Домой Розы День ашура что надо делать. Кровавая традиция праздника ашура. События, предшествовавшие Ашуре

День ашура что надо делать. Кровавая традиция праздника ашура. События, предшествовавшие Ашуре

10-й день месяца Мухаррам — празднование Дня Ашура.Эту памятную дату принято называть также и Днем поминания пророков, так как именно на этот день, по разным преданиям, пришлись несколько событий, произошедших с великими пророками Нухом и Мусой (мир им). В этот день родился, а также позже был спасен Всевышним от огня пророк Ибрахим (Авраам), мир ему. Пророк?Иса (Иисус), мир ему, был вознесен на небо.

Мусульманский Новый Год – Аль-Хиджара

Месяц мухаррам имеет особое значение в жизни мусульман. Поскольку 1
мухаррама наступает Новый год по лунному календарю, этот месяц
считается священным. В месяце мухаррам, когда Пророк Мухаммед еще не
имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить
знаменитое переселение (ар. хиджра) из Мекки в Медину (Ясриб) вместе с
семьей и близкими. Эта дата — 15(16) июля 622 года по григорианскому
календарю — считается началом мусульманской эры и поэтому месяц
мухаррам так почитается мусульманами.

Достоинства Дня Ашура 6 января (дата для 2009 г.)

День Ашура отмечается в этом году 7 января

10-й день месяца Мухаррам — День Ашура. На этот день, согласно Корану,
приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама.
Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день
Ашура.

На день Ашура приходятся переселение Адама в Рай и принятие от него
покаяния после прегрешения. В этот памятный день, в разные исторические
эпохи, Аллах являл десять благ десяти пророкам (корабль Нуха (Ноя)
причалил к горе Джуди после Потопа, родился пророк Ибрахим, вознеслись
на небо пророки Иса и Идрис, пророк Ибрахим спасся от огня язычников,
Муса, и его последователи спаслись от преследования фараона и т.д.).

Ашура отмечается соблюдением 2-х или 3-дневного поста (9-10-го,
10-11-го или 9-11-го числа месяца Мухаррам). Пост в день Ашура был
принят Мухаммедом после его переезда из Мекки в Медину. Позже, когда
был установлен обязательный пост в рамадан, пост в день Ашура стал
добровольным, но желательным у мусульман-суннитов.

У мусульман-шиитов этот пост обязателен, так как день Ашура совпал с
главной датой шиитского религиозного календаря — днем поминовения внука пророка Мухаммеда имама аль-Хусейна ибн Али (626 — 680 гг.), который в этот день пал смертью шахида (борца за веру).

В Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии день Ашура является традиционным народным праздником, пост необязателен. побробнее…

Мусульманский праздник Ашура. Праздники мусульман

Поздравляем с днем Ашура!

Образцы турецкой кухни. Ашуре

Приготовление

Вымыть пщеницу, горох, фасоль и рис. Фасоль и горох выдержать в воде по 200 гр. за сутки, рис же с ддвумя стаканами воды. Варить дробленную пшеницу пока не выйдет крахмал. При необходимости тушить горох в плоской кастрюле. Вымыть сухофрукты и держать в 1,5 стакане воды 2 часа. Приготовленный продукты и фрукты перемешать и варить 15 минут. Очистить апельсин, кожуру нарезать длиной 3 – 4 см, апельсин
нарезать на 4 – 5 долек и добавить в сваренную массу вместе с кожурой и варить 5 минут, добавить сахар, варить еще 1 – 2 минуты и выключить печь. Добавить розовую воду, размешать и положитьт на тарелочку, сверху украсить орехом и гранатом.

Ашуре

Ашуре очень древний рецепт, по преданию его приготовила жена Ноя из остатков продуктов на ковчеге, так что при приготовлении в блюдо можно класть какие угодно фрукты и орехи. В Турции это популярный десерт.
Пшеница — 1 стакан
Фасоль — пол стакана
Нут — пол стакана
Сахар — примерно 1,5 стакана
Курага — примерно 10 штук
Сушеный инжир — примерно 4-5 штук
Грецкий орех, изюм — по вкусу, примерно пригоршню
Рис — 2 столовые ложки
Фрукты — по желанию мелко порезаные апельсин, яблоко, банан
Для украшения — все виды орехов, гранатовые зернышки, фисташки, корица
Пшеницу нужно залить водой, вскипятить и оставить на ночь. Фасоль и нут также замочить на ночь (все в отдельных кастрюльках). На следующий день поставить варить пшеницу (с открытой крышкой), фасоль и нут также в разных кастрюлях, фасоль сварится примерно за 1,5 часа, для нута и пшеницы нужно больше, часа 2,5 — 3. При необходимости подливаем горячую водичку. Примерно через 2,5 часа нут будет готов, а в пшеницу в это время закладываем рис, перемешиваем, через минут 20 закладываем нут и фасоль (они должны стать мягкими, пусть даже переварятся), перемешиваем, добавляем мелко порезаную курагу, сухой инжир, изюм, перемешиваем и пусть булькает тихонько еще минут 15. Затем добавляем сахар, мелко порезаные фрукты (яблоко, апельсин, пол-банана, шелковицу), грецкий орех, барбарис, даем повариться еще минуток 5. Сахар и консистенцию можно варьировать по вашему вкусу, в Турции ашуре делают обычно в меру сладким, не приторным и средней консистенции, то есть как жидковатая кашка, ни сухо, но и не очень уж жидко. Готово. Теперь пусть остывает. Как остынет, разлить ашуре по формам и теперь украшаем — можно класть все виды орехов, которые нравятся, гранатовые зернышки, корицу, кокосовую стружку, вообщем, все, что по вашему мнению подойдет. Подаем на стол.

موقع عدم الإستقرار — День ‘Ашура

Копия поста с сайта LiveJournal

Entry tags: islam q&a, Ибн Баз, Ибн Таймийа, Ибн аль-‘Усаймин, аль-Мунаджжид, ан-Навави, время, поклонение (‘ибада), фикх, хадисы День ‘Ашура
Вопрос № 10263: Как мы можем узнать о наступлении Дня ‘Ашура в этом году?

Как должны мы соблюдать пост Дня ‘Ашура в этом году? Мы до сих пор не знаем, когда наступил месяц и сколько дней было в Зу-ль-Хиджже – двадцать девять или тридцать. Как же нам теперь определить День ‘Ашура и поститься?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если мы не знаем, каким был месяц Зу-ль-Хиджжа – полноценным (30-ти дневным) или неполноценным (29-ти дневным), – и никто нам не сообщал о факте наблюдения появления луны месяца Мухаррам , когда таковое имело место, то в таком случае мы следуем за основой (асл ), согласно которой месяц завершается по истечении тридцати дней. Потом, исходя из этого, мы исчисляем и День ‘Ашура .

Если же мусульманин желает добросовестно отнестись к соблюдению поста в День ‘Ашура , так чтобы быть твёрдо уверенным [в исключении возможности его пропуска], тогда ему следует поститься два, следующие друг за другом, дня, исчислив их, как предполагаемые числа Дня ‘Ашура , исходя из соотношения к двадцати девяти и тридцати дневному месяцу Зу-ль-Хиджжа . В этом случае он обязательно застанет День ‘Ашура , и независимо от того, будет ли он поститься девятого и десятого числа, или десятого и одиннадцатого числа, в обоих случаях его постигнет благо (тайиб ). Если же ему, помимо этого, захочется не упустить еще и День Тасу’а (9-й день Мухаррама ), то тогда мы ему говорим: непрерывно постись два дня в вышеуказанном порядке, плюс еще один день до них. Тут также, независимо от того, в какие дни он будет поститься – 8-го, 9-го и 10-го, или 9-го, 10-го и 11-го, – в обоих случаях он, несомненно, застанет девятый и десятый день.

Если кто-то скажет: «Условия моей работы и другие обстоятельства не позволяют мне соблюдать пост более одного дня, так в какой же тогда день мне предпочтительнее поститься?» – то мы ему ответим: Определи Зу-ль-Хиджжу как тридцатидневный месяц, затем отсчитай от него десятый день и соблюдай в нём пост.

Это краткое изложение того, что я слышал от нашего шейха ‘Абдель-‘Азиза б. ‘Абд Аллаха б. База (да помилует его Аллах!), когда обратился к нему с похожим вопросом.

Если же от заслуживающего доверия мусульманина придёт известие о назначении начала месяца Мухаррама в соответствии с наблюдением появления луны, то мы поступаем в соответствие с этим известием.

А вообще, соблюдение поста в любой день месяца Мухаррам является сунной , так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «После поста в месяце Рамадан, самым достойным является пост в месяце Аллаха Мухарраме!» (Муслим , № 1163).

Аллах же знает лучше!

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид

Вопрос № 21776: Религиозно-правовое заключение (хукм ) выделения Дня ‘Ашура для поста.
Можно ли мне соблюдать пост только в День ‘Ашура, не соблюдая при этом пост в предшествующий ему день (День Тасу’а) или следующий после него день?

Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!

Шейх уль-Ислам сказал: «Пост Дня ‘Ашура служит искуплением для целого года, и не порицается его выделение…»

«аль-Фатава аль-кубра» , Т. 5.

Ибн Хаджар аль-Хайтами в «тухфат аль-мухтадж» пишет: «Что касается Дня ‘Ашура , то нет ничего плохого в его выделении».

Т. 3, Глава: Дополнительные посты.

Постоянной Комиссией на этот вопрос был дан следующий ответ:

«Допускается соблюдение поста только в один День ‘Ашура , однако наиболее предпочтительно поститься еще и предшествующий ему день, или день после него. Это является сунной , достоверно сообщаемой от Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) в хадисе : “Если доживу до следующего [года ], то буду поститься в девятый день!” (Муслим , № 1134). Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом!) сказал: “То есть вместе с десятым”… И только Аллах оказывает содействие!»

Постоянна Комиссия по фатвам и исследованиям , 11 / 401.

Вопрос № 21785: Желательность соблюдения поста в День Тасу’а наряду с днём ‘Ашура .

У меня есть желание в этом году поститься в День ‘Ашура, и некоторые люди сообщили мне, что сунной является поститься наряду с Днём ‘Ашура еще и день до него (День Та c у’а). Передаётся ли, что Пророк (да благословит его Аллах!) указывал на это?

Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!

Сообщается, что ‘Абд Аллах б. ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом!) сказал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) соблюдал пост в День ‘Ашура и повелел поститься нам, ему сказали: “О Посланник Аллаха, но ведь этот День почитают также иудеи и христиане”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «В следующем году, если соизволит Аллах, будем соблюдать пост еще и девятый день!» Однако не наступил еще следующий год, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) скончался» (Муслим , № 1916).

Аш-Шафи’и , его последователи, также Ахмад , Исхак и другие говорили, что желательно поститься девятого и десятого числа вместе, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) постился десятого и собирался поститься еще и девятого.

В соответствие с этим, пост ‘Ашура имеет разные степени достоинства. Наименьшая из них – это когда соблюдают пост только в этот день. Степенью выше – соблюдение поста девятого числа вместе с Днём ‘Ашура . Все увеличения поста в месяце Мухаррам достойней и блаженней.

Если Вас интересует мудрость (хикмат ) соблюдения поста девятого числа вместе с десятым, то ответ будет таким:

Ан-Навави

«Ученые, – как наши товарищи, так и другие, – упомянули, что мудрость желательности поста в День Тасу’а обусловлена следующими целями:

Первой целью было отличить [нас] от иудеев, которые ограничиваются лишь десятым числом. Об это сообщает Ибн ‘Аббас

Второй целью было соединение [поста] Дня ‘Ашура с постом [другого дня], как в случае с запретом на соблюдение поста только в пятницу [, без дополнительного соблюдения поста в день предшествующий пятнице, или в день после неё]…

Третьей целью было не упустить пост десятого числа, при плохой видимости луны [месяца Мухаррам ], и её неверной идентификации, [что допускает возможность] назначения девятого числа на день, который на самом деле будет десятым» (конец цитаты).

Наиболее весомая из этих категорий – это отличие от людей писания. Шейх уль-Ислам Ибн Таймийа (да помилует его Аллах!) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) запретил уподобление людям Писания (ташаббух би-ахли-ль-Китаб ) в большом количестве хадисов , среди них… о Дне ‘Ашура : “Если я доживу до следующего [года ], то буду поститься девятый день” ».

«аль-Фатава аль-кубра» , Т. 6.

В комментариях к хадису «Если доживу до следующего » , Ибн Хаджар (да помилует его Аллах!) пишет: «То, что он собирался соблюдать пост девятого числа не значит, что он собирался ограничиться этим, наоборот, он собирался соединить этот пост с постом десятого числа. Это могло быть вызвано тем, что он опасался упустить фактическое наступление десятого числа, или же он решил так поступить в целях расхождения с [обычаем] иудеев и христиан. Наиболее правильным, конечно же, является последнее, так как на него указывают некоторые риваяты (сообщения) Муслима ».
«Фатх аль-Бари» , 4 / 245.

Вопрос № 21787: Соблюдение поста ‘Ашура тем, на ком лежит долговой пост Рамадана .
На мне лежит долговой пост Рамадана, и я хочу поститься в День ‘Ашура. Разрешается ли мне соблюдать пост ‘Ашура не исполнив долгового? Можно мне поститься в День ‘Ашура и одиннадцатого числа месяца Мухаррам с намерением исполнить долговой пост, и получу ли я при этом награду за пост ‘Ашура?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Во-первых: не соблюдает дополнительные посты тот, на ком есть один или несколько долговых постов Рамадана . Он начинает с восполнения долговых постов Рамадана , а после того, как исполнит все свои обязательства, он соблюдает дополнительные посты.

Во-вторых: человеку разрешается поститься 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам с намерением исполнения обязательств, которые были возложены на него по причине не соблюдения им поста в месяце Рамадан . Это будет искуплением двух его долговых дней. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Поистине, дела [оцениваются ] по намерениям, и поистине, каждому человеку [достанется лишь то, ] что он намеревался [обрести ]

«Фатава аль-Ладжна ад-Даима» , 11 / 401.

«Есть надежда, что Вы получите долю за восстановление и долю поста этого дня».

«Фатава манар аль-Ислам» шейха Мухаммада б. ‘Усаймина (да помилует его Аллах!), 2 / 358.

Вопрос № 21819: Получит ли награду за пост ‘Ашура тот, чьё намерение поститься возникло уже в течение этого дня?

Мне известно о достоинстве поста в День ‘Ашура, о том, что он служит искуплением для предшествующего ему года. Однако по причине того, что мы используем григорианский календарь, я узнал о наступлении Дня ‘Ашура только когда он уже наступил, но я не ел ничего в тот день и днём сделал намерение поститься. Будет ли правильным мой пост? Дойдёт ли до меня достоинства этого дня, в виде искупления предшествующего ему года?

Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!

Хвала Аллаху за то, что Он расположил Ваше желание на совершение дополнительного поклонения! Просим Аллаха, чтобы Он вознаградил нас и Вас за это!

Вы подняли вопрос о том, обязательно ли принимать решение на соблюдения поста именно ночью соответствующего дня. От Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) передаётся указание на правомерность намерения на соблюдение дополнительных постов, которое делается в день самого поста, при условии не совершения человеком с утра соответствующего дня действий нарушающих пост. В частности, ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах!) передала: В один день, зайдя к своим жёнам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) спросил:
- Есть ли у вас что-нибудь [поесть ]?
- Нет… - ответили жёны.
- Ну, в таком случае (изан ) буду поститься! ­ - сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха!).

Муслим , № 1154 (170).

Слово «изан» (в таком случае; при таких обстоятельствах) указывает на настоящее время (заман аль-хадыр ), а это доказывает, что намерение на соблюдение дополнительного поста может быть сделано в течение самого дня поста. Что же касается обязательного поста, то он будет действительным, только если намерение возникнет ночью. Согласно хадису : «Кто до зари не вознамерится соблюдать пост, у того не будет поста!»

Абу Дауд (№ 2454) и ат-Тирмизи (№ 726). Аль-Альбани назвал его достоверным в «сахих аль-джами’» (№ 6535).

В этом хадисе говорится об обязательном посте.

В соответствии с этим, Ваш пост является правильным. Что же касается получения награды за пост, то тут уже возникает вопрос, получит ли человек награду за весь день поста, или только за то, что он соблюдал с момента возникновения намерения? Шейх аль- Усаймин (да помилует его Аллах!) сказал:

«У ученых есть два мнения по этому поводу. Согласно первому мнению, он вознаграждается от начала дня, так как по шари’ату пост начинается с началом дня.

Согласно второму, вознаграждение за пост будет иметь место только с момента изъявления желания на его соблюдение. Так, если намерение поститься у человека возникнет только к полудню, то он получит награду за пол дня поста. Это мнение является правильным, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Поистине, дела [оцениваются ] по намерениям, и поистине, каждый человек [получит лишь то, что ] он намеревался [обрести ] А так как такой человек не имел намерения соблюдать пост до определённого времени дня, его награда будет исчисляться с момента принятия им этого решения.

Исходя из преобладающего мнения, если бы пост был связан с такими днями как понедельник, четверг, белые дни («айам аль-бид» – 13, 14 и 15 числа каждого месяца) или три дня каждого месяца, а намерение у человека возникло бы в течение одного из этих дней, то поистине, не получит он специфическую награду соответствующего дня».

«Шарх аль-мумти » , 6 / 373.

Это правило распространяется на того, кто принял решение соблюдать пост ‘Ашура после появления зари. Его не постигнет награда, вытекающая из поста ‘Ашура , в виде искупления за целый год, по причине того, что нельзя сказать, что он постился весь День ‘Ашура , так как он постился только часть его – с момента принятия решения. Однако он получит общую награду поста в месяце Аллаха Мухарраме , «который является самым достойным для поста после Рамадана» (Муслим , № 1163).

Вероятно, что одной из основных причин, по которой Вы, и многие другие люди, заранее не знаете о наступлении Дня ‘Ашура – да и белых дней – является, как Вы уже упомянули, использование григорианского календаря. Возможно, что упущения такого рода достоинств подтолкнут Вас и всех, кого Аллах облагодетельствовал правильным руководством, использовать лунный календарь хиджры – тот, который узаконил Аллах для Своих рабов и одобрил для Своей Религии. Необходимо использовать его хотя бы в масштабах личных дел и взаимоотношений друг с другом, для того, чтобы возродить этот календарь и то, о чём мы упоминали наряду с ним, при рассмотрении различных шари’атских вопросов, а также для того, чтобы отличаться от людей Писания, от которых нам предписано отличаться, чтобы не походить на них в их обычаях и в характеризующих их особенностях, а главным образом, потому что лунный календарь использовался прежними народами – соотечественниками Пророков, что можно понять из хадиса , объясняющего причину, по которой иудеи постились День ‘Ашура , – а это день, определяемый путём исчисления лунных месяцев. [Иудеи сказали,] что это день, в котором Аллах спас Мусу , что доказывает, что они использовали лунный календарь, а не европейский солнечный.

«Шарх аль-мумти’» , 6 / 471.

Возможно, Аллах всё же обратит во благо те упущения специфических наград, что допустили Вы и те, кто разделяет Ваш энтузиазм. Просим Аллаха, чтобы Он наделил нас Своей милостью и воздаянием, и помог нам вспоминать Его и благодарить!

В календаре мусульман День Ашура, приходится на десятый день священного месяца Мухаррам. В десятый день Адам каялся о совершенной ошибке, и Всевышний принял его покаяние. В День Ашура Аллах спас пророка Мусу, а также погубил фараона и его войско. Кроме того, это день траура по погибшему в мучениях Хусейну, внуку пророка Мухаммеда. До ниспослания обязательного соблюдения поста в месяце Рамадан, день Ашура также был отмечен строгим постом. Но затем его стали расценивать как желательный, но добровольный.

Сам праздник начинается на закате предыдущего дня. Исламский календарь является лунным, а григорианский - солнечным. Поэтому дата празднования Дня Ашура, являющаяся постоянной в исламском календаре и приравнивающаяся к национальным государственным праздникам в большинстве мусульманских стран, в григорианском смещается каждый год примерно на 11 дней. Кроме того, она может несколько варьировать в зависимости от страны, так как некоторые из них берут в расчет только астрономические расчеты, а некоторые - фактические наблюдения Луны.

С днем Ашура поздравляю,
От души тепла желаю.
В день десятый Мухаррама,
Вспоминаем мы Адама.
В этот праздник мусульман
Пусть хранит народ Коран.
Несмотря на строгий пост,
Этот день не очень прост.
С ним сегодня поздравляем,
Доброты в сердцах желаем.

Наступил десятый день Мухаррама,
В этот день произошло рождение Адама,
Появилось все от Неба до Земли.
Помни ты про этот день, помни ты!

Помни каждого пророка, не забудь,
Они за нас прошли тяжелый путь!
Будь же ты, мой друг, счастливее всех,
Пусть тебя во всех делах ждет успех.

В День Ашура пожелаю истинно чтить посланников Аллаха и суметь очистить душу от тёмных помыслов. Пусть не будет в твоей жизни злословья, грешных проступков, недобрых дел и гнусных мыслей. Желаю здравия тебе и твоим близким, желаю, чтобы Аллах укрыл твой дом покрывалом благодати и любви.

С Днем Ашура, днем творений славных,
С первым человеком на Земле,
С Днем небес и ангелов крылатых,
С Днем спасенья от Потопа в дождевой воде.

Пожелаю Вам спокойствия и веры,
Крепкой веры в лучшее, в добро,
Не коснуться Вас ни слезы, ни потери,
Ни беда, ни истинное зло.

В священный месяц Мухаррам
Будет пост у мусульман.
В этот день случилось чудо -
Появились небеса,
Ангелы, Земля родная,
Горы, звезды - вся краса.
Много памятных событий
В этот день произошло,
В этот день желаем в доме
Счастья, очага тепло!

Мусульман поздравим мы
С Днем Ашура наступившим,
Счастье пусть ко всем придет,
И успех не будет лишним,
Строгий пост идет сейчас,
Соблюдать его так важно,
Тот, кто выдержит его,
Будет сильным и отважным!

Вот уж наступает месяц Мухаррам.
Что о Мухарраме говорит Коран?
День один особый в Мухарраме есть,
Это - день Ашура, день в пророков честь.

В этот день сотворены земля и небеса,
И Адам увидел свет - какие чудеса!
День Ашура, что проходит в месяц Мухаррам,
Очень важный, очень ценный день для мусульман!

Строгий пост пускай очистит
Душу и фигуру.
Помянем пророков славных
В день большой Ашура.

В праздник этот пожелаю
Роду вашему добра.
Чтоб хватило для нужденных
Вам душевного тепла.

Вера пусть защитой будет
Вам от бед и от невзгод.
День десятый Мухаррама
Пусть вам счастье принесет.

День Ашура наступил,
Нас Аллах благословил
На хорошие дела,
Чтобы жизнь светла была.

В этот день погиб Хусейн,
Мы об этом помним все,
Этот день совсем не прост,
Соблюдем трехдневный пост.

Разрешите пожелать
Вам добра, и бед не знать,
Мира в доме и тепла,
Чтоб удачно шли дела!

Ашур - великий праздник, и это знает каждый
Десятый день Мухаррама, святой великий час,
Мы молимся Аллаху, нам праздник очень важен,
В тот день Бог Землю создал, и Небеса для нас.

Мы также вспоминаем великого пророка,
И внука Мухаммеда, Хусейна ибн Али,
Он смерть пал за веру, по воле злого рока,
За подвиг этот славный должны мы все молиться.

Ликуйте правоверные, отметим день Ашура,
Тем почести и слава, кто пост сумел держать,
Прославим мусульманскую, великую культуру,
Молясь за процветание, и миром дорожа.

День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.

Когда начинается праздник День Ашура в 2019 году?

Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2019 году День Ашура наступает на 9 сентября.

История и традиции праздника День Ашура

Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626-680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.

В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.

Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.

Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.

В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.

Пост в День Ашура

Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).

Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.

Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).

Что нельзя делать в День Ашура?

В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.

Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.

Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.

Не секрет, что заглядывая в календарь, люди называют любые памятные дни праздниками. Даже если они пропахли порохом, это дни радостной победы. Мы не привыкли отмечать дни смерти, мы скорее отметим день рождения. В памятный день предпочтем застолье горьким слезам, даже если это день поминовения. Таков уж человек: пока жив, он хочет веселиться, а все дурное гнать из сердца и из календаря, чтобы не мозолило глаза.

Даже календари религиозных праздников называются календарями праздников, о каких бы мучениках, чтимых в конкретную дату, ни шла речь. Праздник и все тут. К подобным относится и Ашура, отмечаемая мусульманами-шиитами 24 ноября, в десятый день священного месяца Мухаррам. Для шиитов Ашура скорее день скорби. И одновременно это заключенная в календаре Хиджры кульминация вселенской мистерии — момент гибели и возрождения вселенной в новом качестве.

В этот день были сотворены небеса, Земля, ангелы и человек. В этот же день произойдет и конец света. В день Ашуры Ной увидел землю после потопа, перед Моисеем расступились воды Красного моря, был вознесен на небо пророк Иисус, а Адам получил прощение и был возвращен в рай.

В этот день в 680 году в пустыне близ места под названием Кербела погиб мученической смертью любимый внук Пророка Мухаммада Хусейн ибн Али.

Этому предшествовал ряд не менее трагических событий. Старший брат Хусейна, Хасан, заключил договор с основателем династии омейядов Муавией о своем временном отречении от поста халифа на весь срок жизни Муавии. Этот жест должен был прекратить застарелую вражду и принести долгожданный мир, однако самому Хасану этот договор добра и мира не принес. Уже после отречения Муавия подкупил жену Хасана, и та отравила мужа. По условиям принесенных клятв после смерти Муавии халифат должен был перейти к Хасану или к его младшему брату Хусейну. Но у Муавии были другие планы и следующим халифом он назначил своего сына Язида, человека по исламским меркам весьма развращенного, злоупотреблявшего вином, женщинами и приглашавшего ко двору шутов.

Когда Муавия потребовал, чтобы влиятельные люди и внук Пророка в их числе принесли клятву верности Язиду, Хусейн отказался. Властью омейядов были недовольны многие. Особенно возмущало граждан страны то, что халиф отдавал предпочтение арабам перед мусульманами других национальностей, а это противоречило Корану. Подстегивало оппозицию и растущее социальное неравенство. Поэтому когда Хусейн отказался признать власть Язида, его просто забросали письмами с обещаниями поддержки. Особенно много таковых приходило из Куфы, современного Ирака. Его жители даже предлагали Хусейну возглавить их восстание.

Одновременно с этим Язид послал наемных убийц, чтобы они избавили его от непокорного претендента на халифат. Известие об этом застало Хусейна во время хаджа в Мекке, священном городе, в котором нельзя проливать кровь. Чтобы не допустить осквернения святой земли, Хусейн покинул город, так и не завершив хаджа. Он решил принять предложение жителей Куфы и направился туда вместе со своими сторонниками. Однако уже в пути он узнал, что Язид успешно подавил начавшееся было восстание, а обещавшие ему свою поддержку люди начали убивать его сторонников. Итогом безнадежного похода стало то, что близ Кербелы отряд Хусейна был окружен 30-тысячным войском Язида и отрезан от воды. Восемь дней Хусейн и его сторонники, среди которых были женщины и дети, провели в окружении без воды и пищи. Только одному из героев, Аббасу, сводному брату Хусейна, удалось прорваться к реке Ефрат и набрать два бурдюка воды. Однако на обратном пути враги схватили его и отрубили руки. Посчитав, что этого достаточно, героя отпустили. К их изумлению, лишенный рук и страдающий от потери крови Аббас схватил бурдюки зубами и понес их в лагерь Хусейна. Ему никто не препятствовал и, донеся драгоценную воду страдающим от жажды друзьям, он умер от ран.

Когда на девятый день противник сообщил о своем намерении атаковать, Хусейн попросил об отсрочке до утра чтобы он и его сторонники совершили намаз. Отсрочка была дана. Воспользовавшись этим, Хусейн приказал потушить все факелы и предложил слабым духом покинуть лагерь, чтобы не принимать неминуемой мученической смерти. С внуком Пророка остались 72 самых верных его сторонников и членов семьи, только 18 из которых были способными к сражению мужчинами. Войско же Язида увеличилось до 45 тысяч воинов.

На рассвете началось безнадежное сражение. Один за другим гибли соратники Хусейна. Самому ему нанесли 56 ран, прежде чем человек по имени Шимр смог убить его, отрубив голову. Позже эту голову поднесли на золотом подносе Язиду, и тот избил палкой уже мертвого соперника.

Оставшиеся в живых женщины и дети были взяты в плен и, как рабы, доставлены ко двору Язида. Двое детей Хусейна тринадцати и одиннадцати лет погибли во время сражения. Был расстрелян из луков и его шестимесячный сын, которого отец просил напоить водой перед битвой.

Вопрос.

В какие дни нужно держать пост в месяц Мухаррам?

Ответ.

Пост в месяц Мухаррам не является обязательным, но тот, кто постится в этот месяц, обретает награду Аллаха. Согласно хадису, пост в Мухаррам является самым значимым среди добровольных постов: «После поста в месяц Рамадан, самым достойным и лучшим постом считается пост в месяц Мухаррам» . (Рийазу"с-Салихин, II, 504)

Самым благословенным днем месяца Мухаррам является его 10-й день – День Ашура, в этом году он приходится на 20 сентября. Наш Пророк (мир ему) советовал держать пост на 9-й, 10-й и на 11-й дни месяца. Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что иудеи постятся только в День Ашура и чтобы различить мусульман от них, советовал держать пост 2 дня подряд.

В одном из хадисов говорится: «Пост в день Ашура, станет причиной для прощения всех ошибок и грехов, совершенных за этот год». (Рийазу"с-Салихин, II, 509).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда Пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это Пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Мать всех праведных Айша (мир ей) говорила:

«Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого» . (Бухари, «Саум», 69).

Другой риваят относительно этого гласит следующее: "Кайс ибни Са’д ибни Убаба (мир ему) передает, что в день Ашура мы держали пост и выплачивали милостыню. Но с тех пор, как пост в месяц Рамадан и выплата закята стали фардом, эти деяния не стали для нас запрещенными, мы продолжали выполнять и их" (Несаи, «Закят», 35).

О достоинстве поста в день Ашура говорится во многих хадисах:

Однажды один человек пришёл к Пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: «В какое время Вы посоветуете мне держать пост кроме как в месяц Рамадан?». Наш Пророк (мир ему) сказал: «Держи пост в месяц Мухаррам. Потому что это месяц Аллаха. В нём есть такой день, в который Аллах принял покаяние одного из племён, и может простит остальных». (Тирмизи, «Савм», 40).

В другом хадисе сказано: «Лучший пост, продержанный после месяца Рамадан – пост в месяц Мухаррам» (Ибн Маджа, «Сыйам», 43).

В хадисе переданный от Тирмизи говорится, что Посланник Аллаха (мир ему) сообщал: (Тирмизи, «Савм», 47)

Растолковывая данный хадис, Имам Газали говорил: «Месяц Мухаррам – это начало года Хиджры. Очень хорошо начинать это время соблюдением поста. Есть надежда, что баракат, благословение будет с вами продолжительно».

Следовательно, пост в День Ашура является сунной Посланника Аллаха (мир ему). Поэтому не упускайте возможность получить награду от Всевышнего и заслужить Его довольство!

Новое на сайте

>

Самое популярное