Домой Болезни и вредители Отсутствие сопряженных ролей и ролевых отношений. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Индивидуальные потребности и семейные функции

Отсутствие сопряженных ролей и ролевых отношений. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Индивидуальные потребности и семейные функции

- 28.41 Кб

Межличностные отношения - совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Ролевые отношения и ролевое поведение личности

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.

Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.

Безличность. "Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.

Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, - все может в широких пределах отличаться. Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Ролевой набор -- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

Ролевая дифференциация определяется как степень различия типы функций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:

Ролевой конфликт;

Ролевая неопределенность;

Ролевая перегрузка.

Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.

Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека - это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятельствами,роли;

2) личными притязаниями - «Я» как таковой.

Первый план поведения - социальная форма ролевых действий, второй план - психологический способ ролевой самореализации.

Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Ролевые конфликты

Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ролевых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами: степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызвать; степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога У. Е. Еуда «Теория ролевой напряженности» . Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. По мнению У. Еуда, для этого надо прежде всего освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от: а) значимости данной роли для индивида; б) тех положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; в) реакции окружающих на отказ от определенных ролей. Как видно из рассуждений Еуда, они основываются главным образом на здравом смысле, причем все сводится лишь к субъективным оценкам и восприятиям роли, без попытки связать эти факторы с объективной значимостью той или иной роли для данного общества или группы.

Социальная установка

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В заподной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Социальная установка имеет 3 компонента:

  1. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;
  2. Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);
  3. Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.
  1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).
  2. Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.
  3. Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.
  4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

Виды социальных установок:

  1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом. 2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях. 3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения. Виды установок по их модальности: 1. позитивная или положительная,
  2. негативная или отрицательная,
  3. нейтральная,
  4. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

Социальный стереотип

Социальным стереотипом считается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта - группы, человека, события, явления и т.п. Стереотипы - это общие мнения о распределении тex или иных черт в группах людей. Например, «Уверенность в себе чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин», «Политики - лгуны» Итальянцы эмоциональные».

Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой люди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами. Или чем меньше группа, чем менее она влиятельна, тем больше все члены оперируют стереотипами.

Социальный стереотип далеко не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.

Наличие социального стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он позволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания. Основные свойства стереотипов:

Они способны влиять на принятие человеком решения, нередко самым нелогичным образом;

В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым;

Описание работы

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.
Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.

Социальная роль - модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль - "поведение", которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Современное общество требует от человека постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Юные девушки очень рано осознают, что они должны быть красивыми, а юноши - что их образ должен дополняться образом идущей рядом красивой девушки. Гендерные роли предопределяют возрастные соотношения в парах. В рекламах и телепередачах седовласые мужчины часто появляются в романтическом окружении партнерш по возрасту намного младше себя. Видели ли вы когда-нибудь что-то обратное

Как и почему каждое новое поколение усваивает поведение, присущее той или иной гендерной роли? Это происходит в процессе научения, основанного на подкреплении, наказании и моделировании (Bussey & Bandura, 1999). Нарушение модели поведения, соответствующей определенному полу, жестоко наказуемо, особенно в подростковой среде. Предположим, что старшекурсник Эрни приглашает дружелюбную славную Эллен на танцы. Из- за того что Эллен не слишком хороша собой внешне, друзья Эрни немилосердно издеваются над ним за то, что он пригласил на свидание «уродину». Эрни не повторит больше своей ошибки. Его друг Джастин, видевший все это, поостережется в будущем приглашать на свидание не слишком симпатичных девушек. Согласно когнитивной теории социального научения, Джастину хватило наблюдения за тем, какое наказание постигло Эрни, чтобы понять, что юношам не следует приглашать на свидание непривлекательных девушек.

Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.

Безличность. Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.



Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, - все может в широких пределах отличаться. Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Ролевой набор -- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

Ролевая дифференциация определяется как степень различия типы функций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:

Ролевой конфликт;

Ролевая неопределенность;

Ролевая перегрузка.

Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.

Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека - это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятельствами роли;

2) личными притязаниями - «Я» как таковой.

Первый план поведения - социальная форма ролевых действий, второй план - психологический способ ролевой самореализации.

Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.

Интерес мужчин и женщин к ролевым играм, как части игры сексуальной, возник еще в давние времена. Вышли наши предки из пещер, мало-мальски обустроили быт, наладили общественную жизнь и заскучали. В этот момент им, вероятно, и пришло в голову, что любить друг друга можно не только разными способами и в разных позах, но и используя разные подручные средства и играя в ролевые игры. Правда, со временем выяснилось, что игра игре рознь.

Что такое сексуальная ролевая игра

Доктор Дан Майкл - клинический сексолог, эксперт в сфере семейных отношений, автор книг и коуч считает, что это эротическая разновидность обычной ролевой игры, когда два и более взрослых людей по ролям разыгрывают сексуальную фантазию. Это могут быть простые импровизации и серьезно проработанные игры со сложными костюмами и сценариями.

Многие эротические игры имеют БДСМ-мотив, то есть основываются на подчинении и доминировании. Это, например, игра в господина (госпожу) и рабыню (раба), вариации на тему изнасилования, то есть принуждения к сексу, похищение и эротическое «истязание», смена пола (тут главное не умереть со смеху, глядя, как партнер изображает кокетливую женщину). И игры, в которых один из участников изображает неодушевленный предмет. В последнем случае может понадобиться недюжинная выдержка и терпение, если, конечно, у вас нет обширного опыта в пантомиме.

Зачем нужны эротические ролевые игры

Основная задача ролевой секс-игры - сделать сексуальную жизнь ярче, освежить отношения и придать им больше красок. Это актуально для пар всех возрастов.

Молодожены (условно назовем так тех, кто вместе не так долго) просто пускают неумную сексуальную энергию в правильное русло. Пары со стажем обновляют тесные связи, вспоминают о былой страсти и вносят разнообразие. Мысли о том, что творилось прошедшей ночью в спальне, приятно бодрят в течение дня и настраивают на игривый лад.

Ролевая секс-игра - замечательная возможность раскрепоститься, побыть кем-то другим и «простить» самой себе желание быть пошлой или даже развратной. Это особенно актуально для «хороших девочек», которые считают, что себя «нужно вести прилично». Пусть так, но даже хорошая девочка может на время превратиться в секс-бомбу и потом снова стать самой собой.

Самые популярные эротические ролевые игры

Большинству пар совсем не нужно заходить далеко в своих фантазиях. Самые простые эротические игры уже принесут немало пользы отношениям, если в этом есть потребность.

Кстати, забавный факт: по данным онлайн-журнала bustle.com поколение миллениалов, то есть родившихся в конце прошлого - начале этого века, имеют большую склонность к эротическим ролевым играм. Объясняется это просто: миллениалы выросли в период расцвета разнообразных компьютерных игр, в которых игрок выбирает персонаж, «прокачивает» (развивает) его, выбирает одежду, снаряжение и тому подобное. Иными словами, современные молодые люди уже привыкли к ролевым играм, для них это дело обычное.

Что касается популярных эротических игр, bustle.com на первое место ставит встречу двух незнакомцев в толпе или баре. Возможность проиграть заново момент первой встречи возбуждает невероятно. Второй распространенный сюжет - учитель и ученица и обратный вариант. Сочетание власти и невинности заводит на сто процентов.

Третье место занимают игры по мотивам популярных «Пятидесяти оттенков серого». На четвертом месте - игры с униформой: стюардессы, горничные, полицейские, медсестры (это хит всех времен и народов), сантехники, автомеханики и прочие профессии, с которыми мы ассоциируем форму.

Связывание как игра и акт искусства

Очевидно, что бондаж и игры со связыванием появились не с романом о мистере Грее. В Японии, например, с древних времен существовало искусство сибари или шибари. Это не про связать как попало, это настоящий созидательно-философский процесс ограничения подвижности партнера с помощью прочных веревок, желательно из натуральных материалов. Техника в шибари прочно сплетена с эстетикой.

История шибари началась с войны и военного мастерства, но, как это часто бывает, мастерство стало достоянием народа. Когда-то мастера шибари связывали особым образом своих врагов, чтобы продемонстрировать почтение к их заслугам и опыту. Сегодня шибари нравится и тем, кто далек от темы БДСМ. Для многих это форма самовыражения и формы выражения чувственности. Знаменитые сексуальные портупеи - это оттуда.

Самое главное, шибари учитывает несовершенство человеческого тела, чтобы никто не чувствовал себя смешно. Огромное уважение и даже почтение к партнеру - здесь начинается мастерство древнего японского искусства связывания. С этим можно согласиться на сто процентов: мало кому захочется выглядеть, как перевязанная ветчина в магазине.

Смешные ролевые секс-игры

Не все игры одинаково полезны - так можно сказать о провалившихся сценариях и нелепых костюмах. Возьмем костюм инопланетянки и игру по мотивам фильма «Пятый элемент». Если заранее не обговорить детали, партнер может и не догадаться, кого вы изображаете в этом рыжем паричке и бинтах. Если вы к тому же будете нести тарабарщину на непонятном языке, любимый человек может подумать, что вам, например, стало плохо.

Ролевые отношения

Взаимоотношение между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из обширного репертуара ролей наиболее соответствующие данной ситуации общения (покупатель - продавец, ученик - учитель, соученик - соученик и т. д.)


Словарь социолингвистических терминов. - М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук . Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко . 2006 .

Смотреть что такое "Ролевые отношения" в других словарях:

    ролевые отношения - Взаимоотношения между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из репертуара ролей соответствующие той или иной ситуации роли: ученик учитель, милиционер… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Ролевые отношения - Взаимоотношения между участниками коммуникативного акта, определяемые социальной ситуацией и меняющиеся при изменении ситуации общения. Говорящие выбирают из репертуара ролей соответствующие той или иной ситуации роли: ученик – учитель,… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    РАЗДЕЛЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (segregated conjugal role relations) разделение труда внутри семьи, предполагающее отдельные задачи для каждого партнера. Термин впервые использован Элизабет Ботт (1957). По ее мнению, такие отношения наиболее часто встречались в сообществах с… …

    ОБЪЕДИНЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ РОЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (joint conjugal role relationship) разделение труда внутри семьи, подразумевающее распределение домашних обязанностей между партнерами. Термин впервые использовала Элизабет Ботт (1957), показав, что такие связи наиболее часто встречаются в… … Большой толковый социологический словарь

    ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ В СЕМЬЕ - отношения между членами семьи, к рые определяются характером и содержанием семейных ролей или типом взаимодействия членов семьи при исполнении ими семейных ролей. Семейная роль один из видов соц. ролей человека в об ве. Семейные роли определяются … Российская социологическая энциклопедия

    ОТНОШЕНИЯ РОЛЕВЫЕ - – вид межличностных отношений, связанный с теми ролями, которые играют или должны играть партнеры по социальному взаимодействию. Несоответствие той роли, которую играет человек, роли, которой от него ожидает партнер по взаимодействию, создает… …

    Интертипные отношения - разрабатывавшаяся в соционике теория об отношениях между представителями социотипов, обусловленных отличиями этих социотипов. Содержание 1 14 видов интертипных отношений по модели А … Википедия

    Гуманные отношения - (в детском возрасте) [лат. humanus человеческий, человечный, человеколюбивый] 1) форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; 2) совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и с самим собой.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Воспитательные отношения - это разновидность отношений людей между собой, направленных на развитии человека посредством воспитания, образования и обучения. В отличие от экономических, политических, юридических, эстетических, трудовых и других отношений воспитательные… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    СЕМЬЯ - основанное на браке или кровно родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает С. для обеспечения… … Новейший философский словарь

Книги

  • Избранные работы по социологии. Экология городских сообществ , Луис Вирт. Сборник знакомит с научным наследием американского социолога Луиса Вирта, видного представителя Чикагской школы социологии. В сборник включены статьи разных лет, освещающие такие темы, как… Купить за 1011 руб
  • Психологические тесты (комплект из 2 книг) , . Представленные в первом томе тестовые методики позволяют диагностировать различные личностные и мотивационные особенности человека, черты характера и свойства темперамента индивида. Во втором…

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.

Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.

1)Безличность . "Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.

2)Обусловленность поведения ролевыми обязанностями . Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятель-
ствами роли; 2) личными притязаниями - «Я» как таковой.

Первый план поведения - социальная форма ролевых действий,
второй план - психологический способ ролевой самореализации. Здесь и возникает существенная проблема - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.

Качество выполне­ния человеком той или иной роли во многом зависит от того, на­сколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается (интернализуется).

Об интернализованной социальной роли можно говорить тогда, когда требования извне, предъявляемые к индивиду, занимаю­щему ту или иную позицию, становятся его собственными требо­ваниями к самому себе.

Далее рассмотрим вопрос взаимовлияния личности и социальной роли. В целом поведение каждой личности складывается из от­дельных действий в рамках тех или иных социальных ролей, все же можно сказать, что любая роль, как таковая, существует от­дельно от личности, выполняющей ее. Порой индивид даже стремится подчеркнуть свою независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию. На­пример, официант может своим поведением показывать посети­телям ресторана, что он не только официант, а личность, вынуж­денно занимающаяся данной работой.

Не только личность со своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли, име­ется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее Я-концепцию (человек, занимающий большой государственный пост). Продолжительное выполнение индивидом какой-либо роли способствует более яркому проявле­нию одних свойств личности и маскировке других (профессиональные роли).

Новое на сайте

>

Самое популярное