Домой Виноград Как священники относятся к имени ева. Что означает имя ева и его влияние на судьбу и характер девочки

Как священники относятся к имени ева. Что означает имя ева и его влияние на судьбу и характер девочки

руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы:

– Этот вопрос связан с серьезной церковной проблемой – неофитством. То, что подавляющее большинство верующих людей на пост-советском (пост-атеистическом) пространстве – новообращенные (неофиты), вполне аксиоматично и статистического подтверждения не требует. Ну а неофитам неизбежно хочется засвидетельствовать для всех окружающих свою принадлежность к той или иной религиозной структуре.

Нет сомнения в том, что чувства этих людей искренни и прекрасны. Хотя внешние проявления их восторга выглядят наивно, порой просто смешно и даже глуповато.

Неофитство часто проявляется во внешнем виде, но к этому же явлению относится и наречение детей в православных семьях редкими библейскими именами. Хотя в прежние времена это было больше свойственно сектантам: баптистам, адвентистам седьмого дня и т.п.

У православных этот диапазон расширяется до любых редких христианских имен, которые есть в святцах. Но следует учесть, что отношение к святцам всегда было довольно-таки дифференцированным. То есть существуют имена, которыми чаще всего называли монашествующих.

Впрочем, некоторые имена перестали быть сугубо монашескими, а стали больше даже светскими. Например, имя Маргарита – раньше этим именем называли в основном монахинь. Но это едва ли не исключение.

«В этом есть нечто сектантское»

– Сам комплекс неофитства, в том числе и склонность называть детей редкими библейскими именами, является, на мой взгляд, признаком неосознанной гордыни. Человек вроде бы хочет бороться с гордыней, но на самом деле просто не видит, что, выпячивая свою религиозность, он всего лишь нашел для реализации гордыни новую форму. А детям с такими экзотическими именами придется не то что тяжело, но несколько дискомфортно и неуютно.

Общество состоит из разных людей, и у кого-то такие имена могут вызвать насмешку, а у кого-то и раздражение. Хотя, конечно же, люди из окружения неофитов относятся к таким именам с одобрением. Неофит зациклен на своей новой мировоззренческой модели и, как правило, хочет перевернуть весь мир, чтобы он стал созвучен его новым убеждениям. В этом есть нечто сектантское. Поэтому и библейские имена воспринимаются окружающими в комплексе с его назойливым поведением и вызывают раздражение.

«В святцах имя есть – деваться некуда»

– И когда просят покрестить с каким-нибудь ну очень редким именем, так и хочется порекомендовать: ну назовите тогда, как пророк Исайя назвал своего сына: Мегер Шелал Хаш Баз. (Правда, к лику святых он не причислен). Или именем святого мученика Хусдазада – такое имя в святцах есть. В таких случаях я предлагаю родителям подумать, но не настаиваю. А оснований отказывать крестить ребенка с таким именем нет: в святцах это имя есть – деваться некуда.

На нашем приходе такое случается не часто, но нет-нет, да и бывает. Доводилось крестить именами Рахиль, Ревекка, Сампсон. Как-то принесли крестить мальчика – Соломона. Но с Соломоном проще – его к лику святых Церковь не причислила.

Хотя достаточно много имен библейских и в то же время довольно распространенных. Так, например, после долгого забвения снова стали называть мальчиков Фома. А имя Давид и вовсе стало очень популярным.

И, конечно же, имя, которое многие считают чуть ли не самым русским – Иван. На самом деле оно не русского, а еврейского, библейского происхождения. Правда, этим именем иудеи своих детей уже давно не называют. По их мнению, то, что имя Иоанн (евр. Йоханан) стало таким распространенным у христианских народов: Йоханес (Ганс), Джон, Ян, Жан, Хуан – его «дискредитирует», и называть еврейских мальчиков таким именем совершенно недопустимо. Хотя и здесь не обходится без исключений.

И, наконец, в последнее время часто встречаются имена Адам и Ева. На Руси эти имена не были столь уж редкими, и имя Ева, как мне показалось, стало возрождаться немного раньше имени Адам. Правда, чаще всего так приходится называть, когда приносят крестить девочку с именем Эвелина. Эти имена часто выбирают люди нецерковные, потому что имена Адам и Ева являются значимыми в светской культуре и искусстве.

«Любые крайности – от бесов»

Но речь сейчас идет не о таких библейских именах, как Фома, Адам и Ева, и уж тем более не об имени Иван. А о том, что само желание давать детям редкие, даже экзотические имена обусловлено тенденцией подчеркнуть свою особенность и эксклюзивность. Однако склонность к экзотике чаще всего вызывает раздражение и может восприниматься как некое проявление маргинальности. И на детях это неизбежно отразится.

Для родителей выбор таких имен может быть формой эпатажности, чтобы показать: мы, мол, не такие, как все. Но одно дело с подобной целью майку какую-нибудь несуразную надеть – ее поносил и выкинул. А другое дело – дать человеку имя.

Поэтому родители, выбирая имя ребенку, должны учитывать все грани: чтобы оно было и привычным, и благозвучным, и православным. Потому что если в какую-то сторону бывает перегиб, то он дает общий крен. Не помню, кто из святых отцов, по-моему, преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Любые крайности – от бесов». Вот и в наречении детей также нужно избегать крайностей.

«Ребенку надо дать такое имя, чтобы он его полюбил» – мнение начальника ЗАГСа

более 30 лет заведует городским ЗАГСом в Виннице:

– Есть такие родители, которые еще перед дверьми ЗАГСа спорят, каким именем назвать ребенка. А бывает, что не только папа с мамой, а вся семья собирается и все родственники, чтобы выбрать ребенку имя – обговаривают, советуются. Ответственно к этому относятся – не просто «у соседки девочка Настенька, и мы себе так назовем».

Ребенку надо дать такое имя, чтобы он его полюбил. Потому что если ребенок не любит свое имя, толку не будет. И это не дитя не любит свое имя – это ребенка не любят в семье. Его так назвали, что ему дискомфортно.

И такое наблюдение: если человек приходит менять свое имя, значит, не смогли в семье сделать так, чтобы он его полюбил. Это зависит от родителей и других родственников – чего-то они ребенку не додали, какие-то нелады в семье.

Древними необычными именами детей, конечно, называют – но это не часто случается. Например, с именем Савва у нас регистрируют три ребенка за год – не больше. Сейчас люди стали смотреть в церковные календари: католики по-своему смотрят, иудеи – по-своему, и православные тоже. Но украинцы перекручивают имена – пишут не Кирило, как нужно по словарям, а Кирилл, с двумя украинскими «і». Или Кристина вместо Христина. Правильно по-украински не хотят называть.

А при регистрации родители могут хоть Столбом Электрическим ребенка назвать, хоть Лампочкой. Ограничений нет. Мы так и записываем: «имя ребенку присваивается по согласованию родителей». Особенно когда имя выбирают нетрадиционное или его написание отличается от общепринятого. Сейчас стали больше называть детей именами дедов, прадедов, бабушек и прабабушек – хотят, чтобы имя в роду сохранилось и дальше жило.

«Библейские имена имеют такое же право на восстановление в жизни общества, как и любые другие» – мнение филолога

Наталья Иванова, филолог, сейчас работает в православном детсадике Калининграда:

– И у нас в садике есть много детей с библейскими и древнехристианскими именами. Чаще всего это дети священников. У меня в группе есть две сестры – Анастасия и Пелагея, есть еще Федор, Матвей, Марк, Макар.

Как филолог могу сказать, что каждый народ имеет свои предпочитаемые имена, которые использует как национальные и передает следующим поколениям. В России долгое время основную роль в выборе имени играли святцы. В советский период все права перешли к ЗАГСу, то есть от церкви – к государству, что повлияло на разнообразие имен для младенцев, так называемые имена-неологизмы. В новейшей истории нет четких предпочтений в сторону имен «светских», библейских, древнерусских и т.п.

Лично я считаю, что имена как таковые фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы, и современный нам мир склонен и в этом вопросе к универсальности. В частности, библейские имена имеют такое же право на жизнь, точнее, на восстановление в жизни общества, как и любые другие.

«Фемистоклюсы с Алкидами и мост хрустальный через речку» – мнение психолога

Ольга Шурыгина, консультант-психолог компании «Яндекс», Санкт-Петербург:

– Когда дают такие имена детям, то кто-то хочет просто выпендриться, а кто-то, возможно, думает о том, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Мне кажется, что при выборе имени нужно руководствоваться музыкальным слухом и уважением к будущему ребенка, а не нагружать его своими культурологическими смыслами или своими фантазиями о красивой жизни героев эпосов и сказаний.

При неудачном выборе имени ребенок может страдать. Либо себя начать не любить и стесняться, либо родителей тайно ненавидеть. Ничего хорошего – я бы не экспериментировала. И разрешала властям в таких случаях поменять проблемное имя. Но, может, с психикой ребенку повезет, и ему будет всё равно.

И не думаю, что тяга к экзотическим библейским именам только у православных верующих проявляется. Это всё то, что уже описал Гоголь. Помните сыновей Манилова? Фемистоклюс и Алкид. Претензии на образованность и аристократизм. А меж тем у самого книжка, заложенная на 14-й странице два года уж как. Что тут еще к Гоголю добавить?!

Бывают редкие случаи, когда называют в честь кумира, о котором знают все. И то это для ребенка не здорово, но хоть понятно. Не смогли удержаться. А во всех остальных случаях – Фемистоклюсы с Алкидами и мост хрустальный через речку.

«Лишь бы при наречении имени ребенка супруги не ссорились»

– Наверное, дело каждого родителя и матери – как называть своих детей, – полагает Наталья Гром , майор милиции из Винницы . – Хотя следует учитывать время, в которое мы живем, для того, чтобы ребенку потом во взрослой жизни было комфортно с тем или иным именем.

– Всё зависит от самого имени. Многие и не знают, называя детей, к примеру, Яков или Ева, что имена эти библейские, – говорит журналист Людмила Калита из Киева. – Однако есть в Библии немало и других, не столь привлекательных по звучанию имен (по крайней мере, в наших широтах и в наше время). Называя ребенка одним из таких, стоит помнить о том, что дети, с которыми ваше чадо обязательно будет общаться каждый день, не знакомы со значением всех имен на свете. Поэтому надо готовиться утирать ему слезы, если в саду, во дворе или школе к его необычному имени подобрали обидное прозвище.

– Мне не нравится, когда детей называют редкими библейскими именами, – говорит Вадим Романенко , руководитель компании «Союз издательств» (Киев) . – Это похоже на одевание вычурного наряда, за которым может оказаться пустота.

– Признаюсь честно, мне нравится, когда детей называют «старинными» именами, и я искренне охаю и ахаю, если слышу, что новорожденного назвали Лука или Елисей, – рассказывает матушка Виктория Могильная , мама восьми детей из Киева .

Когда родилась наша пятая дочка, в святцах поблизости были только такие непривычные имена, как Яздундодкта, и муж предоставил мне свободу выбора. Теперь, несмотря на все подтрунивания близких родственников, у нас есть дочка с древним именем Ева. И Тихон у нас тоже есть. Правда, он родился на Благовещение. Дал Господь «по сердцу» – назвать сына в честь одного из самых любимых святых.

Перефразируя Честертона, скажу, что мне нравится всё, «что не дает нам становиться истинно современными людьми».

Имя, наверное, тоже своеобразный отголосок ушедших эпох, где письма писались пером, и счастье не зависело от наличия горячей воды в кране. Лишь бы при наречении имени ребенка супруги не ссорились, и имя нравилось обоим. А древнее оно или нет, модное или самое обыкновенное, значения не имеет, мне кажется. Это же имя святого, а значит, у нас есть надежда на поддержку и молитвенное предстательство.

Подготовила Анна Аркуша

Мою племянницу назвали Ева, она родилась 4 января. Это день памяти Анастасии Узорешительницы. Мама ребенка была категорически против, чтобы назвать дочь Анастасией. Очень настаивала, чтобы назвать свою дочь Евой. В Святцах значится, что день памяти праматери Евы в Неделю праотец (2 недели до Рождества Христова) (к сожалению, не знаю точно, что это значит - Неделя Праотец?), т.е. по Святцам ей все-таки подходит имя Ева. Мы крестили Еву 27 августа, в этот день сознательно. Это день памяти новомученицы российской - великомученицы Евы (Павловой). Правильно ли считать, что ее Небесный покровитель - вмц. Ева (Павлова)? И где можно взять ее житие? Где можно узнать, написана ли икона с ее ликом? Икона с изображением праматери Евы у нас есть, можно ли праматерь Еву также считать Небесным покровителем моей крестницы Евы?

домохозяйка

Виктория, Канада

Уважаемая Вера, небесным покровителем человека в собственном смысле является один святой, во имя которого этот человек назван в таинстве Крещения. Поэтому если девочка была крещена во имя новомученицы – все же не великомученицы, это точно, – Евы Павловой, то ее и нужно почитать как ее небесную покровительницу. Наиболее полным собранием жизнеописаний новомучеников являются книги, издаваемые игуменом Дамаскиным (Орловским). Также издаются сборники по территориальному признаку – жития новомучеников, подвизавшихся в той или иной епархии. Что касается написания икон новомучеников, то, даже если Вам не удастся найти индивидуальной иконы, существуют так называемые общие чины написания святых, сообразно лику святых: есть общая икона мученика, общая икона преподобного, общая икона святителя.

Имя Ева - это одно из самых известных женских имен в мире. Согласно авраамическим религиям, к которым относятся все ветви христианства, иудаизм и ислам, имя Ева - это имя первой женщины в ветхозаветном мире.

С иврита имя Ева (пишется как חוה‎, произносится как Хава) переводится как "дающая жизнь", а раз так, то что мы можем смело утверждать, что имя Ева означает "дающая жизнь" . Однако в контексте можно переводить имя Ева как "озорная" или "подвижная" . Как и многие другие имена пришедшие из Библии, имя Ева может иметь несколько значений.

Привычное нам звучание имя Ева в других языках звучит совсем по другому. В Чехии И Польше имя Ева произносят как Эва, а в Великобритании как Ива. Наиболее близкое к первоисточнику произношение имени Ева в Грузии - Хава.

Имя Ева одновременно является краткой формой большого числа других имен. Это имена Евгения , Евангелина, Эвелина , Евдокия и многие другие.

Значение имени Ева для девочки

Ева растет веселой и подвижной девочкой. Не зря же имя переводится в том числе как озорная. Это накладывает на родителей определенные обязательства. С маленькой Евой нужно много гулять на улице, а как подрастет лучше всего направить эту активность в положительное русло. Ева с удовольствием посещает всевозможные кружки, но частенько их меняет.

Учится Ева хорошо, но к учебе относится спокойно. Она не обладает стремлением быть самой лучшей в классе. Учеба для Евы не является инструментом самореализации. Ева успешна во всех предметах, но у нее обязательно будет несколько любимых дисциплин.

Девочка растет с крепким здоровьем. Она редко болеет, чему способствует любовь к физкультуре. Однако в подростковом возрасте родителям стоит уделить внимание диете ребенка. Нередко, увлекаясь, она забывает покушать, что в дальнейшем может негативно сказаться на пищеварительной системе.

Сокращенное имя Ева

Евка, Эва, Ив, Ива, Ивви, Эфа, Эфи.

Уменьшительно ласкательные имена

Евочка, Евушка, Евонька, Евусик, Евуня, Евуша, Евуля, Эвита .

Имя Ева на английском языке

В английском языке имя Ева пишется как Eva, а читается как Ива.

Имя Ева для загранпаспорта - EVA.

Перевод имени Ева на другие языки

на азербайджанском - Həvva
на арабском - إيفا‎‎
на армянском - Եվա (Ева)
на белорусском - Ева
на болгарском - Ева
на греческом - Εύα
на иврите - אווה‎
на испанском - Eva
на итальянском - Eva
на китайском - 伊娃
на латыни - Eva
на немецком - Eva
на польском - Ewa
на румынском - Eva
на сербском - Ева
на словенском - Eve
на украинском - Єва
на финском - Eeva
на французском - Eve
на чешском - Eva
на японском - イブ

Имя Ева по церковному православной вере) остается неизменным - Ева. Ева может при крещении быть крещеной под своим мирским именем, но может конечни и сменить его.

Характеристика имени Ева

Если характеристика Евы в детстве, активная, то в более взрослом возрасте ее скорее можно назвать трудолюбивой. Она все так же подвижна и весела, но большая часть энергии уходит на различные полезные дела. Ева - это взрослый самодостаточный человек. В ней нет нужды в слушательницах, в виде подружек. Она сама прекрасно дает оценку жизненным ситуациям и знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Благодаря этому, ее частенько считаю скрытной и самоуверенной.

Ева по натуре победительница и готова для победы много работать. У нее сильные волевые качества, что очень помогает Еве по жизни. Иногда устав от легких побед, она сама начинает искать задачи посложнее и поинтересней. Поражение Ева переносит крайне тяжело. Она на время теряет силы что либо делать и лечится это только временем. Задача близких, поддержать Еву.

Работать Ева любит, но любит работу, где есть место настоящему жизненному подвигу, иначе она затоскует. Если Ева не выложилась на работе по полной, то она считает что работала нечестно. Но это не значит, что Ева будет делать глупую бессмысленную работу, не стоит ее недооценивать. Из Евы может получится прекрасный руководитель. Она своим примером будет заряжать уверенностью в успехе коллектив.

Ну и самое главное призвание в жизни Евы - это семья. В ее приоритетах, семья наиважнейший и самый самый главный. Ева прирожденная мама и прекрасная жена, но не каждый мужчина сможет жить с ней рядом. Ее активность и трудолюбие вызывают в некоторых мужчинах оторопь и даже страх. Не удивительно, что прекрасно это чувствуя, Ева не спешит с замужеством и достаточно долго выбирает себе пару для создания семьи. Она просто не сможет полюбить такого мужчину, сколько бы он не старался.

Тайна имени Ева

Одной из тайн имени Ева можно назвать ее замечательную интуицию. Ева и так не любительница делится внутренними переживаниями, а интуитивные ощущения считает совсем личными. Поэтому ее интуитивные способности и остаются для многих тайной. Окружающие, пытающиеся всячески повлиять на нее, часто не понимают, что Ева отчетливо видит их помыслы и мотивы.

Второй тайной Евы можно назвать ее ранимость. Она совершенно не умеет защищаться и очень переживает агрессию со стороны других людей. Тут Еве нужна поддержка и защита от близких и лучше всего от мужчины. Таким мужчиной для маленькой Евы может быт папа или брат, а для взрослой - муж.

Планета - Солнце.

Знак зодиака - Овен.

Тотемное животное - Лань.

Цвет имени - Красный.

Дерево - Финиковая пальма.

Растение - Магнолия.

Камень - Рубин.

Ева добрая девочка. Больше она похожа на отца, чем на мать. Повзрослев, Ева становится принципиальной и настойчивой. Вместе с тем, Ева очень чувствительна и впечатлительна. Также она непредсказуема. Неизвестно чего от нее ждать и какой сюрприз она может преподнести. Ева довольно ревнива, от чего у нее случаются частые конфликты с ее молодым человеком.

Мужа Ева выбирает похожего на себя, с сильным характером. Мягкость и нежность в мужчинах Ева не любит. Поиски будущего мужа могут затянуться для Евы надолго. Часто она остается одна. Но если все-таки Ева вышла замуж, она становится хорошей хозяйкой, которая хорошо готовит, поддерживает порядок в доме и воспитывает детей. Ева любит находиться в обществе. Ее дом всегда полон гостей. У Евы много подруг, которые с ней на протяжении всей жизни.

Судьба : Женщина с именем Ева обладает волевым характером, который дополняется способностью контролировать себя в любой ситуации. Ей присущи такие качества как уравновешенность, сдержанность, настойчивость и внимательность.

День Ангела Евы

Из древнееврейского языка – подательница жизни. «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3.20). Имя происходит от еврейского имени Хавва, что означает «жизнь, живая». Соответствует славянской Живее, олицетворяющей жизнь.

По своей звуковой энергетике Ева – имя слегка холодноватое, но заводное и целеустремленное. Немалую роль играет также связанная с этим именем идея "первородного греха", причем в силу малого распространения этого имени в России такая связь прослеживается довольно явственно, накладывая на характер Евы определенный отпечаток. Нет, это совершенно не означает, что современная Ева будет копией легендарной праматери человечества, однако неоднозначность этого библейского образа и неохладевающий на протяжении веков интерес к этому вопросу свидетельствуют о его важности. Кроме того, эта идея хорошо резонирует с общей энергетикой имени.

В самом деле, в имени ощущается чувственная устремленность, активность, возможно, даже страстность, но вместе с тем некоторый недостаток мягкости делает имя несколько холодноватым. Не правда ли, очень похоже на библейское предание, когда страсть к "поеданию эротических яблок" обращается тревогой, а затем и холодом изгнания из счастливого рая? В добавок ко всему самой Еве эти мысли будут приходить в голову еще в раннем возрасте, а первые впечатления, как известно, отличаются наибольшей глубиной.

Когда дело касается любви, свойственные ей логичность и рационализм отступают на второй план. Теперь это ласковая, нежная, веселая женщина, с ней никогда не станет скучно. В спутники жизни Ева чаще всего выбирает мужчину с таким же характером и темпераментом, как и у нее. Она не терпит рядом с собой холодных партнеров. Замуж она не выйдет пока не найдет человека, который бы полностью соответствовал ее идеалам. Часто бывает, что первый брак Евы может стать не совсем удачным.

В семье она - глава, но это главенство она осуществляет тактично. Женщина с таким именем прекрасная гостеприимная хозяйка и превосходный кулинар, который не раз порадует своими съедобными шедеврами не только семью, но и гостей. От этого муж постоянно без ума от своей жены. Обычно семейная жизнь Евы всегда приносит ей счастье и длится долгие годы. Однако жить со свекровью она не желает и старается свить семейное гнездо вне родительского дома мужа.

Имя Ева Адам дал сво-ей жене по-сле гре-хо-па-де-ния. Ева бы-ла со-тво-ре-на из реб-ра Ада-ма во вре-мя его сна: "и на-ло-жи Бог из-ступ-ле-ние на Ада-ма, и успе, и взя еди-но от ребр его и ис-пол-ни пло-тию вме-сто его. И со-зда Гос-подь Бог реб-ро, еже взя от Ада-ма, в же-ну, и при-ве-де ю ко Ада-му. И ре-че Адам: се, ныне кость от ко-стей мо-их и плоть от пло-ти мо-ея, сия на-ре-чет-ся же-на, яко от му-жа сво-е-го взя-та бысть сия" ( ).

Ева - пра-ма-терь че-ло-ве-че-ско-го ро-да, пра-ро-ди-тель-ни-ца всех жи-ву-щих. Пре-льщен-ная диа-во-лом в об-ра-зе змея, Ева на-ру-ши-ла за-по-ведь Бо-жию - вку-си-ла за-прет-ный плод и скло-ни-ла к то-му и Ада-ма: "и ви-де же-на, яко доб-ро дре-во в снедь и яко угод-но очи-ма ви-де-ти и крас-но есть, еже ра-зу-ме-ти, и взем-ши от пло-да его яде, и да-де му-жу сво-е-му с со-бою, и ядо-ста" ( ). За пре-ступ-ле-ни-ем по-сле-до-ва-ло на-ка-за-ние - из-гна-ние из рая и про-кля-тие. Всту-пил в си-лу за-кон рож-да-е-мо-сти и смер-ти. Пер-вые лю-ди бы-ли со-зда-ны Бо-гом бес-смерт-ны-ми и пред-на-зна-че-ны бы-ли для веч-но-го бла-жен-ства, и спо-соб раз-мно-же-ния, как у жи-вот-ных, не был дан при-ро-де. И зна-ли Адам и Ева толь-ко доб-ро. Вый-дя же из по-слу-ша-ния Бо-гу, по-зна-ли они и зло - уда-ле-ние от Бо-га, и пре-тер-пе-ли смерть ду-хов-ную, смерт-ны-ми ста-ли и те-ла их. Но Гос-подь по Сво-е-му ми-ло-сер-дию дал пра-ро-ди-те-лям обе-то-ва-ние: се-мя же-ны со-трет гла-ву змия. Это обе-то-ва-ние ста-ло пер-во-е-ван-ге-ли-ем, ибо оно та-ин-ствен-но пред-ска-зы-ва-ло о Спа-си-те-ле ми-ра, Ко-то-рый ро-дит-ся от Же-ны - Прис-но-де-вы Ма-рии, Но-вой Евы, и Сво-ей Крест-ной Смер-тью и Вос-кре-се-ни-ем упразд-нит власть диа-во-ла, и ве-ли-кая на-деж-да бы-ла все-ле-на в серд-ца лю-дей.

Из-гнан-ный из рая, ве-ли-ким пла-чем пла-кал Адам о том, что по-те-рял вла-ды-че-ство в ми-ре и, утра-тив цар-ское до-сто-ин-ство, стал ра-бом. Ве-лик был плач Ада-мов и то-гда, ко-гда по вну-ше-нию диа-во-ла Ка-ин убил Аве-ля, бра-та сво-е-го.

Бо-лезнь гре-ха ста-ла неотъ-ем-ле-мой ча-стью душ че-ло-ве-че-ских, пе-ре-да-ва-е-мой от от-цов де-тям. Ес-ли пер-вый че-ло-век был со-тво-рен по об-ра-зу и по-до-бию Бо-жию, то о потом-стве Ада-ма, лю-дях рож-да-е-мых, чи-та-ем в Биб-лии: Адам ро-дил сы-на по по-до-бию сво-е-му и по об-ра-зу сво-е-му ( ). И пошло потом-ство гре-хов-ное, и ста-ла на-се-лять-ся зем-ля людь-ми, име-ю-щи-ми бо-лезнь ду-ши. Но обе-то-ва-ние Бо-жие, про-из-не-сен-ное еще в раю, хра-ни-лось в серд-цах по-том-ков Ада-ма: че-ло-ве-че-ство жда-ло Спа-си-те-ля ми-ра.

Молитвы

Молитва святым праотцам Адаму и Еве

К вам, прародителем нашим, о Адаме и Ево, прибегаем мы, немощная чада ваша. Воззрите милостивно на нас с высоты небесныя вашея славы и будите нам помощницы во искушениях и соблазнах, от врага рода человеческаго нам прибывающих. Аще и соблазнилися есте древле льстивными глаголы змиевыми и лишилися рая сладости, пребысте обаче остаток земныя жизни вашея в покаянии и сокрушении о неразумии своем, и тако снидосте во обители печали. В последок же дний прииде Обетованный, еже сокрушити державу князя мира сего. Пред спасительными же страданьми Своими предпосла ко отшедшим живота сего проповедника покаяния, иже бысть предтеча Его на земли и в преисподних земли. Вы же с радостию послушасте словес сего, разумевающе, яко о Семени вашем глаголет. По мале же времене потрясеся ад и огорчися, сниде бо Разрушитель ада. Огорчися ад, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть, огорчися, ибо умертвися, огорчися, ибо связася. Вы же возвеселистеся и взыграсте духом, зряще Искупителя вашего, по плоти от вас происшедшаго, Бога же суща безначальна и Отцу соприсносущна. Сице убо и нас сподобите земное сие и многоскорбное житие в покаянии преити, в будущей же жизни зрети выну Спасителя душ наших и Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом подобает честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новое на сайте

>

Самое популярное