Домой Полезные свойства плодов Titan siege билд для чего волшебное кольцо. Какой максимальный уровень Titan Siege. Какие есть классы в Titan Siege

Titan siege билд для чего волшебное кольцо. Какой максимальный уровень Titan Siege. Какие есть классы в Titan Siege

ИГРАТЬ

Если вы в восторге от данной игры, нужно знать все про классы в . Ниже приведён подробный гайд с обзором всех персонажей.

К примеру, Воин является мужественным солдатом, что всегда облачается в тяжелые доспехи, это гарантирует ему максимальную устойчивость. Данный персонаж предпочитает противостоять соперникам в ближнем бою, применяя соответствующее оружие. За счет повышенного запаса здоровья, а также брони, есть шанс подавить своего врага, вступая с ним в рукопашный бой. В целом, Воин располагает двумя видами навыков, среди которых:

  • воитель;
  • паладин.

В первом случае доступно жертвовать личной защитой, поражая соперника небывалой силой атаки, обычно данный герой использует только двуручное оружие. Паладин, в свою очередь, делает акцент на защите, просто изматывает оппонента, а потом наносит смертельный удар.

На кого еще стоит обратить внимание при выборе персонажа в игре?

Далее изучая классы в Titan Siege, следует рассказать об Ассасине , он надевает легкие доспехи и применяет короткие клинки, такого парня всегда боятся, даже ненавидят, ведь он беспощадный убийца, и смерть от руки персонажа быстрая. Класс убийц всегда быстрый, поэтому он искусно владеет оружием в ближнем бою. Ассасин может быть в игре:

  • разбойником;
  • убийцей.

Первый персонаж максимально открыт, легко наносит ранения и проводит небывалое количество активных приемов, изматывая противника. Убийцы собственно решают вопросы за счет одного точного удара в уязвимое место врага, для этого они также задействуют навыки маскировки.

Изучая наш обзор про классы в titan siege , вы можете выбрать Жреца , у него есть божественная сила, способная давать жизнь и поглощать всю ее энергию. Обычно противостоит в дальнем бою, выделяется излишней потребностью в командной работе. За счет навыков может быть:

  • апостолом;
  • инквизитором.

Какие преимущества есть у Апостола и Чародея?

Апостол всегда сосредоточен на обучении, старается помочь другим, овладевает навыками исцеления. А вот Инквизитор берет в руки божественную силу, попутно уничтожая врагов, таким образом, выступает боевым магом.

Изучая в игре классы персонажей, нельзя не отметить Чародея , он представляет, опять-таки, касту магов, весьма опасен в своем роде, в частности, в дальнем бою, может использовать массу атакующих заклинаний. Чародей опасен, как одиночка, но также и в команде. Он постигает знания:

  • архимага;
  • магистра.

Первый вариант покоряет горящие бездны, готов повелевать огнем, который легко истребляет мелких оппонентов, попросту сжигая их тела. Магистр собственно командует ледяными волнами, может замораживать даже кровь врагов.

Имеется также такой представитель, как Колдун , он призывает к действиям, оправдывает свои способности в дальнем бою. Может объединить немало знаний воедино, ведь имеет прислужников из других измерений. Колдун легко становится:

  • некромантом;
  • громовержцем.

Первый герой делает акцент на призыве множества сильных врагов, готовых выполнить самую сложную работу. Громовержец обычно расправляется с оппонентами самостоятельно, опираясь на силу энергетических заклинаний.

Классы в Titan Siege видео геймплея

Системные требования Titan Siege

Минимальные требования:

Операционная система: Windows 7 64 бит
Процессор: Intel DualCore i3 или выше
Видеокарта: GeForce 8600 Series или выше
Оперативная память: 2 ГБ на
жестком диске: 4 Гб

Всем игроманам пламенный привет!

Сегодня мы продолжим рассматривать классы Titan Siege.

Посвящен колдуну.

Этот класс популярной MMORPG часто встречается и в других играх.

Он привлекает многих своими колдовскими чарами. И по праву заслужил любовь геймеров.

Колдун в прокачивается просто, имеет немало ключевых особенностей. По силе превосходит остальные классы.

В чем преимущества

Выбрав этого героя, рассчитывайте на полноценное прохождение. Причем не обязательно с командой, даже одиночная игра будет полноценной. Вы легко вступите в бой с толпой мобов, и всегда будете в выигрышах в противостоянии с реальными игроками.

Путь развития зависит от вас – сделаете вы воина на дистанционную атаку молнией и ядом или мага-призывателя.

Уникальная особенность – нанесение высокого урона. Плюс – возможность лишить контроля противника на длительный промежуток времени.

Этот путь развития прославился навыками призывов. Поэтому многие развивают некроманта в игре. Призвать можно скелета-мага, Тинатиуса, скелета-воина.

От их характеристик зависит сила, чем выше здоровье, атака, тем круче существо. Прокачать персонажа довольно просто. Вы даете команду подчиненным, они начинают крушить мобов, а вы получаете опыт.

Понравится всем любителям магии молнии, грозовых извержений. Навыки призыва отсутствуют. Но зато вы создадите по-настоящему непревзойденного персонажа. Выбрать развитие можно для усиления контроля или нанесений огромных уронов по нескольким целям.

Независимо от развития, урон в любом случае отличный. При условии, что топовые навыки увеличивают шансы на критические удары.

Что стоит прокачать

Прежде чем определиться, какой навык развивать, не поленитесь тщательно изучить все. Подберите то, что подходит именно вам. Я поделюсь с вами тем, что я выделил лично для себя. Это такие навыки.

  1. Призыватель. Следует прокачивать вторую сторону. За основу берем умение призыва, для атак понадобится поглощение душ.
  2. Ядовик. Тут призыв не понадобится, нам надо иметь все, касающееся личных атак. Развивать начинаем правую ветку.
  3. ДД контроль. Внимание направлено налево, развиваем тут все навыки. Это позволяет вести контроль над соперниками, нанося максимум урона.
  4. Максимальный ДД. Дает возможность добиться максимума показателей атаки. Развиваем правую ветку.
  5. Гибрид. Позволит вам создать любого персонажа с возможностью применения особенностей любой ветки. Однако, в вашем распоряжении будет только 69 умений.

Билд на класс некромант

Хочу отметить, что я не топовый игрок. Я ориентируюсь в первую очередь на призывы помощников и их усиление. То есть, являюсь частным призывателем.

Подводим итоги

Раскачать некроманта легко. Разобраться в навыках по силах неопытным новичкам. Просто все тщательно изучайте. Безусловно, персонаж достоин внимания. Если у вас есть дополнения, согласно полученного опыта, буду благодарен, если вы поделитесь ими в комментариях. Удачи вам, успехов! И до скорых встреч!

Всем привет!

Ролевые игры трудно представить без убийцы.

Опасный боец привлекает многих, имеется он и в игре Titan Siege.

Если вы новичок, этот гайд для вас.

Предлагаю подробно узнать, чем же может вас привлечь убийца.

Ключевые особенности класса

В первую очередь персонаж предназначен для того, чтобы наносить в единицу времени максимум урона. Вы получаете отличного бойца для ведения близких боев.

Он привлекает высокой скоростью перемещений, отличными шансами нанесения критических ударов, способностью становится невидимым. Его удары точно попадают по единичной цели, хотя его можно прокачать и для массовых уронов.

Слабое место – защита. Нередко, сталкиваясь со множеством противников, он проигрывает. Но вы всегда можете использовать поддержку лекаря и превзойти все остальные классы.

Я выбрал этот путь, хотя изначально не считал его правильным, полезным. Меня в нем привлекла специфика, с возможностью проведения массовых атак, неплохих для режима PvE. Это способность контроля над противником и супер скорость.

С реальными игроками эта ветка неподходящая. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Если вы имеете положительный опыт, поделитесь.

Умения способствуют развитию контроля над врагом (в левой части) и атак любых целей (в правой части).

Этот путь мне показался идеальным. Тут вам и высокие уроны с критическими ударами, и невидимка, и наложение на противников дебаффов, и самоисцеление. То есть все необходимое для раскачки в PvP.

Вы получите по-настоящему полезного воина. Так что же стоит прокачать? Я выделил несколько типов персонажа.

  1. Контроль – берете вверху пробивающийся удар, налет, стремительность, метательные ножи. Начинаете прокачку левой части. Вы получите хорошую способность остановления, замедления врагов.
  2. ДД – берете все то же, что и для контроля, но заменяете пробивающийся удар избиением. Прокачиваете правую ветку. Вы имеете чертовскую изворотливость, отличную атаку для массового или одиночного боя.
  3. Контроль/ассасин – берем силу, пыль в глаза, прокол, бегущую тень, силу отравителя. Прокачка левой ветки. Итог – потрясающая скорость в режиме невидимки, навык контроля.
  4. ДД/ассасин – супер вариант для критического удара. Я о нем опишу подробно ниже. По одиночным целям наносится великолепные удары.

Еще можно создать гибрид, взяв различные навыки из всего перечисленного. И вы получите уникальный класс.

Билд на Ассасина

А теперь наиболее выигрышный вариант для PvP режима. Рекомендую посмотреть прокачку в видео.

Вывод

В завершение отмечу, что убийца в Titan Siege интересен на самом деле. Однако, приготовьтесь к заморочкам. Просто развивайте его по своим предпочтениям. И вы получите отличного воина для нанесения ударов по одиночным целям.

Мне остается пожелать удачи. Если вы хотите внести дополнения, пишите в комментариях.

Какая ролевая игра может обойтись без класса убийц? Да наверняка такую роскошь не позволит себе не один проект, вот и приглянувшаяся мне тоже не смогла обойтись без него.

Впрочем, акцент игры на классической схеме уже подразумевает наличие этого опасного бойца, и в этом гайде я предлагаю разобраться чем может быть привлекателен наш герой.

Ключевые особенности

Убийца Titan Siege в первую очередь предназначен для нанесения максимального урона в единицу времени, другими словами мы имеем ДД класс ближнего боя с физическими атаками.

Главными особенностями являются высокая скорость передвижения, способность становиться невидимым и высокие шансы наносить критические удары. В идеале убийца — это игрок чьи удары сконцентрированы на одиночных целях, но есть возможность раскачки и на массовый урон.

Правда не стоит обольщаться его внушительным атакам, ведь защита его не так крепка, как у воинов и ближний бой против нескольких врагов может закончиться не в вашу пользу.

В целом при поддержке лекаря вы можете стать первоклассным ДД персонажем и превосходить в прямом контакте.

Ветка разбойник

Этот путь развития лично мне показался весьма специфичным и не особо полезным, хотя в нем есть некоторые интересные способности, например, массовые атаки, которые неплохо покажут себя в PvE, умения контролировать врага и высокая скорость перемещения.

По общей картине я больше бы отнес эту ветку к режиму PvE, потому как биться в реальными игроками с теми возможностями, что предложены тут будет сложно, хотя если у вас есть иное мнение поделитесь им в комментариях.

Умения из левой части развивают контроль над противником, в то время как правая часть направлена больше на атаку, как одиночной, так и множественных целей.

Ветка ассасин

Развитие по данному пути мне понравилось больше, тут есть и хваленая невидимость, и высокий урон с критическими ударами, и наложение дебаффов на врага, и даже самолечение.

Для любителей PvP здесь можно найти все необходимое для раскачки действительно полезного убийцы, причем многие навыки отлично работают и для PvE, но стоит отметить что в этой ветке нет ни одного навыка массовый атаки.

Билд на один из вариантов Ассасина я дам чуть ниже, а пока расскажу о преимуществах разных вариаций данного класса.

Что прокачивать?

Для себя я выделил несколько типов убийц, с одной стороны они очевидны, с другой не все придерживаются этой простоты и распыляются на все разом в итоге получают бесполезного персонажа.

  1. Разбойник/Контроль — берем из верхней строчки Налет, Пробивающий удар, Метательные ножи и Стремительность, а в остальном качаем левую часть ветки. Так мы получим хорошие способности замедлять и останавливать врага, тем временем нанося ему урон.
  2. Разбойник/ДД — из верхних умений берем все тоже что и предыдущий вариант, только вместо Пробивающего удара лучше взять Избиение, далее качаем правую сторону. Таким образом получим чертовски ловкого героя с хорошими атакующими данными для одиночных и массовых битв.
  3. Ассасин/Контроль - за основу можно взять Прокол, Пыль в глаза, Сила отравителя и конечно Бегущая тень. В остальном качайте навыки из левой части — это позволит развить уже взятые способности из первой линии, навыки контроля и дикую скорость в режиме невидимки.
  4. Ассасин/ДД - этот тип я качаю сам и его сила в критических ударах. Ниже я дам на него билд, который как мне кажется будет отличным вариантом для нанесения высокого урона по одной цели.

Есть еще вариант создания гибрида, взять самые интересные навыки из разных путей и в итоге получить уникального персонажа.

Билд на Ассасина

Как и обещал даю билд, который на мой взгляд будет выигрышно смотреться в PvP режиме и в частности против одиночных целей.

Заключение

В конце хочу сказать, что вышеописанный класс определенно по-своему интересен, но со своими заморочками. В зависимости от ваших предпочтений вы можете раскидать умения на свой вкус, на мой взгляд убийца должен выносить одиночные цели максимально быстро.

Удачи в развитии по игре и пишите свои заметки в комментариях, может у вас есть чем дополнить статью.

Именно сегодня на почту пришло зазывное письмо — дескать, Titan Siege открылся, так что спешите в новую хардкорную онлайн-игру. Но стоит ли тратить на нее время?Она располагается на Gamenet, провайдере, которому достался неплохой в плане графики и игровой механики Black Desert. Новый же проект никакими достоинствами не обладает. Все донельзя банально и скучно. Кач — в азиатском стиле: возьмите задание на убийство стольких-то мобов, убейте их, получите опыт и награду. Вас швыряют от первого ко второму NPC, от второго к третьему и так далее. Их имена даже не запоминаются. И все это называется «вобрала в себя идеи и механики популярных онлайн-проектов».

Начало игры невнятное — дается задание убить варваров, однако их атаковать нельзя. Все что остается, побегать по окрестностям немного. Персонажа спустя пару минут перекинет к стартовой локации. Здоровье при этом не будет столь чудовищно большим. Все правильно — качаться начинаем с самого начала…

Конечно, система свободного PvP/PK и может привлечь кого-то. Со временем появятся высокоуровневые персонажи, которые будут сторожить малышей и наживаться за их счет. Но в плане графики и геймплея Titan Siege мало чем отличается от другого хардкорного пвп-проекта под названием Сфера 3. И массовые осады замков там есть. А больше в области пвп, видимо, разработчики ничего придумать не могут.

Персонажи — на выбор пять классов обоих полов — взрослеют потихоньку. С мобов, к слову, опыта на первых порах капает настолько мало, что даже лениво заниматься гриндом…

К месту очередного задания персонаж находит дорогу автоматически. Здоровье восполняется медленно, однако есть медитация по клавише X. Боевая система таргетовая. Берете в прицел моба, а затем последовательно, по мере отката перебираете умения. Умения эти усиливаются за очки от роста опыта — каждый раз дается по единичке. Базовый набор умений доступен сразу, умения более высокого уровня открываются после того, как в начальные брошено 8 очков — по крайней мере, у мага именно так. Подозреваю, что и остальные классы не исключение. Да, за новые умения и новые уровни умений придется платить звонкой монетой…

C 15 уровня в Titan Siege появятся ивенты, где добываются снаряжение и другие предметы…

У магов, которые выбраны для знакомства с игрой, есть два пути — огонь и лед. В первом случае это умения архимага, во втором — магистра. Стоит ли развивать оба направления, сложно сказать. Наверное, не стоит. Лучше сосредоточиться на чем-то одном. Скажем, на магии огня. Для мобов ее вполне хватает.

Предположу: открывать все умения подряд не стоит, да и очков к капе (это вроде как 54-ый уровень) может не хватит. Скажем, по первому впечатлению прокачивать магу огненный шар, базовый по сути скилл, не стоит вообще. Толку от него немного. Раскаленный доспех, который наносит урон подошедшим близко противникам, пламенный кулак и огненный поток — намного более полезные умения. Раскаленный доспех активен четыре минуты и его надо периодически восполнять. В дополнении к этому очень эффективное умение — это массовый столб пламени. Он действует на достаточно большой радиус.

Денег в Titan Siege потребуется много. Значит, фармим и пкшим…

На пятый (затем на десятый) уровень полагаются подарочные сундуки — именно оттуда извлекаются всевозможные полезные предметы, скажем, микстуры, а также т.н. подарок новичка, в котором оказались ожерелья, серьги, кольца. По крайней мере с ними персонаж стал атаковать сильнее. Прочие предметы, скажем, посох для мага, более качественная броня, боты, шапка и др., достаются за очередной квест. Дополнительные подарки выдаются за ежедневный вход и за время, проведенное в онлайн. Создатели подобных онлайн-игр почему-то уверены, что не оригинальная игровая механика, неожиданные сюжетные повороты, а именно подарки должны удерживать игрока… Надо, впрочем, отметить, что в игре в общем-то есть крафт — по крайней мере, надписи с подсказками говорят именно об этом.

Квесты, как уже говорилось, достаточно примитивные, без изюминки. Из того, что уже пройдено (а пройдено еще очень мало) они сводились к убийству мобов и сбору предметов. Да, пришлось расправиться с парочкой сюжетных боссиков. Но впечатления они не производят…

Стартовые локации Titan Siege не пустуют. Значит, геймерам нравятся онлайн-игры с устаревшей графикой и игровой механикой…

Что еще стоит сказать об игре? Только то, что абсолютно ничего нового вы в ней не обнаружите. Да, снаряжение надо ремонтировать. Да, персонажи со временем обзаведутся питомцами — это чокобо, оборотень, мухомор, остальные, видимо, за донат. Питомцы качаются, их навыки можно покупать у NPC, а кроме того, доступен режим слияния. Да, если хотите остаться надолго в игре, без гильдии не обойтись. Да, оружие и снаряжение точится. Да, на мировых боссов сопоставимого с вашим уровня стоит идти в пати с хорошими хилами — со временем спрос на них, скорее всего, будет высоким. Да, для сбора потребуются дополнительные инструменты — скажем, лопата для выкапывания растений. Ну и конечно, чтобы достичь высот в подобного рода игре, надо задротить сутками напролет… Вы готовы к этому?

Как бы то ни было, познакомьтесь с игрой и составьте свое мнение самостоятельно. Вот ссылка на официальный сайт Titan Siege .

Post Views: 1 264

Новое на сайте

>

Самое популярное