Домой Виноград Измерительные материалы для итоговой оценки. Моу левашовская средняя школа некрасовский район ярославская область. Примерное время выполне

Измерительные материалы для итоговой оценки. Моу левашовская средняя школа некрасовский район ярославская область. Примерное время выполне

Пособие подготовлено в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Руководители проекта: президент РАО Н.Д.Никандров,вице-президент РАО А.А.Кузнецов, член президиума РАО А.М.Кондаков. В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии пред¬лагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат раз¬личные ситуации из реальной жизни.

Предисловие 3

Общие подходы к системе оценки

Особенности системы оценки достижения требований стандар­та к результатам освоения основных образовательных программ 4

Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта 10

Опенка личностных, метапредметных и предметных результатов 13

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оцен­ка в начальной школе. Портфолио. Итоговая оценка 22

Измерительные материалы для итоговой оценки

Общие подходы 33

Математика 46

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов —

Примеры заданий для итоговой оценки достижения плани­руемых результатов 50

Спецификация демонстрационного варианта итоговой ра­боты по математике для 4 класса 87

Демонстрационный вариант итоговой работы по матема­тике для 4 класса 96

Русский язык 104

Особенности итоговой оценки достижения планируемых ре­зультатов -

Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов 109

Спецификация демонстрационного варианта итоговой работы по русскому языку для 4 класса 146

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 4 класса 157

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе 166

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Вариант 1 171

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Вариант 2 195

Предисловие

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Основной предмет обсуждения в данном сборнике - итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования. Приоритетность данной проблемы естественна. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Из чего складывается итоговая оценка? Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе? Овладели ли выпускники начальной школы способами учебных действий, которые позволят им успешно осваивать основы наук? Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения? Как вообще предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта? Но, конечно, главный вопрос: как разрабатываются и используются измерители? На эти и другие вопросы отвечает данная книга.

В ней впервые даны измерители ко всем планируемым результатам по отдельным предметам начальной школы и междисциплинарным программам, которыми охватываются все эти предметы. В первой части рассматриваются задания по математике и русскому языку, а также задания на межпредметной основе для комплексной итоговой оценки сформированности универсальных учебных действий и навыков работы с информацией. Во второй части будут представлены измерители по окружающему.миру, литературному чтению и английскому языку, музыке и изобразительному искусству, технологии и физической культуре.

Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Впервые предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.

Необходимо также отметить, что авторы уделяли специальное внимание использованию терминологии, закрепленной в опубликованной ранее Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Купить книгу "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе" можно на сайте Озон

«Контрольно-измерительные материалы для итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку во 2 классе».

Выполнила

Фельдман Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ лицей г.Сызрани

Самарской области

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы для учащихся 2 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

( для оценки индивидуальных достижений обучающихся )

Назначение КИМ

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку во 2 классе.

Структура КИМ

Согласно поставленной цели, по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы, т.е. предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимися уровня базовой подготовки по русскому языку, она включает 12 заданий базового уровня сложности (№№ 1-12). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 13-16) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня .

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.

а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.

Таблица 1

б) В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.

Таблица 2

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Повышенный

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения второклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе. В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в работе таких заданий 12, то 8 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 8 баллов за выполнение базовых заданий, считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка 2 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 10-12 баллов (максимальный балл равен 12) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

для заданий повышенной сложности – 3 минуты.

На выполнение всей работы отводится 1 урок.

План варианта КИМ

Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, ЗО – запись ответа (в виде слова, нескольких слов).

Таблица 3

План итоговой работы по русскому языку для 2 класса

КРИТЕРИИ

Контролируемое

знание/умение

Уровень сложности

Тип задания

Примерное время выполне-

(в мин)

Максимальный балл за выполнение

Звуки и буквы

Различать звуки и буквы

Перенос слов

Переносить слова по слогам

Подбирать проверочные слова

Словарные слова

Определять словарные слова

Предложение

Конструировать текст

Предложение

Части речи

Части речи

Орфография

Синонимы, антонимы

Работа с текстом. Морфология

Дополнительные материалы и оборудование

Для выполнения работы необходима ручка, карандаш, лист черновой бумаги.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

На выполнение работы отводится 1 урок. Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.

Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.

Шкала оценок

17 - 20 балла – отметка «5»

12 – 16 баллов – отметка «4»

8 - 11 баллов – отметка «3»

7 баллов и менее – отметка «2»

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде слова или слов в специально отведенном для этого месте.

Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

Вариант 1.

а) Емеля б) метёлка в) мельница г) месяц

а ) кон-церт, ча-йка б) кон-церт, чай-ка в) ко-нцерт, чай-ка г) конц-ерт, чай-ка

А3. Укажи слово, которое является проверочным для слова МОРЯК.

а) морской б) моря в) море г) моряки

а) б…жать б) ги…кий в) п…лёт г) с…бака

а) шишка, речька, чудо б) живот, ночной, роща

в) чясы, кочка, чучело г) лечю, живу, свечка

А6.

а) ни…кий б) лё…кий в) ко…ти г) со…нце

А7.

Наступила весна из тёплых стран летят грачи у птиц много забот

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

А8. Прочитай предложения (знаки препинания не расставлены). Укажи предложение, в котором на конце необходим вопросительный знак.

а) Лебеди летели через море б) Какое время года наступило

в) В лесу под ёлкой дети нашли ежа г) Как же быстро пролетело время

А9.

а) Зима прошла. Птичьи стаи летят на родину. Птицы спешат вить гнёзда.

б) Птичка летит. Игорь чистит клетку. Хлопьями падает снег.

в) Плавают утки на пруду. После школы мальчик обедает. Дети должны спать.

г) Зима стучится в двери. У Антона коньки. На дереве белка.

На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

а) на полянах краснеют б) краснеют гроздья в) гроздья рябины г) на лесных полянах

предмет.

а) лесок, летели б) лесок, весёлый в) молодой, беседа г) автобус, кофе

а) (у)крыть б) (у) крыльца в) (по) садил г) (за) бежал

лес (какой?) - _______________________

цвет (какой?) - ______________________

Большая перемена.

Д…журные Валя Зайцева и Юра Сорокин пол…вают цв…ты. Катя Гриш…на смотрит интересную книгу. Толя играет в настольные шашки. Учит…льница Елена Семёновна пишет на классной д…ске.

В15. Подбери синоним к слову « простите».

а) до свидания б) извините в) прощай г) привет

Итоговый тест по русскому языку (2 класс)

Класс____________________________

Ф.И. ученика___________________________________________________

Вариант 2.

А1. Укажи слово, в котором количество звуков больше, чем букв.

а) лесок б ) енотик в ) метель г) соловьи

А2. Укажи группу, где все слова разделены на слоги для переноса верно.

а) ав-томобиль, ма-йка б) авт-омобиль, май-ка

в) авто-мобиль, май-ка г) автомоб-иль, ма-йка

А3. Укажи слово, которое является проверочным для слова СЛОВА.

а) словечко б) слово в) словесный г) словарь

А4. Найди словарное слово и вставь пропущенную букву.

а ) к…рмушка б) кр…вой в) пш…ница г ) гря…ки

А5. Укажи вариант, где все слова написаны без ошибок.

а) щука, качалка, ласточка б) ножы, шучу, веточка

в) хороший, чюдак, ночьной г) шипит, чясы, ручной

А6. Укажи слово с орфограммой "непроизносимая согласная в корне слова".

а) ска…ка б ) отря… в) трос…ник г) запла…ка

А7. Прочитай текст. Сколько в нём предложений?

Стоит мороз мы идём по лесу под ногами хрустит снег вот пискнула птица

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

А8. Прочитай предложения (знаки препинания не расставлены). Укажи предложение, в котором на конце необходим восклицательный знак.

а) У Алёши жил ёжик б) Встал однажды Алёша и не нашёл ежа

в) Куда он делся г) Ну и домик нашёл себе ёж

А9. Какие предложения составляют текст?

а) Зазвонил звонок. Дети собирали цветы. На переменах ребята играли.

б) У кошки пропали котята. Весь день искала она котят. Кошка грустила и перестала есть.

в) Поезд бежит по рельсам. Машина выехала на дорогу. На остановке стояли люди.

г) Зима прошла. Игорь чистит клетку. Ольга моет кормушку.

А10. Укажи в предложении главные члены.

По скользкому льду ловко и легко скользят мальчишки.

а) по скользкому льду б) ловко скользят в) скользят мальчишки г) скользят легко

А11. Укажи группу, в которой все слова обозначают предмет.

а) яркое, небо б) паутина, солнце в) месяц, светить г) золотое, плакать

А12. Отметь слово с предлогом.

а) (в) летел б) (за) горелся в) (в) лесу г) (на)ходка

В13. Образуй от имён существительных имена прилагательные.

школа (какой?) - _______________________

дождь (какой?) - ______________________

В14. Прочитай текст. Вставь в таблицу последовательно пропущенные буквы.

Ранняя весна

На школьном огороде нач…лась дружная р…бота. Каждый класс получил гря…ку. Мы к…пали. З…мля стала мя…кой.

В15. Подбери синоним к слову «забавный».

а) смешной б) храбрый в) верный г) сердечный

В16. Выпиши из текста задания № В-14 слова, обозначающие признаки предмета.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся

по русскому языку

Класс

ФИО учителя

1

2

3

4

5

6

7

п.п

Фамилия и имя

учащегося

Общее коли-чество баллов

Процент общего балла

Процент выполнения заданий базового уровня

Процент выполнения заданий повышенного уровня

Уровень достижения

1

2

3

4

5

Сумма значений

Среднее значение по классу

Общее количество баллов – суммируются баллы ученика за выполненные задания всей работы.

Процент общего балла – процент от максимального балла всей работы . Максимальный балл всей работы – 20 баллов. Например, ученик набрал за всю работу 16 баллов. Это составляет 80%.

Процент выполнения заданий базового уровня – процент заданий базового уровня, правильно выполненных учащимися (задание считается выполненным, если учащийся получил 1 балл). Например, из 12 заданий базового уровня ученик правильно выполнил 10 заданий и получил за это 10 баллов, что составляет 83%.

Процент выполнения заданий повышенного уровня – процент от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. За задания повышенного уровня №№13-16 получают 8 баллов. Например, ученик выполнил 3 задания повышенного уровня и получил за это 6 баллов, это составляет 75% от 8 баллов.

Уровень достижения - ниже базового, базовый, повышенный в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке учащихся. Учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. Ученик достиг повышенного уровня подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.

Сумма значений – суммируются значения для 3-6 столбцов.

Среднее значение по классу – сумма значений каждого столбца делится на количество учеников класса (столбцы №№ 3-6).

Если все ученики достигли базового или повышенного, а также базового и повышенного уровней, то в столбик № 7 ставится 100%.

Если в классе есть ученики, не достигшие базового уровня, то вычисляется процент уровня достижения. Например, в классе 18 учащихся, 2 ученика не достигли уровня базовой подготовки, что составляет 11%. Значит, уровень достижения в данном классе составляет 89%.

Результаты выполнения итоговой работы по русскому языку

по отдельным заданиям

Класс

ФИО учителя

п.п

Проверяемое содержание

Критерий

Проверяемое знание, умение

Уровень сложности

Баллы за задание

Звуки и буквы

Различать звуки и буквы

Перенос слов

Переносить слова по слогам

Правописание безударных гласных

Подбирать проверочные слова

Словарные слова

Определять словарные слова

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт

Писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Предложение

Устанавливать связь слов в предложении

Предложение. Знаки препинания в конце предложения

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

Конструировать текст

Предложение

Находить главные члены предложения

Части речи

Ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

Правописание приставок и предлогов

Отличать предлоги от приставок

Части речи

Образовывать имена прилагательные от имён существительных

Орфография

Применять правила правописания в объёме содержания курса

Синонимы, антонимы

Подбирать синонимы к предложенным словам

Работа с текстом. Морфология

Находить в тексте слова, обозначающие признаки предмета (предмет, действие предмета)

Результаты выполнения задания в процентах - процент от максимального балла всего класса за данное задание. Например, в классе 22 учащихся. Максимальный балл всего класса за выполненное задание базового уровня – 22 балла. Допустим,17 учеников выполнили данное задание, что составляет 17 баллов или 77% от 22 баллов. Максимальный балл всего класса за выполненное задание повышенного уровня – 44 балла. Допустим,12 учеников выполнили данное задание, что составляет 24 балла или 54,5% от 44 баллов.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов начального образования по русскому языку

Итоговая оценка достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов по русскому языку имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценки достижений требований ФГОС.

Главное отличие состоит в том, что оценка проводится в соответствии с планируемыми результатами , причем на итоговую оценку выносится только та их часть, которая представлена в блоке «Выпускник научится ».

На итоговую оценку выносится достижение планируемых результатов по всем содержательным линиям и основным разделам курса русского языка (за исключением раздела «Орфоэпия»). Достижение планируемых результатов свидетельствует:

· об осознании безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, о способности применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов. (Эта группа планируемых результатов представлена в содержательной линии «Орфография и пунктуация ».);

· об овладении первоначальными представлениями о системе и структуре русского языка, об освоении таких учебных действий с языковыми единицами, как нахождение, характеристика, сравнение, классификация, преобразование. (Эта группа планируемых результатов представлена в содержательной линии «Система языка».);


· о наличии начальных представлений о нормах русского литературного языка (орфоэпических , лексических, грамматических) и правилах речевого этикета ; об осознанных ориентировках выпускников в целях, задачах, средствах и условиях общения как основе выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных высказываний и письменных текстов. (Эта группа планируемых результатов представлена в содержательной линии «Развитие речи»).

Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника начальной школы по русскому языку складывается из накопленной оценки (портфолио) и результатов выполнения итоговой работы .

Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение учащимся более высоких уровней формируемых учебных действий. Это особенно важно для освоения курса русского языка начальной школы, поскольку письменная и устная речь, навык грамотного, безошибочного письма младшего школьника находятся в стадии формирования.

Накопленная оценка, или портфолио, ученика по русскому языку складывается в первую очередь из работ обучающегося, демонстрирующих достижение им планируемых результатов. Особое место здесь занимают планируемые результаты содержательной линии «Развитие речи», а также разделов «Орфоэпия» и «Лексика» в содержательной линии «Система языка». Именно устная и письменная речь ученика начальной школы, находящиеся в стадии формирования, должны быть прежде всего отражены в его портфолио, а именно: в сочинениях, изложениях, текущих (тематических) и промежуточных проверочных работах (как устных, так и письменных), аудиозаписях устных (монологических и диалогических) высказываниях детей. Таким образом, портфолио позволит продемонстрировать индивидуальную траекторию речевого развития обучающегося и послужит средством объективной и «прозрачной» оценки достижения планируемых результатов по русскому языку как для самого ученика, так и для любого проверяющего.

Накопленная оценка строится на основе приведенного ниже списка планируемых результатов , в котором выделены основные умения , характеризующие достижение учащимися данного планируемого результата, и приведены примеры, иллюстрирующие особенности оценки достижения этого результата – как особенности формата рекомендуемых заданий, так и особенности оценки правильности их выполнения.

Планируемые результаты, на основе которых осуществляется итоговая оценка, носят обобщающий характер, т. е. являются итоговыми по завершении начальной школы. Тем не менее, они достаточно детально характеризуют освоение отдельных тем курса русского языка, что позволяет использовать их для текущей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в ходе образовательного процесса (естественно, при условии их адаптации применительно к этапу обучения и особенностям реализуемой учебной программы).

Необходимо подчеркнуть, что приводимые ниже примеры заданий не являются исчерпывающими, однозначными, что только такие, и тем более – именно эти – задания и должны предъявляться учащимся в целях итоговой оценки результатов освоения ими курса русского языка. Эти примеры призваны лишь проиллюстрировать, какого рода заданиями (устными или письменными, групповыми или индивидуальными, с выбором ответа или со свободным ответом) наиболее целесообразно проверять достижение того или иного планируемого результата. Так, среди заданий, направленных на оценку достижения результатов обучения по развитию речи, представлены как устные, так и письменные задания, что отвечает специфике изучения этого раздела курса русского языка.


Примеры заданий иллюстрируют и различия в сложности заданий , используемых для оценки достижения одного и того же результата на базовом и повышенном уровнях. А для комплексных заданий, позволяющих учащимся продемонстрировать различные уровни достижений, например, диктанта, или ряда заданий по развитию речи, – продемонстрировать различия в требованиях к результатам их выполнения на базовом и на повышенном уровнях.

Примеры подобраны так, чтобы с их помощью наглядно показать широту диапазона сложности и типов заданий, которые могут быть использованы для итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку, а также продемонстрировать на примерах ряд особенностей в оценке результатов их выполнения.

В русском языке в ряде случаев вывод о достижении планируемого результата может быть сделан только при условии, если ребенок неоднократно применяет проверяемый алгоритм или правило к ряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил написания безударных гласных), поэтому в ряде заданий по русскому языку дается набор специально подобранных слов или словосочетаний, а планируемый результат считается достигнутым, если проверяемая орфограмма или правило правильно применяется ребенком не в одном, а в нескольких случаях.

В предложенных примерах заданий наряду с приведенным образцом правильного ответа представлены и критерии достижения планируемого результата. Это связано с тем, что, как показывает опыт педагогических измерений, в ряде случаев можно считать, что планируемый результат достигнут, даже если задание выполнено не в полном объеме. Например, планируемый результат может считаться достигнутым, если из 6 необходимых слов ученик выбрал не менее 4 слов. В заданиях со свободным ответом (например, по развитию речи) образец правильного ответа не сводится к приведению единственно правильного эталонного ответа, а включает в себя указание на элементы, которые должны присутствовать в ответе. Это сделано для того, чтобы оценка результатов выполнения таких заданий позволяла оценить индивидуальные особенности ребенка в выражении собственных мыслей, но при этом не допускала произвольного толкования.

Приводимый список планируемых результатов служит базой не только для систематической оценки результатов учебной деятельности обучающихся в ходе образовательного процесса, но и основой для разработки стандартизированной итоговой работы по русскому языку , которую предлагается использовать вместо традиционного диктанта с грамматическим заданием.

Ведущие целевые установки изучения русского языка – формирование культуры устной и письменной речи, навыка грамотного письма, развитие лингвистических представлений учащихся – предопределили структуру итоговой работы по русскому языку. Она состоит из двух частей – итогового диктанта и итоговой проверочной работы.

Основным назначением и целью итогового диктанта является оценка способности выпускника начальной школы применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенного текста.

Основным назначением и целью итоговой проверочной работы является оценка уровня присвоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний по русскому языку на момент окончания начальной школы, проявляющаяся в способности выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. Иными словами, итоговая работа по русскому языку ориентирована не только на оценку предметных результатов, но и на выявление уровня овладения учащимися универсальных учебных действий, определение того, как повлияло обучение на общее развитие учеников. Важно отметить, что оценке подлежат только те знания и умения, которые являются итоговыми по завершении начальной школы.

Результаты выполнения итоговой работы (как итогового диктанта, так и итоговой проверочной работы) позволяют не только оценить способности выпускников начальной школы решать различные типы учебно-практических и учебно-познавательных задач, но и дифференцировать продемонстрированные способности по уровню достижений: на базовом или повышенном уровнях.

С этой целью в итоговом диктанте предлагаются критерии достижения, соответствующие базовому и повышенному уровням достижений, а в итоговой проверочной работе выделяются две группы заданий.

Первую группу (соответствуют базовому уровню заданий в планируемых результатах) составляют задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Учащимся предлагаются стандартные учебные или практические задания, в которых довольно легко обнаруживаются способы решения.

Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность для учащихся представляет выбор способа из тех, которыми они владеют. Задания, составляющие эту группу, могут быть названы заданиями повышенного уровня сложности (в разделе « Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку» такие задания помечены как задания повышенного уровня). В эту же группу входят и задания, проверяющие способность учащихся применять комплексные умения для решения поставленной задачи.

Более подробное описание итоговой работы – проверяемые орфограммы и правила постановки знаков препинания, число и типы заданий, критерии оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом и другие особенности – представлены далее, в параграфе «Спецификация итоговой работы».

Отметим, что выделение как в итоговой работе, так и в примерах заданий, предлагаемых для накопительной итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку, двух уровней – базового и повышенного – позволяет не только оценить индивидуальную траекторию развития обучающегося, но и диагносцировать перспективы его обучения на следующей ступени образования.

Так, в частности, по числу правильно выполненных заданий базового уровня в проверочной работе возможно сделать заключение об овладении учащимся достаточным для дальнейшего изучения русского языка уровнем подготовки, а по числу выполненных заданий базового и повышенного уровня – установить возможности ученика и перспективы его языкового развития.

На основании накопленной оценки и оценок за итоговую работу по русскому языку делаются следующие выводы о достижении выпускником планируемых результатов.

1. Выпускник достиг опорного уровня подготовки по русскому языку, необходимого для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем содержательным линиям и основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «удовлетворительно» («зачтено»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о том, что при выполнении итогового диктанта и итоговой проверочной работы выпускник достиг базового уровня (в соответствии с предложенными в спецификации критериями их достижения).

2. Выпускник овладел опорной системой знаний по русскому языку, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем содержательным линиям и основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о достижении повышенного уровня (в соответствии с предложенными в спецификации критериями их достижения).

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний по русскому языку и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем содержательным линиям и основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

В случае, если полученные ребенком результаты (накопленная оценка и результаты выполнения двух частей итоговой работы) не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов или об уровне их достижения, решение об итоговой оценке принимается учителем и утверждается педагогическим советом школы (или: принимается педагогическим советом по представлению учителя) с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

2 .Примеры заданий

для итоговой оценки

достижения планируемых результатов

по русскому языку

Раздел «Фонетика и графика»

Планируемый результат: «Различать звуки и буквы».

Примеры заданий

Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием1: правильно определено количество звуков и букв.

Критерий достижения планируемого результата : выбран верный ответ.

Критерий достижения планируемого результата: записан звук [й’], подчеркнуто не менее 5 нужных букв.

Планируемый результат: «Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие)».

Умения, характеризующие достижение этого результата:

· различать гласные и согласные звуки;

· различать твердые и мягкие согласные звуки;

· различать звонкие и глухие согласные звуки;

· характеризовать заданный звук;

· группировать звуки по заданному основанию.

Примеры заданий

Умение: различать гласные и согласные звуки.

выбран верный ответ.

Критерий достижения планируемого результата: записано не менее 4 нужных слов, ненужные слова не записаны.

Умение: различать твердые и мягкие согласные звуки.

Задание 6 (базовый уровень).

Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный. Обведи номер ответа.

1) уши; 2) слива; 3) деньги; 4) сцена.

Образец правильного ответа: 2) слива .

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание 7 (повышенный уровень).

Распредели слова по столбикам. Обрати внимание на то, что в списке слов есть «лишние» слова.

Слова : грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор

Слова со звуком [з]

Слова со звуком [з’]

Образец правильного ответа:

Слова со звуком [з]

Слова со звуком [з’]

забота

зима

узор

изюм

Критерий достижения планируемого результата: при распределении слов по столбикам допущено не более 1 ошибки.

Умение: различать звонкие и глухие согласные звуки.

Задание 8 (базовый уровень).

□ дорога; □ ураган; □ кошка;

□ щавель; □ боец; □ злой.

Образец правильного ответа: отмечены слова дорога, ураган, злой.

Критерий достижения планируемого результата: выбрано хотя бы одно нужное слово, неверных выборов нет.

Задание 9 (повышенный уровень).

Отметь R слова, в которых все согласные звуки звонкие.

□ деревня; □ мороз; □ сделал; □ чайный;

□ папка; □ огурец; □ зимой; □ сдобный.

Образец правильного ответа: отмечены слова деревня, сделал, зимой, сдобный.

Критерий достижения планируемого результата: выбрано не менее 3 нужных слов, неверных выборов нет.

Умение: характеризовать заданный звук.

Задание 10 (базовый уровень).

Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова яма . Обведи номер ответа.

В слове яма :

1) первый звук гласный;

2) первый звук мягкий согласный;

3) второй звук твёрдый согласный;

4) второй гласный ударный.

Образец правильного ответа: 2) первый звук мягкий согласный .

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание 11 (повышенный уровень).

Допиши пропущенные характеристики звуков слова стулья.

[c] – согласный, твёрдый, ___________, обозначен буквой «с».

[т] – согласный, ___________, глухой, обозначен буквой «т».

[у] – гласный, ___________, обозначен буквой «у».

[л’] – согласный, мягкий, ___________, обозначен буквами «л», «ь».

[й’] – ___________, мягкий, звонкий, обозначен буквой «я».

[а] – ___________, безударный, обозначен буквой «я».

Образец правильного ответа: .

[c] – согласный, твёрдый, глухой , обозначен буквой «с».

[т] – согласный, твёрдый , глухой, обозначен буквой «т».

[у] – гласный, ударный , обозначен буквой «у».

[л’] – согласный, мягкий, звонкий , обозначен буквами «л», «ь».

[й’] – согласный , мягкий, звонкий, обозначен буквой «я».

[а] – гласный , безударный, обозначен буквой «я».

Критерий достижения планируемого результата: вписаны все шесть пропущенных характеристик.

Умение: группировать звуки по заданному основанию .

Задание 12 (базовый уровень).

Запиши данные ниже звуки на нужной строчке.

[о], [к’], [э], [с], [б], [л], [й’], [а], [щ’]

а) гласные звуки: _________________________________________;

б) звонкие согласные звуки: ________________________________;

в) глухие согласные звуки: ________________________________;

Образец правильного ответа: а) гласные звуки: [о], [э], [а]; б) звонкие согласные звуки: [б], [л], [й’]; в) глухие согласные звуки: [к’], [с], [щ’].

В КРИПКиПРО кафедрой начального общего образования 06.10.2016 г. в рамках постоянно действующего семинара «Система оценочных и контрольно-измерительных материалов для младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО» был проведен практико-ориентированный семинар «Измерительные материалы для итоговой оценки (НИКО, ВПР)» .

Целью семинара было: содействие повышению уровня компетентности участников семинара в вопросах организации системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

По плану образовательных услуг КРИПКиПРО кафедрой НОО 6 состоялся практико-ориентированный семинар по теме «Измерительные материалы для итоговой оценки (НИКО, ВПР». На семинаре присутствовали заместители руководителей общеобразовательных организаций, учителя начальных классов, руководители муниципальных и школьных методических объединений. Вели семинар методисты кафедры НОО Владимирова Лариса Михайловна и Зенкевич Елена Генриховна .

Согласно плану семинара, методист кафедры НОО, Зенкевич Елена Генриховна, выступила с информацией о НИКО – 2015. В ходе выступления были рассмотрены вопросы:

Порядок проведения НИКО - 2015;
- Организация и проведение независимых исследований качества образования учащихся;
- Анализ результатов исследования качества начального образования г. Кемерово.

Еще раз было обозначено, что главная цель проведения НИКО – получить объективную оценку качества образования, выявить проблемы в преподавании конкретных предметных областей, чтобы корректировать его.

По второму вопросу выступила Владимирова Лариса Михайловна с информацией по ВПР за 2015-2016 учебный год. Была предоставлена информация о результатах проведения Всероссийской проверочной работы обучающихся начальной школы. Основная цель проведения ВПР - получение реальных данных о качестве и результатах обучения для принятия дальнейших решений по совершенствованию системы образования. Были рассмотрены отличительные особенности всероссийских проверочных работ 2016 года в Кемеровской области; трудности, которые выявились при проведении пробных проверочных работ в декабре 2015 года и в мае 2016 года.

Опытом работы по подготовке детей к ВПР поделилась Головачева О.Д., методист ИМЦ Юргинского ГО. Ольга Дмитриевна представила вниманию коллег подборку учебно-методических пособий, по которому работают учителя школ Юргинского ГО, озвучила приемы и методы работы по подготовке к ВПР. Отметила, что слаженная работа педагогического коллектива учителей начальной школы, администрации и родителей позволяет оптимально полно подготовить ребят к проверочным работам.

Как повысить результат ВПР, какую работу провести с педагогами, родителями и обучающимися, чтобы они осознали значимость проводимой ВПР? Опытом такой работы поделились Кондрашова Л.Н., заместитель директора по УВР МБОУ «НОШ №98» и Т.А. Ленская, заместитель директора по УВР г. Кемерово. Были рассмотрены трудности при проведении пробных проверочных работ в декабре 2015 года и в мае 2016 года. Важно, что результаты проверочных работ могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Также они могут быть использованы для оценки уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в школах и развития региональных систем образования.

В заключение работы семинара было отмечено, что всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся начальной школы, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. ВПР лишь часть комплексной итоговой оценки выпускника начальной школы. Нужно правильно объяснять это и родителям, и детям.

Все выступающие давали исчерпывающие ответы на вопросы, которые возникали у присутствующих по ходу работы семинара.

Участники семинара отметили его высокую значимость и продуктивность.

Исходя из выше сказанного, было решено:

Методистам кафедры НОО разработать анкеты удовлетворенности проводимой работы по подготовке и проведению ВПР;
- школам подготовить краткий анализ по результатам, по затруднениям проведения ВПР;
- проводить больше консультаций по вопросам проведения ВПР, а также продолжить семинары по обмену опытом педагогов, для более продуктивного профессионального взаимодействия.

При подведении итогов, слушатели были едины в положительной оценке проведенного дня. Много отличных отзывов и слов благодарности прозвучало за организацию данного мероприятия.

Удовлетворенность слушателей качеством проведенного семинара по результатам анкетирования составила 100%.

СКАЧАТЬ:

Владимирова Л.М., методист кафедры НОО КРИПКиПРО

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕСПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы для учащихся 3 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» 3 класс
Раздел Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться:
Фонетика, орфоэпия, графика характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца. осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Морфемика владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов. находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы. производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания. устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
Назначение КИМ
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку в 3 классе.
Структура КИМ
Согласно поставленной цели, по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы, т.е. предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимися уровня базовой подготовки по русскому языку, она включает 12 заданий базового уровня сложности (№№ 1-12). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 13-16) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня.
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.
а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.
Таблица 1
Блоки содержания Число заданий в работе
Фонетика, орфоэпия, графика (устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка) 2
Морфемика (различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс) 3
Орфография и пунктуация (перенос слов, написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ, проверяемые безударные гласные в корне слова, парные звонкие и глухие согласные в корне слова, разделительный мягкий знак (ь), знаки препинания конца предложения (. ? !)) 5
Синтаксис (определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные, разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу) 2
Лексика (подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима; на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи) 2
Морфология (различать слова, обозначающие предметы) 2
Всего заданий (вопросов) 16
б) В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.
Таблица 2
Уровень сложности Число заданий Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложностиПроцент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу
Базовый 12 12 60%
Повышенный 4 8 40%
Итого: 16 20 100%
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».
Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения третьеклассников уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 4 классе. В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в работе таких заданий 12, то 8 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 8 баллов за выполнение базовых заданий, считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка 3 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 10-12 баллов (максимальный балл равен 12) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
– для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;
– для заданий повышенной сложности – 3 минуты.
На выполнение всей работы отводится 1 урок.
План варианта КИМ
Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.
Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, ЗО – запись ответа (в виде слова, нескольких слов).

Таблица 3
План итоговой работы по русскому языку для 3 класса
№ задания Блок содержания КРИТЕРИИ
Контролируемое
знание/умение Уровень сложности Тип задания Примерное время выполне-
ния(в мин) Максимальный балл за выполнение
А-1 Фонетика, орфоэпия, графика Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах Б ВО 2 1
А-2 МорфемикаРазличать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова Б ВО 2 1
А -3 МорфемикаНаходить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс Б ВО 2 1
А-4 Орфография и пунктуация Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам Б ЗО 2 1
А – 5 Орфография и пунктуация Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок
Б ВО 2 1
А – 6 Лексика Иметь представление о фразеологизмах Б ВО 2 1
А - 7 Морфология Распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж) Б ВО 2 1
А - 8 Морфология Распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного Б ЗО 2 1
А - 9 Морфология Определять грамматические признаки глагола – форму времени Б ВО 2 1
А-10 Фонетика, орфоэпия, графика Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка Б ВО 2 1
А-11 Синтаксис Определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения Б ВО 2 1
А-12 Синтаксис Разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу Б ВО 2 1
В-13 Синтаксис Опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения П ВО 3 2
В-14 Орфография и пунктуация
Соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход) П ЗО 3 2
В-15 МорфемикаСравнивать, классифицировать слова по их составу П ЗО 3 2
В-16 Орфография и пунктуация
Правописание запятой между частями в сложном предложении
П ВО 3 2
Дополнительные материалы и оборудование
Для выполнения работы необходима ручка, карандаш, лист черновой бумаги.
Условия проведения тестирования (требования к специалистам)
На выполнение работы отводится 1 урок. Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.
Рекомендации по подготовке к работе
Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.
Шкала оценок
17 - 20 балла – «5» высокий уровень
12 – 16 баллов – «4» повышенный уровень
8 - 11 баллов – «3» средний уровень
7 баллов и менее – «2» низкий уровень
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ


Внимательно читай задания!


Желаем успеха!


Вариант 1.
А1. Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв.
а) лента б) разъезд в) красная г) солнце
а) гриб б) грибник в) грибы г) грибной
21240758255000А3. Укажи слово к схеме: ¬ ∩^
а) видный б) примерка в) разговоры г) смешной



а) (у)крыть б) (у) крыльца в) (по) садил г) (за) бежал
а) трудиться б) бить палкой в) расстроиться г) бездельничать





а) добр_____ утро б) широк_____ река
в) высок_____ горы г) дремуч_____ лес
а) стояли б) стоят в) стоять г) буду стоять


а) километр б) алфавит в) поняла г) десерт

а) Наступила золотая осень. б) Не шумите, пожалуйста.
в) Какой сегодня день? г) Ура, каникулы!


а) опадают листья б) жёлтые листья в) опадают с деревьев г) опадают листья



А) снег__ход б) птиц__лов в) сам__лёт г) пыл__сосВ15 Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Домик, реки, побег, сидел.



б) Наступила осень.


ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде слов или предложений в специально отведенном для этого месте.
Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.
Желаем успеха!
Итоговый тест по русскому языку (3 класс)
Класс____________________________
Ф.И. ученика___________________________________________________
Вариант 2.
А1. Укажи слово, в котором звуков меньше, чем букв.
а) ласка б) разъезд в) вьюга г) солнце
А2. Укажи лишнее слово в группе однокоренных слов
а) стена б) настенный в) стены г) стенка
21380457366000А3. Укажи слово к схеме: ¬ ∩^
а) хлебный б) перестройка в) осинка г) порох
А4. Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Непроизносимая согласная Проверяемая безударная гласная Парная согласная Разделительный твёрдый знак Мягкий знак после шипящих
А5. Отметь слово с предлогом.
а) (в) летел б) (за) горелся в) (в) лесу г) (на)ходка
А6. Укажи значение фразеологизма: ПОВЕСИТЬ НОС
а) расстроиться б) ругаться в) нос нарисовать г) бездельничать
А7. Укажи группу морфологических признаков к слову ПО ДОРОГЕ




А8. Запиши родовые окончания имен прилагательных
а) ласков_____ солнышко б) зелён_____ сосна
в) тёмн_____ улицы г) чист_____ пруд
А9. Укажи глагол прошедшего времени
а) молчать б) молчали в) молчит г) буду молчать
А10. Укажи слово, в котором ударение поставлено верно
а) астроном б) договор в) диалог г) досуг
А11. Укажи побудительное невосклицательное предложение
а) Наступила ранняя весна. б) Какая прекрасная погода!
в) Когда приедет поезд? г) Принеси тетрадь, пожалуйста.
А12. Укажи грамматическую основу предложения

а) на верхушке берёзки б) луч солнца в) луч заиграл г) заиграл на верхушке
В13. Укажи сложное предложение

г) К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби.
В14. Запиши пропущенную соединительную гласную в словах

А) везд__ход б) сам__вар в) каш__вар г) звезд__падВ15 Прочитай слова. Запиши их в таблицу.

Безударная гласная в приставке Безударная гласная в корне Безударная гласная в суффиксе Безударная гласная в окончании
В16. Укажи в каком предложении пропущена запятая между частями сложного предложения

б) Наступила весна.

г) Тучи закрывают небо, и моросят дожди.
Таблица ответов
1 варианта 2 вариант А1. Укажи слово, в котором звуков больше, чем букв.
а) лента б) разъезд
в) красная г) солнце
1 А1. Укажи слово, в котором звуков меньше, чем букв.
а) ласка б) разъезд
в) вьюга г) солнце
1
А2. Укажи лишнее слово в группе однокоренных слов
а) гриб б) грибник
в) грибы г) грибной
1 А2. Укажи лишнее слово в группе однокоренных слов
а) стена б) настенный
в) стены г) стенка
1
А3. Укажи слово к схеме: ¬ ∩^
а) видный б) примерка
в) разговоры г) смешной
1 21380457366000А3. Укажи слово к схеме: ¬ ∩^
а) хлебный б) перестройка
в) осинка г) порох
1
А4. Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Лёгкий, рожь, бежит, разъезд, местность
местность
бежит
лёгкий
рожь 1 А4. Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Гибкий, печь, стоит, подъезд, устный.
устный
стоит
гибкий
печь 1
А5. Отметь слово с предлогом.
а) (у)крыть б) (у) крыльца
в) (по) садил г) (за) бежал
1 А5. Отметь слово с предлогом.
а) (в) летел б) (за) горелся
в) (в) лесу г) (на)ходка
1
А6. Укажи значение фразеологизма: БИТЬ БАКЛУШИ
а) трудиться б) бить палкой
в) расстроиться г) бездельничать
1 А6. Укажи значение фразеологизма: ПОВЕСИТЬ НОС
а) расстроиться б) ругаться
в) нос нарисовать г) бездельничать 1
А7. Укажи группу морфологических признаков к слову У ЛИСЫ
а) у лисы – сущ., неодуш., собств., ж.р., В.п.
б) у лисы – сущ., одуш.,нариц., м.р., Р.п.
в) у лисы – сущ., одуш., нариц., ж.р., Р.п.
г) у лисы – сущ., одуш., собств., ж.р., Д.п.
1 А7. Укажи группу морфологических признаков к слову ПО ДОРОГЕ
а) по дороге – сущ., неодуш., собств., ж.р., В.п.
б) по дороге – сущ., одуш.,нариц., м.р., Д.п.
в) по дороге – сущ., неодуш., нариц., ж.р., Д.п.
г) по дороге – сущ., одуш., собств., ж.р., Р.п.
1
А8. Запиши родовые окончания имен прилагательных
а) добр____ утро ое
б) широк___ река аяв) высок___ горы ие
г) дремуч___ лес ий1 А8. Запиши родовые окончания имен прилагательных
а) ласков___ солнышко ое
б) зелён___ сосна аяв) тёмн___ улицы ые
г) чист____ пруд ый1
А9. Укажи глагол прошедшего времени
а) стояли б) стоят
в) стоять г) буду стоять
1 А9. Укажи глагол прошедшего времени
а) молчать б) молчали
в) молчит г) буду молчать
1
А10. Укажи слово, в котором ударение поставлено верно
а) километр б) алфавит
в) поняла г) десерт
1 А10. Укажи слово, в котором ударение поставлено верно
а) астроном б) договор
в) диалог г) досуг
1
А11. Укажи побудительное невосклицательное предложение
а) Наступила золотая осень
б) Не шумите, пожалуйста.
в) Какой сегодня день?
г) Ура, каникулы!
1 А11. Укажи побудительное невосклицательное предложение
а) Наступила ранняя весна.
б) Какая прекрасная погода!
в) Когда приедет поезд?
г) Принеси тетрадь, пожалуйста.
1
А12. Укажи грамматическую основу предложения
Опадают жёлтые листья с деревьев.
а) опадают листья
б) жёлтые листья
в) опадают с деревьев
г) опадают листья
1 А12. Укажи грамматическую основу предложения
Луч солнца заиграл на верхушке берёзки.
а) на верхушке берёзки
б) луч солнца
в) луч заиграл
г) заиграл на верхушке
1
В13. Укажи сложное предложение
а) Божьи коровки, птицы взялись за работу.
б) Набежала тёмная туча, и пошёл сильный дождь.
в) Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу
г) К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби.
2 В13. Укажи сложное предложение
а) Школьники сделали гряды на огороде и посадили новые сорта овощей. .
б) На небе светит солнце, маленькими пёрышками плывут облачка.
в) Мы бродим по песчаному дну тёплой реки, плещемся в чистой воде.
г) К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби.
2
В14. Запиши пропущенную соединительную гласную в словах

А) снег__ход б) птиц__лов
в) сам__лёт г) пыл__сосо, е, о, е
2 В14. Запиши пропущенную соединительную гласную в словах

А) везд__ход б) сам__вар
в) каш__вар г) звезд__паде, о, е, о 2
В15 Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Домик, реки, побег, сидел.
Побег сидел домик реки 2 В15 Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Мостик, дети, проезд, смотрел.
Проезд смотрел мостик дети 2
В16. Укажите в каком предложении пропущена запятая между частями сложного предложения
а) Лес обнажился, идут нудные дожди.
б) Наступила осень.
в) Солнышко просыпается утро начинается.
г) Тучи закрывают небо, и моросят дожди.
2 В16. Укажите в каком предложении пропущена запятая между частями сложного предложения
а) Дедушка работал а кот Васька спал.
б) Наступила весна.
в) Солнышко просыпается, утро начинается.
г) Тучи закрывают небо, и моросят дожди.
2
Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся планируемых результатов
по русскому языку
Базовый уровень
№ п/п Ф.имя ученика Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок Иметь представление о фразеологизмах Иметь представление о фразеологизмах Распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного Определять грамматические признаки глагола – форму времени Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка Определять вид предложений по цели высказывания Разбирать предложение по членам предложения Количество баллов Процент Уровень
1 Ученик 1 0 0
2 Ученик 2 0 0
3 Ученик 3 0 0
Повышенный уровень
Опознавать простое и сложное предложения Соединительные о и е в сложных словах Сравнивать, классифицировать слова по их составу Правописание запятой между частями в сложном предложении Количество баллов Процент Уровень Общий балл Процент Уровень оценка
0 0 0 0
0 0 0 0
0 0 0 0
Общее количество баллов – суммируются баллы ученика за выполненные задания всей работы.
Процент общего балла – процент от максимального балла всей работы. Максимальный балл всей работы – 20 баллов. Например, ученик набрал за всю работу 16 баллов. Это составляет 80%.
Процент выполнения заданий базового уровня – процент заданий базового уровня, правильно выполненных учащимися (задание считается выполненным, если учащийся получил 1 балл). Например, из 12 заданий базового уровня ученик правильно выполнил 10 заданий и получил за это 10 баллов, что составляет 83%.
Процент выполнения заданий повышенного уровня – процент от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. За задания повышенного уровня №№13-16 получают 8 баллов. Например, ученик выполнил 3 задания повышенного уровня и получил за это 6 баллов, это составляет 75% от 8 баллов.
Уровень достижения - ниже базового, базовый, повышенный в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке учащихся. Учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. Ученик достиг повышенного уровня подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.
Среднее значение по классу – сумма значений каждого столбца делится на количество учеников класса
Диаграммы полученных результатов

Новое на сайте

>

Самое популярное