Домой Плодовые деревья Ред деад редемптион 2. Самое главное из интервью с Дэном Хаузером для американского издания Vulture

Ред деад редемптион 2. Самое главное из интервью с Дэном Хаузером для американского издания Vulture

Главная игра всех времён про плохо выбритых мужиков с кодексом чести

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Если вас интересует, хороша ли Red Dead Redemption 2 , отвечу сразу: да, эта игра безусловно достойна занять своё место на полке рядом с GTA V , третьим «Ведьмаком » и The Legend of Zelda: Breath of the Wild . Но Rockstar не стали выпускать «GTA про Дикий Запад», как можно было подумать по трейлерам. Перед нами куда менее развлекательный проект: RDR2 — скорее портрет эпохи и «энциклопедия американской жизни», если угодно. И такое позиционирование весьма рискованно: аудитория у подобной игры будет заведомо меньше, чем у весёлых будней автоугонщиков.

Большая тень от маленького дерева

В центре повествования — Артур Морган, одновременно похожий на Макса Пэйна из третьей игры и на Майкла из GTA V. Он — один из лучших стрелков знаменитой шайки Датча, которая переживает тяжёлые времена после неудачного ограбления: бандиты в бегах, на пятки им наступают пинкертоны и конкуренты. По сути, банда — это табор, что кочует с места на место и пытается заработать всеми доступными способами: воровством, ограблениями, ростовщичеством, мошенничеством и, конечно, скупкой и продажей краденого. А это не такой уж благодарный труд: половина заработанного всё равно уходит в карманы главаря.

Но не думайте, что табор — это просто социальный хаб: Rockstar действительно вложили колоссальные ресурсы в проработку лагеря, и его населяют не болванки-NPC на один квест, а проработанные персонажи со своими характерами, привычками и образом жизни. Стоит пройти очередную миссию, и все начнут высказываться о её результатах. Или ругаться по новому поводу. Или обсуждать прибившуюся собаку. Повторяются из таких вот фоновых разговоров разве что песни, которые таборяне очень любят горланить долгими летними вечерами, так что бродить по лагерю всегда интересно.

Не обошлось, конечно, без менеджмента поселения. На стоянке банды есть коробка для сбора пожертвований — в неё можно класть как деньги, так и любые ценные предметы, но, разумеется, кроме Артура, реально пополнять эту казну никто не спешит, так что заниматься благотворительностью в особо крупных размерах предстоит именно ему. После заметного взноса все потихоньку начнут уважать главного героя, а уж когда на эти деньги впервые закупят что-то важное для всех — народная любовь гарантирована.

Впрочем, добиться её можно и без денег, если выполнять полезную работу: носить по лагерю мешки с едой, колоть дрова или доливать воду в умывальники. Занятия нудные, зато от них сплошная польза: у Артура повышается «карма» (от неё, например, зависят скидки в магазинах) и растёт ключевой показатель меткого глаза.

Основных характеристик в игре три: здоровье, выносливость и этот самый меткий глаз. Со здоровьем всё понятно, выносливость расходуется на бег и плавание, а вот меткий глаз — местное замедление времени. Чем лучше развита способность, тем дольше работает slo-mo и тем больше плюсов она даёт. Если на старте можно лишь помечать точки, в которые прилетят пули (совсем как в Hitman: Absolution ), то ближе к концу игры у целей подсвечиваются уязвимые зоны, а стрелять можно сразу.

Развитие каждой способности завязано на определённые действия: здоровье растёт в рукопашных схватках и при использовании динамита, выносливость — от бега (желательно с тяжёлым грузом на плечах), а «глаз» — от метких выстрелов и повседневной работы, вроде колки дров да свежевания туш.

Любимая игра вашего дедушки

Rockstar предельно бескомпромиссны в своём желании показать эпоху. Это была жестокая пора, и сцены нас ждут жестокие и натуралистичные. А ещё конец XIX века — время довольно неспешное по сравнению с нынешним, и RDR2 получилась точно такой же: минимум половину игрового процесса вы будете тратить на путешествие из одной точки в другую. Нужны патроны для любимой винтовки? Что ж, прыгаем на лошадь и скачем несколько километров до ближайшего города. Почти для любой игры это стало бы приговором: согласитесь, очень скучно часами галопировать туда-сюда.

Но в Red Dead Redemption 2 эту проблему разработчики решили сразу несколькими способами. Во-первых, наш лагерь регулярно переезжает, так что кататься приходится разными маршрутами. Во-вторых, природа настолько красивая и разнообразная, что ею любуешься вне зависимости от того, первый раз ты едешь этой дорогой или двадцатый. В-третьих, по карте раскидано такое астрономическое количество случайных встреч, что любая мало-мальски длинная поездка оборачивается приключением. В-четвёртых, ты регулярно отвлекаешься на выслеживание дичи. В-пятых, иногда игра заменяет длинные путешествия атмосферными роликами. Чёрт, не просто роликами — настоящими клипами на красивейшие кантри-композиции!


Кроме неспешности, на атмосферу работает дотошный реализм. Оружие надо смазывать, пищу — самому жарить на костре, за лошадьми — ухаживать... В мире игры сталкиваешься с кучей рутины, которая при этом совершенно не раздражает, — напротив, испытываешь чисто ролевое погружение в происходящее. Red Dead Redemption 2 посматривает в сторону RPG столь часто, что тут даже есть миссия, где хозяин салуна просит перебить крыс. А местный симулятор рыбалки я вообще назвал бы лучшим в истории: мне, совсем как в жизни, ни разу не удалось ничего поймать на блесну. Вот это реализм!

Вся неспешность, дотошность и историчность делают Red Dead Redemption 2 «любимой игрой вашего дедушки». Безусловно, когда надо, происходящее взрывается ураганным действием, а счёт убитых противников идёт на десятки, но бо льшую часть времени игра не трясёт чем-нибудь развлекательным у тебя перед носом, а просто позволяет спокойно погрузиться в свой мир. Ведь именно он — главное сокровище RDR2, основной источник удовольствия и то, ради чего это всё создавалось.

Самая ожидаемая игра 2018 года

Местный мир настолько подвижен, описывается таким большим числом скрытых от игрока законов, механик и правил, что постоянно генерирует целые истории. Вот пример: пошёл я как-то по квесту выбивать долг с женщины. Основная часть — в общак банды, но пятнадцать баксов должны были перекочевать в мой кошелёк. Но женщина, оказывается, не при деньгах: ей задолжал сожитель, с которого мне и предложили стрясти требуемую сумму. Мужчина, конечно же, полез в драку, я ожидаемо быстро его «успокоил», а потом по подсказке игры нашёл деньги в его карманах. Долг выплачен, квест закрыт.

Однако невольным свидетелем этой сцены стал какой-то старик, который побежал докладывать об увиденном властям. Это нам без надобности, так что бегу за ним, хватаю с помощью лассо, связываю, оттаскиваю в тихое место, начинаю проводить воспитательную беседу. Но стоит развязать верёвки, как старикан достаёт из кармана пушку и сам начинает стрелять! В ответ пытаюсь пару раз двинуть ему в челюсть — забыв, правда, что всё ещё держу в руках нож, которым освобождал его от пут. Дед тут же отправляется на тот свет, а меня объявляют в розыск. Хорошо, что от розыска можно откупиться... за те самые пятнадцать долларов, что я заработал на этом деле.

Подобные криминальные хроники игра генерирует с завидным постоянством: ты можешь быть трижды порядочным бандитом с хорошей кармой, но от случайных срывов в лютую жесть не застрахован ни один игрок. При этом Red Dead Redemption 2 отнюдь не поощряет бессмысленное насилие: задавил кого-нибудь случайно лошадью, в панике начал отстреливаться от представителей закона — и вот уже за тебя назначена неплохая награда, а по пятам идут охотники за головами.

Сбросить их с хвоста непросто: отбиться от четырёх врагов, попав в засаду на лошади, несравнимо труднее, чем перебить четыре десятка противников во время миссии. Целиться верхом чертовски неудобно, а если ты ещё и на открытом месте, пока охотники сидят в укрытиях, шансы на выживание стремятся к нулю. Вдобавок система со штрафами за преступления сдерживает агрессию куда эффективнее, чем звёзды розыска из GTA, которые просто убрал — и всё, счастливо живёшь дальше. Здесь по счетам рано или поздно приходится платить, и расставаться с деньгами каждый раз ну очень обидно.

Подзаработать в игре можно кучей способов, но все они открываются ближе к середине. В начале же приходится буквально считать каждый цент, ведь хочется и пушку помощнее, и новую лошадь, и денег на обустройство лагеря пожертвовать. И самый простой способ — обирать тела павших противников, благо порой после миссий они валяются десятками.

Но и тут Red Dead Redemption 2 проявляет свой суровый реализм: очень часто Артура просят убраться с места преступления как можно скорее, не оставляя времени на сбор трофеев. Я-то думал, что это обычный трёп, но нет: на место большой разборки правда может прискакать солидная группа законников.

Сцена самолечения с помощью пороха отсылает к «Выжившему»

Кстати, о прискакать: кони — важнейшая часть Red Dead Redemption 2. Они возят ваше оружие, вытаскивают героя из передряг, составляют компанию в долгих странствиях, а взамен просят лишь ухода и любви. Лошадь нужно кормить, мыть, гладить, успокаивать, когда ей тревожно, — словом, она не просто аналог автомобиля из плоти и крови, а ваш единственный настоящий друг. Имя ей вы даёте сами, и у каждого рысака есть шкала преданности, которая заполняется, пока вы катаетесь на нём, заботитесь и, что особенно занятно, — когда снимаете с крупа тяжёлый груз.

С получением новых уровней лояльности скакуны улучшают свои характеристики и разучивают новые приёмы вроде лягания в бою. У коней даже есть своя шкала выносливости и здоровья: уставшее животное имеет высокий шанс споткнуться, а измождённое — и вовсе не пережить последствий падения. Напротив, пышущая здоровьем коняга без проблем стерпит лобовое столкновение с деревом или прыжок в овраг.

Скакуны различаются по своему назначению, лёгкости управления и даже характеру. Сначала мне попалась лошадь-тяжеловоз, которая легко возила грузы вроде преступников или звериных туш, но регулярно ломала ноги о сложный рельеф местности. Потом её сменила кавалерийская кобыла: она не боялась даже медведей и благодаря толщине ног спокойно шастала по любым ухабам, хоть и не блистала остальными характеристиками. В конце концов я пересел на скакового коня: тот был и выносливый, и быстрый, легко мог спускаться по осыпи или галопировать на скалах. Одна беда — трус редкостный: чуть увидит хищника — сразу пытается сбросить седока и сбежать.

«Когда мы пили первую, было тихо»

В последнее десятилетие Rockstar буквально помешались на мелких деталях, и эта любовь всецело проявилась в Red Dead Redemption 2. Не стану описывать, что было с моей челюстью, когда я первый раз въехал в лес: я повидал немало лесов в играх только за этот год, но ещё ни один из них не выглядел и близко таким живым и настоящим. В нём словно нет двух одинаковых деревьев — вообще.

Даже на семидесятом часу игры я натыкался на новых примечательных представителей флоры, которых определённо не видел в игре раньше. Вот здесь ели растут немного под углом. Вот эта ива почему-то решила в какой-то момент расти параллельно земле, а потом передумала. Вот это раскидистое дерево на скале видно издали, с нескольких километров. На любом новом месте гарантированно получаешь новые впечатления, а когда добираешься до болот, хочется просто остановиться и рассматривать каждую крону, с которой свисает лишайник: неужели не повторяется? Но сильно тормозить не стоит: в болотах полно аллигаторов.

В городах похожая картина: кажется, в домах нет двух одинаковых досок, а в лесных избушках — двух одинаковых брёвен. Каждый чёртов цветочек на поляне, каждая бутылка на помойке, каждый дилижанс на дороге — всё в этой игре уникально и от того выглядит предельно реальным. А какие тут эффекты погоды! Рассветы, закаты, туманы, ночное небо, облака вокруг горных шапок, проливные дожди — к концу прохождения можно натереть мозоль на пальце, которым делаешь скриншоты.

Red Dead Redemption 2, отлично зная свои сильные стороны, постоянно предлагает полюбоваться ещё немного: она стирает грань между игрой и интерактивным видео. Диалогов здесь куда больше, чем стрельбы, катсцены на движке переходят в геймплей настолько бесшовно, что кажутся взаимозаменяемыми, а над ракурсами камеры явно работали люди с опытом операторской работы в реальном кино.

Но всё это визуальное пиршество не производило бы столь оглушительного эффекта, если б не звук. Лес наполнен шорохами, луга звенят птичьем пением, дороги наполнены скрипом повозок и стуком копыт, города — голосами и шагами, болота — кваканьем и бульканьем. Звуки разнообразны, правдоподобны и отлично позиционированы: на шум воды в тумане можно выйти к реке, по кряхтению индюшки — вычислить, где она засела, а по звуку выстрела — понять, откуда исходит угроза.

Что до музыки, то она идеально дополняет сюжет. Композиции разные: есть героические треки в стиле Морриконе, традиционные индейские песнопения, сладкозвучные шлягеры, лёгкое кантри, даже варган в наличии! Но что бы ни звучало на фоне, оно всегда работает на атмосферу сцены. В ключевые моменты, когда «вот-вот, сейчас что-то будет!», звучит нагнетающая обстановку музыка, не предвещающая ничего хорошего, во время погонь гремит что-то залихватское, ну а в тихих поездках игра подберёт для вас расслабляющий трек.

Праведнику грешника не поймать

Можно подумать, что, куда в эту игру ни ткни, обязательно поразишься, но это всё же не так. Стрельба в Red Dead Redemption 2 обычная: эдакий гибрид механик из GTA V и Max Payne 3 с поправкой на XIX век. Поправка важная, потому что стволы непривычно долго перезаряжаются, а большая часть оружия в момент выстрела сначала взводится и только потом выпускает пулю — в жаркой перестрелке это сильно мешает, особенно если пытаешься поймать в прицел подвижную мишень. Арсенал не особо разнообразен: пистолеты, револьверы, карабины, винтовки, дробовики да лук. Можно пользоваться метательными ножами, томагавками, мачете, динамитом и зажигательной смесью.

Куда сложнее рядовых сражений оказалась охота. В ней важно не просто завалить зверя — нужно сначала найти подходящую жертву, а потом не попортить ей шкуру. Заприметил хорошего оленя, подкрадываешься к нему с луком десять минут по кустам, и потом у тебя ровно один шанс на то, чтоб засадить ему стрелой в глаз или шею. Вот где замедление времени выручает!

Причём как охотиться на какого-нибудь медведя — для меня вообще загадка: на стрелы ему начхать, а винтовка или дробовик наверняка попортят шкуру. И да, пожалуй, самый нервный для меня эпизод игры связан именно с охотой: ни разу у меня так не тряслись руки, как когда мне в тёмной пещере удалось завалить из револьвера белую пуму.

Что до противников-людей, то ведут они себя достаточно логично: прут толпой, когда ощущают численное преимущество, и прячутся, если ситуация не такая радужная. Играть в Рэмбо в RDR2 не стоит: пятёрка нападающих буквально за пару секунд нафарширует Артура свинцом, так что идеальная тактика — сидеть в укрытии, высовываясь ради пары метких выстрелов. Главное — следить, чтобы вас не обошли сбоку: враги тоже не дураки.

Впрочем, иногда они действуют нешаблонно. Один раз меня, например, заманили в ловушку: два бандита напали на Артура на лесной дороге, но не преуспели и попытались сбежать, а когда я ломанулся в чащу вслед за ними, меня окружила целая орава их коллег.

В другой раз пришлось отбиваться от грабителей повозки: преследую их, вроде всех перебил, но на карте всё ещё видны две цели, да и стреляет по мне кто-то, а в поле зрения ни души. Хорошо, кто-то из союзников вовремя крикнул: «Они на деревьях!» И правда: хитрые индейцы из этой банды забрались в густую крону, где их и не разглядишь. Сколько часов наиграно — и тут такой сюрприз!

«Это Америка. Здесь любовь к убийцам граничит с помешательством»

Насилие — одна из ключевых тем Red Dead Redemption 2. Обычно оно имеет вполне... благообразные, что ли, формы: быстрая смерть от пули, почти цивилизованная кулачная схватка, виселица. Но иногда встречаются шокирующие своей жестокостью моменты. Полусъеденный медведем мужчина в лесу. Жуткая скульптура из фрагментов человеческих тел. Изувеченный труп с подсказкой, где искать маньяка. Зажаривание пленного на медленном огне. Первое свежевание животного, когда ты понимаешь, что персонаж реально снимает с него шкуру. От всего этого должна стыть кровь в жилах, и она действительно стынет. И это не кажется насилием ради насилия: хотя местами Red Dead Redemption 2 очень жестока, «чернуха» — это не суть проекта, а лишь один из инструментов, которыми пользовались сценаристы.


Как-то раз я встретил на дороге раненого мужика и повёз его к доктору. Затаскиваю в кабинет, сажаю, он мне в благодарность суёт денег — спасибо, братан! Казалось бы, всё, событие на этом закончилось, можно уходить — меня тут никто не держит. Но я промедлил, и не зря: доктор осматривает больного и говорит, что руку надо ампутировать.

И тут же берётся за работу: вкалывает морфий, помещает руку на столик, накладывает жгут, достаёт пилу, и, предупредив меня, что зрелище будет так себе, начинает пилить . Медленно и неспешно. С очень натуралистичными звуками. Отпиливает — за минуту где-то, — а потом аккуратно кладёт её в ведро и принимается зашивать разрез. Для завершения квеста достаточно было выставить меня за дверь, и не пришлось бы рисовать целую кучу сложных анимаций, хватило бы одних звуков. Но Rockstar пошли до самого конца — и заморочились по полной.

Для реализации всех подобных задумок авторам пришлось создать громоздкую систему управления. Одни и те же кнопки в зависимости от контекста имеют разное назначение, поэтому подсказки «куда жать, чтоб стало хорошо» актуальны что на первом, что на семидесятом часу. Иногда это порождает занятные казусы: как-то раз я забыл, что у меня не убрано оружие, когда пришёл в полицейский участок общаться с начальником, — и случайно его застрелил. Упс, кажется, пройти квест сегодня не получится.

Но даже такие забавные случаи работают на главную, пожалуй, фишку игры: Red Dead Redemption 2 — то место, где с тобой происходят истории . И не только в тех местах, где их заранее вставили сценаристы, но и просто во время путешествий. Самое прекрасное, что даёт эта игра, — ты не знаешь, что скрывается там, за поворотом. Даже если ты проезжал его уже десять раз, в одиннадцатый там может оказаться засада, начало квеста, редкой красоты олень или путник, которому нужна помощь... Впрочем, может, и не нужна: есть шанс, что он просто притворяется, чтобы тебя ограбить.

Именно так, на мой взгляд, и должны работать правильные открытые миры. Именно поэтому их так сложно и дорого делать. Ведь даже в тех моментах, где игра сознательно ведёт за ручку, нам оставлен простор для принятия решений. Возьмем, например, одну из первых обучающих миссий: по дороге нам со спутником встречается медведь. Игра говорит: «Стоп, эта тварь очень опасная, давай медленно объедем её по широкой дуге». Я в ответ: «Ну нет, я хочу в неё стрелять». Достаю ружьё, делаю несколько выстрелов — зверь убегает. Ух ты, неужели здесь не рельсы с одним правильным ответом и надписью «МЁРТВ» во всех неправильных?! Чуть позже в том же обучении пытаюсь поймать лошадь, мне советуют: «Подмани да успокой». «А лассо зачем?» — думаю я и достаю верёвку. Срабатывает! Не рельсы! Живой работающий мир!

«Ты мне как брат. А братья иногда ошибаются»

У Red Dead Redemption 2 есть одно чисто революционное достижение: начиная квест, ты не знаешь, куда он тебя заведёт. Серьезно. Ты можешь отправиться на попойку и попасть в грандиозную перестрелку с кучей трупов. Пойти грабить поезд и в конце сесть им управлять. Отправиться на ограбление года и в итоге пасти овец. Начать общаться с одним персонажем и в результате оказаться бессовестно прерванным другим. Ты можешь просто бродить по лагерю — и квест начнётся сам собой.

У Rockstar даже самые обычные занятия превращаются в интересные квесты. Например, по заданию тебе надо напиться с другом в баре. Ну что тут такого? Драться потом с каким-нибудь врагом по пьяной лавочке? Не-ет, слишком просто. Как насчёт того, чтобы персонаж нахрюкался до такой кондиции, чтобы начать видеть вместо лиц других людей своего приятеля по бутылке, и тебе пришлось искать его среди всех этих клонов? Или, скажем, того, что наутро не выйдет уехать из города по главной улице, потому что буквально каждая собака в курсе, какой дебош ты вчера устроил, и готова вломить тебе по первое число?

Сюжетка слишком хороша, чтобы пересказывать детали: здесь просто нет ни единой проходной миссии — каждая выделяется чем-то, что надолго врежется в вашу память. История пробирает до костей, персонажи объёмные, а их проблемы близки и понятны. Диалоги отличные: они без сомнений стали бы украшением и «Долларовой трилогии» , и вестернов Квентина Тарантино.

Ты вместе с героем начинаешь сомневаться в Датче, переживать за остальных, чувствовать подавленность во время неудач и странное опустошение после побед. Игра по полной грузит экзистенциальными вопросами: можно ли рассчитывать на искупление, если ты зарабатываешь на жизнь стрельбой в людей? Как долго можно верить своему командиру, если он на твоих глазах предаёт собственные идеалы? И, в конце концов, какая тут свобода выбора, если на одной из чаш весов обязательно лежит твоя жизнь?

Пригоршней долларов

Red Dead Redemption 2 от Rockstar скорее всего станет одним из главных релизов года.

Недавно появился ещё один геймплейный трейлер.


Ниже - всё, что вам нужно знать о следующей любимой игре от Rockstar.

Последние новости

Red Dead Redemption 2 - переключение между персонажами?

Rockstar подтвердила, что в не будет переключения между персонажами, как в GTA 5 .

Арт-директор Red Dead Redemption 2 Джош Басс организовал интервью с The Hollywood Reporter, в котором подтвердил, что игроки на протяжении игры будут управлять только Артуром Морганом.

«Привязка к одному персонажу больше подошла структуре и нарративу вестерна», объяснил он.

«Артур живёт и сражается вместе с другими членами банды Ван дер Линде, и это группа полностью сформировавшихся персонажей, которые взаимодействуют друг с другом и с Артуром, но эта история про Артура, и мы помещаем игрока только в шкуру Артура, пока он и его банда пытаются угнаться за стремительно меняющимся миром».

В Red Dead Redemption II играть можно будет только за одного персонажа

«Нам кажется, что игрокам действительно понравится ощущение присутствия в банде. Мы никогда ничего подобного не делали».

Rockstar нагнетала хайп вокруг грядущего релиза Red Dead Redemption 2, выпуская новые постеры персонажей своего эпика в жанре вестерн.

Периодические обновления во всех медиа-сетях раскрывали портреты персонажей, а также связанные с ними цитаты, давая нам намёк на то, как они могли бы быть связаны с основной историей игры.

Пока что около 6 персонажей получили хоть какое-то раскрытие, и мы уверены, что дальше их число увеличится.

Их набор эклектичен - некоторые возвращаются, других же нам представляют впервые.

Краткий обзор

Издатель : Rockstar Games;

Разработчик : Rockstar Games;

Платформы : Xbox One, PS4;

Жанр: Приключенческий экшен.

Пока что мы знаем, что игра построена на движке RAGE, который использует технологии рендеринга персонажей, схожие с теми, которые были в GTA 5 - это большой шаг вперёд по сравнению с первой Red Dead Redemption.

Red Dead Redemption 2 это выходящий вскоре приключенческий экшен в стиле вестерн, разрабатываемый и издаваемый Rockstar Games, и он будет приквелом к Red Dead Redemption 2010 года.

Digital Foundry сообщает, что движок использует более сложные технологии для рендеринга внутриигровых персонажей и эффектов, а это значит, что игроки, в конце концов, получат более качественный игровой опыт.

Игрок будет управлять Артуром Морганом, преступником и членом банды Ван дер Линде, от третьего (и потенциально первого) лица.

Outlaw Essentials Ocllection

Rockstar анонсировала серию новых реальных предметов перед выходом Red Dead Redemption 2.

Она называется Red Dead Redemption 2 Outlaw Essentials Collection, и в неё будет входить ряд ограниченно доступных предметов, вдохновлённых игрой.

От различных футболок до уникальных вещей вроде складного стакана для алкоголя, одеяло Pendleton с бандой Ван дер Линде и декорированного стеклянного лотка от Джона Дериана - в придачу к куче других предметов.

Rockstar анонсировала, что будет раздавать предметы и через Rockstar Games Social Club тоже - так что заглядывайте и туда тоже.

Релиз на ПК

Red Dead Redemption 2 - новости о ПК релизе?

Появились новые слухи, говорящие о том, что Red Dead Redemption 2 может появиться на ПК.

Профиль Linkedin анонимного сотрудника Rockstar раньше содержал информацию о том, что Red Dead Redemption 2 появится на ПК.

Как утверждает VG247, разработчик обновил свой Linkedin информацией, гласящей, что они работают над версией игры, которая появится на платформе ПК.

В прошлом году на вопрос о том, появится ли Red Dead Redemption 2 на ПК, генеральный директор Take-Two Штраус Зельник ответил PC Gamer: «Любая информация о любой из наших игр появится только от нас».

Но это ведь не «нет», правда? Стоит ожидать больше информации до выхода игры в октябре.

Слухи

Возможно, в Red Dead Redemption 2 появится режим «Королевской битвы», вслед за безумным успехом главных хитов последних лет - PUBG и Fortnite: Battle Royale.

Согласно утечкам, полученным Trusted Reviews, похоже на то, что в Red Dead Redemption 2 появится режим «Королевской битвы», который завоевал бешеную популярность по всему миру.

Согласно файлам, которые, по слухам, получили Trusted Reviews в прошлом году в августе, онлайн Red Dead Redemption 2 будет включать в себя режимы «Королевской битвы», «Оживи и выживи» и «Хватай деньги».

Слово Trusted Reviews:

«Оживи и выживи» ставит две команды друг против друга, пока они пытаются выжить. У вас будет ограниченное время на оживление союзника до того, как он умрёт.

В «Хватай деньги» две команды сражаются за сумки с деньгами, которые надо забрать из центра локации. Необходимо их схватить и доставить к своей базе как можно быстрее.

Про «Королевскую битву» пока известно меньше, но учитывая, что в прошлом году в GTA Online стартовал режим, вдохновлённый PUBG, мы не удивимся, если увидим такое же в стиле вестерн в Red Dead Redemption 2.

Red Dead Redemption 2 - мультиплеер

Ещё одна утечка от Trusted Reviews также намекает, что игроки смогут исследовать открытый мир в мультиплеере, который будет куда более активным и живым, нежели песочница GTA Online.

Согласно информации, NPC будут «украшать свои магазины и уходить с наступлением ночи».

Rockstar будет награждать игроков за выполнение определённых заданий, что-то вроде медалей: можно получить вознаграждение за прохождение определённой дистанции или убийство из лука с расстояния в 100 метров, например.

Игроки смогут также создавать собственные режимы, и будет ряд магазинов, предлагающих себя игрокам - так же, как в GTA Online.

Trusted Reviews ещё рапортует о том, что мини-игра в покер скорее всего будет, так же как и мобильное приложение, которое сможет работать параллельно с Red Dead Redemption 2. Оно уже разрабатывается.

В дальнейших утечках, полученных trusted Reviews, утверждается, что вся кампания и онлайн режим будут доступны для прохождения от первого лица (что, опять же, логично, если вспомнить, что обновление для версий PS4/Xbox One уже добавляет такой функционал).

«Вернётся Орлиный глаз, с улучшенными способностями, в том числе отслеживание целей на расстоянии и определение того, какие рыбы и животные доступны рядом», сообщает Trusted Reviews.

«В записке также говорится о Случайных событиях, которые продолжат идею «Чудаков и прочих незнакомцев» из GTA 5. Детали пока неясны, но будут присутствовать и квесты на заказное убийство, и охота за сокровищами, и приключения таинственным незнакомцем».

В игре будет присутствовать уровень розыска, такой же, как в GTA 5. Trusted Reviews рассказывает:

«Атака на прохожих не считается тяжёлым преступлением, в то время как захват салуна и убийство будет восприниматься куда серьёзнее».

На Trusted Reviews доступно намного больше информации, так что если вы хотите узнать о Red Dead Redemption 2 как можно больше (в том числе детали о кампании, мире и многом другом), загляните в их подробный отчёт.

Red Dead Redemption 2 - обновление Extraordinary Online

Пока что мы очень мало знаем об онлайн части Red Dead Redemption 2, но это не останавливает генерального директора Take-Two Штрауса Зельника разливаться соловьём о том, какой шикарной она будет.

Во время собрания инвесторов в августе (запись предоставлена Seeking Alpha) Зельник, отвечая на вопрос, назвал этот игровой опыт «экстраординарным» и «неожиданным».

«Мы относим долговременный успех GTA 5 к тому факту, что игра просто захватила умы публики и установила новые стандарты не только для нашей компании, но и для всей индустрии того, какой на самом деле должна быть великая игра. И в ней есть настолько масштабный онлайн опыт. Он позволяет вам делать так много разных вещей и так надолго увлекает людей. А позже Rockstar Games продолжает добавлять в игру потрясающе неожиданный контент.

Так что вы правы, она обогнала наши ожидания. Частично из-за того, что когда мы впервые выпускали GTA 5 и только готовили GTA Online , это было в первый раз. Мы, Take - Two , и мы, Rockstar Games , никогда ничего подобного ещё не делали. Мы не знали, чего ожидать. И темпы этого продолжительного невероятного успеха для нас тоже в новинку.

Меняет ли это то, как мы будем смотреть на наши будущие проекты? Ну, конечно же, да. Но наш коллективный подход, и особенно, подход Rockstar Games , заключается в том, чтобы никогда не воровать у других и всегда превосходить ожидания. И я верю, что Red Dead Redemption 2 превзойдёт ожидания и её онлайн опыт также будет экстраординарным, и в то же время неожиданным. И в целом я считаю, что все великие хиты, по природе своей, неожиданны.

Так что цель в этом. Есть некий уровень ожиданий, как от Rockstar Games , так и от потребителей. Но наша работа в том, чтобы превосходить те ожидания. И, скрестив пальцы, именно это мы и собираемся сделать. В своё время мы не могли ожидать такого от GTA 5, и сейчас мы не ожидаем того же от Red Dead Redemption 2. Так что мы просто тяжело работаем и делаем всё, что в наших силах».

Red Dead Redemption 2 - 5 вещей, которые мы хотим

  1. Онлайн

После совершенно невероятного успеха GTA Online (мультиплеерная часть GTA 5), стоило ожидать, что Rockstar хотя бы анонсирует свои планы на онлайн в Red Dead Redemption 2. Мы ожидаем нечто похожее на GTA Online: вручную созданный персонаж, отдельный от персонажа основной игры. Ожидаем огромные открытые миры и кучу мультиплеерного контента.

  1. Детали сюжета

Всё, что нам на данный момент известно о сюжете - вы вернётесь на американский запад и кинематографично пройдёте через города, прерии, леса и другие места. О самом сюжете известно крайне мало.

Скорее всего, сюжет покажет нам картину еще до событий оригинальной Red Dead Redemption

Есть теория, что мы вернёмся в прошлое - до событий оригинальной Red Dead Redemption 2 - и будем играть за Джона Марстона в те времена, когда он ещё состоял в банде (до того, как осел с семьёй). Очень хотим узнать побольше.

  1. Карта

Когда Rockstar выпустила первый трейлер Red Dead Redemption 2, в сеть утекла предполагаемая игровая карта. На ней видна зона Блэкуотер из оригинала, сильно изменённая, в том числе с новыми зонами. На карте нет железнодорожных путей в зоны из старой игры, что намекает, что действие будет происходить раньше по времени. Нам бы хотелось узнать, насколько эта версия мира больше, и что будет находиться в новых добавленных в игру зонах.

  1. Механики

Многие предполагали, что благодаря целой серии персонажей, присутствовавших в оригинальном трейлере в виде банды, в игре появится схожая с GTA 5 механика переключения между персонажами.

Возможно, что будет доступно переключение между персонажами, как в GTA V

Возможно с помощью крестовины вы сможете выбирать, за кого из семи ковбоев поиграть - и все они будут присутствовать в игре одновременно. Звучит логично, ведь Rockstar уже успешно использовала эту механику однажды.

  1. Эксклюзивный контент для PlayStation

Есть кое-что о Red Dead Redemption 2, что мы точно знаем: с Sony есть договорённость на какой-то эксклюзивный онлайн контент, который будет доступен владельцам PS4. Скорее всего он связан с онлайновой частью, что будет похоже на ситуацию с GTA Online - в маркетинге игры и на её сайте присутствуют специфические символы Sony и PlayStation.

Red Dead Redemption 2 - DLC для одиночной игры

Прямо посреди горячих обсуждений «смерти» одиночных игр после того, как EA решила отказаться от идеи, закрыв в процессе Visceral Games, 2K и Rockstar выступили в защиту одиночных игр.

«Наша компания любит одиночные игры больше, чем что бы то ни было, и мы верим, что по части рассказывания историй и ощущения погружения в мир мультиплеерные игры не могут сравниться с одиночными», сказал директор по дизайну Rockstar Имран Сарват в интервью Game Informer.

«В GTA 5 одиночная игра была просто огромной и очень, очень наполненной».

Сарвар подтвердил, что студия хотела бы поработать над большим количеством разнообразных DLC для Red Dead Redemption 2. Это также может означать, что разработчик сообщает нам, что несмотря на безумное количество денег, которое приносит GTA Online, студия всё ещё хочет делать одиночные игры.

Это радует, поскольку Rockstar известна тем, что делает одни из лучших сюжетов: GTA, RDR и хвалили именно за их одиночную часть.

Ещё это может означать, что Red Dead Redemption 2 - у которой будет онлайн составляющая, но она вероятно, не станет претендовать на такую же прибыльность, как GTA Online - после выхода получит сюжетные DLC.

26 октября, после восьми лет разработки и пары лет ожидания игроков (Red Dead Redemption 2 анонсировали в 2016-м), в продаже появился монументальный вестерн от компании Rockstar. Если вы хоть немного любите видеоигры и всё, что с ними связано, то Red Dead Redemption 2 пропускать вам никак нельзя. И вот почему.

Rockstar - The Beatles от игровой индустрии

И это не преувеличение. Компания, которой управляют братья Хаузеры, больше известна по суперпопулярной бандитской серии Grand Theft Auto. Их главное качество - перфекционизм во всём и тщательная, дотошная до мельчайших деталей проработка виртуального мира своих игр. Вышедшая пять лет назад Grand Theft Auto V казалась вершиной игровой индустрии (на тот момент так и было), но RDR 2 идёт дальше.

В этой игре Rockstar воссоздали с особой любовью Дикий Запад конца XIX века - с прериями, непослушными скакунами, харизматичным полуавтоматическим оружием, шумными салунами и многим другим. Количество деталей и мелочей поражает - главные герои с трудом преодолевают сугробы, лошади боятся выстрелов, каждое решение во время приключений может привести к последствиям в будущем. Такого мощного открытого мира в современных видеоиграх, кажется, еще не было.

Rockstar в игровой индустрии настолько незыблемая репутация, что каждая их игра - это настоящее событие мирового масштаба. Они, как когда-то The Beatles в музыке или Джеймс Кэмерон в современном кино, не допускают осечек.

Red Dead Redemption 2 сожрёт всё ваше время

Мы живём в эпоху, когда в развлекательных индустриях не принято заботиться о свободном времени простого человека. Сложно найти сейчас шумный блокбастер короче двух с половиной часов, а сегодняшний стандарт для видеоигры с одиночной компанией - 20-30 часов, но, может, и намного больше. Red Dead Redemption 2 идёт 70. Запасайтесь терпением, берите отгулы на работе или просто растягивайте удовольствие. Прохождение вестерна от Rockstar в неспешном темпе легко может затянуться до конца года.

Пресса, которая уже прошла игру, пишет, что Rockstar и не думает идти на поводу игрока, а конструирует сюжет и приключения главных героев по своему, заранее написанному сценарию. В Red Dead Redemption 2 очень неспешное начало, много диалогов, много возни в открытом мире - от обычной болтовни и перестрелок до многофигурных заданий и мини-игр (есть даже мытье в ванной, рыбалка и покер!) - и сюжет, который то выныривает из игрового процесса, то на часы скрывается в нем. Кажется, что Rockstar сделала самую дорогую авторскую игру на свете. Но она обязательно понравится и эстетам, и простым игрокам - потому что так происходит со всеми играми компании.


Red Dead Redemption 2 - все еще главная игра про Дикий Запад

Если вы не играли в первую Red Dead Redemption, которая вышла восемь лет назад, с которой сюжетно связан сиквел, - ничего страшного. Продолжение - совершенно самостоятельная игра, в которой, разумеется, есть отсылки к оригиналу, но не чрезмерные.

Red Dead Redemption 2 - это история Артура Моргана, который является членом банды так называемого Голландца, которая, как и подобает на настоящем Диком Западе, не боится вступать в перестрелки, легко угоняет поезда и грабит банки, а также знакомится с красивыми барышнями в салунах за стаканчиком бурбона. Rockstar, как и многие голливудские режиссеры более полувека назад, когда вестерн еще был одним из основных киножанров, создали не просто игру про Дикий Запад, а портрет уходящей эпохи. События RDR 2 разворачиваются в самом конце XIX века, а это значит, что уже во многих городах США начался промышленный бум, и скоро новая эпоха дотянется и до Фронтира. Главные герои не боятся признать это и называют себя последними дикарями Америки.

Конечно, Red Dead Redemption 2 - обязательная игра для всех, кто любит Дикий Запад, его суровые нравы и беззаконие, хрипловатых мужчин в шляпах на лошади с кольтом за пазухой, вестерны Джона Форда и спагетти-вестерны Серджио Леоне. И, несмотря на то что сегодня вестерны далеко не самый главный жанр даже в американском кино, Red Dead Redemption 2 не боится снова заглянуть в давно ушедшую эпоху. Ведь в ней было столько прекрасного и притягательного.

Сюжет - это ещё не всё

Нынешняя версия Red Dead Redemption 2, которая появилась в продаже 26 октября, - это ещё не всё, что приготовила Rockstar игрокам. Как и в случае с Grand Theft Auto V, скоро (точной даты пока нет) компания запустит онлайн-режим, в котором грабить банки и поезда можно уже будет в компании друзей.

Такой ход понятен. Rockstar позволяет игрокам в полной мере насладиться одиночной компанией игры, без спешки куда-то её пройти, собрать ачивменты, накопить денег, прочувствовать игру, чтобы потом, с чувством выполненного долга, переместиться в онлайн. А там Rockstar обещает невиданный ранее размах: стычки банда на банду, перестрелки, командные задания и многое другое. Конечно, будет в Red Dead Redemption 2 и собственная «королевская битва» - с ковбоями и лошадьми. Словом, если вы думаете, что на финальных титрах Red Dead Redemption 2 ваши отношения с игрой оборвутся, то ошибаетесь.


Red Dead Redemption 2, возможно, лучшая игра 2018 года, но её нет на PC

На данный момент Red Dead Redemption 2 - самая высоко оценённая мировой прессой игра 2018 года. На агрегаторе рецензий Metacritic средняя оценка у неё - 97 баллов из 100 возможных. Это один из самых высоких результатов за всю историю видеоигр. И, зная о достижениях и таланте Rockstar, понимаешь: по-другому не могло и быть.

К сожалению для многих отечественных владельцев PC, Red Dead Redemption 2 (пока) вышла только на игровых консолях - PlayStation 4 и Xbox One. Но, учитывая историю предыдущих релизов Rockstar, игра точно появится и на PC, скорее всего, уже в будущем году. И в максимальном техническом великолепии - в полноценном 4К, с текстурами супервысокого разрешения, а возможно, и с какими-то игровыми бонусами. Но если у вас нет игровой консоли и вам не хочется ждать, то Red Dead Redemption 2 - это как раз одна из тех игр, ради которых её можно и купить или хотя бы позаимствовать на время у друга. И проходить эту выдающуюся игру в унисон с остальным миром.

Red Dead Redemption 2 уже в продаже на PS4 и Xbox One.

Никто не любит мир Дикого запада больше, чем Rockstar. Просто пересмотрите нижеуказанный трейлер. Золотые прерии, которые простираются далеко за горизонт. Широчайшие долины, где в небе господствуют орлы. Жаркие пустыни, из-за которых сразу же в памяти всплывают легендарные виды Долины монументов. Открытые миры от Rockstar всегда содержали в себе великолепное освещение и невероятную концентрацию на деталях, и их последнее творение выглядит лучше всего, что те выпускали до этого.

Red Dead 2 имеет также достаточно солидный фундамент под собой. Если вы представляете собой того человека, который может запустить GTA V на ПК в 4К, то должны знать, что та является одной из самых визуально прекрасных игр за все время. Теперь подумайте о том, что этот движок постоянно улучшался в течении нескольких лет, так сказать, настаивался, как хорошее вино, и вы получите все шансы на то, что Red Dead Redemption 2 будет одной из самых красивейших игр во время ее выхода на конце 2017 года. Пока крайней мере, трейлеры указывают нам на сочный сендбокс, наполненный эпичными каньонами, густыми лесами и замечательными перспективами Дикого Запада.

История Red Dead Redemption 2 вращается вокруг банды

Если присмотреться на небезызвестный арт для Red Dead Redemption 2, то вы поймете, что Rockstar не выполнили его в стиле предыдущей игры, на артах которой находился преимущественно один только Марстон. Вместо этого, Rockstar могут указывать нам, что Red Dead Redemption 2 делает упор на целой банде главгероев. Rockstar North смогла прекрасно справиться с тройкой главных героев, так почему RDR2 не смогла бы вместить в себе семерку персонажей, указанных на этом промо-арте.

Все что мы смогли пронаблюдать за это время, т.е некоторые сцены в трейлере и все тот же промо-арт, указывает нам на то, что количество героев в Red Dead Redemption 2 будет достаточно велико. Это не будет неизведанной территорией для франшизы, так как в Red Dead Revolver, вышедшей еще в 2004 году, мы могли поиграть за пол десятка персонажей.

Конечно, RDR2 не обязательно даст вам поиграть за всех “уголовников”, которые присутствуют на этом стилизованном промо-арте. Но по крайней мере, похоже на то, что игровая история даст каждому из этих героев достаточное количество экранного времени. Иметь возможность переключаться между этой “Великолепной Семеркой” стало бы настоящим праздником для игроков.

Карта Red Dead Redemption 2 уже была слита в сеть

Данное утверждение выглядит достаточно достоверным. Ранее этим годом, на NeoGaf была слита так называемая карта мира Red Dead Redemption 2. Исходя из дизайна карты, и особенности названия ее участков, указанных на ней, можно предположить, что данное изображение в действительности является чертежом мира Дикого запада, выход которого мы ожидаем под конец 2017 года.

Присмотритесь на слитое изображение и вы сможете увидеть место с названием “The Great Plains”. Именно этот кусочек земли был одним из самых визуально поражающих воображение локаций в первой Redemption.

Расположение островов и привалов показанных в слитой карте также являются достаточно интересной темой. Объедините их с изображением каноэ из трейлера и вы получите возможность того, что в Red Dead Redemption 2 будет присутствовать передвижение на лодках. Включения на карте в виде привалов можно принять за то, что место действия Red Dead Redemption 2 будет куда менее населенно, нежели в оригинальной Redemption. Опять таки, RDR 2 берет место до приключений Марстона, в то время, когда Американский фронтир все еще исследовался Европейскими поселенцами.

Red Dead Redemption 2 — это приквел…возможно

Оригинальный Red Dead Redemption был буквально нежным любовным письмом для умирающего Старого Запада, так что было бы странно, если бы события Red Dead Redemption 2 происходили уже после похождений Марстона. В прошлой игре события шли в 1911-1915, и даже во время этого периода современная цивилизация начала вторгаться в жизнь Дикого Запада; начали расходиться слухи о летающих машинах или о ранних автомобилях, бороздящих мощеные улочки Блэквотер.

Если основываться на футажах трейлера для Red Dead Redemption 2, похоже на то, что мир в игре менее продвинут, нежели во времена Марстона. Кадры потрепанных улочек показывают старинные магазины и проезжающие мимо запряженные лошадьми экипажи. Так что можно предположить, что история будет иметь место до 1911 года.

Если Red Dead Redemption 2 является приквелом, возможно, что мы сможем встретить в ней молодого Марстона. Так как сюжет игры берет свое место в 19 столетии, то это также позволит разработчикам сосредоточиться на событиях, которые действительно укрепили наследие Дикого запада, например, Американская Золотая лихорадка 1850-х годов. Независимо от тематики, вряд ли события Red Dead Redemption 2 будут происходить после 1915 года. Именно этот факт даст Rockstar больше простора для создания нового контента.

Мультиплеер Red Dead Redemption 2 определенно вдохновлен GTA Online

О мультиплеере Red Dead Redemption 2 мало что известно на данный момент. На официальном сайте есть только утверждение о том, что нас ждет совершенно новый мультиплеерный опыт. Но давайте признаемся, что Rockstar просто не могут не включить в RDR2 наработки из GTA Online, так как данный продукт помог заработать студии более полу миллиарда долларов всего за три года с помощью постоянных покупок игровой валюты игроками. GTA Online является невероятным успехом, что-то вроде машины для произведения денег, так что просто немыслимо, чтобы Rockstar не попробовали что-то похожее для Red Dead Redemption 2.

Оригинальная Redemption уже была благословлена потрясающим мультиплеерным режимом. Он действительно был хорош, но ничего особенного из себя он не представлял. Что будет являть собой мультиплеер для Red Dead Redemption 2 — это предстоит еще узнать. Возможно, что он будет таким же отдельным режимом, как и GTA Online. Независимо от его финальной формы, он будет большим делом для RDR2. Полмиллиарда долларов просто невозможно игнорировать.

Персонажи в Red Dead Redemption 2 могут быть сменяемыми, как в GTA 5

Кадр с персонажами в конце трейлера для Red Dead Redemption 2 сильно намекает на то, что история будет вертеться вокруг банды. Если эта игра окажется приквелом к первой Redemption, то банда может оказаться бандой Датча ван дер Линда. Эта группа часто упоминается во время многих размышлений Марстона. Вне зависимости от вашей связи с Датчем, не было бы удивительным увидеть возможность менять персонажей во время различных миссий.

Контролирование и переключение между множественными персонажами прекрасно работало в Блейне, и потенциал данной механики отлично впишется в Red Dead Redemption 2. Хватит ли сил Rockstar позволить вам управлять каждым из семи персонажей, показанных в конце трейлера Red Dead Redemption 2? Чисто механически, это будет достаточно сложно. Переключаться между более чем пятью персонажами было бы просто логическим кошмаром, но Rockstar может что-то и придумают.

Даже если мы и будем играть за одного героя — этим персонажем, скорее всего, будет являться человек, которого мы видели стоящим перед горящим нефтяным полем в трейлере для игры, что еще больше намекает на тему с бандой. Вспоминая те замечательные миссии, в которых вам приходилось переключаться между Майклом, Тревором и Франклином, было бы неплохо, если бы Rockstar ввели в Red Dead Redemption 2 что-то похожее и мы могли переключаться между другими ковбоями.

Игры от компании Rockstar Games всегда славились большими и проработанными до мелочей мирами. В доступен огромный регион Дикого Запада, который помимо всего прочего в себя все локации из первой части серии. В этом гайде вы найдете полную карту мира игры в высоком разрешении, а также краткую сводку наиболее важных локаций.

Карта мира Red Dead Redemption 2

Еще до выхода игры фанаты строили теории касательно того, где будет происходить действие Red Dead Redemption 2. Что характерно, некоторые из них оказались правдой: карта мира в новой игре действительно охватывает локации из оригинала, а также дает возможность взглянуть на сопредельные районы. Ностальгирующие наверняка будут рады проведать знакомые места.

Скачать полную карту мира Red Dead Redemption 2 в высоком разрешении можно по .

  • Топор - мясник;
  • Сумка с крестом - доктор;
  • Вывеска с крестом - торговец заборами;
  • Пустая вывеска - магазин обычных товаров;
  • Пистолет - магазин оружия;
  • Кровать - отель;
  • Бумага - продавец газет;
  • Фотокамера - фотостудия;
  • Письмо - почта;
  • Дверцы - салун;
  • Маска - шоу;
  • Подкова - конюшня;
  • Куртка - портной;
  • След животного - охотник.

По умолчанию вокруг иконки игрока все скрыто туманом, поэтому многие локации в начале игры не видны на карте. Чтобы открыть карту полностью в Red Dead Redemption, потребуется по меньшей мере 5-6 часов реального времени. Именно поэтому полезно иметь под рукой полную карту, которую можно в файловом архиве сайт.

Игровой мир оказался очень большим, и охватывает он 5 крупных регионов:

  • Лемойн (Lemoyne);
  • Нью-Ганновер (New Hanover);
  • Амбарино (Ambarino);
  • Вест-Элизабет (West Elizabeth);
  • Нью-Остин (New Austin).

Чтобы игрокам было ориентироваться, Rockstar Games даже приложение-компаньон для мобильного телефона. В нем игрок может отслеживать текущее положение своего персонажа, а также изучать внутриигровые заметки в журнале. Конечно, карта доступна и в меню игры, но обладателям мощных планшетов и телефонов приложение будет полезно.

Поселения Red Dead Redemption 2

Далее рассмотрим наиболее интересные города, деревни и другие поселения, в которых предстоит побывать главным героям Red Dead Redemption 2. Чтобы их, вы можете сверяться с картой выше, но будьте готовы, что некоторые локации могут быть заблокированы до тех пор, пока вы не продвинетесь вперед по сюжетной линии.

Валентайн, Нью Хэмпшир (Valentine, New Hampshire) : Небольшой городок, который привлекает к себе внимание самых разных людей. Среди них есть торговцы, фермеры, ковбои, азартные игроки, преступники, проститутки. Будьте готовы к проблемам!

Аннесбург (Annesburg) : Добыча угля - это опасное дело, особенно если учитывать размер оплаты в Аннесбурге и особенно коэффициент смертности среди рабочих.

Сент-Денис, Луизиана (Saint Denis, Louisiana) : Через это поселение проходит ключевой торговый маршрут, по которому следуют тысячи самых разных людей. Впрочем, тут могло бы быть и безопаснее.

Гора Хаген, Массачусетс (Mount Hagen, Massachussets) : Заснеженный город, расположенный рядом со стратегически важным горным перевалом (Beartooth Beck) и рекой Дакота (Dakota River). Выбор места не мог быть случайностью.

Родес (Rhodes) : На первый взгляд это мирный городок, однако если присмотреться, то трудно не заметить жестокое противостояние между двумя семьями плантаторов. Будьте уверены, вы точно станете участником из многочисленных интриг и провокаций.

Строуберри (Strawberry) : Новый мэр твердо намеревается превратить Строуберри в мекку для туристов. Местные, правда, не особо поддерживают либеральные умозаключения своего нового чиновника. Скорее наоборот.

Лаграс (Lagras) : Вы найдете это поселение на болотах Бэйу (Bayou Swamps). Люди здесь ведут простую жизнь и стараются не попадать в неприятности, которые время от времени устраивают пришлые бандиты.

Кости динозавров, ловцы снов и карточки от сигарет

Разумеется, в мире игры Red Dead Redemption 2 есть много других интересных локаций. Как и всегда, Rockstar Games до отказа набили окружение различными местами и даже секретами.

Например, тут и там можно найти кости динозавров (Dinosaur Bones), ловцы снов (Dreamcather) и карточки от сигарет (Cigarette Card). Чтобы их все, читайте гайды на VGTimes!

Статья дополняется, оставайтесь с нами.

Другие гайды

  • Где в Red Dead Redemption 2 искать животных и птиц - карты для охоты
  • Как получить самую лучшую лошадь в Red Dead Redemption 2: породы лошадей, цены, характеристики, как чистить, приручать, воскрешать и прокачивать лошадь
  • Охота в Red Dead Redemption 2 - как получить превосходную шкуру, выбрать оружие для охоты, где хранить шкуры, где искать разных животных
  • Все оружие в Red Dead Redemption 2 - где найти лучший револьвер, пистолет, винтовку, карабин, дробовик, снайперку, нож и каменный топорик
  • Как в Red Dead Redemption 2 улучшить лагерь: как поднять мораль банды, увеличить вместимость сумки и запасы еды
  • Прохождение Red Dead Redemption 2 на 100% - чеклист для полного прохождения игры
  • Где в Red Dead Redemption 2 найти ручку для Мэри-Бет, помаду для волос для Билла, комикс для Джека и другие предметы для членов банды

Новое на сайте

>

Самое популярное