Домой Удобрения Naval Action – Обзор игры. Что собой представляет

Naval Action – Обзор игры. Что собой представляет

Всем привет. Что ж, если вы это читаете, значит вам интересен данный проект: Naval Action.
Игра была приобретена мною 22 февраля, с тех пор наиграно больше 250 часов. И я созрел для того, чтобы написать несколько выводов о ней со стороны нового игрока для тех, кто планирует в обозримом будущем покупку настоящей игры.

Я постараюсь оценивать объективно, для этого необходимо указать плюсы и минусы данного проекта.

Начнем с неприятного, минусы:
- Недостаточно хорошая оптимизация игры. Это сказывается в массовых боях, особенно если с каждой стороны по 20+ кораблей. Такая баталия выглядит эффектно, но на моем не самомо слабом компе (тянущем, например, ГТА 5 на ультах без лагов) ФПС проседает до 7-8, после незначительного снижения графики - до 30. Красота из боев ушла, но стало играбельно. На настоящий момент в отношениее качества кода и оптимизации иных претензий нет.
- Присутсвуют вылеты. Клиент игры время от времени вылетает, не критично, но неприятно. Не будем забывать, что продукт находится в раннем доступе и разрабатывается крайне малочисленной командой.
- Администрация. Это отдельный пункт, и носит он субъективный характер. Администрация позволяет себе прислушиваться к мнению лишь "избранных", нескольких стриммеров. Мнение большинства игроков игнорируется, несогласные на форуме отправляются в бан, несколько раз на форуме представители админитсрации скатывались до прямого оскорбления пользователей. Это неприемлимо, на мой взгляд. Множество здравых идей администрацией отвергались под знаменем: "Нам лучше знать, вы ничего не понимаете в проекте". В общем и целом, пара стриммеров пилят свой карманный проект без вложений, а админстрация потакает кучке людей. Следующей пункт прямо вытекает из нынешнего.
- Онлайн. Мы имеем огромную карту, наполненную городами, с замашкой на развитую экономику и социалку. А имеем пару точек скопления игроков и пустынное море, где шанс встретить хоть одну живую душу стремится к нулю. По словам старожилов этой игры - раньше онлайн составлял до 5000 игроков на сервере, и жизнь бурлила и кипела. Но администрация своими патчами и игнорированием мнения большинства игроков отбила желание у многих играть. Теперь имеем онлайн до 700-750 человек в лучшее время. Следующий пункт опять же связан с текущим.
- Геймплей. Как это не печально, но он достаточно однообразный. Виной всему малый онлайн. Все сводится к гринду ресов в разных портах, фарму мисок и походам в пвп, с целью слить кораблик. Нет развитой социалки, развитой торговли. Малый онлайн не позволяет рейдить мирных торговцев. Мало эвентов. Но надо отдать должное админам, проблему с пвп решили изящно, введя пвп зоны с дополнительными наградами, каждые сутки меняющиеся. Теперь все желающие стягиваются туда.
- Малые возможности кастомизации билдов и корабля. Вся игра сводится к фарму пары топовых книжек, с которыми ты становишься богом ПВП или ПВЕ. Нет вариативности. Думаю, этот момент поправят к релизу, если прислушаются к игрокам.
- Отсутствие интерфейса и локализации. Правда, админы обещают это все в ближайшее время, но это игроки слышат уже 3 года. Причем интерфейс меня полностью устраивает, считаю его даже более удобным, чем многие красивые интерфейсы, но вот отсутствие локализации затрудняет знакомство со всеми аспектами игры, отталкивая новичков.
- Недоработанная, куцая система абордажа, сведенная к тыканью кнопок.
Пожалуй, на текущий момент это основные, бросающиеся в глаза, минусы.

А теперь перейдем к приятному, плюсы игры:
- Открытый большой мир. Господи, как люблю игры с открытым миром. Плыви куда хочешь, долго, но, раздери меня акула, в этом есть своя прелесть. Заставляет продумывать маршруты, ползволяет возить ценные товары с бешенной наркуткой.
- Шикарная боевая система. Бои кораблей здесь реализованы на славу, пожалуй, только за это можно влюбиться в проект. Особенно нравится, когда в бою множество кораблей, и нет разницы, пвп или пве. Это красиво. Падающие сломанные мачты, щепки, тревожный звон рынды, возвещающей о пожаре на корабле и радостный вопль команды, от удачного залпа. Взрыв корабля, гибель команды, звук волынки перед абордажем. Все это заставит сердце любителя парусников трепетать в предвкушении новых сражений.
- Отличная атмосферность и приятное комьюнити. Кланы по-настоящему дружные, игроки, обычно, постоянные и фанаты, от которых можно узнать много интересного не только об игре, но и об истории парусного флота, о пиратах, об истории различных государств. Все, как один, интересные собеседники.
- Практически полное отсутствие в игре молодого, неадекватного поколения школьного возраста. Данная игра требует времени, усидчивости, терпения и холодного расчета. Данные требования практически полностью исключают неадекатвных игроков.
- Интересная система крафта.
- Хорошая площадка для развитой торговли между игроками.

На самом деле игра подойдет поклонникам жанра, которые умеют терпеть, страдать и ждать окончательного варианта игры. Но для меня этот проект - то, что я искал в игровой индустрии с момента, как поиграл в Корсаров в 2003 году.

Спасибо за внимание.

«Naval Action» – отличная вещь на тему морских исторических баталий с огромным потенциалом. Но стоит помнить, что она стоит денег и разовый ценник в районе 30 долларов может пробить брешь в вашей решимости платить за игры в раннем доступе – сырость пока видно невооруженным глазом.

Видео: трейлер к игре Naval Action

Правда, в сегменте морских песочниц на тематику парусного флота – конкурентов у «Naval Action» почти нет. Так что можно смело приобретать и ждать релиза, патчей и идеального баланса.

Особенности игры

1 Если вы любите огромные парусные корабли , период 17-19 века, пиратов, корсаров и палубные залпы, сметающие все живое с судов – то вам сюда.
2 Десятки видов боевых кораблей от юрких фрегатов и пузатых галеонов до монстров линейных кораблей с сотнями орудий – есть, где разгуляться под любую тактику.
3 Интересная система повреждений и урона – вывод из строя рулей, парусов, такелажа, возможность пробить корпус и набрать воды, пожары, отдельное поражение команды и парусов.
4 Глобальная карта без точек и мини-маркеров – только компас и ваша память. Начать двигаться к Карибским островам, а выйти к Аргентине через океан можно запросто, как и заблудиться в каше архипелага и небольших портов.
5 Несколько видов ядер, бомб и книппелей – тактика применения зависит от дистанции и типа цели.

Всё на уровне в плане реализации физики судов, а хардкор позволит во время боя оторваться самым требовательным игрокам.

  • На точность влияет качка, скорость ветра .
  • На маневры масса корабля и количество парусов, волна .

Капитанам придется много регулировать парусность, крутиться и колотить по клавишам, меняя тип боеприпаса, целиться то в палубу, то в мачты.

Сражения за порты на глобальной карте, что-то вроде браузерной игры по стилю во время абордажа, крафт кораблей и улучшения инфраструктуры – кроме беспрерывных боев здесь есть поле для стратегического планирования и развития.

1. Портовые сражения наций , быстрые битвы в порту 20 на 20, абсолютно свободное ПВП все против всех, грабеж НПС торговцев или нападения на крупные караваны враждебных наций – если украинские разработчики не остановятся, получится классная боевая песочница.

2. Система развития портов – причалы, верфи, склады, мастерские, различные торговые и крафтовые постройки. Владение портом делает фракцию сильнее на порядки, но требует много времени и ресурсов.

3. Замысловатая система торговли , сочный крафт и несколько уровней крафта, привязка к ресурсам и выполнению миссий против НПС. В связке с огромной картой на трое суток реального времени и пустотой по контенту впечатления двоякие, но мы надеемся, что создатели не сбавят скорости – задел у игрушки есть.

«Naval Action» уникальная песочница для всех почитателей морской тематики, хотя баланс и читерские показатели судов под управлением ИИ оставляют не всегда приятный осадок.

Возможно, что до покупки нужно подождать еще пяток патчей, но если вы фанат темы берите сегодня – не пожалеете.

Во второй половине января в раннем доступе Steam ожидается появление многопользовательской песочницы Naval Action, посвященной сражениям на кораблях XVII-XVIII столетий. И не зря о ней заговорили задолго до официального релиза. Ведь этот проект имеет все шансы стать ММО об эпохе парусников среди всех игр, выходивших за последние несколько лет.

Что собой представляет?

Naval Action является по большей части и , но в игре присутствуют и другие элементы многих современных ММО. К примеру, пользователи смогут участвовать в геополитических процессах (захваты прибрежных районов, бухт и гаваней), влиять на экономику, переоснащать свой флот и даже создавать различные предметы и элементы снаряжения за счет продуманной системы крафта.

Разработкой игры занимается отечественная студия Game-Labs. После ряда закрытых и открытых тестов проект начинает распространяться по схеме buy-to-play. Причем владельцы раннего доступа и все помогавшие выявить баги на этапе подготовки финального релиза существенных преимуществ не получат, так как перед официальным запуском проекта игровой мир ожидает вайп. Так что мощных кораблей у таких пользователей не будет. Только определенные навыки игры за счет знакомства с управлением.

Ключевые особенности

    Качественная современная визуальная составляющая с детальной прорисовкой как кораблей, так и окружающих локаций.

    Огромный открытый мир, в котором есть, где развернуться и чем заняться.

    Масштабные баталии, на которых в первую очередь и строится игровой процесс.

    Различные типы кораблей (от шустрых шхун до непотопляемых рейтов) и вооружений (к примеру, пушки представлены мортирами, карронадами и даже длинноствольными орудиями).

    Влияние на маневренность самых разных вещей: от углов закрепленных парусов, веса содержимого трюма, управления отдельными реями. Так же десятки аспектов влияют и на ущерб, наносимый противнику в бою.

Вердикт

Ни у кого не вызывает сомнения, что Naval Action имеет все шансы стать настоящим блокбастером в мире морских сражений на парусниках. Множество игровых возможностей, интересный геймплей, приятная графика и простое управление. А что еще нужно любителям парусных сражений?

Обзор игры Naval Action

Naval Action (Век Парусников) — клиентская, многопользовательская онлайн игра. Сюжет игры связан с морем, морскими путешествиями, кораблями, морскими битвами и прочим тому подобным. Есть некоторый шанс на выход игры в 2017 году. Бюджет студии создающей MMORPG Naval Action похоже небольшой и как следствие возможны определенные заминки с релизом, но надеюсь ничего такого не будет. Насколько игра окажется похожа на такие игры как «Корсары онлайн» и «Пираты онлайн» (Voyage Centure Online) мне не известно, по скриншотам и описаниям от разработчиков судить думаю преждевременно. Итак, что про «Век Парусников» говорят сами разработчики.

Сами разработчики называют Naval Action красивой и реалистичной игрой о морских сражениях, переносящей игрока в самый прекрасный период истории — эпоху парусников.

Сражения:

Сражения основываются не только на банальном дамаге, но и на тактике, знаниях игры и опыте вкупе с удачей. Так, может оказаться недостаточно сделать несколько залпов по кораблю если ни одно ядро не сможет нанести существенных повреждений: повредить некоторые мачты, пробить корму, нанести повреждения рулю. Иными словами, не будет такого как «вашему кораблю нанесено 27849 единиц урона, у вас осталось 3085 очков хп», подобное радует. Таргет как таковой тоже похоже будет отсутствовать. Повреждения корабля и сами морские сражения будут детально продуманы, конечно вопрос в том насколько это удастся осуществить. Тем не менее разработчиками ясно заявлен принцип реалистичности реализуемый в игре.

Море и мореходство:

Мореходство в игре будет во многом зависеть от факторов свойственных и реальному миру. Вот слова самих разработчиков:

Продвинутая модель ветра и физика движения предоставляет реалистичное отображение хождения под парусом того периода. Положение углов рей относительно корпуса, положение корабля к ветру, вес трюма, изменение и текущее состояние корабля влияют на его скорость и маневренность. Впервые в морской игре правильно реализован поворот оверштаг, возможность «сдавать назад», детальное управление реями и прочие элементы управления эпохи парусников.

Мир игры Naval Action:

Мир игры похоже будет бесшовным с возможностью различного обзора моря с корабля игрока: как показано на скриншоте ниже и в виде небольшого кораблика на морском пространстве отрисованном по аналогии с «Корсарами онлайн». Впрочем не факт.

Скриншот моря в игре Naval Action. Вид с корабля игрока:

Корабли:

В игре имеется большой перечень самых разнообразных кораблей доступных игрокам. Маневренность и скорость кораблей игры «Век Парусников» приближены к их реальным прототипам.

Несколько скриншотов кораблей в Naval Action:

Дата выхода игры Naval Action пока официально не заявлена, тем не менее вполне вероятна в 2017 году. Сейчас игра проходит альфа — тест, т. е. уже сейчас вы можете скачать и начать играть в Naval Action (Век Парусников). Кстати, пусть Naval Action и не похожа на War Thunder, но тем не менее она вполне может понравиться поклонникам игры «Вар Тундер». На этом я и заканчиваю обзор Naval Action, являющийся помимо прочего еще и небольшим, пусть и немного своеобразным, гайдом.

Представляю вашему вниманию новую игру Naval Action от компании Game-Labs, многим уже хорошо знакомой по недавно вышедшему, замечательному варгейму Ultimate General: Gettysburg. Устраняя недоделки и баги к своему генералу разрабы попутно давно и очень плотно работают над военно-морской, многопользовательской игрой.

Собственно, Naval Action не является варгеймом и даже стратегией в привычном понимании. По большому счету это ММО на тему золотого века парусников. Однако на фоне не особо радостного положения дел с военно-морскими играми вообще и особенно про парусный флот, игра может показаться интересной и любителям серьезных стратегий. Особенно учитывая скурпулезный подход разработчиков ко всему, что связано с боевыми кораблями и сражениям с их участием.

Во первых, в игре обещают реализовать развитую систему мореходства по всем законам физики. Достоверная модель ветра и движения отображает максимально реалистичное хождения под парусами того времени. Положение корабля по отношению к ветру, общий вес, предпринятые ранее апгрейды и общее состояние корабля, напрямую воздействуют на его скорость и маневренность.

Разработчики пишут:

Впервые в морской игре правильно реализован поворот оверштаг, возможность сдавать назад, детальное управление реями и прочие элементы управления эпохи парусников. Постепенно раскрываемые скрытые характеристики сделают каждый корабль уникальным…

Во вторых, огромное внимание уделяется системам вооружения парусников. Будут присутствовать все типы доступной в те времена артиллерии – длинноствольные пушки, карронады, мортиры и прочие. Разработана детальнейшая система баллистики и повреждений. На артиллерийские дуэли будут влиять подветренный наклон и сила ветра.

Один и тот же выстрел может пробить корму, нанести повреждения рулю, затем срикошетить и повредить крепления пушек и попасть в противоположный борт.

Впрочем, всё это можно по достоинству оценить по видео роликам, которые уже доступны в сети. Больше вопросов на данный момент вызывает сам мир в котором будет находится игрок и его корабли. Известно, что мир будет полностью открытым для исследования. Будет ли это точная копия реального мира 1680-го по 1820гг., или все таки сама карта будет вымышленной, но при этом все присутствующие в игре нации останутся историческими – пока еще не решено.

Игрок сможет набирать офицеров и команду, торговать и строить собственные военные или торговые империи. Планируется и управление развитием морских портов. Но в целом, как я понял, Naval Action будет все-таки игрой про сражения, а не про торговлю.

А еще в игре будут абордажи, морская пехота, вид с палубы для точной стрельбы, система профессий и скилов для офицеров, классификация кораблей, френдлифайр (нанесение урона по своим) и много, много чего еще. Подробности вы можете прочитать на официальном форуме разработчиков.

Сроки выхода игры пока точно не определены, хотя закрытые тесты уже вовсю проводятся. Вероятно так же, что скоро можно будет купить ранний доступ в игру.

Новое на сайте

>

Самое популярное