Домой Болезни и вредители Кто такой император салим. Джахангир Хан – легендарный победитель. Секрет его побед

Кто такой император салим. Джахангир Хан – легендарный победитель. Секрет его побед

Джахангир и Нур Джахан


Могольский император Акбар - великий реформатор средневековой Индии любил праздники. Именно он начал устраивать «женские базары», на которых жёны и дочери придворных торговали украшениями, тканями и всякими безделушками.

На одном из таких весёлых базаров сын императора Салим встретил юную красавицу Мехруннису. Её отцом был Гийяс Бег, тысячник в войске императора. Мехрунниса родилась на пути в Индию, куда Гийяс Бег, иранец по происхождению, отправился на поиски счастья в 1576 году.

Наследник престола так увлёкся девицей, что встревоженному Акбару пришлось подыскать Мехруннисе жениха. Им стал иранец Шер-Афкан, служивший в армии императора. После свадьбы Акбар назначил его на более высокую должность и пожаловал ему во владение округ Бурдван в Бенгалии, подальше от двора.

Через несколько лет Акбар скончался и на престол взошёл Салим под именем Джахангира. Он вспомнил о прекрасной Мехруннисе, которая жила в Бурдване вместе с мужем и дочерью. Император повелел Шер-Афкану явиться в столицу, полагая, что Мехрунниса будет его сопровождать. Шер-Афкан был верным подданным, но очень осторожным. Заподозрив неладное, он отказался ехать ко двору.

Тогда в Бурдван отправился молочный брат императора Кутбуд-дин, занимавший пост наместника Бенгалии. Его встреча с Шер-Афканом кончилась кровавой драмой. Наместник попытался убедить супруга Мехруннисы подчиниться государевой воле. Шер-Афкан выхватил саблю и нанёс Кутбуд-дину смертельный удар в живот. Сам же, истекая кровью после стычки с охранниками наместника, сумел добраться до дома. Он проследовал на женскую половину дома, чтобы убить жену и спасти своё имя от бесчестья. Но гостившая в Бурдване мать Мехруннисы не растерялась и сказала зятю, что несчастная, услышав о случившемся и считая супруга убитым, бросилась в колодец. При этих словах Шер-Афкан упал замертво.

Узнав о смерти соперника, Джахангир вздохнул с облегчением. «Надеюсь, - писал он в своих мемуарах, - что этот гнусный негодяй навечно обретёт пристанище в аду». Император приказал доставить Мехруннису ко двору. Однако по существующим законам даже император не мог жениться на ней сразу: ведь она была вдовой человека, объявленного государственным преступником. В течение нескольких лет Мехрунниса находилась при одной из жён покойного императора Акбара.

Лишь в 1611 году Джахангир женился на своей избраннице. Свадьба была отпразднована с необычайной пышностью. Мехрунниса получила новое имя Нур Джахан - Свет Мира, под которым и вошла в историю Индии.

Ей было тридцать четыре года, что считалось солидным возрастом. Несмотря на это Нур Джахан оставалась, по свидетельству современников, блистательной красавицей, едва ли не владевшей магическим секретом вечной молодости. Она писала стихи под псевдонимом Махфи, вышивала золотом; именно ей индийская традиция приписывает изобретение «итр» - эссенции из розовых лепестков.

Джахангир обожал её. Прежде он имел девять жён и множество наложниц, но до брака с Нур Джахан «даже не подозревал, что такое супружество». Император не мог обойтись без жены и дня. Она даже лечила его, не доверяя другим врачам. Отважная женщина сопровождала Джахангира и в поездках по империи, и на охоте. В своих мемуарах правитель с восторгом рассказывал о том, как его супруга, восседая на слоне, одним выстрелом из мушкета убила тигра-людоеда.

Джахангир всячески поощрял участие жены в решении государственных проблем, в то время как сам всё сильнее увлекался вином и опиумом, предаваясь развлечениям. «Она достаточно сильна и мудра, чтобы править, - утверждал Джахангир, - а мне ничего не надо, кроме вкусной еды и хорошего вина».

Нур Джахан выдвинулась на первые роли в управлении империей. Её имя чеканилось на монетах и стояло на государственной печати рядом с именем супруга. Она принимала послов, выслушивала жалобщиков и просителей; решала вопросы войны и мира, раздавала придворные должности и земельные наделы, особо отличая при этом своих родственников и даже старых слуг. Например, брата Асаф Хана она сделала первым сановником.

Разумеется, далеко не все были довольны переходом государственной власти в руки женщины. Помимо сыновей Джахангира, мечтавших о престоле, за влияние на императора боролось несколько придворных группировок.

Один из высокопоставленных и пользовавшихся особым доверием Джахангира вельмож, Махабат Хан, заявил государю, что не в силах более мириться с позором и бесчестием, которые повелитель навлёк на себя безумной страстью к Нур Джахан. История ещё не знала примера подобного подчинения могущественного монарха воле своей жены. Махабат Хан призывал падишаха одуматься.

Дхахангир попытался взять в свои руки бразды правления. Но, как с грустью заметил летописец, двести таких, как Махабат Хан, не могли пересилить влияние Нур Джахан на падишаха…

Единственным союзником властолюбивой императрицы был её брат Асаф Хан. Чтобы прочнее связать себя с правящей семьёй, Нур Джахан, у которой не было детей от императора, устроила два важных для себя брака. Один из сыновей Джахангира, Хуррам, взял в жёны дочь Асаф Хана (впоследствии Хуррам, став императором Шах Джаханом, построил для неё всемирно знаменитый мавзолей Тадж-Махал). Нур Джахан выдала свою дочь от первого брака за другого сына Джахангира. Всё это делалось для того, чтобы после смерти мужа императрица осталась у власти.

Казалось, создавшееся положение благоприятствовало честолюбивым замыслам Нур Джахан. Старший сын Джахангира, Хусру, за мятеж против отца был ослеплён и заточён в тюрьму. Другой сын, Хуррам, тоже попытался восстать, но потерпел поражение и, хотя был прощён отцом, находился в опале. Единственной угрозой оставался ещё один сын Джахангира, Парвиз, целиком подчинённый влиянию Махабат Хана. Именно эти двое подавили мятеж Хуррама, что принесло им славу и почёт.

Кульминация в борьбе двух придворных группировок, одну из которых возглавляли Нур Джахан с братом, а другую - Парвиз и Махабат Хан, наступила в 1626 году, когда император вместе со своим двором выступил из Кашмира в Лахор. Стремясь покончить с Махабат Ханом, Нур Джахан добилась того, чтобы его вызвали ко двору императора с отчётом о тратах во время пребывания наместником в Бенгалии. Махабат Хан понимал всю опасность ситуации, поэтому направился в ставку падишаха с отрядом в четыре тысячи воинов.

Во время переправы Джахангир и его приближённые были пленены Махабат Ханом, который заявил, что остаётся преданнейшим подданным императора, но государству угрожает честолюбие Асаф Хана и его сестры. Повелитель, безусловно, свободен, но теперь он будет находиться под надёжной охраной…

Нур Джахан с отрядом отправилась вызволить мужа из плена.

В итоге Нур Джахан также попала в плен к Махабат Хану. Вельможа наслаждался одержанной победой и раздумывал, что делать дальше. А пока, выполняя волю императора и его супруги, он отправился вместе с ними в Кабул, где позволил одному из придворных набрать среди местных жителей две тысячи всадников якобы для похода на Кандагар, захваченный персами. На самом деле воинов вербовали по тайному распоряжению Нур Джахан.

А потом Джахангир заявил, что хочет провести смотр новых войск, но без участия в нём людей Махабат Хана, дабы избежать стычки между афганцами и индусами. Махабат Хан опрометчиво согласился, и Джахангир, возглавив отряд, легко освободился из плена.

Потерпев поражение, Махабат Хан поспешил дальше на юг, но, получив известие о внезапной смерти принца Парвиза, сразу предложил свои услуги Хурраму, также находившемуся на Декане. Хуррам же не собирался поднимать мятеж: он ждал, когда власть сама перейдёт к нему в руки, ведь Парвиз был мёртв, а два младших брата, Шахрияр и Джахандар, серьёзными соперниками не являлись.

Здоровье Джахангира слабело с каждым днём. Он надеялся обрести исцеление в благодатном климате Кашмира, но тщетно. 28 октября 1627 года Джахангир умер. Царственная вдова не долго предавалась скорби: она хотела возвести на трон своего зятя Шахрияра, который немедленно захватил государственную казну и провозгласил себя падишахом.

Но Асаф Хан объявил государем юного сына принца Хусру. Некогда восставший против отца, Хусру был ослеплён, а потом убит, а сын его, долгое время находившийся в заключении, понятия не имел о государственных делах. Наивный юноша не ведал, что его, по выражению летописца, готовят на роль жертвенного барашка, что Асаф Хан уже тайно послал гонца к Хурраму. Нур Джахан была разгневана предательством брата, но лишь тогда, когда Хуррам отправил на тот свет других претендентов и взошёл на престол под именем Шах Джахана, поняла, что окончательно проиграла…

К чести Шах Джахана, он не тронул вдовствующую императрицу. Вместе с овдовевшей дочерью Нур Джахан была отправлена в одно из своих владений, где и умерла через восемнадцать лет. Похоронили её в Лахоре, в гробнице Джахангира.

Вполне возможно, что на эту страницу вы зашли целенаправленно. Вероятнее всего вы подыскиваете небольшую машинку, которая будет вашим надежным спутником на ближайшие года. А может быть, вы уже являетесь владельцем этой легендарной малолитражки под странным названием - Daewoo Matiz (Дэу Матиз). В любом случае, вы попали по адресу. Потому что мы будем рассказывать и показывать вам о достоинствах и недостатках этого автомобиля и подскажем по какому-либо вопросу касающегося этой машины. При этом мы никоим образом не претендуем на всезнайство и уникальность. Просто мы стараемся донести накопленные знания для остальных менее осведомленных лиц.

Этот проект появился скорее закономерно, чем случайно. Дело в том, что уже много людей в нашей стране приобрело и продолжает приобретать этот небольшой легковой автомобиль класса "А" для более удобного перемещения по городским и сельским улицам.


Эта скромная корейская машина под торговой маркой "Daewoo", собирается на заводе в г. Асака в Узбекистане с 2001 года. В максимальной люксовой комплектации "Best" она уже идет с кондиционером и дугами на крыше, поэтому спутать её с машиной другой упрощенной комплектации "Matiz Standart" практически невозможно.


"Daewoo Matiz" как будто идеально создан для городского потока, в котором порой уже повернуть или перестроиться в другую полосу стало весьма проблематично на больших прожорливых и неповоротливых машинах. Этот же "зверь" очень юрок и может развернуться даже без включения задней передачи на обычной узкой однополосной дороге.


Людям, которые ещё сомневаются в выборе Матиза, который будет использован в качестве основного или дополнительного транспорта мы постараемся помочь окончательно определиться. Выгоды от того что вы купите или не купите эту машину у нас нет никакой поэтому мы имеем возможность более трезво и объективно посмотреть на эту модель авто.


В том случае, если вы уже являетесь владельцем легкового автомобиля под маркой "Daewoo Matiz", значит, вас смело можно назвать матизоводом. Матизоводы являются уникальной социальной группой людей, которые знают, как экономить деньги и при этом ездить с комфортом по городским улицам.


Некоторой части людей, особенно женской половине человечества больше всего приглянулась модель с автоматической коробкой передач, однако в настоящее время такую модификацию уже не выпускают и новые Матизы идут лишь с механической пятиступенчатой коробкой передач.


Конечно, не лишен этот автомобиль изъянов и недочетов. Вот по этому поводу у нас и возникла специальная рубрика, в которой мы расскажем о том, на, что стоит обратить в Матизе, в период его покупки и эксплуатации. Также достоин вашего внимания раздел посвященный ремонту Матиза.

Ой, а что это за чудесный малыш появился на титульной картинке? Конечно же это наследный принц Салим, будущий Падишах империи Великих Моголов Джахангир, вошедший в историю довольно годным правителем; правда, по на начатой им же самим традиции конец его правления был омрачен рядом мятежей сыновей и некогда преданных полководцев, как в свое время поступил и он сам, борясь с отцом, падишахом Акбаром. В последующих поколениях наследники могольского трона эту сомнительной гордости традицию укрепят и разовьют в братоубийственные бойни. Но это всё потом, а пока...

Пока очередной краткий обзор с картинками очередного блока серий (до 400-й). Да, я так и не смогла забросить Jodha Akbar и так до сих пор не поняла секрета привлекательности этого сериала. Но ведь есть что-то, кроме потрясающей экранной chemistry между Раджатом Токасом и Паридхи Шармой, что заставляет меня снова и снова к нему возвращаться. Наверное, банальное любопытство: а как мол де они обыграют тот или иной исторически-реальный эпизод. Увы, никакой новизны тут не будет, повторение одной и той же жвачки, по заданному направлению в первой сотни серий.

Предварительная точка была мною поставлена полгода назад казнью Адхам-хана , молочного брата Акбара. Махаманга наконец-то прилюдно уличена в заговоре против Джалала и отправлена в тюрьму. Известие о смерти о смерти родного сына окончательно сломило некогда всесильную и грозную кормилицу императора, фактически занимавшую пост визиря. В гневе она насылает проклятие на беременную двойней Джодху, что кровь её сына будет оплачена кровью сыновей Джалала. Джалал взбешен, но Джодха продолжает "играть Иисуса" и, простив Махамангу, надеется в конце концов добиться и искреннего прощения со стороны Акбара.



Махаманга, как уже известно из истории, умрет сорока днями позже своего сына, но пока потихоньку сходит с ума в тюрьме, кипит злостью к Джалалу за убийство Адхама и ненавистью к Джодхе, считая появление последней при дворе Великих Моголов источником всех своих бед. Ашвини Калсекар феерична в созданном образе непоколебимой злодейки. С логикой у сценаристов по обыкновению очень и очень тяжело. Ладно бы сделали её злодейкой против иноверки Джодхи, перехватившей влияние на императора, но ведь она постоянно, на протяжении доброй половины сериального пути, строит заговоры с целью физического устранения Акбара. Как это согласуется с извечными рыданиями о том, что он ей дороже родного сына? Да никак, обоснуй отдыхает. Меж тем в последних воспоминаниях Джалала о детстве, проведенном под покровительством Махаманги, она эпизодически предстает в молодом образе. Браво гримерам! Да, возрастной и предсмертный грим угнетенной душевной болезнью Махаманги излишне театрален. Но вкупе с игрой актрисы, такой же нарочито театральной как в немом кино, это работает.

И пока беременная Джодха пытается "примирением сторон" получить от Махаманги искреннее снятие проклятия с будущих детей, Рукийя Султан затеивает новую авантюру. Используя ресурс главной жены падишаха начинает откровенно спекулировать своей бездетностью и выпрашивает второго ребенка Джодхи, которого сразу же по рождении планирует забрать у матери и воспитывать как своего собственного. Акбар взбешен, Джодха подавлена. Но мы же уже привыкли, что она святее Папы Римского и входит в положение каждого. В общем, сама соглашается отдать своего пока еще нерожденного ребенка. Но Рукийя кроме всего требует и документального подтверждения этой "сделки" - фирмана, закрепляющего за ней все права на второго ребенка Джодхи. Полагаю, что этот документ впоследствии всплывет обязательно.

Кроме бесконечных гаремных склок и дрязг, в общественно-политической жизни двора происходят изменения. Джалал, восхищенный мудростью, находчивостью и острословием Махеш Даса, приближает того ко двору. Этого персонажа мировая история и литература запомнила под именем Бирбала. Личные качества позволили Бирбалу достичь не просто вершин власти, но и стать наиболее близким другом императора Акбара.

И, чтоб не растягивать тему (это же не гаремные интриги), сразу же обозначается конфликт между Бирбалом и Тансеном, легендарным музыкантом, являвшимся, как и Бирбал, одним из девяти членов совета "наваратны" ("девять драгоценностей"), состоявшего из самых приближённых советников императора.

Трое из "девяти драгоценностей": уже известные раджа Тодармал, главный по финансам империи Акбара; Ман Сингх, племянник Джодхи и один из наиболее талантливых и преданных Акбару полководцев - раджпутов и Бирбал собственной персоной.

Такое приближение раджпутов не могло не вызвать недовольство среди могольской знати и поэтому снова бурлят заговоры. Чуть раньше по сюжету появляется и продолжает мутить воду некий достопочтенный шейх, отец небезызвестного Шарифуддина, который тоже руководствуется принципом "хороший Акбар - мертвый Акбар". Но, как уже отмечалось, с обоснуями у сценаристов весьма туго, и поэтому все их заговоры мало что не выглядят грамотно мотивированными, они еще и совершаются тупо и непродуманно. Немудрено, что с таким подходом, противников императора ждет полное фиаско.

К слову, про противников. С рождением двойни Джодхой нарисовывается автономная парочка очередных мстителей. При дворе появляется некто Мирза Касим с женой Зейнат, которую Рукийя привлекает в качестве кормилицы для своего сына, рожденного Джодхой. Мирза Касим фактически кузен Джалала, сын любимого брата Хумаюна Камрана, что не мешало последнему поднимать мятежи против брата-императора, за что и был в конце концов бит и в наказание ослеплен. И вот спустя добрый десяток лет Мирза Касим заявился отомстить Акбару, как наследнику Хумаюна, за своего отца. И не просто самому Акбару, а по-восточному изощренно - лишить жизни его детей. Снова ржу над логикой сценаристов и обсасывание уже в который раз по сюжету темы отравления. Итак, с первой парой сыновей Акбара, Хусейном и Хасаном, всё понятно. Они умерли в младенчестве. И, в общем-то, рождены были вовсе не Джодхой, а одной из многочисленных гаремных наложниц Биби Арам Бакш. Но почему бы слегка не "подправить" историю ради развития сюжетной линии, тем более, что умершие младенцы, равно как и факт материнства, никак не повлияли на ход дальнейшей истории. Тем более, что это позволило увеличить хронометраж сериала на добрых четыре десятка эпизодов).

Но смерть детей оказала на сериального Акбара весьма существенное влияние, спровоцировав нападение на Читторгарх, эту цитадель непокоренных и мятежных раджпутов. Понятно, что раджпуты не виноваты, но Акбар усомнился в божьем промысле и развязал кровавую бойню как бы в знак противодействия. Ах так, тебе нужны были жизни моих невинных младенцев, так я тогда убью тысячи! Хм... ну что тут можно сказать. По мнению сценаристов Акбар - климактерическая взбалмошная истеричка и вершит историю согласно своему настроению. Более того, в данном случае произошел существенный хронологический сдвиг: младенцы Акбара умерли осенью 1562 года, а осада Читторгарха началась спустя пять лет и, естественно, исключительно по военно-политическим соображениям безопасности границ империи Великих Моголов.

Кажется, в ранних сообщениях о сериале я уже отмечала ущербную постановку боевых сцен. Оно и понятно, сериал больше заточен под гаремные интриги-скандалы-расследования. Крайне топорные компьютерные прорисовки крепости на холме, картонные декорации, неумелые боевые столкновения, что смотреть это убожество под названием "Осада Читторгарха", право слово, было даже как-то неловко за производителей. Ладно, обыграли джаухар и шафрановые одежды воинов, и на том спасибо.

Жаль, конечно, что такая небрежность коснулась одного из значимых эпизодов в истории как империи моголов, так и Раджпутаны, как символа стойкости раджпутов. В иллюстрациях Акбарнаме и то выглядит достойнее.

Но "кровавый" грим Джалалу явно к лицу. Странно, что такой неистовый на поле воин никак не может "построить" в сериале своих королев.

Омывшийся кровью раджпутов, но не словивший своего главного соперника Махарану Пратапа Сингха, Джалал чувствует опустошение после победы и теперь снова отправляется с Джодхой в паломничество замаливать грехи и вымаливать у Аллаха прощение. Отмолили. И вот результат. У Акбара появляется первый наследник, а Джодха обзаводится титулом Мариам-уз-Замани и прилагающимся к нему роскошным кокошником.


Такое положение вещей вызывает серьёзный баттхёрт у Рукийи Султан и она решает всеми правдами и неправдами вбить клин между матерью и сыном: переманить Салима на свою сторону, интригами создав такую ситуацию, чтобы сын начал воспринимать родную мать как врага. С младенцами такое проворачивать проблемно, поэтому время переносится на восемь лет вперед. При дворе уже детей видимо-невидимо, но основное внимание акцентируется на наследном принце Салиме, его единокровных братьях Мураде и Данияле, и растущем и воспитывающимся вместе с принцами крови Хайдаре (внезапно!), сыне убиенного Адхам-хана. Последний, хоть и полностью вымышленный персонаж, но пакостит уже с детства по-взрослому. Естественно, мотив мести - смерть отца. Интересно, кто только вложил в его голову такие идеи, если с детства он воспитывался Джавидой, вдовой Адхама, в любви и почтении к императору и относились к нему на равных с принцами. Наверное, авторы таким образом хотят показать "сколько волка ни корми" или же просто очень хотелось оставить в сериале полюбившегося зрителям Четана Хансраджа, исполнителя роли Адхам-хана. А как его оставить, кроме как не возродив в лице сына. Но это будет чуть позже, пока дети маленькие. Но проблемы у них недетские. Во всяком случае у Салима.

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха корона наследного принца. Мальчик растет добрым и сострадательным, недаром же при рождении ребенка все предсказатели и ведуньи предрекли, что "править он будет сердцем". Но папа строг, используя в воспитании драконовы меры, и кое-кто под личиной друга строит козни, и Акбаровы политические соперники теперь навострили свое жало на устранение Салима, и даже королева Рукийя, мало что интригует против матери, так еще и начала как бы невзначай подсаживать мальчика на опий. Ох, сил моих нет! И если я еще как-то мирилась с образом Рукийи - коварной интриганки против соперницы, скрипя зубами, но мирилась. Но к чему такая мерзость в создании негативного образа одной из самых уважаемых женщин при могольском дворе! Аргггххх! Достаточно всего лишь поверхностного знакомства с фактами её биографии, чтоб представить картину, каким уважением и влиянием она пользовалась не только у императора, но и всего двора.

И снова это педалирование излюбленной темы в изображении Джахангира - пристрастие к алкоголю и наркотикам. Да, историки отмечают, что из всех могольских правителей он имел наибольшую склонность к алкоголю. Наибольшую склонность - это значит чуть больше, чем остальные, но не то, что был законченным алкашом. Во всяком случае ни в молодости, ни в первую половину своего правления уж точно.

Вторая излюбленная в художественном воплощении тема связанная с Джахангиром - это его любовь к танцовщице Анаркали. Было - не было, но вариантов легенды много, то Акбар был против из-за низкого статуса девицы, то Акбар сам на неё имел виды, то он её убил, то тайно отпустил, изгнав из страны и заказав настрого встречаться с Салимом. Тут же авторы не стали затягивать с делом, а "связали" пару охранным амулетом еще при рождении, показав тем самым, что их любовь была предопределена судьбой. Правда, поначалу та, которой предстоит стать первой страстью принца, в детстве тоже создает ему достаточно проблем из-за своей детской упертости и глупости, старательно выдаваемой в сериале за принципиальность.

Надо сказать, что все дети играют отлично, особенно нельзя не отметить мальчика - принца Мурада. А вот Салим, понимаю, что он добр и мяког, но вечно открытый рот и пустые глаза на экране откровенно раздражают. Но не буду излишне сурова к ребенку, все равно скоро вырастет)

Один-то уже вырос. Да каким красавцем, глаз не отвести! Это Рахим, Рахим Хан-и-Хана, родной сын Байрам-хана, пасынок императора Акбара, воспитанный его второй женой королевой Салимой. Рахим так же являлся доверенным лицом Акбара и одним из его "девяти драгоценностей". Славен своим поэтическим наследием, переводом Бабурнаме на персидский язык и книгами по астрологии. В сериале пока выполняет роль наставника для маленьких принцев по обучению владением разными видами оружия.

Увы, двое сыновей Рахима были убиты Салимом за то, что восхождении последнего на трон после смерти Акбара, оказались в рядах противников. Но сам Рахим продолжал службу при дворе своего сводного брата, императора Джахангира. Но это я снова забегаю сильно вперед.

Что еще хочется отметить особо. Не знаю, сменились ли визажисты в сериале или просто решили чуть подработать с образами старые, но новый макияж главных женских персонажей сразу бросается в глаза. Он и раньше был неплох, но это - отличный макияж! Стрелки и немного другая форма бровей сразу омолодили лицо королевы Салимы на несколько лет, сделав его даже несколько озорным. Хотя, как раз по фильму-то героини должны уже "взрослеть". Даже Рукийя, чьи глаза мне всегда не нравились какой-то неряшливостью макияжа, что создавалось впечатление или размазанности или осыпанности краски, теперь обладает идеально отрисованными стрелками. У Джодхи же, и так имеющей выразительные глаза, они стали еще акцентированнее значительно удлиненными двойными стрелками.


Продолжение следует. Да-да, я зареклась уже "ставить окончательную точку")). Ну, может и не продолжение, а окончание, всего-то осталось каких-то стописят с хвостиком серий.

Среди архитектурных достопримечательностей столицы пакистанской провинции Пенджаб - города Лахор особое место занимает небольшой мавзолей серо-белого цвета. Он известен как последнее пристанище легендарной Анаркали - обитательницы гарема падишаха империи Великих Моголов Акбара и возлюбленной его сына Салима, будущего падишаха Джихангира.

Рассказ об Анаркали всегда привлекал интерес историков и просто любопытных своим захватывающим сюжетом, тайной, кипением страстей. Ее история – это, в первую очередь, легенда, которая перекочевывала из уст в уста, из поколения в поколение.

Согласно ей, сын падишаха Акбара Салим полюбил танцовщицу Анаркали и захотел жениться на ней. Однако его отец был против этого брака и бросил Анаркали в темницу. Салим восстал против Акбара и освободил возлюбленную, но потерпел поражение в бою, и отец приговорил его к смертной казни. Чтобы спасти Салима, Анаркали вернулась во дворец. По приказу Акбара ее живьём замуровали в стену.

Так гласит легенда, а если опираться на доступную информацию, то настоящее имя этой женщины было Надира Бегум или Шарифу-н-Ниса. Она была родом из Ирана и прибыла в Лахор с торговым караваном.

Так как она была очень привлекательна, то получила доступ ко двору Акбара и удостоилась прозвища «Анаркали» («анар» – означает гранат, «кали»- цвет).

Однако стоит отметить, что ни сам Салим (или Джихангир) в своем сочинении «Тузк-и-Джихангир», ни историки тех времен не упоминают о ней. Восстание же, которое Салим поднял против своего отца, диктовалось в первую очередь борьбой за престол и причиной его был конфликт с визирем Абу-л Фазлом Аллами, ратовавшим за укрепление единовластия падишаха Акбара.

Первое упоминание об Анаркали содержится в путевых заметках британского торговца и путешественника Уильяма Финча, который побывал в Лахоре между 1608 и 1611 годами. Согласно им, Анаркали была одной из жен падишаха Акбара и матерью его сына Даниял-шаха. Акбар заподозрил ее в связи со своим сыном Салимом и заживо замуровал ее в стену Лахорской крепости. В память о своей возлюбленной Джихангир и воздвиг мавзолей, который сейчас можно видеть в столице Пенджаба.

Другие западные путешественники, побывавшие в Лахоре в течение двух последующих столетий – Хаггл, Принс и Масон, упоминают лишь о прекрасном саде и замечательной архитектуре мавзолея, но ни слова не говорят о том, кто в нем похоронен. Суфийский шейх Нур Ахмед Чашти в своей книге «Тахкикат-и-Чаштия», написанной в 1860 году, раскрывает некоторые детали, касающиеся этого мавзолея и Анаркали, основанные на его персональных наблюдениях и традиционных историях.

Он пишет: «Анаркали была красавицей и любимой наложницей Акбара, а ее настоящее имя было Надира Бегум или Шарифу-н-Ниса. Необыкновенная любовь Акбара к ней заставила двух других его наложниц ревновать и испытывать ненависть к Анаркали. Некоторые рассказывают, что когда Акбар посещал Деккан, Анаркали заболела и умерла, а эти две наложницы покончили с собой, опасаясь гнева падишаха. Когда падишах вернулся, он повелел построить этот мавзолей». Чишти также сообщает: «Я видел могилу, отделанную камнем, на которой было выбито 99 имен Аллаха и имя султана Салима Акбара было начертано в изголовье».

Историк Саид Абдул Латиф в своей книге «Тарих-и-Лахор» сообщает, что Анаркали была одной из наложниц Акбара. Он заподозрил ее в незаконной связи со своим сыном Салимом и приказал замуровать заживо в стену, а мавзолей был воздвигнут позже – после того как Салим стал падишахом под именем Джихангир. По его данным, на могиле было выбито стихотворение на персидском языке: «Если бы я мог увидеть свою любимую ещё раз, то был бы благодарен Аллаху до самого Судного дня».

Это – явная отсылка к сюжету о любви Салима и Анаркали. Согласно сведениям Абдул Латифа, на могиле было выбито две даты: 1008 год по хиджре (1599) и 1025 год по хиджре (1615). Возможно, первая дата – дате ее смерти, а вторая – дата возведения мавзолея.

Архитектор и историк 18 века Абдуллах Чагатай приводит другую версию создания мавзолея: построенный в самом центре гранатового сада, он поместил в себе могилу жены Джихангира Сахиб Джамал, которая была ему очень дорога. Со временем ее имя забылось, и народная молва связала этот мавзолей с именем Анаркали из-за ассоциации с цветом граната.

«Второе дыхание» легенде об Анаркали придала поэма индийского поэта Имтаза Али Таджа, в которой он с трагизмом описывает все перипетии отношений наложницы из гарема и сына падишаха, а также ее трагическую смерть.

В Индии в 1928 году был снят фильм под таким же названием. В 1960 году появился фильм «Великий Могол», в котором также обыгрывается сюжет о любви Салима и Анаркали с той лишь разницей, что вместо казни Акбар освобождает её и берёт с неё обещание навсегда покинуть пределы империи.

Хотя история об Анаркали содержит немало противоречий и точно не известно, кто похоронен в мавзолее, расположенном неподалеку от резиденции правительства провинции Пенджаб, можно предположить, что это была значимая персона. Кроме того, лахорские рынки под названием Новый Анаркали и Старый Анаркали напоминают о красивой легенде, запечатлевшейся в народной памяти.

Ильдар Мухамеджанов


Ежегодно при дворе, еще со времен , организовывался фантасмагорический базар, во время которого женщины, в их числе и жены людей знатных, стояли за прилавками, такими же, как на настоящем базаре. Падишах переходил от одной женщины к другой как покупатель, и эта необычная ситуация позволяла обеим сторонам играть в куплю-продажу, шумно торговаться, как рыночные торговки рыбой, и тайком заниматься флиртом. При таких обстоятельствах Джахангир и познакомился с Мехрунисой в марте 1611 года, через четыре года после ее приезда ко двору. (Такой большой промежуток времени приписывают тому, что Мехруниса четыре года отвергала домогательства падишаха.) Через два месяца, в конце мая, Джахангир женился на ней и назвал ее Hyp Махал . Она была женщиной энергичной и очень одаренной. Писала прекрасные стихи; создавала рисунки для тканей и фасоны одежды, орнаменты и даже ковры в своем собственном стиле, который долго был в моде; была страстной охотницей и стреляла в тигров из закрытой беседки на спине слона – однажды ей понадобилось всего шесть пуль, чтобы убить четырех тигров. Пользовалась репутацией необыкновенной красавицы; в индийских альбомах последующего столетия полным-полно ее портретов, разумеется, обобщенных, так как ни одному художнику не дозволено было созерцать супругу падишаха.

При Джахангире англичане получили в 1611 году разрешение основать первые торговые поселения в Индии.

Ещё до начала мятежа Султан Хусрау-мирзы падишах Джахангир начал военные действия против раджи Мевара Амар Сингха , от продолжения которых Джахангира отвлекло восстание сына. С Амар Сингхом был заключён мир, однако в 1608 году Джахангир вновь начал войну с Меваром, которая вновь закончилась ничем.

В 1613 году Джахангир направил в Раджпутану внушительную армию во главе со своим третьим сыном шахзаде , а сам Джахангир выдвинулся в Аджмер. В результате карательных действий войск шахзаде в Меваре начались серьёзные перебои с продовольствием, за которыми последовала вспышка эпидемии чумы. Раджа Амар Сингх признал поражение и заключил с падишахом мирный договор, по которому Мевар стал вассальным княжеством Могольской империи, а сын раджи Амар Сингха получил мансаб «командующего пятью тысячами» на имперской службе.

Одновременно с войной против Мевара Джахангир начал военные действия, направленные на покорение афганских военачальников, фактически независимо управлявших Бенгальской субой. Бенгалия была полностью подчинена. В 1620 году войска падишаха взяли неприступную горную крепость Кангра в Пенджабе, которая занимала стратегическое положение в двуречье Джелама и Рави.

В 1615 г. в Индию был послан с верительными грамотами Якова I сэр Томас Роу , чтобы заручиться у Великих Моголов торговым соглашением в пользу молодой в ту пору Ост-Индской компании. Португальцы давно уже вели прибыльную торговлю с Индией и вывозили оттуда миткаль и индиго, голландцы также опередили англичан.

Единственное, что производило впечатление на Великих Моголов, – был контроль над морями. Индия не была особо заинтересована в торговле с Европой, однако мусульмане нуждались в защите европейских кораблей (а порою и от европейских кораблей), на которых переправлялись в Аравию паломники. Еще незадолго перед этим португальцы главенствовали на Аравийском море, и паломники могли по нему плавать только с паспортами, выданными португальцами, и на паспортах этих были изображения Иисуса и Девы Марии; для фанатичных мусульман необходимость терпеть подобное «идолопоклонство» во время паломничества в Мекку была чрезвычайно болезненной.

Роу прибыл в Индию в самое подходящее время, так как английские корабли совсем недавно крепко потрепали корабли португальцев в индийских водах. Дары придворным чиновникам и падишаху способствовали усилению влияния Роу при дворе моголов.

Параллельно с другими военными действиями могольская армия Джахангира с переменным успехом действовала в Деккане, где фактический правитель Ахмаднагарского султаната Малик Амбар создал внушительную антимогольскую коалицию совместно с Биджапурским и Голкондским султанатами.

В ноябре 1616 г. предприимчивый английский посол Роу сопровождал падишаха в его путешествии на юг, поближе к военным действиям в Декане. Роу оставил замечательное описание императорского военного лагеря и пышной церемонии отбытия Джахангира . Посол, как всегда предприимчивый, «ловко проложил себе путь» через толпу придворных, чтобы оказаться рядом с императором в самый момент отбытия, и на этот раз даже он был потрясен.

«Король спустился по ступенькам при столь громких пожеланиях здоровья, что они могли бы заглушить пушечную канонаду. У подножия лестницы, где я уже дожидался его и протолкался поближе, некто принес огромного сазана, а другой – блюдо с белым веществом, похожим на крахмал, в которое король ткнул пальцем, потом дотронулся этим пальцем до рыбы и потер себе лоб. Такая церемония должна была предвещать удачу. Потом еще некто опоясал его мечом и подал круглый щит, сплошь усеянный крупными бриллиантами и рубинами, ремни же были позолочены. Другой человек прицепил колчан с тридцатью стрелами и вручил лук в футляре, тот самый, что подарил повелителю персидский посол. На голове у него был богатый тюрбан, украшенный на макушке перьями цапли, редкими, но длинными; с одной стороны к тюрбану был прикреплен неоправленный рубин размером с грецкий орех, с другой стороны – такой же величины бриллиант, а посредине изумруд, гораздо больший. На шее у него было ожерелье из прекрасных жемчужин, три из них двойные, таких больших я никогда не видел; рукава до локтя и отвороты усыпаны бриллиантами, на запястьях тройные браслеты из разных драгоценных камней. Кисти рук обнаженные, но почти на каждом пальце перстень; перчатки, английские, заткнуты за пояс; верхнее одеяние из златотканой парчи накинуто на тончайшую рубашку; на ногах вышитые сапожки с жемчугом, носки у них острые и торчат вверх».

Падишах отдал приказ сжечь военный лагерь в Аджмере; таким образом, торговцы и другие постоянные обитатели лагеря, которые прожили в нем три года, вынуждены были последовать за императором. В своем дневнике Джахангир подсчитывает, что для того, чтобы снабжать большую армию на походе, причем в неплодородных областях, необходимо убедить торговцев зерном с по меньшей мере ста тысячами груженых быков сопровождать войско. В этом случае при Джахангире находилось не так много людей, как обычно, главные воинские соединения состояли при . Роу говорил, что, устраиваясь на ночь, лагерь занимал территорию двадцати миль в окружности и размерами своими «был равен почти любому городу в Европе».

Лагерь и был устроен как город, с правильными улицами, где каждый знатный человек или купец получал право на точно определенное место, на котором мог установить свой шатер. Поскольку такой лагерь строился на каждом новом месте по одному плану, любой его обитатель мог легко по нему передвигаться не плутая, – такая система была унаследована от Тамерлана , а может, и с более ранних времен. Сам падишах и знатные люди имели по два шатра, таким образом, один из них мог быть выслан вперед заранее и к прибытию хозяина на новое место ночлега был уже установлен. Британские вице-короли в Индии впоследствии передвигались точно таким же способом.

В центре лагеря находилась ставка падишахаа, представлявшая собой маленькую крепость из окрашенного дерева и холста. Во времена она занимала площадь «не менее ста квадратных ярдов», что касается Джахангира , то Роу установил, что его ставка не менее трехсот ярдов в диаметре. Наружные стены состояли из деревянных щитов, окрашенных, а в иных случаях обтянутых холстом и скрепленных между собой кожаными ремнями. К дверям вел красивый крытый проход, а сами двери, или, скорее, ворота, крепко и надежно запирались. Внутри находились обычные помещения, такие же как во дворце: зал общих приемов, зал для частных аудиенций и походная мечеть; ко всему этому примыкало просторное помещение для гарема. Было в одной из наружных стен даже окно-джхарока, в котором император мог, как обычно, являться перед людьми. Придворная жизнь шла своим чередом, точно так же как в Агре, даже ученые и художники представляли свои работы на одобрение повелителю.

Определенные удобства считались само собой разумеющимися. Джаухар упоминает о поистине ужасном положении, в которое попал однажды вместе со своими приближенными, когда они вместе спешно бежали с поля битвы: у них даже не было отдельной палатки, в которой император мог бы справить нужду; ввел обыкновение возить в огромной повозке, которую тащил впряженный в нее слон, несколько ванных комнат, а на улицах военных лагерей Тамерлана находились даже общественные бани, укомплектованные котлами для согревания воды. Внутреннее убранство павильонов, принадлежащих падишаху и его знати, должно было выглядеть невероятно роскошным при изобилии дорогих ковров на фоне светлых холстов, и придворные художники сумели изобразить все это великолепие на своих миниатюрах. Абу-ль-Фазл сообщает, что для перевозки одних только царских шатров требовалось сто слонов, пятьсот верблюдов, четыреста повозок и сотня носильщиков.

После неспешного четырехмесячного путешествия лагерь 6 марта 1617 года достиг большой горной крепости Манду. Роу все еще находился в числе сопровождающих; самым отталкивающим из его впечатлений было появление «верблюда, нагруженного тремя сотнями отрубленных голов, присланных правителем Кандагара в качестве презента падишаху». Роу поселился в маленькой заброшенной мечети – чтобы не платить за помещение. Он сам и Терри жили в условиях, далеких от уюта: в крепости не хватало воды, ее было ужасающе мало; львы бродили вокруг мечети и периодически уносили одно из вьючных животных. Зато Джахангир наслаждался осмотром достопримечательностей. Он посетил красивейшую Пятничную мечеть, великолепное в своей простоте и благородстве пропорций здание, возведенное в начале XV столетия; он восхищался растущими здесь повсюду деревьями пизанга, трясогузками, парочка которых свила гнездо и высиживала птенцов в том доме, где поселился падишах; он испытал немалое удовлетворение, приказав сбросить в реку надмогильный камень правителя Манду Насираддина , который был настолько жесток, что убил собственного отца, – одна мысль о подобном злодействе так возмущала Джахангира , что он пошел еще дальше, повелев извлечь из могилы тело изверга и тоже бросить в реку.

В Манду Роу довелось наконец увидеть, как падишаха в день его рождения уравновешивают на весах с золотом, драгоценными камнями и так далее. Падишах сел на одну из позолоченных чаш больших весов, а на другую положили соответствующее его весу количество мешочков с золотом; засим последовала такая же процедура с серебром, драгоценными камнями, дорогими тканями и продовольствием. На Роу все это не произвело особого впечатления, так как драгоценные металлы нельзя было увидеть («в мешках вполне могли находиться простые камешки»), а, как он утверждает далее, поскольку ценности после церемонии были вновь унесены в помещение, их вряд ли собирались раздать людям в знак милосердия падишаха, как было обещано.

Обряд взвешивания вел свое начало от такого же индийского обычая, называемого туладана; принято считать, что в могольский календарь он введен при , но в точности известно, что взвешиванию подвергался еще в 1533 году. Начиная с взвешивание совершалось дважды в год: одно в день рождения по солнечному календарю проводилось публично, а другое, в день рождения по календарю лунному, – в уединении гарема. Солнечный и лунный дни рождения монарха совпадали только в самый день его появления на свет, после чего промежуток между ними увеличивался на одиннадцать дней ежегодно. Бывало, что жирный куш императорских денег выпадал на долю кого-нибудь из обычных подданных. Так, Джахангир вознаградил подобным образом в рупиях Мухаммеда Найи за его искусную игру на флейте; астролог Джотик Рай получил свое за правильные предсказания, и доля точного предсказателя оказалась на двести рупий больше, чем доля музыканта.

После церемонии взвешивания, на которой присутствовал Роу , Джахангир принялся разбрасывать придворным различные плоды, сделанные из серебра. Роу был потрясен и тем унизительным и недостойным ползанием по полу, которое за сим последовало, и тем, что толщина серебра была необычайно малой, и, следовательно, серебро это немногого стоило. Богатство и пышность Великих Моголов были так велики, что, к примеру, тот же Джахангир , проезжая по улицам верхом на коне или в беседке на спине у слона, разбрасывал рупии направо и налево.

Другим большим торжеством при дворе Моголов, также засвидетельствованным Роу , был праздник Нового года, или науруз, введенный по персидскому образцу в 1582 году. Главным образом по случаю Нового года происходило жалование новыми чинами и наградами, да и вообще праздник этот был особенно веселым и радостным, потому что приходился на весну, в соответствии с персидским календарем. Праздник продолжался от шести до девятнадцати дней, и каждый вечер кто-то из знатных людей задавал у себя в доме или в шатре богатый пир, на котором присутствовал Джахангир , что служило поводом для преподнесения подарков, причем установленный порядок был выгоден падишаху. Хозяин пира выкладывал великое множество даров, но все эти дары принимал сам Джахангир , после чего он любезно возвращал дарителю те вещи, какие не хотел оставить у себя. В некоторых случаях обряд дарения происходил иначе, но обеспечивал почти такое же преимущество Джахангиру : падишах принимал все подарки, однако настаивал на том, что купит их, и чиновники из государственной сокровищницы назначали за каждый подарок особую цену – не больше половины ее истинной стоимости. Певицы и танцовщицы присутствовали почти на каждом приеме в течение всего праздника. «Я видел все, что можно было увидеть, – сообщает Роу . – Подарки, слонов, коней и множество шлюх». Жены знатных людей собирались в гареме падишаха, отмечая праздник вместе с женами падишаха и вместе с ними созерцая через решетки такое зрелище, как главный дурбар, на котором падишах появлялся во всем своем великолепии. Роу находил трон и обстановку вокруг него впечатляющими, но вульгарными, поскольку старались собрать вместе и показать слишком много драгоценных предметов, «все равно как если бы леди вместе с посудой поместила на буфет свои вышитые шлепанцы».

17 февраля 1619 года Роу отплыл из Сурата на родину. По его собственному мнению, его пребывание в Индии оказалось неудачным. Ему пришлось отказаться от своей первоначальной цели – быть официальным представителем при Джахангире – и заниматься различными концессиями, связанными исключительно с портом Сурат, по указу, или фирману, но самым богатым плодом его путешествия был его дневник, дающий необычайно живое и подробное описание повседневной жизни при дворе Великого Могола.

В 1620 году могольские войска захватили и разрушили столицу Ахмаднагарского султаната Харки. Малик Амбар вынужден был уступить падишаху Джахангиру всю захваченную моголами территорию султаната и согласился на единовременную уплату дани (назрана).

Войны в Деккане, потребовавшие концентрации войск, ослабили западные (афганские) границы империи. В 1621 году Кандагар, который в течение многих лет был объектом посягательств империи Сефевидов, был захвачен иранскими войсками.

Новым начинанием Джахангира была чеканка монет и изготовление медалей с собственным изображением, а поскольку монеты имеют более широкое хождение, чем картины, это выглядело совсем уж вопиющим нарушением запрета Корана. весьма серьезно относился к работе своего монетного двора и поручил наблюдение за ним художнику Абд-ус-Самаду . Производимые монеты принадлежали к числу лучших образцов того времени, однако за редким исключением их внешнее оформление ограничивалось каллиграфически исполненными надписями. Джахангир вначале приказал использовать на монетах изображения знаков зодиака вместо обозначения месяцев, а потом велел чеканить не просто свой портрет, но портрет с бокалом вина в руке.

Последние годы царствования Джахангира ознаменованы частыми восстаниями сыновей и полководцев падишаха. При дворе Джахангира , к тому времени, по мнению некоторых исследователей, уже превратившегося в слабовольного пьяницу и наркомана, господствовала группировка во главе с главной и любимой женой падишаха Hyp Джахан и её отцом великим визирем Мирзой Гияс ад-дином Мухаммад-ханом .

Во время большей части правления Джахангира квартет советников состоял из Hyp Джахан , ее отца, брата и царевича . В 1605 году, когда Джахангир взошел на престол, Хурраму было тринадцать лет, что на четыре года меньше, чем Хусрау-мирзе , и на два года – чем Парвизу , его сводным братьям. Хусрау-мирза сам погубил себя своими бунтами против отца, а на Парвиза с самого его рождения смотрели как на полное ничтожество, и у него не было никаких шансов в отличие от , чья карьера была непрерывной цепью успехов.

Семья Мирзы Гияс ад-дина Мухаммад-хана стала как бы ветвью царской семьи. В сочетании с высоким рангом ее отца при дворе ее новый статус обеспечил этой семье уникально большое влияние на дела империи. Брат Hyp Махал Асаф-хан также получил чрезвычайно высокий пост и в качестве доверенного лица занимал среди официальных советников падишаха второе место после своего отца, который был теперь первым министром. Падишах оказал итимад-уд-дауле особую честь появляться в царском гареме при женщинах с открытыми лицами. Падишах вместе с Hyp Махал шествовал на обед в дом Асаф-хана , расположенный в нескольких сотнях метров от дворца, по дорожкам, устланным бархатом и парчой. Положение этой семьи продолжало оставаться особым и в последующих поколениях. Племянница Hyp Джахан вышла замуж за и была его любимой царицей – Мумтаз Махал . Асаф-хан стал первым министром , а после него должность унаследовал его сын Шаиста-хан , который в свою очередь сделался ближайшим сподвижником Аурангзеба . В дополнение к успехам фамилии мать Hyp Джахан изобрела розовое масло, за что Джахангир пожаловал ей нитку жемчуга. Неким символом положения этой семьи, из которой за семь десятков лет после того, как ее родоначальник прибыл из Персии без гроша за душой, вышли две преуспевающие первые дамы и три преуспевающих первых министра, может служить то примечательное обстоятельство, что самые прекрасные надгробные памятники в стране принадлежат не ее падишахам – Великим Моголам, а персидскому авантюристу и его внучке. Гробница итимад-уд-дауле, маленькая драгоценность из мозаики, гранита и решеток, стоит на северном берегу Джамны напротив Агры; тремя милями ниже по течению на противоположном берегу реки находится Тадж Махал, построенный для Мумтаз Махал .

У Роу оказалось слишком мало времени, чтобы определить истинное влияние Hyp Джахан . Он писал на родину принцу Карлу , будущему королю Карлу I Стюарту , что «любимая жена короля управляет им, вертит им в свое полное удовольствие», и сообщал главному директору Ост-Индской компании, что решение любого общественно важного дела целиком и полностью зависит от нее и что она «более недоступна, чем богиня или загадка языческого нечестия». Образ некой языческой богини, недоступной для человеческого взгляда, кажется вполне подходящим, так как Роу всего лишь видел однажды – и то случайно, – как эта дама проезжала в карете мимо на значительном отдалении. Но в дополнение к ее огромному личному влиянию на Джахангира , так сказать за кулисами открытой сцены, голос Hyp Джахан раздавался на самой сцене во время совещаний из уст ее брата Асаф-хана , который чаще других появляется на страницах дневника Роу , и из уст ее отца, итимад-уд-дауле, то есть первого министра.

В январе 1622 года итимад-уд-дауле скончался, и его смерть случилась как раз в то время, когда сильно охладились отношения между Hyp Джахан и двумя другими членами теневого правления – и Асаф-ханом . Заметив, что ее особый протеже твердо и определенно становится все более уверенным в своих правах, Hyp Джахан , видимо, осознает, что если столь сильная личность унаследует трон, то ей после смерти мужа уже не придется выступать в главной роли. Положение обострилось, когда Джахангир в 1621 году серьезно заболел и едва не умер; с этих пор состояние его здоровья, и без того ослабленное алкоголем, опиумом и астмой, ухудшилось настолько, что ему стало все труднее справляться с государственными делами. Поэтому Hyp Джахан отдала теперь свою поддержку младшему царевичу, чье врожденное слабосилие, с ее точки зрения, усугублялось тем, что ему не хватало «породы» – он был всего лишь сыном наложницы-рабыни. В апреле 1621 года царевич женился на дочери Hyp Джахан от первого брака, Ладили Бегам , и свадьба была отпразднована в Агре невероятно торжественно и пышно. Это событие, совершившееся за девять месяцев до кончины итимад-уд-дауне, создало – точнее, сделало явственным – политический раскол в семье старика. Один из царевичей, стал зятем Hyp Джахан . Другой, уже до этого был зятем ее брата Асаф-хана . Было ясно, что одна из внучек итимад-уд-дауле станет женой падишаха, но на то, кому быть падишахом, его дети смотрели по-разному.

После смерти итимад-уд-дауле Hyp Джахан взяла в свои руки строительство гробницы для него в Агре; строительство было закончено через шесть лет, в 1628 году. В отличие от гораздо большего по величине Тадж Махала, с которым эта гробница соперничает по красоте, ее привлекательность заключается не в совершенстве и гармонии внешних очертаний, но в очаровании декора. Мавзолей похож на прекрасную шкатулку, украшенную драгоценными камнями в инкрустации различных стилей, каждый из которых опережает технику прежних лет и возвещает о появлении еще больших грядущих открытий.

Со смертью итимад-уд-дауле и в результате того, что интересы Асаф-хана и пришли в противоречие с интересами Hyp Джахан , ее теневое правление прекратило существование. Оставшиеся пять лет правления больного Джахангира она более непосредственно управляла государством из покоев гарема. В 1626 году она даже принимала участие в сражении, но находилась при этом в паланкине, совершенно закрытом и подвешенном между двумя слонами, а свои приказания Hyp Джахан передавала при этом через своих евнухов-телохранителей.

Новое на сайте

>

Самое популярное