Домой Овощи Titan siege жрец. Гайд по классу Жрец в игре Titan Siege. Классы в Titan Siege видео геймплея

Titan siege жрец. Гайд по классу Жрец в игре Titan Siege. Классы в Titan Siege видео геймплея

Это классическая 3D MMORPG в сеттинге мультикультурного мира, где легенды Северной Европы существуют параллельно с мифами древней Греции, Египта и других древних цивилизаций. Чтобы помочь простым людям игроки вступают в сражения с могучими Титанами, ну, и конечно же друг с другом.

Управление

Авто-гид

Авто-гид - это возможность автоматически путешествовать между целями квеста. При включении авто-гида вы увидите информацию о том, какое расстояние осталось до цели, где вы находитесь, и куда должны попасть. Авто-гид экономит кучу сил и времени.

Классы

Воин

Класс ближнего боя, подходит для танкования.

Маг

Класс дальнего боя, обладающий магией огня и льда.

Священник (Прист)

Класс дальнего боя, способный лечить себя и союзников.

Колдун Вуду

Класс призыватель. Способен играть в соло, если выучил призыв нежити.

Убийца

Класс ближнего боя, с высоким критом. Самый сложный для освоения класс.

Карты

Когда вы начинаете вашу историю, вы привязаны к двум островам в левом верхнем углу карты, которые разбиты на семь секций с разным уровнем сложности. Вы можете летать в любое место на карте, но чем дальше вы летите, тем дороже вам обойдется путешествие. Чем сильнее вы будете становиться, тем больше мест вам предстоит открыть.

Интерфейс

1 - Здоровье
2 - Способности
3 - Медитация
4 - Мана
5 - Уровень
6 - Чат
7 - Персонаж, Рюкзак, Умения, Волшебная коробка, Питомец, Маунт, Квест, Ивенты, Достижения, Гильдия, Контакты, Аукцион, Таблица лидеров, Настройки
8 - Актуальный квест
9 - Авто-гид
10 - Мини карта
11 - Время
12 - Команда, Магазин, Действия, Осада, Карта
13 - Персонаж

Боевка и умения

Бой в игре - это простое закликивание врага правой кнопкой мыши. Помимо обычной атаки вы можете выбрать любую из доступных вам способностей. Поверженные враги роняют зелья и монеты.

Умения это самая важная часть боя. Чтобы учить новые умения вы должны зарабатывать очки умений выполняя квесты.

Питомцы

Вы получаете вашего первого питомца в самом начале игры, и так же у вас есть возможность приобрести новых питомцев, если вы достаточного уровня.

Маунт

Маунты, такие как лошади, могут быть куплены так же, как и питомцы, и могут быть использованы для быстрого перемещения по карте.

Друзья, рад снова вас видеть!

В наше время большинство студий игроиндустрии не рискуют выпускать проекты, в которых бы ни было своих уникальных фишек.

Чего только они не придумывают, чтобы привлечь нас в игры онлайн – сложнейшие комбо-атаки, замысловатые системы прокачивания, динамичные сражения, возможность строить корабли, здания, увлекательную экономику.

Разработчики новой MMORPG под названием Titan Siege также в этом плане отличились, реализовав в своем проекте наиболее удачные разработки и фишки из полюбившихся игрокам классических игр.

Главный упор здесь направлен на масштабные PvP бои. Естественно, вначале вам предстоит выбрать своего персонажа, с которым вы начнете прохождение.

Классы в Titan Siege интересные, и, чтобы узнать их особенности прочитайте краткий гайд по каждому.

Герои в онлайн игре уникальные, они отличаются разнообразными вариантами прокачки и имеют свои особенности. Обзор классов в Titan Siege поможет вам во всем разобраться. Ведь герой имеет первостепенное значение в каждой игре!

Из этой статьи вы узнаете:

Особенности

Все классы в игре обладают огромным количеством умений – их здесь более полусотни. Именно поэтому героя можно развивать различными вариантами, в зависимости от вашего стиля игры и предпочтений.

Более того, умения в Titan Siege имеют две ветки развития. Разнообразные варианты делают игру уникальной, ведь можно выбирать свой путь развития.

Классов в игре имеется пять:

  1. Колдуны.
  2. Воины.
  3. Жрецы.
  4. Чародеи.
  5. Ассассины.

Мы с вами рассмотрим каждый из них более подробно, но сначала наведу пример развития класса жрец. Ему можно выбирать путь инквизитора, и тогда он будет быстро расправляться с соперниками, или выбрать для героя навыки апостола, чтобы он излечивал.

Вот такое интересное нововведение. Теперь переходим к описанию всех персонажей.

Класс воин


Однозначно один из самых сильных героев, облаченный в тяжелые доспехи. Самый стойкий из всех представителей классов. Обладает повышенным запасом здоровья, что позволяет воину подавливать соперников, особенно в рукопашных схватках.

Сильная броня только усиливает эту характеристику. Особенно хорошо проявляет себя с применением оружия ближнего боя.

Для персонажа можно выбрать путь развития паладина или воителя. В первом варианте упор направлен на защиту, которая изматывает в сражениях противников, после чего герой наносит смертельные атаки.

Во втором – персонаж жертвует защитой, но при этом имеет потрясающую силу атаки, фишка – использование двуручного оружия.

Класс ассасин


Персонаж вооружен короткими клинками, облачение – легкие доспехи. Этот класс одновременно презирают и боятся, настоящий убийца, несущий смерть. Искусно орудует оружием в ближних сражениях, имеет хорошую реакцию и скорость.

Для этого героя выбирается путь развития убийцы или разбойника. Убийца отыскивает у противников наиболее уязвимые места, решая вопросы максимально точными смертельными ударами, плюс имеет много маскировочных навыков, что делают его неуязвимым.

Разбойник предпочитает действовать скрыто, используя свои быстрые приемы и нанося множество порезов, что быстро изматывает соперника.

Класс жрец


По названию класса можно догадаться, что он наделен божественной силой.

Может, как поглощать жизни, так и давать их.

Предпочтительнее выбирать его для командной игры, только так персонаж проявит себя в Titan Siege по-настоящему.

Для этого персонажа можно выбрать путь развития инквизитора или апостола.

В первом случае персонаж применяет свою могущественную силу на уничтожение противников и, по сути выполняет роль боевого мага.

Если выбрать второй путь, то жрец сосредоточит свое божественное умение на оказании помощи другим и будет наделен сильнейшими навыками исцеления.

Класс чародей


Относится к сильной касте боевых магов. Героя очень бояться противники, это настоящая гроза в дальних боях, с которой трудно справиться.

Наделен разнообразным спектром атакующих заклинаний.

Причем персонаж опасен как для множественных целей, так и для одиночных.

Для такого сильного героя выбирается путь развития магистра или архимага.

Если выбрать путь развития магистра, то персонаж становится командиром ледяных волн и получает дополнительный навык, с помощью которого может замораживать кровь в жилах соперников.

Архимаг становится повелителем горящих бездн, имеет власть над огнем и может одновременно сжигать дотла тела многочисленных врагов одновременно.

Класс колдун


Персонаж отлично подходит для сражений в ближних боях, относится к касте призывателей. Обладает широким спектром разнообразных знаний, соединенных в единое целое. Особенность – умение призывать из других измерений своих прислужников, наделенных мощной силой.

Для персонажа можно выбрать путь развития громовержца или некроманта. В первом варианте персонаж проявляет себя в рукопашных схватках и наделен разнообразными энергетическими заклинаниями.

Если выбрать второй путь развития, то герой будет иметь власть над прислужниками, ставшими его рабами, которые по его приказу выполняют за него все грязные работы.

Хотя онлайн игра Titan Siege имеет немало схожего с полюбившимися нам жанрами MMORPG, но именно ее классы являются главным достоинством из-за возможности выбора путей развития.

Выбрав уникального персонажа, вы отправитесь вместе с ним по огромному увлекательному игровому миру, в котором вас впечатлят огромнейшие локации, вы окунетесь в динамичные PVP-сражения, примите участие в противостоянии с различными игроками, будете получать полезные награды за выполнение заданий и получать достижения.

Одним словом, играть невероятно интересно!

Если эта статья вам была полезной, и вы хотите, чтобы друзья присоединились к вам, дайте им почитать гайд по классам Titan Siege. Уверен, их это заинтересует!

А мне остается пожелать вам счастливого пути и прохождения, независимо от того, какого героя вы выберите.

На этом завершаю обзор и жду вас у себя снова!

В которой основной упор сделан исключительно на PvP-сражения. PvP-направленность этой игры заключается в том, что здесь предлагается практически все, что включают в себя сражения «Игрок против Игрока» в каких-либо других играх: дуэли, осады, массовые баталии или просто свободное PvP. Идеальное место для тех, кто предпочитает истреблять себе подобных вместо того, чтобы нежиться с монстрами под контролем ИИ или выполнять бесконечные квесты.

Именно поэтому выбор класса здесь играет определяющую роль в том, насколько комфортно вы сможете чувствовать себя в игре и сможете ли добиться каких-то реальных успехов. Но для того, чтобы подобрать себе действительно интересного персонажа, сначала нужно разобраться в том, что представляет собой каждый из них и какие он имеет перспективы. В этом гайде мы поговорим о преимуществах каждого персонажа.

Сразу стоит отметить, что здесь представлены предельно знакомые и давно заезженные архетипы, поэтому старожилы жанра навряд ли удивятся разнообразию и особенностям каждого класса.

Воин

Наиболее плотный и крепкий персонаж, который отличается, соответственно, предельно простым геймплеем – идти вперед и давить противника своим «авторитетам». Максимально эффективен в ближнем бою, крайне живуч за счет большого количества здоровья и возможности носить тяжелую броню, что обеспечивает легкое прохождение любых квестов. Варианты развития воина следующие:

    Паладин. Стандартный танк, вооруженный одноручным оружием и щитом. Имеет, наверное, самый посредственный урон в игре, но при этом является наиболее живучим персонажем. Помимо всего прочего, паладин в Titan Siege является единственным танком.

    Воитель. Воин с мощным двуручным мечом, который представляет собой дд, имеющего неплохую выживаемость.

Чародей

Классически одевается в тканевые легкие доспехи, не дающие практически никакой защиты, но при этом имеет массу разрушительных заклинаний и огромный урон не только в одну цель, но и по площади. Ветки развития следующие:

    Магистр. Пользуется способностями школы Льда, что несколько снижает его урон, но при этом дает огромнейшее количество контроля.

    Архимаг. Наверное, самый разрушительный класс в игре, основанный на школе Огня. Контроля у него на порядок меньше, но урон достигает колоссальных значений.

Жрец

Всеми любимый и разыскиваемый целитель, который при этом может сделать упор и на нанесение урона противнику. Не может носить тяжелые доспехи, но при этом вполне способен похвастать неплохой живучестью, благодаря чему востребован в любой группе. Развивается он в следующих персонажей:

    Апостол. Полностью заточенный на лечение герой. Не имеет какого-то серьезного урона, из-за чего более предпочтителен для игры в группе, но всегда востребован любой компании.

    Инквизитор. Персонаж, который достаточно бодро испепеляет всех «еретиков», а также отличается наличием массы неприятных дебаффов.

Ассасин

Любимчик всех поклонников безудержного PvP, рассчитанный на выжидание цели и ее быстрое истребление. Как обычно, не самый легкий в освоении, поэтому можно найти самые разные секреты и гайды в Titan Siege за этот класс, но зато он жутко эффективный в PvP. Ветки развития следующие:

    Убийца. Скрытный персонаж, который рассчитан на нанесение большого количества урона сразу, но при этом не имеющий стабильного урона.

    Разбойник. Не так хорошо скрывается от врага, но зато отлично показывает себя в лобовых схватках, так как имеет стабильный урон.

Колдун

Главный призыватель, который может рассчитывать на своих питомцев или действовать самостоятельно. Во время прокачки переходит в классы.

Привет игроманы! В рамках серии статей о классической MMORPG от компании Gamenet, я хочу рассказать о самом часто встречающемся классе, сила которого заключена в колдовских чарах.

Колдун Titan Siege по праву заслужил любовь игроков, ведь его классовые особенности позволяют достаточно быстро прокачиваться, а по силе ему практически нет равных.

Ключевые особенности

Если вы остановили свой выбор на этом персонаже, то можете рассчитывать на полноценную игру даже в одиночку, сил вам будет хватать на сражение с толпами мобов, а противостояние другим игрокам окажется тоже на высоте.

Колдуны являются магами призывателями, что для ролевых игр редкое явление, по совместительству ориентированы на дистанционные атаки ядом или молниями — это будет зависеть от выбора пути развития.

По своему предназначению можно отнести их к ДД классу за их возможность наносить высокий урон. Кстати у вас появится неплохая возможность лишать контроля своих соперников, на достаточно продолжительное время.

Ветка Некромант

Качаться некромантом будет очень легко, ведь достаточно дать подчиненным команду, и они пойдут убивать мобов вместо вас, вам останется только смиренно получать опыт и изредка призывать скелетов заново.

Ветка Громовержец

Для тек кто любит магию грома и молний подойдет путь громовержца. Тут нет навыков призыва, зато есть все чтобы создать поистине могучего персонажа.

Стоит заметить какую сторону вы бы не приняли урон вы будете наносить хороший, если еще учесть, что ваш топовый навык увеличивает шанс на критический урон, то бояться вас будут определенно.

Что прокачивать?

Чтобы понять какие навыки развивать, стоит внимательно изучить каждый из них и подумать какие более интересны и пригодятся лично вам. Я для себя вывел несколько вариантов, которые возможно будут вам полезны.

  • Призыватель — среди навыков Некроманта качаем левую сторону, взяв за основу умения призыва, а для атаки лишь Поглощение душ
  • Ядовик — выращиваем ДД класс из некроманта. Призыв нас не интересует берем все что связано с личной атакой и развиваем правую сторону ветки
  • ДД/контроль - на пути Громовержца уделяем все внимание левой стороне и навыкам с ней связанным. Так вы сможете очень хорошо контролировать врага и наносить больше урона
  • Максимальный ДД — если развивать правую сторону ветки Громовержец, то вы добьетесь максимальных показателей атаки колдуна
  • Гибрид — можно слепить любого героя используя сильные стороны разных веток, главное помнить о том, что в распоряжении будет всего 69 очков умений

Билд на Некроманта

Сразу скажу, что я не ТОП игрок и следующее распределение навыков даю исходя из свои предположений. Ориентирован он прежде всего на призыв помощников и их усиление, если в двух словах — чистый призыватель.

Заключение

В конце хочу сказать, что раскачка перса в этой игре незатейливая. Активных навыков не так много и разобраться не составит труда, просто нужно внимательно изучить все возможности.

Колдун безусловно интересен и заслуживает разностороннего рассмотрения, поэтому если у вас есть чем дополнить статью, пишите в комментариях или воспользуйтесь для своих предложений.

На этом я прощаюсь. Всем удачного фарма и быстрого развития!

Какая ролевая игра может обойтись без класса убийц? Да наверняка такую роскошь не позволит себе не один проект, вот и приглянувшаяся мне тоже не смогла обойтись без него.

Впрочем, акцент игры на классической схеме уже подразумевает наличие этого опасного бойца, и в этом гайде я предлагаю разобраться чем может быть привлекателен наш герой.

Ключевые особенности

Убийца Titan Siege в первую очередь предназначен для нанесения максимального урона в единицу времени, другими словами мы имеем ДД класс ближнего боя с физическими атаками.

Главными особенностями являются высокая скорость передвижения, способность становиться невидимым и высокие шансы наносить критические удары. В идеале убийца — это игрок чьи удары сконцентрированы на одиночных целях, но есть возможность раскачки и на массовый урон.

Правда не стоит обольщаться его внушительным атакам, ведь защита его не так крепка, как у воинов и ближний бой против нескольких врагов может закончиться не в вашу пользу.

В целом при поддержке лекаря вы можете стать первоклассным ДД персонажем и превосходить в прямом контакте.

Ветка разбойник

Этот путь развития лично мне показался весьма специфичным и не особо полезным, хотя в нем есть некоторые интересные способности, например, массовые атаки, которые неплохо покажут себя в PvE, умения контролировать врага и высокая скорость перемещения.

По общей картине я больше бы отнес эту ветку к режиму PvE, потому как биться в реальными игроками с теми возможностями, что предложены тут будет сложно, хотя если у вас есть иное мнение поделитесь им в комментариях.

Умения из левой части развивают контроль над противником, в то время как правая часть направлена больше на атаку, как одиночной, так и множественных целей.

Ветка ассасин

Развитие по данному пути мне понравилось больше, тут есть и хваленая невидимость, и высокий урон с критическими ударами, и наложение дебаффов на врага, и даже самолечение.

Для любителей PvP здесь можно найти все необходимое для раскачки действительно полезного убийцы, причем многие навыки отлично работают и для PvE, но стоит отметить что в этой ветке нет ни одного навыка массовый атаки.

Билд на один из вариантов Ассасина я дам чуть ниже, а пока расскажу о преимуществах разных вариаций данного класса.

Что прокачивать?

Для себя я выделил несколько типов убийц, с одной стороны они очевидны, с другой не все придерживаются этой простоты и распыляются на все разом в итоге получают бесполезного персонажа.

  1. Разбойник/Контроль — берем из верхней строчки Налет, Пробивающий удар, Метательные ножи и Стремительность, а в остальном качаем левую часть ветки. Так мы получим хорошие способности замедлять и останавливать врага, тем временем нанося ему урон.
  2. Разбойник/ДД — из верхних умений берем все тоже что и предыдущий вариант, только вместо Пробивающего удара лучше взять Избиение, далее качаем правую сторону. Таким образом получим чертовски ловкого героя с хорошими атакующими данными для одиночных и массовых битв.
  3. Ассасин/Контроль - за основу можно взять Прокол, Пыль в глаза, Сила отравителя и конечно Бегущая тень. В остальном качайте навыки из левой части — это позволит развить уже взятые способности из первой линии, навыки контроля и дикую скорость в режиме невидимки.
  4. Ассасин/ДД - этот тип я качаю сам и его сила в критических ударах. Ниже я дам на него билд, который как мне кажется будет отличным вариантом для нанесения высокого урона по одной цели.

Есть еще вариант создания гибрида, взять самые интересные навыки из разных путей и в итоге получить уникального персонажа.

Билд на Ассасина

Как и обещал даю билд, который на мой взгляд будет выигрышно смотреться в PvP режиме и в частности против одиночных целей.

Заключение

В конце хочу сказать, что вышеописанный класс определенно по-своему интересен, но со своими заморочками. В зависимости от ваших предпочтений вы можете раскидать умения на свой вкус, на мой взгляд убийца должен выносить одиночные цели максимально быстро.

Удачи в развитии по игре и пишите свои заметки в комментариях, может у вас есть чем дополнить статью.

Новое на сайте

>

Самое популярное