Домой Цветы Дворец мм романова на адмиралтейской набережной. Дворец михаила михайловича. Усадьба Александровка. Львовский дворец

Дворец мм романова на адмиралтейской набережной. Дворец михаила михайловича. Усадьба Александровка. Львовский дворец


В какой-то мере прощальный подарок отца и брата великому князю Михаилу Павловичу. Сперва на него стал собирать деньги Павел Первый. Затем, когда того убили, вопросом строительства дворца озаботился Александр Первый и, когда Великому князю исполнился 21 год, в 1817 году началось возведение дворца по проекту архитектора Росси. Во владении Дома Романовых он пробыл до самого конца XIX века. Именно сюда, к своей сестре, заезжал Александр Второй в день своей смерти от бомбы террористов.

    площадь Искусств


До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом - зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, после здание сгорело, а тут расчистили место для площади.

Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых. Далее здесь была Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).

    Миллионная улица, 5/1


Мало-Михайловский дворец строился для великого князя Михаила Михайловича в 1885 –1895 годах, а отделка помещений затянулась до 1900 года. По тем временам это долгий срок, но нужно иметь в виду, что здание было оборудовано по последнему слову техники, а интерьеры выполнены с шикарным изяществом. Здание как дворец никогда не использовалось - здесь были различные организации. До наших дней мало что сохранилось, но составить представление о прекрасном убранстве можно по чудесной шахте лифта в сочетании с резными дубовыми дверями.

    Адмиралтейская набережная, 8


Великий князь Алексей Александрович стал антигероем истории российского флота. Несмотря на то, что именно при нем были построены и укреплены сооружения большинства российских морских баз, происходила постепенная модернизация кораблей, именно Алексея Александровича считают ответственным за поражение России в войне с Японией и в особенности за Порт-Артур. Собственно, после него он и покинул морское министерство и был уволен со всех флотских постов. Тогда князь поселился в своем небольшом дворце на перекрестке Английского проспекта и набережной Мойки. Строил его с 1882 по 1885 год архитектор Месмахер, автор здания знаменитого училища барона Штиглица (в советское время носившего имя скульптора Мухиной). Великий князь из всех возможных вариантов, предоставленных архитектором, остановился на стилистике французского шато. Кроме того, Месмахер разбил возле дворца сад и пристроил к нему оранжерею.

    набережная реки Мойки, 122


Бывший Ленгорисполком и нынешнее Законодательное собрание Петербурга - место, рядом с которым проходили самые крупные митинги начала девяностых и конца нулевых. Его построил Николай I для своей дочери Марии, которая, будучи девушкой с характером, наотрез отказалась после свадьбы уезжать из Петербурга. Здание проектировал Штакеншнейдер (Росси уже был слишком стар и болен). Оно было построено в соответствии с новейшими технологиями того времени. Например, внутри сооружение было сделано частично из песчаника, потому здесь царили тепло и уют. Мария Николаевна прожила во дворце до самой смерти в 1872 году. Ее дети впоследствии из-за долгов продали здание государству, после чего тут разместили Государственный совет.

    Исаакиевская площадь, 6


Этот дворец строили сразу три архитектора. Сперва Штакеншнейдер, потом Шарлемань. А когда и того отстранили от работы, за дом для младшего сына Николая I взялся Боссе, который выстроил скромное, но уютное здание в классическом стиле. За свою работу архитектор получил орден Святой Анны. Дворец сейчас пребывает в запустении, его ждет большая реставрация.

    Петергоф, усадьба Михайловка


После постройки Мариинского дворца Штакеншнейдер продолжил строить здания для членов императорской фамилии. Одно из них - дворец великого князя Николая Николаевича. Это отличный образец поздней имперской неоклассики. Вокруг сооружения был разбит сквер и обнесен изящной решеткой. После смерти великого князя здание было передано женскому институту. В советское время его отдали профсоюзам и назвали «Дворцом труда». Сейчас он сдается в аренду коммерческим организациям.

    площадь Труда


Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого. Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма.

Михаил Николаевич, только заселившись в дом в 1862 году, отбыл из Петербурга наместником на Кавказ. Вернувшись в 1881 году, он снова поселился во дворце. После смерти Михаила Николаевича здание перешло в руки его сына Николая. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.

    Дворцовая набережная, 18


Сперва в Стрельне Петр хотел устроить императорскую резиденцию, но у него ничего не вышло. Да и фонтаны здесь было невозможно установить из-за слишком маленького перепада высот. Потом дворец начал строить Растрелли, но не довел дело до конца. Наконец, в 1797 году Павел Первый отдал эти места во владение своему сыну Константину. Дворец перестраивали впоследствии Воронихин (1803) и Штакеншнейдер (для сына Николая Первого Константина).

В советское время в этом дворце были школа-колония и Арктическое училище, после закрытия которого Константиновский стал медленно разрушаться. Эти места стали пристанищем гопников, рейверов и наркоманов. В 2000 году их передали Управлению делами Президента, а уже к 2003 году здание было полностью восстановлено и стало официальной резиденцией главы государства.

    Стрельна

Дворец Великого князя Михаила Александровича



В 1830 году дом покупает светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков. Перестройку своей резиденции он доверил архитектору Глинке, который разместил в бельэтаже мраморный кабинет, библиотеку, голубую и зеленую гостиные, круглый зал, украшенную колоннами столовую, на первом этаже - покои жены князя Екатерины Сергеевны.

Много лет прожил светлейший князь Меншиков в роскошном дворце на набережной, а после его смерти дом унаследовал сын - боевой генерал Владимир Александрович, наследники которого в 1896 году продали дворец Кабинету Его Императорского Величества. Так здание вступило в новую фазу - превратившись из княжеской в великокняжескую резиденцию.

После Владимира Александровича дворец перешёл к младшему брату императора Николая II Михаилу Александровичу, который незамедлительно взялся за перестройку своих владений и пригласил для этих целей зодчего Карла Рахау, который переделал здание в эклектичном стиле, создав внутри дворца грандиозную мраморную изогнутую лестницу - настоящий шедевр, украшенный по второму этажу атлантами и позолоченной лепкой.

В 1922 году дворец национализировали и передали Всероссийскому обществу глухих, которое находится там по сей день. Сейчас здесь, помимо Общества, находятся частные конторы и офисы.

Своё особенное место особняк занимает в кинематографе: в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» во дворце снимали фильм «Господин оформитель» - здание выступило в роли жилища главного героя Платона Андреевича.

    Английская наб., 54; Галерная ул., 55

Дом учёных. Владимирский дворец



В 1862 году участок на Дворцовой набережной превращается в грандиозную стройку дворца для Великих князей - Александра и Владимира. Архитектор Александр Резанов, разрабатывая проект будущего дворца, задумывает построить здание в стиле итальянских палаццо эпохи Возрождения.

Но если фасады здания были выполнены в одном стиле, то комнаты поражали воображение и переносили гостей дворца в разные исторические эпохи. Так, Парадная приёмная (Малиновая гостиная), бывшая самым большим помещением второго этажа, была оформлена в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась Гостиная, оформленная в стиле времён Людовика XVI. После Гостиной следовала Малая столовая в стиле английской готики, здесь же располагались Буфет и Танцевальный зал.

Все комнаты дворца украшали редчайшие коллекции живописи, скульптуры, оружия и лучших образцов декоративно-прикладного искусства. Своим шикарным месторасположением и великолепием интерьеров сооружение сразу завоевало себе славу нового центра светской жизни Петербурга. Здесь устраивали балы, приёмы, благотворительные, музыкальные и литературные вечера.

После события октября 1917 года во дворце разместили правление Союза Международных Торговых Товариществ, а с октября 1918 года в здание помещался Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года сюда переехало издательство «Всемирная литература»: именно в этот период истории дворца начинается мрачное время, когда богатейшее имущество вывозится, продаётся, расхищается и частично отдаётся в музеи. Впрочем, уже в январе 1920 года здание получает новый статус и звание «Дома Учёных». Только благодаря этому интерьеры дворца пострадали не так сильно, как другие подобные творения в Петербурге, где свирепствовало воровство, унёсшее в частные коллекции великие произведения искусства.

В 1920-30-х годах в Доме учёных регулярно по субботам читались научные доклады, по четвергам - общедоступные лекции, а также проводились диспуты и концерты. Также во дворце работало общежитие на 20 человек, при котором функционировали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. К слову, в общежитии некоторое время жил Осип Мандельштам.

    Дворцовая наб., 26

Усадьба Александровка. Львовский дворец



В годы жизни Великого князя Константина Павловича, второго сына императора Павла I, который до самой смерти старшего брата Александра считался наследником русского престола, на территории нынешней усадьбы Александровка проводились военные парады. Однако в 1804 году земли, где вскоре появится дворец, были пожалованы английскому торговцу Джонсу, затем отошли коллежской советнице Зеланд, которая построила здесь деревянный дом. Наконец, в 1838 году чехарда владельцев и хозяев на длительное время прекращается, так как усадьбу приобретает генерал-адъютант Павел Александров - внебрачный сын Константина Павловича. По фамилии Павла усадьба и получает название «Александровка».

Деревянный дом в этом же году сносят, а модный архитектор Кольман возводит на его месте каменный дворец в неоготическом духе: западную часть венчает характерная для этого стиля зубчатая башня, а два корпуса соединяет крытая галерея.

Последним владельцем усадьбы был внук Павла - Александр Львов, который навечно остался в истории Петербурга под прозвищем «огненный князь». В возрасте 17 лет, в 1880 году, он создал в Стрельне первую в России команду «тушильщиков», состоящую из добровольцев, а через три года построил на территории своего имения здание пожарной части и гигантскую каланчу, на которую любил подниматься и оглядывать окрестности в подзорную трубу. В начале XX столетия князя даже избрали председателем Пожарного общества, которое просуществовало до 1919 года, когда организацию распустили из-за противоречий, связанных с несогласием, проявленным Львовым в отношении действий советской власти. Кроме того, он снискал славу борца за трезвость, рьяно интересовался спортом и даже поспособствовал строительству трамвайной ветки, которая по сию пору является действующей. В память о деяниях этого славного человека перед входом в усадьбу Александровка был установлен памятник.

После революции имение пустовало. А в годы Великой Отечественной войны его и вовсе разграбили и разрушили фашистские войска. В настоящее время усадьба восстановлена, фасад дворца сияет свежей краской, а внутри него располагаются Администрация и Муниципальный совет Стрельны, а также музыкальная школа.

    г. Стрельна, Портовая ул., 19, к. 1

Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова, внука императора Николая I, находится на Адмиралтейской набережной. Он был построен в 1885 – 1891 годах по проекту архитектора Максимилиана Месмахера, и дожжен был стать великокняжеской резиденцией. Но после того, как Александр III не признал брак князя с Софией Меренберг, Михаил Михайлович уехал в Англию, так и не прожив в новом дворце ни одного дня. После этого в здании располагались различные административные учреждения, а в 1911 году дворец был куплен страховым обществом «Русский ллойд». После Октябрьской революции и смены власти во дворце размещались государственные учреждения.

Великий князь Михаил Михайлович Романов родился 4(17) октября 1861 года в Петербурге. С 1881 года он начал проходил службу в Лейб-гвардии Егерского полка и вскоре принял от государя чин полковника. Спустя год его назначали флигель-адъютантом к Особе Его Императорского Величества. В 1891 году без разрешения императора Александра III, известного строгой привязанностью к долгу равнородного христианского брака в семье, Михаил Михайлович женился на графине Софье Меренберг. В результате, Великий князь тотчас был уволен с государственной службы и лишен всех прав. Ему также был воспрещен въезд в Россию.

В последствии Михаил Михайлович Романов вместе с супругой жил во Франции и Англии, встречаясь со своими Августейшими родственниками только заграницей. Интересно, что в 1908 году князь написал на английском языке автобиографический роман под названием «Не унывай». В своем произведении он осудил действовавшие в России правила бракосочетания высокопоставленных лиц, которые фактически исключали возможность заключения брака по любви. Продажа этого романа в России была запрещена.

Архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, по проекту которого был построен дворец на Адмиралтейской набережной, обладал не только непревзойденным талантом проектирования и строительства зданий, но и большим художественным дарованием. Месмахер выполнял эскизы фонарей, решеток, мебели, создавал орнаменты для церковной утвари и даже тканей.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича долгое время находился в плачевном состоянии. В настоящее время во дворце проводятся масштабные реставрационные работы. Уже проведена реставрация интерьеров дубового кабинета князя, парадных залов первого и второго этажей, главного фасада здания.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова, внука императора Николая I, находится на Адмиралтейской набережной. Он был построен в 1885 – 1891 годах по проекту архитектора Максимилиана Месмахера, и дожжен был стать великокняжеской резиденцией. Но после того, как Александр III не признал брак князя с Софией Меренберг, Михаил Михайлович уехал в Англию, так и не прожив в новом дворце ни одного дня. После этого в здании располагались различные административные учреждения, а в 1911 году дворец был куплен страховым обществом «Русский ллойд». После Октябрьской революции и смены власти во дворце размещались государственные учреждения.

Великий князь Михаил Михайлович Романов родился 4(17) октября 1861 года в Петербурге. С 1881 года он начал проходил службу в Лейб-гвардии Егерского полка и вскоре принял от государя чин полковника. Спустя год его назначали флигель-адъютантом к Особе Его Императорского Величества. В 1891 году без разрешения императора Александра III, известного строгой привязанностью к долгу равнородного христианского брака в семье, Михаил Михайлович женился на графине Софье Меренберг. В результате, Великий князь тотчас был уволен с государственной службы и лишен всех прав. Ему также был воспрещен въезд в Россию.

В последствии Михаил Михайлович Романов вместе с супругой жил во Франции и Англии, встречаясь со своими Августейшими родственниками только заграницей. Интересно, что в 1908 году князь написал на английском языке автобиографический роман под названием «Не унывай». В своем произведении он осудил действовавшие в России правила бракосочетания высокопоставленных лиц, которые фактически исключали возможность заключения брака по любви. Продажа этого романа в России была запрещена.

Архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, по проекту которого был построен дворец на Адмиралтейской набережной, обладал не только непревзойденным талантом проектирования и строительства зданий, но и большим художественным дарованием. Месмахер выполнял эскизы фонарей, решеток, мебели, создавал орнаменты для церковной утвари и даже тканей.

Дворец Великого князя Михаила Михайловича долгое время находился в плачевном состоянии. В настоящее время во дворце проводятся масштабные реставрационные работы. Уже проведена реставрация интерьеров дубового кабинета князя, парадных залов первого и второго этажей, главного фасада здания.

Великий князь Михаил Михайлович родился 4/16 октября 1861 года в Петергофе в семье сына императора Николая I Великого Князя Михаила Николаевича и его супруги Великой Княгини Ольги Федоровны. Как и все Члены Императорского Дома, Михаил Михайлович получил прекрасное домашнее образование.

В 1881 году Великий Князь поступил на службу в Лейб-гвардии Егерский полк. По воспоминаниям его брата великого князя Александра: «Он обожал военную службу и чувствовал себя превосходно в рядах лейб-гвардии Егерского полка... К несчастью, у него слишком рано проснулась склонность к семейной жизни... Он еще не знал, на ком он женится, но он во что бы то ни стало собирался жениться на ком-нибудь и как можно скорее. В постоянных поисках «царицы своих грез» он делал несколько попыток жениться на девушках неравного с ним происхождения. Это создавало тяжелые осложнения между ним и нашими родителями и ни к чему не привело». Получив по совершеннолетии право распоряжаться своими средствами, Михаил Михайлович начал постройку роскошного Дворца, в котором ему так и не пришлось жить.

Влюбившись в дочь графа Н. П. Игнатьева Екатерину Николаевну, Михаил Михайлович просил Государя Александра III разрешить ему жениться на ней. Ответ Государя, как нам поведал генерал от инфантерии Н. А. Епанчин, был очень деликатен: «Он пригласил к себе Михаила Михайловича, сердечно переговорил с ним, и когда Михаил Михайлович, заявил Государю, что действительно он желал бы женитьбы на графине Екатерине Николаевне, то Государь сказал ему, что с его стороны как Главы Царского Дома препятствий к этому браку не будет, но что Великий Князь по неопытности очень может и ошибиться в своих чувствах. Поэтому Государь решил так, чтобы Великий Князь уехал примерно на год из Петербурга, и если через год не переменит своего намерения, то Государь благословит его на брак с графиней Игнатьевой. Великий Князь уехал, и через несколько месяцев женился за границей на графине Торби, внучке А. С. Пушкина, без разрешения Государя и командира Лейб-Гвардии Егерского полка, в коем он служил. А ведь без разрешения командира он не имел права вступать в брак». (В скобочках заметим, что София Меренберг, - старшая дочь Принца Николая Вильгельма Нассауского и его морганатической супруги Графини Натальи Александровны Меренберг, дочери Александра Сергеевича Пушкина.) Брак не был признан действительным и Высочайшей волей Великий Князь был уволен от службы, лишен всех прав с воспрещением въезда в Россию на постоянное жительство.

В 1909г. Государь Николай Александрович простил своего двоюродного дядю и восстановил его в званиях флигель-адъютанта и полковника, но на Родине был редко. Во время посещения празднований 100-летия Бородинской битвы Император Николай восстановил шефство Великого Князя над 49-м пехотным Брестским полком, которое и сохранялось до весны 1917г.

14 сентября 1927г. скончалась Графиня Софья Николаевна Торби, а спустя полтора года, 26 апреля 1929г., так же как и она скончался в Лондоне великий князь Михаил Михайлович.

В память об этой грустной истории нам остался дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова, или Мало-Михайловский дворец, который стоит на Адмиралтейской набережной. Напротив дворца стоит скульптура "царь-плотник", привезенная в Петербург из Голландии. Неподалеку от него находится пристань со львами у Адмиралтейства.

Дворец был построен в 1885 - 1891 годах по проекту архитектора Максимилиана Месмахера в стиле итальянского ренессанса. Дом облицован плитами из песчаника. Первый этаж отделан красно-коричневыми гранитными плитами, которые придают зданию солидность и внушительность. Резкий контраст нижней сознательно утяжеленной части здания и легкой, завершенной балюстрадой на крыше, верхней его частью, не создает ощущения дробности, все здание смотрится в прекрасном единстве. В оформлении фасада сочетаются и легкость, и мощь одновременно. Скругленный угол дворца,
лепнина над карнизом второго этажа, большие полукруглые окна второго этажа и узкие колонны ионического ордера между ними, изящные балкончики, повторяющие оформление балюстрады на крыше - все вместе легко и точно согласуется между собой и со всем зданием в целом. Сохранились парадные интерьеры дворца, решенные в различных исторических стилях. Мраморные нижний и верхний вестибюли, отделанные разными сортами мрамора, широкая мраморная лестница, ведущая к сводчатому верхнему вестибюлю, украшенному 12 мраморными колоннами, богатое убранство апартаментов делают дворец одним из самых привлекательных и интересных зданий Петербурга.

Великий князь строил его для себя и своей будущей жены. Но жить ему в нем так и не пришлось. Здание отошло в казну, и в нем располагались различные административные учреждения. В 1911 году дворец выкупило страховое общество «Русский Ллойд». После революции во дворце размещались государственные учреждения.

Долгое время дворец Великого князя Михаила Михайловича находился в плачевном состоянии. Сейчас в нем проводятся реставрационные работы. Дворец, как и другие не слишком доступные для туристов дворцы, можно посетить во время ежегодного Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга».

После вывода отсюда промышленного производства освободившаяся территория была поделена на части и продана частным владельцам.

26 апреля 1884 года участок дома №8 у барона Г. Е. Гинзбцрга приобрёл великий князь Михаил Михайлович - внук Николая I, сын великого князя Михаила Николаевича, в семье часто называемый попросту "Миш-Миш". От этой покупки великого князя отговаривал сенатор А. А. Половцов, доказывая, что он запутается "в своих счетах и будет в финансовых затруднениях " [Цит. по: 1, с. 123]. Но достигнув 20 лет и получив право распоряжаться своими средствами Михаил Михайлович решил построить собственный дом не смотря ни на что. "У нас должен быть отличный дом" - сказал он архитектору. При этом под словом "нас" Михаил имел ввиду себя и ещё не выбранную им супругу.

Архитектором Мало-Михайловского дворца стал Максимилиан Егорович Месмахер . Возведение великокняжеской резиденции было завершено в 1888 году, после чего началась отделка помещений.

Фасад Мало-Михайловского дворца выполнен в духе любимого Месмахером итальянского ренессанса. Он облицован блоками из висбаденского песчаника. Высокий цокольный первый этаж отделан финляндским гранитом.

Мало-Михайловский дворец был оборудован по последнему слову техники. Здесь имелись газ, электричество, телефон, водопровод и канализация. Тротуар перед зданием был заасфальтирован.

Кроме самого дворца Месмахером на другой стороне Черноморского переулка был построен служебный корпус.

М. Е. Месмахер работал над внутренним убранством дворца до 1891 года, когда в России узнали о самовольной женитьбе Михаила Михайловича. К этому времени он уехал из страны, женился на внучке великого русского поэта А. С. Пушкина графине Софье Николаевне Меренберг. После этого он потерял регулярные денежные субсидии из Департамента уделов и не мог платить за строительстве дворца. Да и в Россию вернуться он уже не мог. В своём петербургском доме Михаилу Михайловичу жить не пришлось.

Мало-Михайловский дворец состоял из двух половин - хозяина и хозяйки. Каждая половина имела свой вход со стороны Азовского переулка. Со стороны Адмиралтейской набережной в Мало-Михайловском дворце были созданы Вестибюль и Парадная лестница. Позже Вестибюль был расширен за счёт соседней Большой приёмной. Слева от Вестибюля располагались Большая и Малая Приёмные. В северо-восточном углу здания был оборудован Кабинет.

Кабинет разделён на две части деревянной перегородкой. В одной из этих частей великий князь должен был принимать гостей, в другой отдыхать. Кабинет украшен камином из песчаника. Израсцы для него изготовили студенты Центрального училища технического рисования барона Штиглица, где преподавал Месмахер. Шатровую часть камина завершал герб великого князя, уничтоженный после 1917 года. От него остались щит со львиными головами, орден Андрея Первозванного и обрамление щита. В настоящее время герб воссоздан из гипса. В рабочую часть кабинета вели три двери: из большой и малой приёмных и из собственной лестницы. Позднее большая приёмная стала частью вестибюля и дверь в неё была заделана. Над входом в личную часть Кабинета находится копия картины Тициана "Любовь земная и небесная".

Ведущая на половину хозяина дворца лестница называлась Собственной. Через неё можно было попасть в Библиотеку, далее на половину хозяйки и в личные комнаты хозяина: Гардеробную, Ванную и Спальню.

На втором этаже Мало-Михайловского дворца находились Малая столовая, Сервировочная. Стены Малой столовой на две трети закрывают резные дубовые панели со встроенными буфетами и шкафами. Так же как в Кабинете, большая шатровая печь выложена израсцами.

За работу над Мало-Михайловским дворцом архитектор М. Е. Месмахер был награждён орденом Анны 2-й степени.

Приставка "Мало" была присвоена этому зданию чтобы отличать его от других Михайловского и Ново-Михайловского дворцов.

Живя за пределами страны великий князь решил продать Мало-Михайловский дворец. Покупателя долго не находилось, поэтому помещения сдавались в наём. В 1893 году здание сдаётся на 10 лет в аренду Управлению юго-западных железных дорог. В 1904 году по просьбе великого князя Александра Михайловича Мало-Михайловский дворец был передан Главному управлению торгового мореплавания и портов. После ликвидации этого учреждения в здании до сентября 1910 года работало Министерство промышленности и торговли. Особняк хотело приобрести Германское посольство, но из-за близости к морскому ведомству немцам было отказано.

В марте 1911 года Мало-Михайловский дворец приобрело страховое акционерное общество "Русский Ллойд". Большинство его акций принадлежало купеческой семье Еливеевых. Председателем общества в то время был Степан Петрович Елисеев. По проекту П. К. Бергштрессера для новых владельцев помещения были в значительной степени перестроены. В доме №8 по Адмиралтейской набережной разместилась Главная контора общества. В пристройках имелись квартиры для высших чиновников.

В феврале 1918 года Мало-Михайловский дворец передали в ведение комиссариата городского хозяйства. В 1919-1920 годах здесь работала Единая Петроградская потребительская коммуна (Петрокоммуна) во главе с А. Е. Бадаевым. Позже во дворце размещались Городской отдел торговли и Ленинградский областной совет потребительских обществ, Госбанк, Главное управление торговли Ленгорисполкома.

В начале 1992 года Мало-Михайловский дворец арендовал банк "Санкт-Петербург". Многие помещения были отреставрированы. В 1998 году из-за резкого повышения арендной платы банк переехал. Мало-Михайловски дворец долгое время искал нового арендатора. В начале 2010-х годов велись споры между его потенциальными собственниками. Из-за нерешённого вопроса о собственности дворец до сих пор закрыт для широкой публики.

Новое на сайте

>

Самое популярное