Домой Огород на подоконнике Алексеево акатов монастырь адрес. Воронеж. Алексеево-Акатов монастырь. Алексиевский Акатов монастырь

Алексеево акатов монастырь адрес. Воронеж. Алексеево-Акатов монастырь. Алексиевский Акатов монастырь

Собор Александра Невского

Архитектурный комплекс Свято — Троицкого Александро – Невского монастыря расположен к западу от села Акатово на возвышенном месте. В 100 – 150 метрах к западу от комплекса протекает река Нудоль.
С Божией помощью созданный за короткое время архитектурный комплекс монастыря характеризуется гармоничностью и единством художественных форм, основанных на сильнейшей стилизации древнерусских мотивов и форм классицизма. Все постройки объединяет не только общность стилистики, но и декоративный прием открытой кирпичной кладки. Главный подъезд к монастырю осуществляется с востока. Святые врата восточной линии ограды ориентированы на собор, занимающий в комплексе доминирующее, центральное положение. К востоку и югу от собора располагаются каменные келейные корпуса.

После переворота 1917 монастырь был закрыт и на его месте организована сельскохозяйственная артель из монахинь бывшего монастыря, которой руководила игумения.

Схиигумения Олимпиада, рисунок сестер

В 1927 году монашеская трудовая община была распущена, а последняя настоятельница схиигумения Олимпиада арестована.
В советское время на территории монастыря находился санаторий НКВД, а с 1948 года пионерский лагерь.
Храм во имя Святой Троицы был разобран; храм во имя святителя Николая Чудотворца разрушен полностью; Александро – Невский храм обезглавлен, окна растесаны, в центре трехчастной аспиды был устроен главный вход. Алтарная часть была заключена в стеклянный «саркофаг». Большие витражи, охватившие церковь до самого верха венчающих кокошников, были призваны скрыть культовую направленность здания. Храм использовался под столовую.
В последнее десятилетие территория детского оздоровительного комплекса АМТК «Союз» со всеми постройками никем не использовалась и пребывала в запустении.

По указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 11 апреля 2000 года №1610 при храме благоверного князя Александра Невского бывшего женского монастыря в селе Акатово Клинского района Московской области было учреждено Патриаршее подворье.

Согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7 июля 2005 года № 4194 настоятелем храма во имя благоверного князя Александра Невского был назначен иеромонах Петр (А. Н. Афанасьев).

04 июля 2007г. во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.05.2007г. №612-р и на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15.06.2007г. № 1832-р была осуществлена передача в собственность православной религиозной организации Подворье Патриарха Московского и всея Руси комплекса зданий и строений бывшего Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря.

В течение 10-ти лет были восстановлены храм, сестринские корпуса, монастырская ограда с башнями, трапезная и другие подсобные помещения. Восстановлен корпус под школу для девочек. При монастыре есть подсобное хозяйство, пекарня и молочная кухня.

Патриарх Кирилл возвел монахиню Антонию (Минину), в сан игумении

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел , старшую сестру сестричества, в сан игумении. За Богослужением были освящены все три престола храма. Центральный был освящен во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского; престол северного придела — во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских; престол южного придела — во имя вмч. и целителя Пантелеимона.

Есть в моем любимом городе совершенно удивительное место… Здесь время остановило свой бег, замерло между прошлым и настоящим. Это удивительное место — Алексеево-Акатов женский монастырь или, если совсем уж правильно — АлексИево-Акатов женский монастырь — самое старинное, самое намоленное и самое светлое место в Воронеже.

Судьба монастыря протянулась через всю историю города. Были периоды вознесения и годы забвения, разрухи, запустения. Но выстоял монастырь, сохранил все, чем был богат и стал еще краше, еще лучше!

Нет места светлее и чище. Здесь хорошо лечить душу, уставшую от суеты большого города. Сюда спешат за последней надеждой, прося о здравии, о простом счастье, о прибавлении в семействе, вымаливают отпущение грехов. А потом идут, чтобы поблагодарить Бога за великую милость — монастырь творит настоящие чудеса и в нашем городе все это знают.

Да и просто завернуть в чудесные сады монастыря, сбежать от городского шума и гама, походить-погулять среди цветников, послушать колокольный звон и благодатную тишину этого места — лучшее лекарство для любого человека.

Монастырь основан в 1620 году, по обету горожан в благодарность за победу над многочисленными войсками литовцев и черкасс и является одним из самых древних монастырей Воронежа.

Сражение, решившее судьбу города, произошло в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и Всея Руси. Ему и был посвящен храм обители, отсюда и первое имя монастыря.

Строить монастырь решили на Акатовой поляне — безлюдной лесистой пустоши, в двух верстах от города. Это место и дало второе имя монастырю, хотя изначально он назывался «Новая пустынь Олексия Митрополита Московского Чудотворца» и впервые упоминается в «Сказках Феодосии».

Основателем стал игумен Кирилл и был монастырь изначально открыт, как мужской монастырь, с братством всего лишь из семи монахов. До начала 19 века Алексиево-Акатов монастырь был единственным мужским монастырем Воронежа. В те, старинные времена, монастырь состоял всего лишь из деревянной церкви, кельи для игумена и келий четырех старцев. История сохранила даже имена первых служителей монастыря.

К 17 веку монастырь разросся, имел в собственности крестьян, земли, сенокосы, рыбные ловли. На доходы с владений была выстроена в монастыре первая в городе каменная церковь, вместо деревянной.

Акатов монастырь вошел в городскую черту, вокруг него начали строиться дома богатых горожан.

В самом начале 18 века Акатов монастырь объединяется с Успенским, вместе со всеми угодьями, а настоятель монастыря принимает чин архимандрита. Число монахов выросло до двадцати человек. В это же время в монастыре появляется икона Божией Матери Троеручницы, написанная в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре. Чудеса, совершаемые иконой становятся столь многочисленными, что она быстро приобретает статус чудотворной.

Век восемнадцатый становится веком расцвета монастыря: возводится второй этаж каменной церкви, организуются новые приделы, появляются чудесные иконы, растет число и авторитет служителей монастыря.

Во времена правления Екатерины Второй монастырь получает статус второго класса по значимости в городе, с выделением средств из казны на содержание. Во владение вошли озеро и восемь десятин земли. В это время в монастыре жил иеромонах Аввакум и задонский затворник Машурин.

В конце 18 — начале 19 века к монастырю пристроили трапезную, кельи, пекарню, корпус настоятеля, каменную ограду храма с двухъярусными башнями. Ведется и новая перестройка каменной церкви в византийско-русском стиле, на которую были пожертвованы деньги вдовы Аникеевой. Старый храм разбирается (в конце 19 века) и от него остается только колокольня, уцелевшая во всех передрягах и дожившая до наших дней. Сегодня колокольня официально признана самым старым строением в городе и датируется 1674 годом.

В самом конце 19 века строится колокольня, высотой почти 50 метров с 10 колоколами, самый большой из которых весил 5,3 тонны. Грандиознее сооружения в нашем городе просто не было.

К тому времени, когда в стране началась революционная смута, монастырь был богат, редкостно красив и имел огромное влияние на духовную и светскую жизнь Воронежа, к тому же по праву гордился колокольней, ставшей памятником допетровской эпохи.

Революция привела монастырь к краху, разрухе, забвению и опустошению. Еще в 1917 году из монастыря были изъяты все драгоценности, являвшиеся уникальнейшими предметами православия и отличавшиеся тончайшей художественной работой.

В январе 1930 года монастырь закрывают, по решению рабочих завода имени Коминтерна. Запрещается колокольный звон и колокола изымаются для переплавки. Их уникальнейший тембр и глубокий звук никто и никогда уже не смог повторить, как ни старались наши мастера через много-много лет.

В 1931 году монастырь закрывается, монахов просто разогнали. Имущество монастыря кануло безвестно. Иконы, редчайшие раритеты, были сожжены во время немецкой оккупации. Из всех икон удалось спасти только Живоносный Источник, сохранившуюся в Покровском соборе и возвращенную в монастырь в 1991 году. Чудотворная икона Божией Матери Троеручницы безвозвратно утеряна и судьба ее неизвестна.

​Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне – безлюдной, покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.

Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита.

С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.


В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

О жизни монастырской братии этого времени мы имеем очень скудные сведения, но с достаточным основанием можем упомянуть в числе насельников Алексиевского монастыря схимонаха Агапита (в те годы – иеромонаха Аввакума), впоследствии почитаемого задонского старца, подвижника благочестия. Известно, что в течение десяти лет сей богомудрый инок, восприявший в свое время благословение святителя Тихона и его сотаинника схимонаха Митрофана, подвизался в стенах воронежской обители.

Несколькими десятилетиями позднее с Алексиевским монастырем оказалось связано имя другого задонского подвижника: имеются сведения, что сюда первоначально поступил оставивший военную службу молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затворник задонский, чья подвижническая жизнь и чьи письма, многократно издававшиеся, повлияли на многих ищущих спасения.

Вообще же сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени. Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).

На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).


​О жизни монастырской братии, их трудах и молитвенных подвигах, тайных скорбях и утешениях история умалчивает. До нас дошли только немногие имена, не сохранились фотографии (возможно, их и не было). Жизнь эта сокровенна в Бозе. Но самое возрождение обители почти через столетие не является ли свидетельством, что труды их и молитвы не были тщетны?

Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.

На близлежащей улице находился сохранившийся до настоящего времени дом священномученика Петра (Зверева), чье недолгое (около года) служение в Воронеже стало одной из ярких страниц в истории города. Монастырь был местом, где Владыка нередко совершал богослужения и произносил проповеди, собиравшие множество верующих, которые видели в Преосвященном архиепископе Петре истинного служителя Божия, хранителя чистоты Православия и уставов церковных, «совершенного в ревности и любви к Богу, в жалости и любви к людям». Настоятелем Алексиевского монастыря в то время был архимандрит Иннокентий (Беда), ближайший к Владыке человек, его келейник и сотаинник, вместе с ним сосланный в Соловецкий лагерь и там отошедший ко Господу в 1928 году (годом раньше священномученика Петра).

В 1930 году восприял уготованную ему чашу страданий за Христа последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии. Сохранившийся протокол его допроса – неоспоримое свидетельство твердости в вере и глубокой непоказной мудрости. За простыми, на первый взгляд, ответами явственно звучит обличение богоборцев: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками – это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…». Вместе с настоятелем приняли страдания братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики.

Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Об участи, постигшей последних его насельников, документальных сведений не осталось. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.

Новое на сайте

>

Самое популярное