Домой Ягоды Искушение святого антония сюжет. Босх. Искушение святого Антония. "Искушение святого Антония" художника Босха

Искушение святого антония сюжет. Босх. Искушение святого Антония. "Искушение святого Антония" художника Босха

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения


Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.

Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Картина «Семь смертных грехов» находилась в Брюсселе в коллекции Де Гевары около 1520 года и была приобретена Филиппом II Испанским в 1670 году. Картина «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, видимо помогая тому яростно преследовать еретиков.

Композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.

Эта работа - одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», - определяют тему этого живописного пророчества.

«Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой
На картине «Корабль дураков», монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.

Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Святой Антоний

1500-е годы. Музей Прадо, Мадрид.
«Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н.э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (ок. 251 - 356).

Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами.
Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию.
Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают?
Они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы есть

У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?

В картине «Блудный сын» Иероним Босх истолковал свои представления о жизни
Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый на плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении.
Он почти списан с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой источенности ее форм есть что-то от насекомого.
Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. Тусклый цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно
.
Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями.
Для Босха образ Христа - олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.
По своим художественным качествам «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.
Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

На картине Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом.
Число «четыре» - число изображенных мучителей Христа - среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка - Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
Четыре злобных лица мучителей Христа - это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу - сангвинического и холерического.

Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.

Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506
Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.
Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть все время настороже, не принимать за истину все, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию.


Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон.
Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония»
Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста».

Центральная часть «Искушение святого Антония». Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами.
В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток

Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.

Иероним Босх Алтарь «Сад земных наслаждений», 1504-1505



Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и носит название «Творение» или «Земной Рай».

Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой

В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria.
Не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Сотворение Мира

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид.
Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность.
Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.

Иероним Босх Алтарь «Воз сена», 1500-1502


Рай, триптих Воз сена

Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай.

Воз сена

1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.

Мир - это стог сена : каждый хватает, сколько сможет. Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним.

Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника.
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием.
Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.

Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии.


Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха
Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились "музыкой плоти" и покорились ей.

Иероним Босх «Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», 1500-1504

Земной Рай, композиция Видения загробного мира

В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры.

Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века - времени, когда был предсказан Конец света,

Вознесение в Эмпирей

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Это некая промежуточная ступень, где праведники очищаются от последних пятен греха, до того как предстанут перед Всевышним.

Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «абсолютной глубины открывшейся божественности».

Низвержение грешников

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

«Низвержение грешников» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени.

Многие другие видения Ада, созданные Босхом, тоже кажутся хаотичными, но только на первый взгляд, а при внимательном рассмотрении в них всегда обнаруживается логика, четкая структура и осмысленность.

Адская река,

композиция Видения загробного мира

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

В картине «Адская река» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане - грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд - главная тема, проходящая через все творчество Босха. Он изображает Страшный суд как мировую катастрофу, ночь, озаряемую всполохами адского пламени, на фоне которой чудовищные монстры истязают грешников.

Во времена Босха ясновидящие и астрологи утверждали, что, перед тем как произойдет второе пришествие Христа и Страшный суд, миром будет править Антихрист. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Чрезвычайно популярен стал Апокалипсис - Откровение апостола Иоанна Богослова, написанный в период религиозных гонений в Древнем Риме, видение ужасающих катастроф, которым Бог подвергнет мир за грехи людей. Все погибнет в очистительном пламени.

Картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия, посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом.

Браке в Кане

В традиционный сюжет первого чуда, сотворенного Христом, - превращение воды в вино - Босх вводит новые элементы мистерии. Псаломщик, который стоит, воздев руки, перед женихом и невестой, музыкант на импровизированной галерее, церемониймейстер, показывающий на выставленную парадную посуду тонкой работы, слуга, который падает в обморок, - все эти фигуры в полной мере неожиданны и необычны для изображаемого сюжета


Фокусник

1475 - 1480-е годы. Музей Бойманс ван Бейнинген.

Доска Иеронима Босха «Фокусник» - исполненная юмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главных действующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнул лягушку, и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку.

Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего.

Босх запечатлевает кульминационный момент. Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги.



Картина «Аллегория чревоугодия и любострастия» или иначе «Аллегория обжорства и похоти», по-видимому, эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего монахам.

Картина «Распятие Христа». Для Босха образ Христа - олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.

Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник изображается достаточно сдержанно

Святой Иероним или Блаженный Иероним Стридонский — один из четырех латинских отцов Церкви. Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и в молодости совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где жил отшельником-аскетом.

На картине «Святой Иоанн на Патмосе» Босхом изображен Иоанн Богослов, который на острове Патмос пишет свое знаменитое пророчество.

Около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

В этой работе Иероним Босх иллюстрирует слова святого: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".

Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.

Святой Христофор

1505. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам.

Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благославляющего Младенца — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития

Святой Христофор — святой мученик, почитаемый католической и православной церквями, живший в III веке.

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель, заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину

В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников. К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых.

Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облаченным в роскошные одежды. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придает поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из "восточных царей" Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.

Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворённые ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет "тихие" добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей.


Мученичество святой Либераты

1500-1503, Дворец Дожей, Венеция.

Святая Либерата или Вильгефортис (от лат. Virgo Fortis — Стойкая Дева; II век) — католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Согласно легенде, она была дочерью португальского короля — закоренелого язычника, который хотел выдать ее за короля Сицилии. Однако она не желала идти замуж ни за каких королей, поскольку была христианкой и дала обет безбрачия. Стремясь соблюсти свой обет, принцесса взмолилась к небесам и обрела чудесное избавление — у нее выросла густая длинная борода; сицилианский король не захотел жениться на такой страхолюдине, после чего разгневанный отец велел ее распять.

С трасти Христовы во всей своей жестокости представлены на картине «Ecce Homo» («Сын человеческий перед толпой»). Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и страшными гримасами.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.

Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме.

Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого , которому неколебимая твёрдость веры позволяет противостоять натиску врагов - Мира, Плоти, Дьявола. В ту эпоху, когда существование Ада и Сатаны все еще воспринималось непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста ожидалось с неизменным религиозным напряжением, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

Центральная часть («Искушение святого Антония»)

Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо. Фантазия Босха питалась, видимо, изображениями на геммах и монетах эпохи Александра Великого .

Центральная сцена - совершение чёрной мессы - одно из самых красноречивых свидетельств противоречивого мятущегося духа мастера. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь - символ ереси)(По другим сведения сова - представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе - явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре , изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет их действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Левая створка («Полёт и падение святого Антония»)

К этой теме художник не раз возвращался в своём творчестве. Святой Антоний - поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть всё время настороже, не принимать за истину всё, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию. Когда Антоний творит молитву, на него нападают бесы, избивают его, поднимают высоко в воздух и бросают на землю.

Главное действующее лицо в левой створке триптиха - сам святой, которого братья-монахи ордена святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. В качестве четвёртого человека в этой группе Босх по некоторым предположениям изобразил самого себя. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой» .

В верхней части створки Святой Антоний изображён с молитвенно сложенными руками, знаком неколебимости его веры. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых - летучая жаба, лиса с хлыстом. Святой не обращает внимания на своих мучителей и не видит, что ему угрожает также водяной, вооружённый рыбой - символом греха.

В пейзаже средней части створки фантастическое соединено с реальным - склон холма оказывается спиной стоящего на четвереньках персонажа, а трава - его плащом. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие - публичным домом.

К двусмысленной пещере направляется группа бесов, явно представляющая собой пародию на религиозное шествие. Во главе её бес в митре и мантии священника , рядом с ним - олень в красном плаще. Традиционно олень является в христианстве символом верности души, здесь же его изображение - намеренное кощунство.

В нижней части под мостом через покрытый льдом ручей бесовская шайка слушает монаха, читающего неразборчивое письмо. К этой группе приближается птица на коньках, несущая в клюве послание с надписью «жирно» - насмешка над священниками, наживающимися на торговле индульгенциями .

Правая створка («Видения святого Антония»)

Когда Св. Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц. В Эдемском саду грехопадение человека началось с Евы и с осознания сексуальной привлекательности, когда Адам и Ева узнали, что они наги. Дьяволица является святому обнажённой, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Безучастный к соблазнительным видениям Антоний изображён здесь рыцарем веры, одержавшим победу над силами зла. Эта победа - главная тема правой створки лиссабонского триптиха. Антоний отводит взгляд, но в поле его зрения попадают пирующие бесы, которые жестами подзывают отшельника. На заднем плане дивный город дьяволицы готов пригласить святого, стоит ему только обернуться в ту сторону. Во рву дракон сражается с человеком, из круглой башни извергается пламя; город - скрытый Ад , откуда явилась дьяволица. Голландская мельница , вносящая в картину диссонанс , указывает на обманчивые возможности земного и заурядного и напоминает об эрготизме - отравлении спорыньей , вызываемом гнилым зерном: эту болезнь ошибочно называли антоновым огнём .

Немало здесь и отсылок к чёрной магии - среди искушений святого, изображённых в центральной части триптиха, присутствуют и чёрная месса , и шабаш , на который, видимо, спешат две фигуры, летящие на рыбе. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища.

Обнажённая женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдёргивает жаба, согласно «Житиям отцов» , оказывается бесом, принявшим облик царицы. Сухое дерево, за которым она стоит - алхимическая символика, в изобилии присутствующая в каждой сцене триптиха.

Среди чудовищных видений - старик-гном в красном капюшоне, прикрывающем всё тело, кроме глаз и крючковатого носа. Он идёт в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Ходунки и вертушка - указание на человеческую невинность, сохраняющуюся не только в младенчестве, но и на протяжении всей жизни.

Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, - изображение последнего искушения святого - греха чревоугодия . Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога).

Внешние створки

Внешние створки триптиха выполнены в технике гризайли . На них изображены сцены Страстей Христовых. Пока Иуда торопливо покидает Гефсиманский сад с тридцатью сребрениками, храмовая стража и слуги первосвященника набрасываются на Иисуса так же яростно, как демоны - на левой створке триптиха.

Справа изображён Иисус, упавший под тяжестью креста и остановивший процессию, движущуюся на Голгофу ; Вероника устремляется к Спасителю , чтобы отереть пот с его лица. Палачей это промедление приводит в еле сдерживаемую ярость, обыватели же взирают на происходящее скорее с любопытством праздных зевак, нежели с состраданием. Чуть ниже разбойники исповедуются монахам в сутанах в капюшонах, причём Босх искусно передаёт отталкивающий облик этих клириков .

Библиография

  • Тревин Коплстоун . Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. - М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А. Босх: Пер. с итал./А.Девитини - М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д. Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти - М: «Белый город», 2000.
  • Вальтер Бозинг. Босх: Пер. с нем./В.Бозинг - М: Арт-Родник, 2001.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974

В честь святого Антония написано множество книг, нарисовано бесчисленное количество картин. был действительно великим верующим человеком. Антоний до сих пор вдохновляет людей на обретение Божьей веры и отказ от греховных поступков.

Кто это такой?

Св. Антоний Великий был отшельником, христианским святым. Родился в Верхнем Египте в богатой семье. После того как умерли его родители, он раздарил свое имущество беднякам, а сам отправился в египетскую пустыню, где много лет существовал в полном одиночестве, предаваясь молитвам и размышлениям. Его считают основателем монашеского образа жизни.

Однажды в Европе случилась ужасная эпидемия рожистого воспаления, больные вымаливали лекарства, произнося имя Антония, поэтому болезнь назвали «антонов огонь».

Обычно отшельника изображают бородатым стариком, одетым в монашескую рясу и плащ. В руке он держит старый костыль с Т-образной ручкой и колокол. Рядом всегда свинья, так как в средневековые времена монахи-антонианцы откармливали этих животных, а сало использовали как лекарство против болезни "антонов огонь". Иногда колокольчик изображают на шее у свиньи, потому что у животных, принадлежавших приходам братьев, было право пастись на особых пастбищах, по колокольчику отличали их от других.

Соблазны

Как и многие другие отшельники, святой Антоний периодически видел галлюцинации - это возникало вследствие аскетического образа жизни в суровой пустыне. Жизнь без достаточного количества воды, еды и общения приводит к помутнению рассудка. В изобразительном искусстве художники проецировали в своих картинах искушение святого Антония в двух формах:

  1. Святой, которого одолевают ужасные демоны.
  2. Видения с эротическим уклоном.

Демоны соблазняют отшельника в его жилище, иногда они изображены в облике монстров и диких зверей, терзающие плоть человека. Но как только появляется божественный свет, вся исчезает во тьме и искушение святого Антония прекращается.

Художников всегда сильно волновала эта распутная соблазнительная тема. В ранней ренессансной живописи в этом сюжете женщины изображались в одежде, но с рогами, что напоминало о их демоническом происхождении. В XVI веке женщин уже начинают рисовать обнаженными. В картинах отшельник ведет жестокую борьбу против своей плоти и плотских желаний, он пытается прогнать своих страстных соблазнительниц крестом или молитвой.

Как появилась картина Сальвадора Дали?

Картина Сальвадора Дали появилась на свет благодаря художественному конкурсу, объявленному Альбертом Левиным, продюсером из Америки. Ему для фильма по знаменитой новелле Ги Де Мопассана «Милый друг» требовался вдохновляющий образ искушаемого святого. В этом проекте участвовали 11 художников из разных стран, а в жюри вошли двое известных людей: Марсель Дюшан (культовый художник) и Альфред Барр (первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке).

Победителем был объявлен Макс Эрнст, сюрреалист, который в годы войны, как и Сальвадор Дали, эмигрировал из Европы в США.

Роман «Милый друг», для которого понадобилась картина «Искушение святого Антония», описывает судьбу человека, ловеласа из высшего общества. Он обладал уникальной способностью обольщать людей, но, увы, кроме этого у него больше ничего в жизни не было. Вообще Ги Де Мопассан славится своим великолепным мастерством описывать человеческие пороки, его герои всегда находятся в ореоле таинственной смеси соблазнительного и демонического.

Потрясающее полотно

Картина «Искушение святого Антония» (Сальвадор Дали) выставлена в Бельгийском королевском музее изящных искусств, находящемся в Брюсселе.

Сюжет этого живописного полотна заключается в изображении странных существ, которых посылает дьявол, и они являются к Святому Антонию. Сальвадор Дали мастерски обрисовал двух зловещих демонов в одной прекрасной обнаженной женщине.

За основу художник взял каноничный сюжет и воссоздал странный мир, наполненный таинственными символами и многочисленными аллюзиями. Разгадать его замысел удается далеко не каждому.

В углу картины расположился святой аскет, он защищается самодельным деревянным символизирует непоколебимую веру. Чудовища нависают над святым, как бы стремясь вытеснить его за пределы картины. Животные несут грехи на тоненьких паучьих лапках. Если Антоний хоть на секунду поддастся соблазну, лапки сломаются и грехи упадут прямо на него.

Описание картины "Искушение святого Антония"

Полотно изображает в последовательности идущих животных: сначала лошадь (она представляет силу, иногда является символом сладострастия), далее идет слон, на спине которого расположена золотая чаша похоти, а в ней обнаженная женщина, опасно балансирующая на хрупкой подставке, что подчеркивает эротический характер общей композиции. Другие слоны несут на себе необычные предметы: обелиск и венецианскую постройку в стиле Палладио. Разглядывая картину "Искушение святого Антония" Дали, можно увидеть, что вдалеке идет еще один слон, он несет высокую башню - символ мирского и духовного порядка.

Сальвадор Дали преподнес классический библейский сюжет в уникальном и своеобразном стиле. Именно этим отличается картина «Искушение святого Антония». Оригинальный размер полотна - 151х113 см, материал - холст и масло, жанр - сюрреализм.

Как утверждают многие эксперты и исследователи, именно с этой картины начинается новая ветвь в творчестве великого художника. В его творениях соединяются три элемента: классическая живопись, спиритуализм и атомная эра.

Краткая биография Сальвадора Дали

Родился 11 мая 1904 года. Еще с раннего детства начал проявляться эксцентричный характер Сальвадора Дали, он часто капризничал и устраивал истерики. Начал рисовать с 4-х лет, а в 10 появилась его первая картина, на которой был изображен импрессионистский пейзаж. Мальчик целыми днями рисовал в выделенной ему для этих целей комнате.

В 1925 году, когда Сальвадору был 21 год, прошла его первая выставка, состоявшая из 27 полотен и 5 рисунков. Однако известность начала приходить к нему только в 1930 году. В картинах преобладали темы разрушения, смерти, тления и (из-за влияния книг Фрейда) сексуальные переживания человека.

В 1959 году начала проявляться любовь ценителей искусства к гениальному великому художнику, его полотна скупали за огромные деньги. Многие миллионеры считали необходимым иметь в своих коллекциях

В 1973 году был открыт Музей Дали в Фигуэрасе. Он и по сей день приводит в неописуемый восторг всех посетителей. Там же Сальвадора и похоронили в 1989 году, в самом центре здания под неотмеченной ничем плитой.

"Искушение святого Антония" художника Босха

Неизменно вспоминают Сальвадора Дали, когда говорят об Иерониме Босхе. К творчеству этого художника многие относятся неоднозначно, и многим его картины откровенно не нравятся. Но все же большинство соглашается, что полотна Босха обладают невероятной и притягательной силой.

Художник Иероним Босх любил изображать в своих творениях святого Антония Великого. Одной из лучших его работ считается триптих «Искушение св. Антония». Босх изобразил в картине людской род, который погряз в грехах и своей глупости, бесконечное разнообразие адских мук, ожидающих каждого человека, присоединены также Страсти Христовы и искушение его плоти. Но непоколебимая вера помогает противостоять сильному натиску врагов.

О том, как и почему был создан этот необычный триптих, написано мало. В 1523 году его купил португальский гуманист Дамьяо де Гоиш. В картине "Искушение св. Антония" Босх соединил все творческие мотивы, которыми пользовался.

Описание триптиха

Триптих, который написал Босх («Искушение святого Антония»), буквально кишит неправдоподобными фантастическими существами. Сюжет можно разобрать на отдельные моменты:

  • Женщина, которая держит Чашу причастия, - это ведьма с алхимическим эликсиром жизни, сваренным при помощи черной магии.
  • Черная, белая и красные женщины - это олицетворение трансформации элементов в алхимическом процессе. Кувшин и стакан наполнены бесовским эликсиром.
  • Существо, держащее в руках яйцо, - это выкидыш, или иначе - человек из пробирки. В руках у него камень, способный превращать металл в золото.
  • Сова - это единственный светлый момент в картине, которую создал Босх. «Искушение святого Антония» - очень необычное полотно. Сова помогает в засвидетельствовании действий алхимиков, она служит Божьим Оком.
  • На левой створке изображен целый легион демонов, поражают фантазию их разнообразие и изощренность.
  • Вся правая створка заполнена различными персонифицированными искушениями.

Книга Гюстава Флобера

Святого Антония любили не только рисовать. О нем любили писать. Например, Гюстав Флобер отождествлял себя с отшельником, но не в аспекте образа жизни, а в аспекте внутреннего душевного состояния.

Писателя Гюстава Флобера образ святого Антония сопровождал практически 30 лет. Книга была написана в двух вариантах, первый вышел в 1849 году, а второй - в 1856-м.

Непосредственным импульсом для создания произведения "Искушение святого Антония" Флоберу послужила картина Брейгеля Младшего (Адского). На ней изображены не физические мучения Антония, а диалог со среди бесконечного шествия чудовищ и древних богов.

Некоторые критики не сомневаются, что в драме Флобер описал свои собственные одержимость желаниями, выражающаяся в трагическом свете с романтической напряженностью.

Человечество периодически возвращается к культурному наследию прошедших веков, черпая в нем все новые идеи для современного творчества. Потомки нередко пытаются по-новому трактовать те сюжеты, образы и символы, что прошли многовековой путь, не утратив своей актуальности.

Сегодня особенно популярной является средневековая живопись. Ее таинственность, загадочность сюжетов заставила ценителей искусства всех времен переосмыслить предназначение картин. Мифические сюжеты и образы продолжают привлекать художников и по сей день. Одним из ярчайших полотен того времени было «Искушение святого Антония».

Средневековье

Именно в эту эпоху живопись стала одним из главнейших видов искусства. Появлялись все новые приемы, мотивы, жизнь общества стремительно менялась - все это дало художникам необычайно богатый материал для создания картин. Они были пронизаны глубоким гуманизмом, несли в себе определенное послание. Эти произведения должны были наставлять массы на правильный путь. В результате они совершили настоящую революцию в западноевропейском искусстве.

Дворцовые покои, замки стали украшать с особым великолепием. Париж, Прага, Лондон, города Италии - все они просто переполнились прекрасными картинами. Не только служители церкви, но и знать жаждали новых полотен. Но поскольку эпоха Средневековья характеризуется прежде всего своим вниманием к церкви, то и сюжеты работ носили преимущественно религиозный характер. «Искушение святого Антония» - мотив, который стал необычайно популярным и нашел отражение в картинах множества художников.

Личность Антония

Преподобный Антоний Великий - реальная личность. Годы его жизни пришлись на эпоху распространения и становления христианской веры в Египте, в III-IV веках от Рождества Христова. Он известен как раннехристианский монах-отшельник, который смог познать божественное, пройдя сложный путь самоотречения и добровольного затворничества. Бытует мнение, что именно он положил начало отшельническому монашеству.

Антоний нашел уединение в пещерах воинского форпоста в Писпире на берегу Нила. Свое отшельническое существование он лишь иногда прерывал, чтобы помочь людям и поддержать христиан, жестоко преследуемых и гонимых. Он также способствовал формированию еще молодой религии.

В себе он воплотил образ «идеального отшельника». Преподобный вел аскетический образ жизни, но славился хорошим физическим здоровьем. Это подтверждал Афанасий Александрийский в агиографическом произведении «Жизнь Антония».

Из жизни отшельник ушел в рекордном для нас возрасте - 105 лет. Византийский император Юстиниан обнаружил его гробницу и организовал перезахоронение останков в Александрии. В 623 году мощи Антония снова переместили, уже в Константинополь, а в 980-м - в Монт-Сен-Дидье. Там останки преподобного обрели свое окончательное пристанище.

Популярность жития отшельника и величие его деяний сподвигли многих художников использовать сюжет «Искушения святого Антония» в своем творчестве. Иероним Босх стал одним из них.

Повышенный интерес к образу

Триптих Босха «Искушение святого Антония» - одна из самых знаменитых работ художника. Специалисты утверждают, что она как нельзя лучше отражает все особенности творческой манеры и мировосприятия автора.

Босх неоднократно обращался к образу св. Антония. Среди работ художника есть более раннее полотно с изображением искушений преподобного (1790-е), которое хранится в Прадо. Исследователи до сих пор ведут дискуссии относительно авторства этой картины. Ряд ирландских специалистов утверждает, что работа написана последователем Босха, а не им самим.

Рисунок, относящейся к этой же теме, размещен в Берлинской картинной галерее. Его авторство также приписывают великому художнику. Даже знаменитый Лувр может похвастать образцами, которые предположительно написал Босх.

Однако сенсационным стало открытие 2016 года: небольшая по размерам картина «Искушение святого Антония», размещенная в Канзас Сити и ранее считавшаяся лишь подражанием стилю великого художника, теперь считается подлинной работой Босха.

Почему святой Антоний?

Исследователи находят в подобной заинтересованности определенным образом личные мотивы. Биография Босха тесно связана с этим именем: его отца звали Антонисом, а семейная церковь ван Акенов носила имя Святого Антония.

Общая информация о композиции картины

Картина Босха «Искушение святого Антония» - триптих. Центральная часть имеет одноименное название, левая створка - «Полет и падение святого Антония», правая - «Видения святого Антония». Лиссабонский триптих отражает общую направленность творчества Босха. Художник мастерски изображает не только вечную борьбу человека с грехами, а также общество, погрязшее в них, но и Страсти Христовы, сцены искушения святого, который смог выстоять благодаря твердости веры.

В эпоху Средневековья достоверность существования Рая и Ада была неоспоримой, а приход Антихриста заставлял служителей церкви находиться в постоянном напряжении. Поэтому изображение стойкости духа у святого, который неустанно борется с силами зла и побеждает их, должно было служить поддержкой для людей, символом надежды.

Центральная часть

Стоит начать описание картины «Искушение святого Антония» с центральной части триптиха. Она привлекает внимание современного наблюдателя прежде всего насыщенностью фантастическими существами. Их так много, что первые секунды трудно остановить взгляд на одном из них. Каждый удивительно непохож на других, изображен детально. Вальтер Бозинг признавал великое мастерство Босха, который смог создать большое количество демонов, атакующих святого, но не олицетворяющих толпу, а строго индивидуальных в своем обличии.

К примеру, ближе к правому краю центрально части художник изобразил необычную группу. Нечто, в чем можно разглядеть черты женского тела, держит на руках ребенка и одновременно сидит на спине у крысы. Перед ней на странном животном с телом кувшина и ногами лошади изображен демон с чертополохом на голове, символизирующий первородный грех. Немного ниже по реке плывет утка с отверстием вместо головы, через которое проглядывает человеческое лицо.

Отведя взгляд влево, можно увидеть демона, который играет на лютне. Вместо головы у него лошадиный череп. Он, как и предыдущие персонажи картины, восседает на странном животном, тело которого похоже на птичье, а шею завершает морда овцы. На пару миллиметров выше - огромная красная ягода (символизирующая алхимический процесс, а следовательно - греховный). Из нее вылезают демоны, похожие на птиц, людей и животных.

Еще выше расположена не менее интересная группа персонажей. Один из них телом напоминает человека, однако его лицо проглядывает сквозь насаженное дупло в древесном стволе. Это существо как будто ведет под уздцы удивительный гибрид лошади с головой собаки, шествующей на двух ногах. Позади них нечто похожее на дракона, жареную курицу и других существ.

Впереди этой странной процессии идут собаки, человек с головой кабана и мандолиной в руках. Сверху него сидит сова, которая, по одним источникам, символизирует ложь и тьму, по другим же - представитель светлых сил, служащит в роли глаза Божьего, чтобы на Страшном суде давать показания против алхимиков.

В центральной части «Искушения святого Антония» демоны расположены во всех стихиях - их можно наблюдать и в воде, и на суше, и в воздухе. У них есть общая цель. Все чудища стремятся к центру полотна, где изображена полуразрушенная гробница с распятием Христа.

Вокруг Антония, который стоит на коленях, происходит дьявольская месса. Совершается она женщинами, одна из которых держит чашу для причастия. Рядом с ними игроки бросают кости. Ведьмы, летающие в воздухе, подожгли деревню в глубине полотна.

Святой Антоний изображен отвернувшимся от всего происходящего вокруг и как будто смотрит на зрителя.

Левая створка

В описании «Искушения святого Антония» не менее важное место занимают сюжеты боковых створок. В левой части триптиха изображен Преподобный, который во время творения молитвы был захвачен демонами. Они избили его и, подняв высоко в небо, сбросили вниз.

Святой Антоний в этой части картины занимает центральное место. После падения его поднимают монахи ордена (антониты). Лицо одного из членов этой группы, по мнению исследователей, очень напоминает самого Босха.

В сцене, где Антония захватили демоны и унесли на небеса, он изображен с молитвенно сложенными руками, что является знаком твердости его веры даже перед лицом смертельной опасности.

В средней части створки изображена пещера, но, присмотревшись, можно четко различить фигуру человека, который стоит на четвереньках. Между его ног размещена пещера. Часть исследователей утверждают, что именно она была пристанищем Антония. Туда, как и в разрушенную гробницу в центральной части, стремится демоническая процессия странных существ. В ней участвует олень, который является символом верности души, но художник использует этот образ как символ святотатства.

В нижней части створки под хрупким мостом группа бесов слушает монаха, который читает письмо. К ним направляется птица в странной одежде и обуви, похожей на коньки.

Правая створка

В правой створке картины Босха «Искушения святого Антония» изображена соблазнительная женщина. Она являлась Антонию, когда он жил в пещерах, и пыталась искушать его плоть. Обнаженная женщина является бесом, принявшим облик королевы. Дама стоит за сухим деревом, что тоже символично: это алхимический образ, без которого не обходится ни одна работа художника.

Преподобный снова не обращает взор в сторону соблазна и предстает победителем над коварными силами зла. Вся правая створка посвящена силе духа Антония, который остается неискушенным.

Однако в этой части картины взгляд отшельника все же не полностью избегает греховных сцен. В углу створки он наблюдает пиршество, устроенное бесами. Они призывают Антония к себе. Накрытый стол, который поддерживают обнажённые бесы, — изображение последнего искушения святого — греха чревоугодия.

Где хранится

Картина Иеронима Босха «Искушение святого Антония» (1505-1506) хранится в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне. Существует около 20 копий триптиха — полных и (чаще) фрагментарных, из которых, пожалуй, самая точная и полная находится в брюссельском Музее старинного искусства.

Символичность

Каждый элемент картины наполнен смыслом. К примеру, старик-гном, изображенный на правой створке. Он идет в детских ходунках, которые являются символом людской невинности, которую человек может сохранить в течение всей жизни. Вообще символизм в произведениях эпохи Средневековья - прием обычный, даже обязательный. К сожалению, тайный язык картин, понятный живописцу и его современникам, часто так и остается неуслышанным...

Выводы

О чем же хотел сказать Иероним Босх? «Искушение святого Антония» демонстрирует зрителю, что соблазн и присутствие дьявола сопровождают нас по жизни, и только мы можем противостоять ему, сохраняя твердость веры. Полотно подтверждает мастерство Босха, поскольку не всякий мастер смог бы вложить в работу такой великий смысл, не повторяясь и проявляя исключительную изобретательность в изображении демонов.

Немного найдется в истории живописи святых, которых писали так часто как Святого Антония. Причем наибольшей популярностью пользовался сюжет, связанный с одним подвигом святого - с искушением. Мне представляется интересным посмотреть, как художники разных стран и в различные периоды истории трактовали искушение выпавшие на долю Антония.
Антоний, которого называют Великим дабы отличить его от девяти других Антониев, причисленных к лику святых, родился в семье коптов(египетских христиан)примерно в 251 году. Отличаясь благочестием с юных лет, после смерти родителей, отказался от наследства в пользу бедных и начал отшельническую жизнь. Вначале он поселился в развалинах воинского укрепления на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка отзываясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз, искушаем дьяволом. В дальнейшем Антоний наложил на себя ещё более тяжелый обет - с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своего затворничества.Потом на несколько лет он прервал свое уединение, но в 313 году опять вернулся к отшельничеству. В возрасте 100 лет опять прервал свое одиночество и выступал в Александрии против сторонников ереси арианства. Умер на 105-м году своей жизни.
Его жизни посвящены многие труды, как и его современников, так и теологов последующих времен. Из его же творений до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Считается основателем отшельнического монашества, а так же покровителем крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков.
К иконографическим атрибутам Антония относятся Т-образный крест, как правило, нашитый на левом плече его одежды; костыль - традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным; колокольчики госпитальеров (антониты при сборе пожертвований привлекали к себе внимание колокольчиками),а также считалось, что с их помощью Св.Антоний отгонял злых духов;свинья (антонитам разрешено держать свиней, которым дарована была привилегия свободно бегать по улицам городов); огонь, как напоминание о его видении пламени ада и лев.
Обычно Антония изображают бородатым старцем, в монашеским клобуке, плаще и рясе.
Сами искушения получили две формы:
это или демоны, в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть
или женщины в эротических видениях. В ранней ренессансной живописи женщины обычно одеты и могут иметь рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются обычно обнаженными.

Начнем с самой интересной по истории ее обнаружения. В 2008 году на аукционе «Сотбис» была приобретена картина как одно из произведений мастерской Доменико Гирландайо, в которой среди прочих обучался и Микеланджело. На основе данных Вазари о том, что среди работ Буонарроти имелась сцена искушений св. Антония по мотивам гравюры Шонгауэра, а также стилистического сходства с живописью великого мастера, после очистки произведения сотрудниками Метрополитен-музея «Терзания святого Антония» были атрибутированы юному Микеланджело. Конечно, эта картина не появилась ниоткуда. Долгие годы ее авторство было предметом споров, но 1874 году она экспонировалось в Париже, как произведение Микеланджело. Однако затем по поводу ее подлинности опять возникли некоторые вопросы. Поэтому после того, как в 1900-е годы картину приобрела одна семья из Лондона, она хранилась в частной коллекции и на долгое время была забыта.
Если принять авторство Микеланджело, то написал он это полотно в возрасте 12 лет!

Это работа Микеланджело 1487-88 годы. Если сравнить ее с гравюрой, то видны некоторые изменения - Микеланджело добавил одному из демонов рыбью чешую и слегка приподнял голову святого Антония и придав ей более отрешенное выражение лица.

Это гравюра Мартина Шонгауэра 1475год.

Вот еще одна гравюра. На этот раз Лукаса Кранаха.

Лукас Кранах-старший 1506 год

А вот эта гравюра тоже старшего, но уже Питера Брейгеля.

Питер Брейгель-старший(Мужицкий) 16 век

Конечно же, напоминает работы Иеронима Босха. Последний тоже писал на эту тему. Вот две его работы.

Иероним Босх 1497 год
Позднее мастер опять вернулся к этому сюжету, но дал уже развернутую и глубоко осмысленную картину искушений.

Иероним Босх 1506 год
«Триптих «Искушение святого Антония» — одна из лучших работ зрелого Босха. Еще никогда до Босха во всей европейской живописи не встречалось столь смелой и реалистически точной передачи эффектов освещения. На заднем плане алтаря пламя пожара выхватывает из мрака опушку леса, красными и желтыми бликами отражается на поверхности реки, отбрасывает багровые отсветы на плотную стену леса. Босх не только мастерски передает эффекты воздушной перспективы, но и создает ощущение воздуха, окрашенного светом. На всех трех створках раскрытого алтаря мы видим демонов, выпущенных на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на «Рай» и «Ад», композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров, они допускают разные толкования, но их природа Зла несомненна.
Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом, — сотворением Зла в этом мире, который весь — искушение.
На левой створке триптиха Св. Антония мы видим просто легион демонов. Их разнообразие и формальная изощренность изображения необычны даже для него. Среди них есть красная рыба на металлических колесах с готической башней на спине, из пасти которой вылезает другая рыба, из которой, в свою очередь, торчит хвост третьей. Наружность монстров вступает в противоречие со средой их обитания, так, по небу Антония несут демоны в обличье рыб и грызунов. Два монаха и человек, в облике которого некоторые исследователи видят автопортрет Босха, помогают Св. Антонию дойти до кельи после изнурительной битвы с дьяволом, поднявшим его в воздух, — данная сцена изображена выше, на фоне неба. Антоний и его спутники совершают переход по дощатому мосту (переход, лишенный смысла, как пишут некоторые ученые). Но этот переход — главное, о чем Босх хочет здесь сказать. Преодолев мост, под которым группа дьяволов, вмерзшая в застывшую реку, читает ложные «псалмы», Антонию и его спутникам предстоит вступить на узкую тропу — возможно, это та самая тропа, пройти которой дано лишь немногим избранным.
На правой створке святой окружен персонификациями разнообразных искушений. На переднем плане сидящий на земле живот человека, пронзенный непомерно большим кинжалом, а также таинственное действо вокруг стола рядом с ним символизируют грех чревоугодия и, если брать еще шире — сладострастия. Сатана в образе обнаженной женщины — царицы бесов — под «шатром Венеры» — персонифицирует грех вожделения и прелюбодеяния, а также иллюстрирует сцену искушения из жизнеописания Антония.
Безобразная птица, вцепившись лапами в яйцо, из которого проклюнулись птенцы, сама заглатывает лягушку, вместо того чтобы покормить собственных детей; устрашающего вида птица, обутая в коньки (на бумаге в ее клюве написано — «лень», имеется в виду неусердие в молитвах Богу), — все это по замыслу художника должно иллюстрировать человеческие грехи и искушения, которым подвергается Св. Антоний.
Центральная часть триптиха посвящена победе Св. Антония, еще окруженного тем не менее всевозможными искушениями: юные красавицы обещают ему радости земной любви, накрытый стол манит своим изобилием… Основной разгул сил преисподней изображен в геометрическом центре створки, где святой, окруженный нечистой силой, оборачивается к зрителю. Дьявольские козни бессильны заставить Антония отречься от веры, но не оттого, что они слишком слабы: количество демонов убеждает в обратном. Сатане необходимо добровольное согласие, он не только запугивает — он соблазняет, он ищет адские ростки в душе грешника.
Святого Антония окружает группа фантастических персонажей, старающихся вывести его из молитвенного состояния. Особенно выразительна церемония так называемой «черной мессы», разыгрываемая вокруг святого. Ее участники наделены признаками, обозначающими магию, ересь, алхимию, и кажется, что все они движутся по мановению волшебной палочки человека в цилиндре. Игроки мечут кости, роскошно одетая дама разыгрывает обряд причащения с сидящей напротив нее «монахиней».
Справа — большой глиняный кувшин с ногами, заменяющий заднюю половину мула, над несуществующей передней половиной которого парит верхом бестелесный крылатый воин с семенем чертополоха вместо головы (чертополох — символ первородного греха). Слева — рыцарь, с черепом лошади вместо шлема, играющий на лютне. На переднем плане — адская флотилия: рыба-лодка, подобная той, что изображена на левой створке, лодка — безголовая утка и лодочка-скорлупка. Погребенный внутри утки-гондолы кричащий человек в очках, распятый на парусе остов ската, тоже как будто издающий крик — дырой между сухих плавников…
Триптих Иеронима Босха наглядно раскрывает тему присутствия дьявола в этом мире, демонстрирует исключительную силу и изобретательность его воинства. Св. Антонию удается противостоять воинству Сатаны, через размышления и молитвы старец преодолевает все искушения и приходит к вечному спасению». (Доната Баттилотти)
Посмотрим как художники того же периода (15-16 вв) представляли эту историю.

Бернардино Паренцано 1494 год


Маттиас Грюневальд «1506 - 1526 годы. Длительность работы связана с тем, что эта сцена - часть «Изенгеймскрго альтаря», созданного мастером для церкви монастыря святого Антония в Изенгейме.

А вот это работа одного из подражателей И.Босха. Конечно, этот подражатель не такого масштаба как Питер Брейгель, но все равно интересно проследить, как художники использовали те же символы, что и Босх. Оно и понятно, эти художники жили в одно время, в одной стране и, естественно, символизм Средневековья был для них, как открытая книга. Но сначала посмотрим работу, а потом я напомню эти символы. Не все, конечно, но хотя бы часть.

Ян Мандейн 1530 год.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Атрибуты алхимии часто используются им в качестве символов похоти: изображение совокупления нередко сопровождают стеклянные колбы или шары, любовные игры в воде также являются намёком на алхимические соединения. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Помимо алхимии символы похоти предоставляют «сладострастные плоды»: вишня, виноград, гранат, клубника, яблоко. Легко распознать и сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. У Босха встречается и змея. Сова, известная нам как символ мудрости, предстаёт у Босха вестницей дьявола. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

* лестница — путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;
* перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
* ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;
* отрезанная нога — традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
http://blog.imhonet.ru/auth ...

Еще один подражатель Босха, на этот раз анонимный.

Другие художники Северной Европы

Никлаус Мануэль Дейч 1520 год

Вилленс де Кок 1520 год
Но прошло всего 6 лет и автор по-другому увидел тот же сюжет

Вилленс де Кок 1526 год

Совсем не так представляли искушения итальянские мастера.

Паоло Веронезе 1553 год

Тинторетто 1577 год

Аннибале Карраччи 1598 год

Джованни Джироломо Савольдо 1524 год

Как видите, в 16 веке интерес к сюжету об искушениях Святого Антонио был достаточно велик. В 17 веке использование этого сюжета явно пошло на убыль. В связи с развитием пейзажного жанра сцена искушения стало лишь поводом для изображения пейзажа, его частью. Но начало этому было положено еще в 16 веке.

Корнелис Массейс

Давид Тенерс-младший 1648 год

Ян Брейгель 1606 год

Фредерик Фалькенборх 1621 год

Близко к этим работам и одно из немногочисленных полотен 18-го века. Самого начала.

Себостьян Риччи 1707 год

А это еще одна работа Тенерс, примерно того же времени, что и представленная выше, но в этом полотне пейзаж отходит на второй план и все внимание художника уже поглощено самими искушениями.

Давид Тенерс-младший Середина 17 века.

Томас ван Апшовен 1622 год.

В этой работе еще видно влияние мастеров северного Возрождения предыдущего века. А вот следующая работа заставляет нас вспомнить итальянских художников, разрабатывавших этот сюжет, хотя сам художник голландский гравер.

Абрахам Блутелинг 17 век

Несколько особняком стоит вот эта работа итальянского живописца Сальваторе Роза. Некое предвосхищение сюрреализма, не правда ли? Так сказать привет Сальвадору от Сальваторе

Сальваторе Роза 1645 год

Два художника практически одного времени, но как по разному они видят искушения Святого Антония. У голландца видно влияния того же Босха, а французский живописец больше склонен к реализму.

Жус ван Краесбек 1650 год

Поль Делярош 1632 год

Как я уже писал, 18 век практически не интересовался Святым Антонием, но в 19 и 20 веках снова возник интерес к этой величественной фигуре христианства.

Поль Сезанн 1869 год

Филипп Ропс 1878 год

Александр Луи Лелоир 1871 год

Доменико Морелли 1878 год

Джон Доллман 1897 год

Ловис Коринт 1897 год
Как видите, понятие искушений резко изменилось. Если в глазах художников 16-17 веков - это были монстры, то у художников 19 века монстров заменили женщины. И главным грехом стало прелюбодеяние.
Двадцатый век опять пришел к разнообразию искушений. Да это и понятно - это был век, заявивший о себе множеством художественных течений.

Станислав Виткевич 1922 год

Макс Эрнст 1945 год

Леонора Каррингтон 1947 год

Диего Ривера 1947 год

Сальвадор Дали 1946 год.

Новое на сайте

>

Самое популярное