Домой Полезные советы Дуальное обучение в СПО. Дорогу перспективам! Дуальное обучение Дуальная практика

Дуальное обучение в СПО. Дорогу перспективам! Дуальное обучение Дуальная практика

ОБЛАСТНОЕ ГАСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Белгородский строительный колледж»

Публикация

Разработал: мастер производственного обучения

Салабай Марина Анатольевна

Титова Любовь Михайловна

Белгород 2017

«Дуальная система обучения, в учреждениях среднего профессионального образования»

Основной проблемой учебных заведений системы среднего профессионального образования на сегодняшний день является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Решением данной проблемы является внедрение дуальной системы обучения. Выясним значение термина дуальное обучение. «Дуальность» означает "двуединство, двойственность". Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучаемый уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками, в определенных случаях получает заработную плату. Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки и у других мастеров. Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе. Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции подготовки отдельным мастером ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе социального партнерства предприятий и профессиональных школ. Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования особенно актуальным является практика подготовки кадров в Германии. Ее истоки - в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих в довоенной Германии, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве. Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, возлагает надежды на ликвидацию разрыва между теорией и практикой. Внедрение дуального образования в любое образовательное учреждение представляет собой процесс сложной подготовки перехода с традиционной формы обучения к системе дополнительного образования. Данный переход сопровождается изменением самосознания социума и его готовностью принять новые нормы, установленные потребностью и спросом современного общества, готового к развитию и самосовершенствованию. В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе. Дуальное обучение - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30%-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (60%-70% учебного времени). Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий и организаций, обучающихся, государства: Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию. Для обучающихся – это адаптация выпускников к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения. В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики. Анализ литературных источников по проблеме использования дуального обучения в зарубежных государствах позволяет говорить о том, что данную систему можно адаптировать к наших реалиям: 1) нужно обеспечить тесную интеграцию между образовательными учреждениями и предприятиями; 2) следует прогнозировать потребность предприятий в рабочих кадрах, чтобы точно знать кого и сколько надо; 3) необходимо разрабатывать профессиональные стандарты и на их основе строить образовательные программы; 4) добиться того, чтобы блоки теории и практики чередовались в процессе всего обучения (например, неделя теории и сразу же 2 недели практики); 5) обязательно проводить профориентационную работу со школьниками, чтобы их выбор будущей профессии был осмысленным. Дуальное обучение представляет собой сетевую форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО. Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города, дошкольных учреждениях. Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, воспитателей ДОУ, включают в себя три основных компонента: 1) учебную, производственную (педагогическую) практику; 2) практические и лабораторные занятия; 3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы). Цель: создание системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям работодателей по качеству квалификаций и компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности. Задачи: - уровень квалификации выпускников = ожиданиям работодателей, - повышение инвестиционной привлекательности региона, - привлечение инвестиций в систему профобразования. На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разрабатывается нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения: – договоры о дуальном обучении студентов колледжа с дошкольными учреждениями города; – дополнительно определяются образовательные учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения; – разрабатываются Программы дуального обучения по специальности Дошкольное образование, готовится согласование Программ с дошкольными образовательными учреждениями; – разрабатывается учебный план по специальности, который будет согласован с дошкольными образовательными учреждениями; – планы-графики дуального обучения будут согласованы с базовыми образовательными учреждениями; – составляется план мероприятий по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения; – готовится к утверждению Положение «Об организации и проведении дуального обучения в колледже»; – готовятся к заключению ученические договоры о дуальном обучении. (2) На втором этапе – этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий и разных видов практики на базе работодателя. Практика в рамках элементов дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики становится составной частью экзамена (квалификационного). Социальные партнеры имеют возможность участия в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в экзаменах (квалификационных), проводимых по изученным модулям, государственной итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности. Обучающиеся колледжа проходят практику на предприятиях города, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках, которые получают обучающиеся в колледже в процессе теоретического обучения. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия или организации, с условиями и экономическими возможностями предприятия. Преподаватели специальных дисциплин имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров (общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения), принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование. Таким образом, переход на систему дуального обучения: во-первых, позволит значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО; во-вторых, поможет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности; в-третьих, повысит профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда; в-четвертых, укрепит взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования. Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства. Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства .

Список литературы

1. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация.//М., 2002.

2. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm.

3. Шерстнева Н.В. Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.kz/index.php?option=com_content &view =article&id=1947:2013-04-25-15-19-19&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95

4. Вопросы перехода на дуальное образование [Электронный ресурс]. URL: http://forum.eitiedu.kz/index.php/2012/01/04/dualnaya-model-p-t-obrazovaniya/

Итак, какую же цель преследует дуальное обучение, какие его основные задачи перед собой ставит и что можно получить в результате?

Данная система обучения специалистов направлена на совершенствование модели подготовки профессиональных кадров с учётом экономических нужд в специалистах для увеличения инвестиционной заинтересованности регионов.

К основным задачам дуальной системы обучения относятся:

  • создание моделей, обращённых на финансовое участие предприятий в выполнении программ обучения кадров, разработка форматов и моделей сетевого взаимодействия ОО и предприятий в подготовке кадров;
  • создание, утверждение на основе проверок, внедрение и популяризация моделей дуального образования в пилотных регионах.

К ожидаемым результатам внедрения дуальных моделей профессионального образования можно отнести:

  1. Обучение, сориентированное на существующее производство.
  2. Повышение заинтересованности предприятий в финансировании.
  3. Улучшение системы прогнозирования необходимости в специалистах.
  4. Вариабельность индивидуальных образовательных программ.
  5. Улучшение квалификации. Рост престижа профессий.

Основные аспекты дуальной модели обучения

В следующем списке характеристик, можно увидеть отличия практико-ориентированного образования по отношению к другим видам:

  1. Усовершенствованные партнёрские механизмы (социальная сфера).
  2. Направленность целей на экономическую сферу.
  3. Использование в обучении технологических стандартов — определяется как преимущественный ориентир при выборе средств, методов и форм обучения.
  4. Использование в первую очередь практических форм обучения, которые ориентированы в первую очередь на развитие конкретных умений и навыков по стандартам.

Дуальное образованиеподразумевает привлечение и вовлечение в систему ПО организаций работодателя как провайдера образовательных услуг. В РФ и во многих других странах внедрение дуальная модель обучения в таком формате невозможно.

Понятие «дуального обучения» в России используется в широком и узком смысле .

В широком смысле под дуальным образованием понимается инфраструктурная региональная модель. Она обеспечивает взаимодействие нескольких систем. К этим системам относятся:

  1. Система прогнозирования потребностей в кадрах.
  2. Система профессионального образования.
  3. Система профессионального самораспределения.
  4. Система подготовки, повышения и квалификации педагогических кадров. Сюда же включены и наставники на производстве.
  5. Система оценки профессиональной квалификации.

Системы взаимосвязаны и одна без другой попросту не смогут существовать.

В узком смысле дуальное обучение можно рассматривать как форму организации и реализации образования, подразумевающую теоретическое обучение в ОО, а практическое - у работодателя в организации.

На сегодняшний день дуальное обучение считается самым перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики. Крупный бизнес с высокотехнологичным производством, ориентиры которого — международные стандарты качества продукции и квалификации самих кадров, затрагивается напрямую .

Факторы привлекательности дуальной системы подготовки кадров для бизнеса:

  1. Составление учебных планов реализовывается с учётом предложений работодателей. Для студентов это выливается в получение знаний, прежде всего связанных с тем, что им пригодится на производстве. Как результат — квалификация будущих специалистов соответствует действующим на производстве профстандартам.
  2. Будущий специалист прямо на рабочем месте приобретает профессиональные навыки, умения, компетенции — он подготовлен к работе на производстве и мотивирован на производственную деятельность.
  3. Студент знакомится и усваивает нормы корпоративной культуры на практике.
  4. Предприятие экономит на кадровом рекрутинге. В подавляющем большинстве случаев выпускники СПО идут работать в те предприятия, где проходили практику.
  5. Кадровые службы совершают меньше ошибок — за время продолжительной практики уже можно отметить сильные и слабые стороны обучающихся.
  6. Сотрудничество с ОО в рамках дуального обучения предоставляет работодателю возможность организовать систему обучения внутри фирмы и в рамках программы повышения квалификации выбрать на своё усмотрение наиболее квалифицированных преподавателей из образовательной организации.

Нормативно-правовое оформление дуального обучения: о положениях

Пошаговая реализация дуальной модели обучения выглядит следующим образом:


Остановимся и подробно рассмотрим второй пункт. Для нормативно-правового оформления внедрения дуальной модели обучения требуется подготовка соответствующей нормативно-правовой базы. Она разделяется на три уровня управления:

  1. Локальный.
  2. Региональный.
  3. Федеральный.

Что касается термина «Дуальное образование», то на сегодняшний день на федеральном уровне для него нет определения . Использоваться ОО и работодателями он может при наличии нормативных правовых актов субъекта РФ о проведении регионального эксперимента.

На опыте пилотных регионов можно увидеть, что общие условия организации профессионального образования определяются нормативными актами субъекта РФ. Документы могут иметь различные названия, но, как правило, это «Положение о дуальном обучении». Документ может носить и другие названия:

  1. Положение о мониторинге трудоустройства выпускников образовательных программ с использованием элементов дуального обучения.
  2. Положение о наставничестве.
  3. Типовой договор о сетевой форме реализации образовательного процесса
  4. Положение об организации обучения на рабочем месте.
  5. Положение о Службе содействия трудоустройству выпускников, обученных по дуальной системе подготовки кадров.
  6. Типовой ученический договор.

Все вышеперечисленные названия можно применять на региональном уровне. При этом они не будут противоречить федеральному законодательству.

Детально же прорабатывать образовательный процесс могут его участники локальными нормативными актами , содержание которых будет зависеть от специфики конкретной образовательной программы, принятой за основную в конкретной профессиональной образовательной организации. К примеру, это могут быть документы со следующими названиями и соответствующим содержанием:

  1. Положение о производственном экзамене.
  2. Положение о производственной практике.
  3. Положение о моральном и материальном поощрении лучших выпускников, преподавателей, мастеров производственного обучения.

Вот примеры положений, написанные некоторыми ОО.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарипова Лилия Фасилевна

Преподаватель спец. дисциплин

ГАПОУ «Актанышский технологический техникум»

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования - пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами - вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно - сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Оказывается, можно. Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в образовательном учреждении, остальные время - на предприятии.

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебного заведения и предприятия за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, обучающихся, государства:

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию;

Для обучающихся - это отличный шанс раньше приобрести самостоятельность, легче адаптироваться к взрослой жизни, к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения;

Для государства - эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для экономики страны.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения

Разрыв между теорией и практикой;

Дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

Заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника; - учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка).

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».

В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.

Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за годы обучения все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно среднее профессиональное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

В образовательных учреждениях должна быть разработана нормативно- правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения, рассмотрены вопросы обучения персонала предприятия основам педагогического мастерства, а также прохождение производственных стажировок преподавателями колледжа на предприятиях в целях повышения квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод, что дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.


Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте ФГОС СПО

В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития роль системы среднего профессионального образования существенно возрастает в обеспечении новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в стимулировании творческой активности молодёжи и в создании условий для её эффективной занятости.

Сегодня экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах и рабочих. На первый план выдвигаются задачи приведения структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, престижа соответствующих профессий и привлекательности соответствующих образовательных программ.

Актуальность данной темы состоит в отличительном для нашего времени изменении в характере образования и осуществлении подготовки специалистов на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на компетенциях.

В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт - главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении.

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности (профессии). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.

Создание на базе колледжа дуальной образовательной среды предполагает реальное включение стратегических партнеров (работодателей) в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; участие в формировании инновационной инфраструктуры колледжа, процедурах контроля качества профессионального образования.

Дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие как учреждение СПО и предприятие - работодатель.

Именно эти субъекты образовательного процесса в большей степени заинтересованы не только результатами обучения, но и содержанием, его организацией. Система дуального обучения лишена, каких либо недостатков в подготовке будущих специалистов, так как совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы, является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза. Успешный опыт немецкой дуальной системы образования представляет большой интерес для нашей страны, так как способствует инновационным процессам в современном образовании, позволяет преодолеть отставание в качестве трудовых кадров от реальных требований современного производства и возможность обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, работников, государства.

Для работодателей это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
В заключение следует подчеркнуть, что реализация инновационной программы, основанной на дуальном подходе, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства, а также формированию общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. А также развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования.

Демесинова Динара Валерьевна. УТК «Сервис»

«ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ»

Аннотация

В данной статье изложен материал о системе «Дуального обучения». Рассмотрены общие методы внедрения дуального обучения в систему профессионального образования, преимущества этой системы на примере зарубежных учебных заведений. В статье разработан и собран материал для среднего профессионального образования по специальности «Организация питания». Статья интересна тем, что всесторонне рассматриваются пути и методы внедрения и реализации системы дуального обучения, именно в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Вхождение Республики Казахстан в международное сообщество, быстро развивающаяся экономика, производство и научные достижения требуют инновационного развития системы профессионального образования и подготовки конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Одной из динамично развивающихся отраслей городского хозяйства является сегодня индустрия питания, которая испытывает дефицит профессионально подготовленных кадров менеджеров по сервису, рестораторов, отельеров, менеджеров ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса. Формирующиеся в городах ресторанные комплексы требуют постоянно возрастающее количество квалифицированных работников с высоким уровнем профессиональной компетентности, способных к эффективной работе по специальности на уровне международных стандартов. Такой уровень квалификации, может быть, достигнут на основе компетентностного подхода в профессиональном образовании, позволяющеговыпускнику образовательного учреждения успешно применять полученные знания, умения, навыки для решения практических производственных задач, эффективно осуществлять деловые коммуникации, быть готовым к обучению в течение всей жизни в связи с изменениями требований профессиональной деятельности.

В связи с этим возникла необходимость внедрить новую – «Дуальную систему обучения».В мировой практике профессионального образования дуальная система,зародившаяяся в германии,получила широкую известность и признание [К.А. Гесслер, В. Грейнерт, Г. Кутшаи др.]

Дуальная система профессиональной подготовки, строится на взаимодействии двух самостоятельных, в организационном и правовом отношениях носителей образования, в рамках официально признанного профессионального обучения,

т.е. осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды, такие как предприятие и государственная профессиональная школа, которые действуют сообща во имя общей цели - профессиональной подготовки обучаемых.

Дуальная система обучения – это две производственные среды

ПРЕДП РИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

Одна цель

Профессиональная подготовка специалистов

Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают что затраты на качественное профессиональное обучение являются хорошим вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т.д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели организации профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность в отношениях производственной и образовательной сфер по вопросам подготовки профессиональных кадров.

Как показывает анализ работ немецких исследователей [А. Шелтен, К.В. Штратман, Н. Stegmann и др.], дуальная система обеспечивает тесную взаимосвязь и взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития.Как известно, новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере

Можно перечислить ряд преимуществ дуальной системы образования исходя из международной практики:

Образовательная деятельность и работа студентов непосредственно на предприятиях общественного питания будет направлена на обеспечение конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального рынка труда, потребностями отрасли, требованиями профессионального стандарта рестораторов и отельеровт.кобразовательные технологии имеют практическую направленность и способствовать формированию готовности студентов к профессиональной деятельности:

Процесс курсового и дипломного проектирования построен на использовании студентами реальных проектов предприятий сферы общественного питания по предложениям работодателей и социальных партнеров.

Осуществляется принципа непрерывности профессионального образования как постоянного приобретения, применения и совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, углубление профессионального опыта;

Организация процесса подготовки специалистов в соответствии с социальным заказом, с учетом требований социальных партнеров, на основе культурных и социально-экономических особенностей региона;

Обеспечение качества подготовки выпускников на основе ориентации профессионального образования на модель специалиста, владеющего комплексом профессиональных компетенций.

В ходе обучения формулируются ряд качественных критериев, входящих в характеристику специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса:

Профессиональные знания, умения, навыки;

Социально и профессионально значимые качества специалиста;

Ценностные ориентации личности;

Требования к профессиональной компетентности: владению способами деятельности, выполнение профессиональных функций, культурная компетентность.

Компетентность, как способность делать работу качественно и эффективно, проявляется через формы поведения в профессиональной среде, связывается с эффективностью труда, оценкой качества процесса и результатов деятельности.

Компетентность выпускников получивших образование по дуальной системе рассматривается и в диссертационной работе Фоминой Ольги Викторовныпо теме "Теория и методика профессионального образования":

«Компетенция является результатом образования, выражающимся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

В ходе исследования профессиональная компетентность определена как профессиональной подготовки и как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность к предприимчивости и принятию управленческих решений, адаптация к изменяющимся условиям деятельности.

В ходе исследования определены и экспериментально проверены возможности формирования профессионально компетентного специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса на примере государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования - Колледжа гостиничного хозяйства «Царицыно» №37 г. Москвы.

Исследование организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности специалиста гостиничного и ресторанного бизнеса осуществлено с учетом требований рынка труда и направлено на формирование качеств конкурентоспособной личности, к которым отнесены: профессиональная мобильность, готовность к продуктивной деятельности в проблемных ситуациях; способность мобилизовать умения и навыки для принятия самостоятельных решений; умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми, работать в команде и др.»

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что необходимо внедрение технологий развития социального партнерства. Так же учитывать мнение работодателей в разработке учебных планов и программ колледжа; тем самым решаются проблемы обеспечения практики студентов на современных предприятиях ресторанного и гостиничного бизнеса, организацияпроведения независимой экспертизы оценки качества подготовки выпускников и содействие их трудоустройству.

Внедрение дуальной системы в профессиональное образование решит проблемы, связанные с использованием студентов III курса на рабочих местах, должностях, которые не только позволяют ликвидировать дефицит рабочих кадров, но способствуют совершенствованию подготовки работников управленческого звена. Будут разрешены проблемы сочетания успешной учебы и работы; коллектив колледжа профессионально и целесообразно может использовать производственный и учебно-методический опыт преподавателей спецдисциплин, их знания производственных процессов предприятия.Дуальная система обучения позволяет студентам получить и применить практические навыки в конкретном виде деятельности на стадии обучения в колледже. Кроме того, базовое предприятие получает целевой адаптированный кадровый потенциал. Студенты могут по окончании колледжа выбрать место работы на базовом предприятии.

В основу формирования практико-ориентированного (повышенного) уровня обучения положены принципы:

Приоритета качества подготовки специалистов;

Усиления профессиональной направленности содержания образования за счёт широкого участия социальных партнёров;

Коллективной мыследеятельности, заключающейся в выработке общих подходов к разработке требований и содержания профессиональных образовательных программ совместными усилиями педагогической общественности, учёных, работодателей и других социальных партнеров:

Практикоориентированности среднего профессионального образования, выражающейся в том, что практическая подготовка студента (производственная практика, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы, проекты) должна составлять не менее 50% от общего объёма времени, отведённого на теоретическое обучение и практику.

Выпускник при продолжении работы на предприятии не нуждается в психологической и профессиональной адаптации, он хорошо ориентируется в проблемах возникающих в процессе работы, для производственных целей он коммуникабелен. Здесь, несомненно, учитываются и техническое развитие (овладение производственными технологиями), и социальный уровень (профессиональная трудовая деятельность) будущих специалистов. Поэтому, можно сказать, что эта система подготовки кадров носит социально-технологический характер, где наряду с технологическим оборудованием и применяемыми технологиями присутствует и необходимый уровень социальной подготовки специалиста.

К примеру: в России, в Казанском технологическом колледже с 1999 по 2008 год проводилось исследование дуальной системы обучения. Производился анализ и мониторинг выпускников на протяжении 9 лет. Большинство выпускников базового уровня определились с работой в период технологической и преддипломной практик на базовых предприятиях и во время посещения ярмарки вакансий.

99 (+155) специалистов (96,3%), закончившие курс повышенного уровня, решили продолжать работать на заводах и производствах. Предприятия направляют их по целевой контрактной подготовке на обучение в Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева по сокращенной программе.

Практически 100% выпускников колледжа остаются жить и работать всвоих городах. Что очень важно и для наших регионов.

Список использованной литературы:

1. Аксенов, B.C. Социальная и профессиональная адаптация студентов СПО во взаимодействии учебных заведений и социальных партнеров / B.C. Аксенов // Среднее профессиональное образование. - 2004. - № 1. - С.21.

2. Актуальные проблемы среднего профессионального образования: опыт апробации и внедрения / Под ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: ИСПО РАО, 1998. 94 с.

3. Александров, Г.Н. Формирование творческой личности специалиста в системе ЦИПС / Г.Н. Александров, A.B. Райцев / Проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов: Межвузовский тематический научный сборник. - Уфа: изд. УАИ, 1989.-176 с. С. 111-119.

4. Алексюк A.M., Аюрзанайн A.A., Пидкасистый П.И., Козаков A.A. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев: ИСИО, 1993.-336 с.

5. Анисимов, П.Ф. Развитие СПО в контексте модернизации российского образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. -2004. -№ 2.-С. 10.

6. Анисимов, П.Ф. Современное состояние и основные направления развития среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. - 2001. № 12. - С. 5-9.

7. Анисимов, П.Ф. О состоянии и перспективах развития среднего технического образования / П.Ф. Анисимов, А.Л. Коломенская // Среднее профессиональное образование. - 2004. № 4. - С. 2.

8. Анисимов, П.Ф, Тенденции развития практико-ориентированного образования в контексте международного образовательного пространства / П.Ф. Анисимов, A.JI. Коломенская, Н.

9. Фомина О.В. диссертационная работа- «Теория и методика профессионального образования»

Новое на сайте

>

Самое популярное