Домой Виноград Что такое житие в литературе определение. Житие

Что такое житие в литературе определение. Житие

жизнеописания канонизованных (признанных церковью святыми) лиц; представляют собой один из ист. источников. Ж. с. возникли как религ. лит.-пропагандистский жанр (агиография) во 2-3 вв. во время борьбы христианства против офиц. языч. религии. Первонач. тип Ж. с. - "мартирии" (от лат. martirium - мученичество), т. е. описания мученичеств лиц исторических или мифических, пострадавших за верность христианству. После превращения христианства в господств. религию Ж. приняли характер жизнеописаний церк. деятелей (и вообще "подвижников"), будто бы отличавшихся аскетизмом и творивших чудеса; иногда Ж. с. касались жизни светских правителей (Константин Великий и др.), очень редко - нац. героев (напр., Жанны д´Арк и др.). Ядро Ж. с. написанное подчас на основе рассказов и припоминаний, обычно обрастает фантастич., но назидат. подробностями (напр., Жития Георгия Победоносца). Первоначально простой слог Ж. с. с включением цитат из Священного писания, молитв, поучений сменяется шаблонной многословностью. Большинство Ж. с. анонимны, но известны и авторы - агиографы, специализировавшиеся на их составлении (Игнатий Диакон, Симеон Метафраст, Никита Пафлагон, Феодор Дафнопат - в Византии; в России - Нестор, Пахомий Логофет). Имеются многочисл. сборники Ж. с: минологии, патерики, синаксарии, Четьи-Минеи. Ж. с. богаты бытовым материалом; иногда они отражают настроения и чаяния нар. масс, политич. борьбу, но большинство текстов требует весьма критич. отношения (легендарность, чудеса, поздняя запись, переделки текста, тенденциозность и т. п.). Ж. с. издавались как господств. церковью, так и еретиками (несторианами, монофизитами, раскольниками). Имеются жития на греч., лат., др.-рус., сирийском, араб., груз., арм., коптском языках. На Западе (в Бельгии), начиная с 17 в. вплоть до наст. времени, Ж. с. издаются болландистами и их продолжателями. Первые опыты рус. агиографии относятся к сер. 11 в. Образцом для них послужили визант. Ж. с., особенно их краткая форма, т. н. Пролог. Но уже ранние рус. Ж. с. отличаются от византийских большей простотой и историчностью. В манере Ж. с. написаны летописные биографии Ольги, Владимира, Бориса и Глеба. Они содержат сведения о ратных подвигах князей, дают острую, политически тенденциозную картину событий своего времени, часто вносят нар. легенды и песенно-эпич. элемент. В житии Феодосия Печерского (12 в.) имеются дополняющие летописи сведения о политич. борьбе в Киеве в кон. 11 в., сведения об ист. географии, х-ве и быте Печерской обители. К жанру Ж. с. могут быть отнесены и отд. сказания Киево-Печерского патерика. Нек-рые из них содержат ценные добавления к летописным известиям о голоде и спекуляции солью в Киеве в княжение Святополка и о восстании 1113. На почве киевской традиции в 12-13 вв. развивается агиография Сев.-Вост. Руси. Наибольшее распространение получило житие Леонтия Ростовского (2-я пол. 12 в.). Политич. тенденция этого жития отражает стремление Андрея Боголюбского к церк. самостоятельности. Ценными памятниками рус. агиографии являются житие Кирилла Туровского - единств. известная биография знаменитого писателя и проповедника, Александра Невского, Авраамия Смоленского (нач. 13 в.) и др. С кон. 14 в. в духе господствующей идеологии развивается новый тип Ж. с., ставший ведущим в рус. лит-ре 15-16 вв. Его творцы - митрополит Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет - под влиянием юж.-слав. лит-ры привнесли в Ж. с. назидат. "красноглаголание", в к-ром тонули и без того скудные факты. Канонизация святых на соборах 1547-49 и составление "Великих Четий-Миней" дали толчок дальнейшему развитию агиографии, хотя обработка более ранних Ж. с. в "Минеях" вытравила в них мн. элементы историчности. Ценным источником для истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян является житие Симона Воломского (основатель монастыря в р-не Устюга Великого, убит крестьянами в 1641). Красочные рассказы о героич. плаваниях поморцев в Белом и Баренцевом морях, о судостроении, зверобойном промысле содержат сев. рус. Ж. с. 16-17 вв. (Зосимы и Саватия, Антония Сийского и др.). Жития Юлиании Лазаревой, вождей старообрядчества Аввакума и Епифания и др. подобные памятники 17 в. являются не Ж. с., а скорее ист.-бытовыми повестями в духе Ж. с. В. О. Ключевский, А. Кадлубовский, И. Яхонтов и др., искавшие в Ж. с. прежде всего достоверные факты биографий святых подвижников, признали их малоценными источниками, т. к. они писались на основе устных преданий, поздно нашедших себе письм. изложение. Сов. исследователи (Д. С. Лихачев, И. У. Будовниц, Л. В. Черепнин, Я. С. Лурье и др.), перенеся гл. внимание в изучении Ж. с. с биографич. элементов на ист. фон, открыли в них важные сведения об истории земледелия, строит. техники, о быте и нравах, истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян. Они показали, что нередко сквозь идеальный образ "подвижника" в житии, вопреки стараниям авторов, проглядывает хищник-феодал; Ж. с. полны упоминаний о крестьянах, "дышущих убийством" на проникших в их земли "подвижников", о чинимых им крестьянами "скорбях и пакостях", об избиении "без милости". Источн.: Acta sanctorum..., Antverpiae-Brux., 1643-; Analecta Bollandiana, v. 1-60, P.-Brux., 1882-1962; Patrologiae cursus completus... accurante J. P. Migne, series (Latina) prima, t. 1-221, P., 1844-64; то же, series graeca, t. 1-161, (P.), 1857-66. Лит.: Ключевский В. О., Др.-рус. Ж. с. как ист. источник, М., 1871; Яхонтов И., Ж. с. сев. рус. подвижников Поморского края как ист. источник, Каз., 1881; Кадлубовский А., Очерки по истории др.-рус. лит-ры Ж. с., Варшава, 1902; Лопарев Х., Греч. Ж. с. VIII - IX веков, П., 1914; Безобразов П., Византийские сказания, ч. 1, Юрьев, 1917; Рудаков А. П., Очерки Византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Лихачев Д. С., Человек в лит-ре др. Руси, М.-Л., 1958; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960; Будовниц И. У., Из истории монастырского землевладения в XIV - XVI вв., в кн.: Ежегодник по агр. истории Вост. Европы, 1960, К., 1962; Ранович А. Б., Как создавались Ж. с., М., 1961; Библ.: Bibliotheca hagiographica graeca, Brux., 1909; Potthast A., Bibliotheca historica medii aevi, Graz, 1954. M. Я. Сюзюмов. Свердловск, Д. X. Казачкова. Ленинград.

«Житие мое!», – знакомые слова из известной комедии. И редко приходилось задумываться, а что такое житие? И почему киношный царь так разгневанно отнесся к этим словам?

Что обозначает слово житие?

Словари толкуют смысл этого слова, как повествование о жизни, жизнеописание, но обязательно святого человека. И не всегда такой человек уже причислен к лику святых. Главное, он должен почитаться верующими христианами как святой.

Много веков Церковь была основной идеологией многих государств. А, как известно, любая идеология зиждется на формировании образа жизни и мировоззрения человека. Разумеется, этот процесс неотделим от сохранения истории, возвеличивания героев. Поэтому жития святых стали появляться практически сразу после установления церковной власти.

Задачи и цели жития

Первостепенной задачей жития было не просто описание жизни святого. Ведь святым человек начинал почитаться за известные заслуги перед Богом и людьми. А значит, его жизненный путь - обязательно путь героя. Поэтому и в жизнеописании его особое место уделялось его подвигам. Причем описывались они исключительно в восхваляющем ключе, так, чтобы читатель был воодушевлен его деяниями и, конечно, стремился приблизиться сам к богоугодным делам.


Конечно, сам рассказ строился по определенному принципу. Ведь что означает слово житие в первоначальном смысле? Все же происходит от слова жизнь. А значит, и повествование начиналось от рождения святого, а зачастую и от жизни его родителей и предков, и заканчивалось его упокоением и продолжением небесной жизни, почитанием его Церковью, сотворением посмертных чудес. И вот в течение описания его земного пути как раз и описывались во всех красках его подвиги, сотворенные чудеса, благолепие.

Также могли описываться и жития людей, не совершивших в жизни ничего героического, но ставших святыми из-за чудес, сотворенных им уже после смерти.

Что такое житие в литературе?

С течением времени житие, как церковная литература, постепенно стало перерождаться в самостоятельный литературный жанр. Разумеется, вначале, все же эти произведения были достоянием Церкви и писались церковными служителями.


Но были некоторые причины, которые еще на заре возникновения этого жанра приближали его к высокой литературе:

  • Подробное повествование, связанное единым сюжетом, определенными канонами написания произведения.
  • Высокий стиль рассказа, тщательное изучение подлинной истории и отражение ее в произведении.
  • Профессионализм автора в создании не просто исторического описания, но подлинного произведения.
  • Хранение рукописных жизнеописаний, переиздание их в дальнейшем и облачение их в форму книг.

Все эти признаки и стали отправной точкой в том, что жития довольно скоро стали самостоятельными художественными творениями. В них уделялось большое внимание не только подвигам святого, но и описанию его праведной жизни, достойной отражения в литературе и истории.

Таким образом, жанр жития стал историко-биографическим эпосом, отражающим не только жизнь конкретного человека, но и время, в котором он жил. Красочно описывались географические и даже исторические подробности эпохи жития самого героя. Поэтому многие произведения стали важными документами для исследования и изучения прошлого времени.

Признаки жития как литературного жанра

Первым признаком существования жития как литературы является тот факт, что повествование велось о реально жившем человеке. Обязательным было точное следование биографическим и историческим фактам.


Но с акцентом на его благостной жизни, за что Господь и даровал ему чудесную силу. То есть сам рассказ должен был служить назиданием верующим, а тем более неверующим, чтобы могли они видеть перед собой достойный пример служения Богу, а значит и людям. Это есть второй признак самостоятельности жанра - идеологическая подоплека произведения.

И еще один - стиль произведения и его язык. Все житие писалось в возвышенных тонах, дабы возвысить героя в глазах читателя. Отсюда множество высоких, хвалебных, восторженных слов и выражений. И конечно, все повествование изобиловало церковной и библейской лексикой, ссылками на Ветхий и Новый Завет, церковные каноны.

Итак, можно резюмировать, что такое житие. Это жанр древней литературы, описывающей земной путь причисленного ныне к святым человека. И это не народное творчество, а сознательное создание высокохудожественного произведения на религиозные темы с жизнеописанием христианских святых.

- (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… … Википедия

См … Словарь синонимов

житие - житие’м житие’, житие’м … Словарь употребления буквы Ё

Житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий … Русское словесное ударение

ЖИТИЕ, я, мн. я, ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. | прил. житийный, ая, ое (ко 2 знач.). Житийная литература.… … Толковый словарь Ожегова

Житие, жития, жития, житий, житию, житиям, житие, жития, житиём, житиями, житии, житиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

житие - ЖИТИЕ, я, ср Текст, содержащий описание жизни святого, т.е. канонизированного христианской церковью церковного или государственного деятеля, мученика или аскета, включающий в себя биографические данные, молитвы, поучения и т.д. Житие упоминает о… … Толковый словарь русских существительных

I ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. II ср. 1. Временной период от рождения до смерти человека или животного;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Я; ср. 1. Жизнеописание какого л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь (2, 4 5 зн.); житьё. Беспечальное ж. ◁ Житийный, ая, ое (1 зн.). Ж ая литература. Ж ые сказания … Энциклопедический словарь

Житие - религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая , . Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, взятое из Четии-Минеи 6 декабря и 9 мая, и из книги: Служба, житие и чудесаиже во святых отца нашего…
  • Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары , Злых Н.. Житие преподобномучениц, составленное известным церковным писателем, агиографом, кандидатом исторических наук архимандритом Дамаскином, известным православнымчитателям как исследователь…

ЖИТИЕ (греческий βίος, латинский vita), жанр церковной литературы, жизнеописание святого. Область словесности, к которой принадлежит совокупность жития, именуется «агиография». Житие принято разделять на группы по следующим признакам: чину святости (агиологическому типу) изображаемого лица; особенностям повествовательной формы; пространному или краткому характеру описания жизни святого. В соответствии с чинами святости жития делятся на мученические, жития равноапостольных святых, преподобнические (житие святых-монахов), житие святых жён, житие юродивых (известны только в православной агиографии), святительские (житие святых - иерархов Церкви), а также святых-мирян; среди последних выделяют житие святых правителей (в славянский традиции - житие святых князей). Эта классификация не отличается строгостью, т.к. святой может одновременно принадлежать к нескольким агиологическим типам (мученик или миссионер одновременно может быть преподобным, святая жена - мученицей и/или монахиней, и т.д.). По особенностям повествовательной формы выделяются жития-агиобиографии, в которых подробно описана жизнь святого от рождения до смерти, и мартирии (от греческого μαρτύριον - мучение; в западной католический традиции именовались passio), описывающие мученическую смерть святых за исповедание веры, но не содержащие повествования об их жизни в целом. По характеру описания жизни святого жития могут быть пространными и краткими. Пространные жития предназначались для чтения в монастырях за трапезой в день памяти святого, для келейного и домашнего чтения (в православной греческой и славянской традициях их принято именовать минейными, так как они включались в Четьи-Минеи). Краткие жития составлялись для чтения на богослужении (в православной греческой традиции входили в состав сборников Синаксарь и Менологий; в Древней Руси - в состав созданного на основе Синаксаря сборник «Пролог», который у православных южных славян продолжал именоваться Синаксарем).

С точки зрения авторитетности и достоверности сообщаемых сведений жития некоторых святых в церковной традиции принято разделять на канонические и апокрифические; известны канонические и апокрифические жития великомучеников Георгия, Никиты Готского, Феодора Тирона. Жития часто создавались свидетелями жизни святых или по рассказам очевидцев. Цель жития - сохранение памяти о святых, назидание читающих, прославление святого на богослужении. По материалам жития обычно составлялись службы святым. Написание жития часто приурочивалось к моменту канонизации святых либо служило подготовке канонизации.

В отличие от светской биографии житие описывает в личности святого, прежде всего проявление Божественного начала; образы святых в житии обыкновенно не индивидуализированы; житие - «словесная икона» святого (В. О. Ключевский). Для жития характерен набор композиционных и стилистических «общих мест» (топосов): молитва автора к Богу с просьбой о помощи и признание своей греховности и «некнижности»; сведения о родителях святого; чудеса, сопровождающие его рождение; крещение, наречение имени, наделяемого символическим смыслом и предвещающего подвиги святого; его отказ в детстве от игр со сверстниками; обращение к Богу; уход в монастырь; бесовские искушения; знание дня своей смерти и благочестивая кончина; прижизненные и посмертные чудеса (исцеление слепых, парализованных, одержимых бесом и др.). В разных видах жития существует свой набор топосов.

На становление жития отчасти повлияли различные традиции. Оно вобрало некоторые черты античной биографии, античного романа, фольклорных жанров и мифологических представлений (например, мотив змееборчества в житии великомученика Георгия).

Наиболее ранние жития - мученические. Инициатива но составлению первых, не дошедших до нас сборников мученических житий приписывается римским папам Клименту I и Фабиану, позднее был составлен мартиролог, без достаточных оснований приписываемый Иерониму Блаженному, ещё один сборник написан английским монахом Бедой Достопочтенным. В 9 веке на латинском Западе мартирологи составляли Флор, Храбан Мавр, Вандельберт, Узуард, в 10 веке - Ноткер Заика. На греческом языке был составлен несохранившийся мартиролог Евсевия Кесарийского, известна также его книга о палестинских мучениках. «История персидских мучеников» была составлена около 410 года епископом Таргитским Маруфой.

Древнейшим преподобническим житием является житие Антония Великого, написанное Афанасием Великим. В 5 веке житие на Востоке писали Геронтий Пресвитер, Каллиник, Феодорит Кирский. Житийные сказания о монахах определённой местности были объединены в особые сборники - патерики (Египетский патерик - «Лавсаик» Палладия, Синайский патерик - «Луг духовный» Иоанна Мосха).

В византийской агиографии сосуществовали два направления - «народное», отличающееся простотой языка и приверженностью к бытовой конкретике, и «литературное» , ориентированное на книжный стиль, абстрагировавшееся от изображения бытовых реалий, тяготевшее к притчевости. К «народному» направлению относятся жития Иоанна Милостивого и Симеона Юродивого, составленные Леонтием Кипрским. Во 2-й половине 10 века в Византии прежде написанные жития были переписаны в отвлечённо-риторическом стиле Симеоном Метафрастом (всего им было отредактировано 148 житий, среди них - жития Богородицы, Николая, епископа Мирликийского, Дионисия Ареопагита).

Первое латинское житие - написанное диаконом Понтием житие святого Киприана, епископа Карфагенского (середина 3 века). Житие писали Руфин Аквилейский, Иоанн Кассиан Римлянин, Григорий Турский и др. Художественные черты усиливаются в житиях, созданных Валафридом Страбоном (святого Блайтмакка, святого Маммы). К 11 веку в латинской книжности окончательно выработались каноны изображения жизни святых; в 12 веке в житиях преобладали описания чудес. В 11-13 веках создаются своды жития - легендарии. Наиболее известным и читаемым был легендарий доминиканского монаха Якова Ворагинского «Золотая легенда» (13 век), включавший 180 житий; сборник «Каталог святых» составил в 14 веке Пётр Наталибус (умер 1382). Публикация корпуса латинского жития («Acta Sanctorum») была начата в 1643 обществом болландистов (издание продолжается и ныне).

Древнейшие русские жития относятся к рубежу 11-12 века: «Чтение о Борисе и Глебе»; житие Феодосия Печерского, составленное Нестором, а также «Сказание о Борисе и Глебе» неизвестного автора. Жития, составленные в конце 14 - 1-й четверти 15 века Епифанием Премудрым (Сергия Радонежского, Стефана, епископа Пермского), написаны изощрённым стилем, для которого характерны разнообразные риторические приёмы (стиль «плетения словес»). В середине 16 века корпус переводных и оригинальных житий был собран митрополитом Макарием в сборнике «Великие Четьи-Минеи». Новая редакция переводных и оригинальных житий, также объединённых в сборнике Четьих-Миней, принадлежит митрополиту Димитрию Ростовскому. Канонизация русской Церковью на рубеже 20-21 века большого числа святых (преимущественно мучеников, пострадавших в 20 веке) стала причиной активного развития русской агиографии в последние 2 десятилетия и составления многочисленных новых житий, в большинстве своём основанных на документальных материалах.

Лит.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. М., 1989; Brown Р. Society and the holy in late antiquity. Berk., 1989; Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995-1998. Т. 1-2; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 годы). 2-е изд. СПб., 1996; Мир житий: Сборник материалов конференции (Москва, 3-5 октябрь 2001 г.). М., 2002; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 2003; Русская агиография: исследования, публикации, полемика. СПб., 2005.

В литературе есть четкое определение, что такое житие. Это рассказ о жизни и подвигах деятелей христианской церкви, которые были удостоены звания святых. Со временем житие видоизменились, но главная суть -прославление достойного человека, в них осталась.

Рассказы о святых были включены в сборники и появились на Руси в одно время с новой религией – христианством. Они сразу же полюбились в кругу грамотных людей и стали читаться с большим интересом.

Задача жития

Рассказы были построены таким образом, чтобы читателю было понятно, почему историческое лицо было названо святым. Что такое житие, понятно, если разобраться, какие задачи ставили перед собой авторы писаний.

Основная задача жития – прославление святого, была реализована за счет воспевания его храбрости, отваги, умения справляться с трудностями. Например, в житие об Александре Невском можно прочитать красочное описание известной Невской битвы, когда Александр въехал на своем скакуне прямо на палубу вражьего корабля.

Структура писаний

Каждое житие построено по единому образцу. Обязательно должны быть описаны сведения из истории, географии, иногда экономики того места, где жил святой. Поэтому житие является источником для историков, из которого они могут почерпнуть различную информацию дней минувших.

Известны случаи, когда святыми признавали обычных людей, которые ничего героического в жизни не совершили. Им приписывали совершение чудес, которые произошли уже после их смерти. Еще бывало писали о вымышленных героях.

Со временем в жанр житие добавили так же рассказы о жизни человека, что практически заслоняло рассказы о подвигах святых. Писатели стремились показать, что жизнь простого человека, который помогает другим, ничем не отличается от жизни мучеников, убитых в далеком прошлом и этот человек заслуживает должного уважения.

Новое на сайте

>

Самое популярное