Домой Ягоды Когда будет обнова в вар тандер. Последние обновления в War Thunder. Добавлена новая наземная техника

Когда будет обнова в вар тандер. Последние обновления в War Thunder. Добавлена новая наземная техника

Ролевые игры, как правило, всегда начинаются с выбора персонажа, поэтому для ветеранов ролевых игр ничего нового здесь, наверное, уже и нет, но для новичков полезно будет познакомиться с тем, как это делается и заодно осмотреть все классы в игре Titan Siege.

Индивидуальные особенности

В Titan Siege практически все классы принадлежат расе людей и имеют по два разветвления развития. Старайтесь учитывать эти особенности при выборе своего персонажа, ведь от продвижения уровня своего героя по той или иной ветке развития будет зависеть его роль на поле боя. Имеется 5 классов бойцов, из которых вы можете выбирать своего персонажа, наиболее подходящего вам по характеру и игровым возможностям.

Воин

Имеет все преимущества для использования его в ближнем бою. Высокий запас здоровья и хорошая броня позволяют ему стойко переносить многочисленные атаки толп мобов, практически ни в чем себе не отказывая. Воин достаточно прост, но интересен в освоении его боевых возможностей. Воины делятся на воителей и паладинов.

Воитель - это воин, обладающий высокими показателями силовой атаки. Воители требуют небольшого контроля со стороны игрока и большинство из их навыков направлены на нанесение урона при работе по одной или нескольким целям, а также для критических ударов по выбранным объектам атаки.

Паладин - это настоящий танк с самой крепкой броней в игре, что позволяет ему подходить к врагам вплотную и долго вести сражение, пребывая в самой гуще боевых действий. Это все возможно из-за их способности к усиленной защите и увеличению здоровья, а также к самоисцелению и ослаблению противника.

Чародей


Если вам нравится магия, владение стихиями огня и льда, то можете выбирать себе персонажа чародея.
Чародей мало пригоден к ближнему бою и предпочитает действовать издали. В начале игры он достаточно слаб, но где-то к тридцатому уровню набирает значительную магическую силу, обладает мощными заклинаниями и привносит в боевые действия значительный интерес и разнообразие. Чародеи делятся на архимагов и магистров.

Сила архимага состоит в навыках обращения с огнем, позволяющим наносить огромный ущерб как одиночным, так и групповым целям. Не каждому бойцу противника удастся добежать до архимага, а если кто и добежит, то наверняка вскоре все равно испустит дух.

Магистр поддерживает остальных бойцов замедляя или и вовсе обездвиживая врага, используя замораживание льдом.

Жрец


Жрецов в Titan Siege можно отнести к магам, использующим силу света, и принадлежать они могут тоже к двум типам - атаки и поддержки. В частности, инквизитор действует в атакующем стиле и применяет различные действенные эффекты для нанесения урона противнику. Апостол же является типичным лекарем и имеет множество навыков по восстановлению здоровья собратьев по оружию, а при необходимости иногда может даже воскрешать погибших. Есть еще у него способности помогать союзникам, поэтому он очень востребован для групповых походов.

Колдун


Очень интересный класс, рассчитанный на использование в атакующих порядках, но желательно подальше от противника и эпицентра битвы. Он может также использоваться для поддержки основных боевых единиц группы. Колдуны делятся на некромантов и громовержцев.

Некромант имеет уникальные способности призвать на помощь разных страшных существ, которые могут помочь в сражении, а также он пользуется ядовитыми веществами.

Громовержец пользуется молниями и применяет их для атак по скоплениям противника. Как и все другие персонажи магического направления, он боится ближних стычек.

Убийца


Класс убийц является достаточно сложным персонажем и используется он для ближнего боя, нанося много урона противнику из-за своей ловкости и точности. Сложно им играть из-за низкого уровня здоровья, поэтому требуется значительная осторожность и аккуратность при использовании этого класса персонажей. Убийцы - типичные охотники на живые объекты из вражеского стана, которые делятся на разбойников и ассасинов.

Разбойник имеет высокую скорость атаки, довольно быстро перемещается и может приносить противнику неприятные сюрпризы.

Ассасин – боец атакующего плана, который способен становиться невидимым и может запросто заходить во вражеские тылы.

Заключение к выше сказаному

В целом Titan Siege имеет возможности для быстрого и простого выбора персонажа, без излишних трудностей с различными расами, но в ходе игры вам придется делать выбор о дальнейшем развитии персонажа в сторону одной или другой ветки навыков. Что то наподобие WOW если кто играл.

Именно сегодня на почту пришло зазывное письмо — дескать, Titan Siege открылся, так что спешите в новую хардкорную онлайн-игру. Но стоит ли тратить на нее время?Она располагается на Gamenet, провайдере, которому достался неплохой в плане графики и игровой механики Black Desert. Новый же проект никакими достоинствами не обладает. Все донельзя банально и скучно. Кач — в азиатском стиле: возьмите задание на убийство стольких-то мобов, убейте их, получите опыт и награду. Вас швыряют от первого ко второму NPC, от второго к третьему и так далее. Их имена даже не запоминаются. И все это называется «вобрала в себя идеи и механики популярных онлайн-проектов».

Начало игры невнятное — дается задание убить варваров, однако их атаковать нельзя. Все что остается, побегать по окрестностям немного. Персонажа спустя пару минут перекинет к стартовой локации. Здоровье при этом не будет столь чудовищно большим. Все правильно — качаться начинаем с самого начала…

Конечно, система свободного PvP/PK и может привлечь кого-то. Со временем появятся высокоуровневые персонажи, которые будут сторожить малышей и наживаться за их счет. Но в плане графики и геймплея Titan Siege мало чем отличается от другого хардкорного пвп-проекта под названием Сфера 3. И массовые осады замков там есть. А больше в области пвп, видимо, разработчики ничего придумать не могут.

Персонажи — на выбор пять классов обоих полов — взрослеют потихоньку. С мобов, к слову, опыта на первых порах капает настолько мало, что даже лениво заниматься гриндом…

К месту очередного задания персонаж находит дорогу автоматически. Здоровье восполняется медленно, однако есть медитация по клавише X. Боевая система таргетовая. Берете в прицел моба, а затем последовательно, по мере отката перебираете умения. Умения эти усиливаются за очки от роста опыта — каждый раз дается по единичке. Базовый набор умений доступен сразу, умения более высокого уровня открываются после того, как в начальные брошено 8 очков — по крайней мере, у мага именно так. Подозреваю, что и остальные классы не исключение. Да, за новые умения и новые уровни умений придется платить звонкой монетой…

C 15 уровня в Titan Siege появятся ивенты, где добываются снаряжение и другие предметы…

У магов, которые выбраны для знакомства с игрой, есть два пути — огонь и лед. В первом случае это умения архимага, во втором — магистра. Стоит ли развивать оба направления, сложно сказать. Наверное, не стоит. Лучше сосредоточиться на чем-то одном. Скажем, на магии огня. Для мобов ее вполне хватает.

Предположу: открывать все умения подряд не стоит, да и очков к капе (это вроде как 54-ый уровень) может не хватит. Скажем, по первому впечатлению прокачивать магу огненный шар, базовый по сути скилл, не стоит вообще. Толку от него немного. Раскаленный доспех, который наносит урон подошедшим близко противникам, пламенный кулак и огненный поток — намного более полезные умения. Раскаленный доспех активен четыре минуты и его надо периодически восполнять. В дополнении к этому очень эффективное умение — это массовый столб пламени. Он действует на достаточно большой радиус.

Денег в Titan Siege потребуется много. Значит, фармим и пкшим…

На пятый (затем на десятый) уровень полагаются подарочные сундуки — именно оттуда извлекаются всевозможные полезные предметы, скажем, микстуры, а также т.н. подарок новичка, в котором оказались ожерелья, серьги, кольца. По крайней мере с ними персонаж стал атаковать сильнее. Прочие предметы, скажем, посох для мага, более качественная броня, боты, шапка и др., достаются за очередной квест. Дополнительные подарки выдаются за ежедневный вход и за время, проведенное в онлайн. Создатели подобных онлайн-игр почему-то уверены, что не оригинальная игровая механика, неожиданные сюжетные повороты, а именно подарки должны удерживать игрока… Надо, впрочем, отметить, что в игре в общем-то есть крафт — по крайней мере, надписи с подсказками говорят именно об этом.

Квесты, как уже говорилось, достаточно примитивные, без изюминки. Из того, что уже пройдено (а пройдено еще очень мало) они сводились к убийству мобов и сбору предметов. Да, пришлось расправиться с парочкой сюжетных боссиков. Но впечатления они не производят…

Стартовые локации Titan Siege не пустуют. Значит, геймерам нравятся онлайн-игры с устаревшей графикой и игровой механикой…

Что еще стоит сказать об игре? Только то, что абсолютно ничего нового вы в ней не обнаружите. Да, снаряжение надо ремонтировать. Да, персонажи со временем обзаведутся питомцами — это чокобо, оборотень, мухомор, остальные, видимо, за донат. Питомцы качаются, их навыки можно покупать у NPC, а кроме того, доступен режим слияния. Да, если хотите остаться надолго в игре, без гильдии не обойтись. Да, оружие и снаряжение точится. Да, на мировых боссов сопоставимого с вашим уровня стоит идти в пати с хорошими хилами — со временем спрос на них, скорее всего, будет высоким. Да, для сбора потребуются дополнительные инструменты — скажем, лопата для выкапывания растений. Ну и конечно, чтобы достичь высот в подобного рода игре, надо задротить сутками напролет… Вы готовы к этому?

Как бы то ни было, познакомьтесь с игрой и составьте свое мнение самостоятельно. Вот ссылка на официальный сайт Titan Siege .

Post Views: 1 264

К военному симулятору War Thunder вышло обновление 1.77 под названием «Буря», которое кардинально обновила графику, эффекты, игровые звуки, добавило погоду на локации и новую технику с авиацией.

Некоторые скажут что я поздно написал об обновлении и запоздал на неделю, и они будите правы. Но я такой слоупок что узнал об обновлении War Thunder только через 5 дней от дня релиза. Эту статью посвящаю другим слоупоков как я 🙂

Графика и Звуки

Я уже поиграл в Тундру с новой графикой и звуками, и мне понравилось, атмосфера в игре поменялась, стала что ли более реалистичной и приближенной к реальности.

Разработчики пишут что игру пересадили на новый графический движок Dagor Engine 5.0 - это движок русская компания Gaijin Entertainment сама же и разработала. Движок Dagor Engine 5.0 изменил, улучшил и принес в War Thunder новую технологию создания ландшафта, рельефную детализацию объектов, реалистичные лужи, грязь. Добавлена новая технология сглаживание (TAA), глобальное освещение, контактные тени. Теперь погода будет влиять на сражения, добавили эффекты дождя, дождевой воды и туман.

Звук и звуковые эффекты также перетерпели изменения, созданы новые звуки для выстрелов из пулемётов, автоматов, пушек, ПТУР и РСЗО. Теперь звуки выстрела имеют реверберационные «хвосты”, это когда после выстрела слышна откуда летит снаряд и теоретически, можно определить калибр стреляющего орудия.

Разработчики сильно запарились со звуков и переработали много звуковых эффектов. Теперь когда в бочину танка прилетает снаряд то звуки более глубокие что ли. Еще когда стреляешь с орудия, особенно если это артиллерия, то звуки просто мощные, по другому эти звуковые эффекты я назвать не могу 🙂

Кстати, так же увеличился в размерах, точный вес игры смотрите на странице с системными требованиями.

Новая техника

Разработчики War Thunder радует нас новой техникой и авиацией в каждом своем обновлении и обнова 1.77 не исключение. С «Бурей» в игру добавили 8 танков и 10 новых самолетов, некоторые с них премиальные, также пару самолетов обновили.

Список новой техники:

  • CCCР: T-64Б
  • Германия: Leopard 2K
  • США: Magach 3 (в составе набора), M1 Abrams
  • Британия: Challenger
  • Франция: AMX-30 (в составе набора), AMX-30B2 BRENUS

Список новой авиации:

  • СССР: Ла-200
  • Германия: He 177A-5
  • США: F-84G-21-RE
  • Британия: MB.5 (в составе набора), Spitfire Mk.Vb,Spitfire Mk.Vb/trop (обновлённая модель), Spitfire Mk Vc, Spitfire Mk Vc/trop (обновлённая модель)
  • Франция: Martin 167-A3, Як-3 (премиумный), M.D.452 Mystere IIC предсерийный
  • Италия: Spitfire Mk.Vb/trop (премиумный), Re.2000 серия 1
  • Япония: Ki-108

Национальная музыка

Разработчики сказали нет, скучному музыкальному сопровождению в ангаре, а также в заставках при победе или поражении. С обновлением 1.77 «Буря» в War Thunder мы будем слышать только легендарные музыкальные сопровождения в исполнении национальных музыкальных треков. Играя за Британцев в ангаре ты услышишь: «The Darkest Hour», «Our Island Home», а играя за советы будут проигрываться мотивы популярных песен: «Шаг к победе!», «Вставай, Великая страна!», «Герои Прохоровки» и другие.

Сейчас в War Thunder уже 68 композиций, а с обновлением 1.77 добавили еще несколько новых тематических музыкальных треков для Италии, Франции, Великобритании и СССР. Прослушать новые композиции можно в этом плейлисте.

Насладится новой техникой и новыми звуковыми эффектами что добавили в War Thunder 1.77 «Буря» сможет каждый игрок, а вот новой графикой навряд ли. Если у тебя игра отлично работает на средних параметрах, тогда и продолжай на них играть, например, я так и сделал. Пытаясь повисит качество графики и увидеть ту красоту что описана на официальной странице обновления, после часа насилования граф. настроек, я понял что лучше остаться на прежних параметрах 🙂

А вот игроки с мощными ПК смогут спокойно насладится , подкрутив настройки графики. На , вся детальная информация об нововведениях в 1.77.

Новое на сайте

>

Самое популярное