Все завоеванные земли арабы объявили собственностью мусульманской общины. Местное население, жившее на этих землях, должно было платить поземельный налог халифу.
Сначала арабы не принуждали принимать ислам людей другой веры. Немусульмане должны были платить лишь особую подушную подать, приносившую значительный доход казне халифа. Мусульмане оказались милосердными: христианам и иудеям на завоеванных арабами территориях разрешалось жить по законам их веры. Среди христиан было много образованных людей, которых арабские правители привлекали себе на службу. Но через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось и начались их притеснения. Те, кто принимал ислам, освобождались от налогов. Они только вносили милостыню в пользу бедных. Считалось, что мусульмане платят налоги своей кровью, воюя против «неверных».
Первые халифы пытались сохранить равенство между мусульманами, приказывая делить богатства покоренных стран поровну. Когда арабы захватили сокровищницу иранских царей, в их руки попал златотканый ковер необыкновенной красоты, украшенный драгоценными камнями. Чтобы всем воинам досталась равная доля добычи, халиф Омар приказал разрезать ковер на множество частей. Завоевания изменили жизнь и быт арабов. Кочевники-бедуины, принимавшие в них участие, отказались от прежних занятий, заселяя захваченные города и плодородные долины. Знатные арабы — полководцы и правители провинций, стали подражать вельможам захваченных стран. Они строили великолепные дворцы, накапливали огромные богатства, владели плодородными землями. Халифы, подобно другим правителям стран Востока, окружали себя богатством и роскошью. Вот как описывает двор халифа придворный X века: Материал с сайта
Мастерская арабского гончара |
«Обычно халиф восседал на троне — на подушке, обитой армянской шелковой тканью... На халифе был кафтан черного цвета из шелка... Голову его венчал высокий черный головной убор, он был опоясан мечом пророка. ...Перед ним лежал Коран Османа, до этого хранившийся в сокровищнице. На плечах халифа — плащ пророка, в руках — посох пророка. Рабы и телохранители стояли позади трона и вокруг него при мечах, с боевыми топориками и палицами в руках. По обе стороны трона стояли слуги-невольники, отгонявшие от него мух опахалами, отливающими золотом и серебром. Когда приближалось время приема, слуги стояли с рогатками в руках, из которых они стреляли по воронам и другим птицам, чтобы они не каркали и не кричали».
В середине VIII века халифы построили на реке Тигр недалеко от древнего Вавилона новую столицу — Багдад . Руины Вавилона были разобраны арабами и стали строительным материалом для сооружения зданий. В Багдад стекались со всех концов арабской державы сотни тысяч килограммов серебра и десятки тысяч килограммов золота. Он превратился в богатейший город Востока. Население Багдада составляло более четверти миллиона жителей. Современники называли его «столицей ислама, троном империи, центром красоты, культуры и искусства».
ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ
В эпоху первых арабских завоеваний и во времена правления династии Омейядов (661-750 гг.), воцарившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возникали вдали от столицы, на путях продвижения военных отрядов. Города Куфа и Ба"сра на юге и Мосу"л на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ мусульманского мира на его окраинах сооружались крепости - рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.
В сельских районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои поместья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Самые знаменитые из них - Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.), Мшатта (первая половина VIII в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около 728 г.) в Сирии - были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки и сохранившиеся в тунисских городах Сус и Монастир рибаты сложены были из тёсаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами и единственным входом в центре главного фасада образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощёный внутренний двор.
Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иерусалиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) - третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важнейшим событием Священной истории ислама - чудесным вневременным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу Аллаха. Тогда Пророку было дано наставление относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад.
Куббат ас-Сахра была воздвигнута в 687-691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, - здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил Иерусалимский храм. По словам историка X в. аль-Мукаддаси, это здание должно было затмить находящуюся ря-
Кусейр-Амра. 10-е гг. VIII в. Иордания .
****Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Мусульмане зовут его Ибрахимом и чтят как первого проповедника единобожия, родоначальника евреев и арабов, а также восстановителя разрушенной Потопом Каабы. Соломон (965-928 гг. до н. э.)-древнееврейский царь, почитаемый мусульманами как пророк Сулейман.
*Сталактиты - вид архитектурного украшения, внешне напоминающею природные сталактиты (известковые отложения в пещерах), за что они и получили такое название.
**Фонарь - выделенная часть архитектурного сооружения с проёмами для освещения и вентиляции.
***Шатёр - коническое или пирамидальное четырёх - или многогранное перекрытие здания.
дом христианскую церковь Святого Гроба, «дабы не ослеплялись умы мусульман» её великолепием и огромностью. В 874 г. арабский историк аль-Йакуби писал по поводу места возведения и архитектуры иерусалимской святыни: «Это Скала, о которой сообщают, что на неё Посланник Божий поставил свою стопу... затем Абд аль-Малик (халиф в 685- 705 гг. -Прим. ред.) построил над Скалой купол... и люди взяли в обычай обходить Скалу точно так, как они это делали вокруг Каабы». Мусульмане воспринимали Куббат ас-Сахру как символ победы и торжества ислама.
Зодчим удалось создать сооружение, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иерусалима сразу бросается в глаза огромный, излучающий золотое сияние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутреннее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище.
Внутри Куббат ас-Сахры четыре мощных столба с расставленными между ними изящными мраморными колоннами обрамляют скалу, выступающую над уровнем пола на полтора метра. Высота подкупольного пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устойчивость и удивительную пропорциональность. Соразмерность Куббат ас-Сахры связана также с тем, что в пей число архитектурных элементов каждого вида кратно четырём. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоциируется с четырьмя буквами в арабском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы.
Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мраморными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними
Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.
Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы). Интерьер. 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.
Мечеть Омейядов. 705-715 гг. Дамаск. Сирия.
протянулись массивные балки, которые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок украшают мозаики зелёных, синих, перламутровых, пурпурных и золотых тонов. Купол, заново поставленный в 1022 г., изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Не менее пышно и наружное оформление здания, обновлённое в XVI и XIX вв.
В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строились на участках, купленных у христиан. В новых сооружениях использовались материалы и части прежних зданий. Так был возведён один из самых значительных памятников эпохи - Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг.), в которую вошли остатки римского святилища Юпитера Дамасского и христианской церкви Иоанна Крестителя. Дамасская мечеть внутри была украшена цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантастического города-сада.
Памятники изобразительного искусства периода правления Омейядов - мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске, произведения живописи и скульптуры из «замков пустыни» - показывают, как приобретало характерные черты искусство мусульманского Средневековья. Сюжетные линии, связывающие изображения с реальностью, постепенно утрачивались. Всё большее значение приобретала декоративность. Трёхмерное восприятие пространства сменилось двухмерным, объёмная трактовка фигур - их силуэтной или контурной прорисовкой. В композицию вводились мотивы, выработанные официальным искусством империй Древнего Востока. Позднее, в средневековом искусстве Ирана, Ирака, Сирии, Египта и мусульманской Испании, эти традиции утвердились в узорах, изображённых на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.
ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ
Халифы династии Аббасидов (750- 1258 гг.) переместили центр Халифата в Ирак. Стремление этих правителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась в архитектуре повой столицы - Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр в 762 г. Первоначально город назывался Мадинат ас-Салам (Город Мира); предполагалось, что в нём будут жить представители всех социальных и этнических групп государства. Халиф лично осмотрел намеченный золой на земле план будущего города и поручил астрологам выбрать время его закладки. Мадинат ас-Салам - круглый в плане, укреплённый стенами и рвом, с четырьмя золотыми куполами над городскими воротами, обращенными на четыре стороны света, с дворцом халифа в центре жилой застройки - в сущности был моделью Вселенной, посередине которой стоял трон «повелителя правоверных (мусульман. - Прим. ред. )». Видимый отовсюду зелёный купол дворца халифов украшала бронзовая фигура всадника с копьём, которой молва приписывала способность указывать, откуда к столице приближается враг. Зелёный купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, символизируя всевластие халифа, которого в эпоху Аббасидов стали считать заместителем самого Аллаха.
Подчёркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов окончательно сложился в архитектуре и оформлении построенного в середине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского названия, которое в переводе означает «приятная для глаз»), протянувшейся более чем на тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-
*Астрология (от греч. «астрон» - «звезда» и «логос» - «слово», «знание») - учение о связи расположения небесных светил и исторических событий, судеб людей и пародов.
Хакани, построенный в 836 г., занимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительственных, парадных и жилых наземных и подземных (летних) помещений, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бассейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам культовым сооружением считалась кирпичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 метров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми бастионами и угловыми башнями, и гигантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидесяти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей композицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.
Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Напротив, рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться новый тип орнамента - арабеска, как назвали его европейцы.
Прекрасно сохранившаяся мечеть Ибн Тулуна (876-879 г.) в Каире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-
Минарет Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия.
АРАБЕСКА
Арабеска (от франц. arabesque - «арабский») - так назвали европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на основе точного математического расчёта. Арабеска построена на повторении и умножении одного или нескольких элементов узора - геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Такой орнамент фактически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Рисунок арабески по ритму созвучен арабской классической поэзии и музыке и согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся ткани Вселенной». Бесконечное, протекающее в заданном ритме «движение» арабески может быть остановлено или продолжено в любой её точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации и размера: не существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керамическом или ювелирном изделии.
Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический музей, Мадрид.
Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания.
тей колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных
высоких стрельчатых арок, которые с этого времени стали характерной чертой произведений архитектуры в мусульманских странах.
История средневекового мусульманского мира насыщена бурными политическими событиями. В XI-XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену пришли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифату Аббасидов.
В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть династий Альморавидов (1056-1146 гг.) и Альмохадов (1121/1122-1269 гг.). Около трёх столетий в сердце мусульманского мира правили (вплоть до 1171 г.) основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды, а затем султаны Айюбиды (конец XII - первая половина XIII в.) и Мамлюки (1250-1517 гг.). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370-1405 гг.) была создана держава, положившая начало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.
ДВОРЕЦ ХАЛИФА
ХИШАМА
Учитель истории и
обществознания
Скопкарева К.П.
площади современного Иерихо есть холм
высотой в 20 метров. Здесь в начале нашего
века археологи открыли то, что осталось от
древнего Иерихона, одного из старейших
городов мира.
К северу от раскопок древнего Иерихона
(примерно в трех километрах) находятся
руины дворца халифа Дамаска Хишама ибн
Абдаль-Малика, жившего в первой половине
VIII века нашей эры.Дворец Хишам или Хирбет эль Мафджар являет из
себя прекрасно сохранившийся памятник Омеядской
архитектуры. Строительство дворца началось во времена
правления Валида Второго - халифа омеядской династии
в то время когда правителем в Святой земле был халиф
Хишам ибн Абд эл-Малик (724 - 743).Этот дворец, представляющий собой большое
двухэтажное квадратное здание, украшенное
великолепными мозаичными узорами. Он
состоял из двух коллонад, двух мечетей и двух
бань с великолепным мозаичным полом. Он был
разрушен в результате землятресения 4 года
спустя. Вероятно, только во дворце Хишама
можно
увидеть
наиболее
сохранившуюся
великолепную мозаику Израиля. Остатки резьбы
по камню, найденные в этом месте, дают
представление о том, насколько впечатляющим
был сам дворец.«Древо жизни» - так называется одна из самых
красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира.
Ею был устелен пол гостевой комнаты банного
комплекса. Имитирующая прекрасные персидские
ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась,
лишь немногим пострадав от землетрясений.Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня
хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в
ИерусалимеДворец Хишама являлся национальным парком.
Сегодня, это памятник архитектуры под защитой
Палестинской автономии.
June 16th, 2015 , 07:45 pm
В заключительной части нашей прогулки по Иерихону мы посетим главную достопримечательность этого прекрасного города - уникальные руины эпохи омейядского халифата, известные под названием Хирбет аль-Мафджар или дворец Хишама.
Руины находятся примерно в пяти километрах к северу от современного Иерихона, дворец, комплекс бань и сельскохозяйственные угодья. Сначала дворец относили к эпохе омейядского халифа Хишама ибн Абдул-Малика (724-743), но теперь есть основания полагать, что дворец построил его племянник и наследник Аль-Валид II ибн Язид (743-744).
Аль-Валид назначил своими наследниками двух сыновей, которых он прижил от рабыни. Это привело к напряженности в семье, и его убили. Поэтому правил халиф всего два года, за которые вроде как и успел построить этот монументальный комплекс - что еще более впечатляет.
Увы, "прожил" дворец Хишама - Аль Валида II всего пять лет - в 749 году в регионе произошло сильное землетрясение, которые практечески полностью уничтожило импозантное сооружение.
Раскопки Хирбет аль-Мафджар начались в 1934 году под руководством археологов Димитрия Барамки и Роберта Гамильтона, и продолжались до 1948 года (большинство находок находятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме - ). Последний опубликовал результаты своих трудов в 1959 году в книге Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley , однако исследования Барамки в ней отсутствуют, и опубликованы не были. Также не были опубликованы результаты раскопок, которые проводили в северной части комплекса в 60-х годах прошлого века.
В 2006 году раскопки возобновились под предводительством д-ра Хамдана Тахи и якобы они проводятся до наших дней при помощи Чикагского университета. Я не совсем понял, что там происходит, но место выглядит абсолютно заброшенным, не считая маленького музея на территории комплекса. Хирбет аль-Мафджар никак не огорожена, и любой может легко попасть к развалинам и совершить над ними акт вандализма. Я удивляюсь, что этого еще никто не сделал.
Вот так это выглядит на подъезде к комплексу. Дворец и прочие сооружия ограждены "стеной" примерно в полметра, перепрыгнуть которую может любой восьмилетный ребенок. Никакой охраны, особенно в ночные часы, я догадываюсь, здесь нет.
Ну а теперь давайте войдем на территорию комплекса
Прогуляемся, потрогаем камни своими мерзкими грязными ручонками посмотрим на все своими глазами, и попытаемся впитать атмосферу этого уникального места. Как мне кажется, ее невозможно передать никакими фотографиями, но все-же я попытаюсь.
В нашей группе была разношерстная публика, как всегда бывает в такого рода поездках. Кто-то интересуется историей и археологией больше, кто-то меньше, но в данном случае реакция была практически одинаковой - при входе на территорию комплекса все на секунду теряли дар речи, а потом признавали, что дворец Хишама - это "машеу мейухад", что-то особенное.
От себя отмечу, что дворец Хишама или Хирбет аль-Мафджар оставила на меня неизгладимое впечатление. Думаю, это одно из самых красивых мест, что я видел в своей жизни.
Это "окно" я мечтал увидеть не меньше, чем уже упомянутый много раз монастырь Каранталь - . И оно не разочаровало)
Еще немного о династии Омейядов - хочу упомянуть несколько любопытных комплексов, связанных с халифатом. Некоторые из них находятся в Израиле, например умопомрачительная и абсолютно заброшенная Хурват Миним - , о которой, похоже, вообще никто не знает. Еще в Израиле находится Аль-Синнабра или Синн эн-Набра, а по нашему Хирбет аль-Карак или Бейт-Яреах - древний город, развалины которого находятся между мошавой Кинерет и кибуцем Дгания - .
Еще три любопытных места находятся уже за пределами нашей исторической: Каср аль-Хайр аль-Шарки, "Восточный замок" в центре Сирийской пустыни и построенный неподалеку двойник Каср аль-Хайр аль-Гхарби в византийском стиле. "Близнецы" находятся в 80 километрах от Пальмиры - , за судьбу которой беспокоится сейчас вся просвещенная часть человечества. Ну и напоследок Каср аль-Халлабат и находящиеся в двух километрах к востоку от него бани комплекс Каср Хаммам ас-Сара - все часть "Замка в пустыне", находящегося неподалеку от Аммана, столицы Иордании. Архитектурно и дворец Хишама принадлежит к категории "Замок в пустыне".
Кроме этого Омейяды основали в Израиле небезизвестный город Рамле - , а халиф Сулейман ибн Абдул-Малик возвел в нем крепостные стены, рынок и большую Белую Мечеть, от которой сохранился только 27-метровый минарет, в наши дни носящий название "Белая башня". Также Омейяды построили любимый всеми нами Купол Скалы в Иерусалиме и не менее знаменитую Мечеть Омейядов или Большую Мечеть в Дамаске - одна из крупнейших и самых старых мечетей в мире. Туда шансы попасть у меня примерно такие же, как в Пальмиру, так что хорошо, что хоть удалось пробраться в Иерихон)
Ну а теперь войдем во дворец
Дворец Хишама - двухэтажное квадратное здание с круглыми башнями по углам. Центральный зал обрамляли четыре арочные галереи, служившие помещениями для гостей и слуг, а также хранилищем. В северной части находилась маленькая мечеть, а лестницы по краям центрального зала вели на второй этаж, где были жилые помещения.
Здесь на переднем плане мы видим развалины мечети, которые почему-то очень по стилю напоминают церкви в набатейском городе Шивта - , еще одном потрясающем месте, которое я всем рекомендую посетить. Ну а мы пока вернемся ко дворцу.
Полюбуемся его колоннами, к сожалению, как я понимаю, в большинстве своем отреставрированными, но вы можете себе представить, как это выглядело.
Орнаментами Стукко (с этим конкретным артефактом связаны какая-то история, но я к тому моменту уже слишком охуел от всего этого прекрасного, и ее не запомнил).
Это еще не учитывая тот факт, что главная достопримечательность дворца, великолепная мозаика на полу, недоступна нашим глазам - ее засыпали песком, очевидно от варваром. Можно обозреть лишь отдельные фрагменты.
Вот так это выглядит во всем своем великолепии
Мозаики есть и в главных банях на территории комплекса, но туда посетителей не пускают. Однако главная мозаика находится в "Диване" - маленькой комнате для особых гостей в северо-западном углу фриджидариума, и ее мы да можем увидеть, хотя бы сверху.
Внутрь Дивана тоже не пускают, но можно подняться наверх и увидеть это, без преувеличения, чудо света. Для вашего удобства я перевернул мозаику и даю ее отдельным кадром.
Мозаика называется "Древо Жизни" и символизирует два главных состояния души - войну и мир. Причем следует смотреть на мозаику именно наоборот, сверху, так чтобы война была слева, а мир - справа. Арабы никогда не протянут для рукопожатия левую руку - это считается неуважением, так как правая рука более чистая.
Главный фрагмент мозаики, лев, раздирающий оленя. Такого уровня мозаику даже в уникальном музее Доброго Самаритянина не найдешь - . На полу более простой узор, а по сторонам - "скамеечки", на которых и сидели почетные гости. Счиатется, что сам халиф любил сидеть в центре, на самом Древе Жизни.
Общий кадр - Диван и дворец Хишама
А теперь прогуляемся немного по "сельскохозяйственной" части комплекса, которая указывает на то, что халиф, будь то Хишам или его наследник, построили дворец не только для развлечений и отдыха - здесь работали, выращивали сельскохозяйственную продукцию и делали вино.
Здесь были обнаружены любопытные фрагменты орнамента
А в доме эпохи Абассидского Халифата кто-то создал дорогу, вымощенную синим кирпичем
Макет центрального зала дворца Хишама. Собор Св. Петра нервно курит в углу.
Ну а теперь переходим к павильону
Павильон располагался в центре сада перед дворцом. В середине павильона был расположен фонтан, а вокруг фонтана - бассейн, окруженный восьмиугольными стенами с высокими арками. Предполагается, что сад и дворец когда-то соединял мост, с которого халиф мог любоваться окрестными пейзажами и наблюдать за лошадиными гонками.
Сохранившийся фрагмент орнамента, не менее знаменитый чем "звездное окно" во дворце.
Мост очевидно был где-то здесь
Полубуемся еще немного как общим так и фрагментарным видом
И, чтобы немного передохнуть от всего этого великолепия, зайдем в музей Хишама.
Животнаэ (устал, уж не обессудьте)
Виноградэ и сосудэ
Есть здесь и про историю Хирбет аль-Мафджар и халифат Омейядофф
Ваза Амфораэ
К сожалению было обнаружено и свастикэ. Очевидно Омейяды были скрытые нацисты.
На самом деле "Э", я взял у Расина, что еще раз указывает на вред высшего образования, а в особенности чтения "Федры" на французском.
Уходим из дворца Хишама
Ну и напоследок - еще один кадр Хишамского Каранталя - окна со звездой. На этом мое путешествие по Иерихону заканчивается, и нет лучшей финальной ноты, чтобы его завершить.
Я уже скучаю. И мечтаю вернуться.
В результате масштабной битвы 637 года Сасанидская империя падает под нашествием арабов-мусульман. В результате этого события Ирак полностью переходит под владение Арабского халифата. Долгое время столицей халифата выступал Дамаск, пока Абу-Джафар Ал-Мансур не перенес ее в Багдад, на то время еще являющейся небольшим селением. Тогда еще можно было догадываться, что город приобретет легендарную мировую славу.
Недалеко от Багдада сейчас находятся развалины старой крепости Ухайдир. Дорога туда проходит через пустыню, и создается впечатление, что очертания огромных стен всплывают будто мираж.
История крепости
В течение длительного времени у исследователей даже не было версий истории этого дворца-крепости. Не было найдено ничего, что могло развеять эту загадку. Приблизительное время постройки дворца - VII -VIII век. Англичанин Крессвел предположил, что владельцем и строителем Ухайдира мог быть Иса ибн Муса, являющийся племянником ас-Саффаха. Последний отдал право быть халифом своему брату ал-Мансуру, при условии, что его наследником выступит Иса ибн Муса. Первые годы для Исы сложились удачно, его назначили губернатором Куфы и построили дворец. Но вскоре ал-Мансуру захотелось передать трон своему сыну, и он начал искать пути устранения Исы.
Иса посылался в самые горячие военные передряги, но выходил оттуда живым. Его пытались отравить, но и тут он отделался выпадением усов и бороды. Последним испытанием для Исы стала попытка на его глазах задушить родного сына, после чего он добровольно отказался от притязаний на трон. Но за ним осталось право перехватить власть, если ему удастся пережить сына халифа.
Новая волна репрессий Исы начинается после смерти халифа в 775 году. Новый халиф желает поставить в наследники опять же своего сына ал-Хади, поэтому необходимо устранить притязателя. Иса лишается губернаторства, и в 778 году уходит в изоляцию, вероятно, как раз во дворец Ухайдир. К этому времени Ухайдир, скорее всего, уже выступал как загородная резиденция губернатора Куфы.
Описание дворца
В этом дворце Иса и проводил почти безвыездно все свои дни. Дворец имеет размеры 175 на 169 метров. Внешне он окружен стеной высотой 17 метров. Стена отлично укреплена для возможного штурма - здесь есть и угловые круглые башни, и полубашни с бойницами, а в прошлом была крытая галерея. Интересно и наличие навесных бойниц для обстрела противника, подошедшего прямо к стене. Европа начала возводить подобное сооружение лишь в XIV веке.
Попасть внутрь можно лишь через единственные ворота. Справа можно заметить руины старой мечети. В северном углу находится сам дворец.
Во дворце три этажа. Множество комнат и коридоров объединены в сложносплетающуюся сеть. Здесь же предусмотрены помещения под хранения запасов и оружия. Судя по всему, владелец дворца серьезно заботился о собственной безопасности. Причем все комнаты не соединены друг с другом, для этих целей выделен коридор. Но до нашего времени не сохранилось все внутреннее убранство помещений, и лишь местами попадается кирпичная кладка.
Дворец Ухайдир принадлежит к ранней эпохе правления Аббасидов. Именно здесь зародилось множество будущих архитектурных решений арабского мира.