Иак 5, 13-20
Пс 141
Мк 10, 13-16
Вот Иаков сегодня так настойчиво твердит о молитве. И из его текста видно, что молиться можно в любой ситуации. Я даже подумала, что можно молиться и «из перспективы лошади». И вспомнился мне Ризван Кхан из индийского фильма, который в силу болезни постоянно нарушал негласные правила, царящие в обществе – скажем по-другому – разрушал стереотипы.
Расскажу один эпизод, связанный с молитвой. Ризван – мусульманин. Но после 11 сентября мусульмане подвергаются никем не объявленному и НИКЕМ НЕ ЗАМЕЧАЕМОМУ преследованию. На любого мусульманина смотрят как на потенциального террориста. И благоразумные мусульмане стараются не афишировать свою религиозность. Но Ризван другой. Болезнь делает его уязвимым, но и оставляет его душу в состоянии Евангельского детства. Он предельно искренен в своих отношениях с Богом и людьми. В придорожном кафе его угощает едой мусульманская пара. Они беседуют, но когда подходит время намаза, Ризван встает с места, расстилает молитвенный коврик и начинает молиться. Попутчик – из лучших побуждений! – пытается его остановить: «Это не лучшее место для намаза!» А Ризван отвечает: «ДЛЯ МОЛИТВЫ НЕ НУЖНО МЕСТА, ДЛЯ МОЛИТВЫ НУЖНО ВРЕМЯ».
Вот мы и подошли к самому важному пункту для современного верующего человека. Чаще всего мы оправдываем отсутствие молитвы в нашей жизни именно этим: «Времени нет!» Не хватает нам времени. А четверть века назад на уроке физики нам – старшеклассникам – наша учительница сказала: «У вас столько же времени, сколько у самого великого царя – 24 часа в одних сутках!» Мы все одинаково БОГАТЫ временем. Просто мы переоцениваем действие и недооцениваем внешнее бездействие – ибо именно бездействием выглядит самое ценное в нашей жизни – молитва, страдания, общение… По сравнению с молитвой и страданием даже тупое сидение перед экраном телевизора или компьютера кажется нам более плодотворным.
А вот еще одна иллюстрация к нам – важным и взрослым, современным и занятым:
– Добрый день, – сказал Маленький принц.
– Добрый день, – ответил торговец.
Он торговал самоновейшими пилюлями, которые утоляют жажду. Проглотишь такую пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить.
– Для чего ты их продаешь? – спросил Маленький принц.
– От них большая экономия времени, – ответил торговец. – По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.
– А что делать в эти пятьдесят три минуты?
– Да что хочешь.
«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, – подумал Маленький принц, – я бы просто-напросто пошел к роднику…»
Мы изо всех сил экономим время, ЧТОБЫ НАЙТИ ВРЕМЯ ДЛЯ МОЛИТВЫ. Но так и не находим его.
Молитва кажется нам потерянным временем. Но именно в этом заключается секрет: нужно решиться ПОТЕРЯТЬ ВРЕМЯ НА МОЛИТВЕ. Вот так просто, по-детски, не ища выгоды…
В русском языке имена существительные имеют категорию рода: мужского, среднего, женского или общего, могут быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными, а также изменяться по числам и падежам. Изменение падежных окончаний соответствует определенному типу склонения, в котором учитываются все перечисленные характеристики. Правописание существительного время в форме косвенных падежей подчиняется особым правилам. Знание этих правил позволит избежать ошибки в ответе на вопрос о том, как нужно писать: время или времени ?
Существительное время относится к среднему роду, но в единственном числе изменяется по падежам не по II типу склонения, как, например, существительные море, окно, озеро , а по так называемому разносклоняемому типу. Он объединяет 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на –мя : время, темя, вымя, стремя, знамя, семя, имя, пламя, племя, бремя, и одно существительное мужского рода путь. В родительном, дательном, творительном и предложном падежах, кроме устойчивых окончаний -и , -ем , они приобретают суффикс –ен -, а в именительном и винительном полностью совпадают по форме написания:
Падеж, вопрос | Существительные на -мя | ||
И. (что?) | время | темя | знамя |
Р. (чего?) | времени | темени | знамени |
Д. (чему?) | времени | темени | знамени |
В. (что?) | время | темя | знамя |
Т. (чем?) | временем | теменем | знаменем |
П. (о чем?) | (о) времени | (о) темени | (о) знамени |
В зависимости от того, в каком падеже употребляется существительное время , в предложении оно может иметь только одну из трех форм: время , времени или временем.
Пришло время собирать урожай яблок. (Им. п.)
Несмотря на позднее время, все еще было светло. (Вин. п.)
Сколько времени утекло с тех пор! (Род. п.)
Надо доверять своему времени . (Дат. п.)
Тем временем в зрительном зале происходило что-то странное. (Твор. п.)
Что вспоминать о былом времени ! (Пр. п.)
При выборе нужной падежной формы время или времени следует обращать внимание на вопрос, который можно поставить к слову. Вопросу что? соответствует форма время , вопросам чего? чему? о чем? – форма времени .
сайт дает следующие рекомендации по образованию и употреблению в речи падежных форм время и времени:
- В именительном и винительном падежах правильно употреблять форму время . В родительном, дательном и предложном употребляется форма времени .
- Существительное время в предложении выступает в роли подлежащего или прямого дополнения. Форма времени может быть дополнением или обстоятельством.
- С вопросительным местоимением сколько и наречием много сочетается форма родительного падежа: сколько времени; много времени .
Однажды наша команда была спасена от нависающего над проектом забвения. С первым релизом стало вполне очевидно, что мы не уложимся в намеченные сроки. В один прекрасный день мы провели «стоячий митинг», на котором обсудили проблему. Мы бродили вокруг, отвечая на вопрос «Что мешает нам подойти к выпуску продукта?»
«У меня нет достаточно времени»
«У меня нет достаточно времени»
Никто не имел достаточно времени. Мы не нашли очевидного ответа и все разошлись домой.
Во время ужина в корейском ресторане (Корейская кухня полезна для мозга). Неожиданно космические лучи вступили во взаимодействие с частью кимчи и мы прозрели и вняли реальной проблеме.
На следующее утро мы собрали всех: «Повторяйте за мной: Мне нужно так много сделать.»
Да, так оно и есть.
«Мне нужно так много сделать.»
«Мне нужно так много сделать.»
Мы повторяли это, проникаясь всей благодатью такой позиции.
«Мне нужно так много сделать. Каково ваше мнение?»
Дело в том, что когда у вас недостаточно времени, то вам везде не везёт. Вы не можете сделать больше времени. Не иметь достаточно времени – есть безвыходное положение, тупик. И безнадежность приводит к неуправляемости, стрессу, безвыходности, ошибкам, прогарам, и отказам.
Необходимость так много сделать – контролируемая, знакомая ситуация. Когда вам нужно так много сделать, вы можете:
Расставить приоритеты и не сделать некоторые вещи
Уменьшите размер некоторых из вещей, над которыми вы работаете
Попросить кого-нибудь ещё сделать некоторые вещи
Иметь необходимость так много сделать внушает надежду. Нам может не нравится ситуация, но по крайней мере мы знаем что нужно сделать.