Домой Плодовые деревья Обучение холерика. Учебно-воспитательная работа с холериками. В чем трудности воспитания такого ребенка

Обучение холерика. Учебно-воспитательная работа с холериками. В чем трудности воспитания такого ребенка

Каждый ученик – это уникальная, неповторимая личность со своими индивидуально-психологическими качествами. Однако опытный учитель, перед внимательным взором которого проходит не один десяток учеников, всегда замечает и некоторые общие проявления, которые характеризуют некоторых детей. Постепенно он создает свою типологию учеников. Нередко такая типология совпадает с принятым в психологии разделением людей на типы, в зависимости от их темперамента.

Ученик-сангвиник приятен в общении, радостно-инициативен, хорошо контактирует с педагогом. Речь легкая, богатая, остроумная; живая, артистичная мимика. Ребенок-сангвиник может допускать шалости, капризничать, но легко переносит порицания, наказания. Как правило, сангвиник не обидчив, не гневлив, оптимист, легко приспосабливается к обстоятельствам. Указания педагога схватывает на лету, склонен к эмоциональному подходу к делу. Сангвиник легко увлекается, с удовольствием начинает работу над новым произведением, быстро выучивает. Но дальше проявляется другая сторона сангвиника: его интерес быстро остывает, если дело (работа) требует длительной кропотливой работы. Самая трудная задача для педагога – поддержать этот интерес. Для сангвиников характерна быстрая реакция, легкая переключаемость (переход от одного вида работы к другому). Отличаются хорошей работоспособностью (в особенности девочки), однако нередко склонны к лени, и тогда с трудом поддаются нажиму и контролю, в сложных ситуациях могут прибегать ко лжи. Самооценка сангвиника неустойчиво завышенная, любит рассказывать о своих успехах, быть у всех на виду. Легко утешаются. При доброжелательных и одновременно требовательных отношениях с преподавателем ученики-сангвиники могут достигать высоких результатов в учебной деятельности.

Холерик – обладатель легко возбудимого сильного типа нервной системы. Яркий, самоуверенный, быстрый, самостоятельный, но, как правило, непростой ученик. Он обидчив, самолюбив, стремится общаться со старшими на равных, может вызывающе сопротивляться воле старших, не подчиняться. Болезненно-гневно реагирует на критику (появление четверки после привычных пятерок – трагедия), на невнимание к себе. Речь холерика громкая, быстрая, авторитетная, мимика резкая, выразительная. Ученик-холерик крайне субъективно относится к заданию: если оно нравится – работает увлеченно, если не нравится – с трудом способен довести до конца. Холерики энергичны, выносливы, способны работать интенсивно и в короткий срок достигать хороших результатов. Их энергия усиливается при столкновении с препятствиями, любят борьбу, вплоть до открытого конфликта с противником, конкурентом. Однако в ежедневной работе требуют от педагога безграничного терпения и тонкого руководства.



Флегматики - спокойны, самостоятельны, не унывают, у них нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценят себя объективно. Речь флегматика замедленная, немногословная, они предпочитают роль слушателя. Мимика невыразительна, движения плавные, замедленные. Многим флегматики могут показаться безэмоциональными, равнодушными людьми, однако это не так. Они способны на сильные высокие чувства, но не склонны к их внешнему выражению. Флегматики инерционны, им необходимо время, чтобы перейти из одного состояния в другое. Скорость реагирования несколько замедленна. В работе с ними необходимо терпение, их нельзя навязчиво подгонять. Усваивают, запоминают новый материал медленно, но помнят и удерживают достигнутый уровень долго. Флегматики усидчивы и очень выносливы. Практически не волнуются, внимательны. Им тяжело переключаться на другое задание. Флегматик может быть хорошим педагогом, способен грамотно и спокойно разрешать конфликты, быть терпеливым для него не составляет труда.

Меланхолик – «человек без кожи», чуткий, легко ранимый, тревожный. Речь тихая, взволнованная, с просительными интонациями; как правило, робкое, грустное выражение лица. Меланхолик не уверен в себе, стеснителен, склонен преувеличивать свои недостатки, мнителен, но такие качества как обостренная чуткость, впечатлительность, яркая фантазия становятся основой для воспитания вдумчивого тонкого художника (скорее миниатюриста нежели монументалиста). Ученики-меланхолики тянутся к спокойным, доброжелательным учителям, исполнительны и внимательны к требованиям педагога, нуждаются в особом внимании, чуткости, в доброй, нежной поддержке с его стороны. Меланхолики быстро утомляются, чувствительны к внешним помехам. Участие в конкурсах, экзаменах для них – настоящая драма, волнуются задолго до начала.



Развитие личности, поступательное формирование волевых сторон характера, способно компенсировать некоторые «невыгодные» стороны любого темперамента.

ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКА

Дети значительно различаются по показателям произвольного внимания, что необходимо учитывать в педагогической работе. Уже с первого урока они сталкиваются с требованиями быть внимательными, организованными, и хотят выполнить эти требования, но в большинстве своем не обладают необходимыми умениями, плохо себе представляют, как это сделать. В свою очередь, развитие внимания учеников как специальная задача педагогами, как правило, не ставится, и все воздействия сводятся к приказаниям: «Будь внимательным, не отвлекайся!»

Однако значительная часть проблем, связанных с невнимательностью учеников, решается с помощью включения в занятия заданий, направленных на формирование различных видов и качеств Вн. Особенно необходимы такие задания гиперактивным ученикам.

У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное Вн (внешнее проявление: ребенок вглядывается, вслушивается, приоткрывает рот, подходит ближе, тянется потрогать). В работе с начинающими необходимо широко использовать непроизвольное Вн. Оно вызывается живой, эмоциональной речью, артистизмом учителя, занимательностью заданий, использованием красочного наглядного материала, созданием игровых, проблемных ситуаций.

Произвольное внимание хорошо развивается в игровой деятельности, в соревновательных заданиях (игры в разведчиков, «кто самый внимательный?»), в заданиях «на проверку внимания» («А сейчас давай проверим, насколько ты внимателен»). Сначала целесообразно использование заданий, которые дети могут выполнить во внешнем плане (Покажи), затем внешняя деятельность свертывается и переходит во внутренний план («Послушай и скажи…», «Посмотри и объясни»), превращаясь в активное внимание, умение контролировать свои действия. Устойчивость Вн ученика сохраняется в деятельности, которая дает результаты и вызывает положительные эмоции, удовлетворение, а это, в свою очередь, - желание заниматься и установку на внимание.

Распределение Вн – непосильная задача для младших школьников. Не следует заставлять их выполнять сложную задачу сразу, необходимо разделить ее на ряд простых, затем, по мере приобретения устойчивых навыков, постепенно приучать к распределению внимания.

В отношении холериковнеобходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Поэтому целесообразно использовать любимые ими подвижные и спортивные игры при формировании «Я-концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей от природы слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников).

Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнению его взаимоотношений со сверстниками.

Ребенку-холерику трудно следовать правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания. Но вместе с тем нельзя забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для младших школьников мотивы деятельности. (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.)

Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

ü Учебно-воспитательная работа с флегматиками.

В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро».

Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале главное – не торопить. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.

Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело до звонка.

Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.

В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы, коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при проведении спортивных игр и упражнений.

В силу высокой ригидности флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с новыми детьми... Флегматикам нужно помочь преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и коммуникативные умения у интровертов.

Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.

ü Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.

Также преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов. В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают со сверстниками.

Первые дни пребывания такого ребенка в школе требуют огромного внимания со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать).

Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.

Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.

Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха.

Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.

Напомню, что объектом исследования являются свойства темперамента личности младшего школьника.


Предметом данного исследования является влияние темперамента на установление межличностных отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста.


Если бы этот проект я реализовывала на своем классе то, я считаю, что при взаимодействие методик и опросов, можно добиться результатов:

1)я, как преподаватель, смогу направить учебный процесс в благоприятное русло. То есть, будут положительные результаты так, как будут учитываться особенности обучения детей с различными типами темперамента.

2) родители смогут в соответствие с рекомендациями воспитывать детей, при этом не обращаясь за помошью к психологам. Ими будут учитываться особенности типа, к которому принадлежит их ребенок., они смогут, корректировать что-то. При этом не будет «некой ломки». Так как у каждый ребенка по-своему индивидуален.

3) с помощью методик, можно изменить межличностные отношения младших школьников в классе. Чтобы в коллективе была положительная обстановка для каждого ребенка.

Глава IV. Заключение

В ходе нашего исследования были выделены следующие выводы: 1)Темперамент – это важнейшая характеристика индивида со стороны его динамических особенностей интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. 2)Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Межличностные отношения младших школьников зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.Индивидуально – динамические свойства психики ребенка взаимосвязаны с социально – психологическими особенностями личности ребенка младшего школьного возраста.

Таким образом, подтверждается гипотеза. Я подтверждаю, что в зависимости от типа темперамента складывается характер межличностных отношений младших школьников в группе сверстников:

v Холерики очень общительны, в классе обычно занимают лидирующие позиции. Они легко входят в контакт со сверстниками, являются активными членами детского коллектива, всегда находятся в окружении ребят. Однако, из-за своей вспыльчивости, они часто конфликтуют с другими детьми.


v Сангвиники легко понимают других людей, склонны принимать их такими, какими они есть. Они не стремятся к лидерству, но часто занимают лидирующее положение в компании. Сангвиники очень дружелюбны и имеют большое количество друзей.

v Флегматикам сложно налаживать контакты с детьми. Они не стремятся к лидерству, не любят принимать решения. Они предпочитают знакомые и нешумные развлечения. Обычно имеют немного друзей, но их отношения постоянны.

v Меланхолики с трудом включаются в отношения со сверстниками. Они предпочитают находиться в одиночестве. Они часто чувствуют себя «белыми воронами» в коллективе. Дети часто игнорируют их.

При помощи соответствующих методов исследования, можно также подтвердить данную гипотезу.

При помощи методик, входящих во вторую главу, можно определить положение каждого ребенка в группе, его социометрический статус, проанализировать структуру межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста. С помощью предложенных в работе опросников, учителя и родители могут самостоятельно определить тип темперамента ребенка и учащегося.


Рекомендации, подобранные для родителей детей с различными типами темперамента, помогут избежать конфликтов между родителями и детьми, а также с их помощью родители могут помогать ребенку налаживать отношения в коллективе.

Глава V. Список литературы.

1.Петровский А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. - М. : Наука, 1995.

2.Крутецкий В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986 – 188 c.

3.Немов Р. С. Психология. Книга первая. Общие основы психологии 3-е издание / Р. С. Немов. – М.: Владос, 1999 – 397 c.

4.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/24.php

5. Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Г. Фашберг. – М. : Логос, 2005. 


6.Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М. : АСТ, 2007. - 304 с.

7.Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. 8.Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.

8.Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.

9. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301102.shtml

10. http://podelise.ru/tw_files/27130/d-27129361/7z-docs/1.pdf

11. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников / Е. П. Ересь. - Минск, 1960.

12.Амельков, А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006.

13.Фашберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Г. Фашберг. – М. : Логос, 2005. 108с.

14. Якушева Т. Г. О педагогическом такте учителя / Т. Г. Якушева. – М. : Наука, 1970

15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006, 542

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель исследования – изучить представления обучающегося о темпераменте и его свойствах. Задачи: 1. Роль темперамента ребенка; 2. Поведение диагностики; 3. Выполнить количественный и качественный анализ

3 слайд

Описание слайда:

Темперамент- это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. 1. Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента.

4 слайд

Описание слайда:

Холерик: нервная система сильная, неуравновешенная, подвижная. Сангвиник: нервная система сильная, уравновешенная, подвижная. Флегматик: нервная система сильная, уравновешенная, инертная. Меланхолик: нервная система слабая. Типы темперамента

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Ученики–сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений. Влияние темперамента на учебную деятельность Учеников–сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

7 слайд

Описание слайда:

Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач.

8 слайд

Описание слайда:

Ученики–холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними – предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой–либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступкам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. . Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности – вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий

9 слайд

Описание слайда:

Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.

10 слайд

Описание слайда:

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение с другими людьми, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики. В ходе исследования было выявлено, тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения. Заключение

Холерик - тип темперамента, характеризуемый прилагательными: горячий, вспыльчивый, смелый до дерзости, упрямый и самолюбивый до болезненности. Во всей его фигуре, в осанке, походке, лице и речах выражается преувеличенное сознание не только собственного достоинства, но превосходства над другими. Желание быть старше своих лет у него доходит до забавного комизма: он поднимает плечи, чтобы казаться выше ростом, нагибается, проходя в дверь, старается говорить басом, держаться около взрослых людей, принимать участие в их разговорах, лишь бы его не считали ребенком. Когда же холерик участвует в каких-либо играх или соревнованиях, он неизменно вносит свое «я» и некоторую серьезность: неистово стремится к лидерству, устанавливает порядок, решает споры, требует подчинения себе и своим порядкам, и если это ему удается, то играет охотно, в противном же случае, когда его оттирают на второй план, он не хочет участвовать в игре, даже старается как-нибудь расстроить ее, злорадно торжествуя, если она на самом деле без него расстроилась.
Смелость холерика иногда бывает поразительна. Он не отступает ни перед какими препятствиями, ничего не боится или побеждает в себе чувство боли и страха, не обнаруживая его. Он гордится, что может перенести без слез, без крика и без жалоб побои, всякое наказание, боль. В обществе детей он - забияка, но авторитетен, держится свысока подчиняя своему влиянию других детей.
Руководя товарищами, холерик нередко является вдохновителем группы в борьбе с «нелюбимым» педагогом. И нелегко справиться с таким неприятелем, потому что группа иногда слепо подчиняется его влиянию, а сам холерик при его упрямстве и самолюбии способен к продолжительной и упорной борьбе: он переносит всевозможные наказания, которые еще более закаляют его упрямство. Он считает страшным унижением смириться и просить прощения, а если и вынужден это сделать, то просит прощения с таким заносчивым видом, который не роняет его авторитета в глазах товарищей. Упорное преследование наказаниями может заставить его перейти к борьбе скрытной, но это не победа со стороны педагога. Это мучение для него, вынужденного постоянно быть настороже против неутомимого неприятеля. Из чистых холериков выходили и фанатики, погибавшие на кострах, и герои, положившие жизнь за идею, и великие люди -двигатели своего народа, и злодеи, ужасавшие мир.
Мысль холерика с самого раннего детства выказывает глубину и остроту. Он учится не под влиянием внешних возбуждений и не тому, чего требуют, а ради приобретения знаний, которые, по его мнению, важны и нужны. Холерик хочет все нужное знать не поверхностно, а вполне; часто не довольствуется объяснениями воспитателя и данной ему книгой. Ему свойственно сомнение и критическое отношение к педагогу, книге, словам товарищей. При своем самолюбии холерик даже испытывает особенное удовольствие, если найдет в книге ошибку, неверность, противоречие, если каким-нибудь вопросом поставит воспитателя в тупик, замешательство, затруднение.
Чувствования холерика глубоки, сильны и быстры. Они обнаруживаются резко, даже грубо. Его мысль и желания немедленно переходят в дело, которому он отдается целиком, упорно добиваясь цели, не жалея труда, энергии, не отступая ни перед какими препятствиями и опасностями. Поэтому-то велик холерик в геройстве и ужасен в злодействе.
Как лучше воздействовать на человека с таким темпераментом? Так как сущность холерического темперамента в подчинении самого себя и всего окружающего своему личному авторитету, то и в своем отношении к нему воспитателю лучше всего делать упор на то же самое начало, т. е. использовать то, что холерик, стремясь и умея подчинять других, способен и сам безгранично подчиняться авторитету идеи, убеждения, государства, личности, соединяя этот авторитет со своей личностью и стараясь подчинять других ему как авторитету.
Следовательно, забота педагога должна состоять в том, чтобы свой авторитет поставить выше авторитета холерика. Тут неуместны уступки, снисхождение и слабость, а нужна непреклонная твердость, справедливая строгость, требовательная последовательность, словом, такая нравственная сила, чтобы холерик не только любил, но и уважал своего педагога. Перед холериком он не только может, но и должен подкреплять свои требования мотивами, доводами, доказательствами, потому что они не пропадут даром, а будут полезны и плодотворны.
Похвала и одобрение, с одной стороны, хорошо действуют на холерика, склонного к честолюбию, возбуждая в нем рвение к труду, преодолению трудностей, но с другой стороны - еще более усиливают, развивают его склонность к честолюбию, гордости, первенству, преувеличенному самомнению; а потому педагог поступит благоразумно, если будет справедлив, но умерен в своих отзывах и похвалах холерика, прилагая к нему несколько завышенную мерку, нежели к другим, менее одаренным от природы, и ни в коем случае не отличая его от товарищей какими-либо исключительными льготами и преимуществами. Холерик должен привыкать довольствоваться собственным осознанием того, что исполнил хорошо ту или иную работу, как лучшей наградой. Пусть он полюбит труд и дело для самого дела. Следует обращать особенное внимание на отношение холерика к товарищам и по возможности избегать случаев возвеличивания его за счет других посредством выгодных для него сравнений. Однако полезно и целесообразно подводить его к мысли оказания помощи товарищам, давая выход его самолюбию посредством помощи другим, чтобы его самолюбие удовлетворялось сознанием своей полезности для других.
Меланхолик - тип темперамента, характеризуемый прилагательными: грустный, скучный, зачастую довольно нервный и даже нелюдимый.
Меланхолики склонны к тощему телосложению, с бледным лицом и «потухшим» взглядом. Мир меланхолика видится ему в мрачном свете. Он никому не доверяет, всех подозревает, на всех обижается, на всех жалуется, сторонится. Недоверчивость, подозрительность и преувеличенная забота о самосохранении и ограждении своей личности у него является источником несправедливости, зависти, злости, клеветы и мстительности. Его одинаково раздражают и насмешки, шутки, поддразнивания со стороны окружающих, и ласки, которым он не доверяет. Меланхолик может переносить многое с кажущимся спокойствием, но это - вымученное спокойствие. Привести педагога или товарища в раздражение, а тем более унизить его, - для меланхолика большое удовольствие, ради которого он способен вести продолжительную, терпеливую и хорошо обдуманную игру.
Мыслительная деятельность меланхолика весьма сосредоточена и глубока. Он способен серьезно и глубоко изучать предметы и любит серьезную умственную работу, преимущественно отвлеченную. Умственная работа может совершенно поглощать его, отвлекая от многого дурного, парализуя его подозрительность, недоброжелательность к людям и мрачность. Поэтические образы на него действуют слабо и малодоступны его пониманию, так как в поэтическом произведении его может интересовать только отвлеченная идея и ее развитие. Чувствования его не отличаются живостью, яркостью и разнообразием. Однако он чувствует глубоко, иногда сердится и мстит много лет, но любит до самоотвержения. Желания и стремления его тверды, непоколебимы.
В чистом виде меланхолический характер - настоящее несчастье для родителей, воспитателей, педагогов. Обнадёживает лишь то, что таких людей в природе сравнительно мало, не более 5 на 100 человек. Да и самому меланхолику жизнь не в радость, так как мучая других, он еще больше мучает самого себя, и горечь жизни для него еще увеличивается тем обстоятельством, что он никого не привлекает к себе: не только педагоги, но часто и родители не любят детей-меланхоликов. Но тот педагог, который тепло относится к своему делу, проникнут идеей добра, должен понимать, что здесь-то и нужна любовь. Преодолевая невольную антипатию, вооружившись справедливостью, он может много сделать для меланхолика, внося в его мрачную душу свет радости, спокойствия и доброжелательности. С другой стороны, пользуясь склонностью меланхолика к умственной работе, можно и в ней найти противовес дурным инстинктам и наклонностям «несчастного» темперамента, источник спокойного, справедливого отношения к жизни и людям: общественная жизнь, работа и отдых не в одиночку, а в обществе, в среде товарищества. Если в ходе педагогической работы удастся оградить меланхолика от обид, насмешек, оскорблений и других неприятностей, сблизить с добрыми и разумными товарищами, втянуть в общественную жизнь группы, то выявятся несомненные достоинства «буки» - трудолюбие и способности.
При благоразумном руководстве, приобретая истинные и разнообразные знания, разумные убеждения, заражаясь альтруистическими чувствами, меланхолик может вырасти в человека глубокого ума, многосторонних знаний и высокой нравственности.

Новое на сайте

>

Самое популярное