Домой Грибы Как довести благодатный огонь до дома. Благодатный огонь - правда или ложь, откуда берется Благодатный Огонь на самом деле? Как сходит Благодатный Огонь

Как довести благодатный огонь до дома. Благодатный огонь - правда или ложь, откуда берется Благодатный Огонь на самом деле? Как сходит Благодатный Огонь

Инструкция для получения разрешения авиаперевозки Благодатного Огня в безопасной лампе Дэви



Для безопасной авиаперевозки Благодатного Огня пассажирам необходимо использовать специально сконструированную для данной цели шахтерскую лампу, известную в мире как безопасная лампа Дэви производства фирмы E. Thomas & Williams, Ltd. Cambrian Safety Lamp Manufactory, Aberdare, South Wales ART 5400 . Фирма была основана в 1860 году и имеет давнюю историю создания и производства Безопасных шахтерских ламп . Основной конструктивной особенностью этой лампы является наличие огнепреградительной сетки и крючка для управления фитилем - лампу можно погасить не разбирая, если потянуть фитиль лампы вниз при помощи крючка. Также, крючком можно отрегулировать высоту пламени. Время горения лампы может составлять от 15 до 30 часов в зависимости от высоты пламени и используемого топлива.

Комплект документов для согласования перевозки:
- 1. Описание лампы Дэви для ФАВТ Росавиации.pdf
- 2. Образец запроса на перевозку огня в лампе Дэви 2014-04-02.pdf
- 3. Образец согласование на перевозку огня ФАВТ Росавиации 2014-04-11.pdf
- 4. Техническая инструкция по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN905 дополнение) 2012.pdf

Для получения разрешения на перевозку Благодатного Огня в салоне самолета рейсами S7 Airlines, пассажирам необходимо не позднее чем за месяц до вылета:
Направить в адрес авиакомпании официальный запрос по электронной почте [email protected] с указанием Ф.И.О. пассажира, даты вылета и номера рейса, а также техническое описание лампы ART 5400 для авиаперевозки Благодатного Огня.
Получить от авиакомпании официальное одобрение перевозки Благодатного Огня в салоне самолета конкретным рейсом S7 Airlines и предоставить его в аэропорту вылета.
Кроме этого, на каждую перевозку необходимо получать согласование от ФАВТ Росавиации . E-mail: [email protected]

Кроме Благодатного Огня, ежегодно перевозимого к празднику Пасхи, авиакомпанией S7 выполнялись перевозки Огня Зимней Олимпиады 2014 г, Огня Универсиады в Казани и Вечного Огня к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Приложение к согласованию
ФАВТ Росавиации на перевозку
Благодатного Огня в лампе Дэви
согласно «Технической инструкции
по безопасной перевозке опасных грузов по
воздуху» (Doc 9284 AN/905 дополнение)


Безопасная рудничная лампа Дэви производства фирмы E. Thomas & Williams, Ltd. Cambrian Safety Lamp Manufactory, Aberdare, South Wales ART 5400 со следующими техническими характеристиками:
Высота лампы: 260 мм
Время непрерывного горения лампы: 15-20 часов
Емкость для керосина/парафинового масла: 100 мл
Соответствует «Технической инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (Doc 9284 AN/905 дополнение).
Конструктивной особенностью лампы является наличие огнепреградительной сетки. Лампу можно погасить, не разбирая, с помощью крючка для управления фитилем.

Во время перевозки лампы должны выполняться следующие требования:
– при перевозке будет использоваться лампа «Дэви» заправленная парафиновым маслом или керосином (номер по списку ООН: 1223)
– лампа будет содержать топливо в количестве, не большем чем это необходимо на время полета;
– лампа будет надежно закреплена;
– на борту воздушного судна лампа будет находиться под постоянным наблюдением сопровождающего лица и члена кабинного экипажа (бортпроводника);
– лампа не будет дозаправляться на борту воздушного судна;
– в случае опрокидывания лампы и возгорания ее содержимого сопровождающим лицом или членом экипажа незамедлительно будет использован огнетушитель для тушения открытого огня;
– в случае аварийной обстановки экипаж должен действовать в соответствии с требованиями изложенными в РПП эксплуатанта и действующем документе ИКАО «Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах» (Doc 9481 AN/928);
– службы авиационной безопасности и пассажирских перевозок в аэропорту отправления, транзита и назначения должны быть проинформированы заблаговременно.

Собираемся в следующем году небольшой компанией (3 человека) поехать в Израиль на пасху. Хотим захватить и еврейскую и православную пасху, Если с еврейской пасхой все более ли менее понятно, есть родственники и знакомые живущие в Израиле, то с православной есть некоторые проблемы. Друзья непременно хотят побывать в храме Гроба господня на схождение благодатного огня. А, каким образом можно попасть в храм на сие чудо?
Отзывов туристов о схождение благодатного огня прочитала много, но как они на него попали так и не поняла, мои родственники живущие в Израиле то же к сожалению помочь не могут. (((
Может кто знает как это сделать? Жить будем в Иерусалиме или в Маале -Адумим (люблю я этот городок:))))

До следующего года еще дожить надо! ..

Да это и понятно))), но ничто не мешает у же сегодня начать подготовку.

Попасть сложно. посмотрим как завтра пройдет...

Вот поэтому и спрашиваю. Хочу заранее так сказать "соломки подстелить". Идея попасть на схождение благодатного огня вынашивается давно, но все что то мешало, а тут появилась такая возможность и мой юбилей отметить на исторической родине))) и на православную пасху попасть.

По пропускам или если проживаете в Старом городе (прописка). А так, рассчитывать не приходится. На Пасху Старый город закрывается однозначно. Вы видели по ТВ, что происходит в ХГГ в момент схождения Благодатного Огня? Но Ваше с друзьями желание приветствуем. Если доживем, будем ждать отчета.

если проживаете в Старом городе (прописка)

Т.е. если мы забронируем жилье в старом городе, этого будет недостаточно?

По пропускам

А где их дают? Наверное их можно как то получить?

Вы видели по ТВ, что происходит в ХГГ в момент схождения Благодатного Огня?

Видела неоднократно, поэтому и задала вопрос загодя, чтобы как следует подготовить моих друзей.

VVM: По пропускам или если проживаете в Старом городе (прописка).


Да, по пропускам. Все они были одного размера и отличались лишь текстом. Вот пример пропуска для католиков:

Тех, кто проживает в Старом городе, пускали в район своего проживания. К самому Храму Гроба Господня им было не подойти! Например, полицейские да пропускали в Христианский квартал школьников, но без сопровождающих (при мне ребенка впустили, а маму - нет).
Исключение - те, кто или живет в соседних домах, или работает в магазинах/кафе-ресторанах...
И семью ортодоксальных иудеев пустили - понимали полицейские, что им точно нечего искать в ХГГ:)

VVM: На Пасху Старый город закрывается однозначно.


В ночь с пятницы, накануне Схождения, закрывают Христианский квартал. Полиция проверяет лавки на предмет укрывшихся в них паломников, потому если местные предложат укрыть у себя за определенную плату, то соглашаться надо ТОЛЬКО на пребывание во дворах частных домов (квартиры и дома, в отличие от магазинов или ресторанов, полиция без ордера проверять не может ни при каких обстоятельствах).

Утром, когда светает, перекрывают и Армянский квартал. Я успел подойти к Армянскому патриархату около 6 утра. Минут 10 потусовался у входа с русскими паломниками и молодыми армянскими священниками (на редкость приятные ребята, по-русски говорят грамотно и без акцента). Затем пришло пару десятков полицейских и зачистили территорию.

Видео выложил на ютюб...

Кто успел зайти во двор Патриархата, тот имел шанс на пройти в ХГГ внутри армянской процессии... Но большинство было оттеснено. В т.ч. и я - пошел к Башне Давида, а после к Стене плача по улице Давида. Все повороты с нее в сторону ХГГ были под контролем. На одном из проходов пускали толкьо католиков по приглашениям, другие просто закрыли

Не лучше ситуация была и со стороны Мусульманского квартала. До рынка у Дамасских ворот пускали только местных, а там - коптов и эфиопов (по приглашениям, естественно)

В сами Дамасские ворота могли войти только местные, а также иудеи и мусульмане

Вход в Новые ворота - только по приглашениям. Видел как входили греки (у них там рядом Патриархат, потому все логично)

Потому простым туристам и паломникам оставалось только лишь дожидаться своей очереди на площади перед Яффскими воротами. Пускали мало, давка на проходе в Старый город была сильная:(

Уважаемый Alex_ClassicTravelSpb спасибо за фото и ваши ответы


Чтоб только на здоровье!

если Вы не можете ничего конкретного сказать, то лучше ничего писать


Конкретно???

Что касается Фонда то я да не знаю - не моя лига.
Кому дать денег я знаю, но не скажу - за год все может измениться... В этом году был конкретный передел бизнеса на Схождении Благодатного Огня. Потому много туристов и паломников не знали что делать и некоторые попадали в лапы аферистов у Яффских ворот и отдавали 200 долларов с носа за "удовольствие" быть выгнанными от Армянского патриархата. На фото, которое я сделал по пути к Сионским воротам, видна пара и слева "Сусанин" из местных, который ведет их в "тупик" :(

Конкретно???
Это в плане как войти в состав делегации от Фонда Андрея Первозванного или кому взятку дать за проход в ХГГ?


Ха ха ха, как смешно, зачем ерничать, ведь можно как то по другому ответить... Люди ведь как то попадают в храм в этот день...
Вот и хочется выяснить алгоритм этого попадания...

Вот и хочется выяснить алгоритм этого попадания...


Насколько я прочитал, все известные, на данный момент, алгоритмы Алекс перечислил. Бонусом показал фото. Если будет еще какая информация в течении года- то её выложат. Но, думаю, четкой инструкции как это сделать написать никто не возьмётся.

А если снять жилье (хостель или отель) непосредственно в старом городе? Это увеличит шансы на прохождение?


Я так понял что нет. Тк контролей несколько. Ну в Старый город Вас пустят, но ведь задача не в этом))). Вы создали тему, в следующем феврале я бы её поднял наверх, может и будет что то реальное.

=Leon+: Если будет еще какая информация в течении года- то её выложат. Но, думаю, четкой инструкции как это сделать написать никто не возьмётся.


За год вряд ли - все будет понятно почти накануне Пасхи. В этом году кардинально все поменялось и то, что за небольшие деньги работало в прошлом году, в этом не сработало. Потому на смену реальным "решалам" (тем, кто со связями) пришли "кидалы"-любители (шустрые жители Восточного Иерусалима и не только).

=Leon+: Я так понял что нет. Тк контролей несколько. Ну в Старый город Вас пустят, но ведь задача не в этом)))


Все именно так!!!
Я без какого-либо подтверждения проживания в отеле/хостеле в Старом городе спокойно зашел через Сионские ворота. Если бы задержался немного, то пошел бы через Мусорные. И что дальше? Прогулялся бы по еврейскому кварталу и части мусульманского... Кстати, именно это я и сделал, поплутав по закоулкам и дворам! Так вот впервые побывал в местах, которых за сотни посещений Старого города еще не видел:)
На перекрытия были брошены тысячи полицейских и солдат-пограничников. Потому КАЖДЫЙ поворот с улицы Давид контролировался. Каждый переулок между мусульманским и христианским кварталом был перекрыт:
Специалисты рассказали, что священнослужители, скорее всего, смешивают борную кислоту, этиловый спирт и серную кислоту. Эта смесь прячется под купол, который скрыт от глаз паломников. Не обжигает благодатный огонь, по словам учёных, из-за того, что сначала сгорает эфирная часть борной кислоты, этот процесс проходит при низкой температуре.

Где можно получить частицу Благодатного огня.

06.04.2007 00:00

Сегодня, в Страстную пятницу делегация из России полетит в Иерусалим, дабы молиться об установлении мира на Святой земле и доставить к Пасхе в Москву Благодатный огонь. Каждый год он возгорается в Великую субботу в храме Гроба Господня.Делегацию возглавят председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО РЖД Владимир Якунин и викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий. В ее состав также войдут вице-премьер РФ Александр Жуков, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, зампредседателя Совета Федерации Александр Торшин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, президент республики Марий Эл Леонид Маркелов, первый заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов, президент ФАП сенатор Сергей Щеблыгин.В 1106-1108 годах черниговский игумен Даниил посетил святые места и оставил первое описание увиденного, в том числе и чуда…

Где можно получить частицу Благодатного Огня?В
Страстную пятницу делегация религиозных, государственных и общественных
деятелей России отправится в Иерусалим, чтобы молиться об установлении
мира на Святой Земле и доставить к Пасхе в Москву Благодатный огонь,
который ежегодно возгорается в Великую Субботу в иерусалимском храме
Гроба Господня. Как сообщили РИА Новости в Фонде Андрея
Первозванного (ФАП), уже седьмой год организующем в канун Пасхи акцию
«Просите мира Иерусалиму», делегацию возглавляют председатель
попечительского совета ФАП, президент ОАО РЖД Владимир Якунин и
исполняющий обязанности Управляющего делами Московской патриархии
архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий. В состав
делегации вошли, в частности, президент республики Марий Эл Леонид
Маркелов, заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова,
первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному
законодательству Валерий…

В Страстную пятницу делегация религиозных, государственных и общественных деятелей России отправится в Иерусалим, чтобы молиться об установлении мира на Святой Земле и доставить к Пасхе в Москву Благодатный огонь, который ежегодно возгорается в Великую Субботу в иерусалимском храме Гроба Господня.
Как сообщили РИА Новости в Фонде Андрея Первозванного (ФАП), уже седьмой год организующем в канун Пасхи акцию «Просите мира Иерусалиму», делегацию возглавляют председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО РЖД Владимир Якунин и исполняющий обязанности Управляющего делами Московской патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий.
В состав делегации вошли, в частности, президент республики Марий Эл Леонид Маркелов, заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова, первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Валерий Федоров, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей…

Иерусалимская свечаявляется духовным даром. Это освященный предмет, который хранится вместе с домашними святынями. Как зажигать иерусалимские свечи? По каким праздникам это можно делать?

Православные христиане, получившие их в подарок, часто не знают, для чего они нужны. Иерусалимские свечи несут в себе частицу Благодатного Огня. Но существуют и некоторые ограничения по их использованию.

Откуда берутся иерусалимские свечи?

Иерусалимская свеча – это факел из 33 свечей. Их количество соответствует прожитым земным годам Иисуса Христа. Накануне Пасхи, в Великую субботу, происходит схождение Благодатного Огня. В храме Гроба Господня (г. Иерусалим) совершается особенное богослужение, в конце которого священнослужители выносят Святой Свет (или Благодатный Огонь). Он символизирует воскресение Спасителя.

По преданию, если в этот день не сойдет Благодатный Огонь, то наступит Апокалипсис, конец света и храм будет разрушен.

Каждый год тысячи паломников…

В Москву из Иерусалима доставлена частица Благодатного огня

Источник: religio.ru

В Москву из Иерусалима доставлена частица Благодатного огня.

Спецсамолет, на борту которого находится так называемый «олимпийский фонарь» с частицей, приземлился в столичном аэропорту Внуково в 22:49 мск. Здесь Благодатный огонь встретили десятки верующих, представители епархий Русской православной церкви, приходов Москвы и Подмосковья. К ним присоединились и некоторые из тех, кто находился в это время в аэропорту, встречая своих родных и близких.

Как ожидается, через несколько минут частицу огня отправят в храм Христа Спасителя, где начинается ночное пасхальное богослужение. Делегацию Фонда Андрея Первозванного, которая привезла частицу Благодатного огня возглавляют председатель его попечительского совета — президент компании РЖД Владимир Якунин и епископ Воскресенский Савва, викарий Московской епархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского…

Наш корреспондент Елена Чинкова передает из Иерусалима

Храм Гроба Господня, где традиционно сходит Благодатный огонь, сегодня с утра был забит до отказа, тем не менее, люди все приходили и приходили, вступали в схватку с полицией, а надо заметить, что израильская полиция действует очень жестко, как с предполагаемыми провокаторами, так и с…

В Великую субботу, накануне православного праздника светлого Воскресения Христова, который в 2012 году отмечается 15 апреля, тысячи христиан со всего мира придут в храм Гроба Господня в Иерусалиме, чтобы стать свидетелями великого чуда схождения Благодатного огня.

Сошествие Благодатного огня происходит обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени. Затем специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру. С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить Благодатный огонь и в Россию.

В этом году частицу Святого Света в Москву специальным авиарейсом доставит российская делегация Фонда Андрея Первозванного. Все желающие смогут получить частицу Благодатного огня в аэропорту Внуково-1, где самолет со Святой Земли приземлится предположительно в 22.30 по московскому времени.

Кроме того, частицу Огня можно будет получить в течение всей последующей недели (Светлой седмицы) в здании Фонда Андрея…

14 апреля в храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный огонь. Вместе с десятками тысячами верующих частицу пламени получила и делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП) во главе с председателем попечительского совета ФАП Владимиром Якуниным и епископом Воскресенским Саввой. Частица священного пламени в специальном светильнике будет отвезена спецрейсом в Москву и оттуда доставлена к пасхальному патриаршему богослужению в храме Христа Спасителя. Как рассказали порталу «Интерфакс-Религия» в пресс-центре ФАП, встреча делегации состоится в 22:30 в аэропорту «Внуково-1», где можно будет получить частицу огня.

Десятки тысяч паломников собрались 14 апреля в Старом городе Иерусалима в ожидании схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня. Как сообщил агентству ИТАР-ТАСС пресс-секретарь израильской полиции Алекс Кагальский, общественный порядок в Старом городе, в храме и на прилегающих улицах охраняют тысячи полицейских. Кстати, они строго следят еще и за тем, чтобы…

Сегодня в храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный огонь. Вместе с десятками тысячами верующих частицу пламени получила и делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП) во главе с председателем попечительского совета ФАП Владимиром Якуниным и епископом Воскресенским Саввой. Частица священного пламени в специальном светильнике будет отвезена спецрейсом в Москву и оттуда доставлена к пасхальному патриаршему богослужению в храме Христа Спасителя. Как рассказали порталу «Интерфакс-Религия» в пресс-центре ФАП, встреча делегации состоится в 22:30 в аэропорту «Внуково-1», где можно будет получить частицу огня.
Накануне десятки тысяч паломников собрались сегодня в Старом городе Иерусалима в ожидании схождения Благодатного огня в Храме Гроба Господня. Как сообщил агентству ИТАР-ТАСС пресс-секретарь израильской полиции Алекс Кагальский, общественный порядок в Старом городе, в храме и на прилегающих улицах охраняют тысячи полицейских. Кстати, они строго следят еще и за тем, чтобы…

24 апреля наступит Пасха. Кульминацией главного христианского праздника будет схождение Благодатного огня в храме Гроба Господнего. Вновь возникнут споры о том, что же из себя представляет чудесный огонь, как объяснить его возникновение? Атеисты убеждены, что это просто обман. Люди верующие, напротив - что это самое настоящее чудо. Кто же прав?

Странный разряд

Совсем недавно в прессе появилось сообщение о том, что российский физик, сотрудник РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков в прошлом году побывал на церемонии схождения Благодатного огня и тайно произвел некие измерения.

По словам Волкова, за несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии (часовня, где загорается чудесный огонь) прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. То есть произошел электроразряд.

Физик приехал в Иерусалим как ассистент одной из съемочных бригад,…

ИЕРУСАЛИМ, 13 апр — РИА Новости. Глава попечительного совета Фонда Андрея Первозванного (ФАП), президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин рассказал о специфике принесения Благодатного огня в Россию.

Якунин прибыл в страстную пятницу в Иерусалим во главе делегации, которая в рамках программы ФАП «Просите мира Иерусалиму» доставит к пасхе в Москву Благодатный огонь из иерусалимского храма Гроба Господня.

«Перевозить открытый огонь в самолете запрещено. И из-за перепадов давления в обычной лампадке огонек гаснет. Поэтому нужен был специальный сосуд, и первоначально он был найден и арендован у НАСА, а сейчас наши уже делают. В самолете огонь рядом со мной летит», — сказал глава попечительного совета.

Чтобы не опоздать с передачей огня патриарху в пасхальную ночь в храме Христа Спасителя, делегация ФАП сразу после его появления в храме Гроба Господня отправляется в аэропорт. Большое значение имеет также время в дороге от московского аэропорта Внуково-1 до храма. «Один раз…

Благодатный огонь привезут 12 апреля примерно в час ночи в Благовещенский собор. Взять частичку Благодатного огня там сможет любой желающий.

Ежегодно, начиная с 2004 года, святыню привозят в центр Черноземья в рамках проекта «Благодатный огонь в сердце каждого». В этом году за огнём отправится настоятель Казанского храма Воронежа протоиерей Григорий Самойлов.

Благодатный огонь удобнее всего нести в закрытой лампадке, конструкция которой не позволяет пламени угаснуть, даже если сосуд уронить или перевернуть.

Лампадки будут продаваться во всех храмах. Как отмечал во время пресс-конференции в марте митрополит Воронежский и Лискинский владыка Сергий, в этом году епархия уже закупила достаточно лампадок. Так что этот товар в церковных лавках не будет дефицитным. Если верить ценам, указанным в интернет-магазинах, стоимость лампадки варьируется в пределах от 150 до 800 рублей, в зависимости от модели.

В епархии отмечают, что необязательно стоять в очереди за…

Утро великой субботы в Иерусалиме выдалось по-настоящему жарким. Палило и апрельское солнце, и сама по себе обстановка была очень нервозной и в то же время волнующе-торжественной, потому что уже до этого за несколько дней в сердце Израиля съехались тысячи паломников со многих уголков мира.

В том числе я здесь встретила чуть ли не весь русскоязычный бывший Советский Союз. Среди российской делегации Фонда Андрея Первозванного есть и паломники с весьма узнаваемыми лицами: политолог Вячеслав Никонов, ректор Московской консерватории и бывший министр культуры РФ Александр Соколов и телеведущий Андрей Малахов.

Храм Гроба Господня, где традиционно сходит Благодатный огонь, сегодня с утра был забит до отказа, тем не менее, люди все приходили и приходили, вступали в схватку с полицией, а надо заметить, что израильская полиция действует очень жестко, как с предполагаемыми провокаторами, так и с самими паломниками, и даже вступает с ними в рукопашную.

Правда, на обратном…

ИЕРУСАЛИМ, 11 апр - РИА Новости, Ольга Липич. Благодатный огонь загорелся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, патриарх Иерусалимский Феофил III передал его собравшимся в храме, в том числе делегации Фонда Андрея Первозванного (ФАП), которая доставит святыню в особых лампадах спецрейсом в Москву.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр, и считается святыней для верующих. Его появление в канун православной Пасхи по молитвам православного патриарха, духовенства и тысяч паломников, несмотря на регулярность, называют «чудом схождения Благодатного огня».

Перед тем как патриарх Иерусалима Феофил в одном подряснике вошел в Кувуклию (самое священное место - часовню над каменным ложем Гроба Господня в одноименном иерусалимском храме), где молился о схождении Благодатного огня, все свечи и светильники в храме были потушены. Согласно древнему церемониалу, перед входом в Кувуклию одеяния патриарха Феофила III и сама…

В московском аэропорту Внуково готовятся встречать частицу Благодатного огня из Иерусалима, которая будет доставлена специальным самолетом. Согласно традиции, от привезенной частицы в воздушной гавани зажгут два светильника, один из них сразу же отправят в Храм Христа Спасителя, а со второго огонь смогут получить все желающие.

Делегацию Фонда Андрея Первозванного, которая привезет частицу Благодатного огня, возглавляют президент компании РЖД Владимир Якунин и епископ Воскресенский Савва, викарий Московской епархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, передает ИТАР-ТАСС.

По словам представителей пресс-службы…

Принято считать, что в существование религиозных чудес верят только люди, придерживающиеся соответствующих верований. При этом феномен такого чуда, как Благодатный Огонь, не может объяснить ни один скептик, какие бы аргументы он не испробовал.

Что такое Благодатный Огонь?

Удивительное явление не раз изучалось научными и религиозными деятелями, которые не смогли найти хотя бы доказательство природного происхождения феномена под названием «снисхождение Благодатного Огня». В него входит:

  1. Церемония подготовки к появлению пламени. Существует особый ритуал, без которого главное событие Великой субботы не состоится и празднование будет испорчено.
  2. Проверка Патриарха и его вхождение в храм . С этого момента начинается международная трансляция церемонии телеканалами.
  3. Появление Благодатного Огня и его передача другим священнослужителям.
  4. Начало первых празднований в честь .

Как появляется Благодатный Огонь?

Отдельного внимания заслуживает сам процесс возникновения языков пламени. Примерно в 10 часов утра к Иерусалимской Православной церкви начинает двигаться крестный ход, возглавляемый Патриархом и высшими чинами духовенства. После того, как они подойдут вплотную к Кувуклии (часовне Гроба Господня), события начинают развиваться следующим образом:

  1. Чтобы у верующих не возникло сомнения в том, откуда берется Благодатный Огонь, Патриарх разоблачается и остается в одном белом подризнике, под которым нельзя ничего пронести.
  2. Его досматривают представители полиции Турции и Израиля по традиции, существующей с 14 века.
  3. К входу в Кувуклию приближается Патриарх вместе с аналогичными чинами из Армянской, Коптской и Сирийской апостольских церквей. Благодатный Огонь они увидят первыми после Патриарха.
  4. Двери часовни закрываются, и верующие остаются ждать чуда за дверьми.

Как сходит Благодатный Огонь?

После того, как Патриарх и священники остаются за первыми дверьми Кувуклии, они предстают перед комнатой с Гробом Христа. В нее Иерусалимский митрополит зайдет один, но в нескольких шагах от него будет стоять представитель Армянской церкви. Схождение Благодатного Огня происходит в несколько этапов:

  1. Патриарх приступает к молитвам, восхваляющим Иисуса Христа.
  2. Обращение к Богу может занять как несколько часов, так и несколько минут.
  3. На каменной плите вспыхивают огоньки, стекающие, словно капли.
  4. Патриарх подхватывает их ватным шариком и поджигает пучок свечей.

Почему Благодатный Огонь не обжигает?

Сноп свечей, которые держит в руках Патриарх, состоит из 33 штук (по числу лет, проведенных на Земле, Иисусом). Единственный, кто лично видел секрет Благодатного Огня, выносит из Кувуклии связку и передает ее Армянскому митрополиту. Он показывает ее верующим, а они зажигают от нее свои свечи. Ослабшего после усердной молитвы Патриарха, едва он появится в дверях, поднимают на руки и несут к выходу с песнопениями. Между тем, впервые посетившие Иерусалим, с удивлением отмечают особенные свойства пламени:

  1. Зная откуда берется Благодатный Огонь на самом деле, опытные туристы безбоязненно умываются им, прикладывают свечи к лицу и подносят к нему пальцы.
  2. Цвет огня варьируется от светло-голубого до синего, чего нельзя увидеть больше нигде в мире.
  3. Через 5-10 минут после схождения пламя на всех снопах приобретает обычные свойства и нагревается.

Как принести Благодатный Огонь домой?

Не меньшим значением для верующего обладает не только возможность лицезреть Огонь, но и желание унести его частицу с собой. Благодатный Огонь дома можно разместить перед иконостасом или зажечь от него лампадки и расставить их по комнатам в преддверии Пасхи. Чтобы осуществить замысел, потребуется:

  • небольшая свеча, которой в храмах разрешают прикасаться к пламени от Гроба Господня;
  • небольшой светильник с крышкой, предохраняющей от потухания лампаду;
  • вазелиновое масло, которое используют для поддерживания горения.

Что нужно делать с Благодатным Огнем?

Большинство духовных наставников не рекомендуют превращаться в идолопоклонников и превращать огонь в своеобразный культ. Верующие должны относиться к нему соответствующе: найти пламя они могут в приходах, в которые его привозят самолетом из Иерусалима. Считается, что Благодатный Огонь – это то, что позволяет:

  • православным, не сумевшие прийти в храм, лично увидеть чудо;
  • напомнить о светлом празднике Пасхи, который он знаменует;
  • обрести духовные силы на пост в Великую субботу.

Благодатный Огонь - правда или ложь?

Если церковные служащие считают грешным само сомнение в священной природе феномена, то журналисты и ученые не стесняются в самых смелых предположениях о том, что сошествие Благодатного Огня имеет вполне земное происхождение. У сторонников разных версий лидируют такие варианты, как:

  1. Сокрытие огня от досматривающих Патриарха. Поскольку в день Великой субботы у него нет возможности пронести с собой пламя, то можно решить, что Огонь проносят и прячут у Гроба заранее.
  2. Химическая реакция, вызванная особым составом плиты на могиле Христа. Эфиры органических кислот могут дать холодный огонь, но цвет его будет не голубым, а зеленым.
  3. Самовозгорание. Некоторые природные вещества при определенной температуре окружающей среды и влажности могут вспыхнуть. Таким свойством обладают: белый фосфор, борная кислота, жасминовое масло.

Благодатный огонь - научное объяснение

В 2008 году у скептиков появился шанс узнать природу Благодатного Огня. В Кувуклию перед Великой субботой был допущен российский физик Андрей Волков, который получил одобрение православной церкви на установку аппаратуры с чувствительными датчиками. До него никто не знал ответа на скользкий вопрос, как ученые объясняют схождение Благодатного Огня, исследования Андрея Волкова дали неоднозначные результаты:

  1. За несколько секунд до появления пламени у Гроба Господня физик зафиксировал необычный длинноволновой электрически импульс, возникший спонтанно.
  2. Во время возгорания ваты, разложенной на крышке надгробия, колебания импульсов многократно увеличились.
  3. Замеры мощности показали, что вспышку огня можно сравнить с работой маломощного сварочного аппарата.
  4. Научная диагностика трещины на колонне у входа в Кувуклию доказала, что подобные повреждения могли возникнуть исключительно под действием электричества.

Благодатный огонь - интересные факты

Мистический характер природы Огня в истории неоднократно был связан с любопытными событиями. Стоило нарушить хотя бы одну традицию его появления, как ход церемонии менялся на глазах всех свидетелей. Чудо схождения Благодатного Огня претерпевало резкие вмешательства дважды:

  1. В 1101 году Латинский Патриарх из Шоке решил взять бразды правления величайшим христианским чудом в собственные руки. Желание разгадать его тайну настолько завладело еретиком, что он пытал монахов и получил от них все подробности процедуры добычи Огня. Пламя так и не появилось спустя сутки тщетных попыток.
  2. В 1578 году священник из Армении решил что тайна Благодатного Огня раскрыта будет им и добился от духовенства разрешения войти первым в Кувуклию. Православные священники не стали протестовать и остались у дверей. Колонна перед входом в Гроб Господень треснула и языки пламени стали исходить из нее.

Как сделать благодатный огонь своими руками

Чудо сошествия Благодатного огня чудом, видимо, не является

Вам понадобится:


концентрированная серная кислота


порошок марганцовки


свеча


кусочек бумаги


Большинство тех, кому посчастливилось видеть благодатный огонь, считают это божественным чудом. Они говорят, что внутри храма возникают маленькие молнии. Через некоторое время весь храм будет в таких молниях. Вместе с этим у тех, кто стоит в храме и на площади начинают самовозгораться свечи. Также самостоятельно и зажигаются лампады, которые располагаются по бокам Кувуклии. Ещё огонь пылает в алтаре Кафоликона. В это мгновение распахиваются двери гроба и к прихожанам выходит Православный патриарх. Он благословляет их и раздаёт благодатный огонь.


Большинство сомневающихся людей волнует вопрос, как сделать благодатный огонь? Чудо ли это или простой фокус, для которого понадобятся лишь некоторые составляющие? По сведениям самих патриархов, когда они видели подобное, то все единогласно сказали, что это чудо божье. Действительно? К примеру, много кто был на концертах поп-звёзд, так там и не такое можно увидеть. Благодаря специальной технике можно организовать грандиозное шоу. У химиков на этот счёт есть своё мнение, и они могут объяснить данный процесс, не прибегая к каким-либо невидимым силам.


Те, кто видел, как происходит схождение благодатного огня, почти все единогласно верят, что это чудо. Они просто, наверное, не сталкивались с химиками, которые на этот счёт имеют своё вполне обоснованное мнение. Что же может так двигать людьми, заставляя их преодолевать сотни или тысячи километров, чтобы посмотреть на подобное действо? Ответ на это вопрос дать сложно. Он кроется в самих этих людях. Прислушавшись к химикам, некоторые из них наверняка бы сменили свою точку зрения. Но им хочется верить в чудо. Ч тож, это их право.


Чтобы узнать, как появляется благодатный огонь лучше всего, как было упомянуто выше, обратится к химикам. Они говорят, что подобное возгорание можно сделать без особых усилий. Из концентрированной серной кислоты и порошка марганцовки делается специальная кашица. Её лучше делать в стеклянной посудине, чтобы не было контакта с металлами. И всё, секрет раскрыт! Эту кашицу берут с помощью стеклянной, пластмассовой или керамической палочки и дотрагиваются ней до какого-либо объекта, который может гореть: бумага, вата, фитиль.


Ну, теперь можно раскрыть секрет того, как зажигают благодатный огонь. Это достаточно просто. Чтобы было самовозгорание свечей нужно прикрепить невидимую капельку массы к фитилю. Если дрожат руки, капля начинает скатываться вниз, где на фитиле прикреплён маленький кусочек бумаги. От этого и происходит воспламенение. В зале подобных "краплёных" свеч располагается довольно таки много. Вот таким образом прихожане могут стать свидетелями "химического чуда". И могут до конца своих дней верить, что без руки божьей тут не обходится.


Процитируем труд, не имеющий никакого отношения ни к Фоменко, ни к Носовскому, а именно «Книгу Бытия моего» епископа Порфирия Успенского.


Епископ Порфирий Успенский в XIX в. по призыву Императорской Академии Наук был послан от государя и от Синода на Восток осмотреть и описать обстоятельства Греческой церкви. В предисловии к первому тому дневников епископа Порфирия Успенского от имени Императорской Академии Наук сказано следующее: «Можно с полною достоверностью сказать, что ни один из последующих представителей России в Сирии и Палестине не ознакомился с этими странами лично, наблюдениями и посещениями, так подробно и обстоятельно, как архимандрит (в епископы рукоположен в 1865 г.) Порфирий» (стр. 10). Этот, как называют его, в высшей степени правдивый епископ, наблюдая все у греков, написал следующее:

«Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда, по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня» («Книга Бытия моего: дневники и записки епископа Порфирия Успенского», т. 1, 1841-1844 гг., стр. 671).

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша Египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в Великую Субботу, есть огонь не Благодатный, а зажигательный, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему было угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2,5 млн пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.

Наместники Петроаравийский митрополит Мисаил, Назаретский митрополит Даниил и Филадельфийский епископ Дионисий (нынешний Вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморною иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела. И послан был к нему драгоман святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай (I) будет весьма недоволен обнаружением сих таинств.

Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с той поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.

Рассказав все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как Он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой Субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. «Мы, - продолжал он, - уведомили Патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима-паши, но в своем послании к нему написали вместо «святой огонь» «священный огонь». Удивленный этою переменою, блаженнейший старец спросил нас: «Почему вы иначе стали называть святой огонь?» Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного». («Книга Бытия моего», т. 3, 1846-1849 и часть 1850 гг.; издание Императорской Академии Наук, СПб., 1896 г., стр. 299).

В 1884 году Палестину посещал один из ревностных последователей господствующей Церкви А.И. Елисеев и оставил подробное описание, изданное в Санкт-Петербурге в 1885 году отдельною книгою под оглавлением «С русскими паломниками на Святой Земле весною 1884 года».

А.В. Елисеев пишет: «Печальное, грустное, скверное зрелище представляет Храм при раздаче священного огня, когда приходится видеть в храме Воскресения у Гроба Господня такие сцены, которые приличны только на торжищах и рынках среди нетрезвых людей. Несмотря, однако, на все свои темные стороны, обряд низведения священного огня (чем бы это последнее ни обусловливалось) производит страшно потрясающее впечатление даже на человека интеллигентного, не только что на толпу таких фанатиков в религии, как паломники или, особенно, православные туземцы Палестины. Видевши и осязавши все детали этого обряда, я вполне соглашаюсь с одним почтенным духовным лицом, которое выразилось о раздаче небесного огня в Великую Субботу следующим образом: «Обряд этот составляет престиж греческой Иерусалимской патриархии; он служит одним из тех могущественных средств, которыми еще поддерживается православие на Святой Земле, чем бы ни обусловливалось низведение огня, какой смысл оно ни приняло бы с течением времени, Иерусалимский патриарх должен сохранить этот обряд за собою как священную ордалию Иерусалимского патриаршего престола... О, сколько бы согласились дать католики за право низводить огонь с небес, которое освящено для греков обычаями веков?». Соглашаясь с первой частью приведенного изречения, я не могу согласиться со второю и, видя ту профанацию святости храма при совершении этого обряда, я приветствовал бы с большою радостью стремление настоящего Иерусалимского патриарха если не уничтожать вполне этот обряд, то обставить его иначе, чтобы он не производил впечатления только своей театральностью и теми страшными картинами драки, крика и смятения из-за обладания священным огнем - зрелища действительно потрясающего, единственного в мире...

Нечего и говорить, что вера в небесный огонь велика не только среди православных туземцев Палестины, но и среди русских паломников, хотя я и не могу утаить того, что в этих последних уже начинает прокрадываться сомнение, которое они стараются отогнать, но которое невольно заседает в их голове, как и многие другие во время их паломничества. Правда, огромное большинство верует, якобы по личному опыту, что в первую минуту полученный священный огонь даже не жжется, и свою палящую силу получает только после некоторого горения на свече, но зато многие не стесняются высказывать свои сомнения в том, что небесный огонь им кажется чересчур земным» (стр. 290-291).

Елисеев невольно высказал то, что накипело у него на душе, и он в другом месте своей книги говорит: «Поставьте на мое место простого паломника. Быть может, он заметит и не все, но то, что он поймет, глубоко врежется в его сердце, представляющем пока еще tabulam rasam, как говорят психологи; и если он, уже вышедший раз из колеи блаженного незнания, будет еще поневоле замечать и наблюдать, то на сердце его явится целый калейдоскоп таких представлений и впечатлений, которые заставят его бежать из Палестины. И таких беглецов из паломников немало на Святой Земле; всякий, кто способен мыслить немного и умышленно, не закрывать глаз перед колющею глаз действительностью, прозревает рано или поздно, увидит все то, что представляет Иерусалим современный, и тогда бежит оттуда в Россию, чтобы не потерять многого из своих религиозных убеждений, не разбить взлелеянных от младых ногтей идеалов, не видеть и не осязать того, о чем он ранее и думать не мог... Спросите любого паломника, возвратившегося из Палестины и пожившего там немного, и он вам назовет одно или два имени поклонников, не вынесших своего креста и бежавших из Палестины... Я приведу только два наиболее рельефные.

При мне один купец средней руки из Москвы, приехав в Иерусалим на шестой неделе поста, едва успел было осмотреть святыни гроба Давыдова, как на Страстной собрался внезапно ехать обратно, мотивируя свое решение тем, чтобы убежать скорее прочь отсюда и не увидеть в святые дни всего того, что он успел уже увидеть в несколько дней. «Я боюсь потерять веру, - говорил он. - Я уже и теперь не могу верить так, как верил прежде. Пусть лучше Пасха застанет меня в пути, чем среди греков, которые со Христом, с верою обращаются как с пустыми звуками»... Так и не дождался бедняга даже получения священного огня, торопясь на пароход, шедший в Россию. При мне же в нынешнем году приехала одна генеральша с целью творить добро и подавать милостыню... Она даже не обитала на русских постройках, чтобы не стеснять других. Приехала она на пятой неделе Великого поста и, еле пробывши в Иерусалиме шестую и Страстную, она бежала буквально в первый день Пасхи в Яффу. «Чего я не насмотрелась там! - говорила она. - Виденное превзошло все мои ожидания; я не верила тому, что мне говорили, и я увидела в десять раз более... но почти ничего, кроме безобразия... Бог им судья, а у меня сердце уже не лежит так к Иерусалиму, как прежде; оно не горит верою и любовью при одном представлении о Горнем Граде, при одном звуке его священного имени. Для меня он теперь представляется местом, где даже слишком царят земные стремления». Так мне говорила седая паломница, прощаясь с Иерусалимом.

Быть может, скажут мне, что это бегут интеллигенты, которые с априорным представлением идут в Иерусалим? Без априорного представления об Иерусалиме как граде, обагренном кровью Распятого, где каждый шаг напоминает о Христе, где все верующие в Распятого должны направлять свои помыслы ко кресту, в самом деле никто из паломников и не едет в Палестину; но спросите вы в консульстве, и оно из своей многолетней практики ответит, что даже простые паломники бегут из Иерусалима иногда перед самою Пасхою, смущенные тем, что им приходилось видеть в храме Воскресения. Я не знавал нынче, правда, ни одного простого поклонника, который бы бежал перед Пасхою, но зато могу привести целый десяток таких, которые после некрасивой сцены низведения и раздачи Священного Огня закаивались ходить в храм Воскресения на все службы Страстной и Пасхальной недель, отстаивая их у себя на постройке и посещая храм Гроба Господня только при прощании с ним, для огромного большинства - навсегда.

Я думаю, всего сказанного слишком много чем достаточно для подтверждения того, чем начал я свое скорбное повествование о духовных потребностях нашего паломника. Если этот последний иногда принужден бывает бежать из Иерусалима, что подсказывает ему внутреннее убеждение, то, мне кажется, подобное паломничество может приносить только отрицательную пользу как самому паломнику, так и среде, из которой он вышел. Но пусть даже закроет глаза свои паломник (хотя этого он сделать не может) и помнит только цель, ради которой он подъял свой труженический крест. Пусть не будет видеть он и не замечать мерзости, творимой на месте святе, пусть он в священном трепете будет видеть один Горний Иерусалим и идеальных служителей Храма Господня, и тогда спросите себя: будет ли даже теперь удовлетворен наш русский паломник на Святой Земле с точки зрения своих религиозных потребностей, не пожелает ли он кое-чего еще, чтобы поклонение его Распятому на Гробе Его было более полно и более соответственно его настроению?» (стр. 216-217).

Итак, получается, что если верить официальному лицу Русской церкви, епископу Порфирию Успенскому, посланному от государя и от Синода в Иерусалим «с проверкой», то называемый сегодня «благодатным» огонь является рукотворным. Причем сначала он назывался «святым», затем монахи, признавшись в подлоге, объявили его «священным», а вот теперь название еще более упростили, «уменьшив меру святости», и огонь теперь называется «просто» «благодатным»... Что можно добавить к этой истории, кроме того, что все тайное всегда становится явным?

В христианстве достаточно настоящих, нерукотворных чудес, в которых проявляется закономерность высшего порядка. Чудо в христианстве всегда имеет глубокий нравственный смысл, т. к. направляет сознание и волю человека к высшей цели. Направлением чуда к добру, к высшей цели отличаются истинные чудеса от ложных. Жаль, что «благодатный огонь» как «чудо» явился религиозным соблазном укрепить веру и проявился в погоне излишне рьяных представителей Церкви за внешним эффектом.


Степан Молот


По мнению кандидата химических наук Евгения Барсукова, чудо объясняется легко: "Само "холодное" воспламенение делается достаточно просто. Химия тут возможна различная. Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.

Эфир борной кислоты горит очень объёмным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нём спокойно можно держать руку.

Кстати, этот метод получения холодного пламени перекликается с "нисхождением огня" в том, что после того, как эфир борной кислоты весь выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает".

"Серная кислота является наиболее древним достижением химии, и методы её добычи были известны задолго до самого появления слова "химия", — продолжает Евгений Барсуков, — Первые описания производства серной кислоты разложением минералов, содержащих сульфат железа, были найдены у древних египтян. Позолоченные изделия, единственным методом производства которых было использование царской водки (смеси азотной и соляной кислот), широко использовались в греческой и римской цивилизации. Обе кислоты (азотная и соляная) вплоть до прошлого века получались только действием серной кислоты на их соли — селитру и поваренную соль, соответственно. Так что широкая доступность серной кислоты задолго до первых сведений о священном огне — это общеизвестный факт.

Кстати, к вопросу о доступности именно концентрированной серной кислоты. Используемый алхимиками способ изготовления серной кислоты разложением сульфата железа, собственно, концентрированную кислоту и даёт, так как в начале получается олеум (раствор S03 в H2S04), который потом разбавляется водой. Аналогично получали азотную и соляную кислоты для царской водки, используемой для золочения посуды ещё у древних греков. Разбавленная кислота бесполезна для этих целей.

Теперь об огненном шаре:

Как я уже говорил, простейшее оборудование, доступное на каждой кухне, требуется для получения эфира. Его же использование не требует никакого оборудования. Например, чтобы получить огненный шар, достаточно смочить свою одежду заранее полученным эфиром, подождать некоторое время, пока он испарится, зажечь. Горящее облако эфира (который сам по себе тяжелее воздуха) будет двигаться с ветром именно так, как показано на фотографиях снисхождения Огня.

Различные ароматические эфирные масла умели выделять из растений методом холодного анфлеража с глубокой древности. Концентрация вещества при этом возрастает в тысячи раз, получается очень компактный продукт. Масло диптама горит голубовато-красным огнём. Для многих веществ характерен ярко-жёлтый цвет пламени. В смеси с другими маслами, в т.ч. с обычным лампадным, цвет пламени может получиться каким угодно. Голубой, жёлтый, красный — перекрыт весь цветовой спектр. Как известно, эфирное масло может самовозгораться и гореть не обжигающим огнём на открытом воздухе.

Простое лампадное масло (вазелиновое, каковое в церковных лавках продают) не может гореть без фитиля. А с добавлением летучих ароматических масел - может. В этом и состоит разница между горючими и огнеопасными жидкостями. Пламя может бежать по тонкой полоске бензина, пролитого на асфальт, на бетон — никаких фитилей в этом случае не требуется, потому что жидкость достаточно летуча. Горит не жидкость, а пары жидкости над ней.

В нашем случае вначале будет преимущественно испаряться и гореть эфирное масло; по мере его убывания начнёт испаряться и гореть вазелиновое, пламя станет горячим.


Ещё один из вариантов — нагретое диптамовое масло разбрызгивается (из пульверизатора) сверху. Жидкость не горит без кислорода, а при попадании в воздух капли испаряются, загораются (сами, без поджигания!) и падают вниз. (Все три процесса происходят одновременно.) Точного попадания в лампаду не требуется — вокруг неё существует "пожароопасная" атмосфера. Если лампада заправлена соответствующей смесью масел.

Настало время поговорить о самом чуде.

Христиане утверждают, что огонь сходит от момента воскресения и доныне, но как это происходило, пока могила находилась под языческим храмом, они обычно не утруждают себя раздумьями. И всё же стоит изучить свидетельства христиан в исторической их последовательности. Как эволюционисту мне было приятно узнать, что чудо в соответствии за законами природы и НТП постоянно эволюционировало.

До конца десятого века огонь сходил на одну свечку, затем стали самовозгораться несколько свечек, но чудо запряталось в Кувуклию, от глаз подальше. Время шло, и в 1724-41 году появились первые свидетельства о не обжигающих свойствах огня. Примерно к этому же времени относятся изменение цвета огня (ярко красного, аки киноварь), до голубоватого и огонь уже приходил не простым возгоранием, но многочисленными бусинками огня на вате, аккуратно разложенной по всему камню надгробия. Хотя порой чудо происходит и старым, проверенным способом. С момента появление фотографии мы начинаем встречать массовые свидетельства о множестве молний, свечений, огненных шарах во время чуда.

А что ещё ждать от рассказов людей, видевших чудо в полуобморочном состояние, измученных постом, многочасовым (около 2 десятков часов) ожиданием без сна и нормальной пищи, всматривающихся в темноту и внезапной смене состояния торможения состоянием религиозного возбуждения?

Приведу отрывки из двух свидетельств.

"В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову. Перед глазами вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное тому, которое было при схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня. Начался кошмар. "

"Да, мы были в храме; я видела вспышки света, как молний, но не понимала, что это благодатный огонь, я приняла их за вспышки фотоаппаратов. Я один раз увидела, как под куполом все озарилось светом, и только потом поняла, что под куполом вспыхнули "сами" лампады. И люди, которые на балконах стояли, у них тоже сами собой зажглись свечи от благодатных вспышек, от вспышек благодатного огня. Это было так все быстро, что я не поняла, что это уже все. Святейший патриарх передал благодатный огонь, за какие-то секунды мы его получили, наши свечи зажглись от этого огня. И я даже подумала: неужели это все?


И я так думаю: что ж это такое? Ничего не пойму. А потом уж мне объяснили, что сами собой зажглись лампады под куполом. (…)


Но свет благодатный как будто снизу пошел от кувуклии. Свет шел снизу вверх. Это было перед тем, как святейший патриарх стал передавать огонь из кувуклии.


Когда вошел святейший патриарх в кувуклию, появились вспышки. Они такие мгновенные, я подумала, это фотовспышки. Но молний я не видела, только вспышки.


Мой муж вес подряд снимал фотоаппаратом. Фотографировал все.

Жаль, что не смотря на массовые видения и массовые съёмки чуда, в интернете, неожиданно мало документальных свидетельств подобных явлений, а что есть, кажутся глупой шуткой со стороны христиан.

Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.

Температура горения - это не фиксированная величина, она зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. В описании опыта, который можно сделать дома, я привел метод, чтобы увидеть сам факт необжигающего огня, где количество эфира очень мало. В случае использования концентрированного эфира температура может быть намного выше

Да, именно так или почти так высказал свое мнение о благодатном огне в Иерусалиме, чудо схождения которого ожидается православным миром ежегодно. Точнее - не о самом этом огне, а о источнике его происхождения.



Когда греческий патриарх Иерусалимский Феофил в беседе с паломниками из России, среди которых был диакон Андрей Кураев, опроверг версию о чудесном самовозжигании лампады в Храме Гроба Господня, заявив, что Благодатный огонь "...не ежегодно свершающееся чудо, а лишь напоминание о свете, воссиявшем при Воскресении Христа". Диакон Андрей Кураев так откомментировал слова патриарха Феофила: “Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверное, и не мог”.

И так называемый Благодатный огонь - дело рук человеческих, а не Божьих.



Вот ссылочка

Новое на сайте

>

Самое популярное