труда, прежде всего орудия труда - машины, оборудование, инструменты, с помощью которых человек преобразует предметы труда, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Продукт материального П. - материальное благо, которое представляет собой соединение вещества природы и труда. Материальное благо удовлетворяет потребности человека и общества непосредственно, как жизненное средство, как предмет потребления, и опосредствованно - как средство производства. Предметы потребления используются только для личного потребления и удовлетворяют естественные потребности людей в пище, одежде, жилище, а также духовные потребности. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда и используются только для производительного потребления.

Материальное П. отличается от др. видов человеческой деятельности, в том числе от нематериального П. Главный критерий материального П. - воздействие на вещество природы при помощи средств труда.

П. есть прежде всего отношение людей к природе. Но люди не производят материальные блага в одиночку. Они создают их сообща, вступая при этом в определённые . Поэтому П. материальных благ всегда является общественным производством. П. имеет две стороны: , выражающие отношения общества к силам и предметам природы, овладевая которыми люди добывают материальные блага, и производственные отношения, которые характеризуют отношения людей друг с другом в процессе производства. П., рассматриваемое как единство производительных сил и производственных отношений, составляет материальных благ, который определяет характер данного общества.

Общественное П., взятое в целом, охватывает как непосредственный процесс П. материальных благ, так и их , и . В этом единстве имеется диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность, но примат принадлежит непосредственно процессу П. Буржуазная политическая экономия отрывает эти части целого, в частности распределение от П. Критикуя буржуазных экономистов, Маркс писал: "Распределение в самом поверхностном понимании выступает как распределение продуктов и, таким образом, представляется дальше отстоящим от производства и якобы самостоятельным по отношению к нему. Однако прежде чем распределение есть распределение продуктов, оно есть: 1) распределение орудий производства и 2) - что представляет собой дальнейшее определение того же отношения - распределение членов общества по различным родам производства..." (там же, т. 12, с. 722). Маркс подчёркивает, что такого рода распределение составляет исходный момент П. и определяет распределение продуктов труда. Общественное П. состоит из двух крупных подразделений: производства средств производства (I подразделение) и производства предметов потребления (II подразделение) (см. ). П. развивается в соответствии с действием объективных экономических законов, определяющим среди которых является основной экономический закон, присущий каждому способу производства. Капиталистическое П., базирующееся на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом, развивается в соответствии со стихийно действующими экономическими законами; оно прерывается экономическими кризисами, подчинено цели извлечения максимальной прибыли, присваиваемой капиталистами.

В социалистическом обществе П. базируется на общественной собственности на средства производства, развивается планомерно, быстрыми темпами в целях удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всех членов общества и всестороннего развития личности.

В СССР, согласно принятой классификации, к сфере материального П. относятся следующие отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство, транспорт грузовой, связь (по обслуживанию предприятий производственной сферы), строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, пр. виды деятельности сферы материального П. Такие отрасли, как торговля и общественное питание, а также материально-техническое снабжение и сбыт, отнесены к материальному П. потому, что в них преобладают производственные операции.

Современное П. развивается в условиях научно-технической революции (См. ), главным содержанием которой является . С автоматизацией П. происходит передача машинам функций управления. На этой основе технический базис П. поднимается на качественно новую ступень и освобождается практически от всех ограничений, которые связаны с естественными возможностями рабочей силы. В результате обеспечивается поистине безграничный рост производительности труда (См. ). Автоматизация коренным образом меняет место человека в П. и характер его труда. Труд из непосредственно включенного в процесс П. превращается в функцию контроля и регулирования. "Вместо того чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним" (там же, т. 46, ч. 2, с. 213). Научно-техническая революция означает также изменение в энергетической базе П., в характере предметов труда. В современном П. наука становится непосредственно производительной силой.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23: его же. Из рукописного наследства, там же, т. 12; Методические указания к составлению государственного плана развития народного хозяйства СССР, М., 1969; Киперман Г. Я., Классификация отраслей народного хозяйства СССР, М., 1964; Запольская В. В., Непроизводственная сфера в СССР и перспективы ее дальнейшего развития, Воронеж, 1966; Козак В. Е., Производительный и непроизводительный труд, К., 1971; Солодков М. В., Полякова Т. Д., Овсянников Л. Н., Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме, М., 1972.

М. В. Солодков.

Процесс производства предлагает, по крайней мере, три условия: кто будет делать, с чего и с помощью каких средств. Поэтому основные факторы производства - труд, земля, капитал - всегда глубоко исследовались экономической наукой.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование вещества природы с целью удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, цель работы - получение конкретного результата - продукта или услуги. Итак, производительным трудом, по мнению Альфреда Маршалла, можно назвать любой труд, за исключением той, которая не достигает поставленной цели, а следовательно, и не создает никакой полезности. Человек, совершающий работу, - это рабочая сила, то есть совокупность интеллектуальных, физических и духовных способностей, реализуемых в процессе производства определенных полезностей.

Рабочая сила - активный и динамичный фактор производства. Самая совершенная система машин, жидкие земельные ресурсы остаются потенциальными факторами, пока их не пустит в ход человек. Чудеса, которые делают современные средства дальней связи, компьютерные системы, с помощью которых люди решают уникальные научные фундаментальные и прикладные задачи, использования персональных компьютеров в бытовых целях - все это следствие программ, разработанных человеком и заложенных в современные машины. Без человеческого труда, одухотворяет, они останутся невостребованными, не работать и не накормят людей. Только творческая, интеллектуальная и физическая работа способна превратить их в средства создания материальных благ и услуг.

Вместе с тем рабочая сила - фактор производства, эффективен только в совокупности с вещественными факторами - предметами и средствами труда. Предмет труда - это, прежде всего, вещество природы, на которую направлен труд человека. Особое место здесь занимает земля. Земля - главное средство производства в сельском хозяйстве, кладовая полезных ископаемых для людей, источник жизни всего живого на планете. Можно утверждать, что в некотором смысле существуют только два фактора производства - природа и человек.

Другой вещественный фактор производства - средства труда, то, чем человек действует на предметы труда. Главное место среди средств труда занимают орудия труда - современные станки, машины, оборудование и их системы. Вещественные факторы принято называть средствами производства, а вместе с рабочей силой - производительными силами общества. Жизнедеятельность людей всегда, и особенно в современных условиях, происходит в процессе разделения труда и его кооперации. Без тесного взаимодействия людей разных профессий в рамках национального хозяйства, без международной экономической интеграции, все более углубляется, современная экономика не может более или менее эффективно развиваться. Результате углубленной экономического взаимодействия, формируется определенный тип производственных отношений между людьми.

Сама марксистская констатация способа производства как единства производительных сил и производственных отношений вряд ли уязвимой для серьезной критики. Конечно, если абстрагироваться при этом от приоритета классового подхода и политических выводов, вытекающих из концепции Карла Маркса. В современных условиях, когда человек осознал себя и свою жизнь как космическое явление, создателем и субъектом ноосферы - сферы разума, общечеловеческие ценности выдвигаются на первый план, становятся определяющими, как и проблемы, решение которых возможно только усилиями всего мирового сообщества. Это глобальные общечеловеческие проблемы - сохранения среды обитания человека, обеспечение людей продовольствием, энергией, сырьем, рациональное освоение ресурсов земли, Мирового океана, космосу.

Характер сочетания вещественных и личных факторов в различных экономических системах имеет свои особенности. Решающую роль играет собственность на средства производства. Когда средства производства принадлежат непосредственному производителю, характер сочетания вещественного и личного факторов является прямым, непосредственным. Если же рабочая сила лишена средств производства, то характер сочетания другой. И здесь возможны два варианта - насилие и интерес. Насилие свойственное эпохе рабовладения и тоталитарным режимам, а интерес - договорной или рыночной системе. В рыночной системе рабочая сила, средства производства превращаются в объект купли-продажи, то есть на капитал.

В экономической теории категория «капитал» занимает особое место, поэтому дискуссии о ее природе не прекращаются уже не одно столетие. Марксизм рассматривал капитал с классовых позиций как стоимость, что создает для капиталиста прибавочную стоимость. Дополнительная стоимость - результат неоплаченного и присвоенного труда наемных работников. Капитал в марксистской интерпретации - экономическая категория, выражающая исторически определенные общественно-производственные отношения между классом капиталистов и наемной рабочей силой. Вещественные факторы производства, как рабочая сила, только в условиях капиталистической собственности превращаются в капитал, поскольку выражают отношения эксплуатации и угнетения в классово-антагонистическом обществе. Характер сочетания этих факторов здесь - экономическое принуждение, что лишь внешне напоминает отношения равных товаровладельцев.

По-другому рассматривают сущность капитала другие экономические школы. Чаще капитал считают внеисторическая категорией. Давид Рикардо называл капиталом орудия первобытного охотника. По мнению Адама Смита, воплощением капитала имущество, из которого его владелец рассчитывает изъять доход. Жан Батист Сей, развивая идеи Адама Смита о сущности капитала, рассматривал труд, землю и капитал как самостоятельные источники доходов соответствующих классов при капитализме. Альфред Маршалл относил к капиталу весь «накопленный запас средств для производства материальных благ и для достижения тех выгод, которые обычно считаются частью дохода». Он утверждал, что «значительную часть капитала составляют знания и организация, причем одна часть находится в частной собственности, а другая - нет». Излишне приводить здесь точки зрения других экономистов - Джона Кларка, Джона Дьюи, Пола Самуэльсона, поскольку их интерпретация капитала, отличаясь деталями, в целом совпадает с приведенным выше концепциями.

Необходимо вспомнить концепцию «человеческого капитала», что приобретает исключительную актуальность именно сейчас в условиях повышения роли интеллектуального труда в современном производстве. Эта концепция - развитие идеи Альфреда Маршала о роли знания как воплощение значительной части капитала. Интеллект, знания, высокий профессиональный уровень - это накопленный «человеческий капитал», что, реализуясь в повседневной деятельности людей, обеспечивает им получение высокого дохода. Поэтому вложение средств в образование, науку, культуру - это инвестиции в «человеческий капитал», как главный двигатель научно-технического прогресса. Было бы очень хорошо, если бы в Украине не только экономисты, но и политики поняли эту истину. В противном случае, обеднению «человеческого капитала», а тенденция эта, к сожалению, сказалась довольно заметно, обрекает Украину на деградацию и застий.

Между тем в постиндустриальном обществе интеллект, знания, информация, порождая новые производственные и социальные технологии, выводят человечество на более высокий уровень, выше степень общественного прогресу.

Современные средства производства - это накопленные знания, овеществленная информация. Бурное развитие информатики, объединяющей процессы создания, передачи, хранения и использования информации, развитие средств глобальной связи через систему «Интернет», новые информационные технологии (еще вчера они казались фантастикой, а в современных условиях реальной действительностью постиндустриальных стран) - все эти факторы стали мощным катализатором прогресса общества.

Речь идет о предпринимательстве, специфический вид творческой работы в сфере хозяйственной деятельности. Предпринимательство - самостоятельная инициативная деятельность граждан и юридических лиц, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность.

Предприниматель - человек, который имеет уникальные способности и качества, реализуемых в хозяйственной деятельности. Предприниматель - лидер, организатор, новатор. Это человек, который генерирует новые идеи, нацелена на инновации, способна определить и сформулировать цель, сплотить коллектив, направить его на решение поставленных задач. Воля и настойчивость - неотъемлемые черты настоящего предпринимателя, ответственность за принятое решение - его важное качество. Ему свойственна способность к риску, стремление обеспечить прибыль фирме, он схож с теми, кого называют бизнесменами. Однако предприниматель - это рыночное явление высшего качественного уровня. Известный экономист и социолог Йожеф Шумпетер считал, что прибыль для предпринимателя - лишь символ успеха. Главное для него вступить на неизведанный путь, где заканчивается привычный порядок.

Предпринимательство - это жизненный стержень, «состояние души», призвание, присущее лишь избранным. Процесс производства эффективен, если организовано взаимодействие всех факторов, дополняют и заменяют друг друга в определенных комбинациях. Предприниматель не только объединяет факторы производства, но и находит их эффективную комбинацию, опираясь при этом на «человеческий капитал» - ресурс уникального качества. Руководитель, который не способен создать команду, вдохновить людей стимулами, не обязательно только материальными, никогда не добьется успеха. Украина еще должна найти предпринимателей, талант и воля которых, умноженные на усилия всего народа, приведут страну к экономическому процветания.

Производственная функция, как добиться наилучшей комбинации факторов, как определить эффективность того или иного фактора в общем объеме произведенных благ? С этой целью используется производственная функция, отражающая количественную зависимость между полученным объемом производства и применяемыми производственными факторами. ее можно провести так:

Q - F (a), a2, а3, ... а).

где Q - объем производства продукции, а, а2, а3, ... ап - факторы производства.

Поскольку факторы взаимозаменяемы, то и на микро-и на макроуровне можно найти оптимальное соотношение между ними.

В экономической литературе известна производственная функция Дугласа-Кобба, отражающей зависимость объема производства от комбинации двух факторов - капитала и труда.

где Y - объем производства К - капитал; L - праця.

Это статическая модель. Она не отражает изменения, происходящие в сфере производства во времени, в том числе технический прогресс, совершенствование организации труда и производства, качественные изменения в сфере использования рабочей силы, предпринимательской деятельности и др.

Производственную функцию можно превратить в динамическую модель и выразить формулой

Y = F (К, L, Е, Т),

где Е - предпринимательская способность; Г-фактор времени с учетом технического прогресса.

В теории и практике используются и другие модели производственной функции.

Следовательно, значение производственной функции заключается в том, что она дает возможность определить оптимальное сочетание факторов производства на основании различных комбинаций, основанных на взаимозаменяемости факторов и возможности их альтернативного использования. экономический труд капитал предпринимательство

Итак, производство материальных благ - основа жизни человеческого общества. Производство осуществляется в хозяйственной деятельности человека. Производственная деятельность предполагает разделение труда, что обусловливает необходимость обмена деятельностью и ее результатами между участниками процесса производства. Поэтому производство - процесс общественный. В нем используются следующие факторы: труд, земля, капитал, предпринимательство, информация, наука. Характер сочетания факторов бывает непосредственное и опосредованное. Непосредственный характер сочетания факторов предусматривает частную (общественную) собственность на средства производства, когда орудия труда относятся непосредственному производителю. Во втором случае, когда средства производства отделены от непосредственного производителя, сочетание факторов опосредованное рыночным механизмом.

Производство материальных благ и услуг осуществляется в условиях ограниченности ресурсов, что обусловливает возможность их альтернативного использования.

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Новое на сайте

>

Самое популярное