Домой Болезни и вредители Чем помогает святая вода из церкви. Что делать, если крещенская вода испортилась? Об употреблении святой воды

Чем помогает святая вода из церкви. Что делать, если крещенская вода испортилась? Об употреблении святой воды

От редакции:

Имя уральского предпринимателя и общественного деятеля Евгения Ройзмана хорошо известно в России. Прежде всего, его связывают с деятельностью основанного им фонда «Город без наркотиков» и политическом влиянии в Екатеринбурге. Гораздо меньше известно о его главном увлечении — коллекционировании старообрядческих икон. Евгений Ройзман не только создал первый в России частный музей икон, спас сотни произведений церковного искусства от хищения или гибели, но также способствовал распространению и научному признанию самого термина «невьянская икона». Публикуемый ныне материал состоит из разных интервью и рассказов Евгения Ройзмана, посвященных старообрядческим иконам, их ценителям и хранителям.

Частный музей «Невьянская икона»

— Музей мы открыли в 1999 году. Это был первый частный музей иконы в России. Идею открытия такого музея мне подсказал известный екатеринбургский собирател Юрий Михайлович Рязанов.

Я много думал об этом. Иконы занимали половину моей квартиры, они находились в офисе, у многочисленных друзей, в нескольких реставраторских мастерских. Переговоры с властями о предоставлении мне помещения под музей, начавшиеся еще в 1997 году, затягивались. Вот уж я набегался. И в это время судьба мне улыбнулась — Анатолий Иванович Павлов отдал мне первый этаж своего особняка и еще две комнатушки впридачу.

Вошло все. В одной комнатке мы с Максом (Максим Петрович Боровик , директор музея) сделали хранилище, другую заняли реставраторы. Уже после открытия, когда икон стало больше, реставраторов переселили, хранилище освободили. Все развесили по своему разумению. Вопрос о развеске был очень сложным. Скажите, как развешивать? По сюжетам? По хронологии? По разделам? По мастерским? Непонятно. Да и опыта не было. Сделали все по наитию. Начали экспозицию с самых ранних, плавно перешли к поздним. Время показало, что мы были правы. Экспозиция получилась стильной и гибкой. Самое главное — с ней можно было работать.

Невьянская икона существовала документально с 1734 г. (икона «Богоматерь египетская» до 1919 г. (Спас Вседержитель). Фактически — у нас есть более ранние невьянские иконы, и мы знаем о последних тайных иконописцах в 1950-х гг. Явление, которое мы называем «Высокий Невьянск», практически не перешагнуло рубежа XVIII века. С воцарением Александра I, с распространением единоверия и подъемом промышленности на Урале, невьянское иконописание вышло на новый виток. По заказам разбогатевших заводчиков, откупщиков и золотопромышленников, невьянские мастера из династии Богатыревых создавали роскошные шедевры вплоть до конца 1830-х годов, но настоящие, строгие и истовые невьянские иконы остались в XVIII в. Вот, в общем-то, и все.

Представляете: Урал, маленький Невьянск, старообрядческий центр, несколько мастерских, всего сто лет иконописания. Жизнь бурлит: то облавы, то обыски — прятались в скитах. На продажу не писали. Только под заказ (если заказа не было, вообще не писали). Иконописцы — уважаемые, все грамотные. Заказчики — тоже грамотные, искушенные и очень богатые старообрядцы. Знали, что желают получить за свои деньги. Кроме того, все искренне верующие, готовые за веру хоть в огонь. В буквальном смысле. Вот отсюда и явление — Невьянская икона. Невьянских икон мало. Иногда мы вынуждены брать то, что заведомо не восстановить. Просто из-за фрагментов. Скоро не будет и этого.
В чем суть музея? Не дать явлению исчезнуть

Считаю, у нас получилось. Вообще музей живой. Вход бесплатный. Посетителей много. За первые пять лет — 150 тыс. человек. Мы все время что-нибудь делаем. Ездим в экспедиции, издаем книги и альбомы, проводим выставки. Первая выставка музея за пределами Екатеринбурга прошла в мае 2005 года в Ферапонтово. Причем, мне очень приятно, что она была именно в Ферапонтово. За 2,5 месяца прошло огромное количество народа. Потом иконы на несколько месяцев переехали в Ярославль. Был очень сильный резонанс.

Много икон нам подарили. Среди дарителей губернатор Эдуард Россель , мой друг и компаньон Вадим Чуркин, мой товарищ и добрый человек Игорь Алтушкин, многие екатеринбургские и московские коллекционеры и реставраторы. Всем им огромное спасибо!

Я очень люблю Музей. Полагаю, что это лучшее дело, что я сделал в своей жизни. И, может быть, самое важное.

Старые мастера

Харлампий чрезвычайно почитался нашими старообрядцами. Дело в том, что святой, являясь ревнителем истинной веры, имел очень большой авторитет в народе, и поэтому подвергался всяким мучениям и казням от начальства. Но все ухищрения и злые козни обращались против самих мучителей. Харлампий, человек сильный и великодушный, всегда своих мучителей прощал.

Когда начальник пожелал драть тело Харлампия железными кошками, руки его отсоединились и повисли на теле святого. Харлампий его пожалел, они потом обратно сделались. А игемон Лукиан плюнул в Харлампия, и голова Лукиана тут же развернулась на 180 градусов. Харлампий его простил, и голова обратно повернулась. По-разному пытались мучать святого старца, и привязали его к коню. А конь повернулся к мучителям и говорит человеческим голосом: «Ну вы и дураки!». И тогда решили Харлампия казнить. И в ночь перед казнью старец удостоился беседы со Спасителем. И Спаситель спросил осужденного: «Друже Харлампий, что ты хочешь, чтобы я для тебя сделал?». Харлампий ответил просто: «Боже, где я буду похоронен, пусть та земля будет вовек плодородной и не знает бед». «Будь по-твоему» — сказал Господь. А утром, когда пришли, чтобы забрать Харлампия на казнь, он, не дожидаясь этого торжественного момента, взял да и тихо умер своей смертью. В возрасте 113 лет! Представляете, какой посыл недоброжелателям?!

В земледельческих регионах Харлампий почитался как охранитель урожая, а здесь, на горнозаводском Урале, он хранил от внезапной смерти без покаяния. На этой иконе более 90 ликов. Все рельефные, наплавлены белилами во много слоев и завершены тончайшей «отборкой», такой прием у иконописцев. Одежды в большинстве своем богато орнаментированы, а лики, большей частью, характерные. Любой из ликов, кроме центрального, можно закрыть спичечной головкой. А вот когда ангелы берут душу Харлампия, и возносят ее к Господу, лик души гораздо меньше спичечной головки, вот, посмотрите.

Эта икона, несмотря на ее очень высокий уровень, не выпадает из общего контекста современных ей Невьянских икон. То есть, такой уровень был правилом, а не исключением.

«Георгий»

Одному серьезному собирателю сказали, что далеко на севере, в одном старообрядческом селе, у мужика есть огромная доска — «Георгий» ХVIII века. И вот этот собиратель одел шапку-ушанку, болотные сапоги и поехал. Два дня ехал на поезде, потом еще день по узкоколейке, потом вверх по течению на моторке. Нашел этого мужика чуть ли не за Полярным кругом. Выторговал, взвалил на спину и понес довольный. Через несколько километров слышит топот: за ним бежит хозяин иконы со здоровенным ножом. Догнал, отдышался и говорит:
— Слышь, братан, повремени-ка чуток! Я золото соскребу себе на зубы.

Щепная икона

Щепная икона (на щепе) в ХIХ веке расходилась по России в огромных количествах. Известно, что одна семья делала в неделю до шестисот таких икон. Потом их убирали фольгой (иногда их называют подфолежные, потому что икона не прописывалась полностью, и из-под фольги видны были только лики и кисти рук), бумажными цветочками и помещали в недорогие киоты. Эти иконы и тогда были доступными и недорогими? и сейчас продаются за сущие копейки, при этом они очень трогательные и выразительные.

Однажды один ярославский собиратель подарил мне небольшую коллекцию щепных икон. Я вижу в них сочетание наивности с изысканностью, и кроме того они напоминают мне знаменитый фаюмский портрет:

Cундук из икон

Увидел сундук в Вологде у Миши Сурова (Михаил Васильевич Суров , политик). Вцепился в него, и Мише ничего не оставалось, как подарить мне его для музея. Сундук как сундук. Крепкий, добротный. Закрывается без щелей, с замочком. Сделан из икон. Из ростового образа Николы и из Александра Невского. Причем мастер, который получил эти иконы на складе, постарался сделать максимально уважительно. На передней части Никола практически нетронут, только ноги опилены — они пошли на тыльную сторону, а Александр Невский пошел на торцы. Сундук происходит с Верхней Ваги.

А вот замечательная икона «Единородный Сын» — она тоже происходит из Вологды. В 1929 году она была выдана со склада завхозу школы, и велено ему было сделать из этой иконы школьную доску. Однако завхоз бережно спрятал икону на чердаке, а для школьной доски нашел какой-то другой материал. «Единородный Сын» пролежал на чердаке до 2002 года. Внуки завхоза нашли эту икону, продали московскому коллекционеру и купили на эти деньги квартиру. Теперь икона у нас в музее.

Почему Невьянская икона?

— В основу вашего музея легли старообрядческие иконы из Невьянского завода Демидовых. Почему именно там возникли иконописные мастерские? И когда появился термин «невьянская икона»?

Демидовские заводы были мощным религиозным старообрядческим центом Урала. Туда шли две волны старообрядцев: одна — с Поморья в середине XYII века, вторая — с Поволжья после 1722 года. Их у нас называли кержаками. Здесь произошло слияние мощных старообрядческих потоков.

Невьянская икона — это икона горнозаводского Урала. Это явление искусствоведы так и назвали: горнозаводское старообрядческое иконописание. Их отличало, первое, то, что старообрядцы свято блюли традиции. И второе — эти иконы были высотехнологичны. Плотницкое, столярное мастерство было на очень высоком уровне. Этим «невьянские» отличаются от всех икон, которые писали в России. Очень высокий класс. Сами старообрядцы были людьми другого уровня.

Впервые об уральском иконописании упомянул Д. Н. Мамин-Сибиряк в очерках «Самоцветы» и «Платина», потом был знаменитый доклад Сюшеля Дюлонга, прочитанного им в 1923 г. на заседании Уральского общества любителей естествознания. Дюлонг был представителем французской миссии, объезжал часовни и обратил внимание на высокий уровень местного иконописания. Его доклад стал первой попыткой научного изучения вопроса. А в научный оборот этот термин ввели уже мы. В 1997 г. был издан альбом «Невьянская икона». Хотя первая публикация в прессе прошла еще в 1986 г. Явление лежало на поверхности.

Отличие невьянских икон, в первую очередь — это «белоликость», которая является одним из основных аттрибутивных признаков. Второе — очень высокий класс, очень высокая технологичность. Существует ряд косвенных признаков: с какого-то момента обилие золота, отражение в пейзажах местных географических особенностей — серо-голубые горки, например, именно так они и выглядят вокруг Невьянска. Иконы выполнены в одной цветовой гамме, их сразу видно. Качество письма очень высокое и только темпера — никогда масло.

Вы сказали, что иконы были «дорогим удовольствие»? Сколько стоили иконы?

— Вы же понимаете, что в XIX веке, в основном, купцы были русские старообрядцы. Жили на другом уровне. Старообрядческие поселения отличаются от обычных. Я это видел, когда ездил студентом по экспедициям. Икона, по тем временам, стоила очень больших денег.

Наш научный руководитель нашел в архивах, как один старообрядец заказал икону, стоимость которой 70 рублей. Это была 2-я половина XYIII века. Через несколько страниц шло описание всего его имущества. Так, у него изба, надворные постройки и скотина потянули на 20 рублей. Мало того, если в приданое давали икону невьянского письма, она описывалась отдельно. Я больше скажу, невьянские иконы в деревнях я не встречал ни разу. Из деревень они не приходили никогда, только из горнозаводских поселков и городов, там, где было производство и жили богаче. Они и сейчас не приходят из деревень.

Какие иконы пользовалась наибольшим спросом среди уральских старообрядцев?

— Мы можем судить только по тем, которые дошли до нас. У меня был случай, в музей заглянул один известный российский дипломат. Он занимался иконой в свое время очень серьезно. Особенно была волна перед Олимпиадой. Он говорит: «Знаешь, почему у тебя все это есть? Потому что мы этого ничего не брали». Брали в те годы определенные сюжеты: «Георгиев Победоносцев», «Флор и Лавр», чтобы побольше лошадок было, а «Богородиц» и «Спасов» называли «моноликами». Лишний раз их не брали, потому что икон было много, все было завалено. Но больших невьянских икон было мало. Я знаю только один случай большой форматной иконы 80-х годов XYIII века. «Казанских» было много, любили старообрядцы заказывать эту икону. На Урале вообще был культ «Казанской». Из Богородичных она чаще всего встречается. Следом по количеству идут «Никола», «Спас» и «Покров». «Спаса» любили заказывать поморцы.

Через 70-100 лет икона темнеет. Как и где вы восстанавливаете иконы?

— Реставрация — это большая проблема. Какую-то часть икон — особенно XYIII век — мы берем просто из-за фрагментов, понимая, что восстановить их невозможно. Как есть, так и останется. Работа с иконами требует большой реставрационной работы. Мы вынуждены были создать свою собственную реставрационную мастерскую. Потом открыли реставрационное отделение в Екатеринбурге в Художественном училище.

Которые были изначально старообрядческим промыслом, Урал ещё знаменит и своей стаообрядческой иконой, более известной как невьянская икона. B XVIII-XIX вв. Невьянск был центром иконописания Урала. Невьянская икона — это вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания .


Довольно большая коллекция этих икон находится в Екатеринбурге, в музее Ройзмана . В него мне попасть не довелось, а вот съездить в Невьянск и посетить место, где пишут это иконы (и не только их) получилось. Про это сегодня и расскажу. В отличие от широко известных древних иконописных школ - новгородской, псковской, московской - невьянская школа возникла и сформировалась лишь в XVIII-XIX столетиях. Как я уже сказал, ее творцами были старообрядцы, отвергнувшие церковную реформу середины XVII века и бежавшие из северных и центральных районов страны. Они перенесли на Урал Древнюю Русь с ее многовековым культурным наследием.

Понятие "невьянская школа", употребляемое по отношению к уральской старообрядческой иконе, в достаточной мере условно, но не произвольно. Город Невьянск, выросший из поселка при металлургическом заводе, основанном в верховьях реки Нейвы в конце XVII века, старообрядческим центром Урала. Он и собрал лучших иконописцев. Впрочем, к невьянской школе следует отнести не только иконы, рождённые в самом Невьянске. Тамошние изографы, выполняя различные заказы - от небольших домашних икон до монументальных многоярусных иконостасов, заводили мастерские и в других уральских городах, распространяя свое влияние вплоть до Южного Урала.

Какие бы традиции ни просвечивали в невьянской иконе, она, прежде всего, опирается на XVII век, искусство которого стало протографом для всего позднего иконописания. Главными в невьянской школе оказались традиции, заложенные художниками в середине XVII века в Ярославле, Ростове Великом и Костроме. Старообрядческая уральская икона дала нам примеры более органичного и творческого развития древнерусских традиций, чем, скажем, сделанная "под старину" палехская, пусть и предназначенная для нововерческой церкви.

Сейчас постепенно происходит возрождение и подъём этого типа письма икон, в Невьянске есть небольшая школа, где студентов учат все "премудростям" невьянской иконы.

Пишут здесь иконы очень разного размера и характера. Вот, например, икона размером со спичечный коробок:



2.


Теперь коротко расскажу основные моменты технологии написания икон. В переводе с греческого «эй-кон» - образ, изображение на деревянной доске. Вначале делалась заготовка иконы: из чурбана вырубали по плахе с обеих сторон от сердцевины; их несколько лет просушивали, а затем обрабатывали поверхности. С лицевой стороны вырезался по периметру «ковчег» - небольшое углубление, так что поля возвышались над средником (однако ковчег делался не всегда). На основу наклеивалась паволока - ткань, позднее бумага. На паволоку наносился в несколько слоев левкас - сметанообразная смесь из мела, клея (обычно рыбьего) с небольшим количеством конопляного масла или олифы. Каждый слой тщательно просушивался. Затем левкас полировали костью (клыком медведя или волка). С прописи переводили рисунок иконы: контуры обкалывали иглой и «припорашивали» - посыпали из мешочка толченым древесным углем.

На левкасе получался «перевод» рисунка из черных точек. Затем на левкас накладывался полимент - краска, на нее приклеивалось листовое золото, которое полировалось, и уже после этого приступали непосредственно к написанию иконы. Лицевую поверхность готовой иконы покрывали защитной пленкой олифы или клея.

Практически для всех икон уже существует готовый прототип, который потом работниками просто копируется.



3.


4.


Дело это довольно кропотливое и не терпит спешки.



5.


6.


7.


9.


Позолота.



10.


Занимаются в центре и реставрацией старых икон.


11.


12.


Работы, которые здесь можно посмотреть:

С XVIII века по XIX центром иконописания Урала был город Невьянск. Невьянская икона - вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания.

Чтобы написать невьянскую икону, на подготовленное дерево накладывали листовое золото

Но вначале следует сказать об основных моментах технологии написания икон. История создания икон очень интересна. Есть сайт Уральского издательства, где можно узнать любую интересующую информацию о Невьянской иконе.

В самом начале делали заготовку иконы. Брали чурбан, и вырубали по плахе с обеих сторон от сердцевины. Сердцевина - это самая середина чурбана. После этого их несколько лет просушивали, а затем обрабатывали поверхности.

Затем с лицевой стороны вырезался по периметру так называемый «ковчег», так, чтобы поля возвышались над средником. Ковчег - это небольшое углубление, но оно делалось не всегда.


Затем на основу клеилась паволока - ткань, а уже чуть позднее бумага. На паволоку в несколько слоев наносился левкас - это сметанообразная смесь. Делалась она из мыла или рыбного клея. В эту смесь добавляли небольшое количество конопляного масла или масло олифы.

Каждый слой довольно долго просушивали. Затем левкас полировался костью или клыком медведя. С прописи уже переводили рисунок иконы. Контуры обкалывали иглой и припорашивали из мешочка толченным древесным углем.

На левкасе получался перевод рисунка из черных точек. Затем на левкас накладывался полимент. Полимент - это краска, на которую после приклеивалось листовое золото, которое впоследствии полировалось.

И только после этого художники приступали к написанию иконы. Лицевую сторону покрывали защитной пленкой олифы.


Большая часть населения Урала - старообрядцы, среди которых были талантливые художники

Невьянская икона старообрядческая и поэтому вызывает ассоциации с часовенными. Большая часть населения Урала - старообрядцы, которые бежали в эти места по причине преследования царских и церковных властей. Именно среди этих людей было много талантливых художников и иконописцев.

В описных книгах 1702 года, иконы отмечены, как казенное имущество после передачи Невьянского завода Никите Демидову.


Запись в книге гласила:

«На государевом дворе», в доменном и молотовом цехах, «и в иных местах» находились девять образов на досках без оклада. Это были три Спаса: «Вседержитель», «На престоле» и «Нерукотворный»; «Воскресение Христово с Двунадесятыми праздниками», Богородица, Благовещение, Иоанн Предтеча, Никола Чудотворец, Богоматерь «Неопалимая Купина с двунадесятыми праздниками».

Все иконы перешли к Демидову вместе с заводом. Можно предположить, что иконы эти были местного происхождения.


В переписной книге было указано имя промышленного человека Григория Яковлева Иконника, 50 лет. Возможно, именно этот человек занимался иконописанием, что подтверждают данные ландратской переписи Невьянских заводов.

На то время, это был единственный момент, говорящий о самом раннем свидетельстве, о существовании и работе иконописцев. При этом свидетельства не только о Невьянске, но и на уральских заводах вообще.

Также в переписной книге идет свидетельство о Григории и Семене Яковлевых, которые возможно были братьями. Видимо, они были иконописцами, потому что сыновья Семена в ландратской переписи завода названы как дети Иконникова.

к этому году Невьянск стал одним из крупнейших населенных пунктов Урала

Но скорее всего иконописного мастерства им отец передать не успел, потому что умер довольно рано.

К 1717 году Невьянский завод насчитывал 300 дворов. И после чего превратился в один из крупнейших населенных пунктов Урала. С 1731 года на Невьянском заводе занимался иконным мастерством Иван Козьмин Холуев. По своим собственным словам, иконописью он обучался где-то в нижегородских краях.

Также в документах сообщается и о других иконописцах того времени. Сведения о первых мастерах иконописцах горнозаводского Урала заставляет обратить свой взор на мастеров, которые считались основоположниками иконописания на заводах.

В изучении этого вопроса начал заниматься один француз в 1920 годы. Свои результаты он представил на заседании Уральского общества любителей естествознания.

Француз побывал во многих часовнях и частных домах города Екатеринбурга, на Нижне-Тагильском и Невьянских заводах. Особую ценность он придает тому факту, что смог разыскать иконописца в третьем поколении Г. С. Романова, который помогал ему в этом деле.

Французу назвали четырех мастеров указанного периода времени. Среди них были отец Григорий Коскин, Григорий Перетрутов, отец Паисий и Тимофей Заверткин.

Во второй половине 18 века начинается рассвет Невьянской иконы

Период рассвета Невьянской иконы - это вторая половина 18 века и первая половина 19 века. В это время в Невьянске работало 10 иконописных мастеров. Но уже к началу 20 века иконописью занимались только три семьи, которые писали иконы на заказ.

к началу этого века иконописью занимались только три семьи в Невьянске

Наиболее известными династия, которые занимались иконописью более 100 лет, были Богатыревы, Чернобровины и другие.

Замечательную роль в становлении Невьянской иконописной школы сыграли традиции, которые были заложены Московской Оружейной палатой в середине 15 столетия. Известно, что среди первых приезжих на Невьянский завод были мастера из Московской, Олонецкой и даже Тульской областей.

Поэтому, иконописцы могли ориентироваться на широкий круг традиций. Они принимали за образец иконопись XVI - XVII века. Но потребовалось довольно много времени для того, чтобы унифицировать стилистические особенности и технико-технологические приемы.

Невьянска школа - школа иконописи. Ее появление датируется примерно 1770 годом. Одна из известных икон - Богоматерь Египетская, написанная в иконописной школе.


У горнозаводских старообрядцев икон на протяжении 18 века совсем не было. Среди Невьянских икон первая была датирована 1791 годом. Это была работа И. В. Богатырева «Петр и Павел со сценами жития». К сожалению, до наших дней изображение не дошло.

Невьянские мастера писали иконы в традициях иконописных школ дореформенной Руси. Но тогда они не копировали старые иконы, а творчески перерабатывали традиции, в которых выражали свои чувства и свое видение мира.

Иконы тогда писались уже по-другому, это прослеживалось в глубине икон, в объемности ликов, в изображении пейзажа. Например, икона «Святое Распятие Господа Нашего Иисуса Христа» 1799 года изображена башня с курантами, вместо условных гор.

Деревья, трава, кустики, камешки - это все непременный атрибут Невьянского письма. На фото иконы можно в этом убедиться.


Для написания икон использовали минеральные краски, потому что они считались довольно стойкими, при этом не выцветали и не выгорали на солнце.

Рисунки лучших Невьянских икон изящны и пластичны. Отличает такую икону и тонкость письма, и нарядность, декоративность. Иконописная школа стала наиболее популярной в то время.

Мастера овладевали различными способами обработки фона. В рисунках Невьянской иконы 18 века заметно влияние необычного для икон стиля барокко. А вот с начала 19 века на иконах появляются черты классицизма.

В 1999 год Евгений Ройзман создал частный музей Невьянской иконы

В настоящее время существует музей Невьянской иконы. Это место считается частым музеем икон в России. В нем представлены иконы 18-19 веков.

Музей создал Евгений Ройзман. По словам главного куратора Максима Боровика, в первые пять лет существования этого места, его посетили около 200 000 человек. Основная цель Евгения - представить экспозиции музея с сохранившимися в нем первых Невьянских икон.


Икон в музее представлено около 300 и более. Также есть иконы, написанные тайными иконописцами, работавшими в 1950 году.

С 1997 года Евгений долго искал помещение, в котором хотел расположить музей. Иконы он хранил у себя дома. Вот что говорил по этому поводу сам Евгений Ройзман:

«…Иконы занимали половину моей квартиры, они находились в офисе, у многочисленных друзей, в нескольких реставраторских мастерских…».

« …Судьба мне улыбнулась - Анатолий Иванович Павлов отдал мне первый этаж своего особняка и еще две комнатушки в придачу…».

в этот день музей был открыт, он стал первым в России частным музеем иконы

В 1999 году один предприниматель предоставил первый этаж своего здания в центре Екатеринбурга.


В 2009 году иконы на два месяца были перевезены на выставку в Москву, а после возращения музей уже открылся в новом, просторном помещении. Музей расположился уже на двух этажах.

Также следует отметить, что Евгений Ройзман занимается и реставрацией икон. Какую-то часть икон, особенно 18 век восстановить практически невозможно. Но некоторые работы поддаются восстановлению, но это очень долгая и кропотливая работа.

Евгений также рассказывает о том, что им пришлось открыть даже свою реставрационную мастерскую. А затем они открыли реставрационное отделение в Екатеринбурге в Художественном училище.

Кто хочет посетить музей Невьянской иконы, может прийти по адресу: город Екатеринбург, улица Энгельса, дом 15.

Новое на сайте

>

Самое популярное