Домой Ягоды Neverwinter герои. Каким классом вы играете? Дроу, также именуемые темными эльфами

Neverwinter герои. Каким классом вы играете? Дроу, также именуемые темными эльфами

В этом гайде хочу вам рассказать о самом не любимом противнике в BDO, о Колдунье (Ведьме, Магичке, кому как угодно). Сразу забывайте о тех магических классах, которыми вам доводилось играть раньше. Перед вами будет некая помесь, Колдунья будет наносить урон как магией, так и физическими атаки и в этом отчасти ее уникальность.

Колдунья в PVP и PVE.

Если сравнивать с остальными классами, Ведьма самый сложный класс в управлении и своей комбо системе, но если вы осилите все нюансы, победа в дуэлях всегда будет за вами. Обладая минимальным колличесвтом брони и HP, ваша бабенка будет наносить огромный урон как по площади, так и по одиночным целям. Только Колдунье доступен особый вид энергии частицы зла. А еще она обладает лучшим скилом во всей игре блинком, с его помощью можно избегать контролей Гиганта или Воина. Не советовал бы ею играть тем, кто обладает слабым пингом или любит PVE режим, Колдунья не самый лучший фармер в BDO.

Кстати, у нас есть замечательная статья, которая будет вам интересна. Называется она , где можно кратко узнать обо всех классах в игре.

Являясь уникальным классом для PVP, Сорка не может похвастаться разнообразием PVE навыками. И поэтому я рассмотрю только те умения, которые помогут вам карать всех и вся.

Скилы колдуньи в Black Desert.

  1. — Навык уникальный тем, что в сочетание в разных комбо, дает разный вид контроля, а при побуждении еще и будет не слабо понижать скорость бега противников. Хорошо сочетается с , который добавит 200% к дальности применения предыдущего навыка.
  2. — помогает быстро набивать частицы зла и дает 30% прибавку к шансу крита, при максимальном уровне. В актив можно занести и неплохую возможность сокращать короткие дистанции с противником. Открывает доступ к отличной комбе и навыку , много брони не бывает.
  3. — поможет хорошо фармить, но в PVP к сожалению урон занижен. Но с критом и пробужденным вампириком, можно будет сильно удивить врага.
  4. — основная фишка, из-за которой выбирают Колдунью. Телепорт,который позволяет не только запрыгивать за спину противникам, но и грамотно комбинируя, позволит получить баф на скорость бега. Плюс навыка в бесконечном использовании, а минус, что ест аж 350 выносливости.
  5. Очень важным для боевки Сорки будет . Красиво поджигает руки вашего персонажа, огонь с которых можно запустить по врагу, который имеет 100% шанс попадания и крита. Активирует заряд .
  6. — безоткатное умение, с большим уроном и хорошим продолжением , котором хочется сказать одну интересную вещь. Во время его использования, вы поглощаете весь урон спереди. Приловчившись, вы сможете избегать атак по фронту и опрокидывать врага с этого умения.
  7. И в конце хотел бы рассказать о самых сладких навыках Колдуньи это — основной контроль в масс PVP сражениях (100% шанс крита и эффект опрокидывания).
  8. И конечно же — наша ультимейт способность. Пробудившись в крит, ей можно будет делать ваншоты.
  9. Так же хотелось отметить пассивные навыки: и — они повысят ваши увороты и броню.

Эта красавица очень напоминает одну известную даму одного не менее известного ведьмака.

Шмот Колдуньи в Black Desert. Билд.

Теперь немного о выборе брони. Лично я не нашел ничего интересного в сетах. Поэтому комбинировал вещи выходя из потребности. Надев в начале игры шлем Аджери , я не снимаю его до сих пор (он дает сопротивление к замедлению и оглушению можно засунуть такой же камень). Сапоги однозначно Джерес , так как +200 стамины на дороге не валяются. Остальные части (армор, перчатки) я одел из зеленого сета , они дают неплохую прибавку по HP.

Оружие Колдуньи в Black Desert.

Так как Колдунья любит больше всего убивать а не защищать кого либо, то и оружие ей нужно под стать. Я рекомендую делать упор в атаку и меткость. Хорошо подойдут Талисман Юриа (в начале) и Талисман Кзарки (скорость навыком в конце то что доктор прописал). Из бижутерии можно конечно можно лепить атаку, меткость и даже HP, но я потратился и сделал себе крафт вариант, который хоть и не точится, но дает хорошую прибавку к антиконтролю.

Если у вас не получается красиво отпрыгивать и убивать своих врагов, не расстраивайтесь это дело практики. Главное не забывайте держать правильную дистанцию, иначе вы труп.

Разработчик: PearlAbyss

Подробный гайд по классу Колдунья в который безусловно, является лучшим классом для соло PvP в этой MMORPG.

Дело в том, что на этом настаивают не только сами Сорки, но и каждый опытный игрок, который сталкивался с ее небывалой силой лицом к лицу. Невероятное сочетание колоссального дамага, а также мобильности, делают Колдунью вигре опасным оппонентом, а также идеальной помощницей в PvE. Таким классом управлять не просто, но главное приловчиться, тогда победа практически в кармане с первых секунд игры. Уникальный блинк Колдунья, что дает возможность ей телепортироваться, а также не бояться поражения, считается наиболее желанным скилом в ходе игры, он устрашает каждого врага, без исключения.

Экипировка Колдуньи(Sorcerer) в игре

Наш гайд по Колдунье в игре помогает больше узнать о персонаже, поэтому следует сделать акцент на одежде, ведь есть 3 стандартных билда этого класса, каждый из них нуждается в индивидуальной броне. И так понятно, что, как и для всех классов, нет смысла брать весь сет, а потом получать последний бонус, так как его проще перекрыть какой-то бижутерией, в крайнем случае, камнями, намного приятнее получить по 2 бонуса с 2-х наборов. Сначала определитесь, какую колдунью собственно качаете, с чистого дамагера, делая упор на защиту, или просто среднего персонажа.

В Black Desert пробуждение Колдуньи за счет первого билда предполагается нанесение невероятного урона, но также не получится справиться со многими боссами в PvE, второй вариант – с лучшей выдержкой, но требует внимания к экипировке.

В целом, есть действительно неплохие варианты, как скомбинировать наборы, первый даст в сумме 400 баллов выносливости и 7 баллов урона, что актуальнее для второго билда. Счет собирается из обуви, шлема Джерес, ее перчаток, все это дополняется доспехами Аджери. Во втором случае предполагается 2 бонуса разного типа, в которых есть доспехи и перчатки Аджери, а еще обувь и шлем Джерес.


Оружие для класса Колдунья в Black Desert

Если говорить ооружии Колдуньи в Black Desert, его в принципе, выбрать не сложно, персонаж обычно защищает кого-то или убивает, поэтому лучше акцентировать внимание на атаке и меткости. Идеально подходит талисман Юриа, а также Кзарки. Из бижутерии попробуйте создать атаку, меткость и даже НР. Вдруг не получается активно прыгать и уничтожать врагов, не огорчайтесь, все придет с практикой, главное держать соответствующую дистанцию, иначе смерти не избежать.

Не забывайте выполнять в Black Desert пресеты колдуньи, управляйте ею только по комбо системе, ничего не бойтесь – победа в дуэлях гарантирована. Располагая минимумом брони, ваша героиня станет наносить урон по площади, а еще одиночным целям, только ей доступен уникальный вид энергии частицы зла. У девушки не только лучший скил, но и блинг, соответственно, можно не поддаваться контролю Гиганта либо Воина.

Важная информация по прокачиванию Колдуньи:

Сорка нуждается в одиночестве, если вы планируете ее раскачать для PvE, так как иные игроки просто нарушат схему сбора мобов, будут давить, дабы вы слились. Когда начинается в Black Desert прокачка колдуньи, лучше собирать мобов воедино, прямо перед собой, опрокидывать и бить волной. Хорошо бьющих, да еще и во все стороны, скилов, у Колдуньи нет, притом нужно активно следить за ХР. На высших уровнях лучше фармить в лесу Манш, там есть орки, из них доступно выбить уникальное ожерелье.

В массовых противостояниях Колдунья сразу избавляется от соперников с задней линии, притом практически равных ей по силе, при этом обязательно контролирует себя. Что касается дуэлей, там и раскрывается вся уникальность класса. Проще всего делать комбо, которые начинаются со скила Ворон, а заканчиваются Длинной ночью. В принципе, каждый игрок найдет собственный неординарный прием, способный уничтожить оппонента. Не стоит игнорировать блинг, который легко спасает Королеву в критической ситуации.

Подробный видео гайд по Колдунье

Видео билда и комбо класса Sorcerer в игре

Вступление

Сорка, она же в России - Колдунья. Мобильность и взрывной урон в зубодробительных комбинациях - первое, что приходит на ум при упоминании Колдуньи в Black Desert. Почти любой класс назовет ее самым неудобным противником в PvP. Даже неуловимые Ронины чувствуют себя не в своей тарелке в дуэлях с Колдуньями. Секрет успеха прост - Колдунья всегда контролирует бой, ей не страшны молниеносные выпады Ронина, раши Варваров или сумасшедший дамаг Лучниц. На все один ответ - блинк. Блинк Колдуньи - ее главное и основное оружие, во время блинка она неуязвима и в отличие от многих других классов это действительно блинк. Она исчезает в одном месте и появляется в другом, заставляя оппонентов постоянно крутить камерой.

Кому может подойти данный класс?
Колдунья один из лучших ганк классов в это игре. Однако, если вы захотите принять участие в масс PvP, то должны быть готовы держаться подальше ото всех и заливать дальними скиллами (а их не так много) или же убивать всяких Лучниц, которые чувствуют себя в безопасности на большом расстоянии от замеса. В общем, если вы привыкли вырезать противников по 1 и мерятся гениталиями на арене, то этот класс именно для вас.
Умения

а) Картинка с билдом на 700+ сп

Самый эффективный, по моему мнению, скилл билд для Колдуньи. Займет он 773 скилл поинтов. Данный билд я использую лично.
Но давайте рассмотрим каждое умение отдельно:

Разрез тьмы (автоатака) - восполняет ману, но наносит мало урона. Так что данный скилл советую качать, когда качать уже нечего.

Мобильное уклонение – дается по дефолту, позволяет уклониться, но в принципе бесполезен для Колдуньи, потому что у нас есть блинк.

Темное единство – пассивка, усиливающая наши возможности с самого начала игры и тонкий намек на то, что у нас магическая атака.

Шаг назад I – ответвление от Вырвавшейся тьмы, при использовании комбинации S+F отталкивает вас от противника на небольшое расстояние. Данный скилл можно использовать, как способ передвижения если закончилась стамина, не обязательно отталкиваться от противника.

Острые когти – дается по дефолту, позволяет сократить дистанцию и подбросить противника. Полезность в PvE низкая, а в PvP от него так же нету толку, так как этот скилл еще и тратит стамину.

Щит тьмы – единственный скилл, который дает нам деф, на максимальной прокачке дает +13 защиты от всех атак. Берется обязательно, но не первостепенно. Из-за того, что Колдунья имеет достаточно мало здоровья и не столь много защиты, дополнительная защита не повредит.

Сгущение тьмы – такой же бесполезный скилл, как и Энергия зла, но с долгой анимацией. Единственный плюс в том, что этот скилл кладет дебафф на защиту, но с долгой анимацией не очень удобно. Ах и еще отталкивание действует только на мобов. Проходной скилл до волн.

Злая тень – стрейф в бок при дальней автоатаке. Дает баф на +30% критического удара при максимальной прокачке и так же увеличивает дистанцию стрейфа.

Ворон – второй скилл, при помощи мы сокращаем дистанцию с врагом. При максимальной прокачке дает возможность опрокинуть противника, а так же снижает его магическую защиту.

Частица тьмы - очень важный скилл для Колдуньи! Частицы тьмы накапливаются со временем или при нанесения урона. Внешне выглядит, как летающие вокруг Колдуньи шарики. При максимальной прокачке будет всего 3 шарика, причем 1 шарик это 10 частиц тьмы. Данные частицы нужны для использования Q"шки (Поглощение частиц). 10 частиц дают вам 40 маны, а так же бафф: 1-ый уровень дает бафф на +8 урона, 3-ий +30 урона, этот бафф кладется не только на вас, но и на всех союзников на небольшом расстоянии. Также, частицы тьмы используются во Взрыве частиц.

Взрыв частиц – выпускает частицы тьмы и за каждую частицу наносит урон. Скилл средней дистанции, но он имеет долгую анимацию по этому в PvP не используется, а вот в PvE используется из-за того, что его апнули в плане урона (100% крит был всегда). Также восполняет ману, как и Поглощение частиц, но не дает баффа на урон.

Кровавое месиво – вампирик с кд в 40 секунд, зато действенный. Используется в мили вокруг Колдуньи, но если выставить скилл на панель, он юзается очень долго со своей анимацией, советую юзать его через Shift+(A-D)+Space (мгновенный каст, но режет урона на 15-20%). Также, вешает дебаффы на -3% меткости и кровоток на -15 здоровья. В PvP юзается для нанесения дополнительного урона, если вам его не хватает. В PvE для отхила при большом количестве мобов (от 5 до 7) рядом с вами. Часто использовался мной на прокачке мобов выше меня по уровню. Гнев черного духа 200% используется только с панели. Раз десять я использовал этот скилл на 200%, но кроме красивой анимации, увы, толку нет.

Адский огонь тьмы – ответвление от Теневого удара, наносит мощный урон. Опрокидывает и накладывает эффект горения на -15 здоровья при максимальной прокачке. В момент применения скилла весь входящий спереди урон поглощается. Когда скилл находится в кд, не опрокидывает.

Верхний удар – удар ногой, который дает возможность подбросить противника. Проходной скилл.

Выброс тени – пассивка к Верхнему удару. Дает возможность подбросить противника, также дает баф на +6% меткости. Надо понимать, что сначала юзается Нижний удар, потом Верхний удар. Выброс тени можно выложить на панель и юзать без геморроя, тем самым сразу опрокидывать противника.

Ночной ворон (он же блинк) – самый важнейший скилл для Колдуньи! То самое важное, из-за чего Колдунья всех бесит и из-за чего все её боятся. Неуязвимость во время блинка, мгновенное перемещение из одного места в другое, правда, на небольшое расстояние. Именно из-за этого скилла Колдунье приходится следить за расходом стамины чтобы не умереть. При максимальной прокачке прерывает анимацию чужих скилов. Эффект к скорости передвижения применяется если вы юзаете W+Shift+Space.
Комбо: Ночной ворон использует частицы тьмы, если у вас закончилась стамина, всего 3 дополнительных блинка, которые могут спасти вам жизнь.

Пламя ворона – неплохой мили скилл, имеющий контратаку и атаку в воздухе(с ответвлением опрокидывает). Сам по себе скилл не настолько хорош, но взяв к нему ответвление, он приобретает новые краски. При максимальной прокачке может прерывать анимацию других скиллов. Комбинация Выброса тени или Извержение тени и прокаченного Пламя ворона мы получаем воздушную атаку, что вносит большой урон по противнику. Удар тьмы – то самое ответвление. Добавляет удар ногой после анимации основного скилла и за счет этого увеличивает урон от скилла и опрокидывает противника.

Теневая метка - бесполезный скилл. Не юзается ни в PvP, ни в PvE из-за своего маленького урона и плохой меткости.

Пламя бездны – контроль в PvE и неплохой урон в PvP c эффектом восстановления здоровья (везде). Неудобно кастуется (его надо заряжать), но даже незаряженным его можно использовать, правда не будет восстановления здоровья, опрокидывания и очень маленький урон, а вот как правильно его кастовать, я вам сейчас расскажу. Все очень просто, используем комбинацию кнопок Shift+S+ПКМ+ЛКМ, выглядит страшно, не правда ли? Вся загвоздка в том, что после блинка назад этот скилл выпускается с максимальным зарядом и имеет все свои эффекты.

Деструктивный сон – ульта. Скилл долго кастуется, но имеет много преимуществ в виде: среднего (даже дальнего) радиуса действия, большим уроном и АоЕ, также опрокидывает до 10 целей, даже в PvP. При 100% гнева черного духа, опрокидывание меняется на оглушение и увеличивается радиус действия.

Быстрое уничтожение – название говорит само за себя. Позволяет использовать Деструктивный сон моментально с откатом в 30 секунд.

Деструктивный сон

Б) PvE умения - что качать в начале
Надо понять, что Колдуньей вам придется фармить восновном в мили и по опрокинутым противникам. У нас по дефолту есть Теневой удар, для того, чтобы раскрыть потенциал этого скилла, нужно опрокидывание, а значит качаем Пламя ворона и Удар тьмы, но можно использовать и Вырвавшуюся тьму. Так же можно использовать Волны тьмы, опять же по опрокинутым целям. Этого вам должно хватить, чтобы чувствовать себя комфортно при фарме.
в) PvP умения - ключевые умения для PvP
Ключевые умения в PvP:
Поглощение частиц (Q- по кд).
Щит тьмы (самая главная защита).
Ночной ворон.
Теневой удар (он везде).
Ворон.
Длинная ночь.
Извержение тени.
Пламя ворона вместе с Ударом тьмы.
Пламя бездны.
Вырвавшаяся тьма.
У Колдуньи есть много скиллов, которые она может применить в PvP, но это основные скиллы которые помогут вам доминировать в PvP. Остальное уже по желанию.

3. Экипировка
а) Экипировка для PvЕ
б) Экипировка для PvP
Есть разные комбинации сочетания брони, оружия и офхенда, но я опишу лишь те, которые считаю важными, а вам уже придется выбирать и одевать.
Начнем с самих сетов, их много, но рассмотрим мы всего 4 и 1 необычный сет.

И последний, но не по значению.

Сет с Боссов:

Аджери - самый хороший вариант для начальной игры и прокачки до 50 лвла.
Из этих сетов вы можете наварить много чего и выбрать каждый для своей игры.

«Так же надо понимать что Колдуньи делятся на 3 типа: DD, Защитная и гибрид. Гибридам, в определенные моменты, не хватает либо защиты, либо урона и это печально. DD - ну тут и так все понятно. Защитная уходит как в защиту так и в уворот и пытается на этом выжить, но такой тип уместен только в масс PvP. И еще одно, Колдуньи максят скорость каста, потом крит, а уже под конец можно и скорость атаки».

Уворот от обуви Таритас вам ничего не даст, урон по вам все равно будет проходить. Меткость от перчаток Таритас можно заменить на офхенд с меткостью. Перчатки Аджери, которые прибавляют скорость атаки/каста, можно заменить на камушки инкрустации в те же перчатки. Да все здесь можно заменить на что-то другое и выбирать придется именно вам.

Стамины вам ничто не даст кроме обуви Джерес. Добавим перчатки Джерес, доспехи Аджери и шлем Джерес. Теперь у вас есть бонус от 2 и 3 вещей, а это +400 выносливости и +7 урона. Еще один пример. Берем перчатки Аджери, доспех Аджери, обувь Джерес, шлем Джерес. Таким образом, у нас есть два бонуса от двух частей обоих сетов.

Как я уже говорил, вариаций много и вы можете экспериментировать и подбирать то, что вам нужно я лишь показал как можно.

Если с броней все кажется сложно, то с оружием куда проще.

Оружие:

Талисман Асвол - проходная пушка и нужна только для того что бы прокачать до 45-50.
Талисман Юрия – хороша как в PvE так и в PvP за счет своего большого урона по людям. Меняется на Либерто или Кзарки по усмотрению.
Талисман Либерто – лично мной браться не будет. Показатели урона у этого оружия выше чем у Юрия, но заточка займет много средств и сил, а они понадобятся вам для проточки Кзарка.
Талисман Кзарки – Показатели атаки, что у Кзарки что у Либертно одинаковые, но вот показатели меткости разные. Это позволяет сменить офхенд с меткости на атаку. ТОП на момент 2015.

PvP. Амулет Хелрик – офхенд на точность, который будет использоваться нами до появления талисмана Кзарки или наручей Бхега.
PvE. Амулет Джубер – офхенд на атаку. Используется только при фарме для быстрого убийства мобов. После появления талисамана Кзарки (наручей Бхега), амулет Джубер станет основным офхендом. Амулет, падающий с дракона в Валенсии, будет использоваться так же как амулет Джубер.

Бижутерия:
Кольцо из красного коралла, Признак тени.
Серьги из красного коралла, Украшение ведьмы.
Ожерелье огров или крафтовые ожерелья на сопротивления.
Пояс духа дерева.

Камни инкрустации:
Камушки в голову:

В) Смена экипировки с выходом обновлений - Медия, Валенсия
Описано выше.

4. PvE
Ротация умений в PvE, удобные споты и мобы для прокачки. Различные фишки и секреты
Самые интересные места для кача, на хай лвлах, как по мне, это - Лес Манш, который находится выше деревни Трент. Чем удобен Лес Манш - там мобы стоят группками, и довольно большими + в этом лесу ходят огры, с которых падает ожерелье огров. Рядом с Лесом есть Озеро Кайи, тоже очень удобное место, много мобов и особо не дамажат. На 20-25 лвле, очень хорошее место для кача - Руины замка греха, которые распологаются ниже Хиделя. Там есть топовый спот, с этитным мобом, и на этом споте ресается довольно большое кол-во мобов, да и дроп более-менее хороший.
А так ищите места, где меньше всего будет людей.

5. PvP
Комбинации умений в PvP, скрытые комбинации, ротация умений и краткое описание особеностей ПвП с каждым классом. Роль класса в партийном и массовом PvP.

В PvP самая главная задача Колдуньи - это раздача контроля и вырезание задней линии чужих DD, то есть Лучниц и Колдуний.

Какими умениями стоит пользоваться в PvP? Однозначно всеми котролями по кд: Деструктивный сон, Извержение тени, Знак боли на дальней дистанции.

Если вы собрались ловить противников по одному и уничтожать их, то вам всеровно придется сокращать дистанцию, а это Ворон или Длинная ночь и в зависимости от скилла которым вы попали то у вас начинается разная комбинация.

Ворон – 2 Теневых удара - Адский огонь тьмы – Теневые удары – Шаг назад и этого должно хватить что бы убить, если нет то повторить до убийства.

Длинная ночь – Пламя ворона + Удар тьмы –Теневые удары – Шаг назад – Блинк назад - Пламя бездны. Не хватило? Повторить.

У Колдуньи нет большого обилия скрытых комбинаций. Она более прямолинейная и раскрывать вам мне нечего.

6. Итог

Что же вам посоветовать то в итоге?

Советую, во-первых, постараться на старте ОБТ оторваться от большего количества людей, так как и вам потом будет легче, да и лагов будет поменьше, а мобов побольше.

Во-вторых, не стесняйтесь и задавайте вопросы, я постараюсь на них ответить (по мере возможности конечно).

В третьих - играйте в удовольствие, если после прочтения данного гайда, вам станет легче и понятнее играть за Колдунью, для меня это будет самой большой наградой.

Ну и на последок, спасибо вам большое за прочтение этого гайда.

Предпочитаете держать врагов на расстоянии? Предпочитаете носить браслеты, а не меч? Тогда прочитайте гайд по колдунье в Black Desert — она может телепортироваться и создавать файерболлы.

Билд колдунья в Black Desert

Тяжелый в управлении класс (немного об этом в статье « «), который больше подойдет продвинутым игрокам. Так что, новички, не видитесь на отличный внешний вид сорки или окажетесь со сломанными пальцами. Заодно посмотрите, чтобы не висеть на низких уровнях слишком долго.

С виду колдунья — это просто хрупкая девушка, которая может вломить в нос в случае чего. И это впечатление не обманчиво. Очень часто ей приходится опрокидывать врагов на спину, чтобы снять у них побольше жизней, пока те поднимаются на ноги.

Получать по своей заднице она не любит, так как броню не носит, поэтому использует как уклонение, так и телепорт (блинк), для того, чтобы увернуться от удара.

Общее

Колдунья относится к расе людей, считающей ее изгоем. Ее основная особенность в том, что она владеет темной магией, которая пугает окружающих. Основное оружие данного персонажа – сакральные знания и священные талисманы, помогающие в борьбе с неприятелем. Для умелой колдуньи группа противников – не угроза, ведь она с легкостью может одолеть каждого из них. Представители данного класса являются универсальными, ведь они уверенно сражаются как в ближнем, так и в дальнем бою, специализируясь на быстрых магических ударах, массовых заклинаниях, телепортации. Минусом героя является слабая защита, которую противнику легко пробить в режиме ближнего боя. Кроме урона от магии, персонаж накладывает на цель различные эффекты. Чтобы их изучить, смотрите гайд Колдунья в Black Desert — там рассказано все, что нужно знать.

Основные умения и навыки:

  • Метка боли – оглушает, снижает урон противника.
  • Метка тени – атака темной энергией.
  • Эпидемия страха – вселяет страх в выбранную цель, дезориентируя ее.
  • Мечта разрушения – наносит удар в определенной области.
  • Восстание из тени – позволяет наносить удар из тени.
  • Удар по лицу, ногам – наносится мощный удар в зависимости от части тела.
  • Ночной ворон – телепортация на выбранную позицию.
  • Круговорот тьмы – атаки с использованием темной магии.
  • Освобождение тьмы – при ударе отталкивает от себя противника.
  • Огонь бездны – огненная магия.
  • Щит тьмы – выступает в роли защитного заклинания, окутывая персонажа невидимой защитой.
  • Огненный ворон – герой начинает кружиться, поджигая мобов вокруг.

Колдунья – универсальный боец, способный сразить противника магическими заклинаниями, которых в арсенале героя достаточно много. Кроме этого вести бой она может прекрасно на расстоянии и при близком контакте с противником.

Колдунью, которую русскоязычные геймеры часто называют «соркой» или «магичкой», многие любят за проворность, неплохой урон и хорошие показатели выживаемости. А что еще следует знать об этом классе в , прежде чем начать за него играть?

Что собой представляет?

Колдунья (Sorcerer) – только на первый взгляд миловидная девчушка, обладающая магическими способностями. На деле она представляет собой настоящую машину для убийства. Полезен персонаж данного класса и при «гринде» в одиночку (даже когда противники нападают группами), и в PvP, как соло, так и при осадах или других массовых замесах.

Так почему же «сорка» является такой популярной среди опытных игроков, а встречи с ней в качестве противника опасаются практически все представители других классов? Давайте попробуем разобраться!

Преимущества и недостатки класса

Колдунья пришлась по вкусу многим геймерам из-за своей мобильности, впечатляющего урона и большого количества комбинаций, способных остановить как одного мощного противника, так и целую толпу врагов. Ее главное преимущество перед другими классами – «блинк». Это способ мгновенного перемещения на небольшое расстояние, во время которого колдунья не только исчезает из поля зрения противника, но и становится неуязвимой. И пока враги озираются по сторонам в поисках пропавшей «сорки», она успевает восстановить очки жизни и маны, а затем и вовсе наносит смертельный урон благодаря своим убийственным связкам.

Еще одно ключевое преимущество колдуньи – большое количество навыков, которые с легкостью собираются в опаснейшие «комбо». Причем среди заклинаний этого класса многие могут наносить массовый урон по нескольким целям, что очень полезно при «гринде» (как в компании, так и в одиночку). А вот в PvP «сорка» обычно старается контролировать ход поединка, что вместе с ее мобильностью позволяет ей справиться с представителем любого класса при прочих равных условиях, вроде уровня и экипировки.

Едва ли не единственным недостатком колдуньи пользователи называют слабенькую защиту. Однако на этот нюанс перестаешь обращать внимания из-за ее высокой подвижности и «пассивкам», позволяющим восстанавливать очки HP и MP за считанные секунды. А вот для того чтобы справиться с любым врагом, достаточно немного потренироваться и освоиться с комбинациями «сорки».

Ключевые умения

В зависимости от «заточенности» колдуньи под PvP или PvM, ветки ее развития могут кардинально отличаться. Но ряд умений при любой манере игры многие пользователи называют у этого класса просто необходимыми для изучения:

    Волны тьмы. Наносят массовый урон по группе противников. Причем в несколько волн. В связке с опрокидыванием данный навык будет крайне полезен и при «гринде», и в массовых PvP-замесах.

    Теневой удар. Главное умение колдуньи в ближнем бою. Мало того, что наносит внушительный урон, так еще и обрастает дополнительными полезными возможностями на высоких уровнях.

    Рывок ворона. И хоть прокачать его необходимо всего пару раз, это умение станет ключевым в развитии успешной колдуньи. С его помощью «сорка» резво перемещается на несколько метров, опрокидывает цель да еще и снижает ее защиту от магии.

    Деструктивный сон. Позволяет опрокидывать до десятка противников даже на расстоянии. А активируется данный навык на высоких левелах, как «инста-каст».

Оружие и экипировка

Колдунья очень зависима от выносливости (именно благодаря этой характеристики и осуществляются «блинки») и, равно как и другие классы, наносящие противникам «тяжкие телесные», от показателей меткости. Плюс ко всему у «сорки» не так уж много очков жизни, как у какого-нибудь варвара.

Поэтому возникает определенная дилемма – либо пожертвовать меткостью, часто промахиваться, зато поднять все «статы» по максимуму, либо же рисковать всем своим добром из-за низкого максимума HP и при этом попадать по врагам едва ли не каждую атаку. Оптимальным же многие опытные пользователи считают для колдуньи или белый, или синий сет, который можно немного разбавить вещами на то, чего не хватает в вашем комплекте: выносливости, меткости, повышения характеристик.

А вот с оружием все предельно просто – следует идти от самого простого в сторону улучшения. Поначалу Юриа в основной руке, «пушка» одинаково хороша и в PvE, и в PvP. Затем Либерто, а на финише Кзарк. Во вторую руку не помешает взять оружие на меткость.

«Заточки» и «пробуждение»

Разгонять экипировку стоит на «стамину» и увеличение либо навыков, либо показателей меткости. Со временем часть вещей следует «точнуть» на «резисты». При этом крайне важно соблюсти баланс и увеличивать те показатели, которые оптимально подходят под вашу манеру игры. К примеру, любителям «гриндить» в одно лицо не помешает увеличить характеристики и повысить выживаемость за вещей на HP. А ярым фанатам PvP следует поднимать выносливость и меткость.

Как только появится такая возможность, «пробуждать» колдунье необходимо те навыки, которые вы наиболее часто задействуете или считаете основными в своем «билде». У многих это либо Рывок ворона, либо Теневой удар. Некоторые отдают предпочтение Адскому огню или Длинной ночи, но это дело вкуса и вашей манеры игры.

Что в итоге?

Колдунья (Sorcerer) – это далеко не самый простой в управлении класс. Зато она по праву считается лучшей в PvP 1х1 и будет приносить немало пользы в массовых сражениях пользователей. А вот касательно PvE мнения у опытных геймеров разделяются. Кому-то нравится «фармить» магией, а некоторые отдают предпочтение другим классам.

Новое на сайте

>

Самое популярное