Домой Картофель Что необходимо начинающему художнику. Основы рисования: Инвентарь начинающего художника Какие предметы нужны художнику для рисования

Что необходимо начинающему художнику. Основы рисования: Инвентарь начинающего художника Какие предметы нужны художнику для рисования

Бывает так, что в душе просыпается муза и хочется творить, а именно рисовать, да еще и попробовать сделать это в необычной для себя технике. Считаю, что многие любят выплескивать свои эмоции на холст, но не все делают это определенно масляными красками. А зря. Масляные краски имеют ряд своих преимуществ, и любой новичок, подключив свою фантазию, сможет нарисовать замечательную картину.

Предлагаю сегодня рассмотреть, какой инвентарь нужен для рисования маслом. Набор, в принципе, стандартный, как и для многих техник. Но везде есть свои нюансы.

1. Краски

Масляные краски бывают стандартными, работают с ними разбавителем, а бывают водорастворимыми. Они отличаются лишь тем, что во вторые добавлена специальная жидкость, которая позволяет взаимодействовать воде и маслу. Для многих художников такой тип масляных красок – дикость. Но на самом деле это очень хорошая альтернатива для тех, кто не хочет иметь дела с разбавителями.

Важно знать из чего же делают масляные краски. Обычно это пигмент, масло и скипидар. Пигменты бывают натуральными и синтетическими, конечно же, в зависимости от вида варьируется как цена, так и насыщенность цвета. Масло также имеет свои разновидности – ореховое, льняное, конопляное, софлоровое и маковое.

Новичкам лучше всего выбрать синтетические, чтобы опробовать себя в этой технике и понять, пойдет ли дело дальше.

2. Кисти

Этот пункт является одним из самых важных. Это идеальное орудие для идеального выражения задумки автора и текстуры картины. Именно от кисти зависит, будет ли ложиться краска так, как нужно, сможете ли вы выделить мелкие детали и сделать картину более глубокой, живой.

Из какого материала бывают кисти:

– из синтетического волокна;

– из натурального волокна (грубой свиной щетины, а также из пушных животных, таких как соболь).

Натуральные кисти относительно дорогие. Но их качество говорит само за себя – кисточка сохраняет форму с набранной краской и принимает точно такую же после мазков.

Какой формы бывают кисте:

плоские кисти – длина больше ширины, имеют прямоугольную форму. Если смотреть сбоку – выглядят плоскими. Являются самыми практичными: можно сделать широкий, треугольный при скручивании мазок и узкую линию. Также это основная кисть для смешивания красок.

полукруглые плоские – кисточки, которые первоначально были сделаны круглыми, а потом стали расплющенными. Позволяют контролировать точность контура, если его форма необычная и неправильная.

ретушные – плоская кисть с подрезанным под углом кончиком. Обычно делаются из синтетического волокна. Используются для цветных планов, эскизов, так как делают четкие острые углы. Отлично справляются с цветовыми переходами, делая их менее грубыми.

веерные – также плоские, имеют не очень густой пучок похожий на веер. Необходимы для создания тонких цветовых растяжек, можно использовать для снижения контраста между контурами и фактурой.

«кошачий язык» – плоская кисть купольной или овальной формы. Можно писать как обычной плоской кистью, а в перпендикулярном положении к поверхности – как круглой. Лидер среди кистей в переходах от одного цвета к другому.

трафаретные – кончик носа такой кисти тупой и плоский, а мазки нужно наносить на холст вертикальными ударами.

линейные – вариация круглых кистей с тонким и длинным волосом. Идеально подходят для тонких линий, длинных мазков и для нанесения надписей.

3. Палитра

Палитра – важная вещь для художника, в ней смешивают краски и получают новые нужные цвета. Её можно держать в руке или положить рядом на стол, как удобно. В продаже есть в трех вариациях – стекло, плексиглас (оргстекло) или дерево.

Нужно помнить о том, что уход за палитрой зависит именно от материала, из которого она сделана. Деревянную палитру перед использованием обязательно нужно протереть льняным маслом и вытереть насухо. Сразу после использования промыть, натереть маслом и опять же вытереть.

Стекло более легко в использовании – не обязательно удалять остатки красок сразу же после рисования, так как с него они счищаются даже в засохшем виде.

Палитру из плексигласа также желательно сразу очистить, несоблюдение этого правила приведет к тому, что вы можете поцарапать материал, пытаясь отделить от него засохшую краску.

4. Разбавитель

Эта жидкость нужна для того, чтобы сделать краски менее густыми для комфортного процесса.

Используют обычно один из трех – льняное масло, петролеум или же тройник. Петролеум станет незаменим для аллергиков, а также тех, кто попросту не переносит резких запахов, так как эта жидкость его не имеет.

5. Холст

Собственно материал, на котором художник пишет картину. В наше время имеется огромное разнообразие холстов, которые могут озадачить и смутить любого новичка. Но не стоит пугаться. На самом деле все просто – обычно они изготавливаются из льна либо хлопка . Именно свойство материала придает им зернистость, бывают мелкозернистые, среднезернистые, крупнозернистые .

Если нужно четко прорисовывать каждую деталь – лучше приобрести мелкозернистый холст, этот вид также позволяет делать плавные переходы от одного цвета к другому. Если же вы решили рисовать большими мазками и просто прорисовывать контуры объектов – подойдут крупнозернистые и среднезернистые холсты.

Также холсты продаются на картоне или сразу в подрамнике, что очень упрощает процесс превращения обычной картины в картину, крепящуюся к стене.

6. Средство для снятия краски с кисточек

Нужно помнить о том, что после процесса рисования необходимо тщательно очищать не только палитру, но и кисти. Своевременная забота об этом важном орудии обеспечит вам комфорт при следующем занятии живописью.

Для этого можно купить растворитель уайт-спирит для масляных красок , либо делать это тем растворителем, которым вы разбавляли краски. Кроме того, на этикетке тюбика краски может быть указано, чем именно её нужно растворять.

7. Посудина для мытья кистей

Можно либо купить в лавке художника специальное маленькое ведерко для этого дела, либо взять то, что есть под рукой: маленькую баночку, либо старую ненужную чашку.

8. Прекрасное настроение

Картины, которые рисует художник – всегда идут из души. Этот процесс таинственный и прекрасный. Заниматься живописью означает принадлежать самому себе и всему миру одновременно. Поэтому обязательно подходите к этому замечательному занятию с хорошим настроением, расслабленными, одухотворенными. И тогда вы получите результат, который покорит любое воображение.

Творите и будьте счастливы!

Недавно получила такой запрос и решила написать пост на эту тему. Если вы твердо решили зарабатывать/подрабатывать рисованием портретов, то вам нужно 4 вещи:

  1. Приобрести материалы
  2. Набить руку на рисование портретов
  3. Определиться с правилами и ценами
  4. Сообщить о себе миру

Сегодня разберемся с первым шагом. Я напишу о материалах, которые будут нужны, если вы хотите рисовать портреты технике простой карандаш, обычно с этого все и начинают. Из необходимого, вам понадобится: набор карандашей, ластик, клячка, нож, бумага . А теперь подробнее о каждом из инструментов.

Карандаши

Сначала нужно выбрать марку карандашей. Лучше попробовать как можно больше вариантов и выбрать, что понравится именно вам. Расскажу о своем опыте.

Карандаши от Koh-i-Noor , самые популярные, которые я только знаю, но я не разделяю общего восторга. Дело в том, что в грифеле часто попадаются жесткие крупинки , они царапают бумагу, а штрих получается неравномерный . Иногда, это сильно подводит при мелкой прорисовке. Поэтому эти карандаши я не советую, хотя поговаривают, что их часто подделывают, возможно, мне попался контрафакт.

Помимо качества грифеля, карандаши отличаются ещё качеством дерева , я люблю мягкое дерево, карандаш легко и приятно точится. Корпус у других карандашей от HOLLAND как раз довольно жесткий, поэтому они мне тоже не понравились.

Я очень люблю Faber-Castell в целом, и их простые карандаши в частности. Для меня идеальные.

Когда определитесь с маркой карандашей, нужно будет купить несколько карандашей разных по твердости. Карандаши могут быть:

  • твердыми - «H»,
  • мягкими - «B»,
  • и ни то ни се - «F».


Эти буквы вы найдете не кончике любого карандаша, рядом с буквой будет цифра, чем больше цифра, тем более мягким в (случае с «B») или более твердым (в случае с «Н») будет каарндаш. Причем, у одной марки «2B» - это угольно-черный, а у другой серебристо-серенький. Поэтому в магазине всегда можно попробовать грифель на бумаге . Вам нужны пара твердых, и пара-тройка мягких. Твердые незаменимы для кожи, мягкие для темных акцентов.

Если вы собрались использовать тонированную бумагу, то вам понадобится белый цветной карандаш для особо светлых мест и бликов. Они продаются поштучно в магазинах для художников.

Держатель для карандаша

Когда карандаш подходит к концу, его становится неудобно держать в руках, для этого и придумали такой держатель. Это очень экономно , можно израсходовать буквально весь карандаш . Но следите за тем, чтобы отверстие держателя было не слишком большим, карандаш должен сидеть плотно. Я недавно взяла двухсторонний держатель, сначала мне показалось это мега удобным. И только дома я обнаружила, что второе отверстие для толстого карандаша, а стандартный из него вываливается. Так что, будьте внимательны.

Ластик и клячка

Как бы идеально вы не рисовали, все равно иногда придется что-то корректировать. Для этого вам понадобится ластик и клячка.

Я далеко не сразу нашла тот ластик, который мне подошел. Мне не нравятся жесткие текстуры. Для меня, всеми любимый знаменитый Koh-i-Noor со слоном , который, по какой-то причине, настойчиво рекомендуется всеми преподавателями рисунка в России, слишком жесткий . Он портит бумагу . Бывают резинки еще более хардкорные, с песочными частичками , они вообще превращают бумагу в махровое полотенце. Для какой такой поверхности они подходят, я так до сих пор и не поняла. Мягкие резинки тоже не все хороши, потому что многие из них имеют свойство размазывать карандаш , а уж размазанный карандаш вы не удалите с поверхности уже никогда. Для меня идеал, когда резинка и мягкая, и удаляет чисто, и не мажет.

Хочу обратить ваше внимание, - для удобства художники режут резинку на более тонкие кусочки, потому что часто приходится удалять мелкие детали .

Еще один инструмент для удаления карандаша, это клячка . Клячка похожа на пластилин, она немного липкая и при прикосновении к бумаге с рисунком она как бы налепляет на себя карандаш. Удобная штука, в магазине похожа на ластик, но после первого использования превращается в комочек. Ей можно придавать любую форму и очищать как большие площади, так и совсем маленькие.

Бумага

Для рисунка вам потребуется бумага. Чаще всего заказчик останавливает внимание на формате А3 . Бумага должна быть не слишком тонкая, без рельефа . Но с бумагой такое дело, пока не порисуешь на ней, не поймешь. Тут нужно пробовать. Я для себя пока не нашла идеальную. Вот, в общем, и все.

Лучше не экономить на материалах, потому что от них многое зависит. Художника ничего не должно отвлекать, рисовать должно быть комфортно. Карандаш должен ложиться ровно, ластик бережно удалять карандаш, бумага не мохриться при первом прикосновении. Рабочее место тоже должно быть удобным, хорошо бы купить специальный планшет для рисунка или приспособить под это дело какую-нибудь жесткую картонку или девепешку.


То, что я написала выше, только мое мнение, оно может не совпасть с вашим. Я сама нахожусь в постоянном поиске более качественных материалов. Надеюсь, что была вам полезна, спасибо, что дочитали до конца.


С уважением,

Рисование – это художественный навык, освоив который, вы получите немалое удовольствие, со временем он даже может превратиться в потрясающее хобби. Вам может показаться, что для того чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо посещать профессиональные уроки, но это не так. Простым рисованием ради собственного удовольствия можно сэкономить деньги и улучшить свои навыки. Чтобы научиться рисовать без посещения уроков, делайте наброски короткими штрихами, накладывайте тени, выделяйте отдельные фигуры в объектах различной формы и как можно больше практикуйтесь.

Шаги

Часть 1

Начальные наброски

    Выберите объект для рисования с натуры. Если возможно, найдите для себя что-нибудь значимое, например, ваш любимый цветок или свою собаку. На начальном этапе вам, скорее всего, будет проще рисовать с натуры, чем по памяти или из воображения. Поэтому, если вы будете рисовать что-нибудь такое, что вам нравится, это поможет вам сконцентрироваться.

    • Если вы только пробуете рисовать, вам пока еще не нужны специальные художественные материалы. Для работы подойдет любая ручка или карандаш и имеющаяся под рукой бумага.
  1. Нарисуйте общий набросок короткими штрихами. Легко нажимайте карандашом на бумагу. Концентрируйтесь на той линии, которую рисуете, забыв о самом объекте. Если вы рисуете собаку, забудьте о ней. Вместо этого начните чертить ее контуры. Они представляют собой границы между телом собаки и окружающей обстановкой. Начертите эти контуры короткими штрихами.

    • Чем короче будут ваши штрихи, тем более аккуратным получится набросок.
    • Не критикуйте свою работу. Двигайтесь быстро и по ходу оттачивайте свои штрихи.
  2. Прорисуйте детали. Как только будет готов набросок объекта в общих чертах, начните прорисовывать его детали. Постарайтесь выявить отличительные черты или метки на предмете, например, скол на чашке или клок шерсти у собаки, ориентируясь на которые можно расположить на рисунке остальные близлежащие детали.

    Наложите тени. Накладывать тени будет немного труднее, но они позволяют отразить на рисунке игру светотени, а также создают объем. Посмотрите, с какой стороны объект освещается солнцем. Затем возьмите остро заточенный карандаш и равномерно заштрихуйте участки полутени. Как только кончик карандаша затупится, перейдите к штриховке более темных участков. Чтобы карандаш оставлял более темные штрихи, нажимайте на него сильнее.

    • Практиковаться в наложении теней можно посредством рисования плавной шкалы теней. Начните рисовать шкалу от края листа. Во время работы перемещайте карандаш туда-сюда. По ходу работы начинайте сильнее давить на карандаш, чтобы постепенно делать штрихи более темными.
    • Также полезно практиковать рисование шкалы ахроматических цветов. Поделите вытянутый прямоугольник на пять секций. Оставьте первую секцию белой. Последнюю секцию закрасьте настолько темным цветом, насколько это возможно. В промежутках между этими двумя секциями (в трех центральных секциях) распределите свои штрихи таким образом, чтобы получить переходящие (от светлого к темному) оттенки серого.
  3. Соединяйте различные геометрические формы в фигуры. Научитесь составлять отдельные блоки, из которых формируются контуры предмета. Например, стол можно представить в виде набора прямоугольников и цилиндров, а змею – в виде серии кругов. Как только вы научитесь выделять в предметах отдельные геометрические блоки, то сможете рисовать их даже по памяти (без натуры).

    • Тратьте некоторое время на то, чтобы внимательно рассмотреть предметы и попытаться вписать их в отдельные геометрические формы.
  4. Выполняйте наброски предмета в разных ракурсах. Соберите рисуемый объект из различных форм. В ходе работы над наброском сотрите лишние и дочертите необходимые линии, чтобы объект на рисунке приобрел необходимую форму. Закончив рисовать этот набросок, попробуйте нарисовать этот же предмет с других ракурсов. Например, в профиль голова лошади может состоять из квадрата носа, круга щеки и треугольника ушей, но ту же голову можно нарисовать и во многих других ракурсах.

    • Впоследствии возвращайтесь к этим наброскам, чтобы улучшить остальные свои рисунки.
  5. Нарисуйте выбранный объект заново. В следующий раз, исправив различные ошибки на набросках в различных ракурсах, нарисуйте объект заново. Сначала даже можно опираться на подготовленные наброски. Составьте предмет из базовых геометрических форм, затем прорисуйте его детали и исправьте возможные ошибки. Как только у вас накопится определенный опыт, можно будет рисовать этот объект в различных позах даже по памяти.

    • Вполне допустимо делать некоторые упрощения в рисунке, они могут даже стать вашим индивидуальным стилем. Например, запоминание расположения каждой отдельной мышцы на теле может занимать слишком много времени.

Часть 3

Изучение техники рисования
  1. Изучите информацию о различных техниках рисования. В местной библиотеке должны быть книги о различных стилях рисования от реализма до японской манги. Подобные книги также можно приобрести в книжных магазинах. Чтобы ознакомиться с бесплатными идеями и демонстрационными уроками по рисованию, задайте поисковый запрос в поисковике или на YouTube по фразе "как рисовать (предмет)".

    • Книги по анатомии также могут послужить хорошим источником информации для реалистичных рисунков. Учитесь по ним схематически рисовать скелет и мышцы.
  2. Начните работать с дополнительными материалами. Обычно лучше пользоваться чем-то одним до того, как вы накопите опыт, например, карандашом и бумагой. Потом же можно подыскать альтернативы, которые вам больше понравятся и помогут выработать собственный стиль, например, начать работать с цветными карандашами или с углем. Кроме того, даже простые карандаши бывают различной твердости, что позволяет расширить возможности в накладывании теней.

    • Стандартными считаются карандаши ТМ (HB). Карандаши Т-категорий (Н) более твердые и подходят для рисования светлых линий. Карандаши М-категорий (B) мягче и подходят для рисования более темных линий.
    • Степень твердости и мягкости карандашей выражается цифрой. У твердых карандашей (Т или Н) самая высокая твердость выражается девяткой, а у мягких карандашей (М или В) девяткой обозначается самая высокая мягкость.
    • Виниловые ластики и клячки не повреждают бумагу, в отличие от обычных резиновых ластиков, но они не стирают цветные карандаши. Благодаря пластичности таких ластиков (у них тестообразная консистенция) им можно придавать любую форму для точного удаления отдельных мелких деталей карандашного наброска.
  3. Научитесь представлять себе сам процесс рисования. Когда не будете заняты непосредственно рисованием, осмотритесь вокруг. Подумайте, как можно было бы отразить окружающую обстановку в рисунке. Например, представьте, как вы накладываете тени вокруг нарисованных глаз, прорисовываете зрачки и радужные оболочки. Такой ход мышления позволит вам продумать работу над линиями и созданием своего собственного стиля.

    • Цель состоит в том, чтобы научиться видеть детали, а не только общие формы. Вместо того чтобы думать о самом глазе, думайте о линиях и цветах, которые позволят вам нарисовать этот глаз.
  4. Практикуйтесь. Рисование во многом похоже на такие навыки, как игра на музыкальном инструменте или езда на велосипеде. Как только у вас появляется свободное время, садитесь и рисуйте наброски. Упражняйтесь в накладывании теней и использовании различных техник рисования. Работайте над набросками предметов в различных ракурсах. В промежутках между занятиями рисованием просто проводите время с интересующими вас объектами, чтобы узнать о них больше и при этом не переутомиться.

  • Введите себе в привычку рисовать каждый день. С такой привычкой вам будет легче заставить себя практиковаться, и вы быстрее улучшите свои навыки.
  • Не расстраивайтесь из-за осознания совершенных ошибок. Такое восприятие останавливает многих начинающих художников. Запомните, даже опытные художники продолжают учиться в ходе своего творчества.
  • Чтобы освоить точную координацию движений руки, потребуется время. Продолжайте практиковаться, наносите короткие штрихи на базовые геометрические фигуры, и со временем результаты улучшатся.
  • Нет необходимости приобретать дорогие художественные материалы. Для учебы будет вполне достаточно блокнота и простых карандашей.
  • Развитие навыка выделять в предметах отдельные геометрические формы также требует времени, но это помогает выполнять более точные наброски.

Предупреждения

  • Кто-нибудь или даже вы сами можете попытаться отговорить себя от этой затеи. Но не слушайте тех, кто говорит, что у вас нет таланта. Рисованию необходимо учиться, и если вам нравится заниматься этим, просто продолжайте работать над собой.

Перечень материалов для занятий рисованием



На уроке рисунка начинающему нужно иметь:

  • Карандаши - 5шт.: H, HB, B, 3B, 5B, 8B, 10B.
  • Производитель: недорогие качественные карандаши марки KOH-I-NOOR.
  • Стирательная резинка: существует много марок стирательных резинок, как и карандашей, но самый недорогой и довольно качественный вариант - это стирательная резинка марки KOH-I-NOOR.
  • Канцелярский нож. Ваш рисунок никогда не будет смотреться реалистично и энергично, если вы карандаши точите точилкой, какая-бы она не была дорогая. Скорее ваш рисунок будет выглядеть "вылизанным". Настоящий рисунок должен быть несколько небрежным, смелым, производить впечатление спонтанности, но не "зализанности". А такого эффекта можно добиться только карандашом, заточенным канцелярским ножом. Канцелярский нож позволяет заточить кончик карандаша (грифель) с несколькими гранями, которыми можно рисовать. Точилка же сделает форму грифеля, похожую на конус, что плохо отражается на рисунке.
  • Лист чертежной бумаги формата А3. Существует много видом бумаги. Начинающему лучше начинать освоение рисунка с простой чертежной бумаги - бумаги гладкой и плотной (без какой либо фактуры).
  • Формопласт. Замечательная вещь для новичка. Формопласт позволяет снять лишний тон рисунка. Например, вы перечернили рисунок. В этой ситуации вам нужно взять формопласт и промакивающими движениями снять лишний тон в тех местах, где он вам кажется слишком насыщенным. О том, что такое тон, читайте статью

Рисование играет огромную роль в развитии малыша, и для того, чтобы этот навык был ему в радость, приносил удовольствие от самовыражения, новые знания и прививал эстетический вкус, в наших силах использовать по-максимуму все средства, созданные для этого безумно интересного вида творчества. Конечно, можно обойтись безусловным трио "карандаши-краски-бумага" (даже кисти не нужны, и можно даже без карандашей), но для того, чтобы ребенок не потерял интерес, нужно использовать не только различные методы и техники рисования, не только фантазию и разнообразные приемы, но и предметы, без которых все эти методы, техники и приемы, собственно, невозможны.

Что нужно иметь в домашнем арсенале, чтобы занятия по рисованию с малышом были разнообразными и занимательными?

Я, основываясь на своем опыте НЕпрофессионала и исходя из нашего домашнего "репертуара", подведу некоторые (несомненно, промежуточные) итоги.


Краски .


  • пальчиковые краски

  • гуашь

  • акварель

Начну с них.
Самые первые краски могут быть из сока фруктов, овощей и растений (свекла. морковь, шпинат, ягоды...). Здесь вы можете быть точно уверены в их экологичности и безопасности, а мамы малышей-аллергиков могут выбирать "палитру" на свое усмотрение, исключая таким образом контакт ребенка с аллергенными продуктами и добавками.Такой способ идеален для совсем малышей. Можно сделать самодельные краски, которые будут близки по консистенции к фабричным, а к их изготовлению попытаться привлечь малыша, чему он будет несказанно рад (рецепты таких красок можно посмотреть, например, .
Я бы не стала рекомендовать только пальчиковые краски в этом возрасте, так как после года малыш успешно может пользоваться и гуашью, и акварельными красками, причем тем же способом, что и в пальчиковых - рисовать руками. Ближе к 1.5 годам малыш прекрасно уже рисует кисточкой.
Из гуаши и акварели неплохими, на мой взгляд, являются краски фирмы Гамма -оптимальное сочетание цена-качество. Из пальчиковых красок рекомендую краски фирмы Ses - прекрасно отмываются (а многие пальчиковые краски отмыть с тела ребенка сложно), приятно пахнут, имеют кремообразную структуру и хорошо ложатся.

Опционально:


  • акриловые

  • по стеклу

  • для ванной

  • для ткани

Для разнообразия можно приобрести акриловые краски : с их помощью мы раскрашиваем поделки из дерева, камни, керамику и т.д. Прелесть акриловых красок в том, что они несмываемые, после высыхания не пачкаются (по этой же причине палитру после работы моем сразу же, иначе краски останутся присохшими к ней навсегда), быстро сохнут. Нам удобно работать с акрилом не в тюбиках, а в баночках. Здесь есть немаловажный нюанс: если необходимо краску развести, то ее обязательно выкладываем на палитру, в противном случае - вода попала в баночку - краски покроются плесенью.
Краски по стеклу можно взять витражные "прилипайки" - они создают пленочку, которую достаточно легко удалить со стекла и переклеить на другую зеркально-гладкую поверхность. Из них также можно создавать наклейки на окна (правда, у нас есть прекраснейшая альтернатива - наклейки на окна из клея пва, по изготовлению которых я написала мастер-класс).
Ближе к двум-трем годам, когда малыш освоится в мире красок, не пробует их постоянно на вкус и уже может рисовать прекрасные абстракции:), можно попытаться использовать краски для ткани : разрисовать маечку, салфетки или папину рубашку - собственное творение ребенок будет носить с огромным удовольствием (папа, наверняка,тоже:)), а бабушка порадуется разрисованной внучком скатерти на стол. Подобные краски не смываются при стирке (у нас прекрасно выдерживают температурный режим в 40") и достаточно стойкие к выцветанию и выстирыванию.
Ну а для того, чтобы купание проходило еще веселее - в помощь краски для ванной .

Кисти


  • из белки

  • из щетины

  • синтетические

Для минимального набора я бы рекомендовала две кисти из белки: примерно №2 и №9 (можно попробовать и колонок - будет дешевле), кисть из щетины №5 и синтетическую плоскую кисть примерно №18. Это те кисти, которыми мы пользуемся постоянно в своем творчестве, и которых хватит на очень и очень долго для самых разнообразных техник в рисовании.

Кисть из белки №2 - для тонких, прорисовочных линий, узоров и т.д. Поставить акцент, точку, нарисовать глазик.
Кисть из белки №8 - для создания широких мазков, идеальна при рисовании фона на мокрой бумаге. Как правило, кисти из белки используются для рисования акварелью. Они достаточно быстро "лысеют", поэтому не забываем их время от времени менять.
Кисть из щетины №5 : из щетины козы или свиньи . Многие рекомендуют в качестве первой кисти малыша, когда нужен только визуальный эффект от оставляемого кистью следа, хотя мне все же ближе беличья мягкость и управляемость. Могут использоваться и для акварелей на грубой бумаге или на холсте, нужны для рисования тычками, разбрызгивания, рисования полусухой краской - словом, когда на рисунке требуется некая взъерошенность, так как такая кисть рисует кончиками волосков. Но чаще все же такая кисть используется для нанесения клея. Для последнего, кстати, лучше завести отдельную кисть.
Синтетическая кисть №18: идеально для четких (безводных) и ровных линий, наслоения и смешения гуаши прямо на листе для создания полутонов (да простят меня художники, изъясняюсь своим языком:)),нанесения широких и насыщенных мазков, для растирания краски. По жесткости и эластичности близка к колонку, но уступает по наполнению водой и объему впитываемой краски, за счет чего оставляет яркий, "геометрический" след.

Что еще может понадобиться и доставит лишнее удобство?


  • стаканчик-непроливайка (лучше двойной)

  • палитра

  • небольшой пульверизатор

  • ложечка

Пульверизатор можно взять из под пустого флакона для тоника. Им удобно сбрызгивать перед началом работы акварельные краски, чтобы немного смягчить их. А ложечкой (ее можно взять из детского набора, например) очень удобно набирать и выкладывать на палитру краски. Последнюю, кстати, с успехом заменит пластиковая тарелка.
Палитра , безусловно, нужна и важна - на ней смешиваем и разбавляем краски вместе с малышом, попутно развлекая его научно-содержательной беседой об образовании новых цветов, оттенков, насыщенности, консистенции и т.д.

Карандаши


  • обычные (толстые и трехгранные)

Первые карандаши малыша должны быть толстыми (легко зажать в кулачок) и треугольными (формируют правильный захват и постановку пальцев). Мягко пишущие, с толстым грифелем, оставляющие яркий четкий след. Чуть позже можно выбирать твердо-мягкие карандаши, чтобы малыш учился еще и нажиму, а этим, собственно, подготавливал руку к письму. Лучше всего на данный момент себя зарекомендовала Крэйола: среди огромного множества марок, опробованных нами, могу с уверенностью сказать: они идеальные в своем сегменте (карандашей для детей): легко и красиво затачиваются, имеют утолщенный грифель. Яркие, идеально ложатся на бумагу, не царапая ее и не оставляя "крошку". Отличные отзывы о карандашах фирмы Мапед (у нас в саду требуют исключительно ее), Кохинор (прекрасные акварельные карандаши), Кариока, Джови.

Опционально:


  • акварельные

  • многоцветные

  • с выкручивающимся стержнем

Акварельные карандаши : после того, как рисунок готов, провести по нему смоченной в воде кистью - краска размоется и создаст эффект акварели (рисовать такими карандашами лучше на бумаге для акварелей). Либо ими можно рисовать прямо по мокрой бумаге.

  • Акварельные карандаши: до и после смачивания рисунка водой.

Многоцветные : радужный грифель, за счет чего на бумаге рисуется не один цвет, а сразу несколько. Интересно использовать в раскрасках в сочетании с обычными одноцветными карандашами. Можно создавать интересный эффект травы, неба и т.д.


  • Пример использования многоцветного карандаша

Карандаши могут быть и с выдвигающимся стержнем : толщиной с обычные карандаши, но в пластиковом корпусе. Они не требуют заточки, легко и мягко рисуют.

Дополнительно:
Не забудьте про хорошую точилку (и особенно точилку для толстых карандашей!)
Мы предпочитаем самые простые, без всяких наворотов - как показала длительная практика, они служат дольше всего. А еще в таких точилках можно контролировать снимаемость стружки ровной ленточкой, с помощью которой затем можно создавать прекрасные аппликации (мы делали петушка и елочку).

Мелки


  • восковые

Мелки всем известны и чаще покупаются раньше, чем обычные карандаши, и нам они знакомы под кодовым названием "карандаши восковые ". Существуют треугольной формы. Прелесть в том, что рисовать восковыми карандашами достаточно удобно, особенно маленьким малышам, которые их не умеют еще правильно держать. Необходимо обратить внимание на яркость оставляемого следа и толщину мелков: огромный минус (который люди творческие тут же превращают в плюс, создавая различные красочные панно и камушки из обломков) - они быстро ломаются под напором маленьких ручек, а из-за того, что достаточно твердые, рисунки получаются блеклыми. Восковые карандаши прекрасно подходят для рисования в технике граттаж, а с помощью карандаша белого цвета можно делать чудесные рисунки-невидимки. Существуют восковые механические (выкручивающиеся) мелки.

Разновидности:


  • пастель

  • масляная пастель

  • карандаши (мелки) гелевые

  • восковые гелевые либо акварельные

  • для стекла

  • для лица и тела

  • для ванной

  • мелки школьные

Пастель - сухие, мягкие цветные карандаши без оправы. Очень похожа на мелки, к которым мы привыкли с детства:) С помощью сухой пастели рисуются воздушные, нежные рисунки, она хорошо растушевывается.
Масляная пастель - имеет жировую масляную основу, быстро "стачивается". Единожды попробовав рисовать ею, мы навсегда остались ее поклонниками. Оставляет насыщенный сочный след необычной фактуры,очень гладко и объемно рисует, подходит для техники граттаж (процарапывания рисунка) и для растушевки рисунков (мы очень любим рисовать "тени" с ее помощью). Удобно закрашивать фоны длинной стороной мелка. Для наших поделок я выбрала мелки фирмы Jovi.
Гелевые (обычные, восковые, акварельные - отличие будет в составе и эффектах при рисовании): толстые карандаши в пластиковой "рубашке" с выдвигающимся стержнем. Оставляют очень насыщенный жирный след, эффект рисования губной помадой:)
Для стекла: выглядят так же, как и гелевые, но предназначены для рисования по стеклу: ими легко разрисовать окно или зеркало, например, к праздникам. Пишут мягко, ярко и смываются с окна тряпкой, смоченной в воде. Эффект при рисовании такой же, как и от гелевых мелков. Мы используем фирму Crayola.

  • Фото слева сверху вниз: масляная пастель, восковый карандаш, восковый карандаш утолщенный.Линии рисовались примерно с одинаковым нажимом. Справа - пример мелка для стекла.

Для лица и тела . Собственно говоря, принцип их и предназначение понятны.
Мелки школьные . При слове "мелки" именно их образ возникает у нас перед глазами:) Есть более толстые и длинные - для рисования на асфальте.

Фломастеры
Очень и очень не рекомендуют их давать малышам, хотя, надо признать, нередко дети начинают свой "творческий путь" с них. За мнимой простотой кроется коварство: фломастеры не дают возможности контролировать нажим и при их использовании невозможно смешивать цвета. Часто в последнее время я читаю рекомендации, что до трех лет малышу их желательно вообще не давать либо использовать эпизодически.

Среди них есть немало интересных подвидов:


  • смываемые

  • ароматизированные

  • воздушные

  • волшебные

  • маркеры для досок

  • для ткани

Смываемые фломастеры . Делаются на водной основе. Подходят для малышей, легко смываются с кожи. Я как считала так и считаю до сих пор (перепробовав немало отличных марок) - конкурентам смываемым фломастерам от Развивашек нету. Я как-то делала на них подробнейший . Если вкратце: они не только отлично и без следа смываются, но с ними можно придумать множество игр.
Ароматизированные фломастеры . Здесь все понятно. Хочу лишь добавить, что нам понравились все те же смываемые ароматизированные от Развивашек.
Воздушные. Даю аннотацию, так как еще не приобрела подобные. Фломастеры типа блопен рисуют с помощью воздуха. Ребенок дует в трубочку, заполненную краской, - и лист бумаги или кусок ткани покрывается мелкими точечками. Поменял блопен - и к точкам одного цвета прибавляются другие! Необычный эффект получается, если распылять друг на друга различные цвета, или провести по рисунку влажной кисточкой. Если снять оба колпачка, получается обычный фломастер для рисунка тонкими линиями. Работа с воздушными фломастерами не только разовьет художественный вкус ребенка, но и укрепит дыхательную систему.
Волшебные. До сих пор помню, как они появились в постперестроечноые годы и мы мечтали о подобных. Волшебство их заключается в том, что они меняют свой цвет, если провести по рисунку специальным фломастером, заправленным бесцветными чернилами.
Маркеры для досок - подобные фломастеры используются для рисования на пластиковых, стеклянных, ламинированных и металлических поверхностях. Легко стираются кусочком сухой ткани и поверхность можно использовать вновь. Подобный принцип с успехом применен в развивающих карточках от Речи (очень хорошие пособия, кстати), в комплекте с карточками вложен фломастер на водной основе. Для детей постарше можно использовать при обучении буквам: в прозрачный файл вставляем разлинованный лист бумаги, а поверх файла пишем буквы. Для малышей вариант, например, с обучением геометрическим фигурам: на листе рисуем круг, вставляем его в файл, а поверх пририсовываем к кругу то лепестки - цветок, - стираем -, то глазки-носики и т.д. и т.п. Можно просто рисовать картинки. По такому же принципу используются рамки для картин с пластиковым прозрачным "стеклом".
Фломастеры для стекла - предназначение то же. что и у мелков для стекла, но они оставляют более "сухой" след, схожий со следами от фломастеров. Легко смываются с любых гладких поверхностей.

  • След, оставляемый маркером для стекла и мелком для стекла.

Фломастеры для ткани. Предназначение, как и у красок для ткани, только с помощью их можно рисовать различные тонкие линии. краски по ткани и фломастеров по ткани.

Бумага.


  • бумага для акварели

  • бумага для рисования

Опционально

  • картон

  • ватман

  • цветная бумага

  • декоративная бумага

Для акварели - соответствующая бумага, иначе вы просто не поймете ни прелести рисунков, ни прелести красок-карандашей. Никаких альбомов на скрепке: купите папку с блоком бумаги на отдельных листах - и будет вам и ребенку счастье. Или возьмите рулон ненужных обоев: расстелил на полу, и пусть дитятко или ручками, или ножками творит там все, что пожелает. Продаются еще рулоны бумаги для рисования, а к ним - специальные подставки - удобная вещь.

И вообще, рисовать можно на чем угодно и разрисовывать все, что угодно: бумага - только как "основа". По нашему опыту скажу, что мы рисуем везде (но только для каждого "поля деятельности" и своя "рисовалка"!): на полу, окне, дверях, зеркалах, бумаге, магнитных досках, природных материалах и т.д. Дочка не приучена рисовать на стене (просто как-то хватало других замечательных поверхностей). Нужен ли мольберт ? Решать вам. В нем есть определенные преимущества: возможность работы стоя (малышам сидеть вредно:)) и вообще хоть на "полном ходу": с набега, наскока, вприпрыжку; хорошо виден весь рисунок, можно менять положение и угол наклона листа бумаги... Да и многим детям нравится рисовать на нем, несмотря на то, что есть и неудобства: малыш не способен долгое время держать руку на весу и контролировать наложение красок (из-за чего они стекают бурными потоками). Чтобы не было потом мучительно больно за испорченный персидский ковер, стелите перед вашими занятиями рисованием клеенку на рабочую поверхность, а для карандашей, красок, кистей и всего прочего рисовательного арсенала лучше завести отдельную полочку либо коробку, а для того, чтобы малыш не испачкал одежду - лучше приобрести фартук для творчества из плащевидной ткани на липучках и с рукавчиками.
Что оставлять в свободном доступе? Зависит лично от вас и вашего ребенка. Я прячу только акриловые краски и краски и маркеры для ткани. Остальное все на виду у малышки - творческий порыв к ней чаще приходит не по моему желанию, а по ее собственному.

________________________________________ _____
Итак, если попытаться подвести черту и выкристаллизовать тот минимум , с которого стоит, на мой взгляд, начать так, чтобы и рисование было интересным, и не скупать все и вся:


  1. гуашь

  2. акварель

  3. кисти 4 шт.: 2 белки (тонкая и толстая), 1 щетина средняя, 1 синтетика большая.

  4. бумага для акварели

  5. бумага для рисования

  6. масляная пастель

  7. стаканчик-непроливайка

В принципе, если вкратце, все:) Если будут какие-то вопросы - задавайте. С удовольствием отвечу.

Удачи вам, интересных находок и открытий!
Рисуйте! Творите! Любите!

Новое на сайте

>

Самое популярное