Домой Грибы Йети зара и ее сын. Дети йети. Сколько потомков у снежной женщины Заны? Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного ом

Йети зара и ее сын. Дети йети. Сколько потомков у снежной женщины Заны? Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного ом

По сообщению выдающегося бельгийского ученого, президента Международного общества криптозоологов Бернара Эйвельманса, в сибирских лагерях ГУЛАГа проводились опыты по искусственному осеменению женщин-алтаек спермой самцов гориллы, специально добытой в Руанде и Бурунди. Полученное жизнеспособное потомство, обладавшее огромной физической силой, работало на соляных копях.

Бернар Эйвельманс в своей книге «Загадка замороженного человека» приводит сообщение своей знакомой (которой можно доверять) о том, что в 1952—1953 годах, «она встретила у друзей русского врача, сбежавшего из сибирских лагерей. Эскулап рассказал, что был арестован за невыполнение распоряжения по оплодотворению женщин-монголок спермой гориллы. Опыты проводились в больничном управлении ГУЛАГа. Русские получили расу обезьянолюдей ростом 1,8 м, покрытых шерстью. Они работают в соляных копях, обладают геркулесовой силой и трудятся почти без отдыха. Растут быстрее, чем люди, и поэтому быстро становятся пригодными к работе. Единственный недостаток их — неспособность к воспроизводству. Но исследователи успешно работают в этом направлении».

Но это не сенсация. Еще в 1927 году в эмигрантской газете «Русское время» появилась статья об опытах некого советского профессора Иванова по скрещиванию человека с обезьяной.

В то время это невероятное сообщение лишь развлекло читателей и не более.

Однако в фондах Государственного архива РФ хранится уникальный документ, составленный профессором И. И. Ивановым. Эго проект постановления комиссии, созданной 19 мая 1929 года при научном отделе Совнаркома СССР.

Документ гласит:

«Присоединяясь к постановлению физико-математического отделения всесоюзной Академии наук от 30 сентября 1925 г. относительно большого научного значения намеченных проф. И. И. Ивановым опытов по межвидовой гибридизации на антропоидах, комиссия полагает, что:

1) опыты межвидовой гибридизации на антропоидах должны быть продолжены проф. Ивановым в Сухумском питомнике обезьян, как между отдельными видами обезьян, так и между обезьянами и человеком;

2) опыты должны быть обставлены всеми необходимыми предосторожностями и протекать в условиях строгой изоляции женщин, исключающей возможность естественного осеменения;

3) опыты должны быть поставлены на возможно большем числе женщин...»

Африканский темперамент не сработал

То ли в Сухумском заповеднике не хватало обезьян, то ли советские женщины были «не так» воспитаны, но у профессора-новатора возникли проблемы с опытным «осеменением». И это несмотря на то, что упомянутая высокая комиссия одобрила его начинание. Что делать? Ответ возник в голове исследователя сам собой: ехать в Африку. Там полно обезьян, и женщины темпераментнее...

Решено. И. И. Иванов обратился с идеей в правительство и получил денежную поддержку. В тяжелые годы всеобщей коллективизации государство выделило ему без малого 30 тысяч долларов на экспедицию в Гвинею.

В Африке, мечтал экспериментатор, можно будет без труда осеменять аборигенок спермой самцов шимпанзе. Но почему-то местные дамы тоже отказывались от роли суррогатных матерей. Туземки даже за большие деньги ни в какую не соглашались «скрещиваться» с обезьянами, чем стопорили научный прогресс.

Потерпев фиаско во второй раз, профессор Иванов не пал духом. Он договорился с врачом о проведении подобных опытов в местном госпитале. Губернатор вроде бы не возражал против экспериментов, но заявил, что они могут быть проведены только при согласии женщин.

И вновь полный провал: темнокожие представительницы прекрасного пола наотрез отказывались зачать и вынашивать ублюдков. Однако упорный исследователь не сдавался: «Я придаю большое значение присылке пигмеев из Рабона, так как с ними вышеуказанных проблем возникнуть не должно...»— писал в своем отчете И. И. Иванов.

Состоялось ли у энергичного ученого скрещивание обезьян и пигмеев, неизвестно. Следы его деятельности в Африке затерялись. Так же остались безвестными и последствия опытов в Сухумском заповеднике. Либо они были прекращены из-за отсутствия результатов, либо, наоборот, из-за этих самых результатов были строго засекречены.

Кое-что о слухах

В 1929 году экспедиция профессора В. Введенского в Гималаи стала свидетелем родов у самки «снежного человека». Малыша «усыновил» один из исследователей. Мальчик вырос здоровым. Однако он был чрезвычайно непривлекательным внешне — сутулым, низколобым, очень волосатым. Настало время, и его отдали в начальную школу. Учился он плохо, а спустя некоторое время покинул ее стены и устроился работать грузчиком.

Мальчик обладал огромной физической силой. Справедливости ради нужно отметить, что ему пришлось пойти в чернорабочие не по собственной воле, а потому, что в 1938 году его приемного отца как «врага народа» отправили в концентрационный лагерь, где он погиб. Сын «снежной женщины» умер в юном возрасте по неустановленной причине. Научные записки, составленные о нем воспитателем, якобы хранятся в Академии наук под грифом «секретно»...

В 1960-е годы на Кавказе известный ученый Борис. Поршнев услышал от старожилов историю о судьбе пойманной и прирученной «снежной женщины» Заны. Она много лет жила у местного помещика Эдги Генабу, обладала недюжинной силой, выполняла тяжелые работы и... рожала детей. По всей видимости, это были отпрыски ее хозяина, потому что похоронена Зана в селении Тхина Очамчирского района на родовом кладбище помещика в конце XIX века.

В 1964 году ученый встречался с двумя внуками этой женщины, обладавшими невероятной силой и работавшими на рудниках в Ткварчели. У них была темноватая кожа и смягченная негроидность облика. Один из потомков по имени Шаликуа мог держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать!

Коли уж оказалось возможным скреститься современному человеку и «дикому» (можно сказать — первобытному), то почему бы не допустить появления гибрида человека и обезьяны?

Хвит, сын Заны. На правом фото - ещё один её сын или внук

Другие потомки Заны: 1 - дочь Наталья; 2, 3, 4 - внуки - Раиса, Шалико, Татьяна (дети Хвита); 5 - правнук Роберт (сын Раисы).

В 1998 году английские хирурги имплантировали трехнедельный зародыш погибшей в автокатастрофе женщины в матку самки шимпанзе. На седьмом месяце беременности суррогатной матери сделали кесарево сечение. Младенца поместили в барокамеру, где он нормально развивался. И это уже не первая попытка ученых по пересадке человеческого зародыша животному.

Отсюда недалеко и до скрещивания видов. Известно, что нью-йоркский биолог Стюарт Ньюман уже создал и пытается запатентовать технологию производства зверолюдей, которых он называет химерами. Ученый утверждает, что нашел способ сочетания генов человека и животных...

«Замороженный»

Кроме того, в 1968 году стало известно, что более полутора лет по Америке колесил специально оборудованный фургон некоего Фрэнка Хансена. На скотоводческих ярмарках предприимчивый янки (бывший военный летчик) за 1,75 доллара показывал любопытным свой экспонат.

В середине мотоповозки стоял металлический ящик (вроде гроба) с крышкой из четырехслойного стекла. Внутри в слое льда лежало тело крупного человека, поросшего темно-бурой шерстью. Специальное холодильное устройство поддерживало необходимую температуру.

Йети Хансена



Узнав об этом, уже упоминавшийся Бернар Эйврльманс вместе со своим другом, известным американским исследователем, писателем-зоологом Айвеном Сандерсоном помчались в штат Миннесота, где проживал Фрэнк Хансен.

Три дня ученые обследовали труп неизвестного существа, впаянный в лед: рассматривали, зарисовывали, просвечивали фонариком, измеряли угломером, фотографировали, записывали. Они хотели просветить «экспонат» рентгеном и даже разморозить для дальнейшего изучения. Но Хансен, узнав, кто они, не дал делать это, ссылаясь на запрет действительного хозяина «замороженного».

Ученые порознь описали «экспонат», чтобы сохранить сведения о нем для науки. Вот «портрет» феномена. Труп массивен. Его вес около 115 кг. Туловище сужается не в талии, а только к бедрам. Ширина груди велика по отношению к длине туловища. Соотношение длины рук и ног, видимо, соответствует человеческим пропорциям... Зато резко отличаются от человеческой нормы размеры и пропорции кистей... Шея необычайно коротка. Нижняя челюсть массивна, широка и без подбородочного выступа.

Разрез рта шире, чем у человека, но губ почти нет... Грубые желтые ногти человеческого типа. Половые органы человеческого, а не обезьянего типа, некрупные. Анатомические детали строения колен и стоп надежно доказывают, что это существо прямоходящее. Отдельные детали свидетельствуют, что оно ходило на внутренней стороне ступни, а не на внешней, как это делают обезьяны. Это точно совпадает с отпечатком следа обезьяночеловека четвертичной эпохи, найденным в Венгрии, а также с отпечатками следов живых палеоантропов (ископаемых людей) на Тянь-Шане и на Кавказе.

Концы в воду

Узнав об огромной ценности своего необычного экспоната, Хансен заявил через журнал «Сага», что сам убил это чудовище в штате Миннесота из 8-миллиметрового ружья системы «Маузер», когда охотился за ланью. Позже он изменил свои показания и заявил, что интервью с ним не может быть использовано против него (как обвинение в убийстве), так как он давал сведения не под присягой и совершенно бесплатно.

Он обещал отдать экспонат для научных исследований, если власти амнистируют тех людей, которые нарушили федеральный закон о ввозе в страну грузов такого рода и передали монстра ему. В противном случае он грозился утопить обезьяночеловека в океане...

И утопил, заменив труп муляжом. Очевидно, он узнал о готовящейся конфискации «контрабандного груза». По просочившимся в печать сведениям, «замороженный» был доставлен через Гонконг то ли из Сибири, то ли с Камчатки.

Таким образом, возможно, что «экспонат» Хансена и был результатом чудовищных опытов, проводимых в сибирских лагерях ГУЛАГа. Так, может быть, и «снежный человек», встречающийся на территории нашей страны, тоже гулаговский гибрид?..

«Снежный» ребенок

В начале 1990-х годов в прессе США появились сообщения о рождении ребенка «снежного человека» у американки Кати Мартин.

В 1987 году молодая женщина совершала восхождение в горах Райнер и встретила там 2-метрового «снежного человека». Несколько дней они провели вместе, а потом 28 апреля 1988 года у Кати родился сын, голова и шея которого сплошь были покрыты темными курчавыми волосами.

Медики провели исследования и установили, что генетическая основа мальчика лишь частично человеческая.

— Сын силен и волосат — в отца, а от меня у него артистические и математические способности. Я очень горжусь им, — заявила мать необычного ребенка. — Он знает, что его отец — «снежный человек».

Сама Кати еще несколько раз ходила в те же горы с надеждой встретить отца своего ребенка...

April 11th, 2015

Анализ ДНК показывает, что двухметровая крепостная Зана, которая могла обогнать лошадь, не была человеком . Сотни исследователей, ученых-теоретиков и фантастов посвятили свою жизнь поискам нашумевшего снежного человека. Однако ведущий генетик считает, что он нашел доказательства, указывающие на то, что этот человек (точнее, женщина) не просто миф.

Профессор Брайан Сайкс (Bryan Sykes ) из Оксфордского университета утверждает, что огромная женщина по имени Зана , которая жила в XIX веке в России и походила на «полуобезьяну, получеловека», могла быть прославленным йети.

Свидетели рассказывали, что у этой женщины, найденной в Кавказских горах между Россией и Грузией, были все черты «дикого животного», и она была покрыта густой рыжеватой шерстью. Эксперты считают, что бродячую «дикую женщину» нашли в отдаленном Очамчирском районе в Республике Абхазия . В 1850-х годах ее поймал местный купец, нанявший группу охотников, чтобы те выследили ее в горах и заковали в цепи. Профессор Сайкс утверждает, что Зану держали «в яме, окруженной заостренными кольями », и продавали из руки в руки, пока она не попала в услужение к князю Эдги Генаба.

У этой женщины-обезьяны было как минимум четверо детей от местных мужчин, и, как сообщает Times, некоторые потомки Заны до сих пор живут в этих краях.

Сайкс сделал свое поразительное открытие, когда провел анализы образцов слюны, взятой у шести живых родственников Заны, и зубов ее умершего сына Хвита. Анализ показал, что у всех у них есть нужное количество африканской ДНК, а поэтому Зана была «на 100% африканкой», но, что удивительно, она не похожа ни на одну известную группу.

Она была похожа на дикого зверя, «самой страшной чертой которого было выражение ее лица — оно было не человеческим, а животным», написал в 1996 году один российский зоолог. Этот ученый, собравший свидетельства очевидцев о Зане, писал: «Сила и выносливость ее были огромны». Она могла обогнать лошадь и «переплыть бурную реку Москва (так в тексте, видимо, речь идет о реке Мокви — прим. пер.) даже в разлив, когда вода поднималась до самой высокой отметки».

Кое-кто утверждает, что она была беглой рабыней, сбежавшей от турок-османов, однако профессор Сайкс заявляет, что ее «не имеющая аналогов ДНК» опровергает данную теорию. Он полагает, что ее предки вышли из Африки более 100 тысяч лет назад и жили в кавказской глухомани одно поколение за другим.

Со временем Зану приручил князь, купивший ее и державший в качестве слуги в своем поместье в абхазском селении Тхина. Из сохранившихся в записи рассказов очевидцев становится ясно, что она была невероятно сильной, спала на улице и бегала голой по поместью вплоть до своей смерти, которая наступила в 1890 году.

Некоторые коллеги Сайкса сомневаются в других его открытиях, скажем, в том, что замеченными в Бутане йети на самом деле могли быть неизвестные породы медведей. Несмотря на отсутствие твердых доказательств из анализа предполагаемых «волос йети», профессор говорит, что у него сложилось твердое ощущение о «существовании чего-то такого» после бесед с десятками свидетелей. Сайкс говорит, что не знает, кто является лучшим кандидатом на звание выжившей расы «людей-обезьян» — йети, бигфут или алмасты в России. Он говорит: «Бигфута ищет гораздо больше людей. Но я полагаю, что наиболее вероятный кандидат это либо йети, либо алмасты, живущие в труднодоступных и малонаселенных районах».

Первые рассказы о йети появились еще до 19-го века у буддистов, которые считали, что это существо населяет Гималаи. Они описывали таинственного зверя, который похож на обезьяну и носит в руках крупные камни, которыми пользуется как инструментом и оружием, а также издает свистящие звуки.

В 1832 году один путешественник опубликовал в «Журнале Азиатского общества Бенгала» отчет о своем походе по Непалу. Он написал, что видел высокое двуногое животное, покрытое длинной темной шерстью, которое, как ему показалось, в страхе бежало от него.

Термин «снежный человек» появился в 1921 году, когда подполковник Чарльз Говард-Бери (Charles Howard-Bury) опубликовал книгу под названием Mount Everest The Reconnaissance (Гора Эверест. Разведка).

Интерес к снежному человеку усилился в начале XX века, когда туристы начали совершать путешествия в этот регион в попытке поймать его. Они сообщали об очень странных следах на снегу.

Daily Mail в 1954 году организовала поход на Эверест под названием «Экспедиция к снежному человеку». Во время экспедиции руководитель группы альпинистов Джон Анджело Джексон (John Angelo Jackson) сфотографировал древние рисунки йети и огромные следы ног на снегу. Также удалось найти образцы волос — как считается, с головы йети.

Британский альпинист Дон Уильямс (Don Whillans) заявлял, что видел это создание в 1970 году, когда совершал восхождение на Аннапурну. По его словам, во время поисков места для стоянки он услышал странные крики, а его проводник сказал, что это кричит йети. В ту ночь он видел бродивший возле стоянки темный силуэт.

В последнее время появляется все больше сообщений о наблюдениях за йети, и ученые, организовавшие в 2011 году в России конференцию на эту тему, заявили, что на 95% уверены в существовании снежного человека.

В 2013 году один ученый сказал, что йети это дальний родственник белого медведя, которого считали вымершим более 40 000 лет назад. Однако исследователи доказали, что образцы проанализированных волос на самом деле принадлежат современному белому медведю, а также медведю редкой породы, обитающему высоко в горах.

Зана - огромная мохнатая «кавказская пленница», жившая в Абхазии, действительно была «снежным человеком». Генетический анализ, проведенный на Западе, выявил принадлежность существа к реликтовым гоминоидам

Не совсем человек

Влиятельная британская газета The Times сообщила о результатах исследования, проведенного профессором Брайаном Сайксом из Оксфордского университета (Professor Bryan Sykes of the University of Oxford). Ученый проводил генетический анализ останков, полученных из Абхазии. И пришел к выводу, что они не совсем человеческие, а принадлежат некому подвиду, представители которого лишь наполовину люди. И вполне могут быть "снежными людьми". Или йети, как таких называют на Западе. Кроме того, генетически они отдаленно напоминают негров, обитавших в Африке более 100 тысяч лет назад.

По словам Сайкса, речь идет о Зане - мохнатой двухметровой женщине, которая жила в Абхазии в позапрошлом веке. Легенда о ней ходит до сих пор. Так вот, профессор полагает, что Зана - существо отнюдь не мифическое, а вполне реальное - "снежная женщина".

Результаты впечатляют, - говорит Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, директор международного центра гоминологии - один из тех ученых, благодаря которым научному миру и стало известно о Зане. Он искал ее останки, но не нашел. Отыскал лишь могилу одного из сыновей Заны - Хвита. Образцы его черепа и были переданы западным ученым более 10 лет назад. В 2011 году Сайкс получил еще и образцы крови ныне живущих потомков Заны.

Игорь Бурцев с черепом Хвита - сына "снежной женщины".

Кавказская пленница

Потомки «снежной женщины» до сих пор проживают в селении Тхина Очамчирского района Абхазии - это в 78 километрах от Сухуми. Их предков - то есть "снежных людей" здесь называют очо-кочи - это по-мингрельски. И абнаую - это по-абхазски. Рассказывают, что когда-то их было полным-полно в горных лесах. Приходилось даже истреблять.

В 1962 году в эти глухие места забрел московский профессор Александр Машковцев. Наслушался потрясающих историй про диких обитателей гор. Пересказал их всемирно признанному криптозоологу Борису Поршневу. Тот копнул глубже и нашел людей, которые лично видели отловленного здесь «снежного человека». И даже общались с ним. То есть с ней - «снежной женщиной» по имени Зана. В то время очевидцам было уже далеко за сто лет. Но аксакалы все помнили.

Вот какая история открылась перед Борисом Поршневым. Дореволюционный предводитель Абхазии князь Д. М. Ачба со своей свитой охотился в лесах на горе Заадан. И в который раз увидел мохнатого гиганта. Приказал поймать его в конце концов. Что слуги и выполнили оригинальным образом. Один из них снял пропахшие потом штаны и оставил на видном месте. «Снежный человек» -абнаую- пришел на запах. И пока заинтересованно возился со штанами, выскочившие из засады охотники его повязали.

Абнаую оказался самкой двухметрового роста с непомерно огромными молочными железами. Все ее тело, особенно нижнюю часть, покрывала густая темно-бурая, как у медведя, шерсть длиной примерно с половину ладони. Там, где она потерлась, проглядывала темно-серая кожа. Как у перепуганного негра. Фигура была массивной, мускулистой, зад - крупный и высокий. А голень - почему-то тонкая. Ступни - огромные, широкие, с длинными пальцами, которые обладали способностью широко раздвигаться. Волосы росли и на лице, но редкие. Почти черная шевелюра спереди напоминала папаху с курчавыми завитками. Начиналась почти от бровей. А сзади гривой спускалась к спине. Глаза были красными. Нижняя часть лица выдавалась вперед - словно свиное рыло.

«Снежную бабищу», которую назвали Заной, Ачба подарил своему другу князю Челокуа - это все аксакалы припомнили. А тот отдал князю Эдже Генаба. Он и привез «кавказскую пленницу» в селение Тхина на реке Мокви - в свои владения. Здесь-то и началось самое интересное.

Ах, какая женщина! Двухметровая!

Как утверждают местные жители, за время проживания в селении Тхина Зана рожала не менее 5 раз. Значит, чем-то привлекала местных мужчин в сексуальном смысле. Но, похоже, и сама была не прочь. Ведь наивно полагать, что можно изнасиловать двухметровую атлетку. Больше всего она любила плавать в горной речке - купалась по несколько раз в день. И... выпивала. Князь научил, который и стал, если верить легендам, первым любовником Заны.

Скорее всего, относительная чистоплотность абнаую, некоторая расслабленность от вина с одной стороны, а также недостаток в горах человеческих женщин - с другой, сыграли решающую роль в установлении межвидовых интимных контактов.

Первый раз я приехал в Тхину в 1975 году, - рассказывает Игорь Бурцев, - с целью отыскать останки Заны. Но никто не знал точно, где она похоронена - старое кладбище почти было сровнено с землей. Зато мне показали могилу ее сына - Хвита, скончавшегося в 1954 году в возрасте 67 лет. И познакомили с его дочерью - Раисой Хвитовной, внучкой «снежной женщины». Она родилась в 1934 году. Работала почтальоном. «Бабушку в лесу нашли», - спокойно так говорила мне Раиса. У самой же - негроидные черты лица, чуть курчавые волосы и сероватая кожа.


Фамилия йети Сабекия

Первый малыш Заны - вроде как от князя - погиб сразу после рождения. Мамаша окунула его в ледяную воду. Младенец, который был не столь стойким к суровым испытаниям, не выдержал ритуала, очевидно, распространенного у абнаую. Следующих детей у Заны тут же отбирали, чтобы не простудила. В итоге, у нее выжили две дочери - Гомаза и Коджанир - и два сына - Джанда и Хвит. Но лишь последний остался в селении и жил на виду у народа. А куда делись его братья и сестры, неизвестно. Хвит был дважды женат. Последний раз - на русской женщине Марии. От этого брака и родилась Раиса.


Мне посчастливилось беседовать с последним очевидцем, - рассказывает Игорь Бурцев. - Местный долгожитель Зеноб Чокуа хоронил Хвита. Застал в живых и его мать. В то время был мальчишкой, но хорошо помнит Зану. И Хвита, который тоже вымахал под два метра, но был не столь шерстист. Его «записал на себя» последний любовник Заны - пастух по фамилии Сабекия. Сам умер в 30-е годы - сразу после переписи населения. Однако перед смертью сказал и жене, и своим восьмерым детям, мол, был грех. И он настоящий отец младшего ребенка Заны.
Рая - внучка "снежной женщины"

Лишь спустя много лет Бурцеву удалось получить от местных властей и родственников разрешение на раскопки. Он организовал экспедицию, вскрыл могилу Хвита и привез его череп в Москву. По просьбе западных коллег передал образцы на исследование в США и Европу.

Сколько лет прожила Зана и от чего умерла, неизвестно - скончалась в промежутке между 1880 и 1890 годами. Но до последних дней она не менялась внешне. Не поседела, не потеряла ни одного из зубов - белых, больших и крепких, сохранила физическую силу.

А говорить так и не научилась. Могла отрывисто вскрикивать, мычать, рычать. Когда радовалась, издавала тонкий металлический смех. И никогда не улыбалась.

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Полоумная негритянка?

Коротко историю Заны описал даже Фазиль Искандер в своем произведении «Стоянка человека». И устами его героя Виктора Максимовича Карташова изложил, по сути, свою версию происхождения «снежной женщины». Мол, была она крупной, но умственно отсталой местной жительницей, которая сбежала в горы и окончательно там одичала.

А лично меня смущает, - говорю я Бурцеву, - темная кожа Заны. Может, она была еще и негритянкой?

Я проверял эту версию, которую, кстати, отстаивали сухумские этнографы, - отвечает Игорь Дмитриевич. - Действительно, еще при Петре I в Абхазию из Петербурга завезли несколько десятков «арапов» - так тогда называли выходцев из Африки. Их потомки до сих пор живы. То есть негры для Абхазии не диковинка. И очевидцы в один голос утверждали: «Мы знаем негров - видели. Нет, Зана точно не была негритянкой, она была вся волосатая и дикая».

ИСТОРИЯ ЗАНЫ (АБХАЗСКИЙ ЙЕТИ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ПОТОМКИ) Статья рассказывает о житье самки реликтового гоминоида среди людей. В летописи о снежном человеке упоминание существа по имени Зана занимает видное место. Историю Заны исследовали учёные А.А. Машковцев и Б.Ф. Поршнев. Зана - это пойманная и прирученная женщина – гоминоид. Она жила в конце XIX века, похоронена в селении Тхина Очамчирского района. Многие долгожители этого селения, в частности за сто, Ламшацв Сабекиа (около 105 лет), его сестра Дигва Сабекиа (около 120 лет), Куона Кукунаа (около 120 лет), Алыкса Цвижба (около 130 лет), Шамба (около 100 лет) знали Зану и могли подробно описать. "Пожалуй, нет в окрестностях дома, – писал Б.Ф. Поршнев, - где не сохранились бы семейные воспоминания о Зане".

Дата и место поимки Заны точно не известны. Согласно одному варианту, за ней охотились в горных лесах Заадан, согласно другому – близ морского побережья нынешнего Очамчирского района или еще южнее - в нынешней Аджарии. В пользу Аджарии говорит кличка "Зана", что схоже с грузинским "занги" – темнокожий, негр. Когда ее связывали, Зана яростно сопротивлялась. Ее колотили дубинками, забили рот войлоком, надели на ноги бревно-колоду. Несколько раз ее перепродавали, прежде чем она оказалась собственностью дворянина Эдги Генаба, который отвез ее, связанную, в свою усадьбу в селении Тхина, что на реке Мокви в 78 километрах от Сухуми. Сначала Генаба поместил Зану в очень крепкий загон из вертикальных бревен. Пищу ей спускали туда, не входя, так как она вела себя как дикий зверь. Зана вырыла себе в земле яму и в ней спала. В таком совершенно диком состоянии она оставалась первые три года. Но понемногу приручалась, и ее перевели в плетеную ограду под навесом в стороне от дома, где сперва держали на привязи, позже стали иногда отпускать на волю. Она не уходила далеко от мест, где получала пищу. В теплом помещении она находиться не любила, круглый год в любую погоду жила во дворе под навесом, где снова вырыла себе яму или нору для спанья. Любопытные селяне подходили к ограде, тормошили ее палками, которые она иногда с яростью вырывала. Детей и домашних животных отгоняла от себя, бросая в них камни и палки. Кожа у Заны была черной или темно-серой, все тело ее с головы до ног и особенно в нижней части было покрыто черно-рыжеватыми волосами, но не очень густыми. У ступней волос почти не было. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась свалявшаяся копна черных жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину. Как все гоминоиды, Зана не обладала способностью говорить. За десятки прожитых тут лет не научилась произносить ни одного абхазского слова. Иногда она бормотала, издавала нечленораздельные звуки, а в раздражении – крики. Слух у нее был острый. Она шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.

Зана была очень рослая, массивная: непомерно большими грудями, что вообще характерно для самок гоминоидов, свисавшими до живота, высоким толстым задом, мускулистыми руками и ногами, но голень от колена до лодыжки была странной формы – без утолщения посередине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих, на ногах – могли широко раздвигаться. Когда она была раздражена, особенно отодвигался большой палец. У нее было поразительное лицо. Оно пугало. Широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос, со вздернутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперед нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей – лохматых, густых. Глаза имели красноватый оттенок. Иногда Зана неожиданно начинала смеяться, обнажая белые зубы. Никто не заметил, чтобы она улыбалась или плакала. Сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами. Чтобы полакомиться виноградом, сдергивала на землю целую лозу. В жару ложилась вместе с буйволами в воду источника. По ночам уходила бродить по окрестным холмам. От собак и при иной необходимости оборонялась огромными палками. Странно обращалась с камнями: разбивала их, стуча друг о друга. У людей Зана смогла научиться немногому, осталась полуприрученной. В дом иногда входила и даже к столу ее подзывали, но слушалась она только хозяина - Эдги Генабу, а женщины ее боялись и приближались, только когда она была в хорошем настроении. В раздражении и ярости Зана была страшна, кусалась. Хозяин умел ее успокоить. На детей не нападала, но пугала, и детей в округе стращали Заной. Лошади ее боялись. Ела Зана все, что давали, в том числе мамалыгу, мясо, и всегда только руками. От вина приходила в хорошее настроение, затем засыпала обморочным сном. Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра. Самое главное, чему Зану удалось научить – это высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать. Но дальше этого ее трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Ее лишь выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и доставить оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и все. Зана не стала человеком. Но она стала матерью людей – и это самое удивительное в ее истории. Неандерталка неоднократно беременела от различных мужчин. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного омовения и гибли. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их.

Младший сын Заны – Хвит

Рая – внучка Заны (дочь Хвита) * * * * * И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми – полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но вполне способными к труду и общественной жизни. Старшего назвали Джанда, старшую дочь – Коджанар, вторую дочь – Гамаса (умерла в двадцатых годах XX века), младшего сына – Хвит (умер в 1954 году). Все они, в свою очередь, имели потомство, расселившееся по разным местам Абхазии. "Двоих из внуков Заны – сына и дочь Хвита от его второго брака с русской я навестил в 1964 г. в г. Ткварчели, где они работают на руднике, – пишет Борис Федорович. - Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух младших детей растила жена Эдги Генаба".

Рая – внучка Заны с сыном (правнуком "снежной женщины") * * * * * Гамаса и Хвит были люди могучего сложения, с темноватой кожей и некоторыми другими как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков. Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывали как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При темной коже и больших губах, волосы, в отличие от негроидной расы, были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх всякой меры был наделен физической силой, нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать по деревьям. Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставил троих детей. На старости перебрался из сельской местности в Ткварчели, где и умер, но похоронили его в Тхине, близ могилы матери - Заны. Гамаса тоже, как и брат, была намного сильнее обычных людей. Кожа у нее была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса дожила лет до шестидесяти.

"С первого моего взгляда на внука и внучку Заны – Шаликуа и Тайю (Раю), – продолжает Борис Федорович свой рассказ, - врезалось впечатление незначительной темноватости кожи, очень смягченной негроидности облика. У Шаликуа необычайно сильные челюстные мышцы, за ним слава: может держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа наделен даром подражать голосам всех диких и домашних животных". Это все, что узнал Борис Федорович Поршнев о Зане – реликтовом гоминоиде, палеоантропе, неандерталке (в народе – снежном человеке) и ее потомстве.


Благодаря последнему 16 сезону "Битвы экстрасенсов" об этой женщине узнали даже те, кто никогда не интересовался поисками снежных людей и вообще считают их выдумкой, предпочитая объяснять особенности их внешнего вида болезнью, например, как у известной , "Женщины - обезьяны". Но реальные факты игнорировать невозможно - эта женщина жила, ее видели многие люди, чему подтверждением стали многочисленные задокументированные свидетельства и даже фотографии. И не просто жила, а была известна, имела отношения с различными мужчинами и даже... рожала детей. Это Зана - очевидцы, их потомки и даже серьезные криптозоологи считали ее диким человеком, которая обитала в лесах дореволюционной Абхазии.

Поимка Заны

Зана обитала в лесах у горы Заадан, когда князь Ачба, вышедший в лес на охоту, поймал её. Сделал он это с помощью своих подручных, которые заманили дикарку с помощью грязных, пропахших штанов, оставленных на видном месте. Приманка сработала, и, подойдя, объект охоты стал рассматривать странный предмет. Улучив момент, охотники напали и связали дикого человека.

Внешность Заны и ее повадки

При ближайшем рассмотрении диким человеком оказалась волосатая двухметровая женщина. Волосяной покров тёмно-бурого цвета был по всему телу, особенно на нижней части. Длина волос составляла в среднем ладонь. Цвет кожи под покровом был тёмно-серый. Само тело массивного, мускулистого сложения, исключая тонких голеней. Стопы были широкими с длинными пластичными пальцами. На лице также был волосяной покров, но намного менее длинный. Волосы на голове начинались чуть ниже бровей, а их длина достигала спины. Само лицо в нижней части выступало вперёд. Цвет глаз был красным. Пленницу назвали Заной («зан» - по-грузински «чёрный»).

До конца жизни не было замечено ни одного признака её старения, ни поседевших волос, ни выпавших или ослабших зубов. Как говорят, она так и не научилась человеческой речи, выражаясь отрывисто вскрикиванием, мычанием и рычанием. Когда радовалась, издавала тонкий металлический смех, но никогда не улыбалась.

Сила и выносливость ее были огромны. Зана могла бежать быстрее лошади. Она переплывала бурную реку Мокви даже в разлив, а в холодном роднике, который до сих пор носит ее имя, купалась летом и зимой. Легко поднимала одной рукой и несла на голове в гору с мельницы пятипудовый мешок. Неуклюже, как медведь, лазила на деревья за фруктами, грецкими орехами.

Чтобы полакомиться виноградом, сдергивала на землю целую лозу. В жару ложилась вместе с буйволами в воду источника. По ночам уходила бродить по окрестным холмам. От собак и при иной необходимости оборонялась огромными палками. Странно обращалась с камнями: разбивала их, стуча друг о друга.

У людей Зана смогла научиться немногому, осталась полуприрученной. В дом иногда входила и даже к столу ее подзывали, но слушалась она только хозяина - Эдги Генабу, а женщины ее боялись и приближались, только когда она была в хорошем настроении. В раздражении и ярости Зана была страшна, кусалась. Хозяин умел ее успокоить. На детей не нападала, но пугала, и детей в округе стращали Заной. Лошади ее боялись.

Ела Зана все, что давали, в том числе мамалыгу, мясо, и всегда только руками. От вина приходила в хорошее настроение, затем засыпала обморочным сном. Спала она всегда в яме, ничем не прикрывалась, но любила закапываться в теплую золу от потухшего костра. Самое главное, чему Зану удалось научить - это высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать. Но дальше этого ее трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Ее лишь выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и доставить оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и все. Зана не стала человеком. Но она стала матерью людей - и это самое удивительное в ее истории.

Пленница из Тхина

Поймавший её князь Ачба подарил её своему другу князю Челокуа, а тот, в свою очередь, князю Эдже Генаба, который привёз её в свои владения в селение Тхин у реки Мокви, в 78 километрах от Сухуми. Поначалу князю пришлось заточить её в загоне из вертикальных брёвен, по причине её буйного нрава. Понемногу её смогли утихомирить.

Спустя три года она уже свободно прогуливалась в селении наравне с другими местными жителями, не считая того, что разгуливала голой. Одежду она не принимала и лишь к концу жизни научилась носить набедренную повязку. Любимыми её занятиями, по утверждению очевидцев, было плавание в реке и выпивка.

Дети Заны

За время проживания в селении Зана вступала в интимный контакт с несколькими мужчинами, в том числе с самим князем Генаба. Результатом стали пятеро детей Заны.

Первого ребёнка, от князя, Зана утопила. Остальных детей, рождённых Заной, сразу же отбирали.

Четырёх выживших детей, двоих девочек и двух мальчиков, назвали соответственно Гомаза и Коджанир, Джанда и Хвит. Судьба трёх из них неизвестна.

Лишь Хвит остался в селении и был женат дважды. От второй жены Марии у Хвита родилась дочь Раиса, которую и опрашивали учёные и исследователи. Другим свидетелем, видевшим Зану ещё при жизни, был местный житель Зеноб Чокуа. Хоть он и был ещё мал при встрече, однако смог подробно описать её. Как оказалось, отцом младшего сына Заны Хвита был местный пастух по фамилии Сабекия, воспитавший и давший ему свою фамилию.

Односельчане прекрасно помнят его - сына Заны - Хвита. Двухметровый гигант с пепельно-серой, как у матери, кожей, густыми курчавыми волосами и пухлыми «вывернутыми» губами, он прожил в Тхине почти всю жизнь и умер в 1954 году, немного не дожив до 70 лет. Его хорошо помнит и Аполлон Думава. Хвит, как и его матушка, не любил детей - наглых, вечно лазавших в его сад за виноградом и грушами. Однажды Хвит повздорил с родственником и набросился на него. Защищаясь, противник пустил в ход мотыгу и рассёк Хвиту правую руку вдоль локтя. Её пришлось ампутировать. Аполлон Несторович вспоминает, как этот недюжинной силы человек вспахивал свой участок, наваливаясь на плуг одной левой рукой.


Хвит был именно человеком: разговаривал, дважды женился, оставил потомство - двух дочерей и сына.

В абхазском городе Ткуарчал Савелий Кашницкий искал Раису Хвитовну Сабекиа. Ему не повезло: в прошлом году её убило током. Встретившись с её сыном Робертом Какубавой, журналист попросил разрешения переснять фотографии из семейного альбома.

Лица Хвита и его сестры наследуют черты Заны. У старшей дочери Хвита Татьяны лишь глубокие глазницы выдают родство с бабушкой. А вот Раиса и её брат Шалико - бесспорные дети Хвита: те же мощные нижние челюсти, выпирающие скулы, пухлые губы, тёмная кожа.

По некоторым данным и свидетельсвам, у потомков Заны были странные, необычные способности. «Я сам видел, как Шалико, сын Хвита, зажимал зубами край столешницы празднично накрытого стола, поднимал его и танцевал. У него это получалось благодаря наличию двух параллельных рядов зубов: коренные выросли рядом с молочными».

Игорю Бурцеву жители Тхины рассказывали, как Шалико танцевал, держа в зубах спинку стула с сидящим на нём человеком.

Александр Белов обращает внимание на бугристую поверхность черепа. Некоторые отделы мозга работали с особым усилием. К примеру, Хвит отлично анализировал зрительную информацию, превосходно ориентировался в пространстве. Зато лобные зоны, отвечающие за логику и аналитическое мышление, действовали слабее. А хорошо развитая зрительная кора говорит о его эмоциональной возбудимости и, возможно, паранормальных способностях.

Был ли сам Хвит телепатом - неизвестно. Зато сохранились рассказы о том, что даром предвидения отличалась его мать Зана, потому-то её долго и не могли поймать. Не исключено, что эти способности передались и её потомкам.

Роберт Какубава, правнук Заны, рассказал Савелию Кашницкому, что его мама Раиса Хвитовна обладала феноменом кожного зрения. Ей завязывали глаза, расстилали перед ней на полу газету. Рая снимала обувь, ставила ступни на газету и без запинки читала текст.

Время кончины Заны, как и место её захоронения, доподлинно не известно. Умерла она в 1880-х годах.

После смерти

История исследований дикой женщины Заны начались с 1962 года, когда московский профессор Александр Машковцев приехал в селение. Там от местных жителей он и услышал истории о Зане. Вскоре он пересказал их криптозоологу Борису Поршневу. Тот начал исследовать более подробно, найдя людей, которые лично видели Зану. В то время им было уже за сто лет, однако очевидцы хорошо помнили связанные с Заной события.

В 1975 году исследования продолжил кандидат наук Игорь Бурцев. Первоначально никто не смог сообщить место захоронения самой Заны, однако место погребения её сына Хвита, умершего в 1954 году, сохранилось. Также он познакомился с дочерью Хвита Раисой, родившейся в 1934 году от второго брака. По описанию Бурцева, Раиса имеет негроидные черты лица, чуть курчавые волосы и сероватую кожу.

Негритянка или неандерталец?

Годы спустя исследованиями Бурцева заинтересовались американские учёные, исследовавшие геном и образ жизни неандертальцев. В лабораторию по исследованию генетики неандертальцев Нью-йоркского университета Бурцев привёз череп Хвита Сабекия, разрешение на вскрытие могилы которого он получил с немалым трудом. Исследования на основании материала черепа Хвита должны были выяснить, являлась ли сама Зана неандертальцем.

Есть версия, что Зана, при её тёмной коже, могла быть негритянкой. Этой версии придерживались абхазские этнографы, тем более что ещё Пётр I завёз в Абхазию «арапов», потомки которых живут в Абхазии до сих пор. Однако очевидцы, видевшие Зану, утверждают, что с неграми она не имела ничего общего. Главным аргументом против её негроидного происхождения был её обильный волосяной покров. По мнению Фазиля Искандера, долгожители, знавшие Зану, могли соврать о её волосяном покрове ради привлечения внимания общественности к селению.

О внешности самой Заны существуют только рассказы, а фотографии потомков и черепа одного из них не отличаются признаками, которые могли бы доказывать то, что Зана была реликтовым гоминидом.

Брайан Сайкс из Оксфордского университета (Великобритания) считает, что Зана, согласно анализу ДНК, была «стопроцентной африканкой», но, в отличие, например, от , имела мало физического или генетического сходства с любой из современных африканских групп.

Кем бы она не была - Зана и ее потомки остаются одними из самых загадочных личностей в истории...

В горах Абхазии во второй половине XIX века обитала снежная женщина, потомки которой до сих пор проживают в одном из абхазских селений. По крайней мере так считают российские и британские ученые, которые провели генетический анализ останков, найденных в Абхазии. Исследование показало, что они принадлежат подвиду, представители которого наполовину люди и наполовину обезьяны. Иными словами, снежные люди, или йети.

Профессор Брайан Сайкс из Оксфордского университета, который проводил анализ, полагает, что ему в руки попали останки потомков Заны. Той самой снежной женщины, легенды о которой до сих пор ходят по городам и селам Абхазии. Правда, ученый считает, что Зана вовсе не мифическое, а самое настоящее существо.

Результаты впечатляют, - говорит Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, директор международного центра гоминологии. Благодаря его работе научный мир узнал о Зане. Долгое время он пытался найти останки снежной женщины, но увы - ему это не удалось. Однако к частичному успеху ученый все-таки пришел. Он смог найти могилу одного из сыновей Заны - Хвита. Образцы его черепа Игорь Бурцев передал западным специалистам, в том числе и Брайану Сайксу.

kp.ru

Впервые научная общественность услышала о Зане в 1962 году. Тогда в абхазские горы забрел московский профессор Александр Машковцев. Ученому довелось выслушать не одну историю о диких обитателях здешних мест. Он пересказал услышанное историку и социологу, а также основоположнику криптозоологии Борису Поршневу. Тот пошел дальше и отыскал старцев, которые собственными глазами видели снежную женщину по прозвищу Зана. В то время очевидцам давно уже перевалило за сто лет, но память у них была хорошая.

Аксакалы поведали ученому такую историю. Дореволюционный предводитель Абхазии князь Ачба любил охотиться в лесах на горе Заадан. Уже не раз он встречал мохнатого верзилу, напоминавшего не то покрытого шерстью огромного человека, не то большую обезьяну. Князю стало любопытно, кто же бегает по его лесам, и он приказал поймать таинственного обитателя гор. Слуги не посмели ослушаться князя, проявив в поимке загадочного незнакомца находчивость и смекалку. Они повесили пропахшие потом штаны на дереве, и незнакомец не замедлил появиться. Пока он разглядывал свою находку, из засады выскочили охотники и связали незадачливого гиганта.

Незнакомец оказался вовсе не незнакомцем, а незнакомкой. Она была под два метра ростом, все тело покрывала густая темно-бурая шерсть. А где шерсть отсутствовала, проглядывала темно-серая кожа. Массивная и мускулистая в целом фигура сочеталась с тонкой голенью, а ступни были широкие и с длинными пальцами. На лице волос практически не было, но зато на голове росла черная шевелюра с курчавыми завитками. Она начиналась чуть ли не от бровей, а сзади гривой спускалась к спине. Глаза были красными, а нижняя часть лица выдавалась вперед.

kp.ru

Пленницу назвали Заной. Ачба решил подарить ее своему другу, князю Челокуа. А тот отдал снежную женщину другому князю - Эдже Генаба. Все аксакалы помнили. Он и привез подарок в селение Тхина на реке Мокви - в свои владения. Здесь-то и стали происходить странные вещи.

Местные утверждают, что Зана рожала не меньше пяти раз. Мохнатая обольстительница смогла очаровать не одного местного мужчину. А еще она очень любила плавать в горной речке - водные процедуры принимала по несколько раз в день. Впрочем, нельзя сказать, что Зана вела здоровый образ жизни. Во-первых, мужчины, а во-вторых, вино. Да, Зана пристрастилась к выпивке. Роковую роль сыграл князь - именно он привил своей пленнице пагубную привычку.

Первый раз я приехал в Тхину в 1975 году, - рассказывает Игорь Бурцев, - с целью отыскать останки Заны. Но никто не знал точно, где она похоронена, - старое кладбище почти было сровнено с землей. Зато мне показали могилу ее сына - Хвита, скончавшегося в 1954 году в возрасте 67 лет. И познакомили с его дочерью - Раисой Хвитовной, внучкой «снежной женщины». Она родилась в 1934 году. Работала почтальоном. «Бабушку в лесу нашли», - спокойно так говорила мне Раиса. У самой же - негроидные черты лица, чуть курчавые волосы и сероватая кожа.

kp.ru

Первенец Заны - согласно легенде, от князя - погиб сразу после рождения. Мамаша окунула его в ледяную воду, но малыш не выдержал столь сурового испытания. Впрочем, Зана не хотела причинить ему боль. Просто таким был ритуал, распространенный у абнауаю - именно так абхазцы звали снежного или лесного человека.

Следующих детей у Заны забирали при рождении. Опасались, что она застудит новорожденных. Так на свет появились две дочери - Гомаза и Коджанир и два сына - Джанда и Хвит. Но в селении остался только Хвит. Он жил у всех на виду, а вот что стало с его братьями и сестрами, неизвестно. Хвит был дважды женат. Во второй раз - на русской женщине по имени Мария, которая родила ему дочь Раису.

Мне посчастливилось беседовать с последним очевидцем, - рассказывает Игорь Бурцев. - Местный долгожитель Зеноб Чокуа хоронил Хвита. Застал в живых и его мать. В то время был мальчишкой, но хорошо помнит Зану. И Хвита, который тоже вымахал под два метра, но был не столь шерстист. Его «записал на себя» последний любовник Заны - пастух по фамилии Сабекия . Сам умер в 30-е годы, сразу после переписи населения. Однако перед смертью сказал и жене, и своим восьмерым детям, мол, был грех. И он настоящий отец младшего ребенка Заны.

kp.ru

В каком возрасте скончалась Зана, неизвестно. Известно только, что произошло это между 1880 и 1890 годами. Интересно, что с момента поимки до последних дней она практически не изменилась внешне и сохранила физическую силу. Хотя в старости, как рассказывал Игорь Бурцев, снежные люди обычно седеют, становятся сутулыми и морщинистыми.

К сожалению, Зана так и не научилась разговаривать. Но когда радовалась, то могла смеяться. Если же что-нибудь ее огорчало, то она мычала и рычала.

kp.ru

Впрочем, существует и другая версия насчет происхождения Заны. Ее выдвинул писатель Фазиль Искандер в рассказе «Стоянка человека». Один из героев произведения рассказывает, что снежная женщина была крупной и умственно отсталой местной жительницей, которая сбежала в горы и совсем там одичала.

Согласно же еще одному предположению, на котором настаивали сухумские этнографы, Зана - потомок африканцев, которых еще при Петре I завезли в Абхазию. Местных негров, кстати сказать, до сих пор можно встретить в абхазских селениях. В пользу такой гипотезы указывает и соображение, которое Фазиль Искандер приводит в своей книге. Согласно писателю, старики, рассказывавшие ученым легенду о Зане, увидели, что тем страстно хочется услышать рассказ именно о снежном человеке. Ну и заверили исследователей в том, что обитательница лесов действительно была покрыта шерстью.

Так или иначе, но потомки Заны продолжают жить в селении Тхина Очамчирского района Абхазии. Здесь их называют очо-кочи или абнаую.

Новое на сайте

>

Самое популярное