Домой Огород на подоконнике Толкование гексаграммы 18. «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека. И о

Толкование гексаграммы 18. «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека. И о

Гексаграмма Гу – не самый благоприятный знак И-цзин, но ее опасность зависит от того, как вы отнесетесь ко всей ситуации в целом, то есть примете ее как шанс что-то изменить в жизни или будете бороться с обстоятельствами без понимания их причины. Естественно, в последнем варианте вы, просто-напрасно, потратите время и силы, а результат будет плачевен – потеряете и то, чем владели до этого.

Первое, на что стоит обратить внимание, когда в раскладе появится гексаграмма Гу – это то, что она предвещает кардинальные перемены в жизни. При этом, если вы воспримите их агрессивно, то перемены будут разрушительными и тяжелыми, если же примите их более адекватно, то есть постараетесь проанализировать и вынести максимум пользы для себя, то они пройдут относительно безболезненно. Проблемы в любом случае будут, просто они могут быть очень серьезными, а могут быть просто тревожными.

Одно из смысловых названий гексаграммы Гу – «Исправление порчи», то есть работа над ошибками. Сейчас стоит внимательно окинуть взглядом свое ближайшее прошлое и выявит все те оплошности, ошибки и «грешки», которые вы совершили, и, соответственно, постараться исправить их, насколько это возможно. Как минимум, извинитесь перед теми, кого обидели, верните долги, кому должны, покажите свое истинное отношение к тем, кого любите. Если вы сейчас этого не сделаете, то в самое ближайшее время процент неисправленных ошибок достигнет критической отметки, и вас будет ждать трагическая расплата. Собственно говоря, сейчас именно это и начинает происходить. Но пока еще есть шанс все свести к минимуму, так что воспользуйтесь им.

Ситуация, которую символизирует гексаграмма Гу, чревата проблемами в финансовом плане, но здесь сложно давать однозначные советы, так как все зависят лично от вас, точнее от того, насколько эффективно и адекватно вы себя ведете. Но, что можно сказать наверняка – перед тем, как потратить деньги, хорошенько подумайте, что из этого может получиться. Речь не идет о тратах на благое дело или на свои капризы, а о том, что лично вы получите взамен – еще одно банальное удовлетворение или шанс реально что-то изменить в жизни и жизни тех, кто вас окружает.

Вы сильно повлияете на личную жизнь окружающих, станете инициатором перемен и преобразований. Вам необходимо встряхнуться и найти в себе силы для того, чтобы продолжить путь к новым успехам. Остановившись на достигнутом вы рискуете многое потерять. Не уходите слишком глубоко в себя - это мешает объективно оценить происходящее. Возможно, в самое ближайшее время вы совершите поступок, который удивит и окружающих, и вас самих.

ваше желание

Исполнению ваших желаний могут помешать плохие отношения с окружающими.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 18-й гексаграммы → Гу: Исправление испорченного

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

Идеограмма, которой обозначается данное понятие, изображает собою чашку, в которой, оттого что ею давно не пользовались, завелись черви. Так изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. - Так и в познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных, но неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной эта порча познания, а не оно само. Но все вышеизложенное - лишь одна сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация - это не только порча, но и исправление доведенного отцами до порчи. Эта порча - лишь начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно и опасно, как "брод через великую реку". Но, несмотря на это, здесь нужна полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых результатов. Здесь, как говорит Вань И, "нужны три дня для предварительной подготовки себя [к действию] и три дня для последующего закрепления [его результатов]". Поэтому и в тексте мы находим: Исправление порчи. Изначальное развитие. Благоприятен брод через великую реку. [Будь бдителен] за три дня до начала и три дня после начала.

Всякая порча - это результат не одного дня, она появляется после многих поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому здесь, на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том, что испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла получить особенное развитие в классической стране культа предков - в Китае. Весь смысл бытия сына - исправить то, что испорчено отцом. Но на первой позиции имеется в виду еще не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность положения, исход можно ожидать счастливым. Вот почему в тексте сказано: В начале слабая черта. Исправление испорченного отцом. [Для этого] есть сын. Предкам не будет хулы. Опасность, но в конце концов - счастье.

Вторая позиция - это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс. Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как четная, предрасположена к пассивности, а для исправлении проступков матери встает внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то, что ею оставлено. И все-таки это положение небезвыходно. Для него только необходима большая активность. Ее наличие символизировано тем, что эта позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным. Поэтому и в тексте читаем: Сильная черта на втором месте. Исправление испорченного матерью. Нельзя быть стойким.

Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нем уже невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было действовать на предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к некоторому раскаянию в нем. Однако необходимость исправления порчи, основное содержание всей ситуации, - здесь самое важное, и, несмотря на некоторую осложненность процесса, он не будет иметь дурного исхода. Поэтому в тексте говорится: Сильная черта на третьем месте. Исправление испорченного отцом. В мелочах будет раскаяние. Не будет большой хулы.

Основной смысл четвертой позиции - это самоотдача, ибо здесь уже совершен переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в данной ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления и отдачу себя окружению; но в нем порча. Поэтому здесь лишь увеличивается порча, допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придется пожалеть, когда наступит пора, более предрасположенная для деятельности. Поэтому текст предостерегает: Слабая черта на четвертом месте. Усугубление испорченного отцом. Если выступишь, то увидишь сожаление.

Пятая позиция - позиция максимального раскрытия внутренних сил и способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми носителями положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала им. Поэтому лаконичный текст говорит только: Слабая черта на пятом месте. Исправление испорченного отцом. Необходима хвала.

Верхняя позиция - это момент, когда отступает на задний план специфика данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой порче и в силу этого не участвует в ее исправлении. Здесь человек не участвует в жизни других людей, что на языке "Книги Перемен", памятника феодальной эпохи, называется не служить государю. Он - выше жизни государства. Он сам может прославить и оценить свои дела. Поэтому и в тексте читаем: Наверху сильная черта. Не служи царю и князю, Воззвеличишь и оценишь свое дело.

СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ .


Беспорядок, искажение или отклонение от нормы, корни которого находятся в прошлом; черная магия; обновлять, реконструировать, находить новое начало.

Образный ряд
Изначальное свершение.
Благоприятен брод через великую реку.
Будь бдителен за три дня до начала и три дня после начала.

Это время порчи, распада и скрытой угрозы. В нем содержится вызов: вы должны найти источник порчи и устранить его, чтобы положить начало новому циклу. Вы столкнулись с чем-то, что оказалось порочным - например, как в выражении: грехи отцов падут на детей.

Найдите источник и измените его сущность или устраните его. Войдите в поток жизни с ясной и осмысленной целью. Это принесет пользу и просветление. Тщательно готовьтесь к переменам. Наблюдайте за их началом и по возможности направляйте их развитие. Пробудите скрытый потенциал. Это позволит исправить положение и восстановить нарушенный порядок.

АССОЦИАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ.



Порча. Высший успех. Бремя пересекать великую реку. Прежде чем начнете, три дня пройдут, и после того, как начнете, еще три дня пройдут.
  1. Это январская гексаграмма. Она хороша летом, плоха осенью и хуже всего - зимой.
  2. Если вы получили эту гексаграмму и чувствуете хотя бы малейшее недомогание, лучше всего сразу же отправиться к вашему врачу и обследоваться.
  3. Все приходит в упадок и распадается. Вы составляете план, как восстановить порядок, и отдаетесь ему самозабвенно - тогда приходит успех.
  4. Вы решаете, что вы неудовлетворены, потому что ваша жизнь «испорчена», и составляете генеральный план обновления. Вам это удается.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну .

Первое яо.
Начальная шестерка. Бремя исправлять то, что Было упущено отцом. Если есть сын, чтобы это сделать, на отце не будет вины. Опасность. В конце концов - удача.
  1. Вы вступаете в коллектив и обнаруживаете, что его былые достижения утрачены, а идеалы выродились. Начинаете энергично восстанавливать их, и в конце концов все счастливы.
  2. Поняли, что ошибаетесь - тут же исправьте ошибки.
  3. Не отступайте, узнав о предстоящих трудностях.

Второе яо.
Девятка вторая. Исправляя испорченное матерью, не надо быть чересчур настойчивым.
  1. Вы - в коллективе, который придерживался высоких стандартов, но утратил свой дух и стал слабым. Вы хотите их расшевелить, но стараетесь не толкать людей слишком
  2. сильно во избежание травм.
  3. Мудрая мать делает все для здорового развития своих детей.
  4. Вы не можете выполнить задачу без помощи со стороны.

Третье яо.

Девятка третья. При исправлении испорченного отцом будет неприятное чувство, но ничего серьезного.
  1. На своем новом посту вы реорганизуете целый отдел, и какое-то время большинство людей беспокоится и сердится. Затем новые стандарты приводят к улучшению поло¬жения дел для всех, и все забывается.
  2. У вас мало ресурсов, чтобы сделать все, что вы хотели.
  3. Много возможностей открыто для вас - просто работайте чуть интенсивнее.
Четвертое яо.
Шестерка четвертая. Примириться с тем, что испорчено отцом. Продолжение этого гарантирует унижение.
  1. Вы замечаете, что печь как-то странно шумит, но думаете: «Это вряд ли что-то серьезное». Тогда среди ночи она взрывается и наполняет весь дом дымом.
  2. Ваша машина дает небольшие сбои, но вы игнорируете это. На следующий день она совершенно выходит из строя посреди дороги.
  3. Этот мир опасен - искушения таятся повсюду.
Пятое яо.
Шестерка пятая. Исправлять то, что испорчено отцом. Хвала!
  1. Купленный вами подержанный автомобиль оказывается «металлоломом», а у вас нет денег на что-то лучшее. Вы перебираете его по винтику, и после этого он бегает как новенький.
  2. Чем больше помощников, тем выше достижения лидера.
  3. Это очень плохой знак для больного.

Шестое яо.

Верхняя девятка. Он не служит ни царю, ни удельному князю. У него более высокие цели.
  1. Вы отказываетесь от шанса заработать большие деньги как талантливый коммерческий художник и посвящаете себя чистому творчеству. Годы спустя вашу работу признают образцом для подражания.
  2. Ваш ум должен войти в нужную колею.
  3. Лучше пожертвовать малой частью, чтобы сохранить остальное.

Общее толкование по Ю. Шуцкому.


Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку, в которой, оттого что ею давно не пользовались, завелись черви. Так изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении слова.

Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения.

Так и в познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных, но неправильных представлений.

В конце концов, их примесь начинает сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной эта порча познания, а не оно само. Но все вышеизложенное - лишь одна сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация - это не только порча, но и исправление доведенного отцами до порчи.

Эта порча - лишь начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно, и опасно, как "брод через великую реку". Но, несмотря на это, здесь нужна полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых результатов.

Здесь, как говорит Вань И, "нужны три дня для предварительной подготовки себя [к действию] и три дня для последующего закрепления [его результатов]". Поэтому и в тексте мы находим: Исправление порчи. Изначальное развитие. Благоприятен брод через великую реку. [Будь бдителен] за три дня до начала и три дня после начала.

Канонический текcт

Изначальное свершение. Благоприятен брод через великую реку. (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня после начала.

  1. Исправление испорченного отцом. — Если есть сын, то покойному хулы не будет. (Хотя и) опасно, (но) в конце концов — счастье.
  2. Исправление испорченного матерью. — Невозможна стойкость.
  3. Исправление испорченного отцом. — Будет небольшое раскаяние. Не будет большой хулы.
  4. Свободное отношение к испорченному отцом. — Выступив, увидишь сожаление.
  5. Исправление испорченного отцом. — Необходима хвала.
  6. Не служи ни царю, ни князю. — Возвеличь и прославь свое дело.

Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку, в которой, оттого что ею давно не пользовались, завелись черви. Так изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. — Так и в познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных, но неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной эта порча познания, а не оно само. Но все вышеизложенное — лишь одна сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация — это не только порча, но и исправление доведенного отцами до порчи. Эта порча — лишь начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно и опасно, как «брод через великую реку». Но, несмотря на это, здесь нужна полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых результатов. Здесь, как говорит Вань И, «нужны три дня для предварительной подготовки себя (к действию) и три дня для последующего закрепления (его результатов)». Поэтому и в тексте мы находим: Исправление порчи. Изначальное развитие. Благоприятен брод через великую реку. (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня после начала.

1

Всякая порча — это результат не одного дня, она появляется после многих поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому здесь, на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том, что испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла получить особенное развитие в классической стране культа предков — в Китае. Весь смысл бытия сына — исправить то, что испорчено отцом. Но на первой позиции имеется в виду еще не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность положения, исход можно ожидать счастливым. Вот почему в тексте сказано: В начале слабая черта. Исправление испорченного отцом. (Для этого) есть сын. Предкам не будет хулы. Опасность, но в конце концов — счастье.

2

Вторая позиция — это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс. Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как четная, предрасположена к пассивности, а для исправлении проступков матери встает внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то, что ею оставлено. И все-таки это положение небезвыходно. Для него только необходима большая активность. Ее наличие символизировано тем, что эта позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным. Поэтому и в тексте читаем: Сильная черта на втором месте. Исправление испорченного матерью. Нельзя быть стойким.

3

Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нем уже невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было действовать на предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к некоторому раскаянию в нем. Однако необходимость исправления порчи, основное содержание всей ситуации, — здесь самое важное, и, несмотря на некоторую осложненность процесса, он не будет иметь дурного исхода. Поэтому в тексте говорится: Сильная черта на третьем месте. Исправление испорченного отцом. В мелочах будет раскаяние. Не будет большой хулы.

4

Основной смысл четвертой позиции — это самоотдача, ибо здесь уже совершен переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в данной ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления и отдачу себя окружению; но в нем порча. Поэтому здесь лишь увеличивается порча, допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придется пожалеть, когда наступит пора, более предрасположенная для деятельности. Поэтому текст предостерегает: Слабая черта на четвертом месте. Усугубление испорченного отцом. Если выступишь, то увидишь сожаление.

5

Пятая позиция — позиция максимального раскрытия внутренних сил и способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми носителями положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала им. Поэтому лаконичный текст говорит только: Слабая черта на пятом месте. Исправление испорченного отцом. Необходима хвала.

6

Верхняя позиция — это момент, когда отступает на задний план специфика данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой порче и в силу этого не участвует в ее исправлении. Здесь человек не участвует в жизни других людей, что на языке «Книги Перемен», памятника феодальной эпохи, называется не служить государю. Он — выше жизни государства. Он сам может прославить и оценить свои дела. Поэтому и в тексте читаем: Наверху сильная черта. Не служи царю и князю, Воззвеличишь и оценишь свое дело.

Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Утончение и проникновенность. Проникновение во внутреннем приводящее к разрешению во внешнем — есть исправление внешнего, в соответствии с новым, более утонченным, взглядом на мир.

Интерпретация Хейслип

Вам нужно особенно тщательно анализировать и оценивать события: вы можете стать участником перемен в чужой личной жизни. Вам следовало бы быть хозяином положения. Это станет возможным благодаря вашему нынешнему состоянию. Может случиться так, что вы потеряете друга. От вас в скором времени можно ждать самых неожиданных поступков. Вам нужно прояснить свои отношения с окружающими. Они не в порядке, и возникающие из этого проблемы могут препятствовать исполнению ваших желаний.


Исправление порчи. Обновление. Отрава

Изначальное свершение. Благоприятен брод через великую реку. Будь бдителен за три дня до начала и три дня после начала.

***

1. Начальная шестерка.

Исправление испорченного отцом. Если есть сын, то покойному беды не будет. Хотя и опасно, но, в конце концов, - счастье.

2. Девятка вторая.

Исправление испорченного матерью. Невозможно предугадать будущее.

3. Девятка третья.

Исправление испорченного отцом. Будет небольшое раскаяние. Не будет большой беды.

4. Шестерка четвертая.

Повторение ошибок отца. В будущем испытаешь раскаяние.

5. Шестерка пятая.

Исправляй промахи отца, опираясь на хорошую репутацию.

6. Верхняя девятка.

Не служи императорам и князьям и сделаешь возвышенным и благородным свои дела.

***

1. Начальная шестерка.

Речь идет о проблеме, исток которой находится в далеком прошлом, в жизни ваших родителей, а точнее, в жизни отца. Это может быть повторение негативных черт характера, которые вы переняли, неправильное отношение к жизни, ложное мировоззрение. Отец не успел при жизни понять определенные нормы космических правил и законов, поэтому вам, как его продолжателю, предстоит это сделать. И если вы готовы, то благо будет всему вашему роду. Не бойтесь трудностей на этом пути, по нему вас направляют Небеса, вы не останетесь один на один со своими переживаниями.

2. Девятка вторая.

Сейчас И-Цзин не может дать точное предсказание, оно скрыто от гадающего. Значит, так нужно. Вторая черта показывает необходимость исправлений промахов матери. На вашу долю выпала именно эта задача. Чем быстрее вы это поймете, тем быстрее разрешатся ваши нынешние проблемы.

3. Девятка третья.

Ситуация похожа на события начальной черты. Не злитесь на своего отца, его недомыслие или ошибки. Если вы поняли, в чем он был не прав, вы сделали полдела. Вторая часть включается в неповторении этих ошибок.

4. Шестерка четвертая.

Вполне вероятен повтор ошибок вашего отца, предков вашего рода. Вам сложно выйти из старой программы, вы не готовы учиться на чужих ошибках, вам нужно пройти собственные уроки. О чем вы и пожалеете в дальнейшем, так как вас ждут испытания.

5. Шестерка пятая.

Ваш авторитет достаточно велик и это позволяет вам выступить защитником ваших предков, исправить их ошибки и этим повлиять на судьбу ваших собственных детей и собственную репутацию в будущем. Дела пойдут успешно благодаря вашему благородному характеру и высоким мотивам в поведении.

6. Верхняя девятка.

Сейчас не время прислуживать и выполнять чьи-то прихоти. Ваши усилия не оценят как следует. Работайте на себя, надейтесь только на себя. Повысится ваша самооценка, вы поймете, что вполне самодостаточны и способны самостоятельно сделать свою жизнь счастливой.

***

Интересная гексаграмма. Мы впервые сталкиваемся с необходимостью исправлять ошибки, сделанные не нами, а нашими родителями, ни много ни мало. Неоднозначно и название - "Порча". Сейчас много говорится о порче, сглазе, энергетическом вредительстве, достаточно попасть в полосу невезения или неожиданных проблем. На прилавках масса книг о борьбе с этим злом и наоборот, как это зло сделать. "Книга Перемен" изучает и эту возможную ситуацию в жизни человека. Оказывается, древние мудрецы не отрицали подобного воздействия людей друг на друга, и их совет заключался в исправлении ошибок, которые сделали наши предки. Любое желание навредить, злость не возникают сами по себе. По умыслу или по глупости совершается ряд неправильных шагов, которые влекут за собой неотвратимые последствия. Отсутствие скромности при большом жизненном успехе, унижение менее успешных, зазнайство, корысть и поиски одной выгоды - вот малое количество из великого множества ошибок, которые допускали наши родители и прародители. За это предстоит отвечать нам. j

Если у вас наблюдаются аналогичные черты характера, искореняйте их. Возможно, родители занимались рискованными делами, близкими к аферам, были нечисты на руку. Нам предстоит перед обществом и людьми исправлять эти крайности. В ваших собственных делах предстоят испытания, период хаоса, брожения. Но не все так плохо. Прочтите первые строки гексаграммы и вы увидите, что успех вам обеспечен, не стоит бояться больших дел и планов. Но перед началом и после самого события осмыслите происходящее. Анализируйте все ошибочные действия ваших предков при аналогичных сюжетах в вашей жизни, не повторяйте их.

Пройдите своеобразное очищение от того, что мешает и не дает вам дальше развиваться. Да, нужно переступить через привычное, через то, что пришло с молоком матери и привычками детства. Но не менее важно, если нужно, выполнить ритуалы очищения от возможной насильственной магии, которая была когда-то направлена на ваших родителей и перешла в вашу жизнь. Какие методы будут использованы, ваше право решать: церковные ритуалы, воск целителей или собственные идеи (что приветствуется гексаграммой).

Любовь приносит проблемы, вам не везет, здесь можно говорить и о "венце безбрачия", бездетности по необъяснимым причинам, одиночестве, конфликтам и разлуке. Причины всего могут скрываться в судьбе родителей и предков.

Новое на сайте

>

Самое популярное