Домой Плодовые деревья Преображение господне

Преображение господне

Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 2: Переславский и Александровский уезды. Владимир, 1895, с. 20-27

Спасопреображенский собор, находящийся внутри старинного кремля города Переславля, близ северной части земляного вала и прежде бывших Спасских ворот, принадлежит к числу древнейших памятников русского церковного зодчества; это один из немногих каменных храмов, уцелевших во Владимирском крае от XII века. Основателем его был великий князь Юрий Владимирович Долгорукий: "лета 6660 (1152), говорится в летописи, Юрий Владимирович город Переславль от Клещина (озера) перенесе и созда больши стараго и церковь в нем постави каменну св. Спаса". Таким образом, собор и город основаны одновременно и одним и тем же лицом, но основателю не удалось окончить строение начатого им храма, - он был окончен и украшен, по свидетельству летописца Переславля Суздальского, сыном его Андреем Юрьевичем Боголюбским.

История этого древнего собора тесно связана с историей города и бывшего Переславского княжества: все более или менее важные исторические - гражданские и церковные события, происходившие здесь, все бедствия, постигавшие город, отражались и на этом храме или в нем самом происходили. Так, по смерти Андрея Боголюбского, Ярополк Ростиславич в Спасском соборе берет с жителей Переславля клятву на верность; здесь же затем в 1201 году принимает Переславское княжение Ярослав Всеволодович; здесь была усыпальница Переславских князей, гробницы коих отчасти сохранились и доселе. В этом соборе в 1280 году совершено было отпевание над митрополитом Кириллом; в 1310 году был созван собор святителей русской церкви на митрополита Петра, по клевете на него Тверского епископа Андрея; в 1354 г. здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский от бывшего тогда в Переславле Волынского епископа Афанасия. При неоднократном разорении города врагами, страдала и главная святыня его - Спасский собор: так собор был разграблен в 1238 году во время нашествия Батыя; подобные события повторялись в 1252 году при князе Андрее Ярославиче, в 1281, 1293 г.г., в 1385 и 1409 г.

По присоединении Переславского княжества к Москве, Московские государи не оставляли своим вниманием главную историческую святыню города: во время своих посещений Переславля молились в этом храме. Петр же великий, во время своего пребывания в городе, при устройстве Переславской флотилии, часто слушал литургию в Спасском соборе и, по местному преданию, нередко читал и пел на клиросе. В 1744 г. с открытием Переславской епархии и с назначением для жительства епископов Горицкого монастыря - собор теряет свое центральное значение; главною городскою церковью сделался кафедральный Успенский собор в этом монастыре - архиерейском доме. В 1789 году, по упразднении епархии, городским собором оставлен Успенский, а Преображенский собор обращен в приходскую церковь; причта при ней указом св. Синода положено - священник, диакон, дьячек и пономарь. С 1828 года по 1837 год священника при соборе совсем не было; служение и требы совершал причт Успенского собора. В 1838 г. по указу Владимирской духовной консистории, Успенский собор, вследствие дальности расстояния от города, причислен к Преображенскому собору, сюда же переведен и причт его для совершения в нем ежедневного богослужения, а в Горицком соборе предписано совершать богослужение только в храмовые и нарочито праздничные дни.

Затем к Преображенскому собору приписан упраздненный Богородицкий монастырь; он также числится городским собором; богослужение в нем совершается причтом Спасского собора.

Таким образом, Преображенский собор пережил длинную и тяжелую историю, но, не смотря на то, что столько веков пронеслось над ним, столько бедствий обрушивалось на него, здание его до сих пор сохранилось довольно крепким и не утратило своих существенных архитектурных черт.

Характер архитектуры Преображенского собора совершенно одинаков с современными ему церквами XII века напр. Дмитриевским собором во Владимире, Покровскою церковью близ Боголюбова монастыря. Построен он из белого твердого камня в виде квадрата с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне. Каждая из стен оканчивается вверху тремя полукружиями, из коих среднее несколько больше и выше боковых; в горизонтальном направлении каждая стена делится на три части. Цоколь в верхней части оканчивается откосом, также и средний ярус, а верхний оканчивается тремя значительно выдающимися вперед полукружиями; в вертикальном направлении стены плоскими колоннами, составляющими продолжение верхних дуг к низу, разделены также на три части. В средине каждой из этих частей устроены щелеобразные окна. На северной стороне одно из окон сделано из двери, которая прежде вела на хоры собора. Вероятно, с этой стороны примыкали к собору княжеские хоромы, из коих и был непосредственный вход на хоры, как это было наприм. в Дмитриевском соборе во Владимире. Вход в собор с трех сторон без тех узорчатых украшений, какие встречаются позднее: их окаймляют простые полукруглые наличники.

Восточная алтарная стена состоит, как выше было сказано, из трех полукруглых выступов, из коих средний больше боковых; в среднем полукружии три окна - два боковых щелеобразных, среднее же - широкое, сделанное таким после, в боковых полукружиях по одному окну. Верхняя часть карниза была украшена подзором, вырезанным вглубь на камне; под ним зубчатый пояс из белых камней. Ниже пояса небольшие дугообразные перемычки. Алтарные полукружия несколько ниже арок храма. Верх собора от дугообразных сводов представляет вид креста, в центре коего возвышается круглый трибун с грушевидною главою, увенчанной железным прорезным крестом с полумесяцем внизу и короною вверху. Трибун имеет восемь щелеобразных окон; верх его украшен узорчатым карнизом, а ниже его вытянут зубчатый пояс.

Прежняя кровля собора должна была быть дугообразною по сводам и форма главы собора иная, но впоследствии промежутки между сводами были заделаны, кровля устроена на четыре ската и главе придана луковичная форма. В настоящее время прежняя форма кровли восстановлена, все наружные повреждения исправлены, и собор вновь получил ту форму, какую он имел при своем устроителе.

Внутри храма своды его и трибун поддерживаются 4 каменными столбами, отчего храм представляется разделенным на несколько частей. Алтарь разделен на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконика в среднюю часть - собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище - в виде деревянного кресла с резьбой по местам; от него по обе стороны вдоль стен идут каменные лавки для сослужащих архиерею.

В западной части храма устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен чрез пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части.

Что касается внутренних украшений собора, то время, пощадив архитектурную форму его, почти совсем не сохранило их: благодаря неоднократным вражеским нашествиям и пожарам от древнего времени дошло до нас очень немногое.

От живописи, покрывавшей в древности стены собора, к настоящему времени сохранились только немногие остатки: от неоднократных пожаров штукатурка в большей части храма обвалилась вместе с живописью и только в западной части храма на сводах под хорами, куда меньше проникал жар от горевшего иконостаса, случайно открыты следы изображений праотцев и апостолов и остатки некоторых украшений, но и эта живопись по своему характеру уже относится ко времени, позднейшему сравнительно с основанием собора. Ее можно считать одновременной с живописью Успенского собора во Владимире, т.е. относить к началу XV века.

Во время Переславского княжения собор был усыпальницей княжеской; до настоящего времени сохранились здесь три гробницы по южной стене храма; в южной части алтаря кирпичная надгробница покрывает могилу князя Димитрия, сына Александра Невского, умершего в Волоке в 1294 году; в самом храме под такою же гробницей погребено тело последнего Переславского князя Иоанна Дмитриевича; относительно третьей меньшей гробницы существует предание, что здесь погребен малолетний сын кн. Иоанна Дмитриевича. Был ли погребен здесь еще кто-нибудь из князей или святителей, ни в летописях, ни в самом храме не сохранилось никаких указаний.

Современный иконостас в соборе устроен в прошлом столетии; по местному преданию, он перешел сюда из Горицкого Успенского собора. Из св. икон в этом иконостасе обращают на себя внимание иконы: "Спас Милостивый" и "Распятие Иисуса Христа". На первой Спаситель изображен восседающим в архиерейском клетчатом саккосе с омофором на раменах и в митре на главе и благословляющим именословно; по правую сторону Спасителя изображена Богоматерь, а по левую Иоанн Креститель со свитком в руке, на котором начертаны слова: "Се Агнец Божий, вземляй миру грехи"; над главой Крестителя написано: "Иоанн Предотеч". Знатоки церковных древностей относят эту икону к глубокой старине. На иконе "Распятие И. Христа" изображены вокруг креста в лицах семь таинств; особого внимания заслуживает изображение таинства брака: здесь художником отчетливо нарисованы богатые одежды жениха, невесты и поезжан свадьбы - парчовая ферязь, серебряные петлицы, монисты, драгоценные каменья, жемчуг и проч. украшения, бывшие в употреблении в XVII веке. Внизу иконы имеется следующая подпись: "лета 7190 (1682) поставил сей образ в соборной и апостольской церкви Преображения Спасителя по обещанию своему подьячий Никита Ведерицын, писал иконописец Стефан Казаринов".

Особенным уважением в городе пользуется икона "Спас Нерукотворенный"; ее носят во главе каждого крестного хода. По местному преданию, она была над въезжими воротами в город, которые назывались Спасскими.

Из церковной утвари от прежнего времени сохранились: 1) серебряные густо вызолоченные сосуды; в клеймах потира вырезаны без всяких теней изображения Спасителя, Богоматери, Иоанна Богослова, архистратига Михаила. арханг. Гавриила и в. муч. Георгия; над последним надпись: "агiос Георгiос"; на основании этой надписи предполагают, что эти сосуды сохранились со времени основателя храма; 2) воздухи, шитые золотом и серебром по атласу красному и желтому; приложены они были в Николо-Песношский монастырь в Дмитровском уезде Димитрием Яковлевым Чертевым в 7190 (1682) г.; как они попали в собор, неизвестно; 3) крест серебряный вызолоченный с мощами разных святых, устроенный в 1706 году; 4) деревянный старинный ковчег для хранения св. даров, свидетельствующий и о прежней бедности собора.

В настоящее время внутренность собора украшена вновь: вместо деревянного иконостаса устроен мраморный; пол сделан из подольского мрамора, стены расписаны в стиле тех украшений, какие по местам сохранились от прежнего времени.

Престол в нем ныне, как и прежде, один в честь Преображения Господня.

Современная утварь и ризница в удовлетворительном состоянии.

Причта по штату при соборе положено: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. На содержание его получается: 1) жалованья из государственного казначейства 539 руб. 73 коп.; 2) процентов с причтового капитала (4628 руб.) - 185 р.; 3) с арендаторов церковной земли - 400 р.; 4) арендной платы с двух водяных мельниц 280 руб.; 5) за землю в Горицком монастыре, уступленную под духовное училище - 40 руб.; 6) доходов по братской кружке до 1500 р., а всего до 1950 рублей в год. Домов церковных для причта нет.

Собору принадлежит земли: пахатной и частью покосной под лесом и под болотами по писцовым книгам 1778 г. 985 дес. 2243 квадр. сажени; земля эта находится в 25 верстах от города, а потому причт сдает ее с 2 мельницами по р. Кубре и Сабле в аренду за вышепоказанную плату, кроме коей получает еще с арендаторов натурою 41 четв. ржи, 36 четв. овса.

Приход при соборе, по клировым ведомостям, состоит из 57 душ муж. пола и 67 женского; все православные и живут в городе.

Школы и благотворительных учреждений при соборе нет.

В делах патриаршего казенного приказа сохранились сведения, что по писцовым книгам 135 и 136 (1627 и 28) г.г. причту Преображенского собора принадлежало в Новосельском стану 20 пустошей, в них четвертные пашни 350 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 546 копен, лесу 32 десятины.

В 190 (1682) г. собор был освобожден от всякой дани в патриаршую казну, потому что все приходские люди в моровое поветрие померли и в 190 году в приходе не было ни одного двора.

Зимой 1741 года благодаря поддержке солдат и офицеров Преображенского полка на российский престол взошла дочь Петра Великого. Еще до воцарения Елизавета Петровна не раз посещала казармы преображенцев, по легенде, крестила детей многих из них.

В знак благодарности за участие в дворцовом перевороте императрица удостоила полк многих наград, в том числе - построила Спасо-Преображенский собор на месте штаба роты гренадеров Преображенского полка.

Собор всея гвардии

Собор был основан в июне 1743 года, а завершилось его строительство спустя 11 лет. При освящении собора императрица присутствовала лично. Первым настоятелем был назначен протопоп Лука Иванов.

Важно! Каждый храм имеет название по главному престолу. Собор назван Спасо-Преображенским, потому что главный его алтарь освящен в честь Преображения Господня - двунадесятого праздника. Церковь празднует Преображение Господне ежегодно 19 августа.

Храм изначально был построен трехпрестольным:

  • главный придел освящен был в честь Преображения Господня;
  • южный - в честь преподобного Сергия Радонежского;
  • северный - в честь священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского.

Славная история собора началась в 1754 году и даже в эпоху массовых гонений на Православную Церковь в Спасо-Преображенском соборе ни на день не прекращались богослужения. Единственное событие, которое вывело храм из богослужебного круга - пожар. В августе 1825 года он полностью сгорел. Восстановление было быстрым, и уже 1829 году величественное здание в стиле ампир работы Василия Стасова снова было освящено.

До сегодняшнего дня общий облик собора почти не менялся. Это пятикупольный храм, окруженный сквером. На одной из его башен находятся куранты, привезенные из Англии еще в середине XIX века.

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

В конце XIX столетия широко развернулась деятельность общины прихожан Преображенского собора, были открыты:

  • приют для сирот;
  • школа для солдатских детей;
  • богадельня;
  • бесплатные квартиры;
  • столовая.

В 1912 году было открыто также Общество трезвости и целомудрия.

Интересно! Собор, хотя и построен в благодарность преображенцам, но назван не по имени знаменитого полка. Оба они: и полк, и собор посвящены празднику Преображения Господня.

Построенный для Преображенского полка собор скоро стал главным военным храмом всей России. При императоре Павле к его названию прибавили слова «всей гвардии». Эту роль храм с честью исполнял. Внутри находились не только иконы и частицы святых мощей, но и трофеи, знамена и орудия, захваченные у неприятельских войск. По левую сторону в храме располагались трофеи, захваченные в Азии, по правую - в Европе. Особенно много - после войны с Турцией в 1828-1829 гг.

Трофейные орудия той войны стали основой для уникальной ограды вокруг собора, ставшей отдельным памятником героизму русских солдат. В стенах храма на памятной доске выбиты имена всех погибших офицеров-преображенцев с 1702 по 1918 годы - за все время существования полка.

Двадцатый век принес смуту и невзгоды в жизнь Церкви. Собор, хотя и не был закрыт, утратил часть своего великолепия. В 1918 году все военные трофеи из него были изъяты и отправлены в Артиллерийский музей. Сейчас они хранятся в коллекции Эрмитажа. В 1920-е годы из храма вывезли и передали «в пользу голодающих» ценные иконы и утварь. Во время блокады в Преображенском соборе находилось бомбоубежище, в котором одновременно могли спастись 500 человек. После войны в соборе прошла масштабная реставрация. Были восстановлены фасад и интерьеры.

Храм сегодня

С 2014 года настоятелем собора является протоиерей Николай Брындин, ответственный также за благотворительную и социальную работу всей Санкт-Петербургской епархии. Почти 30 лет до отца Николая Брындина собор возглавлял протоиерей Николай Гундяев, который в свои почти 80 лет все еще служит в должности почетного настоятеля.

Преображенский собор в Санкт-Петербурге часто называли одним из символов города наряду с Казанским собором. Сегодня он по-прежнему остается одной из центральных достопримечательностей.

Богослужение в Спасо-Преображенском соборе

Расписание богослужений в Спасо-Преображенском соборе с указанием памяти святым на каждый день можно найти на официальном сайте. Вообще же Литургию в соборе служат каждый день. Начинается она в 10 часов утра. Для тех, кто работает с восьми или девяти часов в среду, пятницу и воскресение установлена ранняя Божественная литургия, начало которой в 7 часов утра.

Вечерние богослужения можно посетить ежедневно в 18 часов. В воскресенье и среду в храме читают акафисты.

Для молитв собор открыт каждый день с 8 до 20 часов.

Интересно! Ни один из чертежей или изображений первого собора, сгоревшего в 1825 году, не сохранился. Известно только, что уже тогда он имел пять куполов. Он вообще был первым в череде пятикупольных храмов. До этого долгие годы было принято строить одноглавые - такую традицию завел Петр Великий.

Деятельность прихода

По примеру своих предшественников прихожане Спасо-Преображенского собора ведут активную благотворительную работу:

  • при храме действует воскресная школа, в которой обучаются как дети от 5 до 15 лет, так и взрослые;
  • социальная служба собора помогает бездомным;
  • желающие глубже понимать Библию посещают Евангельский кружок;
  • чтобы молодые люди увереннее чувствовали себя в церкви, каждую среду их приглашают на встречи молодежного клуба;
  • паломнический центр при храме организует познавательные и душеполезные поездки.

Особенно славится община собора хоровым кружком.

Святыни

Главной святыней Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга является образ Спаса Нерукотворного, выполненный в 1676 году Симоном Ушаковым. Эта старинная икона когда-то сопровождала во всех походах императора Петра Великого.

В этом храме можно поклониться иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая в XVII веке прославилась после исцеления в Москве сестры патриарха Иоакима от зияющей раны.

Ищущие исцеления верующие обращаются также с молитвами к великомученику Пантелеймону, целителю. Частица его мощей и чтимая икона хранятся в соборе Преображения Господня.

Престольные праздники

В Церкви каждый день - праздник. В честь святого или важного для верующих события. Собор Преображения Господня по-особенному отмечает следующие дни церковного календаря:

  • праздник Преображения Господня, 19 августа;
  • память преподобного Сергия Радонежского, 8 октября и 18 июля;
  • память священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского, 8 декабря.
На заметку! Накануне престольного праздника всегда служат Всенощное бдение, утром бывает две Литургии: ранняя в 7 часов утра и поздняя в 10.

Как добраться

Спасо-Преображенский собор дал название одной из площадей Санкт-Петербурга, поэтому адрес его запоминается легко: Преображенская площадь, 1. От станции метро «Чернышевская» достаточно пройти 550 метров: выйдя сначала к Кирочной улице, повернуть направо до Радищева переулка.

Интересно! Радищев переулок раньше также назывался Преображенским.

Спасо-Преображенский собор города Санкт-Петербурга

Постройка собора началась в 1745, не смотря на то, что приказ о возведении отдала Елизавета Петровна, косвенным виновником постройки можно считать Петра I, ведь созданный им при жизни «потешный» полк, позже вошел в состав российской армии под именем Преображенского. Именно с его помощью Елизавета Петровна осуществила дворцовый переворот, сделавший ее императрицей. В память об этом событии по ее распоряжению в 1745 году была заложен и возведен Спасо-Преображенский собор – как раз на том месте, где находился штаб гренадерской роты Преображенского полка. 12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии» От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).

Спасо-Преображенский собор отличает необычная ограда, созданная по проекту архитектора Василия Стасова. Она была приурочена к победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и состоит из многочисленных 18 и 24-фунтовых трофейных орудий турков, вывезенных из различных крепостей: Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Слилистрии и др. Пушки были выделены в дар храму по указу Николая I; на них до сих пор можно рассмотреть полученные при создании имена: например, «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть» и т.д.

В августе 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825-1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским).

Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел - в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) - в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

Новый Спасо-Преображенский собор стал одним из самых популярных в Санкт-Петербурге. Современники Стасова говорили, что в городе существуют два выдающихся сооружения - Казанский и Спасо-Преображенский соборы. За создание этого храма архитектору императором был подарен бриллиантовый перстень и 1 325 рублей, сэкономленных зодчим на сооружении ограды из стволов пушек.

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название - Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.

Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым. В 1946-1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал свою работу, был действующим всё советское время. Внутри храма находится доска со списком погибших офицеров полка с 1702 по 1917 год.

Спасо-Преображенский собор является одним из самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга. Широко известен хор собора, где выступают солисты Академической капеллы.

С 11 августа 2014 года по настоящее время настоятелем Спасо-Преображенского собора является протоиерей Николай Брындин

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка.

Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым.

Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 года в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.


Площадь собора составляет 1180 м², высота - 41,5 метра. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам - четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы, привезенные из Англии в 1854 году и действующие поныне.

Высокие полуциркульные окна закомпонованны в ниши с балюстрадами и оформлены орнаментальными архивольтами. Стены собора также декорированы лепными панно с воинскими атрибутами.

В храме есть три придела: главный, освящённый во имя Преображения Господня, северный (левый) - во имя священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный (правый) - во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Главный купол собора расписан под цвет облачного неба, в центре которого изображена большая звезда. В подкупольном пространстве находится большое пятикупольное паникадило на 120 свечей. Четырёхъярусный иконостас главного придела изготовлен по рисункам Стасова, образа написаны художниками Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, В. К. Шебуевым, А. Е. Егоровым и др. Роспись интерьеров по эскизу Шебуева выполнили художники Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым.


В 1832-1833 годах по проекту архитектора Стасова в память о победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов вокруг собора сооружена ограда, основа которой - стволы трофейных турецких пушек, взятых со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии, а также взятые в сражении под Кулевчи.

На стволах сохранились вычеканенные гербы Оттоманской империи, а на некоторых из них - данные им имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть». По повелению императора Николая I в дар собору были выделены 18- и 24-фунтовые трофейные орудия.

Ограда состоит из 102 бронзовых орудийных стволов, установленных на 34 гранитных основания, по три на каждом. Стволы орудий установлены дульным срезом вниз, в знак того, что они уже никогда не будут участвовать в военных действиях. Все средние стволы украшены двуглавыми орлами с коронами.

Все группы орудий соединяются массивными декоративными цепями. Створки главных ворот собора украшены щитами с бронзовыми изображениями медалей за русско-турецкую войну. Также вокруг собора стояли двенадцать орудий и два единорога (длинноствольных орудия), составлявших собственность Преображенского полка.

В 1886 году в ограде выстроена часовня (архитектор И. Б. Слупский). В 1916 году архитектором С. О. Овсянниковым планировалась постройка усыпальницы для захоронения офицеров, павших в Первой мировой войне, но она так и не была осуществлена.

Вскоре после революции золочёные двуглавые орлы на ограде, а также медальоны и крест на центральных воротах соборной ограды были демонтированы и уничтожены.


В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и воинские трофеи, на стенах - бронзовые доски с именами офицеров Преображенского полка, павших в боях. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 года и сохранила следы его крови.

Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. На аналое (подставке для книг) у правого клироса в Спасо-Преображенском соборе находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. На аналое у левого клироса лежит другая чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Это - копия с чудотворной иконы из московского храма Преображения Господня на Большой Ордынке, сделанная в 1711 году по повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны в память о спасении русской армии во время Прутского похода.[

С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда.


12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825-1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён митрополитом Серафимом 5 (17) августа 1829 года.

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры.

С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название - Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.

С 1922 до 1926 (Союз Церковного Возрождения Антонина Грановского) и с 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде.

Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым. В 1946-1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Я расскажу вам о Спасо-Преображенском соборе или, как его назвали ещё в имперские времена, церкви во имя Преображения Господня всей гвардии. Думаю, что само соборное имя уже красноречиво заявляет нам с вами о том, что эта православная церковь Санкт-Петербурга тесно связана с историей города и России.

Впервые я попала сюда при необычном стечении обстоятельств. Мы с друзьями стояли в очереди в Финское посольство, находящееся неподалеку от Преображенской площади, чтобы получить визы. День был по-питерски непогожим. Вот промозглый ветер и заставил нас по очереди где-то периодически отогреваться. Мы с подругой увидели этот храм и зашли в него. Вошли и замерли от восхищения!

Воспоминание о том удивительном впечатлении, полученном от убранства Спасо-Преображенского собора, и подтолкнуло меня к желанию рассказать вам об этом храме.

Фрагменты истории создания собора

Ранее на месте Спасо-Преображенского собора в 30-х годах XVIII века находился двор роты гренадеров Преображенского полка. Мы с вами из школьного курса истории знаем, какие дворцовые интриги в то время происходили вокруг русского престола. Дочь Петра I, Елизавета, воспользовалась поддержкой именно преображенцев, чтобы взойти на трон.


Замечу, что её с этим полком всегда связывали дружеские отношения: будущая императрица даже была крёстной мамой у многих детей офицерских и солдатских семей. Как тут было ей не помочь? Дворцовый переворот в пользу Елизаветы Петровны произошёл с 24 на 25 ноября в 1741 году.


В благодарность новая правительница и повелела воздвигнуть на месте расположения поддержавшего её полка собор во имя Преображения Господня.


Храм заложили уже в 1743 году. Думаю, что отца Елизаветы также можно считать косвенно сопричастным к появлению собора. Ведь это «потешный полк» Великого вошёл в состав русского воинства под именем «Преображенский».

Создание первого Преображенского собора

Над проектом храма работали М. Г. Земцов и П. А. Трезини. Над созданием внутреннего убранства трудился знаменитый Ф. Б. Растрелли.


К сожалению, до нас с вами не дошли изображения того собора (он сгорел в 1825 году). Но я уверена, что союз его талантливых создателей, чьи фамилии знакомы нам с вами по лучшим произведениям архитектуры, явил на свет поистине великолепное здание. Освящение первого храма совершилось 5 августа в 1754 году в присутствии новой императрицы.


Его настоятелем стал протопоп Лука Иванов. Кстати, отмечу, что именно Елизавета Петровна повелела вновь стоить в Петербурге многоглавые храмы, согласно традиции русского зодчества. По понятным теперь нам с вами причинам эта императрица очень благоволила Преображенскому собору. В тон ей Павел I также выделяет его, называя «храмом всей гвардии».

Пожар, о котором я упомянула выше, произошел летом 1825 года. Правда, все святыни из собора, к счастью, успели вынести. А вот от самого храма остались лишь стены. Причина возгорания осталась не выясненной.

Создание второго собора

Царствующий в ту пору император Александр I постановил в кратчайшие сроки восстановить гвардейский собор на том же самом месте. Теперь над храмом трудился архитектор Василий Стасов.


Величественное здание в стиле классицизм было освещено 17 августа 1829 года архиереем Серафимом (Глаголевским). Благодарственный молебен совершился в честь перехода русской армии через Балканы и взятия ею турецких крепостей. Главный алтарь освятили во имя Преображения Господня, правый (южный) придел - в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) - в честь священномучеников Климента Римского и Александрийского.


Резной иконостас храма выполнен в форме триумфальной арки. На одной башне в 1854 году установили куранты, которые привезли из Англии. Их мы с вами можем лицезреть и сегодня.


Алтарь и императорское место также были созданы по проектам Стасова. Если, стоя внутри, поднять голову, можно увидеть, что главный купол окрашен в небесный цвет, а посередине него находится звезда. Восхищает и большое церковное паникадило на 120 ламповых свечей.


Таким мы с вами встречаем собор сегодня. Кстати, в XIX веке его и Казанский собор (о котором мою статью можно почитать ) считали самыми грандиозными сооружениями в Северной столице.


В соборе, являющемся гвардейским, хранились штандарты и трофеи, полученные в битвах с Османской империей, а также преображенские мундиры наших царей: Александра I, Николая I и Александра II. О нынешнем их месторасположении я расскажу позже.


Была здесь и сабля, бывшая при Александре II в то время, когда на царя совершилось смертельное покушение.

Ограда

Продолжая рассказ о создании архитектурного ансамбля второго Спасо-Преображенского собора, обращу ваше внимание на его оригинальную ограду. В процессе её возведения архитектором Стасовым удалось сэкономить достаточно приличную сумму денег. Император Александр I наградил мастера за труды бриллиантовым перстнем, цена которого как раз и приравнивалась сбереженным средствам.


Архитектор создал её в честь разгрома турков в сражениях 1828–1829 гг. не из чугуна, как это происходило обычно, а из 102 трофейных орудий, забранных у турков из взятых крепостей: Измаила, Варны и других. Мы с вами и сегодня можем различить названия пушек на их стволах: «Гром извергающий», «Священный полумесяц» и пр.

Эти орудия обращены дулами вниз (как символ того, что больше им уже не стрелять) и установлены по три на 34 основаниях из гранита.


Средние стволы украшены коронованными двуглавыми орлами, а отдельные элементы соединены между собой мощными цепями.

На главных воротах расположены круглые щиты с изображением медалей, вручаемых за победу в той русско-турецкой войне.

Я читала, что вокруг собора до революции стояло также двенадцать пушек и два «единорога» - длинноствольных орудия, бывших собственностью Преображенского полка. Кстати, площадь, на которой располагается собор, названа Преображенской.

В силу всех этих фактов, не только сам собор, но и его ограда является памятником русским военным триумфам.

Часовня

Архитектурный храмовый ансамбль Спасо-Преображенского в 1886 году дополнила часовня (автор И. Б. Соупский).


Хочу отметить, что в 1916 году тут же планировалась установка и специальной усыпальницы для офицеров, сложивших головы в Первой мировой войне. Правда, из-за революционных событий этот проект не был осуществлен.

Дореволюционная деятельность собора

При соборе осуществлялось масштабное миссионерское служение. Здесь было организовано своё благотворительное общество, содержащее богадельню, приют для сирот, столовую, школу для детей военнослужащих и бесплатное жильё.

Думаю, что мне необходимо упомянуть вам ещё об одной важной функции собора. В нём с 1912 года действовало «Братство трезвости и целомудрия», организованное священством при поддержке прихожан. В то время в России было много подобных обществ, стихийно появившихся в 1858 году и положивших начало большому движению за трезвость, в котором церковь принимала активное участие. После революции эта традиция была утрачена, а сегодня она в некоторых храмах снова набирает популярность.

В Праздник Преображения Господня или, как говорят в народе, в Яблочный Спас, 19 августа у собора проходил традиционный фруктовый базар.


К сожалению нынче эта традиция сохранилась лишь в рассказах о былых временах. Хотя освещение фруктов происходит и сегодня.

Теперь мой рассказ пойдёт о послереволюционной судьбе собора, который в то время становится обычной приходской церковью. Все трофеи, полученные в сражениях, и исторические реликвии в 1918 году были перенесены вначале в музей Артиллерии, а после в Эрмитаж.


Большинство церковных святынь было также изъято. Репрессии коснулись и клира. Так, в 1931 году по сфабрикованному делу «о контрреволюции» был приговорён к расстрелу настоятель храма протоиерей Михаил Тихомиров.


Отмечу, что при советской власти этот собор всегда был действующим наряду с немногими из уцелевших Петербургских храмов (Никольским, Князь-Владимирским и др.). Правда, печальным оказалось в его судьбе то, что он значительное время, до 1944 года находился в руках «обновленцев». Мало того, с 1939 года он вообще считался главным обновленческим храмом Ленинграда.

Во время блокады в соборных подвалах разместилось бомбоубежище, где могли укрыться сразу около 500 человек.


Тут же оказывалась помощь раненым. После войны в 1946–1948 гг. в храме осуществлялись восстановительные работы по реставрации его фасадов и интерьера.

Собор в наши дни

Величественный Спасо-Преображенский собор красуется перед нами таким, каким был воссоздан в 1829 году после пожара. Его настоятелем с 2014 года является протоиерей Николай Брындин.


Войдя в собор, вы можете увидеть памятную доску со списком имён погибших офицеров Преображенского полка, начиная с 1702 года по 1917 год. Кроме того, уничтоженные после революционных событий позолоченные двуглавые орлы, медали и крест на ограде были воссозданы в 2004 году.


Теперь они вернулись на прежние места.

Святыни современного храма

В моём рассказе о духовных реликвиях собора, которые вы сегодня можете увидеть, я прежде всего коснусь двух главных его святынь:


Также здесь находятся почитаемый складень (икона из нескольких частей, которые складываются в одно целое, на каждой части обычно изображен какой-то образ) с иконами Преображения Господня, целителя Пантелеймона и царя Константина и отдельный образ св. Пантелеймона с частицей мощей.

Деятельность храма

В своём рассказе о современном Спасо-Преображенском соборе мне хочется коснуться также направлений его современного миссионерского служения:



Как добраться

Я считаю, что лучше всего вам добраться сюда на метро. Собор находится в центре Санкт-Петербурга на Преображенской площади, у станции метро «Чернышевская». Это самый удобный и простой способ. Предлагаю вашему вниманию карту с пешим маршрутом от этой станции:


Лучше двигаться вдоль Кирочной улицы до её пересечения с переулком Радищева, при повороте на который вы сразу увидите храм.

Часы работы и посещение

В собор вы можете попасть ежедневно с 08:00 до 20:00, а по средам и пятницам - с 07:00. Если вам захочется побывать непосредственно на службе, то расписание богослужений можно найти .

Это православный действующий храм, и вход в него бесплатный . (Не забываем о правилах приличия при посещении духовных мест).

Для путешественников, не расстающихся с фотокамерой, отмечу, что съемка внутри собора запрещена и может быть позволена лишь с разрешения священника.

Телефон для контакта: 272-36-62.

Напоследок

Я рассказала вам о храме, чья судьба тесно связана с историей России: со всеми её радостями и трагедиями, торжествами и потерями. В наши дни Спасо-Преображенский собор являет собой один из наиболее посещаемых храмов северной столицы.


Здесь звучат прекрасные голоса уникального церковного хора, в котором принимают участие лучшие певцы академической капеллы. Меня когда-то заставила невольно познакомиться с этим удивительным собором банальная питерская непогода, которой в результате я очень была благодарна. Теперь уж точно могу сказать, что всё, что происходит с нами, случается к лучшему.


Я искренне приглашаю и вас пройти за эту историческую ограду и, миновав сквер, окружающий собор, очутиться под его величественными сводами.


Здесь во внеслужебное время обычно немноголюдно и очень тихо. Сразу как-то забывается суета мегаполиса, оставленного снаружи, а при сиянии свеч и лампад представляется поблёскивание эполет на мундирах славного Преображенского полка.

Новое на сайте

>

Самое популярное