Домой Виноград Нет любви к новорожденному ребенку. Материнская любовь. Я ничего не чувствую. Пришедшие к чайлдфри в зрелом возрасте

Нет любви к новорожденному ребенку. Материнская любовь. Я ничего не чувствую. Пришедшие к чайлдфри в зрелом возрасте

Вступительная статья.

Н.И.Пономарева

Имя Марии Клавдиевны Тенишевой (1867?-1928) относится к именам, незаслуженно забытым. Оно, как и некоторые другие, как бы «выпало» из истории отечественной культуры. Даже сама память о ней не сохранялась. Улица в Смоленске, названная именем Тенишевой в 1911 году, когда Мария Клавдиевна стала почетным гражданином города, после ее смерти была переименована. Не хранит память о ней и музей «Русская старина», уникальное собрание русских древностей, подаренное ею Смоленску в 1911 году; коллекция музея, многократно перетасованная и скрытая от наших глаз, гибнет в запасниках.

А что же Талашкино - имение М.К.Тенишевой под Смоленском? Талашкино - всемирно известный в свое время центр русской культуры рубежа XIX-XX веков, который сегодня должен быть не менее известен, чем мамонтовское Абрамцево. И там замерла духовная жизнь, а последним, чудом уцелевшим памятникам архитектуры грозит гибель от разрушительной реставрации...

Но вот рукописи, по утверждению Булгакова, к счастью, не горят. И те 35 тетрадок, что сохранила после смерти Тенишевой ее подруга княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская, а затем в 1933 году опубликовало Русское Историко-Генеалогическое общество во Франции, теперь - почти через 60 лет - увидели свет и па родине Марии Клавдиевны.

И это событие большой важности не только потому, что мы выполняем долг перед памятью Тенишевой и тем восстанавливаем историческую справедливость, но и потому, что возвращаем отечественной культуре хотя бы частицу того, что было ею сделано. К сожалению, из-за многолетнего незаслуженного забвения на родине потеряно много «исследовательского» времени и значительная часть фактов биографии Тенишевой уже невосполнима. Ушли из жизни почти все, знавшие Марию Клавдиевну, все ученики ее сельскохозяйственной школы, потерян во Франции ее архив; пока не удается найти ее родных, живших в 20-е годы с нею в Париже. И каждый день множит эти потери...

Почему же нам кажется необходимым сейчас по крупицам восстановить всю созидательную деятельность М.К.Тенишевой? В первую очередь потому, что все тенишевские начинания столетней давности не потеряли своей актуальности в настоящее время. И от нашего понимания смысла деятельности выдающихся русских просветителей-меценатов, каким была М.К.Тенишева, которую современники называли «гордостью всей России», зависит главное - возможность продолжения начатого ими дела, но, увы, прерванного на взлете, как дело Тенишевой в Талашкине.

Книга давно стала библиографической редкостью, и ознакомиться с ней можно было лишь по фотокопиям или микрофильмам. Данное переиздание мемуаров Тенишевой, задуманное Ленинградским отделением издательства «Искусство», также готовилось по фотокопии, сделанной им с экземпляра, хранящегося в Государственной Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. В самом конце работы в Ленинград приехал живущий в Париже Александр Александрович Ляпин - внук замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова - и привез два экземпляра книги Тенишевой, одну из которых он передал в дар музею «Теремок» в Талашкине, а другую - автору этих строк.

Надо сказать, что А.А.Ляпин и другие представители русской эмиграции в Париже, хранящие память о М.К.Тенишевой и ее делах на благо отечества, оказывали нам посильную помощь в поисках архива и материалов, связанных с Марией Клавдиевной. Признаться, было больно сознавать, что там, в Париже, память о Тенишевой сохранилась лучше, чем на ее родине. Невольно сама М.К.Тенишева предсказала себе такой поворот судьбы: «Моя страна была мне мачехой, тогда как на Западе меня встречали открытые объятья».

«Впечатления моей жизни» - книга-исповедь. Она своеобразна в жанровом отношении. По утверждению Е.К.Святополк-Четвертинской записки не предназначались Тенишевой для печати. Это были дневниковые записи. Но нас сразу удивит одна их недневниковая особенность - отсутствие дат. Нельзя предположить, что это дело случайное. Нет ни одного письма Марии Клавдиевны или написанной ею записки, где бы ни была проставлена дата. А в книге даты начинают возникать только во второй половине повествования. Финал же книги сфокусирован на дате, и не только на дате, но и на часе (писались эти строки в семь часов вечера 31 декабря 1916 года). «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злополучного года. Что-то нам сулит 1917 год?»

Образ времени в книге - образ жизненного потока. Чем дальше от первой фразы: «Раннего детства туманное видение», чем ближе к «берегу», к финальной точке, тем отчетливее видны временные вехи... Думаю, правда, что не поэтический образ заставил Тенишеву сознательно не указать ни одной точной даты, которая подсказала бы год ее рождения, ибо фактам, изложенным ею в записках, - встрече с И. С. Тургеневым (не позже 1883 года), неправдоподобно раннему первому замужеству и рождению дочери, отъезду в 1881 году в Париж - никак не соответствует указываемый год рождения - 1867.

Лариса Сергеевна Журавлева - одна из немногих исследователей жизни и деятельности М.К.Тенишевой - нашла в документах другую дату ее рождения -1864 год, - но и эта дата, вероятно, требует уточнения. Так, в статье Джона Боулта «Два русских мецената Савва Морозов и Мария Тенишева» под фотографиями Тенишевой стоят даты: 1857-1928 .

Мы коснулись этого вопроса только лишь потому, что исследование, стремящееся к истине, должно опираться на достоверные данные, а нам для того, чтобы восстановить картину жизни М. К. Тенишевой, предстоит еще окончательно установить дату ее рождения, пока скрытую от нас.

Тайной остается и происхождение М.К.Тенишевой. Своего отца девочка не знала. «Странно... - записывает Тенишева в дневнике. - Росла я под именем Марии Морицовны, и тут же, как во сне, мне припомнилось, что давно-давно, в туманном детстве, меня звали Марией Георгиевной».

В воспоминаниях Ольги де Клапье, ученицы Тенишевой в годы эмиграции, читаем следующее: «Отца Мани убили, когда ей было 8 лет. Она ясно помнила начавшееся после полудня необычайное оживление в большом особняке на Английской набережной. Когда запели „Со святыми упокой” и Маня опустилась на колени, среди женских всхлипываний позади ея часто раздавались слова: „Боже мой. Боже мой! Царя убили...”» . Речь идет об убийстве Александра II, если верить де Клапье, - отца М.К.Тенишевой...

«Впечатления моей жизни» - это дневники и воспоминания одновременно. Дневниковая запись дополнялась воспоминаниями, которые, в свою очередь, корректировали дневник. Вы, несомненно, ощутите мощную энергетическую насыщенность некоторых эпизодов книги. Эти «огненные» заметки были написаны явно под сильным впечатлением только что произошедшего события. Немало записей другого характера - тщательно продуманных, «остуженных», четко выстроенных.

По образному определению В.Лакшина, в книге сталкиваются «ад» и «мед» воспоминаний. «Ад» занимает большую часть дневника, что дает нам основание судить о степени одиночества и скрытности Марии Клавдиевны, когда только бумаге поверяла она случившиеся конфликты. «Меда» значительно меньше.

Небезынтересное предположение о происхождении «Впечатлений...» высказала О. де Клапье: «Мне хочется сказать, насколько эти „впечатления” не соответствуют ее личности. Эта замечательная женщина, с печатью гениальности, имела много талантов, но - да простит мне ее тень это утверждение - не писательский! У нее была тетрадь, в которую она много лет подряд вписывала по несколько страниц изредка, лишь раздосадованная какой-нибудь неудачей, огорченная обманом: известно испокон веков, что очень богатые люди часто бывают жертвами ловких и недобросовестных искателей легкой наживы, интриганов и просителей. Это вызывает горечь и досаду у жертв обмана...

Княгиня Мария, написав две-три страницы горьких сетований, успокоенная и веселая, спускалась вниз, шутила, ела что-нибудь запрещенное доктором, потихоньку от Киту (Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской. - Н.П. ), гуляла по мокрой траве и совершенно больше не думала о людях, ее обманувших. Она уже избавилась от „навязчивой мысли”.

Мария Клавдиевна Пятковская родилась в Петербурге 20 мая 1858 года в дворянской семье, однако считалась незаконнорожденной. В возрасте 16 лет ее выдали замуж за адвоката Рафаила Николаева, однако брак оказался неудачным. Оставив свою маленькую дочь Марию на попечение мужу, в 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование и стала профессиональной певицей. Там же Мария Клавдиевна учится живописи, а также начинает увлекаться коллекционированием предметов искусства и народного быта.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н.Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Там она обрела свою лучшую подругу - Е.К.Святополк-Четвертинскую, по прозвищу «Киту», а также познакомилась с крупнейшим российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства в нашей стране - князем В.Н.Тенишевем.

Не смотря на то, что князь был на 22 года старше Марии Клавдиевны, в 1892 году они обвенчались после скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной. Однако родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.

Получив титул и деньги от Вячеслава Николаевича, Тенишева приступила к реализации своих идей.

Делом всей жизни для М.К.Тенишевой стало Талашкино, которое супруги приобрели у «Киту» в 1893, а спустя год, Тенишевы купили рядом с Талашкино хутор Флёново, открыв там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями и богатейшей библиотекой. При школе по инициативе княгини были созданы учебные мастерские прикладного искусства: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания.

На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, аналогичное подмосковному Абрамцево. Оно стало местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д.Поленов, В.М.Васнецов, С. В. Малютин, М.В.Врубель, К.А.Коровин, В.А.Серов, Н.К.Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.

Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске. В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».

После революции 1917 года Тенишева вместе со своей близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской навсегда покинула Россию, поселившись во Франции.

Мария Клавдиевна Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

Современники называли княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву «гордостью всей России». Судьба щедро одарила Тенишеву, выдающуюся просветительницу и меценатку, общением, дружбой со светлейшими умами эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым. Во многом она способствовала приумножению их славы: субсидировала (вместе с С.И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность Бенуа, Дягилева и других. Их помнят, а ее имя только сейчас возвращается из небытия…

Мария Пятковская родилась в Петербурге. Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число – 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной.

Тяжело пришлось незаконнорожденной Марии в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II). Нет, недостатка ни в чем Мария не испытывала, но чувствовала себя одинокой. Она училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга - гимназии Спешневой, которую успешно окончила.
шестнадцатилетнюю отдали замуж за двадцатитрехлетнего Рафаила Николаевича Николаева. Брак оказался неудачным.

Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Марии Клавдиевне невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И – что было еще хуже – заставлял жену брать деньги у чужих людей.

После рождения дочери Мария Клавдиевна решила порвать с тяготившей ее обстановкой. Тайком, продав часть мебели в петербургском доме, она в 1881 году уехала через Крым в Париж, чтобы стать профессиональной певицей. Ведь целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. В Париже она берет уроки рисования в Лувре у художника Габриэля Жильбера.

Весной 1885 года Мария Клавдиевна окончательно возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Она стала профессиональной певицей, пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило – она продолжала участвовать в концертах. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начала коллекционировать произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н.Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась ее дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К.Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент ее дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.

По соседству с Талашкино находились и земли князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843 - 1903) – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться.

В одном из музыкальных салонов они познакомились. Тенишев был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где ее муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске. В те же годы состоялось ее знакомство с И.Е.Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.

Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».

Заветной мечтой М. К. Тенишевой было эмалевое дело, в котором ее ожидал огромный успех. Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.

Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.Ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.

Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова). В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».

Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино - родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.

Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве - «родом» из Талашкино.

В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью - от промышленного коневодства до пчеловодства. Мария Клавдиевна искала новый путь «подготовки сельских специалистов, патриотически настроенных», способных к созиданию. Потому при школе были организованы мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники - Репин, Рерих, Врубель, Коровин - предлагали свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи этих изделий.

В 1900 году Николай II по предложению министра финансов С.Ю. Витте назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор - во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны.

В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре. Это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе. Впервые публика получила возможность познакомиться с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Мария Клавдиевна была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру истории эмальерного дела.

Много неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, – и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.

Во время событий 1905 года черносотенные банды пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж. Несколько месяцев продолжалась выставка в Лувре. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России.

Человек разносторонне образованный, муж М.К.Тенишевой не разделял части ее увлечений и не одобрял ее дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом. В 1906 она помогла С.П.Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспохиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску. В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1912 она получила титул почетной гражданки города Смоленска; ее именем назвали одну из улиц города (в советское время переименована).

После 26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой - «Впечатления моей жизни. Воспоминания» - охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 г.

Тенишева скончалась 14 апреля 1928 г. в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И. Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».

Княгиня, общественный деятель, коллекционер, меценат, художник-эмальер. Судьба ее блестяща и трагична: отдав России все, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в забвении.

Точный год рождения не известен (между 1857 и 1867), достоверной считается только число - 20 мая. Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной.

Тяжело пришлось незаконнорожденной Марии в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II). Нет, недостатка ни в чем Мария не испытывала, но чувствовала себя одинокой. Она училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга - гимназии Спешневой, которую успешно окончила.

В 16 лет девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно» - писала она позже. Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Марии Клавдиевне невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И - что было еще хуже - заставлял жену брать деньги у чужих людей.

С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.

Целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. В Париже Мария берет уроки рисования в Лувре у художника Габриэля Жильбера.

На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») - женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов.

Весной 1885 года Мария Клавдиевна окончательно возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Она стала профессиональной певицей, пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило - она продолжала участвовать в концертах. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начала коллекционировать произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н.Тенишева - крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не обрела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марией Клавдиевной, они в 1892 году обвенчались. Ей шел двадцать шестой год, ему было сорок восемь.

В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.

В 1889 году, сразу после свадьбы, супруги Тенишевы переезжают в город Бежицу под Брянском, где князь руководил рельсопрокатным заводом. Следующие четыре года своей жизни Мария Клавдиевна Тенишева назвала первым «полем брани». Столкнувшись с жизнью завода, Тенишева обращает внимание на быт и условия жизни рабочих. Перенаселенные бараки, эксплуатация детского труда, пьянство и болезни, отсутствие школ и детских садов.

«Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах... Чем глубже я вникала в заводскую жизнь, тем больше убеждалась, какое широкое поле действий в этой огромной и сложной машине».

Первой заботой Тенишевой стали школы. На средства Тенишевых было открыто бесплатное ремесленное училище для подростков. Сразу набралось 60 учеников, были открыты вечерние классы для черчения. Когда училище перестало вмещать всех желающих, в парке, прилегавшем к дому Тенишевых, было отстроено новое двухэтажное каменное здание, которое было идеально приспособлено к обучению: машины и станки из-за границы, водопровод, электрическое освещение. Подростки обучались слесарно-модельному, токарному по металлу и дереву и слесарно-кузнечному делу. Очень скоро Тенишева увидела результаты своих усилий. «Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело» . При этом училище существовала низшая ремесленная школа для младших детей. Так же Мария Клавдиевна открыла ремесленную школу для девочек, где они обучались рукоделию, кройке и шитью.

Была создана народная столовая с обедами за умеренную плату, организован досуг в городке: появился театр для рабочих и клуб для служащих. Тенишева предложила руководству завода выделить рабочим пустующие земли вокруг завода и пособие на постройку дома для расселения рабочих из бараков, не приспособленных для жизни. Рабочие горячо любили княгиню, знали, у кого искать защиту и покровительство.

«Покидая завод, я оставила, кроме моего ремесленного училища, шесть благоустроенных и специальных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят» .

Зимы Тенишевы проводили в Санкт-Петербурге, а когда Вячеслав Николаевич вышел из правления брянскими заводами, устроились здесь основательно. В музыкальном салоне Тенишевых бывали Чайковский, Скрябин, Арсеньев и многие другие известные композиторы и исполнители.

Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И. Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Студия была бесплатной, обставлена учебными гипсами и мольбертами. От желающих не было отбою, мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». В тенишевской студии начинали свой путь многие прославившиеся впоследствии художники: М. В. Добужинский, З. Е. Серебрякова, И. Я. Билибин и многие другие.

Делом всей жизни М.К.Тенишевой стало Талашкино, которое супруги приобрели у «Киту» в 1893, оставив имение под ее управлением. В Талашкино Тенишева с Киту реализовали общую мечту об «идейном имении», основами которого должны были стать просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как «жизнетворческой силы».
Мария Клавдиевна создала в Талашкине совершенно особую творческую атмосферу, что привлекало сюда многих художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывали художники И. Е. Репин, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, Я. Ф. Ционглинский А. Н. Бакст, скульптор П. П. Трубецкой, ученые А. В. Прахов, И. Ф. Барщевский, В. И. Сизов, музыканты В. В.Андреев, А. Д. Медем и многие другие.

Находясь вдалеке от столиц, Талашкино быстро превратилось в художественный центр, очаг для людей талантливых, одаренных, ищущих: «Домовитый очаг полон внимания к лучшим современным изделиям. Работа новых художников, трепет спора выставок близки всем», - так писал Н. К. Рерих о гостеприимном доме княгини.

Наблюдая за развитием искусства в Европе и России, активно участвуя в художественной жизни столицы, Мария Клавдиевна все чаще и чаще обращается к судьбе русского национального искусства.

Рождается мечта возродить русский стиль, не подражая древности, а лишь вдохновляясь былинным, сказочным прошлым, воплотившимся в древнерусском искусстве: «Мне давно хотелось осуществить вТалашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею? Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении... Каждая эпоха, каждое поколение, может внести что-то новое, сказать свое слово, но не копируя старины, а вдохновившись ею».

Для этого М. К. Тенишева приглашает, по рекомендации М. А. Врубеля, художника С. В. Малютина, который возглавит художественные мастерские. Керамическая, вышивальная и красильная мастерские, мастерская мебели, художественной ковки и резьбы по дереву начали работать в 1900 году. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи изделий, произведенных в этих мастерских.

Дух нового, дух творческого поиска в Талашкине вдохновил многих известных художников. Здесь в поисках нового языка в русском изобразительном искусстве работали Н. К. Рерих, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Д. С. Стеллецкий, А. П. Зиновьев, В. Д. Бекетов и многие другие. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной.
Кроме этого Мария Клавдиевна открыла школу в деревне Сож, училище в деревне Бобыри, рисовальную школу в Смоленске (раньше это было сделано ею в Петебурге), выстроила театр.

Еще одной жемчужиной в Талашкино был детский балалаечный оркестр под руководством известного музыканта В. А. Лидина. Талашкинский театр и оркестр прославились на всю Смоленщину и собирали немало зрителей на своих выступлениях. «Балалайка тоже сослужила мне службу. Наш оркестр из 30 человек (мальчиков и девочек) дошел до совершенства. Ребята увлекались игрой. Иногда по праздникам мы устраивали под управлением Лидина концерты в Смоленске с благотворительной целью. Играли то в Народном доме, то в думском зале, то в Дворянском собрании».

Русскими Афинами назовут современники Талашкино, а саму Марию Клавдиевну - «Периклом русских крестьян», ведь строила она свои «Афины» для простых людей.

В 1894 году Тенишева покупает хутор Флёново близ Талашкина, где решает создать сельскохозяйственную школу нового типа с образцовым учебным хозяйством. «Как-то совестно было жить в нашем культурном Талашкине в убранстве и довольстве и равнодушно терпеть вокруг себя грязь и невежество и непроглядную темноту. Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я увствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них, и совсем уж было противно в разговоре со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, называли их «серыми», презирали, гнушались ими... Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки, и тихую, жалостно-горестную песнь о несбыточном счастье... Разыскать эту душу, отмыть то, что приросло от недостатка культуры, и на этой заглохшей, но хорошей почве можно взрастить какое угодно семя...»

В сентябре 1895 года новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Учебный курс составлял шесть лет: три класса специальных и три приготовительных. Преподавались предметы: земледелие, землемерие, садоводство, зоология, законоведение, Закон Божий, скотоводство, геодезия, химия, физика, огородничество, черчение, пчеловодство, геометрия, ботаника, география, русский язык, арифметика, русская история, чистописание, славянское чтение.

В школе ребенок не просто получал знания. Все было направлено на облагораживание души маленького человека, развитие в нем скрытых дарований и талантов. «Нет, я твердо верю, что всякому человеку можно найти применение и собственный путь» . Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых Тенишева на свои средства отправляла учиться дальше. «Приходит в школу бессознательным дикарем — ступить не умеет, а там смотришь, понемногу обтесывается, слезает грубая кора — человеком делается. Я любила разгадывать эти натуры, работать над ними, направлять их... Да, я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только честно направить его силы и способности».

М. К. Тенишева была требовательна в выборе преподавателей для своей школы: «Учитель должен быть не только преподавателем в узком смысле слова, т. е. от такого-то до такого-то часа давать уроки в классе; но он должен быть и руководителем, воспитателем, должен сам быть сельским деятелем...; а кроме того, он должен был быть и их первым учителем нравственных правил, чистоплотности, порядочности, уважения к чужой собственности».

Во Фленово создается образцовое учебное хозяйство, метеорологическая станция, пасека и музей пчеловодства. Самую тяжелую работу в школьном хозяйстве выполняли взрослые, все остальное делали сами ребята, обучаясь разным премудростям. Занятия в ремесленных мастерских были обязательными для всех классов.

«Мне захотелось увенчать свое создание [школу] храмом Божиим». Так началось строительство Храма Духа.

Не доверяя себе, Тенишева в поисках образа храма обращается сначала к профессору Прахову, затем к архитектору Суслову, авторитетам в своем деле. Но все предложенные проекты не удовлетворили Марию Клавдиевну, и она сама создает макет. «В то время я тяжело страдала мучительной нервной болезнью и едва находила силы утром встать с постели, добрести до моей мастерской, чтобы там, в каком-то духовном самозабвении, умиротворенная, в смирении, целыми днями неустанно работать, живя единственным желанием выразить тот образ, который смутно жил в моей душе. Было сделано две модели. Первую я по окончании совсем абраковала, вторая же все более и более подходила к моему внутреннему чувству, отвечала ему и, наконец, поправленная и дополненная, вылилась в форму, встречавшую одобрение даже у самых равнодушных людей...»

Тенишева отходит от канонов современной церковной архитектуры. Она пытается соединить образы русской старины, впечатления, вынесенные из своих путешествий по Русскому Северу, с силуэтами местной природы. Николай Константинович Рерих, с которым Мария Тенишева познакомилась в 1903 году, поддерживает её и помогает в строительстве. Эскизы и росписи внутреннего убранства храма, мозаика на фасаде - в этих работах открылись новые грани таланта Рериха.

В общей сложности хpaм строился двенадцать лет и украшался грандиозными мозаиками Рериха и его росписями. Над эскизами росписей к Храму Николай Константинович работал также в Гопсале (Эстония) в 1910 году. А известные эскизы мозаичного «Спаса» и «Царицы Небесной» хранились в коллекции Тенишевского музея в Смоленске. Позднее в этом музее возникнет одно из самых значительных и разнообразных собраний работ великого художника. Создававшийся храм воплощал в себе все виды искусства, процветавшие в Талашкине: архитектуру, керамику, эмаль, художественное шитьё, роспись, чеканку, ковку. Кроме того, в убранстве храма было решено соединить культовые элементы различных конфессий. Оба создателя храма стремились не только к художественному синтезу, но и к синтезу религиозному. Н.К. Рерих вспоминал: «В последнее время в её (М.К Тенишевой) жизни в Талашкине увлекала мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать «Храмом Духа». К сожалению, официальная церковь не смогла понять и принять эту великую идею. Храм не был освящён, церковные службы в нём не совершались, по сути, это был уникальный памятник культуры.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить ее страсть к коллекционированию. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н.Бенуа, Тенишева устроила в 1897 выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею. С.П.Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек ее идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И.Мамонтовым) финансировала в 1898-1904. В 1899 она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.

В 1901 Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине.

В 1900 году Николай II по предложению министра финансов С.Ю. Витте назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор - во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. В своих воспоминаниях Тенишева писала, что все ее «попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами збалованной женщины». Порой ее не понимал и муж. Человек разносторонне образованный, прекрасный музыкант, видный этнограф, археолог-любитель, он, тем не менее, не разделял увлечения Марии лавдиевны стариной, не одобрял ее дружбу с художниками. И все же он помогал ей, субсидируя все ее начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.

В 1903 Тенишева не стало, он умер от сердечной болезни, прожив шестьдесят лет. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.

В 1906 она помогла С.П.Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 был передан княгиней в дар Смоленску. В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.

Много неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, - и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.

Во время событий 1905 года черносотенные банды пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж.

В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре. Это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Впервые публика получила возможность познакомиться с традиционным русским искусством. Выставку посетили 78 тысяч человек. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России. Она была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру истории эмальерного дела.

Тем временем в Смоленске вспомнили о покупках Тенишевой, и появилась статья о «разграблении соборной ризницы». Газетная перебранка перешла-таки в судебное дело. На одном из заседаний Марию Клавдиевну признали виновной «в оскорблении в печати» и подвергли... семи дням домашнего ареста. С показаниями в ее защиту несколько раз выступал Н. К. Рерих.

30 мая 1911 года музей Тенишевой стал собственностью древнего русского города. На памятном блюде, изготовленном самой княгиней, было написано: «Владейте, мудрые».

Музею императора Александра III (ныне Государственный Русский музей) Мария Клавдиевна подарила большую коллекцию акварелей русских художников.

В 1911 году городская дума Смоленска присвоила звание почетного гражданина М.К. Тенишевой "за пожертвование Московскому Археологическому институту древностей, чтобы музей оставался на вечные времена в Смоленске".

Ей был направлен адрес, в котором говорилось:

"Ваше Сиятельство, Глубокоуважаемая Княгиня Мария Клавдиевна. День 30-го мая ознаменовался великим событием в истории нашего города и в истории культурной работы русской женщины - передачей Вами музея русской старины высшему научному учреждению - Московскому Археологическому институту при непременном и счастливом для древнего Смоленска условии - оставлении музея на вечные времена в полной неприкосновенности в городе Смоленске.
Смоленск, богатый памятниками русской старины и военными доблестями прошлого, являет собой в настоящее время живое свидетельство глубокой древности, оживотворяется еще сильнее, еще ярче, получив от Вас, Ваше Сиятельство, с глубокой исторической благодарностью Ваш великодушный дар - неоцененные сокровища музея, собранные Вами неутомимым трудом и достойными глубокого удивления терпением и энергией и вверенные ныне Вами просвещенному руководительству Московского Археологического института.
Искренно признательная Смоленская городская дума преклоняется перед Вами на Ваш щедрый дар и гордая сознанием иметь в лице Вашем воплощение русской женщины, в самом лучшем значении слова, и интеллигентной работницы, отдавшей всю свою несокрушимую энергию, любовь и знание отечественной старины на пользу дорогой Родины, желая запечатлеть Ваше имя в истории города, в заседании своем от 31-го мая 1911 года единогласно постановила: украсить Вашим портретом зал думских заседаний и наименовать улицу, где находится музей, Тенишевской.
Искренне благодарные и признательные смоляне".

В советское время улица была переименована.

При этом М.К. Тенишева была замечательным художником-эмальером. Среди ее работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).

М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906-1908), Союзе декоративных искусств. В 1914 она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе.

Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему Эмаль и инкрустация в Московском археологическом институте. Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен ее учениками в Праге в 1930 году. За диссертацию она была удостоена золотой медали и вновь получила приглашение заведовать кафедрой.

Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

Ее деятельность на этом благородном поприще была прервана Октябрьской революцией. С 1919 года она находилась в эмиграции, жила во Франции вместе с «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой, в городке Вокрессон под Парижем. Этот городок прозвали «Малое Талашкино»: туда приезжали выдающиеся художники, и он быстро превратился в один из центров духовной жизни русской эмиграции. Продолжала заниматься живописью по эмали и обучала эмальерному искусству детей эмигрантов.

Умерла 14 апреля 1928. Дочь и Киту похоронили ее в Сен-Клу, близ Парижа. Е.К.Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н.Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.

Русское историко-генеалогическое общество во Франции посмертно опубликовало мемуары М.К. Тенишевой и издало памятный альбом «Храм Святого Духа в Талашкине».

В красивом здании из красного кирпича, построенном в 1905 году для художественно-этнографического музея "Русская старина" на средства М.К. Тенишевой, разместилась художественная галерея, основу которой составила коллекция ее картин, произведений народного и прикладного искусства, историко-этнографического материала. В отделе смоленского музея-заповедника "Теремок" создана экспозиция, посвященная М.К. Тенишевой. Регулярно проводятся тенишевские чтения, ставшие духовной потребностью русской интеллигенции, широкой общественности, восстановлено название улицы в Смоленске, отмененное в двадцатых годах.

1. Все цитаты, выделенные курсором, взяты из книги: М. К. Тенишева. Впечатления моей жизни

При составлении публикации использованы материалы:
Сайт «Новый акрополь http://www.newacropol.ru/activity/center/exibitions/maria-tenisheva/
Сайт Смоленского городского портала http://www.smolinfo.net/index.php?option=com_content&view=article&id=199&Itemid=232
Наталья Пушкарева Энциклопедия Кругосвет http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/TENISHEVA_PYATKOVSKAYA_MARIYA_KLAVDIEVNA.html?page=0,0

Наталья ТЕРНОВА


1 июня (по старому стилю – 20 мая) исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся женщины, чей вклад в развитие русской культуры сложно переоценить. Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Тургенев сожалел о том, что не успел написать о ней повесть, она позировала Репину, Серову, Коровину и Врубелю. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто.



Мария Клавдиевна Тенишева, урожденная Пятковская, появилась на свет в знатной семье, но была незаконнорожденной. По слухам, ее отцом мог быть император Александр II. Ее мать вышла замуж после ее рождения, и поэтому в семье отчима ее не признали. Мария ни в чем не нуждалась, но была полностью предоставлена самой себе. Позже в своих воспоминаниях она написала: «Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины...».



После окончания гимназии Мария вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила ему дочь, но счастлива в браке не была, так как супруги не любили друг друга. Позже Мария назвала этот брак «душной скорлупой», ведь «все было так серо, обыденно, бессодержательно». Муж был равнодушен ко всему на свете, кроме игры в карты. Спустя 5 лет Мария продала часть мебели и на вырученные деньги вместе с дочерью уехала за границу.



В Париже она начала посещать вокальную школу, обнаружив меццо-сопрано редкой красоты. Ее наставница прочила ей карьеру оперной певицы, но Мария решила, что сцена – не для нее: «Пение? Это – забава… Не этого хочет моя судьба». За границей она также брала уроки изобразительного искусства, много времени проводила в музеях и за книгами.



Через год Мария вернулась в Россию. Муж отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение, и презрительно отзывался о творческих успехах жены: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!». А дочь постепенно отдалилась от матери, так и не простив ей того, что она решила уйти из семьи во имя самореализации.



В сложные времена на помощь пришла подруга детства – Екатерина Святополк-Четвертинская, пригласившая ее в свое родовое поместье Талашкино. С тех пор жизнь Марии круто изменилась. Там она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым – предпринимателем, меценатом и общественным деятелем. Несмотря на значительную разницу в возрасте, они почувствовали друг в друге родные души и вскоре обвенчались.



Вместе с супругом княгиня переехала в Бежецк, где у Тенишева был крупный завод. Мария Клавдиевна стала попечителем местной школы, затем основала еще несколько школ, организовала общественную столовую и театр, открыла ремесленные училища для детей рабочих. Позже семья переехала в Санкт-Петербург, где в доме Тенишевых был организован музыкальный салон, в котором бывали известные композиторы.



По совету Ильи Репина Тенишева открыла студию-мастерскую, где готовили студентов для поступления в Академию художеств. Княгиня также стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя выставки мирискусников. Параллельно она занялась коллекционированием, многие картины княгиня позже передала в Русский музей. В 1893 г. она приобрела имение в Талашкино и превратила его в культурный центр, не уступающий мастерским в Абрамцево. Здесь бывали Репин, Бакст, Врубель, Серов и другие известные художники.





На хуторе Фленово возле Талашкино княгиня открыла школу для деревенских детей, в которой преподавали лучшие учителя. Новую школу и ряд учебно-хозяйственных мастерских открыли и в Талашкино. Там занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, вышивкой и т. д. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Княгиня увлеклась эмалью и целыми днями проводила в мастерской, загоревшись идеей возродить эмалевое дело. Ее работы экспонировались за границей и пользовались большим успехом.



В 1903 г. умер муж Тенишевой, а вскоре погибли и все ее любимые детища. После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. Об этих днях она писала: «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа – и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».



В 1919 г. княгине пришлось покинуть страну. Последние годы своей жизни она провела в эмиграции, продолжая работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь. Мария Тенишева умерла в 1928 и была похоронена во Франции, а на родине эмигрантку предали забвению.



На хуторе Фленово княгиня Тенишева вместе с Рерихом построила уникальный , отреставрированный в 2016 г.

Новое на сайте

>

Самое популярное