Домой Ягоды Список тихвинской иконы николо угрешского монастыря. Николо-угрешский монастырь. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Список тихвинской иконы николо угрешского монастыря. Николо-угрешский монастырь. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

б присутствии mm

Чтобы поклониться мощам Святителя Николая, можно поехать в итальянский город Бари. А можно - в Николо-Угрешский монастырь.

Помимо икон, в Николо-Угрешском монастыре есть и другие святыни. В Преображенском соборе находится частица ризы Пресвятой Богородицы, а также частица мощей Святителя Николая и мощи прп. Пимена Угрешского. После восстановления родного монастыря отца Пимена его мощи были перенесены в Спасо-Пре-ображенский собор и после прославления святого заняли свое место под украшенной сенью в серебряной раке. Поклониться им - равно как и мощам Святителя Николая - ежедневно приходят верующие. Во вторник, за вечерним богослужением, перед мощами прп. Пимена читается акафист. В четверг читается акафист перед мощами Николая Чудотворца.

В Никольском храме находится часть Животворящего Креста Господня. Но наибольшее количество святынь - главным образом, частицы мощей - хранится в Успенской церкви. Среди них - мощи таких святых, как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Тихон Задонский, великомученик Георгий Победоносец, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Силуан Афонский, святитель Григорий Богослов, великомученица Варвара, апостол Андрей Первозванный, преподобный Сергий Радонежский, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Антоний Римлянин. Кроме того, в особом ковчеге собраны частицы мощей Киево-Печерских святых.

Великое благо - возможность поклониться мощам стольких святых, собранным в одном месте. Невольный трепет испытывает душа, находясь рядом с останками людей, так сильно возлюбивших Бога. Некоторые же из них возлюбили Его «даже до смерти» - то есть приняли мученический венец. И, конечно, почитание святых мощей не есть «язычество», а есть выражение любви к тем, кого облекала некогда плоть, ставшая мощами. Собственно, говорится об этом уже на протяжении многих веков. Вот что писал своему

Вверху: Патриарх Алексий II перед ковчегом с мощами Святителя Николая.

В центре: Ковчег с мощами сет. Игнатия (Брянчанинова).

Справа: Рака с мощами прп. Пимена Угрешского находится в Преображенском соборе.

оппоненту по этому поводу прп. Исидор Пелоусиот в начале V века: «Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеять

ся над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому».

Иные святыни, обретающиеся в Успенской церкви, не менее примечательны, чем мощи святых. Это, прежде всего, части Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы. И, конечно, перечень здешних святынь был бы неполон без частицы ризы Святителя Николая.

МОСКВА, 19 дек - РИА Новости, Ольга Липич. В день праздника святителя Николая Чудотворца Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово передал в дар Николо-Угрешскому монастырю в подмосковном городе Дзержинском икону и складень с частицами мощей святителя Николая XIX века.

Директор объединенного музея-заповедника Людмила Колесникова вручила святыни лично Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму, который совершил во вторник Божественную литургию и молебен в Преображенском соборе Николо-Угрешской обители.

Икона-мощевик включает в себя 24 мощевика с изображениями Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких и многих других святых. В икону вложены также частицы Гроба Господня, Гроба Божией Матери и ризы святителя Николая.

Складень-мощевик содержит частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других святых Древней Церкви, а также святых, в земле Российской просиявших.

Николо-Угрешский монастырь основал святой князь Дмитрий Донской на месте явления ему иконы Николая Чудотворца и в благодарность Богу за последовавшую победу русского воинства на Куликовом поле в 1380 году.

"Он увидел образ святителя Николая и утром своему окружению сказал: "Сие угреша сердце мое". То есть, это видение согрело его сердце", - так патриарх объяснил название Николо-Угрешского монастыря на торжествах по случаю 625-летия Куликовской битвы.

По его словам, в течение всех этих лет, за исключением периода советской власти, когда обитель была осквернена, она являлась одним из крупнейших духовных центров России и "в ней возносились молитвы за наше Отечество и наш многострадальный народ".

Святитель Николай жил в III-IV веках и прославился как великий угодник божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, святой Николай считается покровителем всех странствующих.

Он родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне - территория Турции) в семье благочестивых родителей и стал священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

«Сия угреша сердце мое…» — эти слова великого князя Дмитрия Донского сказанные после чудесного явления на воздухе иконы Святителя Николая,. дали название знаменитому монастырю.

Заступник

Сказанные много веков назад великим князем Дмитрием Донским слова «Сия вся угреша сердце мое» (угрело, согрело), когда «явился ему пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами окруженный и ярким светом сияющий, стоящий сам по себе на воздухе…» дали название и месту, и монастырю. А случилось это 22 августа 1380 года недалеко от Москвы, где Дмитрий Иванович остановился со своим войском перед битвой на Куликовом поле. Чудесное явление иконы Николы Заступника явно означало Божию помощь в предстоящей битве с Мамаем. И войско святого князя одержало победу, изменив ход истории.

Явился ему пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами окруженный и ярким светом сияющий, стоящий сам по себе на воздухе…

Нелегкая выпала Николо-Угрешскому монастырю участь – не раз он подвергался разорению и пожарам, был местом ссылки опасных лиц, центром мятежей и бунтов. Но незримо хранил свою обитель Николай Заступник.

Первая большая беда пришла в 1521 году с набегом крымского хана Махмет-Гирея, сжегшего Николо-Угрешскую обитель. Но она вновь возродилась.

В Смутное время именно здесь обрел свое первое пристанище бежавший из Чудова монастыря бывший монах Григорий Отрепьев, позже объявивший себя «чудом выжившим царевичем Димитрием». Поддерживаемый поляками, Лжедмитрий I короновался на русский престол вместе со своей женой Мариной Мнишек в 1605 году.

Вскоре русские дружины стали объединяться на борьбу с поляками. И это первое ополчение«собрал Никола» у стен своего монастыря на Угреше.

В 1771 году, во время эпидемии чумы, обрушившейся на московские земли, в Угрешской обители был устроен лазарет. А в Отечественную войну 1812 года здесь стоял один из отрядов захватчиков: французы не только нанесли ущерб храмам Угреши, но и надругались над святынями.

Расцвет и упадок

Годы наибольшего расцвета обители наступили во второй половине XVII века при игумене Викентии, тогда численность братии достигала ста человек. Красив и богат был монастырь, окруженный белокаменной стеной. В нем находились древний Никольский собор, Государевы и Патриаршие палаты, братские кельи, хозяйственные постройки, фруктовые сады и пруд, в котором монахи разводили рыбу.

Стены древней обители помнят знаменитых царей и самозванцев, Вселенских Патриархов и томившихся в этих стенах ссыльных, периоды упадка и небыва лого расцвета

В первые годы своего царствования обитель часто жаловал посещениями и совсем юный Петр I, который ссылал сюда «бунташный люд»: монастырь стал местом заключения мятежных стрельцов. А церковные реформы Петра положили начало упадку Николо-Угрешской обители после 300-летнего процветания и мировой известности.

Монастырские постройки пришли в крайнюю ветхость. И только когда после сильнейшего урагана 1739 года ветер сорвал крыши и поломал кресты, государыня Елизавета Петровна выделила средства, которые позволили разобрать обветшавшие каменные строения и на их месте возвести деревянные.

Екатерининская эпоха привела обитель к новым напастям. И хотя была достроена колокольная и обновлена Успенская церковь, количество монашествующих сокращено было в соответствии с новыми церковными реформами до 12 человек.

Богатство монаха

К середине ХIХ века «царская» Николо-Угрешская обитель являла собой печальное зрелище: полуразвалившаяся ограда, прохудившиеся крыши, три монаха да два послушника. Монастырь был на грани упразднения. Только не может исчезнуть с лица земли обитель, появившаяся благодаря Божьему чуду: на должность нового настоятеля был назначен игумен Иларий, приехавший с келейником Петром Мясниковым, будущим преподобным Пименом Угрешским. Отец Иларий заботился о возрождении духовной жизни монастыря, а все хозяйство легло на плечи отца Пимена. Его трудами были обновлены старинные постройки и возведены пять церквей: Николаевский собор, храм преподобной Марии Египетской, Успенская, Скорбященская и Петропавловская скитская церкви. «Для монаха первое богатство – не иметь ничего», – говаривал отец Пимен. Имея в руках сотни тысяч, он не сберег для себя ни одного рубля.

Угрешская обитель в эти годы становилась центром просвещения. В 1866 году было открыто духовное народное училище, в котором дети из бедных семей могли получать начальное образование. В монастыре содержалась богадельня для старцев и немощных, а во время Балканской войны здесь устроили лазарет, где братьями милосердия были угрешские монахи.

Вторая Лавра

Слава монастыря необыкновенно возросла, поток богомольцев все увеличивался, и храмы уже не вмещали желающих. В 1880 году во время торжественного празднования 500-летия обители был заложен Спасо-Преображенский собор, закладка которого стала последней земной радостью преподобного Пимена. Через несколько дней он отошел ко Господу. А Николо-Угрешский монастырь стали называть «второй Лаврой», и был он подобен величественному городу среди зелени лесов и полей.

Приход к власти большевиков опустил темную завесу над монастырем. Родная верующему сердцу Угреша стала городом Дзержинским, а красивейший монастырь, являвшийся более 500 лет оплотом Православия, превратился в место запустения, скорби и разрухи.

Но пришли новые времена и новые люди, которые возродили к жизни старинную обитель. Первая Литургия, состоявшаяся 19 декабря 1990 года, в день памяти Николая Чудотворца, собрала множество народа, заполнившего весь Успенский храм и всю площадь перед ним. Казалось, что в этот день молился весь город, и эта соборная молитва, услышанная Господом, стала началом возрождения. Совместными усилиями наместника и братии, благотворителей и горожан руины стали преображаться. И сейчас можно с уверенностью сказать, что монастырь полностью восстановлен. В 1998 году была открыта Николо-Угрешская семинария.

А что сегодня?

Чудотворная икона Святителя Николая, во все времена охранявшая обитель, уцелела и ныне находится в Третьяковской галерее, а список с нее – в Никольском соборе Угрешской обители. Вот уже несколько лет обитель осуществляет духовное окормление детей-сирот из коррекционной школы-интерната № 62, которые являются здесь частыми гостями.

В сентябре прошлого года наместник монастыря игумен Варфоломей совершил освящение сразу двух храмов – недавно восстановленного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи и нового – во имя Собора Угрешских святых, расположенного в подклете Никольского собора.

Невозможно передать словами ощущение благодати, когда, пройдя через врата Угреши, попадаешь в мир тишины и красоты. Где, как прежде, горят купола монастыря – красавца, богатыря, не сломленного и выстоявшего более 600 лет.

Духовные и нравственные искания заставляют людей отправляться в паломнические поездки, в которых они открывают для себя не только новые страницы истории, но и становятся ближе к вере и Богу.

Николо-Угрешский монастырь: история основания

Русская земля богата духовными памятниками - монастырями, церквями и соборами, колокольнями и целыми храмовыми комплексами. И порой выбрать какой-то из них бывает очень сложно. Но тем, кто не жалеет времени и сил, нужно обязательно посетить Николо-Угрешский монастырь (город Дзержинский). Данная обитель была построена по велению Дмитрия Донского в 1380 году. По преданию, на месте будущего монастыря князю явился образ самого святителя Николая Чудотворца. В то время Дмитрий Донской готовился к битве с войском Мамая и находился со своими соратниками недалеко от Москвы, всего в 15 км. Молящемуся князю святая икона была ниспослана небесами. После известной исторической битвы на окончившейся победой русских войск, Дмитрий вернулся на святое место, некогда даровавшее ему икону Николая Чудотворца, и нарек его Угрешей. После этого князь повелел основать здесь храм в честь святого Николы, который и по сей день принимает сотни паломников со всех концов мира.

Считается, что первоначально собор был возведен из дерева. Именно он был сожжен крымским ханом в 1521 году. Каменная постройка появилась намного позже, уже во время правления Василия Великого.

Путешествие святого образа

Николо-Угрешский мужской монастырь уже с первых дней основания находился на особых правах. К примеру, Иван Грозный полностью освободил его от всевозможных пошлин на необходимые товары по всей Руси.

Именно поэтому служители монастыря часто обращались к щедрому царю за помощью. Однажды они попросили Ивана Грозного отреставрировать тот самый святой образ Николая Чудотворца, который был дарован Дмитрию Донскому перед битвой. По велению царя икона была отправлена в Москву. Образ прошел по Вятке, Каме и Москве. Реставрацией занимался сам святой Макарий. По окончании работ икону отправили обратно в монастырь, а точная её копия хранилась в столице.

Угреша в смутное время

Смута для Руси стала временем упадничества, растерянности, неуверенности в будущем. В тот период Угреша становится прибежищем лжецарей и их приближенных - Лжедмитрия 1, скрывавшегося от гнева Бориса Годунова; тушинского вора и Марины Мнишек, объявившей своего мужа единственным русским престолонаследником.

В период польской интервенции Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь являл собой место сбора под предводительством Минина и Пожарского.

Таким образом, Смутное время стало периодом испытания для Угрешской обители, которая нередко терпела грабежи даже от самих русских ополченцев.

Династия Романовых и Угреша

При первом царе из династии Романовых Михаиле, избранном на престол в 1613 году, монастырь переживал стадию расцвета. За все время своего правления государь посещал обитель 9 раз, в основном в день памяти Николая Чудотворца. Монастырь, став духовным прибежищем царя, получил от него различные привилегии: освобождение торговли от таможенных поборов, право владения рыбной ловлей в Нижнем Новгороде. За время своего правления Михаил преподнес обители множество подарков, всячески содействовал ее процветанию. Его сын, Алексей Тишайший, также продолжил традицию отца, отправляясь в пешие походы в Угрешу весной и всячески заботясь о монастыре.

Тяжелые времена

Период упадка монастыря приходится на конец 17 - начало 18 века. Это время знаменуется правлением императора Петра I. Давно забыв традиции своих предков, он превращает обитель в место содержания преступников и их казни. Появление Синода негативно сказывается на состоянии монастырей, в том числе и Угрешской обители. Оставленная без царского попечения, оно заметно оскудевает - уменьшается количество монашествующих, а вновь пришедшие послушники нередко совершают неблаговидные поступки. К середине 18 века в Угрешу стали помещать умалишенных и людей, имеющих физические недостатки и увечья. Храмовые комплексы монастыря постепенно ветшали, а средства на их реставрацию выделялись минимальные. Особенно тяжелым для обители был период правления императрицы Екатерины I, которая провела реформу секуляризации монастырских земель. Общая духовная атмосфера в Угреше ухудшалась, чему способствовала частая смена настоятелей, некоторые из которых заслужили дурную славу во время своего наместничества. Казалось, уже ничто не сможет помочь возрождению священной обители, некогда основанной по желанию самого Николая Чудотворца...

Словно птица Феникс

Свое возрождение Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь начал в 30-х годах 19 века после назначения настоятелем Игнатия Брянчанинова, впоследствии причисленного к лику святых. Несмотря на то что фактически он не успел приступить к руководству Угрешей, Игнатий смог серьезно повлиять на ее дальнейшее материальное и духовное восстановление. По его рекомендации настоятелем монастыря становится игумен Иларий. Благодаря его активной деятельности духовная жизнь начала возрождаться. Иларий тщательно следил за соблюдением установленного аскетического устава и увеличил количество монахов до 20 человек. В период его наместничества обитель обрела нескольких благотворителей, на денежные средства которых был расширен Успенский храм, достроены некоторые корпуса.

Период правления Илария был действительно плодотворным. После его смерти место настоятеля занял Пимен, который продолжил дело почившего наместника. Преподобный Пимен смог открыть при монастыре училище для крестьянских детей. Во время войны настоятель организовал на территории Угреши богадельню, в которой принимали раненых с поля боя. Вплоть до начала революции 1918 года в монастыре текла тихая и размеренная жизнь.

Испытание переменами

Так же, как и многие православные комплексы России, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском был закрыт даже после многочисленных попыток настоятеля Макария и братии сохранить обитель. На его месте был основан приют для беспризорников. Во время войны пришлось снести колокольню Николая, которая могла бы стать хорошим ориентиром для фашистских самолетов. В 80-е годы на территории Угреши открыли венерологический диспансер, который был ликвидирован в 1990 году. А через несколько месяцев, в декабре, была совершена первая за эти годы служба в день памяти Николая Чудотворца. Именно с этого момента начинается второе рождение данного православного комплекса.

Экскурсия по обители

Знаю богатую историю монастыря, истинной жемчужины и духовного оплота народа, осматривать его достопримечательности вдвойне интересно.

На территории обители находится 13 храмовых комплексов и более 20 дополнительных построек - башен, часовен, корпусов и т. д. Начать экскурсию можно с центрального сооружения - Спасо-Преображенского собора. Прекрасный храм с 5 куполами являет собой образец архитектуры 19 века. Он был специально построен к 500-летию создания монастыря. Именно в нем хранит Николо-Угрешский монастырь мощи преподобного Пимена и святой образ Николая Чудотворца. Кроме того, здесь находится точная копия иконы Федоровской Божией Матери, к помощи которой прибегают матери и женщины, готовящиеся к родам.

Никольский собор - это самая древняя часть всего православного комплекса, относящаяся к 14 веку. Считается, что именно на ее месте находился деревянный храм, построенный в честь Николая Чудотворца князем Дмитрием Донским. Появление каменной постройки связывают с пожаром, в котором сгорел первоначальный собор. Сейчас в этом храме находится часть древа от креста, на котором был распят Иисус Христос. Также вы можете помолиться перед списком иконы Николая Чудотворца, совершившей немало чудес.

Успенский собор, отличающийся своей величественностью, хранит мощи множества святых. В этом храме можно приложиться к нетленным останкам великомученика Пантелеймона, способного исцелять физические и духовные болезни по молитвам людей; Сергия Радонежского, помогающего в трудах и учебе и любых благих начинаниях; блаженной матушки Матроны, продолжающей помогать людям и после своей земной кончины, Симеона Верхотурского и многих других.

Находясь на территории монастыря, обязательно посетите собор «Всех скорбящих радость». Вы можете узнать его по 5 куполам, расположенным на крыше в виде шатра. Ранее в нем хранились древнейшие и Пресвятой Девы, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, так как в 20-е годы храм разграбили и закрыли.

Пройдя от данного собора вдоль хозяйственного двора, вы очутитесь около церкви, построенной в честь Казанской Божьей Матери. Небольшой комплекс с 5 куполами, оканчивающимися ажурными крестами, был возведен в конце 19 века на деньги благотворителей. Так же, как и другие соборы, он был разрушен, а затем восстановлен только в начале 2000-х годов.

Кроме крупных комплексов, Угрешский монастырь хранит в своих стенах и небольшие постройки, например, часовни в честь Николая Чудотворца и Матери Божией. А недалеко от монастырского пруда и собора, построенного в честь преподобного Пимена, находится часовня Страстей Господних. Данное строение было возведено в начале 2000-х годов по задумке одного из насельников монастыря. Часовня построена в древнерусском стиле. Она находится на небольшом холме, который символизирует Голгофу - место страданий Иисуса. Внутри белокаменной часовни расположили крест, напоминающий о великой жертве Спасителя.

Собор Преподобного Пимена, находящийся около водоема, очень схож с известным - золотой купол возвышается над белокаменными стенами, прекрасными в своей строгости.

Также на территории монастыря расположены Петропавловский храм, Палестинская стена и другие комплексы.

Как добраться до обители

Если Вас заинтересовала история Угреши и вам хочется проникнуться жизнью монастыря, перенесшего тяжелые испытания временем, нужно обязательно побывать здесь. Угрешская обитель находится в г. Дзержинский Московской области. Доехать до православного комплекса можно следующим путем: от м. Кузьминки на автобусе вы сможете добраться до города всего за 20 минут, и перед вами откроется Николо-Угрешский монастырь. Как доехать, вы теперь знаете. Кроме того, вы можете побывать на воскресной или праздничной службах, таких как престольный

Роль Угрешского монастыря в жизни современной России

Множество испытаний не смогли сломить духовной стойкости Угрешской обители. Периоды упадка и небывалого расцвета, полнейшее разорение и дальнейшее возрождение сплели судьбу Угреши. В новом тысячелетии Николо-Угрешский монастырь продолжает играть одну из главных ролей в православной жизни нашей страны. Сам патриарх Кирилл несказанно радуется глубокой вере людей, благодаря которой монастырские руины превратились в прекрасный храмовый комплекс города Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь стал настоящим духовно-образовательным центром Подмосковья. Об этом свидетельствуют находящиеся на территории храма музеи. Например, те, кто интересуется православной культурой или историей РПЦ, могут посетить музей-ризницу, в котором хранится множество и старинных предметов. Здесь можно увидеть древние иконы в позолоченных окладах, Евангелие в серебряной обложке и даже монеты времен Древней Руси. Экспонаты были собраны благодаря жертователям. Так, например, Угрешский монастырь смог обрести уникальную коллекцию, посвященную семье Николая II, причисленного к лику святых. Собранная буквально по частицам - книги и фото, сервизы и иконы - она чудесным образом попала в обитель. Данный музей открыт для посещения паломников.

Значимые праздники монастыря

Как любой православный комплекс, Николо - Угрешский монастырь в Дзержинском чтит память многих святых на ежедневных службах и воскресных литургиях. Но наиболее значимыми среди них считаются следующие дни:

  • Память Николая Чудотворца.
  • Иконы "Взыскание погибших", "Всех скорбящих радость", "Знамение", "Влахернская".
  • Память Василия Исповедника, Сергия Радонежского, Марии Египетской и др.
  • Преображение Господне, Вознесение и другие двунадесятые праздники.

Православным, глубоковерующим людям стоит посетить Николо-Угрешский монастырь. Фото,которые вы можете сделать, находясь в его стенах, запечатлят истинную красоту величественного комплекса. Угрешу нужно увидеть воочию, прикоснувшись к дрейней истории таинственной Руси, прочувствовать божественную атмосферу, помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к мощам святых. Монастырь - это духовный лечебник, поэтому его посещение всегда идет людям лишь на пользу. И пусть обитель Святого Николая станет для вас духовным прибежищем и спасением, местом, где вы сможете позабыть о мирских заботах и трудностях.

Новое на сайте

>

Самое популярное