Домой Виноград Психология юноши. Психология переходного возраста, вернее - психология всех «кризисов возраста» у взрослых мужчин и женщин Подростковый возраст 18 лет психология

Психология юноши. Психология переходного возраста, вернее - психология всех «кризисов возраста» у взрослых мужчин и женщин Подростковый возраст 18 лет психология

На самом деле это нужно знать не только в 18, но и в любом другом возрасте. В школе мужскую и женскую психологию не преподают.

Да и мама не всегда рассказывает, что мужчины никакие не козлы, как говорит тетя Света. Просто с ними нужно правильно общаться.

Элементарные и базовые знания психологии мужчины помогает избежать массы ошибок отношениях, твоей будущей семье и вообще, в жизни. И корабль твоих фантазий на тему мужчин не разобьется о суровую реальность.

Итак, 12 вещей, которые любая девушка должна знать о парнях в 18 лет.

1. Мужчины просты

Как стол, вот правда. А поэтому – , не догадаются, что ты на самом деле обиделась, если на его «что случилось» - ты ответишь «Ничего!».

Он не поймет, что нравится тебе, если ты ему об этом прямо не скажешь или, по крайней мере, хотя бы не улыбнешься!

Если он сидит и молчит, а ты подойдешь к нему с вопросом «дорогой, о чем ты думаешь» и услышишь в ответ «ни о чем!» - не удивляйся, что это правда. Мы реально способны думать «ни о чем»! Мы так разгружаем мозг.

2. Мужчины думают о сексе чаще, чем женщины

Да, по данным разных исследований, мужчины думают о сексе в среднем каждые 11 минут. Еще когда-то читал, что 19 раз в день.

Ну, в рабочее время, конечно, меньше. Суть в другом: любой нормальный и физически здоровый мужчина хочет секса.

Когда он говорит тебе на вечеринке «поехали ко мне!», тебе ничего плохого, он просто хочет тебя как женщину и прямо об этом говорит (смотри пункт 1). НО! Ехать или не ехать - решаешь ты.

Если эта фраза звучит на первом свидании и до этого вы знакомы не были, стоит задуматься дважды о том, не альфонс ли сидит напротив.

И в любом случае ты имеешь полное право ответить «извини, не готова/не хочу вот так», и этим исчерпать вопрос. А не дуться, обижаться, называть его «кобелем» и т.д.

3. Мужчины боятся…

Многих вещей, между прочим. Даже самый крутой и сильный альфа-самец боится быть отвергнутым, униженным и оскорбленным. Боится отказа, несостоятельности в постели и в бизнесе, а еще болезней, одиночества.

И да, большинство мужчин боится и очень серьезных разговоров. Но еще больше, что ты узнаешь, чего он боится.

4. Мужчины не любят выяснять отношения

Это факт. Вопрос «что ты думаешь о наших отношениях» может его элементарно загнать в тупик. Так же как и сакраментальное “нам нужно серьезно поговорить”.

Например: «Сережа, что я как женщина могла бы сделать, чтобы ты чувствовал себя счастливее в отношениях?» или «Знаешь, я чувствую себя любимой и желанной, когда ты ….».

Эта же тактика касается и просьб, и благодарностей мужчине - мягко, по-женски, предметно и с восторгом.

И запомни: никогда не говори с мужчиной об отношениях, когда он голодный, злой, расстроенный или смотрит матч любимой команды по ТВ. Ну и конечно, разговоры не про секс - .

5. Мужчину невозможно изменить

Во-первых, зачем его перекраивать? Представь, что с тобой поступали бы так же в каждых отношениях. Уверен, тебе не понравится.

Он такой, какой есть, и его можно принимать и любить таким, либо не принимать. Это не значит, что мужчине вообще не нужно меняться и развиваться.

Просто хотят этого не все - и совершенно справедливо. Бывает, люди кардинально меняются, но исключительно из внутреннего импульса и .

Иногда под воздействием сильного стимула - например, любви. Но не во всем, не всегда и далеко не так, как тебе хотелось бы.

Поэтому: если что-то глобально не устраивает в отношениях - сначала начинай с себя, потом с откровенного и спокойного разговора с мужчиной.

6. Не все мужчины полигамны

Не надо ждать, что он позвонит или напишет вежливую объяснительную смс. Забудь и иди дальше.

10. Его мама и его друзья - святое

Упаси Боже критиковать его родных, близких и друзей, а особенно маму. С ней у него особенная связь.

С друзьями он может быть знаком с детства, в то время как с тобой - пару недель или месяцев. Угадай, в чью пользу он сделает выбор, если придется.

Поэтому постарайся с ними подружиться. И с мамой. Вдруг это твоя будущая свекровь? Единственное НО - понаблюдай, твой мужчина? Подумай, хочешь ли быть в отношениях мамочкой, а не любимой женщиной.

11. Он не твой папочка

К сожалению, в силу разных взрослые люди продолжают проецировать на других свои детские страхи, ожидания и обиды. Это неправильно.

Да, мужчина будет о тебе заботиться, будет тебя любить, как умеет или как ты позволишь, будет даже дарить подарки.

Но он не твой отец, не обязан подавать сопливчик и поднимать твою самооценку и любить тебя безусловно, ничего не ожидая взамен. м

Просто пойми и прими: это другой человек и он тебе ничего не должен, так же как и ты ему. Вы вместе, потому что оба это выбрали.

12. Ему нужно личное пространство

Так же как и тебе, кстати. Ему важно ощущать себя свободным периодически. Ходить иногда на рыбалку , в баню, разговаривать мужские разговоры и играть в свои мужские игрушки.

Даже самым любящим людям все же нужно время на себя.

Это как раз те моменты, когда можно закопаться поглубже и отыскать тараканов, которые мешают жить и выстраивать связь с партнером.

Тебе тоже ни в коем случае не стоит зацикливаться только на нем - встречайся с подружками, ходи в спа и спортзал, вспомни любимое хобби и будь интересна сама себе.

И еще

Ультиматумы и НЕ работают, предпочитают мужчины не только блондинок, а женятся вовсе не на стервах.

Стереотипы и предрассудки - одни из главных врагов счастливых отношений. В конечном результате ни к чему хорошему не приводят.

Искренность, честность, открытость, твоя женственность и мудрость - вот что точно поможет построить гармоничные с мужчинами и вообще с ними конструктивно взаимодействовать.

Желаю удачи,
Ярослав Самойлов.

Эта стадия для Эриксона особая. Он подростками занимался отдельно и не только как психотерапевт. Он был включен в интересное исследование. Подростки это дети, которые выросли во время Второй Мировой Войны. В то время образ фашизма как врага был абсолютно признан и это дети, родители которых воевали и погибали. И вдруг, в американском обществе страшный феномен: по улицам Нью Йорка маршируют подростки в фашистской символике с фашистским приветствием. Они демонстрируют свою приверженность той идеологии, с которой боролись их родители.

Эриксон заинтересовался этим феноменом, он работал с этими подростками. Это были объединения молодежи, которые противопоставляют себя взрослому миру, что за этим стоит? Эриксон говорит, что эти подростки не могли быть «за» или «против» фашистской идеологии, потому что они ее не знают. Они демонстрируют приверженность чему-то, не зная даже чему. Что им было нужно? Им все равно, против чего, главное протестовать.

Эриксон считает подростковую стадию особенной. Это стадия уникальных возможностей и уникальных опасностей. Что касается возможностей, мы говорили о том, что формируются у человека сильные и слабые качества личности. Он проходит через свой психосоциальный кризис и вроде бы на всю жизнь. Исключения составляет подростковый возраст, когда все может поменяться. Подростковый возраст становится тем резервом, в которой все выборы личности могут измениться с «+» на «-» и с «-» на «+» и изменить все, что было сделано до этого. То есть ребенок может войти в подростковый возраст одним, а выйти - просто другим, изменив все, что было сделано до этого.

Опасность такая: мы говорили о том, что рано или поздно, человек, как бы он ни решил задачу развития в том или другом варианте, он идет дальше, собирает все новые и новые черты и переходит все к новым и новым задачам. За исключением подросткового возраста. Потому что если человек не решает задачу развития подросткового возраста, он никуда дальше не идет. В подростковом возрасте можно задержаться надолго и навсегда. Личностное развитие может остановиться: это не созревание, не преформизм, возраст может стать верхней границей развития личности.

Почему можно поменяться и почему можно застрять? Конечно, это связано с задачей развития. Что здесь должен сделать молодой человек? Мы наконец дошли до второй потребности, к стремлению к эго-идентичности , быть самим собой, которое уравновешивает взрослую личность в социализации. Но для того, чтобы быть самим собой, надо стать самим собой. Задача развития - это обретение эго-идентичности .

Что значит «быть самим собой»? А кто я? Какой я? Каким я должен быть? Самим собой. Человек не знает себя до подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте встает задача, мы бы сказали, самопознания. Понять себя и познать, что я из себя представляю. И если человек справляется с этой задачей, то он обретает очень большую личностную устойчивость. Потому что понимание того, кто я такой и и что я такое, становится ориентиром для множества жизненных выборов. Взрослый человек, сразу после подросткового возраста, совершает массу жизненных выборов и руководит им это ощущение Эго-Идентичности. Эриксон пишет про верность самому себе .

Например, если я честные человек, то у меня может возникнуть соблазн взять деньги на улице. Но я честный человек или нет? Если честный - я не возьму. Меня никто уже не будет учить и воспитывать. В этом смысле от того, что я о себе думаю и как я себя представляю, я и буду строить свое дальнейшее поведение.

Вообще понятие эго-идентичности у Эриксона очень непростое. Он дает определение, но его надо пояснять. Что такое Эго-идентичность по Эриксону? Эриксон определяет его как «чувство непрерывности и тождественности своего существования» .

Непонятное определение, но в контексте становится понятно, что он имеет в виду. Вопрос, который задает нам Эриксон: мы все были младенцами и что это значит? Мы были маленького размера, лысые и беззубые и кричащие. Как мы думаем о себе-младенце? Это я или не я? Мы думаем о себе в младенческом возрасте как я или не я? Вот, где возможность подумать и поразмышлять.

Эриксон говорит, что это удивительно, ведь это был другой человек, ведь он был другого роста и он не обладал теми личностными качествами, которыми я обладаю сейчас. Но мы все таки думаем, что это был я.

И дальше Эриксон говорит, что человек постоянно меняется, но в каждом возрасте он приобретает свою идентичность: сначала я сын своих родителей, потом я почувствовал, что я член дружеской компании. А куда делось «я сын своих родителей»? Интересно, что вплоть до подросткового возраста, мы видим, что ребенок обретает следующую идентичность, отвергая предыдущую. Он как бы стремится отказаться от того, что было раньше. А взрослый человек, наоборот, ничего не отвергает, он говорит об интеграции. О том, что я одновременно родитель своим детям и сын своим родителям. То есть я в своей жизни чувствую себя и ребенком и родителем. Я говорю, что моя личность - очень сложная и многогранная: я и ребенок и родитель и друг и профессионал и каждая моя идентичность обогащает мою личность. Вот это и определяется как целостность и непрерывность.

Эриксон говорит, что к такому итогу надо прийти. Он считает, что именно в подростковом возрасте происходит интеграция, когда человек собирает себя как целостность и непрерывность и начинает относиться к себе по-особому.

  • В школе дают лист бумаги и свободное самоописание: «кто я» и «какой я». Двенадцатилетние делают это за пятнадцать минут, у них не возникает никаких сомнений. А шестнадцатилетние сидят и ворчат и говорят, что такую сложную тему нам дали и что вообще к ним пристали.
Потому что сложность и многогранность и интегрированность открывается и это все нужно понять, познать и разобраться. Самое важное дело для подростка это понять самого себя. Он обращается к себе и это делает его нечувствительным эгоистом, черствым к другим людям. Мы часто обвиняем подростка в том, что он мог не заметить, что мама устала и папа расстроен, а он действительно не замечает потому что он занят самим собой.

Очень негарантированно, что к 18 годам эта задача будет решена. Она может быть не решена и в двадцать и в тридцать лет и этот мучительный поиск самого себя может продолжаться долго. И именно в этом поиске и в анализе самого себя может произойти изменение тех качеств, которые уже приобретены. Он уже не просто эмоционально, но и рационально оценивает себя и события своей жизни, он по-другому может взглянуть и на себя и на отношения со своими близкими и все эти отношения могут быть им пересмотрены и в результате он склонится от недоверия к доверию и т. п. Именно в решении этой задачи развития кроются и опасности и возможности.

С кем решает? Сверстник в полном смысле этого слова, - равный по возрасту. Ведь родители видя эти искания и они очень хотят помочь и готовы ему показать на его сильные качества и на его сильные стороны, - все бессмысленно. Сверстник - вот кто становится доверительной фигурой. Почему? Психологически это очень оправданно. Психологически мы говорим о том, что для того, чтобы узнать, какой я, я должен посмотреть в зеркало, отразиться. Отразиться в психологическом смысле можно только в себе подобном. Поэтому важными персонами становятся другие подростки, сверстники. Но это еще не выстраивание отношений, он должен действовать и получать обратную связь. Но как познать самого себя? Вещь в покое не познаваема.

Например, я могу считать, что я смелый человек. Но знаю я себя или не знаю? Нет, я буду знать, когда я встречусь с опасностью. То есть познание себя требует действия, поступка и потом - анализа этого действия. Поэтому подростки не лежат в кровати в раздумьях, какой же я, они действуют, получая обратную связь и оценку от себя и от себе подобных. Но мы можем надеяться на то, что прошлые годы прожиты не зря и он с каким-то грузом уже вошел в этот возраст.

Что же приобретает человек в результате этого поиска? У него появляется та самая эго-идентичность, то есть чувство тождественности самому себе. А как узнать, что этот поиск завершен? Наверное, скорее проще увидеть противоположную сторону. Слабой стороной становится так называемая диффузия идентичности - неопределенность, размытость представлений о самом себе. И тогда человек с диффузией идентичности очень сильно подвержен влиянию, он готов принять любую версию относительно самого себя: «Ну как же так - ты же такой, иди и делай это!» - А может действительно я такой? Я пойду и буду это делать! Человек, у которого есть эго-идентичность способен отказаться и противостоять давлению. Он может сказать, что не пойдет на это занятие потому что он не такой. И наоборот, если у него есть интерес - он пойдет это делать. То есть это человек, зная себя, принимает решение в согласии с самим собой.

Иногда, подростки, проводя время в компании, приходят домой и даже меняют манеру речи и можно понять, с кем он сейчас был. Если это происходит, что точно пока диффузия, он готов примерять на себя любой образец. Как только человек обретает эго-идентичность, вы его так просто с его манер и его позиций не столкнете. Это очень сложно, обрести самого себя.

Как раз работая с подростками в послевоенной Америке, Эриксон приходит еще к одной мысли: очень сильно облегчает или осложняет жизнь состояние общества. Дело в том, что наше общество также имеет периоды стабильности и перестроек. Эриксон считает, что если взросление подростка приходится на период перестройки, он в принципе не может обрести идентичность и этот период затягивается очень надолго. Потому что, чтобы обрести себя, нужны устойчивые опоры и основы. Но если вокруг тоже все неустойчивое - откуда возьмется этот стержень?

Он описывает период взросления американских подростков как целый комплекс симптомов и это уже осложнения развития, обусловленные взрослением в неустойчивой общественной ситуации. Он говорит о том, что подросток в такой ситуации инфантилен, он не хочет взрослеть (хотя вообще подростку свойственно стремление к взрослости). В неустойчивом обществе, подросток видит, как сложно в этом обществе и как можно дольше отодвинуть границу взросления. У него возникает ощущение тревоги, причем эта тревога иррациональна. И это тоже понятно: да, подросток взрослеет, но если взрослые уверены в завтрашнем дне, то есть опора, но если и взрослые не уверены в завтрашнем дне, то это очень страшно.

  • Часто от родителей мы можем слышать фразу: «До лета / до отпуска надо еще дожить!» и для подростка это звучит устрашающе и тревожно и взрослеть не хочется.
Подросток, приобретая эту тревогу, еще приобретает и особое отношение к своей культуре, миру, семье и государству. Интересно читать у Эриксона текст про американского подростка, он пишет: «У подростка возникает иррациональное отрицание всего отечественного.» По принципу «хорошо там, где нас нет». Значит, даже в американском обществе был такой период. Это происходит потому, что для того, чтобы перейти к чему-то другому, мы должны обругать то, что было сделано до того. И если так ведут себя взрослые, то подростку в этом критиканстве и максимализме гораздо проще сказать: «А зачем я буду ориентироваться на взрослых? Я лучше посмотрю на другую культуру и на других!»

И крайним вариантом этого отрицания является отрицание жизни и возрастание суицидов. Депрессия и отрицание, - вот чем оборачиваются для взрослеющего подростка все эти перестроечные процессы.

Почему-то принято считать, что переходной возраст бывает только у мальчиков и девочек. Но на самом деле переходный возраст бывает не только у детей и подростков, а и у вполне взрослых мужчин и женщин. Правда, чаще всего такой «взрослый переходной возраст» именуют «кризисом среднего возраста» или просто «кризисом возраста». Женский сайт-журнал ForLove.com.ua предлагает в данной статье ознакомиться с психологией переходного возраста мальчиков и девочек, а также взрослых мужчин и женщин.

Отметим, что основой для написания данной статьи являются материалы известного, выдающегося российского доктора-психотерапевта Андрея Курпатова из книги «7 уникальных рецептов ПОБЕДИТЬ УСТАЛОСТЬ».

Неправильно считать, что переходной возраст бывает только в подростковом возрасте: сами врачи признают, что ребенок, взрослея, переживает до 18 лет, до своего совершеннолетия, минимум штук 6-7 опасных, критических с психологической точки зрения для психики и здоровья ребенка переходных возрастов.

А сухая судебно-медицинская статистика с грустью констатирует тот факт, что наибольшее количество самоубийств происходит у взрослых женщин и мужчин в возрасте от 20 и до 60 лет. Поэтому современные психологи и психотерапевты более, чем уверены, что переходной возраст у человека не заканчивается после наступления 18 лет... - он только начинается.

Другое дело, что в народе между собой переходные возрасты взрослых мужчин и женщин принято называть кризисом возраста — чаще всего кризисом среднего возраста. Хотя психологические кризисы случаются и у молодежи до 30 лет, и у стариков после 50... Поэтому в данной статье женский сайт ForLove.com.ua расскажет о классификации всех кризисов возраста женщин и мужчин, а также даст краткую, но емкую характеристику всем этим «переходным возрастам» взрослого населения.

Итак, давайте для начала выясним, что же такое переходной возраст («кризис возраста»)? Переходной возраст — это такой период времени, в течение которого у человека происходят изменения в организме одновременно с изменением социальных отношений, перестройкой отношений с людьми.

Таким образом, любой кризис возраста женщины и мужчины, любой переходной возраст мальчика и девочки сопровождаются сложнейшим эмоциональным состоянием, вызванным в основном неприятными изменениями в отношениях с дорогими или значимыми людьми, происходящими на фоне физических недомоганий, болезней, стрессов, хронической усталости и неврастении, гормональных и других изменений в организме.

Переходной возраст человека, это когда «Коса нашла на камень» - когда психика человека страдает, изменяется и перестраивается вместе с его телом. А как говорил великий классик А.С. Пушкин «Нет хуже времени, чем время перемен».

«КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ВОЗРАСТОВ И КРИЗИСОВ ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ»

1. ПЕРИОД ОТ 18 ЛЕТ И ДО 21 ГОДА — ПЕРВЫЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Организм у молодых парней и девушек растет и развивается до 21-22 лет, при этом развитие мышц и других частей тела происходит на фоне важных социальных изменений. Не все конечно, но многие парни и девушки еще теряют в этот период свою девственность, испытывают серьезные гормональные и психологические перемены на фоне превращения в мужчин и женщин.

Дальше — больше: поступление или не поступление в ВУЗ, армия, окончание ВУЗа, брак, рождение детей, необходимость устраиваться на первую работу, обживаться собственным жильем, учиться ладить с людьми на работе и зарабатывать деньги... Достаточно тяжелый и напряженный период для молодежи, находящейся в состоянии «оперения» и поиска своего «Я».

2. 30 лет, тридцатник — ВТОРОЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Некоторые молодые мужчины и женщины начинают сходить с ума еще раньше — с 25 лет переживают по поводу своих способностей и умения устроиться в жизни. Но 30 лет — это настоящий рубикон для психологии уже далеко не мальчиков и не девочек, а взрослых и самодостаточных мужчин и женщин.

30 лет — это второй кризис возраста, второй крупный переходной возраст для взрослого человека. Его сложность заключается в том, что человек, добившийся успеха, начинает усиленно переживать по поводу возможных неприятностей — увольнения с престижной работы или конфликта с начальством, утраты собственности, развода с супругом, болезней детей...

В 30 лет женщины и мужчины понимают, что они — опора семьи, что они не имеют права эту самую семью подвести. А это такая жуткая ответственность...

Женщины осознают, что они — уже не молодые и красивые девочки, что у них появилась куча малолетних конкуренток, и начинают комплексовать по поводу своей внешности. А мужчины, мужчины начинают сравнивать себя с молодыми жеребцами, и это сравнение не всегда бывает выигрышным для 30-летнего мужика с пивными пузиком.

А если человек еще не успел до 30 лет ничего в жизни добиться, самореализоваться, то все, пакуй самовары: жизнь кончена, я — неудачник, не хочу жить... В обоих случаях страхи и опасения человека вгоняют его в глубочайший стресс, затем — в депрессию, а там и до запущенной неврастении со всеми вытекающими — рукой подать.

3. 40 лет или Бальзаковский возраст — ТРЕТИЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Примерно в 40 лет дети вырастают, становятся на свое собственное крыло и улетают из родительского гнезда. И их родителей ждет тут как тут знаменитый кризис среднего возраста или третий переходной возраст взрослых женщин и мужчин.

Проблема кризиса среднего возраста заключается в том, что люди начинают в 40 лет чувствовать свою «ненужность» и «неприкаянность». Тех бурных желаний, которые волновали кровь в молодые годы уже нет или почти нет: уже не особо тянет женщин и мужчин в возрасте на дискотеки, сексуальные развлечения, в путешествия... Желания затухают и утрачивают былую приятную остроту.

Многие женщины к 40 годам уже успели благополучно разучиться следить за собой и за своей внешностью, а тратить свободное время куда-то и на кого-то надо. Муж уже надоел хуже некуда, ради кого жить, ради кого стараться? Разведенные женщины переживают по поводу своей невостребованности.

А психология мужчин, переживающих кризис среднего возраста такова: друзей я уже почти всех растерял, да и не друзья они мне вовсе, секса особо не хочется, разве что на стороне, втайне от жены, смысл жизни утрачен, перспектив на той же работе уже больше нет, ради кого жил, ради кого жилы тянул и старался? Непонятно.

И вот на фоне этого «Непонятно», на фоне утраты смысла жизни у женщин и мужчин плавно развивается по спирали тот же психологический стресс, потом депрессия, усталость, неудовлетворенность жизнью, неврастения, хождения по больницам и выискивание несуществующих, надуманных болезней...

4. КЛИМАКС — ЧЕТВЕРТЫЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

С наступлением климакса многие женщины отмечают по своей безвозвратно ушедшей молодости пышные похороны, одевают свою душу в траур, вместо того, чтобы радоваться ставшими доступными радостям сексуальной жизни без последствий. Женщины начинают костерить себя и свой организм, что он так быстро сдал позиции, подвел, что все, жизнь кончена... И опять лебединая песня кризиса возраста поехала по нарастающей спирали.

А мужчины, мужчины тоже испытывают своеобразные климаксы в возрасте 50 лет, потому что остро переживают утрату былой сексуальной привлекательности, с ужасом отмечают тот факт, что им в автобусе уже места молодые девушки начали уступать... В общем, мужской кризис среднего возраста возобновляется, но уже по обновленной программе.

Кстати, на заметку домохозяйкам: в некоторых африканских странах наступление климакса у женщин считается великим праздником, ибо теперь женщина может сколько угодно заниматься сексом, а рожать новые «рты» уже не будет (общеизвестно, что в Африке большие проблемы с питанием, водой и детскими болезнями).

5. 60 ЛЕТ, КОНЕЦ ЭПОХИ — ПЯТЫЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Те мужчины и женщины, которые доживают до 60 лет, остро переживают свое внезапное старение, окончательную утрату красоты и молодости, упругости кожи и мышц, которые становятся дряблыми и не очень красивыми. К тому же к пятому этапу кризиса возраста у многих людей, ставших уже пожилыми, откуда ни возьмись появляется куча болячек, возникает общее хроническое недомогание, глухота, сильно падает зрение, выпадают зубы, белеют волосы...

В 60-летнем возрасте современные пожилые мужчины и женщины ставят на себе уже жирный, полноценный крест, мирятся с тем, что к ним уже обращаются как к дедушкам и бабушкам, сами зачисляют себя в ряды стариков. При этом в душе все эти физические, телесные изменения новоявленные старики и старушки переживают очень остро и болезненно. Вот только помочь им в этот переходный период — некому да и не за что, в отличие от западных пенсионеров, имеющих личных психотерапевтов.

6. 70 и старше — ПОСЛЕДНИЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

После того, как старость полноценно вступила в свои права, постаревшие и осунувшиеся, пожилые женщины и мужчины начинают самозабвенно посвящать свою жизнь одному или всем трем заезженным сценариям старости:

1) ищут спасение... в болезнях. На самом деле многие старушки и старики используют свои болячки и недомогание как способ обратить на себя внимание своих взрослых детей да сердобольных соседок. А посещение врачей, мотание по поликлиникам да шарлатанам — отличный способ избавиться от душащей энергии, которую некуда девать, а заодно — и уникальная возможность поговорить хоть с кем-нибудь. В старости люди очень остро чувствуют свое одиночество и готовы пойти практически на что-угодно, лишь бы быть с кем-то, только не наедине с самим собой.

2) живут воспоминаниями о прошлом... Есть категория людей, которая в молодости живет исключительно мечтами о светлом будущем, а после наступления старости — воспоминаниями о прошлом. А по-настоящему пожить-то — здесь, сегодня и сейчас - и забыли, так получается?

3) живут жизнью другого человека... Такие пожилые женщины и мужчины бросают все свои силы обычно на внуков и внучек, всячески их опекают, заполняя пустоту, прореху в собственной жизни. Только вот те, чьей жизнью старики пытаются жить, заполняя пустоту в своей, редко испытывают благодарность.

Таким образом, переходной возраст у мужчины и женщины не прекращается с наступлением 18 лет. Просто такие переходные возрасты в нашем обществе принято называть кризисом возраста, в частности - кризисом среднего возраста. Какова мораль сей статьи? Жизнь — это одна большая перемена, перманентный кризис - перманентный переходной возраст - переход с одного уровня на следующий, это постоянное изменение нашего жизненного пути, и главный секрет жизни — уметь жить и радоваться жизни здесь, сегодня и сейчас ни смотря ни на что, без оглядки на прошлое и пустых мечтаний о будущем.

  • Актуальные советы девушкам, которые не могут забеременеть!

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

18 летний возраст характеризуется как поздняя юность. Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Основная задача этого этапа выбор жизненного пути, профессии. Юношей и девушек все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста, обусловленные возрастной спецификой, - право на автономию от взрослых и т. п.Молодость считается оптимальным временем для самореализации. 18 лет – пик интеллектуальных возможностей.

Формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде. Человек в этом возрасте начинает строить жизненные планы. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости доступны самые сложные виды профессиональной деятельности.

На многих оказывает давление ответственность, налагаемая государством на 18 летнего человека. У молодых людей происходит переосмысление своей жизни, устанавливается своя система взглядов на происходящие события. В детском возрасте уже было преодолено много трудностей и кризисов, в связи с чем развивается оптимизм.

Наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Это время первой влюбленности и составления характера идеального партнера. В этот период могут развиваться первые серьезные отношения, повышается активность в сексуальной сфере. В отношении дружбы развивается избирательность: теперь подросток контролирует, кто входит в его окружение и «отсеивает» неподходящих.

Для описания кризиса юности необходимо указать исходные условия его развития. При выходе в самостоятельную жизнь перед молодыми людьми открывается широкое пространство приложения сил и способностей. Субъективно – весь мир перед ними, и они войдут в него тем путем, который каждый наметил для себя. В своем выборе юноши и девушки выстроили перспективу своей жизни. Выход в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов.

Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. Крушение надежд переживается очень тяжело – необходимо снова начинать работу по самоопределению. Часть девушек и юношей настаивают на своем выборе и откладывают поступление в вузы на следующий год. Другие выбирают учебные заведения, где меньше конкурс, меняют свой первоначальный выбор. Однако этот путь таит в себе опасность последующего разочарования.

Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленность к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного, повседневного контроля педагогов; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п.

В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональной и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения.

Для юношей и девушек, сделавших своим выбором практическую профессиональную деятельность, трудности связаны прежде всего с расхождением идеальных представлений об условиях и содержании деятельности и реальным характером ее протекания. Чем больше расхождение, тем сильнее внутренние переживания и конфликты. Но для всех юношей и девушек важно найти свое место в обществе, построить новые отношения с другими.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом – кризисом смысла жизни. Актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я.

Отсюда – интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитании. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм. Крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду. Из протеста против массовости и обезличенности отношений взрослой жизни вырастают объединения и движения хиппи, рокеров, панков.

Кризис юности – это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживания чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование, и позволяет квалифицировать этот период как критический – кризис юности.

Переход к взрослой жизни, как и всякий переходный этап, содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но с другой стороны, опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Молодые люди стараются всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств. Он болезненно воспринимает, когда ему кажется, ограничивают его самостоятельность, когда критикуют его непродуманные решения, однако внутренний самоконтроль у него развит еще недостаточно.

Как и всякий критический период в психическом развитии, кризис юности имеет свои негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности – и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса юности связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Начало ступени индивидуализации (по периодизации В.И.Слободчикова) означает вступление человека в период не только возрастного (общего для всех), но и индивидуального становления.

Любовь в 17 лет – это нечто одновременно детские и взрослое, ведь парни и девушки в этом возрасте только готовятся стать мужчинами и женщинами, и вместе с тем обладают минимальным жизненным опытом.

Нету в жизни человека более загадочного и манящего чувства, чем любовь. Она может постучать к нам в дверь внезапно или вырастать и развиваться долгое время.

Что нужно знать

Предупрежден – значит вооружен. Любовь в 17 лет в подростковом возрасте нередко сопряжена с негативными факторами, которые приводят в дальнейшем к проблемам с учебой, родителями, друзьями.

Нет, это совсем не значит, что в 17 лет «нельзя». Как раз такой возраст является удачным для первых отношений.

Формирование личности

Личность человека развивается на протяжении всей жизни. Каждый период сопряжен с действием своих социальных и биологических факторов, которые влияют на формирование характера человека, его мировоззрения.

По Э. Эриксон 11-20 лет – это время полового созревания, подростничества и юности. В этот период происходит самоопределение подростка, формирование планов на будущее.

Парни и девушки решают главный вопрос: кем быть и что делать в жизни? Они экспериментируют, играют разные роли в обществе.

«Первая любовь - это не первая и не последняя. Это та любовь, в которую мы больше всего вложили самих себя, душу, когда душа у нас ещё была», — А. В. Вампилов

Однако нас интересует следующее: в этот период идет четкая половая поляризация, т.е. развитие полового самоопределения и сопряженных форм социального поведения.

Также Э. Эриксон выделяет аномальную сторону развития личности в 11-20 лет, когда человек не может сосредоточиться на своем будущем и часто заглядывает в прошлое.

Его мировоззрение и убеждения перемешиваются, становятся неубедительными для самого индивидуума. Появляется проблема «самокопания». Происходит смешение форм полового поведения в обществе.

Что же может влиять на формирование личности:

Путь к совершеннолетию

17 лет – это переходный возраст, когда парень или девушка готовятся к взрослой жизни. В этот период подростки начинают задаваться такими вопросами, о которых они даже не задумывались раньше (Что такое жизнь?

Как правильно жить? Как стать счастливым? Что сделать, чтобы добиться успеха в обществе? Что меня ожидает в будущем? Что скажут обо мне родители в 20-25 лет?).

В общем, человек разбирается в себе и в своих желаниях, потребностях, обязанностях, увлечениях, убеждениях.

Уже с 16 лет большинство мальчиков и девочек испытывают влечение к противоположному полу. Они задаются вопросами о половых особенностях мужчин и женщин, их физиологии, сексе.

И да, секс в 16-18 лет – это нормально. Единственное, о чем нужно помнить, — это о возможных рисках. в 17 лет оставит множество воспоминаний на всю жизнь.

Хорошими они будут или негативными, зависит от самих подростков и их психологического состояния. К этому возрасту личность становится достаточно зрелой, чтобы впервые «попробовать» отношения на вкус.

Как понять, что это любовь в 17 лет

Даже в 17-летнем возрасте может возникнуть настоящая любовь. Однако это бывает редко, и подростки часто путают это чувство с влюбленностью или страстью.

Если страсть – это наркотик, то любовь – это лечение и созидание. Так и отличаются эти два чувства. Влюбленность также не является любовью.

Это мания, симпатия к представителю противоположного пола. Подростку хочется проводить время вместе и с комфортом, не чувствуя каких-либо обязанностей или проблем.

Когда между подростками есть любовь, все становится иначе: людей не только тянет друг к другу из-за их положительных качеств.

Парень и девушка также не обращают внимание на недостатки друг друга, порой находя в них достоинства. Они не пытаются исправить что-то¸в себе, ин это не надо.

Вот конкретные признаки любви, которые актуальны не только для подростков, но и для других возрастных категорий:

  1. Волнение при виде своей симпатии.
  2. Неловкое покраснение лица.
  3. Разговоры с ближними часто уходят в русло обсуждения своей первой любви.
  4. Хочется очень много общаться со своей половинкой.
  5. Тебя тянет к нему/к ней, и непонятно, как и почему это происходит.
  6. Есть желание отдать все, что у тебя есть. И речь идет о духовных ценностях.

Признаки влюбленности подростка

Любые отношения начинаются с чувства влюбленности. Исключением не являются и 17-летние подростки.

Есть несколько признаков, по которым можно догадаться о существовании симпатии у парня или девушки:

Подросток возвращается домой позже, чем обычно Он начинает тратить свободное время не на компьютер или книги, а на «прогулки с друзьями»
Долгие телефонные разговоры становятся обыденным делом Подросток может зависать у телефона по 30 минут или даже несколько часов подряд, болтая о всем, что угодно
Парень или девушка начинают следить а своей внешностью с большей усердностью
Появляются контрацептивы
Постоянные изменения в настроении подростка Либо он счастлив (после удачного свидания) либо находится в депрессии, плачет, ходит с грустным лицом (безответная любовь)

Также есть различия в поведении у мальчиков и у девочек.

У девочек

Какие же характерные черты поведения могут выдать влюбленную девочку-подростка:

Теперь поговорим о мальчиках. Какие особенности поведения можно заметить у представителей сильного пола:

  1. Он постоянно ищет свою симпатию в толпе. Ему хочется, чтобы она его заметила.
  2. Происходит смена поведения парня при любом появлении своей второй половинки. К примеру, если в компании друзей юноша – душа компании, то при появлении «ее» на горизонте, он превращается в стеснительного мальчишку.
  3. Парень становится джентльменом: открывает дверь своей девушке, носит ее сумки/рюкзак, говорит комплименты.
  4. Влюбленный юноша старается исполнить любое желание своей пассии. Очень часто в шутку сказанное желание девушки тут же исполняется.

Первая любовь в 17 лет

Подросткам всегда интересно что-то новое, и отношения не являются исключением. Они могут повлиять на парня или девушку по-разному, и это часто можно заметить.

Видео: моя первая любовь в 17 — опыт и выводы

Каждый подросток всегда должен помнить, что отношения – это не только удовольствие в компании своей второй половинки, но и ответственность.

Поэтому настоящая первая любовь в таком раннем возрасте встречается не часто и характерна только для лиц зрелых не только физически, но и духовно.

Новое на сайте

>

Самое популярное